Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ В МОЛОДЕЖНЫХ И НОВОСТНЫХ СООБЩЕСТВАХ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ" ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИЙ 2021-2022 ГГ'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ В МОЛОДЕЖНЫХ И НОВОСТНЫХ СООБЩЕСТВАХ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ" ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИЙ 2021-2022 ГГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗ СТРАНЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОВЕСТКА ДНЯ / СОБЫТИЙНЫЙ КОНТЕКСТ / РЕГИОНЫ / ПОКОЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ПОТРЕБНОСТИ / ИНТЕРЕСЫ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильичева Мария Валерьяновна, Томашевский Кирилл Олегович

В статье определены особенности информационной повестки в молодежных и новостных сообществах сети «ВКонтакте» во время предвыборной кампании 2021-2022 гг. были проанализированы массивы данных из целевых сообществ с дальнейшим сравнением их с крупнейшим информационным агентством РИА Новости. Исследовательский подход, примененный при выполнении данного проекта, заключался в выявлении тех условий, при которых молодые граждане будут приведены «в состояние сопричастности при совместном с властью определении уровня основных социально-экономических показателей развития той или иной территории». Полученные данные позволяют скорректировать молодежную политику, процессы социализации молодежи и ее участие в избирательных кампаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ильичева Мария Валерьяновна, Томашевский Кирилл Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INFORMATION AGENDA IN THE YOUTH AND NEWS COMMUNITIES OF THE VKONTAKTE NETWORK DURING THE ELECTION CAMPAIGNS OF 2021-2022

The article defines the features of the information agenda in the youth and news communities of the VKontakte network during the election campaign of 2021-2022, arrays of data from target communities were analyzed with further comparison with the largest news agency RIA Novosti. The research approach used in the implementation of this project was to identify the conditions under which young citizens would be brought “into a state of ownership when jointly with the authorities determining the level of the main socio-economic indicators of the development of a particular territory”. The data obtained make it possible to adjust youth policy, the processes of socialization of young people and their participation in election campaigns.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ В МОЛОДЕЖНЫХ И НОВОСТНЫХ СООБЩЕСТВАХ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ" ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИЙ 2021-2022 ГГ»

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ В МОЛОДЕЖНЫХ И НОВОСТНЫХ СООБЩЕСТВАХ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИЙ 2021 -2022 гг.

Ильичева М.В., Томашевский К.О. -

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

Political Institutions, Processes and Technologies

5.5.3 Государственное управление и отраслевые политики

Public Administration and Regional Policies

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-47-53

Особенности информационной повестки в молодежных и новостных сообществах сети «ВКонтакте»

во время предвыборной кампаний 2021-2022 гг.

М.В. Ильичева1, а ©, К.О. Томашевский2, b ©

1 Институт социально-политических исследований

Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация

2 Организационно-аналитический отдел администрации г.о. Власиха Московской области, г.о. Власиха, Московская область, Российская Федерация

a E-mail: mary9110@mail.ru b E-mail: tomashevskyikirill@gmail.com

Аннотация. В статье определены особенности информационной повестки в молодежных и новостных сообществах сети «ВКонтакте» во время предвыборной кампании 2021-2022 гг. были проанализированы массивы данных из целевых сообществ с дальнейшим сравнением их с крупнейшим информационным агентством РИА Новости. Исследовательский подход, примененный при выполнении данного проекта, заключался в выявлении тех условий, при которых молодые граждане будут приведены «в состояние сопричастности при совместном с властью определении уровня основных социально-экономических показателей развития той или иной территории». Полученные данные позволяют скорректировать молодежную политику, процессы социализации молодежи и ее участие в избирательных кампаниях.

Ключевые слова: политическое восприятие, образ страны, идентичность, повестка дня, событийный контекст, регионы, поколение молодежи, потребности, интересы, ценности

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-5-47-53

Features of the Information Agenda in the Youth and News Communities of the VKontakte Network During the Election Campaigns of 2021-2022

M.V. Ilyicheva1, a ©, K.O. Tomashevsky2, b ©

1 Institute of Social and Political Research

of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

2 Organizational and Analytical Administration Department of Vlasikha district, Moscow Region, Vlasikha district, Moscow Region, Russian Federation

a E-mail: mary9110@mail.ru b E-mail: tomashevskyikirill@gmail.com

Abstract. The article defines the features of the information agenda in the youth and news communities of the VKontakte network during the election campaign of 2021-2022, arrays of data from target communities were analyzed with further comparison with the largest news agency RIA Novosti. The research approach used in the implementation of this project was to identify the conditions under which young citizens would be brought "into a state of ownership when jointly with the authorities determining the level of the main socio-economic indicators of the development of a particular territory". The data obtained make it possible to adjust youth policy, the processes of socialization of young people and their participation in election campaigns.

