нии условий для проявления будущими педагогами творчества, самостоятельности и инициативы в решении воспитательных задач патриотической направленности. Внеаудиторная работа, проводимая куратором, обеспечивает расширение рамок в области патриотического самовыражения студентов, раскрывает и активизирует их патриотические качества, обогащает представление о национальных ценностях, месте и возможностях человека в этом мире, повышая тем самым уровень общей патриотической культуры.
Воспитательным отделам вузов, было предложено подчинить большинство воспитательных мероприятий цели формирования патриотической культуры будущих педагогов, вооружившись высказыванием В.А. Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры, когда в ней царят четыре культа: куль родины, культ человека, культ книги, культ родного слова» [10, с. 13].
Следующим путем формирования патриотической культуры мы определили общественную работу самих студентов, которая при правильной организации также мотивирует их на процессе активного участия в жизни института, инициировании и проведении различных воспитательных мероприятий патриотического характера. Являясь неотъемлемой составной частью современной системы подготовки будущего педагога в педагогическом вузе, общественная работа включала в себя многообразные виды патриотической деятельности, позволяющие студенту проявить себя как патриот на самых различных уровнях.
Библиографический список
Из всего вышесказанного следует, что педагогическая технология реализации модели формирования патриотической культуры будущих педагогов предполагает решение проблемы через создание единой культурно образовательной среды и лич-ностно-ориентированного пространства воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза.
Итак, процесс формирования патриотической культуры как элемент подготовки будущих педагогов к выполнению воспитательной работы патриотического направления представляет часть общепедагогической подготовки и осуществляется в неразрывном единстве с ней, что предполагает наличие определенного уровня знаний различного характера и практических умений, необходимых для организации и осуществления патриотического воспитания учащихся в современных условиях. Целостность процесса формирования патриотической культуры обеспечивается его приоритетами, смещающими целевые установки подготовки специалиста функционера на саморазвивающуюся и самореализующуюся личность студента-патриота.
Таким образом, модель формирования патриотической культуры будущих педагогов и педагогическая технология ее реализации, позволили нам систематизировать патриотическую компоненту воспитательно-образовательного процесса педагогического вуза и направить их на формирование личности будущего педагога, как человека патриотической культуры, способного взять на себя роль связующего звена между поколениями и стать проводником патриотических идей в школе.
1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
2. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М., 1986.
3. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева - М., 2000.
4. Лернер, И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования в педагогических науках. - 1986. - № 2.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М., 1964.
6. Саенко, А.В. Роль моделирования в познавательной и практической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.
7. Сиземская, И.Н. Проблемы современного воспитания в философском аспекте / И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова // Педагогика. - 1998.
- № 7.
8. Симонов, В.П. Моделирование и модели в гуманитарных науках // Сб. науч. трудов под ред. проф. В.П. Симонова. - М., 2007. - Вып. 5.
9. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение дистанционного образования // Социально-экономические проблемы совершенствования управленческой деятельности. Теория и опыт: тезисы докл. Международной науч.-практич. конф. - Новосибирск, 2008.
10. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлиский. - М., 1982.
11. Филипченко, С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. ... док-ра. пед. наук.
- М., 2007.
12. Филипченко, С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе: дис. ... д-ра. пед. наук. -М., 2007.
13. Юркевич, П.Д. Философские произведения. - М., 1990. Bibliography
1. Gessen, S.I. Osnovih pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. - M., 1995.
2. Konarzhevskiyj, Yu.A. Pedagogicheskiyj analiz uchebno-vospitateljnogo processa i upravleniya shkoloyj. - M., 1986.
3. Kratkiyj filosofskiyj slovarj / pod red. A.P. Alekseeva - M., 2000.
4. Lerner, I.Ya. Vzaimosvyazj obucheniya i vospitaniya v celostnom uchebno-vospitateljnom processe // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - 1986. - № 2.
5. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka. - M., 1964.
