Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
инклюзия / дошкольное образование / ОВЗ / методология / федеральные стандарты / социальная адаптация / inclusion / early years education / special educational needs / methodology / federal standards / social adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожокару Ю. В.

В статье рассматриваются ключевые аспекты внедрения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях Российской Федерации. Особое внимание уделяется методологическим подходам к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются актуальные проблемы и возможные пути их решения с учетом федеральных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожокару Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INCLUSIVE EDUCATION IN EARLY YEARS EDUCATION

The article examines the key aspects of implementing inclusive education in early years institutions in the Russian Federation. Particular attention is paid to methodological approaches to organizing the educational process for children with special educational needs. Current issues and possible solutions are highlighted, taking into account federal standards.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 37

Кожокару Ю.В.

студент, магистрант факультета лингвистики и педагогики Московская международная академия (г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация: в статье рассматриваются ключевые аспекты внедрения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях Российской Федерации. Особое внимание уделяется методологическим подходам к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются актуальные проблемы и возможные пути их решения с учетом федеральных стандартов.

Ключевые слова: инклюзия, дошкольное образование, ОВЗ, методология, федеральные стандарты, социальная адаптация.

Инклюзивное образование на дошкольном уровне приобретает всё большую актуальность в Российской Федерации, что связано с необходимостью обеспечения равных возможностей для получения качественного образования всеми детьми, независимо от их физических, психологических или интеллектуальных особенностей. Введение инклюзии в систему дошкольного образования отражает стремление общества к созданию условий, способствующих не только образовательному, но и социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот подход обеспечивает не только успешную социализацию таких детей, но и формирование у других детей толерантности и уважения к различиям.

Цель данного исследования заключается в выявлении ключевых особенностей и проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в дошкольных учреждениях. Понимание этих аспектов необходимо для

разработки эффективных методологических подходов и рекомендаций, способствующих качественной реализации инклюзии в детских садах.

В рамках исследования поставлены следующие задачи: провести анализ существующих методологических подходов к организации инклюзивного образовательного процесса в дошкольных учреждениях, выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и родители, а также предложить возможные пути их решения с учетом федеральных стандартов и современных требований к качеству образования.

Инклюзивное образование представляет собой процесс интеграции детей с различными особенностями развития в общую образовательную среду, что способствует их равноправному обучению и развитию в коллективе сверстников. Это понятие возникло на основе концепции равных возможностей в образовании, заложенной международными конвенциями и инициативами, такими как Конвенция ООН о правах ребенка и Саламанкская декларация [5].

В Российской Федерации идея инклюзии начала активно развиваться в начале 2000-х годов, что было связано с общим обновлением подходов к обучению и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Законодательной основой для внедрения инклюзии стал Федеральный закон № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором закреплены принципы доступности и равенства в получении образования. В этом законе инклюзивное образование определяется как обеспечение доступности образования для всех обучающихся с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Также важное место в развитии инклюзии занимают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые ориентированы на создание условий для успешного обучения детей с ОВЗ на разных уровнях системы образования, включая дошкольное.

Особенности инклюзии в дошкольном образовании определяются как возрастными, так и психологическими аспектами обучения детей с ОВЗ. На этапе дошкольного образования у детей формируются базовые навыки, которые

в дальнейшем станут основой для успешного обучения в школе. Для детей с ОВЗ этот этап особенно важен, так как именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие когнитивной, эмоциональной и социальной сфер. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка требует от педагогов гибкости в подходах и глубокого понимания детской психологии [4].

Одной из ключевых задач инклюзивного дошкольного образования является социальная адаптация детей с ОВЗ. Именно в детском саду у них появляется возможность взаимодействовать с ровесниками, что способствует формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе и преодолению социальных барьеров. Для успешной адаптации важно создать безопасную и благоприятную образовательную среду, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и комфортно.

Исходя из этого, теоретические основы инклюзивного образования включают не только нормативно-правовую базу, но и практические аспекты, связанные с пониманием возрастных особенностей детей с ОВЗ и организацией процесса их социальной адаптации. Это создает основу для дальнейшего анализа проблем и разработки решений, направленных на совершенствование инклюзивной практики в дошкольных учреждениях.

Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) требует четкого понимания методологических подходов, обеспечивающих успешное включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общий образовательный процесс. Эти подходы основаны на научно обоснованных моделях инклюзии, эффективных практиках реализации и профессиональной подготовке педагогов.

