Научная статья на тему 'Обеспечение конкурентоспособности банков на основе информационно-сетевых технологий'

Обеспечение конкурентоспособности банков на основе информационно-сетевых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / BANKS / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION AND NETWORK TECHNOLOGIES / RISK MANAGEMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепов В. Г.

В процессе конкурентной борьбы за клиентов российские коммерческие банки постоянно выводят на рынок электронные продукты и услуги, предлагают новые бизнес-решения в системе управления рисками. Информационно-сетевые технологии, обеспечивающие развитие систем банковского управления и дистанционного обслуживания, являются основным инструментом усиливающейся конкурентной борьбы за потребителей финансовых услуг, которых кредитные организации стремятся превратить в постоянных клиентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the process of competitive struggle for clients the Russian commercial banks permanently introduce electronic products and services to the market, and offer new business solutions in risk management system. Information and network technologies which provide development of bank management systems and remote services are the main techniques of intensifying competitive struggle for consumers of financial services who credit organizations aim to turn to loyal customers.

Текст научной работы на тему «Обеспечение конкурентоспособности банков на основе информационно-сетевых технологий»

Шелепов В. Г.

к.э.н., доцент кафедры «Эко- номика и финансы» Ростовский го- сударственный университет пу- тей сообщения (РГУПС)

Эл. почта: vlad [email protected]

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В процессе конкурентной борьбы за клиентов российские коммерческие банки постоянно выводят на рынок электронные продукты и услуги, пред- лагают новые бизнес-решения в систе- ме управления рисками. Информацион- но-сетевые технологии, обеспечиваю- щие развитие систем банковского управления и дистанционного обслужи- вания, являются основным инструмен- том усиливающейся конкурентной борьбы за потребителей финансовых услуг, которых кредитные организации стремятся превратить в постоянных клиентов.

Ключевые слова: банки, информа- ционные системы, информационно- сетевые технологии, управление риска- ми, конкурентоспособность.

В условиях глобализации отечест- венные банки развиваются на основе активизации новых конкурентных стра- тегий, связанных с информационно- сетевыми технологиями, которые ко- ренным образом меняют не только мо- дель управления, но и профиль современного банковского бизнеса. В усло- виях изменения параметров рыночной ситуации самым значимым конкурент- ным преимуществом являются клиенты банка.

В последние годы в банковской сфере происходят глобальные измене- ния. К факторам, оказывающим влияние на изменение конкурентной ситуации на рынке банковских услуг, относятся сле- дующие:

- факторы, касающиеся среды, в которой действуют банки, - это дерегу- лирование деятельности банков, финан- совая глобализация и интеграция рын- ков капитала, ослабление посредниче- ских функций банков;

- технологические факторы, пре- жде всего, новейшие информационнокоммуникационные технологии;

- экономические факторы, вклю- чающие необходимость увеличения до- бавленной стоимости, участие банков в управлении активами пенсионных, вза- имных и других фондов, расширение операций на финансовых рынках.

Для того чтобы получить всесто- роннюю информацию о потребностях клиентов и необходимых продуктах, требуются новые информационно- сетевые решения, направленные на реа- лизацию конкурентных преимуществ коммерческого банка за счет предостав- ления качественных услуг. Переход к модели конкурентоспособного развития коммерческого банка практически не- возможен без создания технологической базы, включающей системы информа- ционного моделирования и сетевого ре- гулирования как важнейшие механизмы активизации клиентского потенциала, а также необходимые для этого информа- ционные ресурсы с модельной их ин- терпретацией.

Информационные ресурсы банка в современных условиях приобретают роль определяющего фактора, способ- ного обеспечить расширение системы коммуникационного взаимодействия банка с клиентами и контрагентами, реализацию функций наблюдения, кон-

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

троля и оперативного управления в раз- личных сферах экономической, финан- совой и других видов деятельности, а также сопровождения функций разви- тия, включая процессы принятия реше- ний в различных областях управления банковской деятельностью.

