ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
логическом исследовании // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. №11-2 (18). С. 25-32.
13Акопов Г.В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований: монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
14Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, Изд-во: НПО «МОДЭК», 2005. (Серия «Библиотека психолога»).
15 Общая психология и психология личности: учебник. М.: АСТ: СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.
16 ПрохоровА.О. Семантические пространства психических состояний: монография. Дубна: Феникс+, 2005.
17 Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики: Монография / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999.
18 Леонтьев А.Н. Образ мира: избранные психологические
произведения. М.: Педагогика, 1983.
19 Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности: Автореф. дисс... доктора психол. наук. М., 2005.
20Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды: монография. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. (Серия «Психологи Отечества»).
21 Исследование в психологии: методы и планирование: Монография. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. (Серия «Мастера психологии»).
22 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правопорядок, 2003.
23Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: словарь. СПб.: Издательство «Питер», 2000. (Серия «Мастера психологии»).
УДК 1 ББК 88
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЮНОШЕСКОГО
ВОЗРАСТА
ТАМАРА ГЕННАДИЕВНА БОГДАНОВА,
доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования ГАОУ «Московский городской педагогический университет» E-mail: tambogdan@mail.ru 89164205467 Научная специальность 19.00.10 - коррекционная психология
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Цель данного исследования - изучение изменений в структурной организации интеллектуальной деятельности, наблюдающихся у лиц юношеского возраста с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками с сохранным слухом.
Рассмотрены особенности структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха юношеского возраста с помощью краткого ориентировочного теста. В исследовании участвовали студенты с сохранным и нарушенным слухом (56 и 124 человека соответственно).
Выявлены характерные особенности интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха по сравнению с их сверстниками с сохранным слухом.
Ключевые слова: юношеский возраст, нарушения слуха, интеллектуальное развитие, коррекционно-развивающая работа.
Annotation. The purpose of this research - the study of changes in the structural organization of intellectual activity, observed in young people with impaired hearing in comparison with their peers from intact hearing.
It features a study of the structural organization of intellectual activity of persons with impaired hearing adolescence by a short indicative test. The study of features of structural organization of intellectual activity of young persons with hearing impairments was carried out by using a short indicative test. The study involved students with intact hearing and impaired hearing (124 and 56 people, respectively).
ф-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
The study revealed the characteristics of the intellectual development of people with hearing impairments, compared to their peers from intact hearing.
Keywords: Youth age, hearing impairment, intellectual development, correcting and developing work.
Для выявления структурно-динамических характеристик интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха необходимо изучать особенности ее функционирования на всех этапах психического развития. В тех случаях, когда интеллект уже сформировался, особенности его строения начинают предопределять своеобразие операционального состава, т.е. актуальное протекание интеллектуальной деятельности. Условными показателями зрелого интеллекта в данном случае можно считать сформиро-ванность основных характеристик его структуры и их соотношений. К ним относятся свойства интеллектуальных операций, соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта в процессе решения задач различной сложности, степень участия различных компонентов интеллекта в решении задач разного типа. Большинство формальных признаков зрелости развития интеллекта при сохранном слухе приобретается к концу младшего подросткового возраста. Затем в старшем подростковом возрасте отрабатываются и автоматизируются многие из приобретенных ранее характеристик интеллектуальных операций.
Сформировавшийся интеллект - это особый, интегрированный тип целостности, который проявляется, когда дифференцированные части оказываются в состоянии стабильной, разнонаправленной взаимозависимости [Г. Марфи, цит. по 3]. Интеграция структурных компонентов интеллектуальной деятельности - проявление более общей закономерности психического развития ребенка, «закона метаморфозы» (Л.С.Выготский).
Как показали результаты исследований интеллектуальной деятельности детей и подростков с нарушениями слуха, на предыдущих возрастных этапах еще не сформировались необходимые и достаточные формальные свойства интеллекта. Он находится либо на уровне диффузной целостности, либо - в подростковом возрасте - на уровне дифференцированной целостности, которая отличается выделением составляющих ее частей, каждая из которых функционирует более или менее автономно.
Цель данного исследования - изучение изменений в структурной организации интеллектуальной деятельности, наблюдающихся у лиц юношеского возраста с нарушенным слухом в сравнении со сверстниками с сохранным слухом.
Исследование особенностей структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха юношеского возраста проводилось с помощью краткого ориентировочного теста [2]. В исследовании участвовали студенты с сохранным и нарушенным слухом (56 и 124 человека соответственно).
В обследованной группе были студенты с разной степенью нарушения слуха. По этому признаку мы распределили их на три подгруппы: слабослышащие (2-3 степень тугоухости), слабослышащие (3-4 степень тугоухости) и глухие.