Существует две основные модели организации инклюзии в ДОУ: полная и частичная. Полная инклюзия предполагает, что ребенок с ОВЗ обучается в общей группе наравне с другими детьми, без изоляции или разделения. Этот подход требует создания специальных условий, таких как адаптированные программы, доступная среда и дополнительная поддержка со стороны специалистов (логопедов, дефектологов, психологов).

Частичная инклюзия используется в случаях, когда ребенок с ОВЗ не готов проводить весь день в общей группе. В таких случаях часть времени ребенок может обучаться в специализированных условиях (например, индивидуальные занятия), а остальное время проводить в общей группе. Этот подход позволяет постепенно адаптировать ребенка к коллективу, учитывая его индивидуальные особенности.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ является важным элементом обеих моделей. Это может включать тьюторскую поддержку, при которой специалист помогает ребенку адаптироваться в группе, участвовать в занятиях и развивать социальные навыки. Тьютор может помогать как непосредственно во время занятий, так и во время свободной деятельности ребенка, облегчая процесс его социализации.

Практическая реализация инклюзивного образования в ДОУ базируется на внедрении успешных программ и педагогических методик. Одним из ярких примеров является программа "Доступное детство", направленная на развитие социальных, коммуникативных и когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Программа предполагает использование игровой терапии, сенсорных игр и групповых занятий для укрепления взаимодействия детей друг с другом.

Интеграция инклюзивных методик в стандартный образовательный процесс осуществляется через адаптацию учебных материалов, использование мультимедийных технологий и создание индивидуальных образовательных маршрутов. Например, в рамках обычного занятия по рисованию для ребенка с ОВЗ может быть предложено выполнить задание в упрощенной форме, сохраняя при этом общий контекст работы группы. Это позволяет ребенку чувствовать себя частью коллектива, сохраняя комфортный для него уровень нагрузки [6].

Дополнительно в успешных ДОУ активно используются технологии "коллаборативного обучения", при которых дети работают в парах или группах, что способствует развитию у них навыков взаимопомощи и коллективного

взаимодействия. Это помогает как детям с ОВЗ, так и их сверстникам учиться находить общий язык и уважать индивидуальные особенности друг друга.

Ключевую роль в успешной реализации инклюзии играют педагоги. В соответствии с современными требованиями, специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, должны обладать дополнительными компетенциями. Это включает знания в области коррекционной педагогики, владение навыками индивидуального подхода и умение создавать безопасную и комфортную образовательную среду.

Курсы повышения квалификации для педагогов становятся важным инструментом профессионального развития. Например, программы подготовки по темам "Организация инклюзивного образования" и "Работа с детьми с различными типами ОВЗ" предоставляют теоретическую базу и практические инструменты для работы. Такие курсы включают изучение психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями, а также практическую отработку методик взаимодействия [1, 2].

Кроме того, в некоторых регионах России уже внедряются регулярные межведомственные семинары для педагогов, дефектологов и медицинских специалистов. Эти семинары способствуют обмену опытом, улучшению междисциплинарного взаимодействия и созданию условий для разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Получается, что методологические подходы к организации инклюзивного образования требуют комплексного подхода, включающего разнообразные модели инклюзии, внедрение успешных практик и постоянное повышение квалификации педагогов. Только при выполнении всех этих условий можно создать эффективную инклюзивную образовательную среду, которая будет способствовать гармоничному развитию и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование, несмотря на свою важность и необходимость, сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые замедляют его внедрение в дошкольных образовательных учреждениях. Одной из

основных технических и организационных проблем является недостаток специализированного оборудования и материалов, необходимых для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В частности, многие дошкольные учреждения не оснащены коррекционно-развивающими пособиями, адаптированной мебелью и мультимедийными средствами, что затрудняет создание комфортной образовательной среды. Дополнительным препятствием является ограниченность финансирования инклюзивных программ, которая снижает возможности обновления материально-технической базы и привлечения квалифицированных специалистов.

Педагогические вызовы включают нехватку профессионалов, способных работать с детьми с ОВЗ. Многие педагоги не имеют достаточной подготовки для внедрения инклюзии, что приводит к трудностям в разработке индивидуальных образовательных маршрутов и адаптации программ. Психологическая готовность педагогов и родителей также остается важной проблемой. Часто педагоги испытывают страх перед дополнительной ответственностью, а родители детей без ОВЗ могут выражать опасения по поводу влияния инклюзии на качество обучения их детей.

