Научная статья на тему 'Особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха юношеского возраста'

Особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / YOUTH AGE / HEARING IMPAIRMENT / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / CORRECTING AND DEVELOPING WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданова Тамара Геннадиевна

Цель данного исследования изучение изменений в структурной организации интеллектуальной деятельности, наблюдающихся у лиц юношеского возраста с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками с сохранным слухом. Рассмотрены особенности структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха юношеского возраста с помощью краткого ориентировочного теста. В исследовании участвовали студенты с сохранным и нарушенным слухом (56 и 124 человека соответственно). Выявлены характерные особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха по сравнению с их сверстниками с сохранным слухом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual development features of adolescence with hearing impairments

The purpose of this research the study of changes in the structural organization of intellectual activity, observed in young people with impaired hearing in comparison with their peers from intact hearing. It features a study of the structural organization of intellectual activity of persons with impaired hearing adolescence by a short indicative test. The study of features of structural organization of intellectual activity of young persons with hearing impairments was carried out by using a short indicative test. The study involved students with intact hearing and impaired hearing (124 and 56 people, respectively). The study revealed the characteristics of the intellectual development of people with hearing impairments, compared to their peers from intact hearing.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха юношеского возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

логическом исследовании // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. №11-2 (18). С. 25-32.

13Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований: монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

14Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во: НПО «МОДЭК», 2005. (Серия «Библиотека психолога»).

15 Общая психология и психология личности: учебник. М.: АСТ: СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

16 ПрохоровА.О. Семантические пространства психических состояний: монография. Дубна: Феникс+, 2005.

17 Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики: Монография / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999.

18 Леонтьев А.Н. Образ мира: избранные психологические

произведения. М.: Педагогика, 1983.

19 Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности: Автореф. дисс... доктора психол. наук. М., 2005.

20Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды: монография. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. (Серия «Психологи Отечества»).

21 Исследование в психологии: методы и планирование: Монография. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. (Серия «Мастера психологии»).

22 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правопорядок, 2003.

23Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: словарь. СПб.: Издательство «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»).

УДК 1 ББК 88

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЮНОШЕСКОГО

ВОЗРАСТА

ТАМАРА ГЕННАДИЕВНА БОГДАНОВА,

доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования ГАОУ «Московский городской педагогический университет» E-mail: tambogdan@mail.ru 89164205467 Научная специальность 19.00.10 - коррекционная психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Цель данного исследования - изучение изменений в структурной организации интеллектуальной деятельности, наблюдающихся у лиц юношеского возраста с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками с сохранным слухом.

Рассмотрены особенности структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха юношеского возраста с помощью краткого ориентировочного теста. В исследовании участвовали студенты с сохранным и нарушенным слухом (56 и 124 человека соответственно).

Выявлены характерные особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха по сравнению с их сверстниками с сохранным слухом.

Ключевые слова: юношеский возраст, нарушения слуха, интеллектуальное развитие, коррекционно-развивающая работа.

Annotation. The purpose of this research - the study of changes in the structural organization of intellectual activity, observed in young people with impaired hearing in comparison with their peers from intact hearing.

It features a study of the structural organization of intellectual activity of persons with impaired hearing adolescence by a short indicative test. The study of features of structural organization of intellectual activity of young persons with hearing impairments was carried out by using a short indicative test. The study involved students with intact hearing and impaired hearing (124 and 56 people, respectively).

ф-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

The study revealed the characteristics of the intellectual development of people with hearing impairments, compared to their peers from intact hearing.

Keywords: Youth age, hearing impairment, intellectual development, correcting and developing work.

Для выявления структурно-динамических характеристик интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха необходимо изучать особенности ее функционирования на всех этапах психического развития. В тех случаях, когда интеллект уже сформировался, особенности его строения начинают предопределять своеобразие операционального состава, т.е. актуальное протекание интеллектуальной деятельности. Условными показателями зрелого интеллекта в данном случае можно считать сформиро-ванность основных характеристик его структуры и их соотношений. К ним относятся свойства интеллектуальных операций, соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта в процессе решения задач различной сложности, степень участия различных компонентов интеллекта в решении задач разного типа. Большинство формальных признаков зрелости развития интеллекта при сохранном слухе приобретается к концу младшего подросткового возраста. Затем в старшем подростковом возрасте отрабатываются и автоматизируются многие из приобретенных ранее характеристик интеллектуальных операций.

Сформировавшийся интеллект - это особый, интегрированный тип целостности, который проявляется, когда дифференцированные части оказываются в состоянии стабильной, разнонаправленной взаимозависимости [Г. Марфи, цит. по 3]. Интеграция структурных компонентов интеллектуальной деятельности - проявление более общей закономерности психического развития ребенка, «закона метаморфозы» (Л.С.Выготский).

Как показали результаты исследований интеллектуальной деятельности детей и подростков с нарушениями слуха, на предыдущих возрастных этапах еще не сформировались необходимые и достаточные формальные свойства интеллекта. Он находится либо на уровне диффузной целостности, либо - в подростковом возрасте - на уровне дифференцированной целостности, которая отличается выделением составляющих ее частей, каждая из которых функционирует более или менее автономно.

