УДК 314.74
Анна Голикова1, Айталина Больницкая2, Аиза Неустроева3
ОСОБЕННОСТИ ИНОСТРАННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
FEATURES OF FOREIGN LABOUR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
В статье рассматриваются особенности процесса иностранной трудовой миграции в Республике Саха (Якутия). На основе данных статистической информации и результатов социологического исследования анализируются социальные и экономические факторы трудовой миграции - исследуются социально-трудовые характеристики, уровень жизни и проблемы, с которыми сталкиваются мигранты-иностранцы, отношение местных безработных и лиц, ищущих работу к конкуренции стороны иностранных работников, а также распространение неправовых трудовых практик, имеющих негативное влияние на региональную экономику. Сформулированы рекомендации по выработке взвешенной миграционной политики, учитывающей интересы экономики республики и местного населения.
Ключевые слова: иностранная трудовая миграция, иностранная рабочая сила, рынок труда, безработица, Республика Саха (Якутия), миграционная политика.
In the article are considered features of process of foreign labor migration in the Republic of Sakha (Yakutia). On the basis of yielded statistical information and results of sociological research social and economic factors of labor migration are analyzed - social and labor characteristics are investigated, a standard of living and problems which migrants foreigners face, the relation
'Голикова Анна Алексеевна, научный сотрудник Центра социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия). Е-mail: [email protected]
Golikova Anna, Research Associate of the Center for Social problems of Labour of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia).
2Больницкая Айталина Николаевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия). Е-mail: [email protected] Bolnitskaya Aitalina, Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher of the Center of Social Problems of Labour of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia).
3Неустроева Аиза Борисовна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия), доцент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск. Е-mail: [email protected]
Neustroyeva Aiza, Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher of the Center of Social Problems of Labour of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Associate Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
of the local unemployed and persons who are looking for work to the competition of the party of foreign workers; and also distribution unlawful labor the practician, having negative influence on regional economy. Recommendations about development of the weighed migration policy considering interests of economy of the republic and local population are formulated.
Keywords: foreign labor migration, foreign labor, labor market, unemployment, Republic of Sakha (Yakutia), migration policy.
Миграция иностранных работников является одним из противоречивых и неоднозначных социально-экономических явлений в современном мире. Это, безусловно, позитивный процесс, отражающий глобальные процессы и международную интеграцию в сфере трудовых отношений - возникновение глобального рынка рабочей силы. Иностранная трудовая миграция позволяет сгладить дисбалансы рынка труда, приводит к росту совокупного объема производства принимающей стороны, дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников. Однако, помимо положительного эффекта, расширение масштабов зарубежной трудовой миграции создает множество социальных, экономических и культурных проблем, в том числе распространение нелегальных форм трудовой деятельности, увеличение напряженности на региональном рынке труда.
Республика Саха (Якутия) является динамично развивающимся регионом с хорошими темпами роста экономики, основу которой составляет промышленное производство, в частности цветная металлургия и топливно-энергетический комплекс. В соответствии с принятой в 2006 году Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года, планируется осуществить около 20 крупных инвестиционных проектов, которые включают в себя развитие нефтепро-водной, газопроводной, транспортной и энергетической инфраструктур. Данные проекты требуют значительное количество трудовых ресурсов, по прогнозам дополнительная суммарная потребность ориентировочно составит более 100 тыс. чел., тогда как за счет местного населения потребность в трудовых ресурсах может быть восполнена только на 40% [1]. Ежегодно в Якутии наблюдается тенденция роста потребности организаций в квалифицированной иностранной рабочей силе. Если в 2007 году удельный вес заявок на иностранных работников составлял 33,4% от общего числа заявленных вакансий (18698 заявок), то в 2013 году он достиг уже 41,3% (39267 заявки). Наибольшее число заявок на международную рабочую силу в 2013 году было высказано работодателями строительных организаций (79,6%, или 31256 заявки). Растет число заявок от организаций торговли, в 2013 году число заявок составило 10,1% от общего числа заявленной численности на иностранных работников. Наиболее востребованными являются работники среднего уровня квалификации, имеющие такие рабочие специальности, как каменщики, штукатуры, бетонщики, арматурщики, машинисты различной строительной техники. В то же время ежегодно сокращается потребность работодателей в высококвалифицированных специалистах и низкоквалифицированных рабочих в организациях, занятых добычей полезных ископаемых и сельском хозяйстве.