Преимущества информационных технологий в банковской деятельности наиболее ярко проявились только с по- явлением универсальной системы элек- тронных коммуникаций -системы Ин- тернет, которая способствовала появле- нию информационно-сетевых техноло- гий в банковском бизнесе и возникно- вению сервисно-сетевых услуг. Планируя развитие розничных услуг, банк может либо начать построение собст- венного бизнеса (создание подразделе- ния внутри банка или самостоятельного банка), либо приобрести банк, который имеет развитую филиальную сеть и уже занимается предоставлением розничных услуг. Строя собственный бизнес, банк может проводить агрессивную политику проникновения на новый рынок либо плавно переходить к более активной стратегии на рынке розничных услуг на фоне перераспределения корпоративной клиентуры.

На успех развития розничного бизнеса влияет множество факторов, среди которых можно выделить сле- дующие: имидж банка, качество услуг, конкурентоспособность ценовой поли- тики, внедрение новых услуг, оснащен- ность современными технологиями, профессионализм сотрудников, эффек- тивность маркетинга. Конкурентоспо- собность банка формируется на основе системы взаимосвязанного взаимодей- ствия этих факторов. Наиболее весомые достижения по использованию информационно- сетевых технологий на рынке финансо- вых услуг наблюдаются в системе обес- печения функций взаимодействия с клиентом, развитие которой способст- вовало созданию технических средств

извлечения, обработки, хранения, ото- бражения информации и телекоммуни- кационных сетей, например, системы Интернет-банкинга. На основе инфор- мационно-сетевых технологий и инст- рументов происходит интенсификация использования информационных ресур- сов в сфере наблюдения, контроля и оперативного управления в интересах обеспечения эффективного функциони- рования производственных, экономических, финансовых и технических систем коммерческого банка, а также проведе- ния мониторинговых программ.

Вследствие прохождения стадии технологического роста на современном этапе развития информационно-сетевых систем управления банковской деятель- ностью отмечается недостаточная коор- динация в организации процессов взаи- модействия подразделений, ограниче- ния инструментов контроля качества операций и информационных массивов. В результате наблюдается разобщение формируемых информационных масси- вов, баз и банков данных по различным службам и контрагентам. Используемые информационные технологии и специ- фикации данных иногда сложно интег- рировать в одну систему.

В этом случае взаимный обмен информационными данными на регу- лярной основе затруднен, а использова- ние массивов адаптированной инфор- мации службами и подразделениями банка ограничивается. В связи с этим на современном этапе развития информа- ционно-сетевых моделей управления банковским бизнесом актуализируется задача разработки единой методологии выбора исходных информационных данных и интегрированных методов технико-экономического моделирова- ния сложных сетевых проектов.

Несмотря на то что для обеспече- ния информационно-сетевой мобильно- сти коммерческие банки ежегодно тра- тят огромные ресурсы на развитие ин- формационно-

сетевых технологий, от-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 81 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

лаженные и совместимые системы управления информационными базами данных имеют не все банки и взаимо- действующие с ними агенты рынка. Это связано с тем, что различные структуры финансовых институтов используют разные информационносетевые реше- ния, сложно интегрируемые на практи- ке.

Видовое разнообразие программ заметно увеличивает расходы на ин- формационную инфраструктуру: каждая из действующих программ требует от- дельной поддержки, сопровождения. В большинстве случаев основными фак- торами возникновения системных рис- ков управления являются: недостаточ- ный уровень развития информационно- сетевых инструментов, отсутствие инте- грации с другими информационными системами и отсталость используемых решений. На современном российском рынке самые распространенные катего- рии используемых решений - «само-писные» (их использует, по мнению экспертов, 41% российских финансовых организаций) и «прочие» (39%), кото- рые в данном случае надлежит тракто- вать как «разномастные» [1, 59].

Для развития информационных методов внутреннего контроля в ком- мерческом банке необходимо формиро- вать классическую систему «трехуров- невой защиты», которая обозначает функциональные роли и зоны ответст- венности каждого участника в этой системе.

Первый уровень защиты предпо- лагает оценку рисков и установление контроля за ежедневными операциями банков. Ожидается ответственность за выполнение поставленных задач каждо- го сотрудника. Ответственность линей- ного менеджера - это знание карты процесса с присущими рисками и необ- ходимыми системами контроля, свое- временное выявление новых рисков, выработка превентивных мер и верифи- кация работы сотрудника.

