Научная статья на тему 'Особенности интеллектуальной сферы человека в инволюционный период'

Особенности интеллектуальной сферы человека в инволюционный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / ELDERLY MAN INVOLUTION PERIOD / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА / INTELLECTUAL SPHERE / BELIEFS / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сердюкова Е. Ф., Шаповалова М. Л.

В статье представлен анализ результатов исследования особенностей интеллектуальной сферы человека в инволюционный период. Выявлена и описана взаимосвязь активной жизненной позиции пожилых людей с уровнем сохранности их интеллекта. В ходе исследования авторами установлено, что сохранность интеллектуальной сферы пожилых людей зависит от степени их включенности в социальные отношения, от направленности их познавательных интересов и степени интенсивности их познавательной активности. В ходе исследования авторами статьи было выделено шесть групп респондентов. Респонденты первой группы имеют довольно высокий социально-культурный статус, а также продолжают заниматься общественно-полезной и активной мыслительной деятельностью. Респонденты второй группы показали высокий IQ. Эти люди имеют среднее, средне-специальное и высшее образование, продолжают заниматься активной мыслительной деятельностью, под которой мы понимаем общение не только со сверстниками, но и с представителями младших поколений; анализ и прогнозирование своих поступков, критическое осмысление результатов деятельности и общения. Показатели третьей группы респондентов можно назвать хорошей нормой. Эти люди на протяжении всей жизни занимались самообразованием. Им свойственна любовь к чтению газет и журналов, к просмотру интеллектуальных и познавательных телепрограмм и шоу. Они принимают активное участие в жизни своих детей и внуков, стараясь помочь им материально, поддерживая с ними постоянный контакт, передавая им свой богатый жизненный опыт в плане семейных и общественных отношений. Общение с внуками происходит достаточно активно, но ограничивается формированием бытовых навыков и воспитательными воздействиями. Четвертая группа респондентов характеризуется средним уровнем интеллекта. Для этих людей характерно отсутствие интереса к чтению литературы, однако они с удовольствием общаются со сверстниками и более молодыми людьми, в число которых входят дети и внуки. Критичность по отношению к себе и своим поступкам у них снижена, зато присутствует постоянное желание всех поучать, воспитывать, критиковать. Участия в школьной жизни своих внуков они, как правило, не принимают, ограничиваясь расспросами. Пятая группа респондентов показала уровень интеллекта, который мы отнесли к низкой норме. В эту группу входят пожилые люди в возрасте 70-85 лет, которые совсем не имеют образования. Респонденты шестой группы не смогли окончить работу в связи с высокой утомляемостью и низкой работоспособностью. Авторы статьи пришли к выводу, что сохранность интеллектуальной сферы людей в инволюционный период напрямую зависит от активности их продуктивной мыслительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTELLECTUAL SPHERE OF A PERSON DURING THE INVOLUTIONAL PERIOD

The study presents an analysis of the results of studies of the intellectual sphere of a person during an involution period. During the study the authors found out that the safety of intellectual sphere of the elderly people depends on the degree of their involvement into the social relationships, the direction of their cognitive interests and the degree of intensity of their cognitive activity. The authors identified six groups of respondents. The respondents of the first group have a fairly high socio-cultural status, they also continue to engage in socially useful and active mental activity. The respondents of the second group showed a high IQ. These people have a secondary, vocational and higher education, continue to be engaged in an active mental activity, by which is meant not only communication with people of their own age, but also with the representatives of younger generations; analysis and forecasting of their behavior, critical understanding of activity and communication. Index of the third group of respondents can be called a good standard. These people have a lifelong self-education. They are actively involved into the life of their children and grandchildren, trying to help them financially, keeping regular contact with them. Communication with grandchildren is fairly active, but limited to the formation of life skills and educational influence. The fourth group of respondents is characterized by an average level of intelligence. These people are characterized by a lack of interest in reading, but they are happy to communicate with people of their own age and younger people, which include children and grandchildren. As a rule they do not participate in the school life of their grandchildren, but they may ask questions about school. The fifth group of respondents shows a low level of intelligence. This group includes older people of 70-85, who do not have education at all. Respondents of the sixth group were not able to finish the work due to the high fatigue and low working capacity. The authors conclude that the safety of intellectual sphere of people during the involution period depends on the action of their productive mental activity.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуальной сферы человека в инволюционный период»

является монографическое исследование И.А. Дахкильгова «Мифы и легенды вайнахов» [5].