Восходящий спрос на иностранную рабочую силу в Якутии обусловлен во многом экономическими факторами. Анализ данных экспертного опроса руководителей 295 предприятий и организаций Республики Саха (Якутия), использующих труд зарубежных мигрантов, показал, что основными причинами предпочтения работодателями иностранных работников являются:
- отсутствие в республике организованных ответственных комплексных бригад большой численности, способных выполнить объемные строительные работы на строительных объектах за определенный период времени;
- недостаток необходимых для нормальной деятельности предприятия востребованных специалистов в Республике Саха (Якутия), так и в других регионах России;
- дешевизна иностранной рабочей силы, нетребовательность к бытовым условиям, возможность снижения затрат предприятия за счет налоговых и других платежей;
- работа с большей продолжительностью рабочего времени и меньшим временем отдыха, высокая производительность труда.
Немаловажную роль при устройстве на работу иностранных работников выполняли землячества и родственные связи. Опрос трудовых мигрантов, проведенный в г. Якутске, п. Нижний Бестях и с. Намцы показал, что более 51% иностранных граждан устраивались на работу с помощью родственников, знакомых и земляков [5]. В отдельных отраслях экономики были сформированы бригады-общины, где работали только иностранные граждане определенной страны. Данные этнические бригады выполняли функцию социализации, адаптации и профессиональной подготовки, вновь прибывших мигрантов, помогали в трудоустройстве, оказывали поддержку и помощь в трудных ситуациях. Такие бригады были заняты на сезонных работах под руководством опытных земляков, умеющих заранее обеспечить контракт на подрядные работы, в основном в строительстве, ремонте различных объектов или дорог.
Большинство мигрантов из зарубежья при трудоустройстве в России сталкивались с целым спектром различных проблем, которые можно разделить на следующие группы: экономические (условия труда, режим работы, низкая заработная плата); социальные (медицинское и социальное обслуживание, гарантии при временной нетрудоспособности, отпуск и пр.); культурные (языковый барьер, нетерпимость со стороны местного населения, конфликты с местным населением, отчуждение); правовые (низкая правая грамотность, проблемы с законом, нелегальность трудовой деятельности и статуса пребывания на территории Российской Федерации и пр.). Наиболее распространенной неправовой практикой привлечения иностранной рабочей силы является трудоустройство без заключения трудового договора (контракта) с мигрантами. Согласно действующему законодательству, работодатель, принявший на работу легального иностранного работника из стран СНГ, обязан уведомить об этом органы Федеральной миграционной службы. Однако довольно часто работодатели не делают этого, чтобы сохранить теневой характер найма и избежать выплаты налогов [2]. Ежегодно Управлением федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) у 180-190 работодателей выявляется найм иностранных граждан без договора и до 1,4 тыс. иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность [3].
О размерах нелегального трудоустройства иностранцев также можно судить по результатам нашего социологического опроса. На вопрос «Заключал ли работодатель с Вами трудовой договор?» лишь 49,7% иностранных мигрантов сообщили, что заключали с работодателем официальный трудовой договор, еще 3,8% заключали гражданско-правовой договор, 18,7% работали на основе устной договоренности, остальные 27,7% ответили, что не имеют никакого договора, являлись незаконными трудовыми мигрантами. Таким образом, каждый второй иностранный мигрант был трудоустроен без заключения договора (контакта) с работодателем. Даже легальная занятость (при наличии разрешения на работу, либо патентов) не гарантировала мигрантам официальных трудовых отношений. Трудовые контракты имели только 63% опрошенных легальных мигранта. В результате нелегальной трудовой миграции растут потери для бюджета региона из-за уклонения от платы за использование иностранной рабочей силы и невыплаты налогов и отчислений в социальные фонды.
