Научная статья на тему 'Особенности институциональной структуры армянской диаспоры Франции'

Особенности институциональной структуры армянской диаспоры Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1284
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА / ДИАСПОРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ГЕНОЦИД АРМЯН / ИММИГРАЦИЯ / ARMENIAN DIASPORA / DIASPORA POLICY / POLITICAL INSTITUTIONS / ARMENIAN GENOCIDE / IMMIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кртян Лусик Артавазовна

Изучение структурных особенностей армянской диаспоры представляется важным с точки зрения национальных и других интересов Республики Армения. Армяне, живущие за рубежом, являются одним из объектов национальной политики Республики. Кроме того, в настоящее время диаспора может не только успешно сохранять и развивать свою этнокультурную самобытность, но и способствовать укреплению двусторонних отношений между государством проживания и «исторической родиной».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF THE ARMENIAN DIASPORA IN FRANCE

The study of the structural features of the Armenian diaspora is important from the standpoint of national and other interests of the Republic of Armenia. Armenians living abroad are one of the objects of the national policy of the Republic of Armenia. Besides, currently the diaspora not only can successfully maintain and develop its ethnic and cultural identity, but it can also contribute to the strengthening of bilateral relations between the country of residence and their historical homeland.

Текст научной работы на тему «Особенности институциональной структуры армянской диаспоры Франции»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 6, с. 301-305

УДК 327

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ФРАНЦИИ

© 2010 г. Л. А. Кртян

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 05.10.2010

Изучение структурных особенностей армянской диаспоры представляется важным с точки зрения национальных и других интересов Республики Армения. Армяне, живущие за рубежом, являются одним из объектов национальной политики Республики. Кроме того, в настоящее время диаспора может не только успешно сохранять и развивать свою этнокультурную самобытность, но и способствовать укреплению двусторонних отношений между государством проживания и «исторической родиной».

Ключевые слова: армянская диаспора, диаспоральная политика, политические институты, геноцид армян, иммиграция.

Современный армянский мир консолидирован, устойчив к ассимиляции, а главное, структурирован как на региональном, так и международном уровне. Устойчивость к ассимиляции достигается благодаря наличию прочного ядра, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или какая-то иная сила, которая сплачивает, сохраняет этническую общность и не позволяет ей раствориться в иноэтнической среде. Для армян в ХХ веке таким стержнем стала борьба за признание международным сообществом геноцида со стороны Османской империи, а в предыдущий период формирования армянской диаспоры подобным цементирующим фактором служила религиозная принадлежность армянского народа.

Действительно, важнейшим обстоятельством, во многом определившим судьбу армян в диаспоре, стал сделанный армянской церковью в V в. н.э. выбор в пользу монофизитства. Данное направление в христианстве признавалось еретическим как католиками, так и православными, что способствовало окончательному выделению армян в самостоятельный этнос-религию. Связь этноса и религии привела к особой устойчивости армянской диаспоры и, в частности, высокой сопротивляемости ассимиляции.

Сегодня армянская диаспора (спюрк) является одной из самых больших и организованных диаспор мира. Формально идеологической основой её консолидации по-прежнему остаются воспоминания о геноциде и отношение к практике решения армянского вопроса [1].

В настоящее время идеологическая основа консолидации армян всё более приобретает корпоративный характер. Фактически спюрк является ядром армянского мира, обладающего мощным самостоятельным общественно-политическим и финансово-экономическим потенциалом, позволяющим лоббировать свои интересы, в том числе обеспечивать самосохранение и развитие. Также необходимо отметить, что в последние годы активизировалось экономическое взаимодействие с диаспорой Республики Армения, которая отводит ему центральное место в своей диаспоральной политике.

Консолидации современной армянской диаспоры в значительной степени способствуют такие институты, как церковь, политические партии, культурные и образовательные организации, которые выполняют двойную функцию. Во-первых, речь идёт об укреплении общественно-политического и экономического потенциала армянского сообщества, а во-вторых, они оказывают различного рода поддержку Республике Армения. Армянской диаспорой, прежде всего во Франции и США, накоплен солидный опыт лоббирования политических и экономических интересов Еревана. Создан ряд активно действующих организаций, в том числе международных, по оказанию финансовой и гуманитарной помощи Армении [1].