Большим успехом ингушской фольклористики стало монографическое изучение отдельных жанров фольклора. Так, нартский эпос исследовали Ахмет Мальсагов и Уздиат Далгат, сказки - Лидия Цечоева и Борис Садулаев, мифы, легенды и предания - Ибрагим Дахкильгов, эстетику ингушского фольклора - Абукар Танкиев, героико-эпические песни - Магомет Матиев.

Прежде чем приступить к непосредственному определению роли ингушского устного народного творчества в эстетическом воспитании, целесообразным, считаем, дать краткую характеристику основным жанрам фольклора Ингушетии.

Одной из самых прекрасных жемчужин ингушского фольклора является нартский эпос, национальная версия которого имеется почти у всех народов Северного Кавказа. Великий кавказовед Е. Крупнов, научная деятельность которого начиналась именно в Ингушетии, не в пример некоторым другим нартоведам, не впадая в голословные утверждения, на основе неопровержимых фактов развенчивает порочную идею о привнесении к народам Кавказа основного ядра нартского эпоса какими-то степными народами, ведшими кочевой образ жизни. Тут самое время обратиться к выводам самого Е. Крупнова из его статьи «О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа»: «И сейчас я вновь со всей категоричностью хотел бы подчеркнуть свой главный тезис о том, что героический нартский эпос - это результат самобытного (а не заимствованного) творчества сугубо местных кавказских племен, носителей родственных языков, развитых на основе древнего и единого кавказского субстрата» [6]. Поэтому не случайно нартский эпос возник и развивался в таких районах Северного и Западного Кавказа, на территории которых на рубеже бронзового и железного веков бытовали морфологически близкие между собой, так называемые археологические культуры: кобанская, прикубанская и колхидская. Они развились и развивались также на базе более древних родственных культур эпохи бронзы. Ныне же на этой территории проживают чеченцы, ингуши, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, абазины, и абхазы, т.е. народы, принадлежащие к особой, так называемой кавказкой языковой семье, отличной от всех языковых систем мира.

Библиографический список

Много общего с нартским эпосом имеют ингушские герои-ко-эпические песни. Они называются илли. Жанр ингушских илли зародился, бытовал и развивался в период с XV по XIX в. Подобные периоды принято называть героическим веком или эпической эпохой. Конечно, жанр илли возник не на пустом месте, а «на плечах» предыдущих жанров ингушского фольклора, в первую очередь - нартского эпоса и героических песен. Нарт-ский эпос является, конечно, очень древним. Но и он при своем возникновении и творческом развитии вобрал в себя мировоззренческий и художественный опыт других жанров фольклора, в первую очередь - мифологии.

Значительное место не только в культуре, но и в жизни современных ингушей занимают духовные песни (назам, на-зым, назма, во мн. ч. - назамаш, назмаи). Это поэтизированные, фольклоризированные рассказы, славящие Всевышнего, ангелов, а также жизнь, деяния, подвижническую деятельность мусульманских проповедников-святых, сподвижников Пророка, праведных халифов и т. д.

Для песенных форм устного народного творчества ингушей характерна многожанровость, что является свидетельством наличия древних песенных традиций. В ингушском песенном эпосе эти традиции были развиты, переработаны и доведены до вершин совершенства. То же самое произошло и с жанром назым. Назымы являются удачным симбиозом исламских и ингушских (фольклорных) традиций.

Эти песни, исполняемые обычно одним или несколькими солистами в сопровождении хора, по форме исполнения, по своей роли и значимости для народа «заменили» героический эпос. Возникновение и расцвет ингушских илли в свое время явились результатом эволюции и трансформации предшествующих им других, более архаических состояний. Духовные песни «унаследовали» многие особенности и функции героического эпоса, но, конечно, уже в качественно новых условиях.

Ингуши очень любят свой фольклор. Народные песни регулярно звучат по телевидению и радио. Они с удовольствием заучиваются школьниками. Ингушские писатели и поэты пишут свои произведения, используя в них богатый мир сказок, преданий, песен. Исследователи продолжают записывать и изучать устное народное творчество и очень важно использовать его педагогический творческий потенциал в воспитании молодежи и учащихся школ.