Второй уровень защиты предпола- гает построение системы мониторинга и управления рисками как неотъемлемой частью информационной системы ме- неджмента - системы отчетности для принятия управленческих решений. Од- ним из отличий является подготовка та- кой отчетности на периодической осно- ве для рассмотрения и анализа органами управления. Осуществляя общий кон- троль за бизнес - процессами, за выполнением планов в соответствии с прием- лемым уровнем рисков, менеджмент этого уровня может выступать инициа- тором изменений повседневных процес- сов, делегируя разработку новых проце- дур менеджменту первого уровня кон- троля.

Третий уровень защиты - это внутренний аудит банка, который про- водит независимую объективную оцен- ку функционирования системы внут- реннего контроля. Этот уровень подот- четен только аудиторскому комитету, основанному при Совете директоров банка. Таким образом, для обеспечения функционирования системы внутренне- го контроля необходима первичная оценка рисков бизнес-процессов и соот- ветствующих систем контроля, утвер- жденных во внутренней нормативной базе, а затем - система мониторинга, отчетности и принятия решений, дейст- вующая непрерывно.

Процесс управления операцион- ными рисками предусматривает исполь- зование общеизвестного инструмента RCSA (Risk control self-assessment - са- мооценка рисков и контроля), проводи- мого обычно на ежегодной основе. Как правило, этот процесс базируется на ис- торических данных и профессиональ- ном суждении и проводится посредст- вом опроса или анкетирования всех подразделений с целью решения сле-

дующих задач:

- составления карт процессов подразделения;

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 82 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

- идентификации операционных рисков в этих процессах;

- оценки абсолютного уровня таких рисков;

- описания и оценки эффективно- сти существующих контрольных проце- дур;

- оценки остаточного уровня риска с учетом этих процедур;

- проектирования стратегических действий со стороны владельца процес- са (принятие риска или его минимиза- ция посредством, например, усовершен- ствования контрольных процедур).

Такая система оценки восприни- мает процесс и существующие в нем контрольные процедуры «как должно быть», предполагая, что все работает в соответствии с прописанными регла- ментами внутренних нормативных до- кументов. На практике вследствие на- ступления возможных рисков непро- фессиональных или оппортунистических действий персонала, а также сис- темных сбоев эти контрольные инстру- менты не срабатывают, что приводит к реализации риска. В связи с этим в до- полнение к точно спроектированному и реализованному процессу управления операционными рисками необходимо добавить системное осуществление ин- формационного контроля и организаци- онные мероприятия по тестированию корректности работы процессов и контрольных процедур, убеждаясь, таким образом, что проведенная оценка акту- альна и что процессы действительно функционируют так, как должны.

Большинство финансовых органи- заций используют информационно- сетевые технологии не совсем верно, стремясь получить быстрые изменения, на которые информационные техноло- гии не способны, но в тех областях, где информационные системы действитель- но эффективны, их практически не при- меняют. Если оценить программы, в ко- торых нуждается современный бизнес, то для оценки ситуации на рынке важными являются системы, управляющие взаимодействием с клиентами.

Первые информационно-сетевые решения для автоматизации кредитных организаций и других финансовых опе- раторов рынка появились в России в 90- гг. вместе с первыми коммерческими банками. В 2008 г. объем открытого рынка банковских информационносетевых технологий, по оценкам экс- пертов, составлял 90-100 млн долларов [2, 17].

В настоящее время коммерческие банки выступают в качестве интеграто- ра информационно-сетевых процессов и веб-бизнеса. Именно банки интегри- руют пользователей в Интернет, пред- лагая широкий спектр новых видов ус- луг, которых на росссийском финансо- вом рынке в конце ХХ в. просто не бы- ло. Клиенты российских банков активно используют операции онлайн-банкинга всего несколько лет. На финансовом рынке онлайн-операции становятся не только удобнее для клиентов, но и при- влекательнее стандартного банковского обслуживания для самих операторов рынка, так как снижают издержки взаи- модействия и способствуют увеличе- нию доли рынка.

