Научная статья на тему 'Особенности иноязычного вузовского образования в эпоху развитого социализма (на примере Республики Бурятия)'

Особенности иноязычного вузовского образования в эпоху развитого социализма (на примере Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ КОРПУС / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / PEDAGOGICAL PROCESS / TEACHING STAFF / HUMANIZATION / PROBLEM LEARNING / COMMUNICATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараскина Ярослава Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности развития иноязычного вузовского образования с 1975 по 1984 г. Автором анализируются историко-педагогические условия, выявляется специфика, ведущие тенденции обучения иностранным языкам как учебного предмета в региональном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тараскина Ярослава Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Foreign Language Teaching in the Period of “Developed Socialism” (on the example of the Republic of Buryatia)

The article deals with specialties of development of foreign language teaching in higher education institution from 1975 till 1984. The author analyses the main tendencies of historical and pedagogical conditions of foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Особенности иноязычного вузовского образования в эпоху развитого социализма (на примере Республики Бурятия)»

Опираясь на вышеизложенные тезисы, мы можем предположить характеристику совести на примере религиозной (христианской) религии следующим образом:

1. В религиозной (христианской) литературе совесть однозначно рассматривается как Божий дар, возникший при творении (рождении) человека и имеющий первостепенную чистоту, т.е. она является внутренним врожденным свойством личности. Совесть также толкуют как внутренний очаг, высший ум и основу правильной жизни.

2. Концептуальную роль в теории совести играет нравственное сознание личности, живущей по заповедям Христа. При этом совесть включа-

ет в себя всю внутреннюю жизнь человека, его понимание мира и окружающей жизни.

3. Неоценимую роль в воспитании совести в контексте духовно-нравственного воспитания личности сыграла народная (христианская) педагогика, сохранившая свои основополагающие постулаты, где приоритетом выступает воспитание духа.

4. В настоящее время в российском образовании просматривается тенденция сближения светской и религиозной педагогики, осуществляется попытка создания воспитательной системы, влияющей на духовно-нравственное формирование личности.

Литература

1. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие [Электронная библиотека].

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии // Педагогические сочинения / сост. Е.Г. Осовский, О.Е .Осовский. Саранск, 2002.

4. Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1993. Т.3.

5.Лихачев Б.Т. Социология воспитания. М., 2010.

6. Филарет. Нравственность христианина. М., 1991.

7. Слово Святейшего патриарха Кирилла на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009 года [электронная версия] // Официальный сайт Московского патриархата.

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / сост. О.В. Сухомлинская. М., 1990.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. М., 1985.

Сундуй Галина Донгаковна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва.

E-mail: sundui@inbox.ru

УДК 378 (571.54) (09)

©Я.В. Тараскина Особенности иноязычного вузовского образования в эпоху развитого социализма

(на примере Республики Бурятия)

В статье рассматриваются особенности развития иноязычного вузовского образования с 1975 по 1984 г. Автором анализируются историко-педагогические условия, выявляется специфика, ведущие тенденции обучения иностранным языкам как учебного предмета в региональном вузе.

Ключевые слова: иноязычное вузовское образование, учебный процесс, преподавательский корпус, гуманизация, проблемное обучение, коммуникативный подход.

Ya. V Taraskina

Specifics of Foreign Language Teaching in the Period of “Developed Socialism”

(on the example of the Republic of Buryatia)

The article deals with specialties of development of foreign language teaching in higher education institution from 1975 till 1984. The author analyses the main tendencies of historical and pedagogical conditions of foreign language teaching.

Keywords: foreign language teaching, pedagogical process, teaching staff, humanization, problem learning, communicative approach.

В эпоху «развитого социализма» иноязычное языкам в стране, так и спецификой преподава-

вузовское образование в региональном вузе ния иностранных языков в провинциальном ин-

имело свои особенности, опосредованные как ституте. Историко-педагогические условия реведущими тенденциями обучения иностранным гионального вуза, каковым являлся Бурятский

государственный педагогический институт имени Д.Банзарова, рассматриваются в настоящей статье с разных позиций: влияния идеологии партии на содержание и методы преподавания, интенсификации процесса обучения, кадрового состава, материально-технической базы, новых методов обучения, развития студенческого самоуправления и др.