1. Ингушские сказания, предания, сказки и пословицы. Составители И.А. Дахкильгов, А.О. Мальсагов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986.

2. Сказки и легенды ингушей и чеченцев. Составитель А.О. Мальсагов. Москва, 1983.

3. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Составитель И.А. Дахкильгов, А.У. Мальсагов. Грозный, 1986.

4. Ингушские сказки, сказания и предания. Составитель И.А. Дахкильгов. Нальчик, 2002.

5. Дахкильгова И.А. Мифы и легенды вайнахов.. Грозный, 1991.

6. Крупнов Е.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность. К проблеме происхождения коренных народов Кавказа. 1964; 1: 26.

References

1. Ingushskie skazaniya, predaniya, skazki i poslovicy. Sostaviteli I.A. Dahkil'gov, A.O. Mal'sagov. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1986.

2. Skazkiilegendy ingushejichechencev. Sostavitel' A.O. Mal'sagov. Moskva, 1983.

3. Skazki, skazaniya ipredaniya chechenceviingushej. Sostavitel' I.A. Dahkil'gov, A.U. Mal'sagov. Groznyj, 1986.

4. Ingushskie skazki, skazaniya ipredaniya. Sostavitel' I.A. Dahkil'gov. Nal'chik, 2002.

5. Dahkil'gova I.A. Mify ilegendy vajnahov: Groznyj, 1991.

6. Krupnov E.I. Drevnejshaya kul'tura Kavkaza i kavkazskaya 'etnicheskaya obschnost'. K probleme proishozhdeniya korennyh narodov Kavkaza. 1964; 1: 26.

Статья поступила в редакцию 10.11.17

УДК 159.922.6

Serdyukova E.F., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Shapovalova M.L., Cand of Science (Psychology), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology,

Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF INTELLECTUAL SPHERE OF A PERSON DURING THE INVOLUTIONAL PERIOD. The study presents an analysis of the results of studies of the intellectual sphere of a person during an involution period. During the study the authors found out that the safety of intellectual sphere of the elderly people depends on the degree of their involvement into the social relationships, the direction of their cognitive interests and the degree of intensity of their cognitive activity. The authors identified six groups of respondents. The respondents of the first group have a fairly high socio-cultural status, they also continue to engage in socially useful and active mental activity. The respondents of the second group showed a high IQ. These people have a secondary, vocational and higher education, continue to be engaged in an active mental activity, by which is meant not only communication with people of their

own age, but also with the representatives of younger generations; analysis and forecasting of their behavior, critical understanding of activity and communication. Index of the third group of respondents can be called a good standard. These people have a lifelong self-education. They are actively involved into the life of their children and grandchildren, trying to help them financially, keeping regular contact with them. Communication with grandchildren is fairly active, but limited to the formation of life skills and educational influence. The fourth group of respondents is characterized by an average level of intelligence. These people are characterized by a lack of interest in reading, but they are happy to communicate with people of their own age and younger people, which include children and grandchildren. As a rule they do not participate in the school life of their grandchildren, but they may ask questions about school. The fifth group of respondents shows a low level of intelligence. This group includes older people of 70-85, who do not have education at all. Respondents of the sixth group were not able to finish the work due to the high fatigue and low working capacity. The authors conclude that the safety of intellectual sphere of people during the involution period depends on the action of their productive mental activity.

Key words: elderly man involution period, intellectual sphere, beliefs.

Е.Ф. Сердюкова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,

Е-mail: [email protected]

М.Л. Шаповалова, канд. психол. наук, доц. каф. общей и педагогической психологии Пятигорский государственный

лингвистический университет, г. Пятигорск, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИНВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

