УДК 316.33
ГРЕЧИХИН Владимир Григорьевич Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова г. Москва, Россия [email protected]
ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЯКУТИИ
Проблемы трудовой миграции связаны, прежде всего, с такими факторами, как: недостаточно развитая социальная инфраструктура, продолжающийся с 1990-х миграционный отток населения, в том числе квалифицированных кадров, низкое качество жизни наряду с неразвитой инфраструктурой, прежде всего энергетической и транспортной. Все это тормозит динамичное развитие Республики Саха (Якутия). Существующие проблемы, связанные с управлением миграционными процессами, требуют комплексного подхода к их решению. Проведенное исследование позволяет заключить, что проблематика трудовой миграции не является новой для данной республики. В настоящее время здесь созданы самые жесткие правовые условия среди регионов России. Усиление роли институтов гражданского общества стало на сегодняшний день приоритетным в регулировании мигрантскими сообществами, целью которых является деятельность, способствующая формированию механизмов контроля за наймом рабочей силы. Несмотря на необходимость увеличения трудовой и предпринимательской иммиграции, обозначенные в статье факторы могут представлять угрозу миграционной безопасности Республике Саха (Якутия). В статье анализируются социальные и экономические проблемы трудовой миграции региона. Сформулированы рекомендации по выработке миграционной политики, учитывающей интересы экономики республики и местного населения.
Ключевые слова: трудовая миграция, рабочая сила, рынок труда, безработица, Республика Саха (Якутия), миграционная политика
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-41-49
Vladimir G. GRECHIKHIN Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia [email protected]
PROBLEMS OF LABOR MIGRATION IN YAKUTIA
The problems of labor migration are primarily related to such factors as: insufficiently developed social infrastructure, continuing since the 1990s, migration outflow of population, including skilled personnel, poor quality of life along with undeveloped infrastructure, especially energy and transport. All this hinders the dynamic development of the Republic of Sakha (Yakutia). The existing problems related to the management of migration processes require an integrated approach to their solution. The study suggests that the problems of labor migration are not new for this country. Currently, the most stringent legal conditions are created here among the regions of Russia. The strengthening of the role of civil society institutions is currently a priority in the regulation of migrant communities, the purpose of which is the activities that contribute to the formation of mechanisms for monitoring the recruitment of labor. Despite the need to increase labor and business immigration, the factors outlined in the article may pose a threat to the migration security of the Republic of Sakha (Yakutia). The article analyzes the social and economic problems of labor migration in the region. The recommendations on the development of migration policy, taking into account the interests of the economy of the Republic and the local population.
Keywords: labor migration, labor force, labor market, unemployment, Republic of Sakha (Yakutia), migration policy
Поступательное развитие экономики в Республике Саха (Якутия) существенно сдерживается кадровым дефицитом, сформировавшимся в результате влияния на протяжении последних десятилетий неблагоприятных демографических тенденций, что связано со сменой миграционного вектора и потерями демографического и трудового потенциала данного малонаселенного региона страны.
В течение всего XX века модель промышленного освоения Якутии отличалась массовым перемещением и концентрацией рабочей силы, в сравнении с индустриализацией приполярных районов Норвегии, Финляндии и Швеции, в которых, как правило, использовались местные трудовые ресурсы.
В советский период численность жителей Якутии стремительно увеличивалась, достигнув максимума в 1991 г. - 1119 тыс. чел., но после распада бывшего СССР стала постепенно убывать, достигнув минимума в 2003 г. - 948,6 тыс. чел. (рис. 1) [6].
Рисунок 1. Динамика численности населения Якутии в 1917-2017 гг.
Figure 1. The dynamics of the population of Yakutia in 1917-2017
Источник: Игнатьева В.Б. Трудовые мигранты в Якутии: интеграция versus эксклю-зия? Итоги социологического исследования и ожидания принимающего общества / В.Б. Игнатьева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 4 (21). С. 86-95.
Source: Ignatieva V.B. labor migrants in Yakutia: integration versus exclusive? The results of sociological research and expectations of the host society / V.B. Ignatieva / / North-Eastern humanitarian Bulletin. 2017. № 4 (21). Pp. 86-95 .
