Научная статья на тему 'Армения и диаспора: проблемы и перспективы'

Армения и диаспора: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1397
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александр Сваранц

В статье рассматриваются различные аспекты и особенности взаимоотношенийАрмении с Диаспорой. Приведены теоретические концепты, а также конкретныемеханизмы для оптимизации и развития взаимоотношений Армения – Диаспора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Armenia And Diaspora: Problems And Perspectives

Reformation in native relations in a format Armenia-Diaspora is the future of theArmenian nation. That’s why, in particular in relations with Diaspora it is to betaken into consideration international experience, national peculiarities, economicpatterns and legal format of co-operation. The world spread Armeniancy has a highpotential the capabilities of which are commensurable with the problems of Armenia.At the same time the Armeniancy is alienated. One should aspire at turning theworld spread Armenians into an all-sufficient and influential factor of internationaland regional relations.

Текст научной работы на тему «Армения и диаспора: проблемы и перспективы»

АРМЕНИЯ И ДИАСПОРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Александр Сваранц

В статье рассматриваются различные аспекты и особенности взаимоотношений Армении с Диаспорой. Приведены теоретические концепты, а также конкретные механизмы для оптимизации и развития взаимоотношений Армения - Диаспора.

Народы, которые в своем историческом развитии имеют этническую родину и влиятельную диаспору, способны за относительно короткие сроки добиваться весомых результатов в сфере экономики и безопасности национального государства. Таких случаев в мировой практике немало. И это не только Израиль и мировое еврейство. Достаточно рационально к вопросу отношений с диаспорой подходят и такие «азиатские тигры», как Китай и Индия. В мировой истории было немало случаев, когда национальное государство инициировало процесс эмиграции части народа в актуальные зарубежные страны с целью последующего освоения новых территорий, приобретения современных знаний и технологий для модернизации этнического государства. В позднее средневековье Россия стала центром привлечения интересов Германии, во второй половине ХХ в. Турция и Китай выступили инициаторами миграционных процессов части своего народа в Россию, Европу и США. То же самое в силу ряда причин произошло с курдским населением стран Ближнего и Среднего Востока (Турции, Ирана, Ирака, Сирии), а сегодня курдская диаспора в странах ЕС, США и России - это передовая часть курдского национального и организационного движения, это весомый фактор консолидированного национального капитала.

Диаспора - при сохранении своей национальной идентичности, прочных связей с национальной историей, этнической территорией и государством - со временем становится эффективным политическим инструментом возрождения нации и государства.

История формирования армянской Диаспоры (Спюрка) имеет многовековые корни и во многом связана со сложным геополитическим положением Армении на стыке Европы и Азии, западных и восточных империй, постоянными

143

А.Сваранц

■<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

войнами в разных направлениях через армянскую территорию, следствием которых становились многочисленные материальные разрушения и человеческие жертвы, а также армии беженцев и вынужденных переселенцев. Нередко армяне подвергались миграционным потокам из-за соответствующей политики римских, византийских, персидских, турецких, русских правителей. Из Киликийской Армении византийский двор переселял армянских ишханов (князей), а вместе с ними их крестьян в Дакию, Каппадокию и Болгарию. В результате, часть армян уходила на запад и оставляла родные места и очаги.

В свою очередь, активные торгово-экономические отношения Армении с иностранными государствами приводили к расширению естественной миграции другой части армян. Вспомним, что с древних времен армянские торговцы монополизировали торговлю на Великом шелковом пути, не единожды выигрывали аукционы персидских шахов, а буйные таверны и портовые города Киликийской Армении всегда наполнялись мореплавателями и торговцами из разных стран Европы и Азии. Вместе с торговлей и мореплаванием уходили в иные города и страны армянские купцы и моряки.

В далекой Индии, в г.Мадрасе армяне первыми в мире еще в 1773г. издали проект Конституции Армении на древнеармянском языке — грабаре. К сожалению, этот проект так и остался проектом из-за поражения национальноосвободительной борьбы в Восточной Армении. Но данный документ стал подлинным воплощением армянской политической мысли, пассионарности армян и их вечного стремления к независимой демократической жизни. Напомним, что конституция США создана в 1779г., а конституция Французской Республики в 1791г. Причем если эти две конституции были созданы после победы демократических освободительных движений в Америке и Европе, то армянская конституция стала результатом поражения армянского освободительного движения в ХУШв.