6. Saenko, A.V. Rolj modelirovaniya v poznavateljnoyj i prakticheskoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2001.
7. Sizemskaya, I.N. Problemih sovremennogo vospitaniya v filosofskom aspekte / I.N. Sizemskaya, L.I. Novikova // Pedagogika. - 1998. - № 7.
8. Simonov, V.P. Modelirovanie i modeli v gumanitarnihkh naukakh // Sb. nauch. trudov pod red. prof. V.P. Simonova. - M., 2007. - Vihp. 5.
9. Skibickiyj, Eh.G. Didakticheskoe obespechenie distancionnogo obrazovaniya // Socialjno-ehkonomicheskie problemih sovershenstvovaniya upravlencheskoyj deyateljnosti. Teoriya i opiht: tezisih dokl. Mezhdunarodnoyj nauch.-praktich. konf. - Novosibirsk, 2008.
10. Sukhomlinskiyj, V.A. Razgovor s molodihm direktorom shkolih / V.A. Sukhomliskiyj. - M., 1982.
11. Filipchenko, S.N. Formirovanie patrioticheskoyj kuljturih kursantov v processe obucheniya v voennom vuze: dis. ... dok-ra. ped. nauk. -M., 2007.
12. Filipchenko, S.N. Formirovanie patrioticheskoyj kuljturih kursantov v processe obucheniya v voennom vuze: dis. ... d-ra. ped. nauk. -M., 2007.
13. Yurkevich, P.D. Filosofskie proizvedeniya. - M., 1990.
Статья поступила в редакцию 08.11.12
УДК 159.97(075.8) + 316.6(075.8)
Sutyrina M.P., Malykhina S.E., Volkova K.A. RELATIONSHIP OF VERBAL INTELLIGENCE AND ORAL SKILLS VISUAL PERCEPTION OF SPEECH IN HEARING IMPAIRED. An association between indicators of verbal intelligence and skills of visual perception of speech in people with impaired hearing.
Key words: deaf, hard of hearing, verbal intelligence, visual perception of speech.
М.П. Сутырина, Институт социальной реабилитации ФГБОУ ВПО НГТУ, каф. специальной психологии ИФМИП ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск; С.Е. Малыхина, Институт социальной реабилитации ФГБОУ ВПО НГТУ, каф. специальной психологии ИФМИП ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск; К.А. Волкова, Институт социальной реабилитации ФГБОУ ВПО НГТУ, каф. специальной психологии ИФМИП ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: svetlana-sun@list.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И НАВЫКОВ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Выявлена взаимосвязь между показателями вербального интеллекта и навыками зрительного восприятия устной речи у лиц с нарушениями слуха.
Ключевые слова: глухие, слабослышащие, вербальный интеллект, зрительное восприятие устной речи.
Формирование устной речи глухих - одна из наиболее важных и одновременно сложных проблем в сурдопедагогике. Как известно, словесная речь имеет две стороны: импрессивную
16
S-5-
а
□ Слабослышащие
□ Глухие
высоким уровень
средним уровень
низким уровень
Рис. 1. Результаты оценки навыка чтения с губ у глухих и слабослышащих
Рис. 2. Результаты диагностики навыков чтения с губ у слабослышащих
Рис. 3. Результаты диагностики навыков чтения с губ у глухих
(восприятие) и экспрессивную (воспроизведение). Глухие люди лишены возможности воспринимать устную речь с помощью слуха, они воспринимают ее с помощью зрения, а также при наличии специальной звукоусиливающей аппаратуры и с помощью тактильно-вибрационных ощущений. Произносительная сторона устной речи глухих в большинстве случаев оказывается не соответствующей норме как по своему фонетическому, так и грамматическому оформлению. Также снижение слуха значительно отражается на качестве голоса, его темпе и ритме.