Исторически сложившаяся концентрация индустрии и населения сохраняется и сегодня, о чем можно составить представление уже по тому факту, что в столичном г. Якутске и двух промышленных районах - Нерюнгринском и Мирнинском, занимающих в целом 8,7% территории Якутии, сосредоточено 48,8% населения республики.
Разрыв спроса и предложения рабочей силы становится препятствием в реализации новых проектов региона, повышается необходимость в рабочей силе. По оценкам специалистов, на реализацию инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия) дополнительная потребность в трудовых ресурсах составит более 100 тыс. чел.
При этом, согласно прогнозной оценке трудового потенциала республики, восполнить за счет местного населения ее можно только на 40-50%.
Распределение трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) характеризуется особенностью пространственной структуры размещения демографического и производственного потенциала и его концентрации в Западном, Южном и Центральном районах Якутии, каждый из которых специализируется фактически на одной или двух отраслях экономики [7].
Всем известно, что в республике острой проблемой считается отток молодежи и граждан трудоспособного возраста в другие регионы России и численность мигрантов увеличивается с каждым годом.
В составе населения республики процентное соотношение людей пожилого возраста стремительно увеличивается, в свою очередь, доля работоспособного населения идет на спад.
Наибольший отток населения происходит из Мирнинского и Нерюнгринского районов, которые являются центрами пребывания приезжих рабочих.
Существует ряд основных причин, которые влияют на миграцию трудоспособного населения, таких как:
1. Низкий уровень качества жизни сельского населения. Тяжелые условия проживания в сельской местности; отсутствие благоустроенности, развитой инфраструктуры.
Жилищный фонд сельской местности не имеет элементарных коммунальных удобств, а также слабо развито жилищное строительство;
2. Высокий уровень безработицы. Отсутствие спроса на рабочую силу в сельской местности. Постепенное сокращение трудовой занятости населения;
3. Дорожно-транспортные проблемы. Внутренние авиаперелеты очень дорогие, в некоторые районы возможно добраться только в зимний или только в летний период;
4. Низкий уровень культурного, медицинского и торгового обслуживания. Невыгодные социальные условия. Дороговизна и труднодоступность некоторых категорий продуктов питания (например, фруктов и овощей, копченостей и сладостей), лекарственных средств и других медицинских препаратов;
5. Ограниченные возможности самореализации. Нет необходимых условий для развития человеческого потенциала, то есть отсутствуют кружки, библиотеки, дома культуры, клубы по интересам, спортивные секции и т.д. Ограниченность в получении желаемого профессионального образования и карьерного роста [4].
Для миграции молодежи требуется участие и органов государственной власти всех уровней, органов самоуправления и других, что обусловливает необходимость программных методов.
Реализация крупных инвестиционных проектов, предусмотренных «Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.», требует привлечения дополнительной рабочей силы. По расчетам Правительства Республики Саха (Якутия), для их успешного завершения необходимо мобилизовать более 100 тыс. специалистов и рабочих рук (55% вакансий - трудовые мигранты, 45% - местные кадры).
Основным нормативным документом в сфере регулирования миграционных процессов Республики Саха (Якутия) является Концепция кадровой политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, принятая Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 года № 1170.
Концепция кадровой политики Республики Саха (Якутия) определяет общую стратегию и приоритетные направления миграционной политики республики на ближайшую перспективу и до 2020 года.
Таким образом, существующее законодательство в сфере миграции Республики Саха (Якутия) и тенденции его коррекции носят противоречивый характер.
На сегодняшний день существуют различные формы поддержки, в том числе и программы для развития сельской местности:
- комплексная программа Республики Саха (Якутия) «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы и на период до 2020 года» - Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы»;
- поддержка предпринимательства посредством субсидирования малого и среднего бизнеса, уплаты части кредита на оборудование, материальная поддержка начинающих предпринимателей;
- стимулирующие государственные программы для учителей и медработников для работы на севере. Предоставление им жилья в районах республики; прочие программы по содействию занятости населения.
