К вопросу о понятии и правовом регулировании банковской тайны On the concept and legal regulation of Bank secrecy
Белая К.В.
Студент 4 курса, Ф-т мировая экономика и право, Сибирский государственный университет путей сообщения,
РФ, г. Новосибирск e-mail: kristina.petrash@bk. ru
Belaya K.
4rdyear student, faculty of world economy and law, Siberian State University of Communications, Russia, Novosibirsk e-mail: kristina.petrash@bk. ru
Аннотация.
В настоящей статье рассматривается институт банковской тайны в соответствие с российским законодательством. Рассмотрено определение понятию «банковская тайна» и ее правовое регулирование.
Annotation.
This article examines the institution of banking secrecy in accordance with Russian legislation. The definition of the concept of "bank secrecy" and its legal regulation are considered.
Ключевые слова: тайна, банковская тайна, конфиденциальность, правовое регулирование.
Key words: secrecy, bank secrecy, confidentiality, legal regulation.
В настоящее время в нашей стране одной из конституционных гарантий выступает право «на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну...». Данным правом наделён каждый гражданин Российской Федерации.
Отметим, что по общему правилу право личной тайны не подлежит ограничению, однако из этого есть исключение: ограничение может быть установлено федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Банковская тайна выступает разновидностью личной тайны, которая является «особым видом охраняемых законом тайн». Под тайной принято понимать то, что скрывается от других [1].
Несмотря на то, что в настоящее время институт банковской тайны находится в центре внимания многих специалистов, обоснованного подхода к определению понятия «банковская тайна» не имеется.
Помимо прочего, стоит подчеркнуть, что и в отечественном законодательстве термин «банковская тайна» не был определен. Косвенным образом определение дается через признаки информации, которая может быть отнесена к данной категории.
Известно, что авторы анализируемое понятие определяют по-разному.
Так, по мнению О.А. Городова, тайна - это не информация, а некий особый правовой режим информации, имеющий ограниченный доступ и, соответственно, информация не может составлять тайны, как это зафиксировано в ряде законодательных актов; она может находиться в тайне, а именно находиться в особом правовом режиме.
Казакова Е.Б отмечает, что банковская тайна - это есть гарантия банков, а также кредитных организаций о сохранении тайны операций, счетов и вкладов своих клиентов и корреспондентов. Следует отметить, что данной точки зрения придерживается Е.П. Воронюк.
Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян придерживаются точки зрения, что банковская тайна является одним из центральных понятий банковского законодательства, так как отношения, возникающие по поводу банковской тайны, пронизывают всю сферу банковской деятельности кредитных организаций и Банка России, а также во многом определяют правовой режим банковского права как комплексного правового образования.
П.И. Николаева и М.И. Корнилова рассматривают банковскую тайну, как запрет на предоставление третьим лицам конфиденциальной информации о счетах, вкладах и операциях клиентов кредитных организаций, а также запрет на разглашение информации о самих клиентах и их близких.
Отметим, что российские суды неоднократно подчеркивают, что банковская тайна - это особый правовой режим, который предполагает специальных правил и требований, установленных законодательством.
А.С. Селивановский считает банковскую тайну особым правовым режимом информации, которая становится известной кредитной организации в ходе осуществления банковской деятельности, а также некоторым другим лицам, которые получают такую информацию от кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней [2].
Проанализировав точки зрения ряда авторов, мы пришли к выводу, что точка зрения О.А. Городова является наиболее обоснованной.
В ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеется статья 26, посвящённая банковской тайне, однако в содержании данной нормы отсутствуют определение рассматриваемому понятию [3]. В ГК РФ анализируемому вопросу посвящена статья 857, однако и здесь определения понятию «банковская тайна» не имеется. Исходя из этого, делается вывод, что на законодательном уровне определение понятию «банковская тайна» также отсутствует.
Содержание банковской тайны — один из двух основных вопросов рассматриваемого института. Он предполагает однозначное и четкое определение круга сведений, подлежащих охране. Но, оказывается, дать такое определение достаточно сложно.
