Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ УСЛУГИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ УСЛУГИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / INTELLECTUAL SERVICES / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / VIRTUAL CAPITAL / ВИРТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / VIRTUAL SERVICES / КАСТОМИЗАЦИЯ / CUSTOMIZATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕНТА / INTELLECTUAL RENT / "KNOWLEDGE ECONOMY"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубилин Алексей Григорьевич

В работе рассматриваются различные определения «интеллектуальных услуг»: перечислены признаки, характеризующие интеллектуальные услуги; показаны структуры и составляющие интеллектуального капитала организации, проведена сравнительная характеристика процессов создания интеллектуальных и виртуальных услуг. Рассмотрена тенденция кастомизации. В русле этой тенденции обеспечение качества услуг и удовлетворенность заказчика служат ключевыми моментами и находятся под особым вниманием производителей интеллектуальных услуг. В работе уделено внимание дополнительному доходу особого порядка, который получает производитель интеллектуальной услуги в условиях знаниеёмкой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTELLECTUAL SERVICES IN THE SPHERE OF KNOWLEDGE ECONOMY

In the work discusses various definitions of «intellectual services»: enumerated the signs that characterize intelligence services; showed the structure and components of the intellectual capital of the organization, makes the comparative characteristics of the processes of creating intelligent and virtual services. Reviewed a tendency of customization. In line with this trend, ensuring of services quality and customer satisfaction are key moments and are under special attention of producers of intellectual services. In the work paid attention to the additional income which the receives manufacturer of the intelligent service in an knowledge-capacious economy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ УСЛУГИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

уплаченная за нее цена слишком высока. Наоборот, слабая компания может оказаться хорошей инвестиционной возможностью, если цена адекватно низка относительно прогнозируемых прибылей [9].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что рынок слияний и поглощений является самостоятельной экономической категорией и обладает своими специфическими особенностями функционирования, факторами, формирующими спрос и предложение; сложным механизмом ценообразования. Для детального изучения свойств рынка слияний и поглощений следует применять комплексный подход, что требует дополнительной теоретической разработки.

Литература и источники

1. Игнатишин Ю.В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. - СПб.: Питер, 2005. -C. 58.

2. Гвардин С.В., Чекун И.Н. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. - СПб: Питер, 2007. - С. 21.

3. Ендовицкий Д.А., Соболева В.Е. Экономический анализ слияний/поглощений компаний. - М.: Кнорус, 2010. - С. 66.

4. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. - М.: Фонд «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара», 1999. - С. 85.

5. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х т. / Под ред.

B.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. 2-е изд., испр. - СПб.: Экономическая школа, 2000. Т.2.- С.70.

6.МолотниковА.Е. Слияния и поглощения. Российский опыт. - М.: Вершина, 2010. - С. 63.

7. Радыгин А.Д. Российский рынок слияний и поглощений: этапы, особенности, перспективы // Вопросы экономики. - 2009. - № 10. - С. 40.

8. Брижак О.В. Институциональная трансформация российской экономики: противоречия корпоративного сектора // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. № 9. -

C. 70.

9. Эванс Ф., Бишоп Д. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях. - М.: Альпина Паблишерз, 2009. - С. 82.

АЛЕКСЕЕНКО АНАСТАСИЯ ГЕРМАНОВНА - аспирант Кубанского государственного технологического университета (harbourage@yandex.ru) ALEKSEENKO, ANASTASIA G. - Ph.D. student, Kuban State Technological University.

УДК 338.46:659.235

ТРУБИЛИН А.Г. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ УСЛУГИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Ключевые слова: интеллектуальные услуги, интеллектуальный капитал, экономика знаний, виртуальный капитал, виртуальные услуги, кастомизация, интеллектуальная рента.

В работе рассматриваются различные определения «интеллектуальных услуг»: перечислены признаки, характеризующие интеллектуальные услуги; показаны структуры и составляющие интеллектуального капитала организации, проведена

сравнительная характеристика процессов создания интеллектуальных и виртуальных услуг. Рассмотрена тенденция кастомизации. В русле этой тенденции обеспечение качества услуг и удовлетворенность заказчика служат ключевыми моментами и находятся под особым вниманием производителей интеллектуальных услуг. В работе уделено внимание дополнительному доходу особого порядка, который получает производитель интеллектуальной услуги в условиях знаниеёмкой экономики.