Однако главной целью армянской диаспоры во Франции, впрочем, как в других странах мира, остаётся мирное урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе, а также международное признание геноцида армянского народа. Как

следует подчеркнуть, в сложных политических условиях спюрк сможет добиться успеха в данном вопросе лишь в том случае, если сумеет объединить свои усилия и будет действовать на основе единой общенациональной концепции. Армянская диаспора во Франции также должна приложить все силы для того, чтобы донести до международного сообщества достоверную информацию об истинных причинах нагорнокарабахского конфликта.

Рассмотрим подробнее основные институциональные особенности армянской диаспоры во Франции, насчитывающей в настоящее время около 700 тыс. человек. Она является одной из самых крупных, мощных и значимых армянских диаспор в мире. С первых лет миграции армяне воссоздавали в принимающих странах свои институты: церковь, политические партии, общественные организации и т.п. Эти учреждения сыграли существенную роль в структурировании диаспоры, а также в сохранении культурной и языковой идентичности.

Политическую жизнь армянской диаспоры во Франции представляют три национальные партии: социал-демократическая «Гнчак», либерально-демократическая «Рамгавар» и мелкобуржуазная «Дашнакцутюн».

«Гнчак» («Колокол»), марксистская и одновременно популистская партия, пользуется весьма ограниченным влиянием в диаспоре. В рамках партии действуют различные организации, самой крупной из которых является Движение армянской молодежи Франции (1.Л.Б). Его деятельность охватывает несколько городов, в их числе Лион и Париж [2, р. 205-207].

Армянская революционная федерация «Даш-накцутюн», созданная в конце XIX в. как революционная организация, впоследствии была запрещена на территории Армении и восстановила свою деятельность в рамках диаспоры. Хотя в настоящее время партия переживает период упадка, она по-прежнему остается проар-мянской. В её рамках также функционируют многочисленные объединения, в том числе женская организация «Голубой крест армян», занимающаяся организацией курсов армянского языка и насчитывающая 18 филиалов на всей французской территории.

Кроме того, под эгидой партии «Дашнакцу-тюн» были созданы дома армянской культуры. Некоторые из них сегодня функционируют самостоятельно, выйдя из-под контроля со стороны партии. Данные учреждения в значительной степени способствуют передаче живой армянской культуры, например посредством обуче-

ния армян современному национальному танцу [2, p. 220-223].

Наконец «Рамгавар» - это либеральнодемократическая партия, которая смогла расширить свои ряды благодаря действующему при ней Армянскому общему благотворительному союзу (АОБС), основанному в Каире в 1906 г. Богосом Нубар-пашой. Создание сети его филиалов во Франции началось еще в 1910 г. АОБС, объединяющий 22 тыс. участников, является, на наш взгляд, самой важной организацией армянской диаспоры. Он располагает значительными финансовыми средствами: так, в 1990 г. его капитал составлял 700 млн франков. Эти средства позволяют АОБС оказывать поддержку учебным заведениям и культурным центрам. Союз в сотрудничестве с религиозными организациями развивает также важные программы социальной помощи членам диаспоры, организовывает спортивные соревнования. Союз всегда поддерживал связи с Арменией и с 1989 г. осуществляет программу помощи в восстановлении страны. Главные филиалы АОБС во Франции располагаются в Марселе, Лионе и Париже.

Как следует отметить, биполяризация армянской политической жизни в XX в., связанная с противоречиями между просоветскими и антисоветскими партиями, привела к расколу ряда входящих в них организаций, что ослабило позиции диаспоры в целом.

Что касается армянских общественных организаций, то все они без исключения участвуют в программах по улучшению социальной жизни в Армении, в сфере влияния каких бы политических партий они ни находились [2, p. 239]. При этом отмечается достаточно активное участие в них армян, что связано с попыткой сохранить свою культурную и языковую идентичность [3, p. 122-134].