Вышеперечисленные программы по поддержке молодых специалистов не решают вопрос миграции в полной мере, но оказывают на него большое влияние [3].
Как сообщается на сайте главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова, разработан проект нового указа об установлении запрета на привлечение иностранных граждан в 2018 г. в сферы строительства, добычи полезных ископаемых, транспорта, образования, сельского хозяйства и здравоохранения.
Уже существующий список запрещенных видов трудовой деятельности для мигрантов дополнился строительным комплексом и горнодобывающим производством. Местный портал 8акИаБау сообщает: по словам председателя Госкомитета по занятости населения Республики Саха-Якутия Степана Москвитина, соответствующий указ был подписан президентом региона Егором Борисовым в целях увеличения рабочих мест для российских граждан.
«Теперь крупные горнодобывающие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность на территории нашей республики, не имеют права привлекать граждан из СНГ - Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдавии. По нашим расчетам, в горнодобывающем секторе высвободится более двух тысяч рабочих мест, занятых до этого времени в основном гражданами Украины и Узбекистана. На эти места придет местное население», - пояснил чиновник.
По словам Москвитина, ежегодно в Якутии снижаются объемы квотирования иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья. В 2017 г. было выдано 338 квот. Для сравнения, в Приморском крае в прошлом году было выдано почти 20 тыс. квот для мигрантов, в Амурской области, равной по численности населения Якутии, - порядка 5 тысяч [13].
По расчетам якутского Госкомитета занятости населения, в результате расширения запрета на трудовую деятельность для мигрантов в 2017 г. в регионе было освобождено свыше 500 рабочих мест в пользу российских граждан.
Сегодня Госкомзанятости держит курс на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Внутренняя миграция трудоспособного населения из сельской местности в города и центральные улусы, начавшаяся в 90-х годах, привела к тому, что сейчас 53,7% населения проживает в Центральной части Якутии.
В распределении трудовых ресурсов по видам экономической деятельности также наблюдается дисбаланс: 52% занятых в экономике трудятся в отраслях с низкой добавленной стоимостью: в сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере; не более 30% занято в отраслях промышленности, энергетики, транспорта и строительства, доля в ВРП которых составляет 70%.
В 2018 г. совместными усилиями органов исполнительной власти республики будет создано не менее 5 тыс. новых рабочих мест, трудоустроено 22 тыс. человек, из которых 16 тыс. - на временные работы и 6 тыс. - на постоянные. Для 9 тыс. человек мы должны выявить факт неформальной занятости и обеспечить легализацию трудовых отношений. По проекту «Местные кадры в промышленность» стоит задача трудоустроить не менее 10 тыс. человек.
В российских регионах последовательно сокращаются официальные перечни разрешенной для трудовых мигрантов работы. Так, в прошлом году в Кемеровской области иностранным гражданам запретили заниматься 10 видами экономической деятельности, в частности в сферах образования, туризма, транспорта. В соседней Новосибирской области годом ранее была запрещена работа мигрантов в детских лагерях во время каникул, в детсадах и школах, в сфере производства детского питания и диетических пищевых продуктов. Подобные ограничения ввели также власти Челябинской области и других субъектов РФ.
К примеру, в сфере строительства в Якутии работает порядка 9 тыс. представителей иностранной силы. Также наибольший удельный вес трудовых мигрантов используется в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств - 15%, в обрабатывающем производстве и добыче полезных ископаемых - 7%, в гостиничном и рестораном бизнесе - 6%.
Сегодня на территории республики трудовую деятельность осуществляют 16 579 иностранных граждан, в том числе из стран дальнего зарубежья, в основном из Китая и Индии на основании разрешительных документов работает 876 иностранцев; из стран ближнего зарубежья по патентам - 6844 чел.; из стран - участников Евразийского экономического союза (Армении, Казахстана, Киргизии, Белоруссии) без разрешительных документов - 8859 чел. Наибольшая доля в числе прибывших мигрантов принадлежит
гражданам Таджикистана - 25,5%, Кыргызстана - 19,9%, Узбекистана - 17,6% и Армении - 12,4%.