Социальные барьеры играют значительную роль в затруднении инклюзивного процесса. Дети с ОВЗ сталкиваются с проблемами социальной адаптации в общих группах из-за недостатка навыков коммуникации и поддержки со стороны сверстников. Важно отметить, что успешное внедрение инклюзии невозможно без активной роли общества в поддержке этого процесса. Формирование толерантного отношения к детям с особенностями развития должно начинаться с воспитания уважения и понимания различий как среди детей, так и среди взрослых.

Для преодоления этих вызовов требуется комплексный подход, включающий увеличение финансирования, усиление подготовки кадров, повышение информированности общества и создание условий для полноценной социальной интеграции детей с ОВЗ в образовательную среду.

Перспективы развития инклюзивного дошкольного образования в Российской Федерации связаны с необходимостью создания комплексной системы, обеспечивающей всестороннюю поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из ключевых направлений является развитие межведомственного взаимодействия между системой образования, здравоохранения и социальной защиты. Это позволит эффективно диагностировать потребности детей, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и обеспечивать их реализацию с учетом медицинских и социальных аспектов.

Разработка новых методик, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, также является важным шагом. Эти методики должны учитывать разнообразие особенностей детей с ОВЗ и быть гибкими для применения в разных образовательных учреждениях. Активное использование цифровых технологий и инновационных подходов, таких как игровые и сенсорные методики, способствует созданию доступной и комфортной образовательной среды [6].

Государственная поддержка играет важную роль в развитии инклюзии. Увеличение финансирования инклюзивных программ позволит улучшить материально-техническую базу детских садов, обеспечить образовательные учреждения необходимым оборудованием и учебными материалами, а также создать условия для повышения квалификации педагогов. Комплексное развитие этих направлений поможет не только укрепить инклюзивные практики, но и создать устойчивую систему, ориентированную на поддержку каждого ребенка, независимо от его возможностей.

В заключение можно отметить, что инклюзивное образование на дошкольном уровне является важным направлением, способствующим равным возможностям и социальной интеграции детей с ОВЗ. Проведенное исследование выявило ключевые особенности и проблемы внедрения инклюзии, включая недостаток ресурсов, нехватку квалифицированных специалистов и социальные барьеры. Для успешного развития инклюзивного

подхода рекомендуется укрепить межведомственное взаимодействие, внедрять новые методики, соответствующие федеральным стандартам, и расширять государственную поддержку.

Дальнейшее изучение и популяризация инклюзивного образования необходимы для формирования толерантного общества и обеспечения качественного образования для всех детей. Только системный подход и совместные усилия позволят создать благоприятные условия для развития инклюзии в дошкольных учреждениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Быченков, В.М. Институты. Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности / В.М. Быченков. - М.: Москва, 2022. - 976 с.;

2. Гендерное образование. Региональный обзор состояния реформ высшей школы и гендерного образования в восьми странах СНГ. - М.: Вариант, 2021. -710 с.;

3. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Л. В. Голубева. - М.: Учитель, 2020. - 528 с.;

4. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли / А. Н. Джуринский. - М.: Владос-Пресс, 2022. - 400 с.;

5. Доронова, Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. - М.: Просвещение, 2022. - 799 с.;

6. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство. - М.: Просвещение, 2022. - 175 с.;

7. Евгения, Гладкова, Ксения Сергеевна Шалагинова. Актуальные проблемы инклюзивного образования. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 144 с.;

8. Европейская Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований / European Charter on the Participation of Young

People in Municipal and Regional Life. - М.: Институт муниципального управления, 2020. - 507 с.;

9. XI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Официальный каталог. - М.: МИФИ, 2020. - 288 с

Cojocaru I.V.

Moscow International Academy (Moscow, Russia)

PECULIARITIES OF INCLUSIVE EDUCATION IN EARLY YEARS EDUCATION

Abstract: the article examines the key aspects of implementing inclusive education in early years institutions in the Russian Federation. Particular attention is paid to methodological approaches to organizing the educational process for children with special educational needs. Current issues and possible solutions are highlighted, taking into account federal standards.

Keywords: inclusion, early years education, special educational needs, methodology, federal standards, social adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.