Содержание учебно-воспитательной работы интересующего нас периода следует рассматривать в контексте развития страны в целом. Коллектив преподавателей и студентов факультета иностранных языков БГПИ работал в 1970-е гг. над реализацией решений XXV съезда КПСС. Единой политической и методологической основой воспитания было марксистско-ленинское учение. Соответственно, первоочередной задачей была комплексность в организации коммунистического воспитания, которая предполагала формирование активной жизненной позиции и сознательного отношения к коммунистическому труду. Совершенствование учебного процесса планировалось через внедрение прогрессивных форм обучения и ТСО, путем интенсификации и педагогизации, повышения качества читаемых теоретических и практических курсов, различных форм и методов СРС. Также факультет ставил в качестве основной задачи укрепление трудовой дисциплины преподавателей и студентов и повышение их ответственности в выполнении гражданского долга перед Родиной.

В 1970-1980-е гг. широко обсуждался вопрос о внедрении в процесс обучения программированного обучения. Суть его заключалась в жестком управлении учебной деятельностью обучающихся путем деления всего учебного материала на дозы, наличии индивидуального канала обратной связи через программированный учебник или обучающую машину [2]. На факультете не раз обсуждался вопрос о применении элементов программированного обучения, о том, что его надо использовать там, где есть теоретический материал. Например, в конце лекции могли бы быть использованы тесты. Высказывалось мнение, что на практических дисциплинах программировать материал трудно, так как речь -процесс творческий, и не всегда можно управлять данным процессом. Несмотря на разные точки зрения, элементы программированного обучения стали применяться на факультете через разработку обучающих программ и организацию контроля знаний с помощью машин. В практике массового обучения программированное обучение не нашло широкого применения из-за сложности осуществления учебного про-

цесса и недостаточной изученности эффективности данного метода.

Этот период в развитии факультета можно обозначить как переломный, связанный с реформированием системы образования и интенсификацией учебного процесса. Он характеризуется активной разработкой ряда педагогических теорий и технологий, таких как проблемное обучение и развивающее обучение, формирование познавательной активности, программированное обучение, коммуникативный подход.

На учебном процессе влияние вышеназванных идей отразилось использованием преподавателями различных приемов активизации мыслительной деятельности студентов. На занятиях по практике речи использовались виды работы, стимулирующие иноязычное высказывание: рассказ от третьего лица или от лица героя, дополнение высказывания собственными мыслями, как бы поступил герой, если бы было продолжение, пересказ с контртезисом и его аргументирование.

Поиск способов активизации, стимулирования познавательной деятельности обучающихся, развития их самостоятельности привели к разработке идей проблемного обучения. Опыт применения его отдельных элементов в школе исследован М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером, Н.Г. Дайри, Д.В. Вилькеевым. Постепенно распространяясь, проблемное обучение из общеобразовательной школы проникло в вузы страны. На лекциях преподаватели формулировали проблемные ситуации, вопросы, тем самым стимулируя студентов на поиск решения. При объяснительно-иллюстративном обучении также

включались элементы поисковой деятельности студентов, когда само содержание предполагало решение задач, наблюдение и обобщение. На занятиях по практике речи широко использовались проблемные ситуации в виде экстралин-гвистических задач разной степени сложности в зависимости от этапа обучения, в процессе решения которых активизируются некоторые мыслительные операции, совершенствуются процессы мышления в целом. А также выполнялись упражнения в постановке контрвопросов, уточняющих вопросов к краткому сообщению, упражнения на перемену темы разговора, включения в диалог.

Следующее десятилетие ознаменовалось попытками начать образовательную реформу. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984) сказано: «Важнейшая, непреходящая задача советской школы - давать подрастающему поко-

лению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение» [3]. В связи с началом в 1985 г. политического курса так называемой перестройки продолжается реформирование отечественного образования и намечаются его основные принципы. Это демократизация образования, его многовариантность и многоукладность; открытость к инновациям; регионализация образовательных систем; гуманизация воспитания, гуманитаризация образования; обеспечение разнообразия форм и дифференциации обучения.