В те же времена в Венеции армяне основали конгрегацию мхитаристов на острове Св.Лазаря, второе по значимости после Матенадарана в Св.Эчмиадзине — хранилище древних армянских рукописей и манускриптов. И до сих пор в Венеции функционирует эта уникальная армянская община.

С момента принятия Россией христианства у Византии в 988 г., когда в Константинополе правила армянская династия императоров Македонян, армяне получили благоприятные условия для жизни и торговли на Руси, а со времен Петра Великого эти отношения дополнились политическим союзом и стратегической задачей освобождения Восточной и Западной Армении от Персии и Османской Турции. Все это создавало новые возможности переселения армян в Россию. Армяне принимали самое деятельное участие в освобождении и завое-

144

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

А.Сваранц

вании Кавказа на стороне России, они получали убежище и дворянские титулы от русских императоров. В XIX в., после Крымской войны 1853-1856 гг., царское правительство выступило инициатором политики «великого исхода» непокорных черкесов в Османскую Турцию, а турецкий султан ответил переселением не менее непокорных армян в Россию. С тех пор значительная часть армян Трапезунда и отдельных частей Западной Армении получила убежище на русском берегу Черного моря, на Кубани, Дону и Северном Кавказе.

Иными словами, века нашествий, века творений способствовали миграции части армян на Запад и Восток, Север и Юг. Так появлялись зачатки и форпосты армянской Диаспоры. Но никогда, ни в какие времена, ни при каких бы то ни было давлениях извне, нашествиях великих завоевателей, угрозах жизни армянскому государству армяне не покидали в массовом порядке свою этническую родину - Армению.

Они всегда находили в себе силы оставаться армянами и сохранять Армению как ареал географического расселения армян. Достаточно вспомнить тот же ХУШв., когда Россия предлагала карабахским меликам массовое переселение карабахских армян в районы Прикаспия, южную и центральную Россию для развития торговли, табаководства и ремесел. В ответ на это карабахцы ответили решительным отказом, аргументируя его тем, что они просят военнополитической помощи для освобождения родного края от шиитской Персии и защиту от суннитской Турции, но не массовое убежище в России. Кому же они оставят древнюю и не покорившуюся никому цитадель Армении - Карабах?! Да, армяне строили многие города, в которых их теперь почти не осталось. Так было в Стамбуле, Тифлисе, Баку и не только. Да, армяне развивали торговлю и экономику многих стран, и не во всех из них теперь остались армяне, но там остался их исторический и культурный след.

Так было вплоть до первой четверти ХХ в., когда впервые в мировой истории руководители османской, младотурецкой и кемалистской Турции совершили самый коварный и чудовищный геноцид армянского народа, истребив и изгнав из части его исторической Родины - Западной Армении армянское население. Так появляется в истории массовый процесс формирования армянской Диаспоры в России, странах Европы, Ближнего Востока и Америки.

Долгие годы, вплоть до Второй мировой войны, армяне на Западе надеялись на скорое решение международным сообществом Армянского вопроса и возвращение на историческую Родину - в пределы Западной Армении. Но время шло, а решения не было. Запад подошел к Армянскому вопросу фрагментарно. Россия же из-за идеологических революций была разрушена как имперская держава, а вместе с ней отпал и Армянский вопрос в южной геополитике

145

А.Сваранц

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

Санкт-Петербурга, а теперь уже Москвы. Армяне в СССР смогли сохранить малую часть Восточной (Русской) Армении в форме Армянской ССР, терпели давление эпох сталинизма и застоя. Сталинские репрессии не обошли стороной и армян, но те же ссылки не смогли сломить армянский народ, и по завершении срока наказания армяне вновь старались вернуться на Родину. Маленькая Советская Армения в единой семье народов СССР добилась весомых результатов в своем развитии, подняла на высокий уровень армянскую науку, образование, экономику, спорт, культуру, превратилась в центр ностальгии мирового армян-ства, прославила имя древней Армении выдающимися именами своих полководцев и ученых. Но Советская Армения была лишена возможности проведения армянской политики, поскольку не имела независимости.

Во второй половине ХХв. армяне по всему миру добились высоких результатов в своем развитии, достаточно успешно адаптировались к новым инонациональным реалиям, получили хорошее образование в ведущих мировых образовательных и научных центрах, успешно развивали индивидуальный бизнес и карьеру, продвинулись в мире науки, спорта, искусства, политики, культуры далеко вперед.

