УДК 339.37.001
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
М.Б.Яненко, М.Е.Яненко*
SPECIFICS OF THE TRADE INNOVATIVE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF INFORMATION ECONOMY
M.B.Yanenko, M.E.Yanenko*
Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет *Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, [email protected]
Проанализированы основные проблемы развития торговли в условиях формирования информационной экономики. Охарактеризованы инновационные составляющие отечественной торговли. Приведены рекомендации по реализации основных направлений инновационного развития торговли.
Ключевые слова: торговля, услуги розничной торговли, инновации, информационно-коммуникативные технологии
The main problems of the trade development in contexts of the information economy are analyzed. Innovative components of the domestic trade are characterized. Some recommendations for implementation of the main directions of the trade innovative development are presented.
Keywords: trade, retail services, innovations, information and communication technology
В развитых странах торговая отрасль характеризуется высокой долей предприятий современных форматов, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для автоматизации торговых операций и управления взаимоотношениями с покупателями, развитием высокотехнологичных услуг, стремительно растущими объемами дистанционной торговли.
Основные приоритеты и направления развития торговли приведены в разработанном Министерством экономического развития России «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года« [1] и «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года» [2] (далее «Стратегии развития торговли»).
Вместе с тем процессы инновационного развития торговли в условиях растущего проникновения ИКТ в сферу управления торговыми предприятиями, расширения интернет-торговли, внедрения новых технологий взаимодействия с клиентами пока не нашли должного отражения в научных публикациях. Прежде всего, это объясняется быстротой происходящих технологических изменений, а также недостаточным вниманием к исследованиям особенностей развития торговли в условиях повсеместного внедрения ИКТ, формирования информационной экономики.
Основная цель, поставленная в «Стратегии развития торговли» — максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая и ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способ-
ность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации [2].
Предполагается, что при инновационном сценарии развития экономики реализация основных положений «Стратегии развития торговли» позволит существенно увеличить оборот оптовой и розничной торговли, инвестиции в основной капитал, производительность труда.
Для успешной реализации прогноза развития торговли Министерства экономического развития России необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов и долю современных форматов в обороте отрасли, уровень автоматизации торговых операций, расширять предложение высокотехнологичных услуг, развивать дистанционную (прежде всего on-line) торговлю. Сравнительный анализ развития современных форматов продовольственной и непродовольственной розничной торговли показывает, что в России доля таких форматов (34-35%) более чем вдвое меньше, чем в развитых странах. Это подтверждает актуальность указанных выше мер.
Одна из особенностей российского бизнеса состоит в том, что компании, развивающие современные форматы оптовой и розничной торговли, начинают претендовать на ведущие позиции в экономике, постепенно приближаясь по объемам реализации к крупнейшим компаниям России. Так, в рейтинге крупнейших компаний России (по версии журнала «Эксперт») по объему реализации продукции в 2012 г. лидерами являются компании нефтегазового сектора — «Газпром» (1 место) с объемом реализации в 2011 г. 4 637 млрд руб., «ЛУКойл» (2 место) — 3 275 млрд руб., «Роснефть» (3 место) — 1 858 млрд руб. Далее следу-
ют РЖД (4 место) — 1 480 млрд руб., Сбербанк России (6 место) — 1 002 млрд руб.
В то же время компании, работающие в сфере розничной торговли, занимают 16 (компания «X5 Retail Group» с объемом реализации 313 536,4 млн руб.), 22 («Магнит», 335 729,6 млн руб.), 33 («Ашан», 205 147,0 млн руб.) и 58 места (группа компаний «Рольф», 119 734,1млн руб.) в рейтинге.
Компании, работающие в сфере оптовой торговли, занимают только 64 (группа компаний «Протек», 107 052,7 млн руб.), 70 («СИА Интернейшнл Лтд.», 101 785,9 млн руб.), 79 место («Катрен», 92 268,7 млн руб.) в рейтинге крупнейших компаний России (по версии журнала «Эксперт») [3].
Вместе с тем, темпы роста компаний оптовой и розничной торговли достаточно высоки: 60,4% — у группы компаний «Рольф», 59,3% — у «Дикси Групп», 42,2 % - у группы компаний «Автомир», что говорит о возрастающем влиянии современных торговых предприятий на инновационное развитие экономики.