Слухоречевой дефицит оказывает влияние и на мышление глухого человека в целом, его интеллектуальное развитие. Ранее нами было показано, что уровень развития интеллекта у студентов со стойкими нарушениями слуха совпадает с уровнем развития интеллекта нормально слышащих людей, а структура интеллекта у глухих и слабослышащих студентов отличается от таковой у лиц с нормальным слухом [1; 2]. Изучение интеллекта глухих и слабослышащих приобретает особое значение в современных условиях специального образования, поскольку данное нарушение предопределяет трудности организации обучения и воспитания таких детей и, как следствие, - их социальной адаптации.
Цель работы: выявить взаимосвязь зрительного восприятия устной речи и вербального интеллекта у лиц с нарушенным слухом.
Объект и методы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в Институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. В исследовании приняли участие студенты ИСР НГТУ со стойкими нарушениями слуха. Студенты обучаются на 2-3 курсе по направлениям: «Социальная работа», «Адаптивная физкультура», «Декоративно-прикладное искусство». Количество испытуемых 31 человек, все студенты имеют стойкие нарушения слуха: глухоту и тугоухость (I, II, III, IV степени по международной классификации). Всего в эксперименте приняли участие 13 девушек и 18 юношей в возрасте 19-20 лет. Применялся модифицированный вариант методики Э.В. Мироновой «Оценка навыка чтения с губ», методика исследования интеллекта для взрослых Д. Век-слера (WAIS), методы математической статистики (вычисление коэффициента ранговой корреляции по Спирмену).
Анализ результатов и их обсуждение. В результате диагностики зрительного восприятия устной
□ высокий уровень
□ средний уровень
□ низкий уровень
□ средний уровень
□ низкий уровень
3
2
350
s 300
250
200
150
100
50
□ Осведомленность □ Понятливость □ Арифметический □ Сходство □ Словарный
Рис. 4. Успешность выполнения субтестов
32%
16%
□ плохая норма
□ пограничная зона
□ умственный дефект
52%
Рис. 5. Показатель вербального интеллекта (Ю) у лиц с нарушением слуха
показатели по данному субтесту можно объяснить недостаточным количеством знаний об окружающем мире, низким уровнем общей культуры в связи с наличием сенсорного дефекта.
Выполнение субтеста «Понятливость»
С вопросами, касающимися различных областей социального поведения, испытуемые справились лучше. Это свидетельствует об умении строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл. Однако следует отметить, что большинство студентов не понимают значения пословиц. Пословицы «Куй железо, пока горячо» и «Много шума из ничего» не смогли объяснить 25 человек, а с пословицей «Одна ласточка весны не делает» справился лишь один человек. Кроме того, у 22 испытуемых возникли проблемы с пояснением необходимости планирования. Данные ошибки связаны с трудностями понимания глухими абстрактных значений, переносного смысла.
Выполнение субтеста «Арифметический»
В данном субтесте студенты показали плохие результаты. Из возможных 18 баллов лишь одному испытуемому удалось набрать 11 баллов, три человека набрали 9 баллов, остальные не справились даже с половиной задания. Причиной таких низких результатов является недостаточная четкость оперирования числовым материалом. Людям с нарушениями слуха сложно понять смысл задач, осуществлять в уме арифметические действия с абстрактными числами. Также низкие результаты по этому субтесту можно объяснить тем, что инструкции
речи, результаты которой наглядно представлены на Рис. 1, 2, 3, выявлено, что 16 человек имеют первый уровень считывания, что указывает на достаточно высокие показатели считывания слов и фраз по губам; 10 человек имеют второй и третий уровень считывания, что свидетельствует о среднем показателе зрительного восприятия устной речи, то есть считывание правильное, но является недостаточно точным; 5 студентов показали низкие результаты, слова и фразы они воспринимают лишь приблизительно или не воспринимают вообще.
На представленных рисунках видно, что средний и низкий уровни чтения с губ имеют в равной степени как глухие, так и слабослышащие. Однако высокий (первый) уровень преобладает у большинства слабослышащих студентов (69%), в то время как для глухих полное, дословное считывание фраз является недоступным.