TRUBILIN, A.G.

FEATURES OF INTELLECTUAL SERVICES IN THE SPHERE OF KNOWLEDGE ECONOMY

Keywords: Intellectual services, intellectual capital, «knowledge economy», the virtual capital, virtual services, customization, intellectual rent.

In the work discusses various definitions of «intellectual services»: enumerated the signs that characterize intelligence services; showed the structure and components of the intellectual capital of the organization, makes the comparative characteristics of the processes of creating intelligent and virtual services. Reviewed a tendency of customization. In line with this trend, ensuring of services quality and customer satisfaction are key moments and are under special attention of producers of intellectual services. In the work paid attention to the additional income which the receives manufacturer of the intelligent service in an knowledge-capacious economy.

Интеллектуальные услуги - важнейшее звено формирующейся сегодня «экономики знаний», все больше привлекающей внимание исследователей. Внимание это обусловлено не столько количественными, сколько качественными параметрами развития этого вида услуг. В настоящее время существует множество разнообразных подходов к определению самого термина «интеллектуальные услуги». Одним из первых исследователей, проведших их обобщение, был Ф. Махлуп. Он определил этот вид услуг как «профессиональные» и отнес к ним консалтинговые, правовые, аудиторские, а также услуги здравоохранения [1].

Говоря о природе этой экономической категории, нужно отметить, что производство услуг разного типа требует и работ различного уровня квалификации. Знаниеёмкий характер присущ интеллектуальным услугам, создание которых требует комплекса знаний. Способность человека к интеллектуальной, мыслительной и творческой работе определяет создание интеллектуальных услуг. По причине уникальности каждого человека, уникальности работы его мозга, одной из неизбежных характеристик интеллектуальных услуг является гетерогенность. Более того, восприятие интеллектуальных услуг также индивидуально и зависит от возможностей и способностей потребителя [2].

Суммируем некоторые признаки, определяющие интеллектуальные услуги:

- производный характер услуг;

- высокая степень индивидуализации;

- знаниеёмкий характер производства;

- значительная доля добавленной стоимости;

- способность к адаптации [3].

Можно сделать вывод, что организации, производящей интеллектуальные услуги, необходим определенный интеллектуальный капитал. Под «интеллектуальным капиталом» Т. Стюарт (термин предложен им в 1993 году) имел в виду интегрированное образование, составленное из трех частей:

- структурного капитала (совокупность форм и методов, поддерживающих эффективный сбор, тестирование, организацию, хранение и распространение необходимых знаний);

- человеческого капитала (совокупность знаний и умений их использовать с целью удовлетворить потребности клиентов);

- потребительского капитала (совокупность отношений компании и ее клиентов) [4].

Структура и составляющие интеллектуального капитала компании приведены в таблице 1.

Таблица 1. Структура интеллектуального капитала организации [5].

Составные части интеллектуального капитала бизнеса Элементы интеллектуального капитала бизнеса

Человеческий капитал бизнеса Совокупная рабочая сила

Знания и умения специалистов

Подразумеваемые знания работников

Структурный капитал бизнеса Организационный капитал бизнеса Результаты интеллектуальной деятельности

Информационные ресурсы и технологии

Электронные сети

Организационная структура и система управления бизнесом

Клиентский капитал бизнеса Коммерческие (бизнес) идеи и деловые связи

Коммерческая сеть распространения продукции (работ, услуг)

Участие в коммерческих холдингах, финансово-промышленных группах

Средства индивидуализации фирмы (основного товара, или услуги бизнеса)

Деловая репутация фирмы (брэнд)

Многие авторы сводят функциональную роль интеллектуального капитала к нематериальному активу компании, способствующему росту производительности труда за счет квалификации, знаний и умений работников, новаторства и организационных способностей менеджеров и за счет других форм повышения результативности организации. При этом Е.Н. Клочко подчеркивает, что в современных условиях интеллектуальные услуги все больше приобретают виртуальный характер, имеющей следующие признаки:

- полная утрата вещественной формы;

- роль экономического ресурса, имеющего комплексный характер;

- обширные общественные формы производства и потребления;

- в процессе ее предоставления одновременно участвуют потребитель и поставщик;

- фокус на удовлетворение информационных потребностей экономических агентов различных отраслей развития бизнес-процессов экономики знаний [6].

