Научная статья на тему 'Особенности инновационной деятельности российских коммерческих банков'

Особенности инновационной деятельности российских коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА / КРЕДИТ / ПРОДУКТ / ИННОВАЦИИ / BANK TECHNOLOGY / ECONOMY / INNOVATION / FINANCING / BANK SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безделев В. А.

Статья посвящена развитию инновационной деятельности в банковском секторе в современном мире. Автор рассматривает инновационную деятельность кредитных организаций, варианты дальнейшего развития в данном направлении. В работе рассматривается классификация банковских продуктов, акцентируя внимание на необходимости разработки и внедрения новейших инновационных продуктов в деятельность кредитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High extent of development of the financial markets, in particular, the market of bank products, is caused by changes occurring throughout the last years in a banking system of the Russian Federation. Redistribution between participants of the market relations of market sizes, and also continuous competitive fight for the client, induce participants of the market to mass introduction of new bank products and technologies in the activity. Stimulation of this "innovative" segment makes beneficial impact on development the client the focused relations

Текст научной работы на тему «Особенности инновационной деятельности российских коммерческих банков»

Безделев В.А.

аспирант кафедры «Банковское дело» РГЭУ (РИНХ)

E-mail: hakkurt@yandex.ru ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Статья посвящена развитию ин- новационной деятельности в банков- ском секторе в современном мире. Ав- тор рассматривает инновационную деятельность кредитных организаций, варианты дальнейшего развития в дан- ном направлении. В работе рассматри- вается классификация банковских про- дуктов, акцентируя внимание на необ- ходимости разработки и внедрения но- вейших инновационных продуктов в деятельность кредитных организаций.

Ключевые слова: инновационное развитие, банковская система, эконо- мика, кредит, продукт, инновации

Содержание инновационной деятельности субъектов банковской системы Российской Федерации состоит из трех групп инновационных процессов, которые включают в себя:

1) формирование и внедрение новых способов и организационных форм оказания банковских услуг:

- отказ от филиальной сети в пользу электронного банкинга;

- внедрение почтово-банковских услуг;

- введение институтов удаленного доступа к нерасчетным счетам (удаленное кредитование);

2) формирование и внедрение новых финансовых и организационных инструментов, а равно и инновационное сочетание существующих финансовых и организационных инструментов банковского дела.

3) динамическое выделение этапов развития жизненного цикла инновационной деятельности субъектов банковской системы (от зарождения идеи или ее заимствования из смежной области, к созданию и разработке методики использования соответствующего инструмента, до его инновационной трансформации под влиянием изменений реалий банковской практики при внедрении нового инструмента).

Главной особенностью инноваци- онной деятельности отечественных коммерческих банков является ориента- ция на улучшающие (модифицирую- щие) инновации путем перенесения на практику зарубежного передового опы- та - бенчмаркинга.

Среди основных особенностей ин- новационной деятельности отечествен- ных банков следует также выделить:

- сравнительно низкий общий уро- вень инновационной активности, обу- словленный низким стимулированием генерации идей инновационных разра- боток;

- преобладание организационно- технологических инноваций над про- дуктовыми, что приводит к восприятию кредитных организаций потребителями как достаточно консервативных;

- доминирование простой внутри- организационной формы инновацион- ного процесса, что определяется самой спецификой хозяйственной деятельно- сти кредитных организаций, предусмат- ривающих конфиденциальность осуще- ствляемых операций;

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

- преобладание ориентации на краткосрочные кредитные операции над долгосрочными, что практически ис- ключает инвестирование кредитными организациями радикальных инноваций в реальном секторе экономики.

В соответствии с динамично ме- няющимися условиями деятельности любой банк как полноценный участник рынка вынужден меняться сам, стано- вясь инициатором внутриорганизацион- ных инновационных процессов, в том числе и в сфере привлечения денежных средств во вклады и депозиты. Естест- венно, что данные процессы не должны протекать стихийно - их необходимо осуществлять системно в рамках разра- ботанной инновационной стратегии в сфере оказания депозитных услуг, яв- ляющейся частью общей стратегией развития банка.

С момента своего зарождения и по настоящее время сектор кредитных продуктов на развитых рынках имеет тенденцию развития: рост данного сег- мента происходит более высокими по сравнению с другими секторами финан- сового рынка темпами (количественное развитие); предлагаемые продукты ста- новятся все более сложными и ком- плексными (качественное развитие).