Во Франции насчитывается около 300 армянских общественных организаций, 40 из которых сконцентрированы в парижском округе. Созданные в соответствии с французским законом об объединениях от 01.07.1901 г., в финансовом плане они функционируют за счёт членских взносов, а также дотаций, средств, предоставляемых другими организациями, доходов от финансовых операций и т.п. [4, p. 17]. Здесь будут рассмотрены лишь некоторые общественные организации, деятельность которых имеет наибольшее значение для Республики Армения.

Так, организация под названием «Азнавур для Армении» («Aznavour pour Armenie») была создана вскоре после разрушительного земле-

трясения 07.12.1988 г., и её цель заключалась в оказании гуманитарной помощи пострадавшим - в зоне бедствия без крова остались 530 тыс. человек. Благодаря реноме своего учредителя организация смогла собрать значительную сумму денег: землетрясение в Армении вызвало мощный порыв солидарности и великодушия, причём не только у армян, проживающих во Франции, но и среди самих французов [5, р. 7]. Большая часть этих средств была потрачена на экономическое восстановление пострадавшей республики. В настоящее время организация «Азнавур для Армении» предоставляет средства детям, нуждающимся в поддержке [6, р. 12].

Комитет «СОС Армения» («S.O.S. Arme-nie»), действовавший под эгидой армянской церкви, также был создан в связи с трагическими событиями 1988 г. [7, p. 17]. Первоначально призванный оказывать медицинскую помощь пострадавшим, впоследствии он был вовлечён в реализацию программ по восстановлению страны [8, p. 24-26]. В начале 1994 г. комитет прекратил свою деятельность.

Армянский медицинский союз Франции (Union medical Armenienne de France) был создан в 1975 г. в Париже. В 1985 г. эта организация установила связи с советской Арменией и сотрудничала с ней в рамках Комитета по отношениям с диаспорой. Союз, в частности, организовывал программы обучения армянских врачей и медицинских сестер с целью повышения их квалификации [9, p. 17]. В настоящее время деятельность организации направлена на улучшение и коренное реформирование медицинской и социальной инфраструктуры страны [10, р. 2].

Армянское межпрофессиональное объединение (Le groupement Interprofessionnel Arme-nien) было создано в 1981 г. для интеграции в рамках единой структуры различных специалистов армянского происхождения [11, p. 17]. После землетрясения 1988 г. АМО также приняло участие в оказании гуманитарной помощи пострадавшим. Сегодня эта организация занимается представлением интересов французских предпринимателей в Армении. Объединение поддерживает проекты, укрепляющие экономические и культурные связи между Францией и Арменией, содействуя, таким образом, привлечению инвестиций в кавказскую республику [12, p. 6].

Организация «Энергия для Армении» («Energie pour l’Armenie») была создана в 1993 г. для оказания помощи в развитии собственных энергоресурсов республики. Речь, в частности, шла о строительстве новых и модернизации уже существующих ГЭС [13, p. 9]. Прав-

да, первый проект остался на бумаге по причине недостаточного финансирования, второй же имел гораздо больший успех. Так, организация предоставила средства для закупки запасных частей и оборудования, в результате чего были восстановлены девять мини-ГЭС.

Как можно констатировать, землетрясение 1988 г. в Армении стало мощным импульсом к активизации деятельности армянских организаций. Вся диаспора мобилизовала свои силы, для того чтобы помочь пострадавшему населению. В течение пяти лет на помощь Республике Армения были затрачены ресурсы, которые предназначались для развития самого спюрка.