Заметим, что бизнес и собственное благополучие взамен политической активности был свойствен армянам в Аргентине и ряде других стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африке. Но в Европе и США за эти же годы сформировались достаточно политически активные армянская община, бизнес элита и политическое лобби. В этих и других странах армяне во главе с епархиями Армянской Апостольской Церкви, со старейшими национальными партиями (АРФ «Дашнакцутюн», «Рамкавар» и «Гнчак»), международными и местными общинными организациями организовали полноценную национальную жизнь, выстроили армянскую инфраструктуру: церкви, воскресные и национальные школы, культурные центры, партийные ячейки, скаутское движение, молодежные общественные институты, армянские высшие учебные заведения, театры, спортивные команды, музыкальные и иные творческие группы, кафе, рестораны, магазины, органы печати и т.д.

За эти годы армянская Диаспора в странах дальнего зарубежья добилась немало успехов в общинной и национальной жизни. Благодаря усилиям армянских политических партий и лоббистских структур, а также влиятельным позициям армянского капитала Спюрк добился признания Геноцида армян в Османской Турции в ряде государств мира (в том числе в Аргентине, Бразилии, Кипре, Греции, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Швейцарии и др.) и международных организациях (включая Европарламент). Этому обстоятельству в определенной степени способствовали титанические усилия армянского про-

146

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

А.Сваранц

свещения и политической пропаганды за рубежом, а также крайние формы политической борьбы — армянское антитурецкое террористическое движение 1975-1985 гг.

Диаспора — многогранное явление в национальной жизни. Армянская Диаспора — это особое отношение к исторической Родине, историческая память, ностальгия, патриотизм и вера в судьбу Армении, в возрождение национального духа и государства.

С демократизацией советского общества и началом карабахского освободительного движения в конце 1980-х гг. в отношениях Армения — Спюрк наступили новые времена. В жизнь исторической Родины и в идею освобождения части исторической Армении были вовлечены большие силы и ресурсы армянской Диаспоры из разных стран мира. В условиях Карабахской Отечественной войны 1991—1994 гг. и становления независимой Армении мы получили имена новых героев и государственно-политических деятелей из Диаспоры — Монте Мелконян (Аво), Каро, Грайр Марухян, Грайр Маркарян, Раффи Ованесян, Вардан Осканян, Шарль Азнавур, Кирк Киркорян, Левон Айрапетян, Ара Абрамян и мн. др.

Война в Карабахе консолидировала мировое армянство вокруг идеи спасения нации и государства. Однако эта эйфория и феномен национального монолита в мирный период развития Армении стал постепенно терять начальные обороты и надежды в обществе. Диалог с Диаспорой стал выстраиваться с подачи властей Армении вокруг гуманитарных проектов и односторонней финансовой помощи. Эта стратегия оказалась полезной, но малоэффективной. Ни Армения, ни Диаспора не были готовы к новому формату отношений, нуждались в разработке новой стратегии и содержательной программы общеармянского сотрудничества. Во многом это обстоятельство объясняется неожиданным развалом СССР, который стал фактически откровением и для США, включая ЦРУ. Чего уж говорить о диаспоральных институтах.

Однако помимо объективных причин есть немало чисто армянских проблем, связанных с синдромом послевоенного периода, несовершенством правовой и политической системы Армении, крайне запоздалым зарождением эффективных институтов гражданского общества, изолированным геополитическим положением армянского государства, крайне неблагонадежными соседями, перманентной экономической и транспортной блокадой Еревана и Степанакерта со стороны Азербайджана и Турции. Однако если в России стратегическими союзниками своей страны безошибочно называются армия и флот, то у Армении единственным и безальтернативным стратегическим союзником является армянская Диаспора. И если в Спюрке раздаются голоса несогласия с од-

147

А.Сваранц

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

носторонней финансовой помощью исторической Родине, то справедливо утверждение и о том, что удивляться не стоит, поскольку это издержки времени, Армения бедна. Надо потерпеть.

Диаспоральный фактор, стало быть, занимает важное место в развитии армянского общества и государства. То, что за последние 16-17 лет отношения Армении и Спюрка не приняли столь ожидаемого в обществе характера взаимодополняемости, - это скорее следствие следующих объективных и субъективных причин современного этапа нашей истории.