Этот факт мы объясняем тем, что слабослышащие воспринимают устную речь слухозрительно, возможности восприятия у них шире, чем при глухоте. Остаточный слух помогает эффективнее воспринимать устную речь. Их навык чтения с лица сочетается с ограниченным, но возможным восприятием устной речи.
При проведении методики исследования вербального интеллекта взрослых Д.Векслера у лиц с нарушениями слуха были получены следующие результаты (рис. 4, 5).
Выполнение субтеста «Осведомленность»
Осведомленность лиц с нарушениями слуха находится на низком уровне: из 31 человека 21 не смогли назвать четырех космонавтов, летавших в космос после Ю. Гагарина, 13 не знают температуру кипения воды, 18 человек не ответили, что является основным законом современного государства, 18 человек не ответили, что такое Ватикан, 11 человек не знают, где находится Бразилия, 4 человека написали, что в году 360 дней, лишь один человек знал, кто написал «Илиаду» и «Фауста», 28 человек не знают, что такое этнография и гносеология. Низкие
и условия арифметических заданий даны в вербально-словес-ной форме.
Выполнение субтеста «Сходство»
При выполнении 4 субтеста «Сходство» большинство студентов справились с заданиями. Это свидетельствует о достаточном уровне способностей к логическому обобщению, о способности к классификации сравнению и упорядочиванию материала. Однако в одном случае, испытуемый неверно истолковал задание и стал продолжать ассоциативный ряд (Пальто -платье - халат; собака - лев - тигр и т.п.). Возможной причиной является недостаточный уровень произвольного внимания.
Выполнение субтеста «Словарный»
Словарный субтест показал довольно низкие результаты. По мере усложнения задания, учащались пропуски и ошибки в объяснении значения того или иного слова. Из 25 человек 17 не ответили, какой смысл у слова «обозначать», 15 человек не знают значение слова «пародия», 17 студентов не смогли объяснить слово «тирада», 16 человек не ответили, какое значение имеет слово «жалость» и только трое студентов смогли объяснить значения слова «периметр». Следует отметить, что многие студенты не объясняли лексическое значение слов, а продолжали фразу (обдумывать - смысл, собрание - родительское, регулировать - дорожным движением, большой - дом, начинать - работу, заканчивать - работу и т.д.). Так же наблюдаются ответы в виде ассоциаций со словом (завтрак - приятного аппетита, фабрика - выступать с песнями, домашний - задание, животное и т.д.). Многие студенты невнимательно читали слова и, следовательно, давали неправильный ответ (тирада - чего-то три (триада)).
Невысокие результаты по этому субтесту связаны с недостаточным уровнем словарного запаса и знаний об окружающем мире, а так же с низким уровнем произвольного внимания. Лицам с нарушенным слухом трудно в полной мере оперировать словами родного языка и правильно истолковывать их смысл.
0
Как показано на рис. 5, интегральный показатель вербального интеллекта в большинстве у всех студентов находится на пограничном уровне.
Таким образом, глухие и слабослышащие люди имеют низкий уровень знаний и представлений об окружающем мире, обладают смутными представлениями об абстрактных, отвлеченных понятиях, отмечаются трудности в оперировании числовым материалом. Наблюдается низкая концентрация произвольного внимания, отвлекаемость. Так как люди, имеющие дефект слуха, воспитываются в условиях слухоречевой депривации, они не могут свободно оперировать средствами родного языка, имеют небольшой словарный запас по сравнению со здоровыми слышащими людьми.
Тем не менее, студенты хорошо ориентировались в ряде вопросов из различных областей социального поведения человека. Несмотря на некоторые трудности в объяснении, люди с недостатками слуха хорошо умеют строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, имеет место социальная зрелость суждений. У них сохранна способность к логическому обобщению и классификации.