На сегодняшний день существует несколько новшеств, используемых в банковской практике: активное исполь- зование электронных денег, применение технологии для расчетов интернет- банкинга и другие технологии удален- ного управления счетами. К продукто- вым инновациям банков можно отнести: инновационный лизинг, если его объек- том являются основные средства, участ- вующие в процессе инновационной деятельности фирмы, факторинг, представ- ляющий собой переуступку банку неоп- лаченных долговых требований, фран- чайзинг, который является формой де- лового сотрудничества крупного и ма- лого бизнеса, форфейтинг, предостав- ление услуги эквайринга, системы дистанционного управления счетом, пакетное предоставление страховых услуг.

Отдельно к нововведениям мож- но отнести кредитование банком инно- вационных проектов в реальной эконо- мике. Такую возможность дает исполь- зование интернет-технологий, что де- монстрирует портал pro-credit.ru. Фор- мат позволяет кредитным брокерам, участникам системы, оперативно полу- чать и обрабатывать дополнительную клиентскую базу, используя при этом минимум затрат и время, так как всё происходит в онлайн-режиме. Данная программа, возможно, является одним из продолжений конструктивного раз- говора по внедрению интерактивной системы. Эта технология, по своей сути, аккумулирует базу данных клиентов, что уже вызвало интерес у банковского сообщества. Задача не просто подклю- чить к системам банки-партнеры, но и выявить те банки, у которых оптималь- но выгодные условия кредитования.

В условиях финансовой неста- бильности банки стремятся предложить новые виды инвестиционных депозитов, а рядовые вкладчики, как и юридиче- ские лица, располагающие свободными денежными средствами, стремятся по- участвовать в росте рынка с целью по- лучения прибыли. В то же время возни- кает своего рода дуализм, когда, с од- ной стороны, кризис и финансовая не- стабильность способствуют наращиванию развития разносторонних инвести- ционных продуктов со стороны ком- мерческих банков, чтобы заинтересо- вать клиентов, с другой стороны, у вкладчиков появляется недоверие, вы- званное все тем же кризисом.

Сектор новых депозитных продук- тов имеет тенденцию роста. Комбини- рованные депозитные продукты - это особый класс инструментов фондового рынка. Комбинированные депозитные продукты могут предложить инвестору широкий выбор

нелинейных профилей

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 76 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

доходности. Они могут обеспечивать плечо, гарантировать полностью или частично возврат вложенного капитала.

Наиболее гибкий вид комбиниро- ванных депозитных продуктов - про- дукты с использованием производных финансовых инструментов, в частности, самых высокорискованных и высокодо- ходных инструментов - опционов.

Уникальность данного рода фи- нансовых продуктов заключается в эф- фективном использовании как традици- онных инструментов (облигации и де- позиты), так и производных (опционы, фьючерсы, свопы). Чтобы гарантиро- вать клиенту возврат средств, его день- ги делят на две части. Большую часть можно вкладывать в инструменты с фиксированной доходностью — обыч- ный банковский депозит или высокона- дежные облигации. Предполагается, что эта часть к концу срока вырастет за счет процентов до 100% инвестированного в этот продукт капитала, что позволит га- рантировать клиенту возврат вложенной суммы. Другую — существенно мень- шую — часть денег банк инвестирует в более рисковый, но высокодоходный финансовый инструмент в зависимости от структуры ноты.

Необходимо отметить важность существования рынка комбинирован- ных депозитных продуктов для финан- совых агентов, действующих в россий- ской экономике. Использование данных продуктов открывает перед последними новые возможности в области инвести- рования, управления рисками и реше- ния иных финансовоэкономических задач. В частности, зарубежный опыт показывает, что комбинированные де- позитные продукты могут способство- вать обеспечению возврата инвестиро- ванного капитала, предоставляя при этом более высокую доходность.

В рамках инновационной банков- ской стратегии в сфере депозитных ус- луг формирование и развитие отечест- венного рынка комбинированных депозитных продуктов приведут к росту эффективности других сегментов фи- нансового рынка, прежде всего - секто- ра производных финансовых инстру- ментов, поскольку данные продукты в значительной степени опираются имен- но на деривативы.

Несмотря на то что данные про- дукты известны и активно применяются в деятельности зарубежных банков, где их называют структурированными, оценка российской практики свиде- тельствует о значительном отставании. В то же время внедрение комбинированных банковских продуктов в линей- ку банковских услуг может послужить адекватным способом привлечения кли- ентов в банки, поскольку данный вид продуктов позволяет застраховать инве- стиции от падения и одновременно по- лучить доход в случае роста тех или иных показателей.