Выделяют и некоторые отличия сущностного проявления интеллектуальных и виртуальных услуг. Различия эти приведены в табл. 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика процессов продуцирования интеллектуальных и виртуальных услуг [6].

Характеристика процесса Виртуальные Интеллектуальные

продуцирования услуги услуги услуги

Индивидуальный характер + +

производства

Высокая доля добавленной стоимости + +

в выручке

Сопроизводство услуг потребителем + +

Необходимость наличия способности + +

к восприятию услуги

Поливариантный характер создания и + +

оказания услуги

Овеществленность услуги - +

Обязательность наличия прямого - +

личного контакта потребителя и

производителя

Наличие информационной технологии + -

как обязательное условие

предоставления услуги

Возможность удаленного доступа к + +/-

услуге

Наличие сетевых контактов между + -

участниками процесса ее оказания

Соглашаясь с совпадением признаков интеллектуальных и виртуальных услуг в большинстве позиций, нужно заметить, что технологическая среда для расширения индивидуализации предоставления разнонаправленных услуг была подготовлена активным развитием информационных технологий. В противоположность стандартизации и рационализации потребления, создается новая тенденция, которая состоит во всестороннем воплощении требований конкретного клиента в предоставляемой услуге. Эта тенденция известна под термином «кастомизация». Модульный подход к производству и продвижению товара, в точности удовлетворяющего каждый запрос индивидуального потребителя, - основа кастомизации. Т. Бурткова и А. Татаркин, как область реализации кастомизации, выделяют получение и размещение в специальных фондах информации о запросах каждого конкретного потребителя [7].

Сотрудничество с такими «фондированными» клиентами позволяет не только получать информацию, но и воздействовать обратно - через накопленные ранее сведения, что приводит к переводу простого клиента в разряд приверженцев.

Оказание интеллектуальной услуги часто предполагает ее производство совместно с клиентом, когда последний, не просто физически присутствует при оказании ему услуги, а участвует в ее создании. Данный процесс описывается термином «сообслуживание». В случае индивидуального заказа интеллектуальной услуги потребитель значительно вовлекается в процесс создания и предоставления услуги, необходимой именно ему. В этом случае, под «участием» понимается личная форма сотрудничества с компанией, предоставляющей интеллектуальные услуги, которая выражается в передаче информации, в непосредственных действиях по формированию потребительской ценности.

В ходе такого сотрудничества, согласно результатам исследований, произведенных отделом интеллектуальных услуг Высшей школы экономики [8]:

- от 30-ти до 50-ти процентов потребителей различного профиля отмечают, что в ходе сотрудничества с производителями этих услуг они получают новые знания;

- от 20 до 40 процентов отмечают, что совместная работа помогла им разработать новые продукты;

- от 16 до 39 процентов указывают, что это способствовало оптимизации бизнес-процессов на их предприятиях (рисунок 1)

60 50 40 30 20 10

1Ь. Ь * I ь ь

II и Ы я ш ш И ИИ И ш и и я

6

^ ж ¿р

V

Новые знания Новые продукты Бизнес процессы

Рисунок 1. Основные направления совершенствования деятельности бизнес - структур, опосредованные сотрудничеством с поставщиками интеллектуальных услуг различного профиля (Составлено автором)

Вовлечение потребителя в формирование интеллектуальной услуги служит одним из способов дифференциации предложения на рынке. Маркетинг отношений становится той областью, на которой все выгоднее сосредоточивать свое внимание производителям интеллектуальных услуг. При этом ключевую роль играет информация о клиенте, без которой адаптация услуги под его индивидуальные нужды невозможна [9]. Таким образом, у интеллектуальной услуги оказывается два производителя: 1. Компания со своим интеллектуальным ресурсом.

2. Заказчик с предоставляемой им информацией.

По мнению большинства исследователей, эти два источника являются основными для получения интеллектуальной ренты [10].