Итак, в юношеском возрасте у лиц с нарушениями слуха отмечается находящийся в нижних границах нормы, невысокий уровень вербального интеллекта, который имеет особенности в компонентном составе, то есть наблюдается сформирован-ность одних компонентов вербального интеллекта и недостаточность других. Существует связь между показателями вербального интеллекта и навыками зрительного восприятия устной речи, т.е. уровнем чтения с губ у лиц со стойкими нарушениями слуха (г = 0,6). Достоверность полученных результатов подтверждена с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Библиографический список
Выводы
1. Показатели вербального интеллекта у лиц с нарушенным слухом представлены низкими и средними значениями, которые можно охарактеризовать, как пограничные. Этот факт объясняется психолингвистическими особенностями глухих и слабослышащих студентов и неблагоприятными условиями формирования словесной речи, а также развитием и становлением психики в условиях слухоречевой депривации.
2. В компонентном составе вербальной структуры интеллекта выявлены диспропорции. В экспериментальной группе наблюдаются хорошие результаты по логическому обобщению, сравнению, классификации и упорядочиванию вербального материала. Низкие показатели получились по общей осведомленности. Студенты не могли оперировать и объяснять языковые единицы, не интерпретировали фразеологические единицы и пословицы, где слова приобретают иносказательный смысл.
3. При изучении навыка чтения с лица были обнаружены высокие, средние и низкие показатели. Внутри экспериментальной группы выше оказались показатели у студентов с разной степенью тугоухости, ниже у студентов с глухотой, что объясняется более эффективными возможностями слухозрительного восприятия устной речи при тугоухости по сравнению со зрительным восприятием - при глухоте.
4. Методом ранговой корреляции установлена умеренно тесная взаимосвязь между вербальной структурой интеллекта и навыками чтения с лица. Уровень вербального интеллекта влияет на успешность зрительного восприятия речи при стойких нарушениях слуха. В связи с этим его необходимо постоянно развивать в условиях специального обучения.
1. Сутырина, М.П. Социальный интеллект и коммуникативные способности у студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1(20).
2. Сутырина, М.П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1(20).
Bibliography
1. Sutihrina, M.P. Socialjnihyj intellekt i kommunikativnihe sposobnosti u studentov s narusheniyami slukha // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1(20).
2. Sutihrina, M.P. Intellektualjnihe kharakteristiki studentov s narusheniyami slukha // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1(20).
Статья поступила в редакцию 16.11.12
УДК 316
Protasevich A.V. SYNTHESIS METHODS OF PEDAGOGICAL RESEARCH IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM (EXPERIENCE OF THE TYUMEN REGION). The paper presents classification of pedagogical methods research, their practice role in the advanced training system. It also shows the effect synthesis through the dissemination of advanced teaching practices in Tyumen region.
Key words: pedagogical methods research, classification of methods, advanced pedagogical experience, the effect of synthesis, Tyumen region.
А.В. Протасевич, аспирант, начальник отдела мониторинговых исследований Тюменского областного
гос. института развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: protasevich_av@hotmail.com
СИНТЕЗ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (опыт Тюменской области)
В статье представлена классификация педагогических методов исследования, роль их практического применения в системе повышения квалификации. Показан эффект синтеза методов через распространение передового педагогического опыта в Тюменской области.
Ключевые слова: педагогические методы исследования, классификация методов, передовой педагогический опыт, эффект синтеза, Тюменская область.
Сегодня в современном мире инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации в образовании сегодня - это результат научных поисков прошлого и распространение передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов в настоящем. Накопление и совершенствование своего опыта - задача каждого учителя на протяжении всех лет его деятельности, что, прежде всего, диктуется возрастанием требований
общества к личности и изменениями, происходящими в системе образования. При этом основной проблемой остается тот факт, что результаты научных исследований по педагогике, а, следовательно, и новый опыт для практических работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации.
Под научным педагогическим исследованием мы понимаем процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объек-