XI Международная научно-практическая конференция
УДК 33
Амельченко Анастасия Михайловна Amelchenko Anastasia Mikhailovna Носарева Марина Викторовна Nosareva Marina Viktorovna
студенты students
Донич Светлана Рюриковна Donich Svetlana Rurikovna старший преподаватель Senior Lecturer
Сибирский государственный университет путей сообщения
Siberian State University of Railways
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
FEATURES OF INFORMATION LEGAL RELATIONS IN THE BANKING SPHERE
Аннотация: статья посвящена анализу сущности информационных правоотношений, определяемых комплексом норм частноправового и публично-правового характера в сфере правового регулирования информации в банковской деятельности, в ней выявляются особенности правового регулирования информационных правоотношений. Приведен анализ банковского законодательства, рассмотрены вопросы информационного обеспечения Сбербанка, сделан вывод о том, что к существующим информационным правоотношениям в банковской сфере могут быть применены различные методы правового регулирования, позволяющие при совершении банковских сделок получать, перерабатывать, использовать информацию, хранить ее, так как она имеет высокую экономическую ценность.
Annotation: the article is devoted to the analysis of the essence of information legal relations, determined by a set of norms of a private and public law nature in the field of legal regulation of information in banking, it identifies the features of the legal regulation of information legal relations. The analysis of banking legislation is given, the issues of information support of Sberbank are considered, the conclusion is made that various methods of legal regulation can be applied to the existing information legal relations in the banking sector, allowing, when making banking transactions, to receive, process, use information, store it, since it has a high economic value.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
Ключевые слова, информационные правоотношения, банковская сфера, правовые нормы, методы регулирования, банковские операции, режим информации, банковское право, объекты регулирования.
Keywords: information legal relations, banking sphere, legal norms, methods of regulation, banking operations, information regime, banking law, objects of regulation.
В настоящее время при условиях рыночной экономики, а также совершенствования информационных отношений сама информация представляется составной частью всех общественных отношений, которые имеются также и в банковской сфере, поэтому информатизация общества постоянно требует к себе повышенного внимания законодателя.
Под правоотношениями в банковской сфере следует понимать отношения, которые урегулированы существующими нормами банковского права, которые, в свою очередь, возникают при осуществлении различными кредитными организациями банковской деятельности, где субъекты будут связаны между собой взаимными обязанностями и правами. [3]
Правоотношение является общественным отношением, которое урегулировано нормой права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством, возникающего на основе норм права индивидуализированную связь между лицами, характеризуемой наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемой принудительной силой государства.
Банковские правоотношения — это отношения, урегулированные нормами банковского права, одной стороной которых может быть юридическое или физическое лицо, а другой стороной всегда выступает либо кредитная организация (банк или небанковская кредитная организация), либо Банк России.
[4]
Следует разделять субъектов правоотношения на основе информационного принципа. Можно назвать три группы обладателей (клиенты банка), владельцев (банки и другие кредитные организации) и пользователей информации (все основные группы третьих лиц, которые в рамках
XI Международная научно-практическая конференция законодательства имеют право доступа к тем или иным сведениям,
составляющим банковскую тайну).
Постоянное появление новых объектов регулирования, а также процесс развития информационно-телекоммуникационных сетей, довольно часто создают различные предпосылки для обеспечения законных интересов и прав всех субъектов информационного правоотношения. Необходимо отметить, что для комплексного правового регулирования существующих информационных отношений в банковской сфере законодателем используется большое количество правовых режимов. В связи с чем в настоящее время возникла необходимость для четкого правового регулирования имеющейся информации в банковских отношениях и инфраструктуре, что будет являться закономерным этапом развития нашего общества.
Следует отметить, что все информационные отношения являются всевозможными видами различных операций с имеющейся информацией — это сбор, регистрация, дальнейшая передача, обработка и хранение.
Правовое регулирование всех имеющихся информационных правоотношений в банковской сфере можно выделить в качестве императивного метода государственного регулирования, который будет выражен во взаимоотношениях, происходящих между Центральным банком РФ (гл. I ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1] и государством, а также различными государственными органами, Банком России и кредитными организациями (ст.27 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [2], ст. 13 ФЗ «О кредитных историях» [4], ст. 13, 15 -20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» [3].
К особо важной особенности существующих информационных правоотношений следует отнести порядок установления правового режима информации, имеющей ограниченный доступ в банковской сфере, а именно -банковской тайной (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности») [3]. Таким образом, законодателем был установлен режим информации,
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» закрепленный теми правовыми нормами, которые обеспечили совокупностью юридических средств по полной защите банковской тайны.