К ключевым признакам интеллектуальной ренты отнесем следующие:

- доход может быть получен за счет элементов интеллектуального капитала, в силу его дифференциации по качеству;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- источник ренты обусловлен частным интеллектуальным капиталом, интеллектуальными продуктами и монополизацией прав на них;

- интеллектуальная рента является избыточным доходом, превышающим доход, полученный от использования минимального интеллектуального капитала, необходимым для производства традиционных товаров массового потребления [11].

Таким образом, интеллектуальные услуги являются важнейшим элементом современной «экономики знаний», который, в свою очередь, имеет ряд особенностей, таких, как формирование процесса взаимодействия производителя и потребителя на рынке интеллектуально-сервисных услуг.

Литература и источники

1. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton: Princeton University Press, 2011.

2. Заббарова А.Ш. Формирование и распределение интеллектуальной ренты в современной российской экономике. Дисс. ... канд. экон. наук. - Казань, 2007.

3. Левина М.Б. К вопросу о классификации интеллектуальных услуг // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции/ под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.

4. Windrum P., Tomlinson M. Knowledge-Intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison // Technology Analysis and Strategic Management. - 2012. - №3.

5. Клочко Е.Н. Виртуальные и интеллектуальные услуги: общее и особенное // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013.

6. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2012.

7. Трубилин А.Г., Жуков Б.М. Развитие рынка интеллектуально-сервисных услуг в Краснодарском крае// Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015. - №2(10).

8. Булыга Р.П. Использование концепции интеллектуального капитала в методологии оценки бизнеса // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - №3.

9. См.: Трубилин А.Г., Жуков Б.М. Институты партнерства и взаимодействия в интеллектуальном сервисе: пути развития // Сборник публикаций научного журнала ''Globus'' по материалам I, II международной научно-практ. конференции: «Экономика и юриспруденция: теория и практика» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - СПб.: Научный журнал ''Globus'', 2015.

10. Трубилин А.Г., Жуков Б.М. Развитие рынка интеллектуальных услуг как условие инновационного преобразования экономики региона // Экономика и предпринимательство. -2015. - № 9. - ч.2.

11. Трубилин А.Г., Жуков Б.М. Клиентоориентированная модель реализации интеллектуально-сервисных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». -2015. - Вып. 4.

ТРУБИЛИН АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента (Краснодар) TRUBILIN, ALEXEI G. - Lecturer, Department of Management, Marketing and Business, Management Institute of the South (Krasnodar) (trubil_aleksey@mail.ru)

УДК 332.122.62

АРАКЕЛОВ А.С.

ИНДИКАТОРНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАСНОДАРСКОГО

ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, интегральный подход, индикатор, анализ, Черноморское побережье Краснодарского края.

Статья представляет собой оценку туристско-рекреационного потенциала муниципальных образований Черноморского побережья Краснодарского края. В основе исследования лежит применение интегрального подхода, который обеспечивает наиболее комплексный и глубокий анализ состояния показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития региона.

ARAKELOV, A.S.

INDICATED METHOD OF ASSESSMENT OF TOURIST-RECREATION POTENTIAL OF MUNICIPAL FORMATIONS OF KRASNODAR BLACK SEA REGION

Keywords: tourist-recreational potential; integrated method; indicator; analysis; the Black sea coast of Krasnodar region.

Article represents an evaluation of tourist and recreational potential of municipalities of the Black Sea coast of Krasnodar region. In the base of the study is on use of integrated approach, which provides the most complex and in-depth analysis of the state of indicators characterizing the level of social and economic development of region.

На сегодняшний день в научной литературе существует большое количество различных подходов к оценке туристско-рекреационного потенциала. Однако большинство из них не дает комплексного анализа его разнообразных компонентов. В связи с этим, для проведения глубокого и комплексного анализа туристско-рекреационного потенциала, мы предлагаем использование методики построения индикаторной системы.

На наш взгляд, построение индикаторной системы регионального и муниципального уровня является наиболее предпочтительной методикой, положенной в основу анализа и оценки туристско-рекреационного потенциала территории. При этом такая индикаторная система должна учитывать максимально возможное количество факторов и показателей, включая природно-климатические и социально-экономические. Данный подход позволяет постоянно совершенствовать систему оценки, подстраивать ее под определенные условия, в зависимости от тех или иных объектов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.