Содержание банковской тайны в действующем законодательстве регулируется нормами двух нормативных актов, а именно: статьей 857 ГК РФ и статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Если обратиться к тексту выше названных норм, устанавливающих этот круг сведений, то можно обнаружить, что формулировка статьи 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» дает широкую по сравнению со статьей 857 ГК РФ формулировку банковской тайны.
Гражданский кодекс Российской Федерации называет три вида сведений:
1. сведения о банковском счете и банковском вкладе;
2. сведения об операциях по счету;
3. сведения о клиенте.
Помимо прочего, статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», относит к банковской тайне и любые иные сведения, установленные кредитной организацией и соотносимые с ее клиентами. Можно утверждать, что вторая редакция является более адекватной, так как дает широкое толкование понятию «банковская тайна», что соответствует банковской практике во многих странах.
В настоящее время правовое регулирование банковской тайны осуществляется посредством определенных норм: статьей 857 ГК РФ, статьей 183 УК РФ, статьей 13.14 КоАП РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также рядом инструкций Банка России и налоговых органов Российской Федерации.
В каждом из приведенных выше нормативных актов предусмотрены меры ответственности субъектов банковской тайны за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.
Так, объединение правоотношений, являющихся охранительными и возникающими из-за нарушения правового режима банковской тайны, в части имущественной ответственности и денежной компенсации морального вреда физическим и юридическим лицам, которые в силу договорных отношений являются клиентами банка, выступают гражданско-правовой ответственностью.
Отметим, что именно банк в качестве стороны, выступающей в банковском договоре, будет являться субъектом такой ответственности. За разглашение банковской тайны другие субъекты гражданско-правовой ответственности не несут [4]. Исходя из п. 3 ст. 857 ГК РФ делается вывод, что клиент, права которого нарушены вследствие разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, вправе потребовать от банка возмещения причиненных ему убытков
Обнародование сведений, которые относятся к банковской тайне, приравнены к составу административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.14 КоАП РФ. Исходя из содержания данной статьи, следует, что ответственность наступает в момент, когда происходит разглашение информации. Стоит отметить, что субъектом такого правонарушения выступает физическое лицо, получившее доступ к такой информации посредством исполнения служебных или профессиональных обязанностей [5]. За совершение физическим лицом такого правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа до 1000 рублей.
Помимо прочего за данное правонарушение установлена уголовная ответственность. Выбор наказания зависит от того, какова тяжесть последствий от разглашения данной информации. Отметим, что виновному может быть назначено наказание в виде:
1. штрафа до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет;
2. лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
3. принудительных работ на срок до пяти лет;
4. лишения свободы сроком до 7 лет.
Отметим, что данная статья, помимо сотрудников банковских организаций, может быть применена и к другим лицам, которые могли обладать информацией, составляющей банковскую тайну, а также нарушили её. Ответственность предусмотрена и для лиц, незаконно собирающих сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, посредством похищения документов, подкупа или угроз, или иным незаконным способом [6].
Таким образом, институт банковской тайны в настоящее время является одним из недостаточно разработанных. Сопоставив определения понятию «банковская тайна», закрепленных в ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ГК РФ было выявлено несоответствие их содержания. Это приводит к тому, что нормативно-правовое предписание становится неопределенным и, следовательно, неспособным решить поставленную задачу.
Представляется целесообразным закрепить единое легальное определение понятию «банковская тайна» и урегулировать вопросы, касающиеся сущности, содержания и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, т.к. все это служит предпосылками для нарушений законодательства в исследуемой сфере.
В целях эффективного правового регулирования банковской тайны в Российской Федерации и ликвидации правонарушений в этой сфере необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Тимофеев С.В. К вопросу об институте банковской тайны: правовой аспект // Вестник РГГУ. - 2014. С. 65-81.
3. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.02.1996. - № 6. -Ст. 492.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст. 410.
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // «Российская газета» - 31 декабря 2001 г
6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25. - Ст. 2954.