Итак, после анализа деятельности данных организаций можно сделать вывод, что, с одной стороны, армянская община в целом обладает весьма солидными возможностями. В соответствии с практикой многих этнических групп, отстаивающих интересы своей исторической родины, этот ресурс используется для защиты армянских интересов во Франции. Общественные организации отстаивают права армян, сохраняют национальную самобытность, язык, культуру, эффективно взаимодействуют с государственными органами. С другой стороны, структуры спюрка зачастую дублируют деятельность друг друга, что ведет к диссонансу усилий и распылению средств. Отсутствие ведущего института, который смог бы самостоятельно мобилизовать весь потенциал армянской общины во Франции, является одной из уязвимых точек диаспоры.

Сегодня армянская община во Франции остаётся недостаточно единой, и в её рамках идет серьёзная конкуренция между различными организациями. На наш взгляд, главная задача армянской диаспоры на сегодняшний день заключается в сплочении своих усилий. Следовательно, в интересах армянского народа и армянского государства необходимо создать некую структуру, которая смогла бы координировать действия всех институтов спюрка во Франции. При этом создание подобной структуры вовсе не означает, что нынешние организации прекратят своё существование или, влившись в неё, утратят самостоятельность. Важно понимать, что от способностей армянской общины оказывать определённое влияние на французское правительство в значительной степени зависит и судьба армянского государства.

В этом контексте создание в Париже в 1991 г. Форума армянских организаций говорит о понимании сложившейся ситуации и стремлении преодолеть разногласия внутри диаспоры. Данный форум был создан в связи с необходи-

мостью сплотить армянскую общину в условиях неспособности старых учреждений: церкви, партий и общественных объединений - консолидировать диаспору. Созданный по инициативе молодых институтов, возникших после 1988 г., на сегодняшний день Форум объединяет около 60 организаций. Его основные задачи заключались:

1) в создании Совета по образцу представительного органа армянской диаспоры в США, который призван стать посредником между французскими властями и европейскими инстанциями, с одной стороны, и спюрком - с другой, для привлечения внимания к армянскому вопросу и его включения в национальную и международную повестку дня;

2) в запуске процесса реорганизации армянской диаспоры во Франции в целях её дальнейшего развития;

3) а главное, в содействии развитию сотрудничества между диаспорой и Республикой Армения и укреплению отношений последней с Парижем.

За время своего существования эта организация добилась значительного успеха в своей деятельности. Так, Форум был признан французским правительством, а также Европейским союзом, при котором он получил статус официального партнёра.

В результате армянская община во Франции приобрела структуру, позволившую ей гораздо более эффективно оказывать влияние на французские власти. Этот опыт также продемонстрировал способность армян к объединению. Однако, выступив в роли интегратора, Форум вступил в конкуренцию с политическими партиями, которые в марте 1993 г. создали Постоянное объединение армянских политических организаций Франции.

Ещё одной серьёзной проблемой, по мнению автора, является утрата Республикой Армения авторитета среди диаспоры. Действительно, Армения уже не рассматривается в качестве центра притяжения для разбросанного по всему миру армянства. Так, из 700 тыс. армян, проживающих во Франции, связь с исторической родиной поддерживают всего 100-200 тыс., и лишь 5-10 тыс. узнают о ситуации в Армении из газет на родном языке. Очень немногие семьи отправляют детей учиться в армянские школы [13, р. 2].

Республика Армения воспринимается в основном лишь как зона бедствия, которой достаточно посочувствовать и по возможности следует оказать финансовую помощь. Диаспора не воспринимает всерьёз идею репатриации - воз-

вращения на родину. Более того, само существование многочисленной и куда более благополучной диаспоры способствует продолжающейся эмиграции. Действительно, спюрк не только демонстрирует возможность успешной жизни за пределами Армении, но и облегчает проблемы трудоустройства и адаптации для соплеменников. В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что наилучшим и наиболее верным способом поддержки родины является репатриация.