Данная ситуация оказала влияние и на иноязычное вузовское образование. Намечаются тенденции интенсификации учебного процесса, предполагающие использование различных форм и методов в практике преподавания. Одним из таких методов является коммуникативный метод обучения иностранным языкам, разработанный Е.И. Пассовым и его последователями. В учебном процессе вуза это отражается применением на практических курсах различных речевых задач, ситуаций, «оречевленности» упражнений. Занятия строились с учетом принципов речемыслительной активности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны. Преподаватели использовали в своей деятельности ролевые игры, круглые столы, пресс-конференции, дискуссии, телемосты,

КВН, викторины, имитировали деловые игры.

Основным компонентом учебной деятельности была самостоятельная работа студентов (далее СРС). Она занимала 40 % общего бюджета времени. Перед факультетом стояли задачи достижения соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции в период обучения в вузе, формирования самообразовательной компетенции как способности поддерживать и повышать самообразовательный уровень владения иностранным языком для непрерывного совершенствования профессиональной деятельности, также формирования у студентов рациональных приемов работы, воспитания культуры умственного труда. На практике это осуществлялось следующим образом: по теоретическим дисциплинам студенты составляли аннотации и реферировали статьи, дополняли лекции новыми сведениями из монографической литературы, выступали на семинарах с докладами и сообщениями. На практических курсах они прослушивали тексты с целью фонетической разминки, развития умений понимать речь на слух, выполняли лабораторные работы, а также устные и письменные упражнения с использованием

ТСО, составляли диалоги, готовили лексические карточки, писали сочинения и изложения. Данные виды работы позволили формировать навыки и умения будущей профессиональной деятельности, а именно: умения работать с учебниками, словарями и другими справочными материалами, владеть технологией выполнения наиболее распространенных видов упражнений, вести словарную тетрадь, самостоятельно осуществлять поиск и подбор дополнительных материалов.

Период 1970-х - 1980-х гг. - это время, когда был достигнут высокий уровень научноисследовательской, методической, организационной, преподавательской деятельности факультета.

Коллектив факультета пополнился выпускниками центральных вузов и выпускниками Бурятского пединститута. Н.В. Языкова, Л. Баташова, Н.Е. Курская, Ю.Ф. Малинина, Л.Д. Мин-тасова, Л.Г. Берестовенко, Л.В. Азаревич, С.В. Жеребцова, В.Н. Андреева, Е.О. Пинуева, Н.Б. Шагдырова, Н.Ф. Вторушина, Г.В. Сарина, А.В. Большакова, Г.М. Танкова, А.С. Карпов, В.И. Семенов, И.А. Дехерт, Л.Г. Дубровина, А.М. Дубровин, К.Н. Мокрецова, П.П. Мокрецов, Л.Г. Брежнева, С.С. Доржиева (Емелина), В.А. Болотова, Г.С. Доржиева, Т.Б. Батуева, А.А. Мангат-ханова, З.З. Сажинова, М.И. Занданова. В контексте рассматриваемой проблемы подчеркнем, что в этот период сложился действительно высокопрофессиональный преподавательский корпус факультета, который долгие годы осуществлял качественную подготовку филологов и педагогов в республике. Оживилась научная работа сотрудников. Они стали принимать активное участие в работе различных научных конференций, выступали с докладами. Курсы повышения квалификации преподаватели проходили в центральных вузах страны, а также искали возможность для учебы в аспирантуре в МГПИ, МГУ, МПИИЯ, ЛГПИ им. Герцена, Горьковском институте иностранных языков, Ростове-на-Дону, Пятигорске. Следует также отметить, что именно в это время успешно защитили кандидатские диссертации Э.П. Нархинова, О.И. Богомолова, И.А. Башухаева, А.И. Суворов, Е.Ф. Иванова, А.С. Карпов, Н.П. Серебрякова, Е.В. Жесткова, А.В. Большакова. Для факультета это, несомненно, было знаменательным событием, поскольку создавались условия для формирования сильных научных школ и образовательных центров.