В статье представлен анализ результатов исследования особенностей интеллектуальной сферы человека в инволюционный период. Выявлена и описана взаимосвязь активной жизненной позиции пожилых людей с уровнем сохранности их интеллекта. В ходе исследования авторами установлено, что сохранность интеллектуальной сферы пожилых людей зависит от степени их включенности в социальные отношения, от направленности их познавательных интересов и степени интенсивности их познавательной активности. В ходе исследования авторами статьи было выделено шесть групп респондентов. Респонденты первой группы имеют довольно высокий социально-культурный статус, а также продолжают заниматься общественно-полезной и активной мыслительной деятельностью. Респонденты второй группы показали высокий IQ. Эти люди имеют среднее, средне-специальное и высшее образование, продолжают заниматься активной мыслительной деятельностью, под которой мы понимаем общение не только со сверстниками, но и с представителями младших поколений; анализ и прогнозирование своих поступков, критическое осмысление результатов деятельности и общения. Показатели третьей группы респондентов можно назвать хорошей нормой. Эти люди на протяжении всей жизни занимались самообразованием. Им свойственна любовь к чтению газет и журналов, к просмотру интеллектуальных и познавательных телепрограмм и шоу. Они принимают активное участие в жизни своих детей и внуков, стараясь помочь им материально, поддерживая с ними постоянный контакт, передавая им свой богатый жизненный опыт в плане семейных и общественных отношений. Общение с внуками происходит достаточно активно, но ограничивается формированием бытовых навыков и воспитательными воздействиями. Четвертая группа респондентов характеризуется средним уровнем интеллекта. Для этих людей характерно отсутствие интереса к чтению литературы, однако они с удовольствием общаются со сверстниками и более молодыми людьми, в число которых входят дети и внуки. Критичность по отношению к себе и своим поступкам у них снижена, зато присутствует постоянное желание всех поучать, воспитывать, критиковать. Участия в школьной жизни своих внуков они, как правило, не принимают, ограничиваясь расспросами. Пятая группа респондентов показала уровень интеллекта, который мы отнесли к низкой норме. В эту группу входят пожилые люди в возрасте 70-85 лет, которые совсем не имеют образования. Респонденты шестой группы не смогли окончить работу в связи с высокой утомляемостью и низкой работоспособностью. Авторы статьи пришли к выводу, что сохранность интеллектуальной сферы людей в инволюционный период напрямую зависит от активности их продуктивной мыслительной деятельности.

Ключевые слова: пожилой человек, инволюционный период, интеллектуальная сфера, жизненная позиция.

Настоящее время характеризуется развитием высоких технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. На этом фоне вполне обосновано повышается научный интерес к проблеме старения, который выражается в попытке найти универсальные причины механизмов старения, нащупать пути управления этими механизмами.

В современной науке существуют разные подходы к изучению старости. Во многих работах анализируются процессы психологического старения, изменения в отношении пожилого человека к самому себе и во взаимоотношениях с окружающими. Но центральным звеном любого исследования, касающегося возрастных изменений психики человека является установление взаимосвязи между биологическими и психологическими факторами его развития на данном этапе.

Для эффективной профилактики негативных последствий старения, отражающихся на состоянии интеллектуальной сферы пожилых людей, можно создать успешную траекторию развития личности через построение безопасной образовательной среды уже в период обучения [1, с. 58], поскольку проведенное авторами статьи исследование установило наличие корреляции жизненной позиции человека, основы которой закладываются еще в младшем школьном возрасте, с сохранностью его интеллекта в инволюционный период.

Необходимость сохранения активной жизненной позиции в пожилом возрасте является одной из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте снижение интеллектуальных возможностей человека рассматривается отечественными и зарубежными учеными (М.Д. Александрова, Л.

И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.Н. Сачук, Н.П. Петрова Р. Кесслер, Дж.Д. Мак-Артуров, Д. Фе-зерман, Д.Б. Бромлей).

Авторами статьи было проведено исследование, в рамках которого проводилось рассмотрение психологических проблем, связанных с адаптацией пожилого человека к новому социальному статусу в посттрудовой период, его взаимоотношений с окружающими в связи с возрастными изменениями в интеллектуальной сфере.

Для изучения уровня общих способностей, которые проявляются в деятельности, направленной на приспособление к новым ситуациям, наиболее релевантной методикой, на наш взгляд, является так называемый «Культурно-свободный (culture-free) тест интеллекта», разработанный Р.Б. Кеттеллом и А.К. Кет-телл [2, с. 24].

Как известно, существуют три варианта теста CF: CF-1 предназначен для диагностики детей 4-8 лет. CF-2 рекомендуется для диагностики детей старше 8 лет, а также для обследования обычного, недифференцированного взрослого населения. CF-3 преимущественно используется для диагностики студентов вузов и особо одаренных взрослых.