1. Армяне пока что объективно не имели продолжительной возможности мирной совместной жизни в условиях разделенности нации (Родина -Диаспора) и наличия независимого армянского государства;

2. Мы всегда демонстрировали миру, и себе в том числе, способность к консолидации в условиях угрозы существования нации и Армении, то есть на полях сражений, в военное время, но не очень-то научились объединяться в мирный период;

3. Армяне в некоторой степени страдают максимализмом и высоко развитым индивидуализмом;

4. Характер актуальной власти в Армении, издержки демократии, поствоенный синдром мешают нам в разработке и принятии адекватного национальным задачам и потенциалу механизма совместной деятельности на благо Армении и Спюрку;

5. В Армении есть большое желание консолидироваться со Спюрком на уровне общественных институтов, но есть и немалое и совсем небезосновательное сопротивление властей из-за опасений масштабного вовлечения Спюрка в жизнь государства, что в силу его разношерстности сохраняет возможность использования отдельных представителей Диаспоры в политических целях воздействия на Армению со стороны иностранных государств и их спецслужб;

6. Сам Спюрк в глобальном и региональном плане, а нередко и в масштабах отдельно взятой страны недостаточно консолидирован, не владеет полной информацией об Армении, ее нуждах, существующих угрозах и вызовах.

Тем не менее, за последние 10-17 лет произошли качественные и количественные изменения во взаимоотношениях исторической Родины и Спюрка. Это и активное участие части Спюрка в Карабахской войне; это и оказание немалой гуманитарной, финансовой, инвестиционной и материальной помощи этнической Родине; это и модернизация современных национальных организаций Спюрка; это и появление в политической жизни армянского государства

148

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

А.Сваранц

старейших национальных партий — АРФД, «Рамкавар», «Гнчак»; это и формирование в Диаспоре (особенно в России) новых зарубежных армянских организаций (включая «Союз армян России» и «Всемирный армянский конгресс»); это и реализация знаковых программ в области коммуникаций Армении и Арцаха (Горис — Лачин — Степанакерт и восстановление автомагистралей Армении — проект Фонда «Линси»); это и образование общеармянского фонда «Айастан» и планирование создания Всеармянского банка; это и индивидуальное участие отдельных состоятельных представителей нашего Спюрка в экономическом возрождении Армении и Арцаха (того же Левона Айрапетяна, Ара Абрамяна, Ваче Манукяна, Кирка Киркоряна и др.); это и активизация отношений армянской молодежи по линии Диаспора — Родина (проведение Панармянских игр в Ереване, многочисленных форумов, посещение Армении и Арцаха в каникулярный период); это и организация в Армении трех форумов Армения — Спюрк и мн. др.

Как известно, экономика выступает базисным началом возможности реализации общенациональных интересов, обеспечения безопасности и надежной обороны Арцаха. Поэтому по вполне понятным причинам экономика является одним из главнейших императивов развития нашей исторической Родины и Спюрка.

Диаспора должна рассматриваться, прежде всего, в качестве источника знаний рыночной информации и опыта, равного партнера в экономическом возрождении национального государства. Нам необходим механизм ответственного политико-правового и экономического вхождения Спюрка в жизнь Армении и Нагорного Карабаха. Нам нужен эффективный механизм политикоэкономических взаимоотношений Армении, Нагорного Карабаха и Диаспоры. Нам необходимо разработать скоординированную макроэкономическую программу возрождения исторической Родины.

Нам нужна новая концепция национальной безопасности, предусматривающая трехуровневый формат решения проблем безопасности: государственная, диаспоральная и общеармянская безопасность. Эта концепция должна учитывать международно-правовые возможности и национальные особенности.

Нам необходима соответствующая законодательная база в Армении и Ар-цахе, регулирующая благоприятный инвестиционный климат и налоговую политику для зарубежного армянского капитала, формирующая полноценную финансовую и банковскую систему исторической Родины. Нам нужны транснациональные компании и банки с ключевым участием консолидированного армянского капитала с центром, филиалами и представительствами в Армении и в различных странах мира, способные приумножить ВВП и бюджет Армении,

149

А.Сваранц

■<21~й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

содействовать мировой кооперации армянской экономики, протекционировать развитию армянских товаров на внешних рынках.

Без Диаспоры Армения значительно беднее, а без Армении мировое ар~ мянство обречено на маргинальное положение в мировом контексте. Народ без этнической родины — это самое худшее, что может ожидать полноценного человека, это человек без фамилии и рода. Однако такое положение недостойно армян с их многотысячелетней историей, с их великой культурой, с их верой, с их памятью, с их безудержной любовью и преданностью родителям и предкам. И это вообще не вопрос для нашего национального самосознания и не предмет рассуждений.