Результативности иноязычного обучения способствовала возможность преподавателей совершенствовать свое профессиональное мас-

терство на высших педагогических курсах, выезжать за рубеж для знакомства с педагогическими новинками европейских систем образования.

В этот период особое внимание уделялось идейно-воспитательной работе в коллективе. Преподаватели посещали методологический семинар под руководством И.И. Осинского, теоретические семинары по изучению материалов XXV съезда КПСС (руководитель А.В. Буинов), вечерний университет марксизма-ленинизма. Существенную помощь в методическом плане оказывал межвузовский семинар по проблемам методики преподавания иностранных языков под руководством Н. В. Языковой.

Совместная работа со школами и органами народного образования проводилась в свете решений XXIV и XXV съездов КПСС и постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», а также постановления «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельских общеобразовательных школ». В связи с этим были организованы выездные семинары в Цолгу, Мухоршибирский, Селенгинский, Кабанский, Иволгинский, Хо-ринский, Закаменский, Курумканский, Еравнин-ский районы, где преподаватели выступали с докладами на филологические, методические и страноведческие темы. Они оказывали методическую помощь выпускникам БГПИ, посещали их уроки и обсуждали положительные и отрицательные моменты. Из числа студентов была создана лекторская группа, они читали лекции по актуальным вопросам методики преподавания иностранных языков.

При институте усовершенствования учителей преподаватели факультета вели занятия по практике речи, читали лекции для учителей сельских школ. Также они выступали на методобъедине-ниях учителей школ города. Так, например, для учителей Советского района были прочитаны лекции: «Типичные ошибки выпускников средних школ на вступительных экзаменах», «Обучение произношению в средней школе (Л.В. Азаревич), «Планирование учебного процесса по иностранным языкам», «Обучение устной речи и чтению в средней школе» (Н.В. Языкова).

Продолжалась работа преподавателей в университете педагогических знаний. Была разработана программа по практике речи и цикл лекций по страноведению, литературе и методике преподавания иностранных языков.

Этот период в развитии факультета иностранных языков Бурятского пединститута ха-

рактеризуется укреплением материальнотехнической базы. В 1974 г. был оборудован лингафонный кабинет. Из архивных источников следует, что к этому времени было приобретено 46 магнитофонов марок «Тембр», «Яуза», «Комета», 4 проигрывателя, 1 000 пластинок,

5 000 м чистой магнитной пленки, 648 учебников и учебных пособий на иностранных языках [1]. На факультете имелись проигрыватели, но их состояние было неудовлетворительным, и ни один не мог быть использован для перезаписи учебных текстов на магнитную ленту из-за низкого качества звуковоспроизведения. Необходимо было приобрести магнитную ленту тип № 10 для обновления испорченных записей 100 000 метров. Того запаса, который имелся, явно было недостаточно. К тому же хранить весь этот фонд пленок, пластинок, диапозитивов, учебников и пособий не было возможности. Не было специальных подсобных помещений. Они хранились в аудитории № 0 в подвальном помещении. Естественно, что условия не соответствовали правилам хранения данных материалов. Пленки быстро пересыхали, особенно в зимнее время, поэтому были поставлены увлажнители воздуха, однако достичь желаемой температуры не удавалось. Кроме того, условия для работы не соответствовали правилам охраны труда. Лаборанты круглый год работали при электрическом свете. Этот кабинет также использовали для СРС во внеучебное время. Остальные лаборатории факультета № 7, 9, 10 работали только в учебное время с 8 до 17.30. Хотя все лаборатории эксплуатировались на полную нагрузку, все же факультет испытывал недостаток в таких кабинетах. Общежитие № 2 не имело стационарно оборудованных кабинетов, магнитофоны и проигрыватели приходилось приносить на каждое занятие.