Неофициальный характер взаимоотношений с мигрантами дает работодателям возможность нарушать их права. Одна из распространенных форм ущемления прав зарубежных мигрантов в сфере трудовых отношений - это низкая оплата труда. Средняя заработная плата иностранных трудовых мигрантов в Республике Саха (Якутия), по данным налоговых органов за 2013 год, в среднем составила 28,8 тыс. руб., при средней по Республике Саха (Якутия) - 46,5 тыс. руб. [4]. По результатам экспертного опроса работодателей, в крупных постоянно действующих производствах существенного различия в оплате труда в зависимости от гражданства нет, и размер оплаты труда зависит, в большей степени, от занимаемой должности (профессии), уровня квалификации. Самый низкий уровень оплаты труда мигрантов наблюдается в торговле и общественном питании, где оплата труда иностранного работника не превышала установленный в регионе минимальный размер. Многие работодатели в целях облегчения налогового бремени выплачивали мигрантам две заработные платы - заниженную официальную и «серую». В целом, по результатам анкетного опроса, 40% мигрантов получали «серую» заработную плату. Почти половину (47%) от заработанных в Якутии денег, мигранты отправляют домой, что вынуждает их жить в условиях жесточайшей экономии. По расчетам, только мигранты, работающие по квоте, за год вывозят из республики 1,7 млрд. руб. Соотношение денежных средств, оставленных на личное потребление с прожиточным минимумом Республики Саха (Якутия) составило 69%. Основными статьями расходов иностранных работников были только питание и аренда жилья.
Кроме низкой оплаты труда многие приезжие сталкиваются с несоблюдением работодателями техники безопасности, неправильной организацией производственно-технологического процесса, высокой продолжительностью рабочего дня (до 12 часов в сутки), плохими жилищно-бытовыми условиями, отсутствием социальных гарантий, и т.д. По данным нашего опроса, более 80% иностранных работников работают по 10-12 часов и без выходных. Такой режим работы неприемлем для постоянных работников. Это одно из существенных конкурентных преимуществ мигрантов - готовность работать в тяжелых условиях труда.
В то же время большинство международных мигрантов, работающих в Якутии, были довольны своим пребыванием в республике, и в целом оценивали свое трудовое положение довольно оптимистично. Так, на вопрос «Как вы считаете, нарушаются ли ваши права в Якутии», подавляющее большинство иностранных работников (80,9%) заявили, что их права в Якутии «не нарушаются» и «скорее не нарушаются», только 8,2% ответили «да, нарушаются» и «скорее нарушаются». Частично такой расклад объясняется низкой правовой грамотностью мигрантов, а также осознанием того факта, что они сами часто вынужденно и (или) намеренно являются нарушителями прав, поэтому не в состоянии адекватно и честно ответить на данный вопрос. Мигранты из зарубежья имели очень низкий уровень осведомленности о правилах оформления на работу в России, в частности о необходимости заключения трудового или гражданско-правового договора, о его содержании, о том, как отличить фиктивный договор от официального. По данным опроса, не знает этого примерно каждый четвертый мигрант. В подобных случаях наличие разрешения на работу, либо патента не гарантирует мигранту соблюдение его трудовых и иных прав.
В целом, сложности, возникающие при реализации мигрантами из за рубежа своих прав и интересов, имеют ряд причин, среди которых, кроме отсутствия у них представления о законодательстве Российской Федерации, правовую неграмотность, отсутствие законно действующих структур по оказанию комплексной помощи (за исключением единичных правозащитных структур), функционирование многочисленных незаконных посредников и т.д., важное место занимает всевозрастающий языковой барьер. Относительно молодой возрастной состав мигрантов и преобладание титульных этнических групп в странах выхода предопределяют значимую долю мигрантов, испытывающих проблемы с владением русского языка. Согласно опросу, примерно каждый четвертый мигрант родился после распада СССР, в период роста национального самосознания и ухода русского языка из коммуникативного пространства постсоветских стран. Эта группа будет стремительно расти по мере включения молодых поколений. Сейчас же на недостаточное знание языка указывает примерно каждый четвертый мигрант из зарубежья (27,4%).