Армяне мира и Армения сегодня пребывают в состоянии концентрации, как в свое время Горчаков говорил о России после неудачной Крымской войны. Мы должны осмыслить наше положение, наши взаимные вопросы, наши общие проблемы и совместно найти оптимальный и многовекторный путь развития эффективного взаимодействия. Такое осмысление уже происходит на уровне модернизации политических программ национальных партий, международных организаций и органов власти Армении и Нагорного Карабаха. И это обнадеживает, создает условия для поиска системного подхода.

Критически осмысливая недостатки прошлого, президент Армении Серж Саркисян старается исключить персонификацию их причин и определить главное достижение последних 16 лет — строительство основ демократического государства. Приоритетные политические задачи, по определению С.Саркисяна, — это «сильное государство, принадлежащее всему Армянству, и сильная Диаспора, родиной которой является Армения». Акцент делается на совершенствование отношений с Диаспорой, использование потенциала мирового Армянства для отражения существующих вызовов и угроз национальным интересам и безопасности Армении.

Возможно, тема Диаспоры используется в предвыборных целях. Однако отношения с Диаспорой всегда будут оставаться в актуальной политической жизни армянского государства, они неразрывно связаны с вопросами внутренней и внешней политики Армении. Очевидно, что с учетом современных вызовов и угроз национальной безопасности Армении мировое Армянство стоит перед необходимостью мобилизации собственных ресурсов и повышения эффективности взаимодействия с исторической Родиной. В этих целях предполагается формирование современных центров экономического, научного, культурного и политического сотрудничества по линии Армения — Диаспора, что позволит задействовать потенциал мирового Армянства. В этой связи актуализируется деятельность внешнеполитических ведомств Армении и диаспоральных ор-

150

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

А.Сваранц

ганизаций в ведущих странах мира (включая и Россию).

Данное объективное обстоятельство в армянской политике позволяет рассчитывать на расширение двусторонних и многосторонних отношений Армении в области безопасности, политики и экономики с ее союзниками и партнерами, а также с международными организациями. Особая роль во внешней политике, в возрождении экономики и укреплении безопасности страны будет, естественно, отводиться армянской Диаспоре.

На сегодня самой дееспособной в политическом и финансово-экономическом отношениях армянской диаспорой на Западе выступают общины в США (1,5 млн) и во Франции (500 тыс.). Вместе с тем самой многочисленной и активно развивающейся является армянская диаспора России (2,5 млн). Как наиболее известные армянские организации сегодня выступают «Союз армян России» и «Всемирный армянский конгресс» во главе с Ара Абрамяном. Не учитывать данный потенциал не могут ни в Армении, ни в России.

Диаспоральный фактор может внести более весомый вклад в развитие армяно-российского стратегического партнерства и реально влиять на политику Армении. В этих целях целесообразно было бы, помимо поддержки Сержа Саркисяна и устойчивых контактов с правящей Республиканской партией и влиятельной «Дашнакцутюн», предложить политическим силам Армении формат политико-правового вхождения Диаспоры в экономическую, общественнополитическую и административную жизнь Армении.

Можно было бы выдвинуть в правительство и силовые ведомства Армении небольшую группу профессионалов из числа российских армян, которые способствовали бы укреплению стратегического партнерства между нашими странами, предложили бы политически ответственные варианты разблокирования Армении, многовекторное развитие отношений Армении и Спюрка.

Сказанное относится не только к армянам России, но и к армянам из других стран, которые ответственно подходят к судьбе Армении. Однако, безусловно, особое внимание стоит уделять наиболее эффективным и влиятельным общинам США, Франции и других стран ЕС, России и Ирана, то есть тем странам, с которыми Армения поддерживает особые отношения, позиция которых имеет важное значение для развития Армении, урегулирования ее исторических проблем и где имеется влиятельная диаспора.

За прошедшие годы администрацией президента Армении предпринят ряд эффективных шагов на пути формирования полноценного механизма эффективного сотрудничества с Диаспорой. Ереван стал инициатором и организатором масштабных форумов «Армения — Спюрк», в ходе которых обсуждались актуальные вопросы армянской действительности, возрождения исторической Родины, оказания помощи

151

А.Сваранц

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

многочисленным армянским общинам за рубежом. Армения приняла решение о двойном гражданстве. В свою очередь, Диаспора выступила с новыми инициативами по созданию институциональных основ общеармянского сотрудничества, включая образование в 2003г. «Всемирного армянского конгресса» и мн. др.