Key words: political perception, country image, identity, agenda, event context, regions, youth generation, needs, interests, values

В образе будущего молодежи отражаются как реалии современной России, так и важные существенные особенности самого нового поколения. Молодежный образ страны это один из важных показателей упомянутого выше социального перелома. Как всякий политический образ массового сознания, образ страны не является неизменным и трансформируется под воздействием значимых событий политического, социального или культурного плана.

В настоящее время в молодежной среде общий тон задает поколение миллениалов (поколения Y), которые в силу объективных условий формирования, исторических событий (повсеместное распространение интернета, доминирование социальных сетей, социализация в новых социально-политических реалиях) существенно отличается от предыдущих поколений.

Как отмечает ряд специалистов, выход на арену общественной жизни этого поклонения означает социальный перелом.

У молодежи нет единого представления о будущем страны и требуется дифференцированный подход. Логично предположить, что в условиях избирательной кампании по партийным спискам, наиболее востребованным будет дифференцированный подход с учетом политических предпочтений молодежных организаций.

Желаемый образ страны - это видение будущего молодежью через призму своего «я» - своих потребностей, интересов, ожиданий, идеалов, ценностей.

В структуре политического образа выделяется, прежде всего, три составляющих: привлекательность, сила и активность, а в числе факторов его формирования -политический контекст (устойчивый и событийный), пространственные, темпориальные факторы, а также субъективные факторы (социально-демократические и психологические) [1].

При характеристике образа будущего, авторы, как и прежде, исходили из концепции Ф. Полака о будущем как о «другом мире» [2] и Т. Лобардо о будущем как феномена целостного его осознания, включающего набор психологических составляющих в виде надежды, мечты, планирования, страха перед будущим [3], включающего оценки, проекты и прогнозы, касающиеся будущего [7], активное или пассивное отношение к ожидаемой перспективе, и ее восприятие как желательной или нежелательной перспективы. Исследовать всю совокупность факторов, влияющих на формирование образа будущего страны в сознании студентов в короткие сроки, небольшому коллективу специалистов не представляется возможным. На передний план авторами был выдвинут один из них - событийный контекст.

Ильичева М.В., Томашевский К.О. -

Интернет и социальные сети сформировали (в том числе и в России) новое поколение, поколение мил-лениалов, которое по своему образу жизни, требованиям и запросам, жизненным стандартам, ценностям и устремлениям существенно отличается не только от старших возрастных когорт, но и предшествующего ему поколения.

Важно выявить, каким образом различные молодежные организации (молодежные организации политических партий и общественные молодежные организации) коммуницируют с целевой аудиторией, какую повестку транслируют, в какой степени данная повестка соотносится с общей информационной повесткой, доминирующей в российском информационном пространстве.

Концептуальной основой исследования является теория политического восприятия и теория идентичности.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того чтобы определить особенности информационной повестки в молодежных и новостных сообществах сети ВКонтакте во время предвыборной кампании 2021-2022 гг. были проанализированы массивы данных из целевых сообществ с дальнейшим сравнением их с крупнейшим информационным агентством РИА Новости.

Исследовательский подход, примененный при выполнении данного проекта, заключался в выявлении тех условий, при которых молодые граждане будут приведены «в состояние сопричастности при совместном с властью определении уровня основных социально-экономических показателей развития той или иной территории» [4].

Для исследования молодежной повестки был проведен анализ двух групп молодежных организаций:

• группы молодежных организаций - крыльев политических партий, выдвинувших своих кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации VIII созыва (при этом группа должна была соответствовать критерию активности, то есть в ней размещались посты в период с июня по сентябрь 2021 г. и с июня по сентябрь 2022 г.);

• сообщества двух наиболее крупных всероссийских молодежных организаций.

Таким образом, в выборку для исследования попали:

1) Молодежь Справедливой России - официальная группа молодежного крыла партии «Справедливая Россия» (МСР) (https://vk.com/msr.spravedlivo);

2) «Молодая Гвардия» Единой России - официальная группа молодежного крыла партии «Единая Россия» (МГЕР) (https://vk.com/vmgere);

3) Ленинский коммунистический союз молодежи Российской Федерации - официальная группа молодежного крыла партии КПРФ (ЛКСМ) (https://vk.com/ vkomsomole);

4) Молодежная организация ЛДПР - официальная группа молодежного крыла партии ЛДПР (https:// vk.com/ros.molodejldpr);

5) Российский союз сельской молодежи (РССМ) (https:// vk.com/omoo_rssm);

6) Российский союз молодежи (РСМ) (https://vk.com/ rsmofficial).

