Научная статья на тему 'Особенности интегральной подготовки волейболистов в группах совершенствования спортивоного мастерства'

Особенности интегральной подготовки волейболистов в группах совершенствования спортивоного мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВРЕМЕННЫЙ ВОЛЕЙБОЛ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЛЕЙБОЛЕ / УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATED TRAINING / MODERN VOLLEYBALL / SPORTS RESERVE / SPORTS TRAINING IN VOLLEYBALL / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глуханюк Вера Владимировна, Петрученя Наталья Викторовна

Данная статья освещает актуальные направления совершенствования волейбола. Проанализирована структура подготовки волейболистов. Выявлены факторы, способствующие повышению уровня игры занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глуханюк Вера Владимировна, Петрученя Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTEGRAL PREPARATION OF VOLLEYBALL OLAYES IN GROUPS OF INCREASE OF SPORTS SKILL

This article highlights the current trends in the improvement of volleyball. The structure of volleyball players training is analyzed. The factors contributing to the increase in the level of playing are identified.

Текст научной работы на тему «Особенности интегральной подготовки волейболистов в группах совершенствования спортивоного мастерства»

УДК 796. 819

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ГРУППАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВОНОГО МАСТЕРСТВА

FEATURES OF INTEGRAL PREPARATION OF VOLLEYBALL OLAYES IN GROUPS

OF INCREASE OF SPORTS SKILL

Глуханюк Вера Владимировна

студент

факультет естественнонаучного образования, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия GiuhanyukVera Viadimirovna Student of the faculty of natural science education,

Physical culture and life safety Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Научный руководитель: Петрученя Наталья Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра « Теории и методика физической культуры и безопасности

жизнедеятельности»

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Scientific adviser: Petruchenya Natalya Viktorovna Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department "Theory and methods of physical culture and life safety»>

Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Данная статья освещает актуальные направления совершенствования волейбола. Проанализирована структура подготовки волейболистов. Выявлены факторы, способствующие повышению уровня игры занимающихся.

Abstract. This article highlights the current trends in the improvement of volleyball. The structure of volleyball players training is analyzed. The factors contributing to the increase in the level of playing are identified.

Ключевые слова: интегральная подготовка, современный волейбол, спортивный резерв, спортивная подготовка в волейболе, учебно-тренировочный процесс.

Keywords: integrated training, modern volleyball, sports reserve, sports training in volleyball, training process.

В настоящее время, приоритетным направлением социальной политики государства является развитие физической культуры и спорта, о чем говорится в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на

период до 2020 года[7].

В структуре спорта особую социальную нишу занимают спортивные игры, так как они аккумулируют в себе лучшие достижения представляемого ими вида. Одним из приоритетных спортивных игр является волейбол.

Современный волейбол - это атлетический, скоростной вид спорта, предъявляющий к игрокам целый ряд довольно жестких требований: они должны быть сильными, выносливыми, быстрыми, ловкими, обладать хорошей реакцией, прыгучестью, владеть широким кругом техники и тактики волейбола, обладать высокими морально-волевыми качествами [1].

Квалифицированный волейболист - это стратег, тактик, обладающий арсеналом специальных знаний, высоким уровнем развития физических качеств, а так же тактическими, техническими навыками. Целостный и многогранный характер игровой соревновательной деятельности требует оптимального сочетания названных факторов, а их взаимосвязь - специального целенаправленного воздействия [3].

Для достижения высоких результатов в мировом волейболе важную роль играет процесс подготовки спортивного резерва, особенно в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР) и школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

Следовательно, динамика спортивных результатов зависит не только от природных данных и спортивного таланта самого спортсмена, но и от системы многолетней и целенаправленной подготовки спортивного резерва.

В этой связи, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением качества тренировочного процесса групп спортивного мастерства, что проявляется в их интегральной подготовленности. Поскольку именно интегральная подготовка обеспечивает успешную соревновательную деятельность и достижение высоких спортивных результатов.

В настоящее время интегральная подготовка в современном волейболе стала занимать достаточно большое количество тренировочного времени и внимания тренеров. Термин «интегральная подготовка» означает цельную, единую и неразрывную систему тренировочных воздействий.

Интегральная подготовка в волейболе складывается из рационального объединения всех ее составляющих во взаимовлиянии и взаимодополнении. Она реализуется на всех этапах спортивной подготовки, что позволяет обеспечить непрерывность учебно-тренировочного процесса.