Широко применялись диафильмы ко всем разговорным темам, а также слайды, серии картинок через диапроектор «Лэтти», «Протон». Как правило, данные материалы использовались на завершающем занятии, например по темам «У врача», «В кафе».

Большие возможности для работы над языком предоставляла работа с ЛФК «Тесла». Студенты выполняли тренировочные упражнения по лексике, грамматике, фонетике. За диктором в паузах студенты повторяли слова, предложения. Это давало возможность формировать произносительные и интонационные навыки. По грамматике и лексике в паузу надо было образовать правильную форму слова. Также студенты записывали себя на пленку, затем прослушивали и сравнивали с диктором. Практиковались такие

виды работы, как устный перевод в единицу времени, ответы на вопросы в паузу по прочитанному дома тексту, прослушивание текста на занятии.

Менее широко использовалось звуковое кино. Хотя на факультете имелся кинопроектор «Украина-5», должного применения он не нашел, так как не было оборудованной аудитории для показа фильмов, не было затемнения. Гораздо чаще использовались диапроекторы. Преподаватели сами создавали эпифильмы, например, к темам «Мой рабочий день», «Промтоварный магазин», «Театр», «Педагог», «Квартира».

По сравнению с прошлыми годами значительно пополнился фонд библиотеки факультета различного рода литературой. В киосках «Союзпечати» приобретались газеты «Морнинг Стар», «Юманите», «Нойес Дойчланд», «Юнге Вельт», «Берлинер Цайтунг», «Нойес Лебен». Был выписан журнал «Иностранные языки в школе». Учебно-методический фонд пополнялся папками с лабораторными работами (например, для 1-го курса имелись тексты к учебнику «Deutsch fur Auslander»), учебно-методическими руководствами, указаниями, наглядными пособиями. Поскольку по практическим курсам не было стабильных учебников, преподаватели использовали материалы из разных учебных пособий и сами составляли методические разработки по темам. Имелась художественная литература, но она не использовалась, так как преподаватели придерживались программы. Не хватало художественной литературы, которую студенты должны были читать по курсу «Литература Англии, Германии, Франции».

К 1980-м гг. на факультете уже имеется 6 лингафонных кабинетов, одна лаборатория -читальный зал. Хотя эту лабораторию трудно назвать читальным залом, т.к. располагалась она в подвальном помещении и являлась практически складом факультета. Были приобретены кодо-скоп, учебная литература в количестве 80 экземпляров, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки.

Учебно-методическая работа в вузе заключалась также и в разработке и записи на пленку лабораторных работ. В 1970-е гг. преподаватели составили и записали более 25 работ. В этот период отсутствовала множительная техника. Контрольные работы приходилось печатать под копировальную бумагу. Было составлено и размножено более 30 контрольных работ. По теоретическим курсам были доработаны и подготовлены к печати рабочие программы: по истории языка, лексикологии, теоретической грамматике, стилистике, типологии родного и изучаемого

языков, методике преподавания иностранных языков.

Очень плодотворным в становлении и развитии иноязычного образования оказался период 1980-х гг. Данный период был насыщен кардинальными политическими событиями и трансформациями. Перестроечные процессы породили реформирование системы образования, предусматривающее его качества. В связи с этим перед факультетом стояли задачи:

- повышения научно-теоретического и методического уровня лекционных, семинарских и практических занятий и их значения в формировании у студентов научного мышления и марксистско-ленинского мировоззрения;

- совершенствования форм идейно-

политического воспитания студентов в процессе преподавания специально языковых дисциплин;

- усиления связи между учебной и научной работой студентов путем использования комплексного подхода к профессиональной педагогической подготовке студентов;

- совершенствования форм управления СРС;

- усиления связи с сельскими школами, оказания им действенной помощи;

- проведения целенаправленной работы по профориентации.