Опыт ведущих предприятий отрасли показывает, что важнейшим резервом и направлением развития торговли становится использование инновационных технологий, внедрение современных средств автоматизации, высокотехнологичных решений на основе ИКТ, обеспечивающих повышение производительности труда торгового персонала, полное удовлетворение потребностей населения в современных торговых услугах.
К ним, в первую очередь, следует отнести появление новых компьютерных систем и оборудования автоматизации и повышения эффективности торговых предприятий, формирование спроса на инновационные высокотехнологичные услуги, а также стремительный рывок в развитии интернет-торговли.
Компьютерные системы и оборудование автоматизации, предлагаемые сегодня торговым предприятиям, можно разбить на несколько групп.
К первой можно отнести оборудование для автоматизации розничной торговли, обеспечивающее качественное обслуживание в магазинах. Эта группа включает POS- терминалы, информационные киоски, терминалы сбора данных, мобильные принтеры, сканеры штрих-кодов и т.п. [4].
Ко второй группе можно отнести программные средства и аппаратно-программные комплексы управления торговлей, например, такие как комплекс TradeX, кассовая программа PosX, система управления торговым залом Visual Pos Manager, специализированная программа «Бонус» [5-8].
К третьей группе следует отнести системы бизнес-анализа, CRM системы, программное обеспечение для эффективного управления и оценки результатов принимаемых решений. Такие системы обеспечивают ежедневный сбор и анализ данных из различных информационных систем: торговой, кассовой, складской, офисных программ и приложений [9,10].
Приведенные примеры демонстрируют возможности применения инновационных технологий для повышения эффективности торговли. Поэтому в программах инновационного развития предприятий
необходимо предусматривать внедрение и обновление компьютерных систем и оборудования автоматизации торговых предприятий
В условиях ужесточения конкуренции, формирования информационной экономики, растущего спроса на новые виды услуг важным направлением развития торговых предприятий становится развитие инновационных высокотехнологичных услуг. К ним, прежде всего, относятся услуги, основанные на ИКТ. Некоторые примеры таких услуг приведены в таблице.
Примеры высокотехнологичных услуг в торговле
Виды услуг по ОКВЭД
Оптовая торговля
Розничная торговля
Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт
Примеры услуг, основанных на инновационных технологиях, в торговле
Интернет-аукционы Электронные торговые площадки Интернет-магазины В2В Порталы поставщиков Услуги социальных сетей Услуги ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга транспорта, персонала и стационарных объектов
Интернет магазины В2С Интернет-аукционы В2С Сервисы поиска и сравнения товаров в on-line и off-line магазинах Геолокационные сервисы (ближайший супермаркет, магазин, ассортимент, бонусы, скидки и т.п.)
Услуги социальных сетей Услуги ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга транспорта, людей и стационарных объектов
On-line консультации при продаже автомобилей Выбор автомобиля через Интернет
Порталы автопроизводителей и дилерских центров Установка и обслуживание автомобильных мультимедиа систем On-line наблюдение за ремонтом в сервисной зоне Услуги спутниковых охранных систем
Услуги ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга транспорта Геолокационные сервисы (ближайшие АЗС, СТО, поликлиники, рестораны и т.п.)
Подробный анализ влияния процессов формирования информационного общества в России на торговую отрасль дан авторами в работах [11,12]. В них подчеркивается, что в ближайшие годы развитие ИКТ будет осуществляться на основе реализации «Стратегии развития информационного общества», утвержденной Президентом Российской Федерации 7 фев-
раля 2008 г., и Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (20112020 гг.)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р [13].
Вместе с тем за время, прошедшее с момента публикации этих документов, произошли значительные изменения в торговой отрасли, связанные, прежде всего, с развитием Интернет-технологий.
По данным Boston Consulting Group, по вложениям в инфраструктуру Интернета Россия находится на 9-м месте в мире. Проникновение Интернета в России приближается к 50% (в развитых европейских странах — 80%). При этом аудитория ряда крупнейших ресурсов Рунета уже составляет более трети населения России и фактически охватывает все потенциально интересные для торгового бизнеса группы потребителей. Российские интернет-пользователи проводят в социальных сетях около 11 часов в месяц (больше, чем в других странах), взаимодействуя прежде всего через российские сети «ВКонтакте», «Одноклассники» [14].
Благодаря развитию ИКТ в 2012 г. рост рынка интернет-торговли в России превысил 30%, а его объем по разным оценкам достиг 10-15 млрд долларов, что составляет около 2% от оборотов оффлайн-торговли.