С целью выяснения совокупности трудностей, с которыми международные мигранты сталкиваются в Якутии, был задан вопрос «С какими проблемами Вы лично сталкивались в Якутии?», на который подавляющее большинство респондентов (55,2%) ответили, что не сталкивались с никакими проблемами, 10,9% респондентов отметили жилищные проблемы, только 10,2% считали заработную плату низкой и несправедливой, 7% мигрантов имели проблемы с законом. Оптимистический характер ответа большинства иностранных мигрантов на данный вопрос говорит о некритическом восприятии мигрантов реальности. Это можно объяснить тем, что многие морально готовы к этим проблемам, и часто воспринимают их не как проблемы, а как естественные сопутствующие факторы жизнедеятельности в условиях миграции. Исследование показало, что 75% опрошенных мигрантов-иностранцев хотели бы еще раз приехать в Якутию на заработки, 22,8% затруднились ответить, и только 2,2% мигрантов ответили, что больше не приедут в Якутию.
В обществе есть представление, что в условиях безработицы нецелесообразно использовать иностранную рабочую силу, не предоставив рабочие места местному населению. Однако, скорее всего, прямой зависимости между уровнем безработицы и количеством использования иностранной рабочей силы нет. К слову, уменьшение квоты на работу иностранных граждан, наблюдавшееся с 2010 года, не повлекло за собой сокращения численности безработных, несмотря на то, что количество рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по структуре со структурой безработных в отношении к общей численности иностранной рабочей силы составляет 24%. В этом плане, интересно отношение местного населения, особенно безработных, к конкуренции со стороны иностранной рабочей силы, желание трудоустроиться на вакансии, на которых трудятся иностранные трудовые мигранты, а также выявление основных причин отказов местных безработных от данных вакансий. Согласно результатам опроса безработных и лиц, ищущих работу, имеющих такие востребованные среди иностранных работников рабочие профессии, как машинисты, водители, строители, столяры, слесари, каменщики, плотники, токари, монтажники и т.д., было выявлено, что большинство из них не ощущали конкуренции со стороны иностранных работников и не высказывали негативного отношения к ним (57,5%). Конкуренцией со стороны иностранных работников наиболее сильно были обеспокоены местные работники старших возрастных групп и работники с низким уровнем образования. Анализ причин, по которым местные безработные не хотели работать на вакансиях, на которых чаще всего были заняты иностранные рабочие, показал, что, во-первых, их не устраивает размер заработной платы (41,8%), во-вторых, отсутствие социальных гарантий (25,4%) и, в-третьих, плохие условия труда (13,6%). Между тем, 13% опрошенных безработных все-таки указали на тот факт, что они желали бы работать, но работодатели предпочли им иностранных работников. В основном, предпочтение работодателей нанимать иностранную рабочую силу, продиктовано сравнительно более низкой притязательностью мигрантов, готовностью работать на низкооплачиваемых, низкоквалифицированных видах работ, на которые местные жители при существующем уровне оплаты труда не идут.
Потребность экономики Республики Саха (Якутия) в иностранной рабочей силе, несмотря на удаленность от центра России, экстремальные природные условия, высокие цены на аренду жилья, скорее всего, будет удовлетворена, благодаря перевесу таких факторов, как: высокая заработная плата относительно других регионов России, лояльность населения, поддержка диаспоры. Для Якутии привлечение зарубежных трудовых мигрантов является эффективным инструментом регулирования функционирования экономики региона.