В процессе конкурентной борьбы за клиентов российские коммерческие банки стремятся расширить продукто- вую линейку и выводят на рынок ин- формационно-сетевые продукты и ус- луги, предлагают новые бизнес- решения. Информационно-сетевые технологии, обеспечивающие развитие систем дистанционного банковского об- служивания,

являются основным инст- рументом усиливающейся конкурент- ной борьбы за потребителей финансо- вых услуг, которых кредитные органи- зации стремятся превратить в постоян- ных клиентов.

С точки зрения формирования мо- дели конкурентного поведения, можно утверждать, что банки зависят от суще- ствующей информационно-сетевой ин-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 83 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

фраструктуры, а также от уровня про- никновения информационной экономи- ки в хозяйственные процессы россий- ских экономических агентов.

Как отмечается в статье профессо- ра Школы бизнеса Кингстонского уни- верситета (Великобритания) Р. Мэтьюза

«Информационная стратегия и семио- тика» [3, 67], в процессе формирования информационной экономики «в сервис- ориентированной экономике информа- ционно-сетевые технологии способст- вуют изменению институтов и бизнес- среды. Стремительное расширение ин- формационно-сетевых форм хозяйство- вания способствует интенсивному взаимодействию формируемых органи- зационных сетей с технологическими, политическими, социальными, экологи- ческими и культурными сетями, тем са- мым, усиливая взаимозависимость про- цессов развития в экономике и общест- ве».

Через разработку технологических инноваций коммерческие банки изме- няют бизнес-систему, в которой они функционируют и развиваются. Таким образом, конкурентную стратегию раз- вития коммерческого банка можно рас- сматривать как реализацию рациональ- ной траектории перехода развивающей- ся системы позиционирования на рынке из одного состояния в другое.

Информационно-сетевые инстру- менты, прежде всего, мобильные ком- пьютеры и смартфоны получили в на- стоящее время статус инструментов, расширяющих возможности банковско- го сетевого обслуживания клиентов. Технологии сетевого взаимодействия тестируются пользователями на управ- ляемость, способность оперативно ра- ботать в различных условиях, а также интегрироваться в сеть взаимодейст- вующих между собой устройств, обес- печивающих максимальные удобства экономических агентов рынка финансо- вых услуг, а значит, выступить основой сервисно-сетевой инфраструктуры банковского бизнеса.

Вместе с тем, несмотря на исполь- зование эффективной системы защиты информационно-сетевого взаимодейст- вия, которая становится конкурентным преимуществом на современном рынке финансовых услуг, банки как операторы финансовых услуг не могут обеспечить качество сервисного обслуживания без взаимодействия с контрагентами.

Несмотря на общий рост инфор- мационно-сетевых коммуникаций, на рынке информационных решений для финансового сектора процессы развития протекают недостаточно динамично. Российский рынок поставщиков бан- ковских информационных решений раз- вивается медленно, а количество конку- рентоспособных агентов рынка не уве- личилось за последнее время. Извест- ные компании не рассматривали в каче- стве приоритетных стратегий борьбу за клиента, при этом основными конку- рентами этих компаний выступали бан- ковские программисты.

Перед началом глобального фи- нансового кризиса на российский рынок начали приходить зарубежные компа- нии. Например, об активном продвиже- нии в России

заявила компания Misys - поставщик программных решений для банковских институтов. Продукты этой компании использует большая часть крупнейших банков мира. О своем ин- тересе к российскому финансовому сек- тору заявил и немецкий поставщик ERP-систем SAP AG. Компания SAP CIS долгое время готовила кадры для работы на новых рынках. В качестве целевой группы для продукта mySAP Banking рассматриваются банки, зани- мающиеся ритейлом, их позиции с 1-й по 50-ю в банковских рейтингах,. Иностранных поставщиков таких продуктов интересуют, в первую очередь, крупные банки с филиальной сетью, например, Сбербанк, Альфа-Банк, Уралсиб, Воз- рождение.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 84 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Предстоящее введение междуна- родных стандартов отчетности повыша- ет шансы западных разработчиков, но в настоящее время на рынке появляются лишь единичные контракты по ком- плексной информатизации и бизнес- реинжинирингу. Стратегии российских коммерческих банков в области инфор- мационно-сетевых решений развивают- ся в настоящее время в трех основных направлениях: розничном бизнесе, дистанционном обслуживании и обеспече- нии информационной безопасности.