Время показало, что пассивная позиция Диаспоры, нацеленность на гуманитарную поддержку исторической Родины, отсутствие масштабной инвестиционной политики, внедрения современных технологий, деловой и общественно-политической активности Спюрка поощряют эмиграцию и являются бесперспективной стратегией.

В самой Диаспоре мы имеем весомый процент успешных предпринимателей, чьи капиталы имеют вес в национальных экономиках стран проживания, способны оказывать необходимое позитивное воздействие на государственную элиту, участвуют в процессах мировой кооперации хозяйственных отношений. Они также могут быть полезны для возрождения исторической Родины, выступить действенным механизмом развития взаимовыгодных отношений между Арменией — Арцахом и зарубежными государствами, оказывать лоббирующее воздействие на расширение рынков армянских товаров за рубежом.

Национальная элита класса собственников в Спюрке, как правило, инкорпорирована в армянскую общинную жизнь. Вместе с тем, с учетом разновектор-ности зарубежных армянских неправительственных организаций и существующих местечковых и иных противоречий, класс крупного капитала ведет себя изолированно и определяет свои отношения с общиной либо с государственными институтами Армении — Арцаха исходя из уровня национального самосознания и личных амбиций.

Совокупный учет всех особенностей соотечественников за рубежом, а также инициирование новых концептуальных и организационно-системных предложений в сфере экономического сотрудничества с исторической Родиной, на мой взгляд, способны внести определенные количественные и качественные преобразования. Какие же конкретные меры можно предложить для принятия прорывных решений в сфере экономического партнерства армянского государства и Диаспоры? На мой взгляд, следует рассмотреть следующие возможности и предложения.

1. Для обеспечения эффективной экономической деятельности Спюрка и его представительных организаций и лиц на территории и в интересах Армении и Нагорного Карабаха следует рассмотреть возможность принятия парламентом (или правительством) РА и НКР нормативно-правового акта «О принципах и основных направлениях экономического партнерства со Спюрком».

В этом документе целесообразно определить статус, права и полномочия

152

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

А.Сваранц

организации (лица) Спюрка как зарубежной армянской неправительственной или бизнес-организации, на территории Армении и Арцаха (включая зоны безопасности), основные принципы и приоритетные направления взаимодействия в области экономики. Здесь же необходимо предусмотреть возможность предоставления определенных таможенных и налоговых льгот для бизнесактивности Спюрка и подконтрольных Спюрку коммерческих организаций на территории Армении и Нагорного Карабаха.

2. В целях полноценной и творческой экономической деятельности представителей Спюрка на исторической Родине целесообразно приступить к формированию самодостаточного исполнительного механизма и соответствующей структуры, включая образование: при парламенте РА и НКР комиссии (или комитета) по связям со Спюрком; при правительстве РА и НКР — Государственного унитарного предприятия (ГУП) по экономическому сотрудничеству со Спюрком, Агентства по инвестиционным проектам; совместных с деловыми представителями Спюрка институтов — Международного совета инвесторов, Клуба бизнесменов, Центра стратегических исследований, фонда «Возрождение Армении и Арцаха» и транснационального инвестиционного банка с ключевым участием армянского капитала.

Данная структура всего лишь предложение, которое требует обсуждения со стороны участников бизнес-партнерства, в результате чего можно получить четкую координационную структуру. Бизнесмены могут сказать, что они и без того знают, куда направить свои финансовые потоки. Обычно капитал идет туда, где созданы лучшие условия работы. Мы не возражаем и не ограничиваем их действия. Или же деловые круги Диаспоры могут считать предпочтительной работу напрямую с партнерами в Армении и Нагорном Карабахе, на основании прямых контрактов. Мы это тоже одобряем. Формы и методы работы должны быть свободными и демократичными.

Наши предложения нацелены на разработку и координацию экономической деятельности правительственных институтов РА и НКР и их деловых партнеров из Спюрка, где эти структуры будут выступать гарантом, страховать средства, минимизировать риски вложенных инвестиций и оказывать другие услуги.

3. Правительству РА и НКР самостоятельно (в перспективе при совместном участии деловых институтов Спюрка) следует разработать сводный каталог инвестиционных программ Армении и Нагорного Карабаха на 2008—2013 гг., в котором предусмотреть приоритетные направления инвестирования экономического развития исторической Родины с детальным бизнес-планом отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, образования, транспорта, коммуникаций.