В данное время проект указа находится на обсуждении, в том числе направлен в промышленные компании.
Егор Борисов уже устанавливал запрет на 2017 г. привлекать иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов в сфере торговли, рыболовства, сельского хозяйства.
Указом введено ограничение на прием на работу иностранцев учреждениями системы здравоохранения, дошкольного, общего и дополнительного образования. Кроме того, иностранным гражданам запрещено работать водителями такси и на предприятиях пассажирского и грузового транспорта.
Глава Якутии подписал соответствующий указ в марте 2017 г. в целях защиты национального рынка труда, снижения уровня безработицы, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
Иностранцы, работающие в Якутии, и россияне, работающие за границей, испытывают примерно одинаковые трудности в новом трудовом коллективе, и в адаптации им помогают друзья, родственники, члены этнообщины, но не кросс-культурные коучеры и наставники. Если такая кадровая технология, как подбор, отбор и наем иностранного специалиста, работает достаточно слаженно, то другие HR-технологии кросс-культурного менеджмента (мотивации, обратная связь и др.) пока от нее отстают.
Основные задачи на 2018 г.:
- снижение уровня общей безработицы до 7,0%;
- выявление неформальной занятости и легализация трудовых отношений не менее 9 тыс. человек;
- создание не менее 3 тыс. новых рабочих мест;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование не менее 3 тыс. незанятых и безработных граждан;
- стажировка не менее 200 молодых специалистов;
- разработка и принятие Концепции миграционной политики Республики Саха (Якутия) на 2019-2022 гг. и Плана ее реализации;
- переезд, переселение не менее 500 незанятых и безработных граждан в другую местность для трудоустройства;
- реализация направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Республике Саха (Якутия);
- разработка информационно-аналитической системы «Кадровый портал Республики Саха (Якутия)», призванной объединить активных граждан и работодателей на единой площадке.
Начата работа по переформатированию органов службы занятости путем создания центров деловой активности, обладающих функциями операторов на рынке трудовой миграции с ориентированием на запросы работодателей. Открыт первый Центр деловой активности на базе ГКУ «Центр занятости населения Хангаласского улуса». Планируется открытие еще трех центров в Намском, Чурапчинском и Нерюнгринском районах.
Прогнозы Росстата относительно развития демографической ситуации в РФ не оптимистичны. Так, до 2025 г. сокращение населения трудоспособного возраста составит 16,2 млн человек - почти четверть ныне занятых в экономике страны (данные сведения уже учитывают некоторую долю трудовой иммиграции, но более чем вдвое превышающую нынешнюю).
В пиковые 2015-2017 гг. численность населения трудоспособного возраста ежегодно сокращалась более чем на 1 млн человек.
По данным ФМС России, большинство иммигрантов прибывает из стран СНГ (примерно 7,6 млн человек), что составляет 72% от общего количества иностранцев, если не
учитывать специфику миграционных процессов в Восточной Сибири и Дальневосточном ФО. Вместе с тем по приблизительным оценкам, учитывающим высокую латентность незаконной миграции, от 4 до 6 млн приезжих заняты нелегальной трудовой деятельностью [9].
Не до конца законодательно определена процедура, связанная с условно-досрочным освобождением иностранного гражданина в части возложения судом на осужденного дополнительных обязанностей (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного), которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.
Также существуют случаи, когда действующие процедуры требуют уточнения. Например, законодателем была предоставлена возможность постановки иностранцев на миграционный учет через отделения почтовой связи.
Однако возникают коллизии, связанные с реализацией государственной услуги: сотрудники организации федеральной почтовой связи не являются уполномоченными лицами, которые могут удостоверять соответствие прилагаемых документов оригиналам, не всегда владеют достаточным уровнем юридической квалификации, что приводит к отказу от предоставления государственной услуги, несмотря на наличие всех необходимых документов.
Закон предусматривает, что уведомление органа миграционного учета о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться администрацией соответствующих организаций с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Вместе с тем практика электронной передачи данных о постановке на учет иностранных граждан в указанных организациях до сих пор отсутствует.