Универсальностью и несколько более широкой распространенностью по сравнению с CF-1 и CF-3 отличается тест CF-2, который и был использован нами для установления особенностей интеллектуальной сферы пожилых людей в нашей выборке.

Этот вариант теста можно использовать для определения уровня интеллектуального развития лиц, незнакомых даже с азбукой, что особенно важно при обследовании респондентов

выбранного нами возрастного диапазона (65-80 лет), поскольку изначально предполагалось наличие среди них неграмотных испытуемых.

Кроме указанной методики CF-2 с каждым испытуемым индивидуально проведена серия бесед, позволяющих определить общий социально-культурный статус респондента, особенности его жизни в период активной трудовой деятельности и в посттрудовой период, характерные особенности взаимоотношений с другими людьми, в частности, с близкими, знакомыми, сотрудниками, соседями, случайными попутчиками и собеседниками и т.д.

Проведенное исследование подтвердило существующее мнение о том, что пожилой возраст является сложным и неоднозначным для осмысления возрастным периодом, характеризующимся заметными изменениями в интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сферах личности.

Важно помнить о том, что психическое развитие в инволюционный период связано с сочетанием двух факторов: изменение темпов развития и переориентация механизмов развития совпадают по времени с критическим посттрудовым периодом, достаточно серьезным и зачастую эмоционально негативно насыщенным. Важен и тот факт, что замедление темпов психического функционирования в этом возрасте совпадает с физическим угасанием, появлением болезней и соматических отклонений, что подтвердилось в ходе проведенного исследования - часть испытуемых не справились с заданием именно из-за усиления соматических симптомов.

Очевидно, что между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь и чтобы адекватно понять поведение человека и оказать ему социально-психологическую помощь, необходимо учитывать особенности той жизненной ситуации, в которой осуществляется его бытие и развитие [3; 4].

В нашем исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 60 до 85 лет, из них 25 мужчин и 25 женщин, проживающие совместно с семьями своих детей либо имеющие отдельное жилье, но поддерживающие со своими детьми тесную связь. Все участники эксперимента принимали участие в исследовании добровольно.

Неожиданным в ходе анализа результатов явилось то, что испытуемые в возрасте 70-85 лет показали очень высокие результаты (130 баллов и выше). Как и предполагалось, это обусловлено тем, что данные испытуемые имеют довольно высокий социально-культурный статус, а также продолжают заниматься общественно-полезной и активной мыслительной деятельностью. Представители данной категории респондентов очень любят читать, причем предпочитают литературу научного и научно-популярного характера, с удовольствием разгадывают кроссворды, решают головоломки и ребусы. Причем респонденты данной группы активно привлекают к интеллектуальным разминкам членов своих семей и соседей. При этом респонденты данной группы ориентированы преимущественно на себя, уделяя особое внимание самосовершенствованию и самообразованию.

Респонденты, показавшие высокий Ю (120-129) (13,4 %) характеризуются тем, что имеют среднее, средне-специальное и высшее образование, продолжают заниматься активной мыслительной деятельностью, под которой мы понимаем общение не только со сверстниками, но и с представителями младших поколений; анализ и прогнозирование своих поступков, критическое осмысление результатов деятельности и общения.

Библиографический список

Люди указанной группы увлекаются чтением детективов и женских романов, с удовольствием берутся за разгадывание кроссвордов, не особенно заботясь о правильности ответов и быстро теряя интерес к этому занятию. Некоторые из них продолжают активную жизнь, участвуют в школьной жизни своих внуков, посвящая им все свое свободное время, разучивая с ними стихи, стараясь приобщить их к чтению, рисованию, а также к другим видам продуктивной детской деятельности, имеющей важное развивающее значение для детей. Также эти люди с удовольствием участвуют в родительских собраниях и других школьных мероприятиях вместе со своими внуками.

16,7 % респондентов показали Ю, равный 110 - 119 баллов (хорошая норма). Это связано с тем, что люди на протяжении жизни занимались самообразованием. Им свойственна любовь к чтению газет и журналов, к просмотру интеллектуальных и познавательных телепрограмм и шоу. Кроме того, они принимают активное участие в жизни своих детей и внуков, стараясь помочь им материально, поддерживая с ними постоянный контакт, передавая им свой богатый жизненный опыт в плане семейных и общественных отношений. Общение с внуками происходит достаточно активно, но ограничивается формированием бытовых навыков и воспитательными воздействиями.