153

А.Сваранц

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

4. Учитывая неурегулированность армяно-азербайджанских и армянотурецких отношений, усугубление кризисных процессов в экономике Армении и Нагорного Карабаха, резкое отставание ежегодного бюджета армянского государства, необходимо усилиями элитного капитала и бизнес-сотрудничества Спюрка содействовать формированию Резервного правительственного бюджета Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики, адекватного общей сумме ежегодного роста ВВП.

5. Одним из приоритетных направлений экономического сотрудничества исторической Родины и Спюрка должна стать разработка макроэкономической общеармянской программы возрождения армянского государства в ХХ1 в. Нам нужен свой «план Маршалла». Данная программа должна учитывать особенности армянской экономики, ее сырьевые и интеллектуальные ресурсы и отражать основные направления экономического развития Армении и Арцаха.

Приоритетными направлениями развития армянской промышленности должны стать: наукоемкие отрасли производства (электроника, электротехника, радиоприборостроение, нанотехнологии и др.); оборонная отрасль, специализирующаяся на производстве комплектующих деталей для экспорта; химическая отрасль, которая была достаточно продвинутой еще с советских времен и располагает многими объектами химической промышленности мирового уровня (следует реанимировать биохимию, производство аминокислот, кристаллов, сельскохозяйственных удобрений и т.д.); ювелирная отрасль (добыча и обработка алмазов, золота и других драгоценных металлов) при кооперации с Россией и другими заинтересованными внешними партнерами; легкая промышленность — пищевая промышленность, обувное, кожевенное и текстильное производство с развитием смешанных форм производства и соответствующих концернов; сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (животноводство, пищевая промышленность, виноградарство, производство коньяка и др.); строительная индустрия с обеспечением высокого уровня организации, формированием крупных строительных фирм и компаний; внедрение высоких и прогрессирующих технологий в экономику Армении и Нагорного Карабаха, развитие технологического (оффшорного) программирования; экология промышленного производства.

6. Особо следует выделить необходимость создания благоприятных условий для форсированного развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей производства и, прежде всего, сферы информационных технологий (ИТ). При этом показателен опыт Ирландии, Израиля и Индии, которые за 10 лет довели экспорт этой отрасли в развитии страны до $10—15 млрд в год.

Пример Индии по внедрению технологического программирования в на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

154

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

А.Сваранц

циональную экономику с опорой на опыт и деловые возможности индийской диаспоры США свидетельствует, что правительство Индии обеспечило целевой выход на своих соотечественников, которые занимали соответствующее положение в Соединенных Штатах, создало им благоприятные условия и возможности для развития бизнеса на исторической Родине, и дело приобрело необратимый характер. В современной Индии программированием занимаются 170 тыс. специалистов с доходом $7 млрд. Для сравнения в России программированием в специализированных фирмах занимаются около 10 тыс. специалистов с доходом порядка $150 млн.

Названное направление вполне приемлемо для Армении с учетом наличия здесь высококвалифицированных кадров программистов и соответствующей научной школы (например, мощная школа на базе ЕрНИИММ, Ереванского политехнического института и др.). Свою программу развития ИТ имеет академик А.Г.Аганбекян, что, безусловно, может быть использовано для Армении и Нагорного Карабаха. При этом для Арцаха ИТ следует выделить в перспективную сферу и приоритетное направление экономического развития путем подготовки кадров в ведущих вузах Армении и за рубежом, выращивания специалистов по иностранным грантам из числа карабахцев.

Следует осуществить крупные качественные преобразования и принять экстренные меры, которые позволили бы, используя силы и возможности Диаспоры, поднять на высокий уровень информационные технологии Армении и Арцаха. В этих целях правительства Армении и Нагорного Карабаха могли бы выступить в роли заказчика, создать соответствующие условия и возможности для развития ИТ. Речь идет о введении налоговых и таможенных льгот для ИТ-организаций, переводе их на оффшорный режим; подготовке и повышении квалификации кадров для ИТ; переходе на западные системы сертификации качества, институциональные изменения в ИТ.