Представители организаций вынуждены передавать данные сведения лично. Подобная ситуация привела к появлению в Республике Якутия коммерческих структур, оказывающих иностранным гражданам за материальное вознаграждение услуги по их постановке на миграционный учет с нарушением установленного порядка, что не способствует прозрачности легальной миграции в регионе.
В итоге основной целью законодательного регулирования миграционных процессов Республики Саха (Якутия) является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Республики Саха (Якутия), использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, компенсация неблагоприятных последствий внешней миграции. Разработка рекомендаций по управлению миграционными процессами в Республике Саха (Якутия).
Таким образом, можно сделать вывод, что в Республике Саха (Якутия) существуют проблемы по управлению миграционными процессами, решение которых требует комплексного подхода.
В данной работе было выявлено, что:
1. Демографическую ситуацию в республике в среднесрочном периоде будут определять две тенденции, ведущие к сокращению численности населения и ухудшению его качественных характеристик: сокращение рождаемости и старение населения.
2. В республике плохая транспортная инфраструктура.
3. На переезд сельских жителей в городские поселения влияют неудовлетворительные жилищные условия на селе, отсутствие работы.
4. Главной причиной невостребованности местной рабочей силы является недостаток специалистов узкого профиля на региональном рынке труда.
Применительно к Республике Саха (Якутия) можно констатировать, что феномен трудовой миграции и ее проблематика не являются здесь новыми.
В настоящее время здесь созданы самые жесткие правовые условия среди регионов России. Так, по инициативе Государственного комитета по занятости населения Респуб-
лики Саха (Якутия) 24 марта 2017 г. был принят Указ Главы Якутии об ограничении использования труда иностранцев по отдельным видам экономической деятельности на региональном рынке труда.
В частности, речь идет о 14 видах деятельности в сфере розничной торговли, сельского хозяйства, рыболовства, пассажирского и грузового транспорта, а также в системе здравоохранения, дошкольного, общего и дополнительного образования.
Позиция Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) более прагматична и заключается в том, чтобы управленческие решения по вопросам прогнозирования и привлечения иностранной рабочей силы формировались с учетом ее экономической целесообразности и в контексте защиты внутреннего рынка труда, что означает найм на работу только высококвалифицированных специалистов и только в тех отраслях экономики, где эффективность их труда существенно выше эффективности труда местных кадров.
Использование труда мигрантов на отдельных предприятиях должно быть предметом согласования с профсоюзами, в соглашения и коллективные договора должны включаться нормы, которые определяют взаимоотношения работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти при привлечении иностранной рабочей силы.
В настоящее время создана Трехсторонняя комиссия из представителей Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) и республиканских органов власти и управления, в компетенцию которой входит определение перечня отраслей экономики, приоритетных профессий и специальностей, где могут быть задействованы трудовые мигранты.
В последнее время одним из главенствующих приоритетов становится усиление роли институтов гражданского общества в формировании миграционной политики, управлении временными или постоянными мигрантскими сообществами.
В частности, это видно на примере создания в г. Якутске «Центра адаптации мигрантов», инициированного Общественной палатой Республики Саха (Якутия), целью которого является работа по содействию создания механизмов общественного контроля за наймом рабочей силы, формированию уважительных отношений между жителями республики и вновь прибывающими мигрантами [5].
Очевидно, что перечисленные факторы имеют весьма противоречивый характер, так как, с одной стороны, должны способствовать росту трудовой и предпринимательской иммиграции, но, с другой стороны, они могут являться условиями формирования «криминогенного комплекса», угрожающего миграционной безопасности региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Указ Главы РС(Я) от 21.05.2018 № 2577 «Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Саха (Якутия) на период 2019-2022 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru, 23.05.2018, «Якутские ведомости», № 20, 24.05.2018.
2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 04.12.2017 № 2258 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы».
3. Аналитический отчет об итогах деятельности Управления Федеральной миграционной службы по республике Саха (Якутия) за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: ufms14.ru (Дата обращения: 30.06.2018).