Интегральная подготовка на этапе совершенствования спортивного мастерства волейболиста - сложный многофакторный процесс, где качество подготовки зависит не только от принципа построения тренировочных программ, но и от учета значимости каждого фактора (техники, тактики, физических, психологических) в обеспечении соревновательного результата. Каждый компонент интегральной подготовки имеет конкретную специфическую направленность[2].

В соответствии федеральным стандартам, программа спортивной подготовки по виду спорта волейбол, реализуется по этапам. Согласно программам, на этапах ССМ и ВСМ в учебно-тренировочном процессе, на интегральную подготовку отведено 214 час на 52 недели соревновательно-

тренировочной деятельности. Отсюда следует, что интегральная подготовка занимает важнейший аспект при подготовке волейболистов, особенно на этапе спортивного мастерства.

Основу интегральной подготовки составляют главным образом упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы:

- физической и технической подготовки.

- технической и тактической подготовки

- переключения в выполнении технических приемов и тактических действий.

Учебные, контрольные игры и соревнования по волейболу служат высшей

формой интегральной подготовки.

В связи с этим, особенностями интегральной подготовки волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, являются:

Так, специальная физическая подготовка на этапе совершенствования спортивного мастерства, находится в тесной взаимосвязи с овладением и совершенствованием технических и тактических действий в волейболе, что проявляется в:

• быстроте двигательной реакции и ориентировки;

• наблюдательностью с целью распознания последующих действий, как партнера по команде, так и игроков противника;

• быстротой ответных действий;

• быстротой перемещения из различных положений и стоек;

• хорошей прыгучестью, как с разбега, так и с места;

• силой кистей и их подвижностью;

• умением быстро переходить из статистических положений в динамические;

• резкой остановкой после быстрых перемещений;

• силой и быстротой сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов волейбола;

• ловкостью и гибкостью.

Для увеличения технического мастерства волейболиста, вариативности нападающих действий, достижения максимального результата, необходимо развивать специальные физические качества в определенном возрасте, в нашем случае в 16-17 лет, формируя необходимую стратегию дальнейшего профессионального развития волейболиста. В тренировочном процессе на специальную физическую подготовку на этапах ССМ и ВСМ отведено 127 часов.

Особые требования на этапе спортивного мастерства волейболиста предъявляются и к технической подготовке, непосредственно результативности и экономичность действий, что считается основными показателями технического мастерства волейболистов.

Спортивные достижения в волейболе во многом зависят от уровня их технического мастерства, поэтому поиски путей оптимизации процесса технической подготовки — одна из важнейших проблем современного волейбола.

Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена, что позволит максимально использовать положительные индивидуальные особенности и будут способствовать

определению игровой функции волейболистов. В дальнейшем на этой основе совершенствовать технику выбранного амплуа. Целесообразно заметить, что чем выше уровень технической подготовленности волейболиста, тем он более подготовлен к постоянно меняющимся ситуациям в процессе игры [5]. Технической подготовке на этапах ССМ и ВСМ отведено190 часов.

Совершенствование тактического мастерства рассматривается с учетом индивидуального уровня технической, физической, интеллектуальной и психологической подготовленности конкретного спортсмена.

Существенную роль в тактике занимают индивидуальные и командные тактические действия. Индивидуальные тактические действия связаны с предугадыванием игровой обстановки, выбором места на площадке и выполнением технических приемов, а командные тактические действия связаны с применением тактических комбинаций и систем в целом [6].

Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется:

• Развитым тактическим мышлением;

• Постоянной соревновательной активностью;

• Хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами.

• Вариативностью тактических действий.

Тактическое мастерство и творческое мышление в игровых действиях непосредственно влияют на эффективность применяемых технических действий в соревновательной деятельности.

На этапе совершенствования спортивного мастерства актуально обучение индивидуальным, групповым и командным тактическим действиям - в нападении и защите. Главными средствами здесь будут тактические упражнения, игровые упражнения, фрагменты игры, учебная двухсторонняя игра с заданиями [4]. Тактической подготовке на этапах ССМ и ВСМ отведено190 часов.

Психологическая подготовка объединяет все стороны спортивной подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства в волейболе и избирательно влияет на технико-тактическое совершенствование волейболистов.