Программы информатизации бан- ков направлены на достижение ключе- вых показателей, установленных перед менеджментом, и выступают частью бизнес-стратегии, основными задачами которой являются: централизация ин- формационных систем, уменьшение себестоимости банковских услуг (сквоз- ное процессирование), внедрение новых каналов дистрибуции банковских про- дуктов, внедрение стандартов сервисно- го обслуживания систем (SLA) с под- разделениями банка, последующее со- провождение систем.

Развитие розничного бизнеса рос- сийских банков требует принципиально новых решений, направленных на реа- лизацию безбумажных низкозатратных технологий массового обслуживания с высокой пропускной способностью и возможностью облегченного тиражиро- вания, отличающихся высокой степе- нью централизации систем и процессов, повышенными требованиями к надеж- ности систем. Проекты информационного реинжиниринга планируются ис- ходя из нужд бизнес-подразделений коммерческих банков. Все проекты инициируются и курируются заказчи- ками от бизнес-подразделений, для ут- верждения проекта необходим ряд до- кументов, отражающих ключевые показатели, которых необходимо достичь, эффективность вложений и финансовые показатели. Мировой опыт показывает, что со- временный уровень развития техноло- гий позволяет банкам отдать на аутсор- синг всю собственную информационно- коммуникационную инфраструктуру и приобрести сервисно-сетевую систему обслуживания, согласовав с контраген- том необходимый уровень качества ус- луг в SLA.

Крупный коммерческий банк с разветвленной филиальной сетью при таком подходе к развитию информаци- онно-сетевых коммуникаций может со- кратить штат сотрудников и оставить специалистов IT-подразделения, отве- чающих за инфраструктуру, главной задачей которых становится фиксация нарушений поставщиками услуг заяв- ленных параметров качества, контроль их оперативного устранения и автома- тическое выставление штрафов.

Следует также отметить, что огра- ниченное число коммерческих банков самостоятельно может проектировать и адаптировать к эффективному исполь- зованию собственную сеть профессио- нально, в связи с этим взаимодействие банков с контрагентами (операторами связи) является перспективной моделью построения информационно-сетевых коммуникаций.

Для розничных точек существует множество вариантов подключения, следовательно,

необходимо выбирать не только самый надежный, но и недоро- гой канал, который нужно зарезервиро- вать. Опыт показывает, что при наличии партнерских взаимоотношений за ре- зервный канал абонентская плата при правильном выборе провайдера и тари- фа может быть достаточно низкой, что немаловажно для расширения банков- ского розничного бизнеса и обеспече- ния конкурентоспособности коммерче- ского банка. Использование систем информа- ционно-сетевых технологий позволяет клиентам банков существенно эконо- мить время за счет исключения необхо-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 85 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

димости посещать банк лично, иметь возможность круглосуточно контроли- ровать собственные счета и оперативно реагировать на изменения ситуации на финансовых рынках, а также отслежи- вать операции с пластиковыми картами, поскольку доступ к работе с системой ЭБ не зависит от местонахождения кли- ента (достаточно иметь компьютер или мобильное устройство с выходом в Ин- тернет с установленным на них Web- браузером).

Специалисты отмечают, что с раз- витием систем информационно-сетевого обслуживания в условиях глобализации финансовых отношений актуализиру- ются вопросы, связанные с безопасно- стью их использования и с появлением новых источников банковских рисков [4, 348].

Таким образом, прогресс в облас- ти информационных технологий и раз- витие способов информационно- сетевого взаимодействия в сфере банковской деятельности вносят качест- венные изменения в работу кредитных организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Тютюнник А.В., Шевелев А.С. Ин- формационные технологии в банке - М.: Издательская группа БДЦ-пресс,

2007.

2.Новые информационные решения для банков //Услуги для банков, 2009. № 8 (62), август.

3.Мэтьюз Р. Информационная стратегия и семиотика // «Экономические страте- гии», июль-август 2000.

4.Андреева А.В., Боднар А.Ю. Ком- плексные информационные системы управления банковской деятельностью

// Инновационная активность россий- ского бизнеса в период глобальных технологических сдвигов - М.: Вузовская книга, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.