4. Васильева Н.А. Современные потоки международной миграции трудовых ресурсов России на примере республике Саха (Якутия) / Н.А. Васильева, М.А. Мординова // Сб.: Социально-экономическое развитие регионов. - 2015. - С. 101-103.
5. Голикова А.А. Особенности иностранной трудовой миграции в республике Саха (Якутия) / А.А. Голикова, А.Н. Больницкая, А.Б. Неустроева // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. - 2018. - № 1 (7). - С. 37-44.
6. Игнатьева В.Б. Трудовые мигранты в Якутии: интеграция versus эксклюзия? Итоги социологического исследования и ожидания принимающего общества / В.Б. Игнатьева / / Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017. - № 4 (21). - С. 86-95.
7. Лисагор М.В., Лунгу К.Д. Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я) / / Экономика, управление, финансы: Мат-лы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2017 г.). - Пермь: Меркурий, 2017. - С. 31-32. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ econ/archive/93/4850/ (дата обращения: 28.06.2018).
8. Неустроева А.Б. Риски на рынке труда арктического региона РФ / А.Б. Неустроева / / Теоретическая и прикладная экономика. - 2016. - № 2. - С. 48-58.
9. Неустроева А.Б. Социальные риски трудовой иммиграции в республике Саха (Якутия) / А.Б. Неустроева // В сб.: Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте / Под общ. ред. А.Г. Дружинина. - 2016. - С. 380389.
10. Сукнева С.А. Роль миграции в экономико-демографическом развитии республики Саха (Якутия) / С.А. Сукнева // Вопросы новой экономики. - 2015. - № 4 (36). - С. 80-85.
11. Томаска А.Г. Мигранты республики Саха (Якутия): вопросы интеграции детей сельских мигрантов / А.Г. Томаска // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017. - № 1 (18). - С. 58-64.
12. Филиппова В.В. Пространственно - временная дифференциация населения республики Саха (Якутия) / В.В. Филиппова, Г.А. Гнатюк // Уровень жизни населения регионов
сии. - 2017. - № 3 (205). - С. 59-65.
13. Материалы сайта SakhaDay [Электронный ресурс]. URL: http://sakhaday.ru/news/ukaz-egora-borisova-ob-ustanovlenii-zapreta-na-privlechenie-inostrantsev-rasshiren/.
REFERENCES
1. Ukaz Glavy RS(YA) ot 21.05.2018 N 2577 «Ob utverzhdenii Koncepcii migracionnoj politiki Respubliki Saha (YAkutiya) na period 2019-2022 gody». [The decree of the President of Sakha(Yakutia) from 21.05.2018 2577 N "On approval of the Concept of migration policy of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2019-2022"]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj in-formacii = Official Internet portal of legal information. Available at: http:// www.pravo.gov.ru. 23.05.2018. «YAkutskie vedomosti». N 20. 24.05.2018 (in Russian).
2. Ukaz Glavy Respubliki Saha (YAkutiya) ot 04.12.2017 № 2258 «O gosudarstvennoj programme Respubliki Saha (YAkutiya) «Razvitie rynka truda i sodejstvie zanyatosti naseleniya Respubliki Saha (YAkutiya) na 2018-2022 gody». [The decree of the President of the Republic of Sakha (Y a-kutia) from 04.12.2017 No. 2258 «On the state programme of the Republic of Sakha (Yakutia) «Development of the labour market and promoting employment of the population of the Republic of Sakha (Yakutia) on 2018-2022»] (in Russian).
3. Analiticheskij otchet ob itogah deyatel'nosti Upravleniya Federal'noj migracionnoj sluzhby po respublike Saha (YAkutiya) za 2017 god. [Analytical report on the results of the Federal migration service of the Republic of Sakha (Yakutia) For 2017]. Available at: ufms14.ru (accessed 30 June 2018).