По мнению агентства Euromonitor International, российский рынок интернет-торговли уже стал крупнейшим в Восточной Европе. По прогнозам PricewaterhouseCoopers (PwC) и банка Morgan Stanley, интернет-сегмент российской розницы к 2015 г. увеличится втрое и к 2020 г. займет четвертое место в мире [15].
Но главное значение Интернета заключается в том, что он фактически создал новый электронный рынок, который активно развивается с конца ХХ в. [16].
Всего в 2012 г. совокупная выручка 30 участников рейтинг крупнейших интернет-компаний России по версии Forbes превысила 5 млрд долларов, увеличившись на 40% по сравнению с предыдущим годом [17]. Вместе с тем данный рейтинг показывает, что даже крупнейшие интернет-компании занимают места во второй сотне крупнейших компаний России, что не соответствует требованиям инновационной экономики.
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие интернет-торговли, является недостаточный уровень логистических услуг. Услуги, предлагаемые ФГУП «Почта России», отличаются длительными сроками доставки, отсутствием гарантий сохранности хрупких и дорогостоящих товаров. Курьерская доставка обеспечивает сжатые сроки, но стоит дорого. Поэтому некоторые интернет-компании создают собственную службу доставки, включая складские и распределительные комплексы в различных городах России, что требует значительных затрат.
Другим сдерживающим фактором является необходимость инвестиций в ИКТ-инфраструктуру, которые существенно возрастают по мере роста объема продаж, номенклатуры товаров и клиентской базы.
Так, например, по оценке компании Insales.ru, переход магазина из разряда средних в разряд крупных требует от компании вложить в программное обеспечение от 500 тыс. рублей до миллионов долларов.
Третьим сдерживающим фактором является недостаточное развитие платежных систем. Оплата товаров на почте наложенным платежом замедляет получение денег компанией-продавцом, делает товар дороже. On-line оплата с использованием электронных систем не всегда обеспечивает безопасность расчетов. Вместе с тем происходящее динамичное развитие банковских и платежных систем должно в ближайшее время улучшить ситуацию.
Таким образом, можно выделить следующие основные особенности инновационного развития торговли в условиях формирования информационной экономики.
Во-первых, компании, развивающие современные форматы оптовой и розничной торговли, дистанционную и Интернет-торговлю, благодаря высоким темпам роста начинают претендовать на ведущие позиции в экономике, постепенно приближаясь по объемам реализации к крупнейшим компаниям России.
Во-вторых, опыт ведущих предприятий отрасли показывает, что важнейшим резервом и направлением развития торговли становится использование инновационных технологий, внедрение современных средств автоматизации, высокотехнологичных решений на основе ИКТ, обеспечивающих повышение производительности труда торгового персонала, развитие инновационных высокотехнологичных услуг. Поэтому, несмотря на значительные затраты, необходимые для внедрения ИКТ, развития высокотехнологичных услуг, в программах инновационного развития предприятий необходимо предусматривать внедрение и обновление компьютерных систем и оборудования автоматизации торговых предприятий.
В-третьих, благодаря развитию ИКТ стремительно формируется новый электронный рынок интернет-торговли. В настоящее время он составляет 10-15 млрд долларов в год (от 2 до 5% рынка оф-флайн-торговли). Однако в 2012 г. в России его рост превысил 30%, что говорит о необходимости углубленного изучения процессов, происходящих в торговой отрасли в условиях формирования информационной экономики.
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Источник: Минэкономразвития России URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (дата обращения 20.06.2013).
2. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года. Утв. приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422. URL: http://www.minpromtorg.gov.rU/ministry/strategic/sectoral/9 (дата обращения 20.06.2013).
3. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции. URL: http://www.raexpert.ru/ rankingtable/?table_folder=/expert400/2012/main (дата обращения 20.06.2013).
4. Мобильная маркировка Borlas Retail | Business Solutions. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/mobile/market/ (дата обращения 20.06.2013).
5. Специализированный программный комплекс TradeX. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/management/tradex/ (дата обращения 20.06.2013).
6. Кассовая программа PosX. URL: http://www.borlasretail.ru/ decision/management/posx/ (дата обращения 20.06.2013).
7. Система управления торговым залом. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/management/VPM/ (дата обращения 20.06.2013).