Средний уровень Ю (90-109) выявлен у 26,6 % испытуемых. Эти люди характеризуются отсутствием интереса к чтению какой бы то ни было литературы, но с удовольствием общаются со сверстниками и более молодыми людьми, в число которых входят дети и внуки. Критичность по отношению к себе и своим поступкам у них снижена, зато присутствует постоянное желание всех поучать, воспитывать, критиковать. Участия в школьной жизни своих внуков они, как правило, не принимают, ограничиваясь расспросами.

Низкую норму Ю (80-89) показали 36,7 % респондентов. Здесь уже - пожилые люди в возрасте 70-85 лет, которые совсем не имеют образования. Также они давно перестали принимать участие в активной общественной жизни либо по состоянию здоровья, либо из-за сложившихся в ходе жизни обстоятельств.

3,3 % респондентов не смогли окончить работу в связи с высокой утомляемостью и низкой работоспособностью. На наш взгляд, это может быть обусловлено отсутствием навыка подобной работы, низкой интеллектуальной активностью, отсутствием интереса к происходящему. Данная категория респондентов характеризуется преобладанием интереса к обустройству быта, к общению на бытовом, простонародном уровне. Для них намного интереснее, что приготовила на обед соседка, кто за кого вышел замуж, нежели философские категории, рассуждения о смысле жизни, критическое осмысление своих действий, прогнозирование последствий своего поведения.

Тем не менее, общие показатели Ю по обследуемой выборке испытуемых можно оценить как хорошие, так как суммарный показатель составляет 60 % (поскольку хорошую норму и среднюю норму можно отнести к положительным показателям).

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что сохранность интеллектуальной сферы людей в инволюционный период напрямую зависит от активности их продуктивной мыслительной деятельности [5; 6], т. е. период относительной сохранности интеллекта можно продлить за счет активного взаимодействия пожилого человека с социальной средой, а также поддержания в активном состоянии мыслительных операций путем использования различных форм интеллектуальной деятельности.

1. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. Психол. Журнал. 2001; Том 22; № 3: 3 - 15.

2. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. Москва, 1990.

3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.

4. Масаева З.В. Психолого-педагогические особенности безопасности образовательного пространства в условиях постконфликтного региона. Диссертация ... кандидата психологических наук. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010.

5. Яшин Г.А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности. Ав-тореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1996.

6. Сердюкова Е.Ф. Исследование стратегий выхода из тяжелых жизненных ситуаций с позиций системного подхода. Российский психологический журнал. 2010; Т. 7; № 4: 59 - 63.

References

1. Ancyferova L.I. Psihologiya starosti: osobennosti razvitiya lichnosti v period pozdnej vzroslosti. Psihol. Zhurnal. 2001; Tom 22; № 3: 3 - 15.

2. Agadzhanyan N.A., Katkov A.Yu. Rezervy nashego organizma. Moskva, 1990.

3. Prakticheskaya psihologiya v testah, ili Kak nauchit'sya ponimat'sebya i drugih. Moskva: AST-PRESS KNIGA, 2003.

4. Masaeva Z.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti bezopasnosti obrazovatel'nogo prostranstva v usloviyah postkonfliktnogo regiona. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yuzhnyj federal'nyj universitet. Rostov-na-Donu, 2010.

5. Yashin G.A. Trud kak formoobrazuyuschij faktor chelovecheskoj deyatel'nosti. Av-toreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1996.

6. Serdyukova E.F. Issledovanie strategij vyhoda iz tyazhelyh zhiznennyh situacij s pozicij sistemnogo podhoda. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2010; T. 7; № 4: 59 - 63.

Статья поступила в редакцию 12.11.17

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, South-Ural State Institute of Arts n.a. P. I. Tshaikovsky

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Balaban O.V., Professor, Department of Musical Art, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

METASUBJECT APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING OF A MUSIC TEACHER. The paper presents a study of an entity of metasubject approach in education, it reveals features of its implementation in vocal and choral training of students at department of musical art of the Moscow city pedagogical university. The study characterizes advantages of metasubject technologies in determination of pedagogical methods in operation over interpretation of musical and poetic compositions. The use of metasubject approach is described on the example of a study of a genre of the madrigal, which the author considers as a representant of stylistics of musical art of Renaissance, emphasizing the thought of the need for strict following canonical requirements in performing practice. Exact reproduction of esthetic norms and canons of a style causes the need of overcoming of boundaries of the musical text and an output in metadata domain of the poetic text that requires operation with original poetic texts and the careful analysis of their art contents.