Наличие развитого рынка иннова- ционных депозитных продуктов ком- мерческих банков несет в себе положи- тельные последствия для всей россий- ской экономики - как на микро, так и на макроуровне. Успех эффективной дея- тельности банка во многом зависит от качественного и достаточно емкого на- бора услуг в сфере привлечения средств от населения и юридических лиц. Собственно продуктовые инно- вации связаны именно с созданием но- вых банковских продуктов, разработкой новых услуг, а также с продвижением их на рынок, для которого они были созданы. Рыночные инновации объеди- няют комплекс мероприятий, позво- ляющих реализовывать уже созданные продукты на новых рынках, открывать для них новые сферы использования.

Важное значение приобретают также характерные признаки классифи- кации

инновационных банковских про- дуктов, использование которых направ- лено на повышение эффективности управления инновационной деятельно- стью субъектов банковской системы с

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 77 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

привязкой к специфическим финансо- вым отношениям в процессе инноваци- онной деятельности на рынке банков- ских услуг к их влиянию на удовлетво- рение потребности субъектов в пере- распределении и минимизации рисков, обеспечении роста ликвидности и ко- нечных финансовых результатов.

Вторым важным направлением выступает необходимость внедрения новых информационных и коммуникационных технологий для расширения охвата территории страны сетью субъектов банковской системы путем использования институтов проникновения банковских услуг традиционных для нашей страны, но ограниченно используемых в зарубежной банковской практике.

Очевидна объективная необходимость совершенствования используемых субъектами банковской системы финансовых продуктов в связи с развитием различных инновационных финансовых отношений между хозяйствующими субъектами нового типа на рынке инноваций и сфер их реализации.

Важно определить основные направления стратегии выделения конкурентных преимуществ для российских кредитных организаций в условиях тенденций по глобализации банковского рынка и прихода на внутренний банковский рынок международных банковских холдингов и групп.

В условиях повышения конкурен- ции на внутреннем банковском рынке в результате расширяющегося прихода на него иностранных игроков существен- ным фактором сохранения позиций для российских кредитных организаций становится не столько необходимость выдержать «гонку инновации» (что объективно сложно, а в ряде случаев невозможно), сколько возможность ин- новационного сочетания новых финан- совых инструментов и традиционных

именно для российского банковского рынка психологически удобных для клиентов форм организации их обслу- живания.

Таким образом, существенное значение приобретает необходимость для российских субъектов банковской системы Российской Федерации инновационного сочетания новых инструментов повышения мобильности доступа клиентов к банковским услугам с финансовыми и организационными инструментами, вызывающими традиционное доверие клиентов (в частности, в части сберегательного дела).

Для того чтобы инновационная деятельность кредитной организации имела положительный результат, необ- ходимо выполнение определенных ус- ловий. Одним из таких условий являет- ся утверждение советом директоров (Наблюдательным Советом) стратегии инновационного развития кредитной организации. При этом банку следует принимать во внимание качество инно- вационного стратегического планирова- ния, оцененное посредством проведения SWOT-анализа. Необходимо проанали- зировать финансовое состояние кре- дитной организации, так как для осуще- ствления инновационной деятельности необходимы большие вложения.

Для того чтобы поэтапно реали- зовать инновационную стратегию, не- обходимо определить методику ее осу- ществления и составить поэтапный гра- фик ее поведения.

На протяжении всего периода выполнения стратегического плана необходимо проводить сравнение степени достижения поставленных це- лей с инновационной стратегией, а так-

же разработать методы, направленные на минимизацию потерь, которые мо- гут возникнуть в процессе инновацион- ной деятельности кредитной организа- ции. Подводя итог, надо отметить, что банковская инновационная деятель-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 78 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

ность ориентирована на гармонизацию интересов банка, потребителей и обще- ства в целом, в рамках создания продук- тов и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов. Управление работой по разработке стратегии внедрения бан- ковских инноваций происходит на ос- нове использования специальных инст- рументов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Банковский продукт как средство в конкурентной борьбе // Банковское обо- зрение. -2007. - № 9(87) (сентябрь).

2.Вискулов В.С. Инновационная дея- тельность кредитных организаций. // Менеджмент в России и за рубежом. -

№ 1. - 2008.

3.Инновационный менеджмент/Под ред.

Ильенковой С.Д. — М.: Юнити. —

2010.

4.Кулевский Г.В. теоретико- методологические основы инновацион- ной деятельности кредитных организа- ций. // Транспортное дело России.- М.:2009, № 6.

5.Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2011

6.С. Могильницкий. Особенности по- вышения эффективности управления инновационной деятельности субъектов банковской системы в России. М.: 2010.

7.Статистика науки и инноваций. Крат- кий терминологический словарь/Под. ред. Л.М. Гохберга — М.: Центр иссле- дований и статистики науки, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.