Цель данного исследования - изучение изменений в структурной организации интеллектуальной деятельности, наблюдающихся у лиц юношеского возраста с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками с сохранным слухом.

Исследование особенностей структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха юношеского возраста проводилось с помощью краткого ориентировочного теста [2]. В исследовании участвовали студенты с сохранным и нарушенным слухом (56 и 124 человека соответственно).

В обследованной группе были студенты с разной степенью нарушения слуха. По этому признаку мы распределили их на три подгруппы: слабослышащие (2-3 степень тугоухости), слабослышащие (3-4 степень тугоухости) и глухие.

Проведенное исследование интеллекта по краткому ориентировочному тесту выявило выраженную неоднородность группы студентов с нарушениями слуха по интегральному показателю теста (ИПТ).

Таблица 1

ИПТ студентов с сохранным и нарушенным

слухом

Студенты ИПТ Среднекв. отклонение Возраст

С нарушениями слуха 15,4 ±6,3 24

С сохранным слухом 20,4 ±2,8 19,5

Уровень интеллектуального развития студентов с нарушениями слуха в среднем по группе ниже (ИПТ равен 15,4±6,3 баллов), чем студентов с сохранным слухом (20,4±2,8 балла, таблица 1). Различия достоверны при уровне значимости р < 0,01. Неоднородные результаты наблюдаются в группе лиц с нарушениями слуха: у студентов, имеющих 2-3 степень тугоухости - 13±6,7 баллов, с 3-4 степенью тугоухости - 15,3±7,6 баллов, глухих студентов - 15,8±6,5 балла (табл. 2). Различия между результатами подгрупп студентов со 2-3 и 3-4 степенью тугоухости недостоверны, между результатами студентов со 2-3 степенью потери слуха и студентами с сохранным слухом достоверны при уровне значимости р<0,01.

Таблица 2

ИПТ студентов с разной степенью нарушения

слуха

Степень нару- ИПТ Среднекв. Возраст

шения слуха отклонение

Глухие 15,8 ±6,5 26

Слабослыша-

щие 13 ±6,7 22

(2-3 степень)

Слабослыша-

щие 15,3 ±7,6 22

(3-4 степень)

Поскольку, с нашей точки зрения, важнее не количественная оценка результатов, а качественная характеристика развития интеллектуальной деятельности студентов с нарушениями слуха, рассмотрим соотношение различных компонентов интеллекта, отражающих в данном случае степень сформированности соответствующих мыслительных операций (табл. 3). Для этого нами была подсчитана успешность выполнения конкретных типов заданий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 3

Успешность выполнения заданий по типам (правильно выполненные задания, %)

Тип задания Студенты с нарушениями слуха Студенты с сохранным слухом

Анализ и обобщение 11 13

Умозаключения 31 23

Точность восприятия, концентрация внимания 32 75

Пространственное мышление 34 28

Числовые задания 14 20

Словарные задания 45 71

Установление порядка слов в предложении 44 85

Аналогии 51 90

Ориентировка и выбор стратегии 59 50

Наибольшие различия между группами лиц с сохранным и нарушенным слухом, обусловившие специфические особенности профилей интеллектуальных показателей, наблюдались по заданиям, требовавшим достаточного уровня владения словесной речью, включая умения оперировать словами и словосочетаниями, понимания точных значений слов, установления порядка слов в предложении. Студенты с нарушениями слуха правильно выполнили от 44 до 51 процента заданий такого типа, тогда как студенты с

сохранным слухом - от 71 до 90 процентов заданий. Исключение составили задания на формулирование умозаключений: в группе студентов с нарушениями слуха 31% правильных ответов, в группе студентов с сохранным слухом - 23%. Объяснить это можно, если принять во внимание следующий аспект. Согласно инструкции к тесту допускается решение задач в любой последовательности. Студенты могут сориентироваться в заданиях после выполнения нескольких. Поняв, что им легче дается определенный тип заданий, например, числовые или вербальные, они могут выбрать оптимальную для себя стратегию: просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем - если остается время - возвращаются к другим типам задач.

Ориентировка в заданиях и выбор стратегии выполнения теста чаще встречается у лиц с нарушениями слуха, чем у слышащих - в 59% случаев по сравнению с 50%. Возможно, это связано с тем, что, выполняя первые задания студенты с нарушениями слуха осознавали свои трудности и начинали поиск доступных для них задач. Это нашло отражение в протоколах - одни испытуемые пропускали все задания, в которых требовалось оперировать числами, другие, наоборот, выбирали только их. Многие студенты с нарушениями слуха пытались решать пространственные задачи, связанные с оперированием наглядным материалом, поэтому у них есть попытки найти ответ на задание под номером 49. Многие студенты с нарушенным слухом пропускали сложные задания, требующие оперирования словесным материалом. Слышащие же студенты часто выполняли все задания подряд.