Key words: metasubject approach, music education, vocal and choral training, ancient music, madrigal, interpretation.

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор Южно-Уральского государственного института искусств

им. П.И. Чайковского», г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

О.В. Балабан, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва, Е-mail: [email protected]

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В статье раскрывается сущность метапредметного подхода в образовании, характеризуются особенности его реализации в вокально-хоровом обучении студентов на кафедре музыкального искусства Московского городского педагогического университета, обосновывается преимущество метапредметных технологий в определении педагогических методов в работе над интерпретацией музыкально-поэтических сочинений. Применение метапредметного подхода описывается на примере изучения жанра мадригала, который авторы рассматривают как репрезентант стилистики музыкального искусства эпохи Возрождения, подчеркивая мысль о необходимости строгого следования каноническим требованиям в исполнительской практике. Точное воспроизведение эстетических норм и канонов стиля, в свою очередь, обусловливает необходимость преодоления узкопредметных границ музыкального текста и выход в метапредметную область поэтического текста, что требует работы с оригинальными поэтическими текстами и тщательного анализа их художественного содержания.

Ключевые слова: метапредметный подход, музыкальное образование, вокально-хоровое обучение, старинная музыка, мадригал, интерпретация.

Метапредметный подход в педагогике в последние годы становится все более актуальным и востребованным. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения изначально заложены метапредметные компетенции, формирование которых не может осуществляться на одном предмете, а требует установления межпредметных связей, целостного охвата всех дисциплин учебного плана с целью комплексного педагогического воздействия на обучаемых.

Понятия «метапредмет», «метапредметность» в течение последних лет достаточно прочно вошли в научно-педагогический обиход, хотя и имеют неоднозначную трактовку. Так, например, Ю.В. Громыко трактует метапредметность как деятельность в рамках любого учебного предмета, направленную на актуализацию знаний из разных предметных областей, на обучение общим способам, средствам, операциям мыслительной деятельности [1]. Научная школа А.В. Хуторского, длительное время разрабатывавшая теорию метапредметного содержания, понимает метапредметность несколько иначе - как выход за пределы предмета, но без отрыва от его содержания. Метапредметное содержание, взаимосвязанное разными предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапред-метность не может быть оторвана от предметности [2].

Несмотря на некоторые различия в трактовках, ученые признают, что «метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности» [3, с. 15]. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения [4].

Опираясь на мнения ученых, мы понимаем метапредмет-ность в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов

как направленность на формирование у студентов комплексных знаний, умений и навыков, преодоление фрагментарности и уз-копредметности содержания учебных дисциплин. О необходимости такого подхода в музыкальном образовании говорится уже достаточно давно. Музыковеды и педагоги-музыканты неоднократно обращали внимание на недопустимость укоренившегося в профессиональной подготовке музыкантов конца прошлого столетия «узкотехнологического, ремесленного подхода, направленного на овладение конкретными умениями и навыками в рамках узкой цеховой специализации, что выражалось в примате профессионального обучения над художественно-эстетическим и индивидуально-личностным развитием студентов» [5, с. 54]. Для воспитания современного специалиста-музыканта в соответствии с требованиями ФГОС необходимо освоение знаний из смежных предметных областей и видов искусства, установление информационных параллелей с другими учебными дисциплинами, изучение музыки в историко-культурной перспективе и художественно-стилевом контексте. Именно это и может обеспечить метапредметный подход.

Рассмотрим возможный вариант реализации метапредметного подхода в музыкальном образовании на примере обучения вокально-хоровым дисциплинам студентов Московского городского педагогического университета.

В репертуар студентов вокально-хоровых специализаций в последние годы все более основательно входит старинная музыка. В связи с этим встает задача интерпретации старинных жанров, стилистика которых в некоторой степени утрачена или трактуется в свободной, далекой от оригинала транскрипции. В большей степени это относится к вокально-хоровой музыке эпохи Возрождения, которая в советское время исполнялась с поэтическими переводами авторов-переводчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.