Для повышения научно-теоретического и методического уровня образовательного процесса преподаватели сами посещали семинары и вечерние университеты. Так, в 1980-е гг. они приняли участие в методологическом семинаре «В.И. Ленин о коммунистической нравственности» под руководством канд. филол. наук Ю. В. Абросимова, а также изучали материалы XXVII съезда КПСС, готовили доклады и рефераты, конспектировали первоисточники. Молодые преподаватели учились в вечернем университете марксизма-ленинизма.

Большое внимание факультет уделял подбору учебных материалов по домашнему чтению, текстов из периодической печати для занятий по общественно-политической тематике. Следует подчеркнуть, что зарубежные материалы подвергались фильтрации и их следовало интерпретировать с позиций марксистско-ленинского учения. Так, например, тщательно отбирались тексты из газеты «Морнинг стар». При подборе книг для домашнего чтения преподаватели руководствовались социальной значимостью того или иного романа, принадлежностью писателя к определенному литературному течению.

Учебно-методическая и научно-исследовательская работа факультета осуществлялась через методические объединения преподавателей кафедр.

Были выбраны два направления: «Методика работы над текстом в языковом вузе», «Методика обучения связному высказыванию». Эти проблемы обсуждались на заседаниях, где преподаватели выступали с докладами («Работа над текстом в языковом вузе» - Н.В. Языкова, «Обучение смысловому анализу текста на занятиях по аналитическому чтению на 3 курсе» - Л.Д. Мин-тасова, «Психологические основы обучения

чтению» - Ю.Ф. Малинина). На основе проведенной работы были составлены методические письма, рекомендованные к опубликованию на правах рукописи.

Огромная работа проводилась преподавателями в плане совершенствования профессионально-педагогической направленности. Усилия были направлены на формирование личности будущего учителя, готового и способного работать в средней, и особенно в сельской школе. На всех курсах преподаватели вели систематическую работу по выработке профессиональных навыков и умений студентов: обучали студентов исправлять ошибки в речи и на письме. С этой целью они проверяли и оценивали диктанты, письменные работы друг друга, помогали преподавателю проводить фрагменты урока с ТСО, учились читать грамотно и выразительно. На старших курсах студенты разрабатывали один из этапов урока, проводили серию упражнений для тренировки какого-либо языкового или речевого материала, учились адаптировать учебный материал, ясно и доступно объяснять грамматические правила, работать с доской, слушать и слышать партнера. Привитию интереса к будущей профессии способствовали также встречи с учителями городских школ. Такие встречи проходили интересно, живо, студенты задавали много вопросов о различных сторонах деятельности учителя иностранных языков в средней школе.

В контексте исследуемого периода следует отметить учебно-исследовательскую работу студентов (далее УИРС), инициированную преподавателями факультета и далее успешно внедренную и другими факультетами института. На начальном этапе студенты учились оформлять список научной литературы по проблеме, реферировали одну статью, а затем по две-три, составляли аннотации, выступали с докладами. На 3-м курсе студенты выполняли курсовые работы по педагогике и психологии. На 4-м и 5-м курсах студенты писали курсовые работы по специальным дисциплинам и методике преподавания в школе. Следует отметить, что данная форма работы помогала студентам овладеть первоначальными навыками самостоятельной работы с

научной литературой, подготовить их к дальнейшей научно-исследовательской работе. Следующей ступенью в научной работе является написание курсовых и дипломных работ. Данные виды деятельности обеспечивали интеллектуальное развитие студентов, способствовали выработке у них интереса к научной работе.

Для более качественного выполнения курсовых работ по филологии и методике преподаватели совместно со студентами обсуждали и утверждали темы, составляли графики выполнения. Были прочитаны лекции, в которых давались некоторые методические рекомендации по выполнению и написанию курсовых работ. Преподаватели регулярно проводили консультации. Проводились публичные защиты готовых работ, где студенты выступали с краткой аннотацией своей работы, отвечали на вопросы рецензентов. Следует отметить, что такая тщательная работа способствовала тому, что студенты учились выступать, кратко излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Такая процедура снимала многие вопросы и давала возможность выяснить спорные моменты, исправить недочеты, и к защите студенты чувствовали себя увереннее.