8. Программа «Бонус». URL: http://www.borlasretail.ru/ decision/management/bonus/ (дата обращения 20.06.2013).
9. Система бизнес-анализа компании Borlas Retail. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/analytical/ (дата обращения 20.06.2013).
10. Программа лояльности TradeXCRM. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/loyalty/ (дата обращения 20.06.2013).
11. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Инновационные маркетинговые стратегии в условиях формирования информационного общества. СПб: СПбТЭИ, 2011. 100 с.
12. Яненко М.Б., Яненко М.Е. Маркетинг информационного общества: инновационные стратегии и технологии. Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 112 с.
13. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. №2161-р)
14. Как развивался Рунет в 2012 году. URL: http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/234929-kak-razvivalsya-runet-v-2012-godu (дата обращения 20.06.2013).
15. Матвеева А. Заложники географии // «Эксперт». 2013. №22 (853). С.20-24.
16. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под науч. ред. Н.М.Абдикеева М.: ИНФРА-М, 2009. 448 с.
17. 30 крупнейших компаний Рунета-2013. URL: http:// www.forbes.ru/reitingi-photogallery/234873-30-krupneishih-kompanii-runeta-2013/photo/1 (дата обращения 20.06.2013)
Bibliography (Transliterated)
1. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda. Istochnik: Minekonomrazvitiia Rossii URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/pr ognoz/doc20130325_06 (data obrashcheniia 20.06.2013).
2. Strategiia razvitiia torgovli v Rossiiskoi Federatsii na 2011 — 2015 gody i period do 2020 goda. Utv. prikazom Minpromtorga Rossii ot 31 marta 2011 g. № 422. URL:
http://www.minpromtorg.gov.rU/ministry/strategic/sectoral/9 (data obrashcheniia 20.06.2013).
3. Reiting krupneishikh kompanii Rossii po ob"emu realizatsii produktsii. URL: http://www.raexpert.ru/ rankingtable/ ?table_folder=/expert400/2012/main (data ob-rashcheniia 20.06.2013).
4. Mobil'naia markirovka Borlas Retail | Business Solutions. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/mobile/market/ (data obrashcheniia 20.06.2013).
5. Spetsializirovannyi programmnyi kompleks TradeX. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/management/tradex/ (data obrashcheniia 20.06.2013).
6. Kassovaia programma PosX. URL: http://www.borlasretail.ru/ decision/management/posx/ (data obrashcheniia 20.06.2013).
7. Sistema upravleniia torgovym zalom. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/management/VPM/ (data obrashcheniia 20.06.2013).
8. Programma «Bonus». URL: http://www.borlasretail.ru/ decision/management/bonus/ (data obrashcheniia 20.06.2013).
9. Sistema biznes-analiza kompanii Borlas Retail. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/analytical/ (data obra-shcheniia 20.06.2013).
10. Programma loial'nosti TradeXCRM. URL: http://www.borlasretail.ru/decision/loyalty/ (data obrashcheniia 20.06.2013).
11. Ianenko M.B., Ianenko M.E. Innovatsionnye marketingovye strategii v usloviiakh formirovaniia informatsionnogo obshchestva. SPb: SPbTEI, 2011. 100 s.
12. Ianenko M.B., Ianenko M.E. Marketing informatsionnogo obshchestva: innovatsionnye strategii i tekhnologii. Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 112 s.
13. Gosudarstvennaia programma Rossiiskoi Federatsii «Informatsionnoe obshchestvo (2011 — 2020 gody)». Utv. rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 20 oktiabria 2010 g. № 1815-r (v red. rasporiazheniia Pravi-tel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 2 dekabria 2011 g. №2161-r)
14. Kak razvivalsia Runet v 2012 godu. URL: http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/ 234929-kak-razvivalsya-runet-v-2012-godu (data obrashcheniia 20.06.2013).
15. Matveeva A. Zalozhniki geografii // «Ekspert». 2013. №22 (853). S.20-24.
16. Internet-tekhnologii v ekonomike znanii: Uchebnik / Pod nauch. red. N.M.Abdikeeva M.: INFRA-M, 2009. 448 s.
17. 30 krupneishikh kompanii Runeta-2013. URL: http:// www.forbes.ru/reitingi-photogallery/234873-30-krupneishih-kompanii-runeta-2013/photo/1 (data obrashcheniia 20.06.2013)