Рис. 1. Успешность выполнения заданий по типам (правильно выполненные задания, %).

ф-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В тесте содержатся четыре задания, выполнение которых требует реализации интеллектуальных операций в наглядном плане. При выполнении заданий этого типа наблюдается некоторое преимущество студентов с нарушениями слуха (34% правильных ответов против 28%). Однако, преимущество это кажущееся: из-за отсутствия общей стратегии, предполагающей ориентировку в типах заданий, многие студенты с сохранным слухом не успевали выполнить задания с номерами, начиная с двадцать пятого. Как было показано ранее, при анализе результатов по матрицам Дж. Равена, у лиц с нарушениями слуха не обнаружено преимущества в развитии наглядно-образного мышления по сравнению со слышащими, особенно это касается решения сложных наглядных задач, требующих преодоления перцептивного соблазна, установления сложных отношений между элементами ситуации, оперирования визуально представленными ею компонентами [1].

Значительна разница между студентами с сохранным (75% правильно выполненных заданий) и нарушенным слухом (32%) по скорости и точности восприятия, распределению и концентрации внимания. Труд квалифицированного специалиста, в том числе педагога, предполагает работу с различными документами, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить главное, сопоставить данные. Трудности при работе с вербальным материалом, даже если он представлен в письменной форме, характерные для детей с нарушениями слуха, сохраняются на протяжении следующих периодов онтогенеза. Об этом свидетельствуют как результаты выполнения заданий, направленных на их выявление (№ 8 и 13), так и выполнение всего теста в целом - количество ошибок у студентов с нарушениями слуха увеличивается к концу работы с тестовым материалом. Специально направленные на выяснение показателей концентрации внимания задания находятся в первой половине теста, поэтому большинство испытуемых пыталось их выполнить. Трудной для лиц с нарушениями слуха оказалась необходимость оперировать как незнакомым материалом (фамилии на английском языке), так и цифрами. Выполнение этих заданий, кроме упомянутых - точности восприятия и концентрации внимания - предъявляет определенные требования к кратковременной памяти, недостаточный уровень развития которой является одной из причин отставания в интеллектуальном развитии лиц с нарушениями слуха.

Анализ выполнения заданий краткого ориентировочного теста показал наличие общих с предыдущими этапами психического развития особенностей в развитии интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха [1]. К ним относятся трудности оперирования вербальным материалом, сложности в реализации некоторых мыслительных операций - таких как абстракция, обобщение - независимо от того, на каком материале необходимо установить соответствующие отношения. Оперировать визуально представленным материалом лицам с нарушениями слуха относительно легче, чем вербальным в его любой форме - устной или письменной.

Существуют и такие особенности интеллектуального развития лиц с нарушения слуха юношеского возраста, которые характерны для данного периода онтогенеза. Это - отсутствие прямой зависимости от степени потери слуха, характерное для начальных этапов психического развития. Данный факт имеет большое значение для определения компенсаторных возможностей развития интеллекта лиц с нарушениями слуха разных возрастных групп, поскольку не только свидетельствует о резервах и возможностях компенсации нарушений слуха различной тяжести, но и позволяет выделить условия совершенствования интеллекта, определить направления развития и коррекции интеллектуальной деятельности.

Таким образом, фокус психологических воздействий при коррекционно-развивающей работе определяется исходя из анализа особенностей структуры и содержания интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха, специфичных на каждом этапе психического развития. В юношеском возрасте - это соотношение невербальных и вербальных компонентов интеллекта, процессы формулирования промежуточных целей, состав и иерархия интеллектуальных операций. Чем выше уровень интеллектуального развития человека с нарушенным слухом, тем гармоничнее структура его интеллектуальной деятельности с точки зрения соотношения различных ее компонентов, что приводит к достаточно сложному и субъективно богатому, образу мира. Показателями высоких уровней интеллектуального развития могут служить: широта умственного кругозора, проявляющаяся на разных этапах онтогенеза по-разному - от использования обобщенных способов ориентировки до создания абстрактных моделей; преобладание творческих подходов в решении интеллектуальных задач над шаблонными; гибкость и вариативность оценок происходящего, ориентация на выявление существенных признаков предметов и явлений окружающего мира.

Литература

1.Богданова Т.Г. Структура интеллекта лиц с нарушениями слуха // LAP Lambert Academic Publishing. 2011. 330 с.

2.Бузин В.Н. Краткий ориентировочный тест / Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики // М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 112-126.

ЗХолодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования // Томск: изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.

References

1. Bogdanova T.G. the Structure of intelligence of persons with hearing impairments // LAP Lambert Academic Publishing. 2011. 330 S.

2. Buzin V.N. Quick approximate test / Workshop on psychological diagnostics. Specific psychodiagnostic methods // Moscow: Izd-vo MGU, 1989. P. 112-126.

3. Holodnaja M.A. Psychology of intelligence: paradoxes research // Tomsk: publishing house Tom. Univ. M.: Publishing house «Bars», 1997. 392 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.