В целом, для развития процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы на принципах экономической и социальной эффективности, а также улучшения социальной обстановки, связанной с пребыванием на территории республики иностранной рабочей силы необходимо проводить согласованную миграционную политику с учетом интересов республики, местных трудовых ресурсов и работодателей, включая:
- использование иностранной рабочей силы в тех областях и сферах деятельности, где эффективность ее применения существенно выше эффективности применения местной рабочей силы, например: на временных и сезонных - строительных работах вне населенных пунктов;
- принятие решения об ограничении разрешений, для иностранных граждан на отдельные профессии: например, водителей, электрогазосварщиков, трактористов, работников торговли, автосервиса, поваров и т.д. (при приобретении патента, с учетом имеющегося спроса на эти места среди местного населения);
- разработки мероприятий по пропаганде рабочих профессий в целях привлечения местной молодежи в строительство и промышленность, содействию решения жилищных проблем молодых специалистов и выпускников ПТУ и обустройству социально-бытовой сферы в местах промышленной деятельности и интенсивных строительных работ;
- изыскание средств на обучение востребованным рабочим профессиям, и обеспечения качественного обучения и переподготовки местных квалифицированных рабочих кадров в соответствии с современными технологиями ведения производственных и строительных работ;
- активизацию работы профсоюзных организаций (установить в отраслевых соглашениях гарантии по оплате труда, в частности, часовую тарифную ставку для сквозных рабочих профессий (общих для большинства организаций отрасли) и другие социальные гарантии для рабочих;
- исполнение обязательств работодателями малых и индивидуальных предприятий отраслевых соглашений и вовлечение работников профсоюзное движение, включая иностранных граждан.
- разработка региональной программы по регулированию миграции;
- организация системы мониторинга иностранной трудовой миграции.
Литература
1. Стручков, А.А. Проблемы формирования трудового потенциала в региональной экономике // Отчет научно-практической конференции «Региональные аспекты эффективного регулирования рынка труда: миграция и занятость». Электронный ресурс. URL: http://src-sakha.ru/wp-content/uploads/2013/12/ OTCHET-konferentsiya-28.11-okonch.pdf. (дата обращения: 20.05.2015).
2. ФЗ от 24 ноября 2014 г. N 357-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Электронный документ. URL: http://base.garant.ru/70804216/ #ixzz3ZgSUqGNw (дата обращения: 10.05.2015).
3. Аналитический отчет об итогах деятельности Управления федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) за январь 2014 года // Электронный ресурс. URL: http://ufms14.ru/wp-content/uploads/2014/05/ analitika january 2014.pdf. (дата обращения: 10.05.2015).
4. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2014.
5. Голикова, А.А. Иностранная трудовая миграция в Республику Саха (Якутия) / А.А. Голикова, А.Н. Больницкая, А.Б. Неустроева // Регионология. - 2015. - № 4 (93). - С. 103-111.
References
1. Struchkov, A. A. Problemy formirovanija trudovogo potencíala v regional'noj jekonomike // Otchet nauchno-prakticheskoj konferencii «Regional'nye aspekty jeffektivnogo regulirovanija rynka truda: migracija i zanjatost'». Jelektronnyj resurs. URL: http://src-sakha.ru/wp-content/uploads/2013/12/OTCHET-konferentsiya-28.11-okonch.pdf. (data obrashhenija: 20.05.2015).
2. FZ ot 24 nojabrja 2014 g. N 357-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Jelektronnyj dokument. URL: http://base. garant.ru/70804216/ #ixzz3ZgSUqGNw (data obrashhenija: 10.05.2015).
3. Analiticheskij otchet ob itogah dejatel'nosti Upravlenija federal'noj migracionnoj sluzhby po Respublike Saha (Jakutija) za janvar' 2014 goda // Jelektronnyj resurs. URL: http://ufms14.ru/wp-content/uploads/2014/05/ analitika_january_2014.pdf. (data obrashhenija: 10.05.2015).
4. Trud i zanjatost' v Respublike Saha (Jakutija): stat. sbornik / TO FSGS po Respublike Saha (Jakutija). - Jakutsk, 2014.
5. Golikova, A.A. Inostrannaja trudovaja migracija v Respubliku Saha (Jakutija) / A.A. Golikova, A.N. Bol'nickaja, A.B. Neustroeva // Regionologija. - 2015. - №4 (93). - S. 103-111.