4. Vasil'eva N. A. Sovremennye potoki mezhdunarodnoj migracii trudovyh resursov Rossii na pri-mere respublike Saha (YAkutiya). [Modern flows of international migration of labor resources of Russia on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Sbornik: Social'no-ehkonomicheskoe razvitie regionov = Collection: Socio-economic development of regions. 2015. Pp. 101-103 (in Russian).
5. Golikova A. A. Osobennosti inostrannoj trudovoj migracii v respublike Saha (YAkutiya). [Features of foreign labor migration in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Arktika XXI vek. Gumanitarnye nauki = The Arctic of the XXI century. Humanities. 2018. No. 1 (7). Pp. 37-44 (in Russian).
6. Ignat'eva V. B. Trudovye migranty v YAkutii: integraciya versus ehksklyuziya? Itogi sociolog-icheskogo issledovaniya i ozhidaniya prinimayushchego obshchestva. [Labor migrants in Yakutia: integration versus exclusive? Results of sociological research and expectations of the host society]. Severo-Vostochnyj gumanitarnyj vestnik = North-Eastern humanitarian Bulletin. 2017. No. 4 (21). Pp. 86-95 (in Russian).
7. Lisagor M. V., Lungu K. D. Problemy i puti resheniya migracii rabochej sily v RF i RS(YA). [Problems and solutions of labor migration in the Russian Federation and Republic of Sakha(Yakutia)]. EHkonomika, upravlenie, finansy: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. = Economics, management, Finance: materials of the III mezhdunar. scientific. Conf. 2017. Pp. 31-32. Available at: https://moluch.ru/conf/ econ/archive/93/4850/ (accessed 28 June 2018).
8. Neustroeva A. B. Riski na rynke truda arkticheskogo regiona RF. [Labour market risks in the Arctic region of Russia]. Teoreticheskaya i prikladnaya ehkonomika = Theoretical and applied Economics. 2016. № 2. Pp. 48-58 (in Russian).
9. Neustroeva A. B. Social'nye riski trudovoj immigracii v respublike Saha (YAkutiya). [Social risks of labor immigration in the Republic of Sakha (Y akutia)]. Faktory i strategii regional'nogo razvitiya v menyayushchemsya geopoliticheskom i geoehkonomicheskom kontekste = Factors and strategies of regional development in the changing geopolitical and geo-economic context. 2016. Pp. 380389 (in Russian).
10. Sukneva S. A. Rol' migracii v ehkonomiko-demograficheskom razvitii respubliki Saha (YAkutiya). [The role of migration in the economic and demographic development of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Voprosy novoj ehkonomiki = New economy issues. 2015. No. 4 (36). Pp. 80-85 (in Russian).
11. Tomaska A. G. Migranty respubliki Saha (YAkutiya): voprosy integracii detej sel'skih migrantov. [Migrants of the Republic of Sakha (Yakutia): integration of children of rural migrants]. Severo-Vostochnyj gumanitarnyj vestnik = North-Eastern humanitarian Bulletin. 2017. No. 1 (18). Pp. 58-64 (in Russian).
12. Filippova V. V. Prostranstvenno-vremennaya differenciaciya naseleniya respubliki Saha (YAkutiya). [Spatial-temporal differentiation of the population of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = Living standards of the population of the Russian regions. 2017. No. 3 (205). Pp. 59-65 (in Russian).
13. Materialy sajta SakhaDay = The materials of the site SakhaDay. Available at: http://sakhaday.ru/news/ukaz-egora-borisova-ob-ustanovlenii-zapreta-na-privlechenie-inostrantsev-rasshiren/.
Информация об авторе:
Гречихин Владимир Григорьевич, доктор философских наук, профессор, кафедра истории и теории социологии, социологический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия [email protected]
Получена: 01.07.2018
Для цитирования: Гречихин В.Г. Проблемы миграции рабочей силы в Якутии. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 4 -1 . с.41-49.
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-41-49.
Information about the author:
Vladimir G. Grechikhin, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of History and Theory of Sociology, Sociological Faculty, Lomono-sov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]
Received: 01.07.2018
For citation: Grechikhin V.G. Problems of labor migration in Yakutia. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.4 -1. Pp. 41-49. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-41-49. (in Russ)