Проведенное исследование интеллекта по краткому ориентировочному тесту выявило выраженную неоднородность группы студентов с нарушениями слуха по интегральному показателю теста (ИПТ).
Таблица 1
ИПТ студентов с сохранным и нарушенным
слухом
Студенты ИПТ Среднекв. отклонение Возраст
С нарушениями слуха 15,4 ±6,3 24
С сохранным слухом 20,4 ±2,8 19,5
Уровень интеллектуального развития студентов с нарушениями слуха в среднем по группе ниже (ИПТ равен 15,4±6,3 баллов), чем студентов с сохранным слухом (20,4±2,8 балла, таблица 1). Различия достоверны при уровне значимости р < 0,01. Неоднородные результаты наблюдаются в группе лиц с нарушениями слуха: у студентов, имеющих 2-3 степень тугоухости - 13±6,7 баллов, с 3-4 степенью тугоухости - 15,3±7,6 баллов, глухих студентов - 15,8±6,5 балла (табл. 2). Различия между результатами подгрупп студентов со 2-3 и 3-4 степенью тугоухости недостоверны, между результатами студентов со 2-3 степенью потери слуха и студентами с сохранным слухом достоверны при уровне значимости р<0,01.
Таблица 2
ИПТ студентов с разной степенью нарушения
слуха
Степень нару- ИПТ Среднекв. Возраст
шения слуха отклонение
Глухие 15,8 ±6,5 26
Слабослыша-
щие 13 ±6,7 22
(2-3 степень)
Слабослыша-
щие 15,3 ±7,6 22
(3-4 степень)
Поскольку, с нашей точки зрения, важнее не количественная оценка результатов, а качественная характеристика развития интеллектуальной деятельности студентов с нарушениями слуха, рассмотрим соотношение различных компонентов интеллекта, отражающих в данном случае степень сформированности соответствующих мыслительных операций (табл. 3). Для этого нами была подсчитана успешность выполнения конкретных типов заданий.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 3
Успешность выполнения заданий по типам (правильно выполненные задания, %)
Тип задания Студенты с нарушениями слуха Студенты с сохранным слухом
Анализ и обобщение 11 13
Умозаключения 31 23
Точность восприятия, концентрация внимания 32 75
Пространственное мышление 34 28
Числовые задания 14 20
Словарные задания 45 71
Установление порядка слов в предложении 44 85
Аналогии 51 90
Ориентировка и выбор стратегии 59 50
Наибольшие различия между группами лиц с сохранным и нарушенным слухом, обусловившие специфические особенности профилей интеллектуальных показателей, наблюдались по заданиям, требовавшим достаточного уровня владения словесной речью, включая умения оперировать словами и словосочетаниями, понимания точных значений слов, установления порядка слов в предложении. Студенты с нарушениями слуха правильно выполнили от 44 до 51 процента заданий такого типа, тогда как студенты с
сохранным слухом - от 71 до 90 процентов заданий. Исключение составили задания на формулирование умозаключений: в группе студентов с нарушениями слуха 31% правильных ответов, в группе студентов с сохранным слухом - 23%. Объяснить это можно, если принять во внимание следующий аспект. Согласно инструкции к тесту допускается решение задач в любой последовательности. Студенты могут сориентироваться в заданиях после выполнения нескольких. Поняв, что им легче дается определенный тип заданий, например, числовые или вербальные, они могут выбрать оптимальную для себя стратегию: просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем - если остается время - возвращаются к другим типам задач.
Ориентировка в заданиях и выбор стратегии выполнения теста чаще встречается у лиц с нарушениями слуха, чем у слышащих - в 59% случаев по сравнению с 50%. Возможно, это связано с тем, что, выполняя первые задания студенты с нарушениями слуха осознавали свои трудности и начинали поиск доступных для них задач. Это нашло отражение в протоколах - одни испытуемые пропускали все задания, в которых требовалось оперировать числами, другие, наоборот, выбирали только их. Многие студенты с нарушениями слуха пытались решать пространственные задачи, связанные с оперированием наглядным материалом, поэтому у них есть попытки найти ответ на задание под номером 49. Многие студенты с нарушенным слухом пропускали сложные задания, требующие оперирования словесным материалом. Слышащие же студенты часто выполняли все задания подряд.
Рис. 1. Успешность выполнения заданий по типам (правильно выполненные задания, %).