Здесь уместно привести пример еврейской диаспоры. Отнюдь не случайным представляется, например, тот факт, что буквально через несколько дней после окончания Второй ливанской войны (2006 г.) очередная группа из 800 евреев-иммигрантов была организованно переправлена в Израиль из таких развитых стран мира, как США, Канада и Великобритания. Начиная с 2000 г. только из США в Израиль переехало более 13 тыс. евреев, что составляет 6% из почти 225 тыс. израильтян, вернувшихся за это время на историческую родину. При этом следует помнить, что этот период в основном совпадает со второй интифадой, когда на территории Государства Израиль звучали взрывы и гибли мирные жители [2]. Такие мероприятия призваны укрепить веру самих израильтян в будущее своей страны и, на наш взгляд, являются весьма эффективными.

Что касается организаций армянской диаспоры во Франции, то они не провели ни одной подобной акции, несмотря на то, что в качестве главной цели большинства из них значится сохранение армянства, а многие жители Республики Армения видят в этом смысл существования спюрка. Тем не менее до сих пор помощь диаспоры армянскому государству фактически ограничивается прежними методами, а именно реализацией программ помощи и лоббизмом, в то время как Армения с её 3-миллионным населением скоро просто не сможет выжить в сложнейшей геополитической обстановке.

На наш взгляд, сегодня необходимо задуматься о создании во Франции новых структур, единственной задачей которых было бы всемерное содействие репатриации: финансовое, юридическое, а также идеологическое. При этом важно, чтобы они не были зависимы ни от остальных организаций диаспоры, ни от правительства Армении. А нынешние институты Республики Армения и спюрка, в свою очередь, должны проводить серьёзную пропагандистскую работу для восстановления во многом утраченной среди армян привязанности к родине. Именно идея репатриации должна быть положена в основу работы с армянской диаспорой.

Положительным шагом в данном направлении стало, например, создание в самой Армении министерства по делам спюрка.

Список литературы

1. http://forum.hayastan.com/index.php (дата обращения 15.12 2006).

2. Ter Minassian A. Les Armeniens de Paris depuis 1945 in Le Paris des etrangers // publications de la Sorbonne. Paris. 1994. P. 205-239.

3. Hovanessian M. Le lien communautaire, trois generations dArmeniens// Armand Colin. P. 1992. P. 122-134 et 243-250.

4. Entretien avec K. Papazian, Secretaire general de S.O.S. Armenie// Les Nouvelles dArmenie. 1994. V. 12. P. 13.

5. Assadourian M. Fonds Armenien de France // France-Armenie. 1993. V. 12. P. 7.

6. Entretien avec G.Margossian, responsable de «l’Aznavour pour lArmenie» , 19 juillet 1994 a Erevan // Les Nouvelles d'Armenie. 1994. V. 19. P. 12.

7. Entretien avec K.Kepenekian, chinirgien urologue a l’hopital Saint-Joseph de Lyon // Les Nouvelles d'Armenie. 1994. V. 16. P. 17

8. Toranian A. Les medecins du Coeur // Les Nouvelles lArmenie. 1993. V. 6. P. 24-26.

9. Kalarnian T. Pleins pots pour les enfants // Les Nouvelles d'Armenie. 1993. V. 6. P. 17.

10. La Lettre de l'U.G.A.B. 15 juillet 1995. P. 2.

11. Entretien avec Mr Der Agobian, president de «l’Energie pour Armenie» // Les Nouvelles lArmenie. 1994. V. 7. P. 24-26.

12. Aharonian L. Le Fonds Haiastan: un demarrage laboneux //France-Armenie. 1993. V. 12. P. 6.

13. Entretien avec R. Leonian, chef de chancellerie de 1'Ambassade d'Armenie en France // France-Armenie. 1994. V. 12.

SOME FEATURES OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF THE ARMENIAN DIASPORA IN FRANCE

L.A. Krtian

The study of the structural features of the Armenian diaspora is important from the standpoint of national and other interests of the Republic of Armenia. Armenians living abroad are one of the objects of the national policy of the Republic of Armenia. Besides, currently the diaspora not only can successfully maintain and develop its ethnic and cultural identity, but it can also contribute to the strengthening of bilateral relations between the country of residence and their “historical homeland”.

Keywords: Armenian diaspora, diaspora policy, political institutions, Armenian genocide, immigration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.