Психологическая подготовка волейболистов - сложный условно-рефлекторный процесс приспособления спортсмена к меняющимся условиям соревнований. В этой связи особое значение приобретает психологическая подготовка волейболиста к выступлению в каждом конкретном соревновании [3].

В ходе повышения уровня готовности у волейболистов возникает и укрепляется чувство уверенности, снижается излишнее напряжение или скованность, улучшается настроение, общее самочувствие. Кроме того, готовность к спортивному состязанию - это готовность к максимальному напряжению воли для достижения наивысших результатов, что сказывается на протекании ряда психических процессов. Так как, устойчивость и интенсивность внимания, скорость и объем зрительного восприятия, скорость реакции достигают своего максимума[4]. Психологической подготовке на этапах ССМ и ВСМ отведено22 часов.

Таким образом, особенностью интегральной подготовки волейболистов, является объединение всех рассмотренных нами выше видов подготовки для эффективной соревновательной деятельности. Необходимо в учебно-тренировочном процессе грамотно подбирать средства для интегральной

подготовки.

Так как, главным средством интегральной подготовки в волейболе служит игровая и соревновательная деятельность, двухсторонние учебно-тренировочные игры. Можно выделить наиболее актуальные средства подготовки: упражнения для решения задач двух видов подготовки (чередование различных по характеру подготовительных, подводящих упражнений, упражнений по технике и тактике игры); упражнения на переключение с одних действий на другие (нападение — защита, защита — нападение, нападение — защита — нападение);учебные игры с заданиями по технике и тактике игры; контрольные игры с установками на игру [1].

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ исследуемой проблемы показал, качественное формирование и совершенствование специальной подготовки волейболистов во многом зависит от рационального применения форм, средств и методов спортивной тренировки, позволяющих одновременно развивать физические качества и совершенствовать двигательные навыки. В связи с этим особое заслуживает внимания интегральная подготовка. Так как, специальную подготовку в спорте необходимо рассматривать комплексно. И именно, интегральная подготовка спортсменов охватывает развитие и совершенствование необходимых специальных качеств: физических, технических, тактических, психологических и теоретических знаний на основе учета индивидуальных особенностей спортсменов

Литература

1. Беляев А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки. М. : Физкультура и спорт, 2007.184 с.

2. Волейбол : учебник для высших учебны/х заведений физической культуры/ / под редакцией А. В. Беляева, М. В. Савина. М. : Физкультура, образование, наука, 2000. 368 с.

3. Волейбол: теория и практика : учебник для высших учебны/х заведений физической культуры/ и спорта / под редакцией В. В. Ры/царева. М. : Спорт, 2016. 456 с.

4. Иссурин В. Б. Подготовка спортсменов XXI века: научны/е основы/ и построение тренировки. М. : Спорт, 2016. 464 с.

5. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивны/е дисциплины/ «<Волейбол»> и «<Пляжны/й волейбол»») / под общей редакцией Ю. Д. Железняка, В. В. Костюкова, А. В. Чачина М. : 2016. 210 с.

6. Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П. Спорт вы/сших достижений: теория и методика : учебное пособие. М. : Спорт, 2018. 320 с.

7. Стратегия развития физической культуры/ и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р

References

1. Belyaev, A.V. Volleyball: theory and methods of training / A.V. Belyaev, L. V. Buiykina. M.: physical Education and sport, 2007. -184p.

2. Volleyball: textbook for higher educational institutions of physical culture. Edited by

61/237

Belyaev A.V., Savina M. V.--M.: "physicalculture, education, science", 2000. — 368p.

3. Volleyball: theory and practice. Textbook for universities of physical culture and sport / edited by V. V. rytsareva/ - M.: Sport, 2016. — p. 456.

4. Issurin V. B. preparation of the athletes of the XXI century: scientific base and building a workout / V. B. Issurin — M. : Sport, 2016. — 464p.

5. Approximate program of sports training in the sport "Volleyball" (sports disciplines "Volleyball" and "Beach volleyball"). / Under the General editorship of Yu. d. Zheleznyak, V V, Kostyukova, A. V Cachina - M: 2016. - 210 c.

6. Sport of higher achievements: theory and methodology: textbook/ V. G. Nikitushkin, F. P. Suslov. - Moscow: Sport, 2018.-320 PP.

7. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period till2020: approved by the order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 № 1101-p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.