ф-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В тесте содержатся четыре задания, выполнение которых требует реализации интеллектуальных операций в наглядном плане. При выполнении заданий этого типа наблюдается некоторое преимущество студентов с нарушениями слуха (34% правильных ответов против 28%). Однако, преимущество это кажущееся: из-за отсутствия общей стратегии, предполагающей ориентировку в типах заданий, многие студенты с сохранным слухом не успевали выполнить задания с номерами, начиная с двадцать пятого. Как было показано ранее, при анализе результатов по матрицам Дж. Равена, у лиц с нарушениями слуха не обнаружено преимущества в развитии наглядно-образного мышления по сравнению со слышащими, особенно это касается решения сложных наглядных задач, требующих преодоления перцептивного соблазна, установления сложных отношений между элементами ситуации, оперирования визуально представленными ею компонентами [1].
Значительна разница между студентами с сохранным (75% правильно выполненных заданий) и нарушенным слухом (32%) по скорости и точности восприятия, распределению и концентрации внимания. Труд квалифицированного специалиста, в том числе педагога, предполагает работу с различными документами, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить главное, сопоставить данные. Трудности при работе с вербальным материалом, даже если он представлен в письменной форме, характерные для детей с нарушениями слуха, сохраняются на протяжении следующих периодов онтогенеза. Об этом свидетельствуют как результаты выполнения заданий, направленных на их выявление (№ 8 и 13), так и выполнение всего теста в целом - количество ошибок у студентов с нарушениями слуха увеличивается к концу работы с тестовым материалом. Специально направленные на выяснение показателей концентрации внимания задания находятся в первой половине теста, поэтому большинство испытуемых пыталось их выполнить. Трудной для лиц с нарушениями слуха оказалась необходимость оперировать как незнакомым материалом (фамилии на английском языке), так и цифрами. Выполнение этих заданий, кроме упомянутых - точности восприятия и концентрации внимания - предъявляет определенные требования к кратковременной памяти, недостаточный уровень развития которой является одной из причин отставания в интеллектуальном развитии лиц с нарушениями слуха.
Анализ выполнения заданий краткого ориентировочного теста показал наличие общих с предыдущими этапами психического развития особенностей в развитии интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха [1]. К ним относятся трудности оперирования вербальным материалом, сложности в реализации некоторых мыслительных операций - таких как абстракция, обобщение - независимо от того, на каком материале необходимо установить соответствующие отношения. Оперировать визуально представленным материалом лицам с нарушениями слуха относительно легче, чем вербальным в его любой форме - устной или письменной.
Существуют и такие особенности интеллектуального развития лиц с нарушения слуха юношеского возраста, которые характерны для данного периода онтогенеза. Это - отсутствие прямой зависимости от степени потери слуха, характерное для начальных этапов психического развития. Данный факт имеет большое значение для определения компенсаторных возможностей развития интеллекта лиц с нарушениями слуха разных возрастных групп, поскольку не только свидетельствует о резервах и возможностях компенсации нарушений слуха различной тяжести, но и позволяет выделить условия совершенствования интеллекта, определить направления развития и коррекции интеллектуальной деятельности.
Таким образом, фокус психологических воздействий при коррекционно-развивающей работе определяется исходя из анализа особенностей структуры и содержания интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха, специфичных на каждом этапе психического развития. В юношеском возрасте - это соотношение невербальных и вербальных компонентов интеллекта, процессы формулирования промежуточных целей, состав и иерархия интеллектуальных операций. Чем выше уровень интеллектуального развития человека с нарушенным слухом, тем гармоничнее структура его интеллектуальной деятельности с точки зрения соотношения различных ее компонентов, что приводит к достаточно сложному и субъективно богатому, образу мира. Показателями высоких уровней интеллектуального развития могут служить: широта умственного кругозора, проявляющаяся на разных этапах онтогенеза по-разному - от использования обобщенных способов ориентировки до создания абстрактных моделей; преобладание творческих подходов в решении интеллектуальных задач над шаблонными; гибкость и вариативность оценок происходящего, ориентация на выявление существенных признаков предметов и явлений окружающего мира.
Литература
1.Богданова Т.Г. Структура интеллекта лиц с нарушениями слуха // LAP Lambert Academic Publishing. 2011. 330 с.
2.Бузин В.Н. Краткий ориентировочный тест / Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики // М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 112-126.
ЗХолодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования // Томск: изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.
References
1. Bogdanova T.G. the Structure of intelligence of persons with hearing impairments // LAP Lambert Academic Publishing. 2011. 330 S.
2. Buzin V.N. Quick approximate test / Workshop on psychological diagnostics. Specific psychodiagnostic methods // Moscow: Izd-vo MGU, 1989. P. 112-126.
3. Holodnaja M.A. Psychology of intelligence: paradoxes research // Tomsk: publishing house Tom. Univ. M.: Publishing house «Bars», 1997. 392 p.