Кроме того, правовые режимы других видов информации, также имеющие ограниченный доступ подлежат защите от нераспространения этой информации. В данном случае это коммерческая, служебная тайна (ст. 31 ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» [2]); служебная, коммерческая, налоговая (ст. 17 ФЗ «О кредитных историях» [4]).
Не названный в ст.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» субъектный состав банковской системы, который также обладает правом по участию в информационных правоотношениях на основании существующего законодательства, в том числе будет являться особенностью изучаемых отношений. [3]
Поэтому, на основании ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» следует утверждать, что все информационные правоотношения содержат индивидуализированный характер, так как ст.26 определяет конкретный объем сведений, к которым доступ ограничен, в ней также определены все субъекты данных информационных правоотношений. [3]
Так, единая система информационного обеспечения Сбербанка — это территориально распределенное решение, созданное посредством серверных комплексов, которые расположены в аппарате каждого территориального банка и в центральном аппарате. Серверные комплексы работают независимо друг от друга, взаимодействие между центральным аппаратом и территориальными банками происходит через специальный модуль межфилиального взаимодействия.
Все действия по работе с информационным обеспечением Сбербанка организованы посредством специальных автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников, при создании которых учитывалась специфики деятельности разных категорий банковских работников. [8, с.29]
Всего таких АРМ три: делопроизводителя, исполнителя и руководителя. Для первичной обработки информации, ее регистрации и сканирования
XI Международная научно-практическая конференция входящих документов предназначено АРМ Делопроизводителя, которое дает возможность всем категориям сотрудников банка выполняет все операции с входной информацией согласно своему уровню доступа. АРМ Исполнителя предназначено для исполнения сотрудниками Сбербанка поручений руководителя, отчета по выполненным действиям и согласования информации. АРМ Руководителя предназначено специально для топ-менеджеров Сбербанка и позволяет изменять информационные потоки, внося рукописные или звуковые комментарии к исходной или уже обработанной информации. Сбербанк на данный момент имеет большую клиентскую базу данных, которую успешно использует, применяя технологии обработки bigdata, тем самым повышая скорость и качество обслуживания. В основе большинства информационных систем Сбербанка используются СУБД. [6,с. 17]
Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.
Рассмотрим на некоторых примерах вопросы взаимодействия информационного и банковского законодательств в Сбербанке. Информационные отношения возникают при осуществлении банковских операций, связанных с исполнением гражданско-правовых договоров (например, обязанность информирования клиентов по договору банковского счета); в связи с особой ролью банка как участника налоговых отношений и выполнением обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, как агента валютного контроля, как субъекта отношений, возникающих в связи с противодействием легализации преступных доходов; обусловлены наличием института банковской тайны как специального правового режима информации и пр. Во всех указанных и иных случаях отношения, связанные с использованием информации, регулируются гражданским, банковским либо иным специальным, в основном финансовым, законодательством. [7, с.14]
Таким образом, можно сделать вывод, что к имеющимся информационным правоотношениям в банковской сфере, с учетом специфики субъектного состава
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» данных правоотношений, могут быть применены различные методы правового регулирования. Осуществление различных банковских операций, постоянное ведение банковской деятельности, а также совершение конкретных банковских сделок в определенном плане представляет собой процесс получения, дальнейшей переработки, использование данной информации, хранение, что имеет высокую экономическую ценность.
Библиографический список:
1. О Центральной банке Российской Федерации (Банке России): от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // [Электронный ресурс] URL: consultant.ru (Дата обращения: 10.02.2021 г.).
2. О страховании вкладов в банках Российской Федерации: федер. закон от 23 дек. 2003 г. № 177-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 52 (часть I). — Ст. 5029.
3. О банках и банковской деятельности: от 2 дек. 1990 г. № 395-1 (ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] URL: consultant.ru (Дата обращения: 10.02.2021 г.).
4. О кредитных историях: федер. закон от 30 дек.2004 г. № 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 1 (часть I). — Ст. 44.
5. О персональных данных: федер. закон от 27 июль.2006 г. № 152-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31 (часть I). — Ст. 3451.
6. Горбунова, В. В. Пассивные операции коммерческих банков / В. В. Горбунова // Центральный научный вестник. — 2018. — № 9. — С. 18.
7. Польшакова, Н.В. Информационные технологии банковской деятельности в РФ и их нормативно-правовое регулирование / Н.В. Польшакова, А.В. Никитина. // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 55-58.
8. Гаврилова, Э.Н. Проблемы функционирования ПАО «Сбербанк» на современном этапы и пути их решения / Э.Н Гаврилова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2019. — № 5. — С. 880-885.