Преподаватели продолжали оказывать помощь учителям сельских школ. Главное внимание было обращено на работу учителей-стажеров. Посещенные уроки показали, что большинство неплохо справляется с учебной работой. Уроки проходили на должном научнометодическом уровне. Однако в жилищнобытовом плане учителя-стажеры испытывали трудности, а администрация школ не оказывала им необходимую помощь. По данному вопросу была составлена справка и передана в Министерство просвещения Бурятской АССР для сведения и принятия мер по улучшению условий работы учителей-стажеров.

В рассматриваемый период большое внимание уделялось профориентационной работе. На факультете были организованы заочные курсы. По окончании их слушатели становились студентами факультета. Для привлечения школьников преподаватели со студенческими агитбригадами выезжали в течение года в районы Республики Бурятия. Там студенты выступали с концертами, а преподаватели проводили беседы со старшеклассниками. В школах преподаватели проводили методические семинары, некоторые из них работали в качестве учителей иностранного языка (Н.П. Серебрякова, В.И. Семенов, Е.А. Мальцева, Е.В. Жесткова). Также они оказывали помощь в проведении районных и городских олимпиад.

Таким образом, преподаватели факультета являлись ключевой фигурой в иноязычном вузовском образовании исследуемого периода. Их характеризовали высокий уровень образования, прекрасное владение иностранными языками, научно-методическая деятельность, повышение квалификации за границей, подготовка учебных пособий и материалов. В этот период иноязычное образование поднялось на новую качественную ступень своего развития.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что данное время в развитии иноязычного вузовско-

го образования было детерминировано общими социально-политическими факторами. Исторический период развитого социализма в преломлении регионального вуза на факультете характеризовался расширением материальной базы факультета, интенсификацией учебного процесса. В рассматриваемый период был достигнут высокий уровень преподавания иностранных языков. Большой вклад в это внесли высококвалифицированные научные кадры факультета.

Литература

1. Национальный архив Республики Бурятия. Ф. 666. Оп. 1. Д. 1214.

2. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. - М.: Стелла, 1996. - 81 с.

3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/docs cccp/3775.

4. Становление высшего образования в Бурятии / отв. ред. И.А. Батудаев. - Иркутск, 1981. - 163 с.

Тараскина Ярослава Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры перевода и межкультурной коммуникации Бурятского госуниверситета. E-mail: jarat@mail.ru

УДК 378.016

© Г.Н. Фомицкая Внешняя оценка качества образования в ракурсе социологического исследования

В статье на основе анализа научных подходов к разработке процедур внешней оценки качества общего образования обусловливается необходимость проведения социологических исследований с целью выявления степени удовлетворенности качеством образования потребителей образовательных услуг. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в региональной образовательной системе.

Ключевые слова: внешняя оценка качества образования, независимый контроль, эвалюация, мониторинг, социологическое исследование, удовлетворенность качеством образования.

б'.М

External Quality of Education in Foreshortening of Sociological Research

The article stipulates the necessity of conducting sociological research for the purpose of evaluating customer satisfaction degree with the quality of education. The article is based on the analysis of scientific approaches to elaborating the procedure of external evaluation of the quality of general education. The article also provides the data of a sociological research conducted in a regional educational system.

Keywords: external evaluation of education quality, independent control, evaluation, monitoring, sociological research, customer satisfaction with the quality of education.

Политическое и социально-экономическое развитие страны зависит от эффективности деятельности образовательной системы. Соответственно, выявление, измерение качества образования должно быть организовано не только со стороны самой образовательной системы, но и со стороны общества и независимых оценочных структур. Оценка качества образования организуется как важнейшая функция управления и мониторинга качества образования с учетом ранга образовательных систем и степеней непрерывного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка качества образования имеет две составляющие: внешняя - со стороны потребителей образовательных услуг и внутренняя - производимая в самой системе образования.

Внешняя оценка качества образования на федеральном уровне определяет его как системносоциальное качество образования, которое лежит в основе обеспечения и повышения качества жизни населения как главной цели существования любого национального государства и любого общества в XXI в., в том числе и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.