7. Учитывая, что демографический фактор и генофонд нации является одним из главных элементов национальной и государственной безопасности, а численность населения Армении и Нагорного Карабаха приобретает особое значение в условиях военно-политического противостояния с Азербайджаном и неурегулированности отношений с Турцией, мы должны определить одним из ключевых направлений экономического сотрудничества исторической Родины и Спюрка разработку и реализацию целевых социальных программ поддержания молодых семей, поощрения рождаемости, воспитания подрастающего поколения, образования молодежи, обуздания и прекращения стихийной миграции из исторической Родины, а также обеспечения выгодных национальным интересам миграционных потоков внутри Диаспоры в те страны, где суще-

155

А.Сваранц

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

ствуют благоприятные условия для жизнедеятельности и развития армян.

В целях обеспечения надлежащего приема и адаптации армян, возвращающихся на историческую Родину, предлагается образовать при правительствах РА и НКР Министерства миграционной политики и обустройства и соответствующего исполнительного органа в структуре «Всемирного армянского конгресса» (например, Департамента иммиграции и обустройства). Эти институты должны специализироваться на разработке и реализации государственной и международной программы возвращения армян на историческую Родину, а также координировать потоки армянской миграции в Диаспоре.

8. Армения и Нагорный Карабах, к сожалению, пока что имеют высокие показатели бедности, безработицы, резкой социальной поляризации общества. Экономическая политика нашего сотрудничества должна предусмотреть разработку долгосрочной стратегии преодоления бедности в Армении и Нагорном Карабахе. Эта программа должна разрабатываться в сотрудничестве с правительствами РА и НКР, широким вовлечением общественности и заинтересованных диаспоральных и международных организаций.

9. Для успешности предлагаемых инициатив целесообразно рассмотреть возможность образования эффективной совместной бизнес-структуры (транснациональной корпорации — ТНК) с участием Армении, Арцаха и Спюрка.

10. С учетом принятия в Армении закона о двойном гражданстве политическим институтам (прежде всего парламенту и правительству) РА и Диаспоры (национальным партиям и международным диаспоральным организациям) следует разработать последующий механизм политико-правового вхождения Спюрка в политическую и административную жизнь армянского государства.

Например, целесообразно рассмотреть возможность образования двухпалатного парламента Армении и Арцаха — Палата Республики и Палата Нации. В Палату Нации Национального Собрания РА и НКР могли бы войти представители Спюрка. Вопросы, касающиеся нужд развития армянского государства, рассматриваются в Палате Республике, а вопросы, имеющие общенациональное соизмерение и оказание Диаспорой помощи исторической Родине — в Палате Нации. Такой политический институт способствовал бы ответственному вхождению Диаспоры в жизнь Армении и Арцаха. В свою очередь, армянское государство оказалось бы в курсе существующих актуальных проблем развития Спюрка.

Полагаю, что в отношениях со Спюрком нам в Армении и Карабахе следует учитывать как инонациональный и международный опыт, так и свои национальные особенности, экономические закономерности и правовой формат взаимодействия. Уверен, что за реформацией отношений Родина — Спюрк будущее армянского государства и нации.

156

<21-й ВЕК», № 2 (8), 2008г.

А.Сваранц

Потенциал мирового армянства достаточно высок, но разобщен. Об этом следует думать сейчас, об этом следует помнить всегда. Капитал же армян, видимо, также не мал, и его возможности вполне соизмеримы с проблемами Армении и Арцаха. Армяне должны превратить мировое армянство (включая Армению — Арцах — Спюрк) в самодостаточный и влиятельный фактор международных и региональных отношений.

Полагаю, что в настоящей статье мы касались не только известных проблем во взаимоотношениях Армения — Спюрк, наши рассуждения изобилуют не только декларативным подходом, но мы также постарались предложить собственное видение системного подхода в решении насущных задач в данной чувствительной сфере национального развития. Во всяком случае, если не только отдельный представитель Диаспоры будет размышлять над этими вопросами, если к таким размышлениям прислушаются лидеры общин и исторической Родины — значит, время потрачено не зря.

Февраль, 2007г.

ARMENIA AND DIASPORA:

PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Aleksandr Svarants

Resume

Reformation in native relations in a format Armenia-Diaspora is the future of the Armenian nation. That’s why, in particular in relations with Diaspora it is to be taken into consideration international experience, national peculiarities, economic patterns and legal format of co-operation. The world spread Armeniancy has a high potential the capabilities of which are commensurable with the problems of Armenia. At the same time the Armeniancy is alienated. One should aspire at turning the world spread Armenians into an all-sufficient and influential factor of international and regional relations.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.