Анализ деятельности сообществ проводился в период с 1 июня по 18 сентября 2021 г., с 30 июня по 8 сентября 2022 г. как наиболее активный период в информационном освещении предвыборных кампаний в России. Анализ осуществлялся по двум направлениям. Во-первых, сбор информации по повесткам и активности аудитории. Он проходил вручную с внесением данных о каждом посте в специально разработанную таблицу. Затем данные по активности аудитории, основным тематикам и содержанию повесток были обработаны посредством статистического анализа данных в программном продукте SPSS. Во-вторых, были рассмотрены следующие характеристики информационного освещения в социальной сети «ВКонтакте»: демографические характеристики аудитории, ценностные ориентации и настроения аудитории, тематика информационных повесток, вовлеченность аудитории в информационную повестку сообщества. Вышеперечисленные данные были собраны с помощью программы парсера. Необходимо отметить, что при сборе данных посредством парсинга аудитории сообществ, возможно получение лишь тех данных, которые пользователи сами указали в описании личных страниц.

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ АУДИТОРИИ СООБЩЕСТВ

Анализ аудитории сообществ изучаемых молодежных организаций показал ее неоднородность. Так, молодых людей в возрасте до 35 лет в группе МГЕР оказалось 73%, ЛКСМ - 54% (причем мужчин в данном сообществе - 74%), ЛДПР - 75% (также превалируют мужчины - 66%), РССМ - 67% (превалируют женщины -59%), РСМ - 82% (превалируют женщины - 63%). В среднем практически треть всех пользователей указали свой возраст и все - свой пол. Можно отметить, что наиболее «молодежная» аудитория у МГЕР, ЛДПР и РСМ. Почти половина аудитории ЛКСМ и треть аудитории РССМ не попадают в возрастное определение «молодежь», что говорит о несовпадении с целевой аудиторией.

Среди политических предпочтений аудитории анализируемых молодежных сообществ доминируют умеренные взгляды, исключение составляют лишь группы ЛКСМ (коммунистические и социалистические) и ЛДПР (либеральные и умеренные). Аудитория РИА Новости, как наиболее дифференцированного сообщества, сочетает в себе представителей умеренных (большинство), либеральных и социалистических взглядов. Подобное распределение аудитории в молодежных крыльях партий способствует формированию устойчивых по политическим взглядам сообществ молодых людей, способных действовать, исходя из идеологических интересов их организаций. С другой стороны, превалирование людей с умеренными взглядами можно трактовать и как не незаинтересованность в политической повестке современной молодежи. Это подтверждается и сферой интересов подписчиков описанных сообществ: интересующиеся политикой пользователи превалируют только в сообществах ЛКСМ и ЛДПР. Аудиторию «Молодой Гвардии» интересует по большей степени музыка и спорт. Для подписчиков сообществ РССМ и РСМ наибольший интерес представляет музыка, спорт и путешествия, что также говорит о несегментированности и высокой дифференциации интересов их аудитории.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ АУДИТОРИИ

Посредством прямого подсчета статистики по каждому посту в анализируемых сообществах «ВКонтак-те» (просмотры, лайки, комментарии и репосты) были определены основные характеристики активности аудитории (табл. 1).

Результаты анализа собранных данных позволяют говорить о том, что наиболее крупным среди страниц молодежных партийных организаций является сообщество МГЕР, среди непартийных - РСМ. Самой малочисленной группой является сообщество МСР в «ВКон-такте», что говорит о достаточно низкой активности аудитории этой организации в социальных сетях в целом. Аудитории ЛКСМ и ЛДПР примерно одинаковы по численности с преимуществом у молодежного крыла последней.

Количество просмотров сообщений анализируемых групп демонстрирует несколько иную ситуацию. При этом следует отметить, что при подобном расчете необходимо учитывать, что не только подписчики сообщества могут просматривать посты, но и пользователи, увидевшие его без подписки. Однако, как пра-

вило, они составляют незначительную долю в общем количестве просмотревших пост. Наименее активной по просмотрам является аудитория РИА Новости, а наиболее активной - МСР. Среди молодежных крыльев партий ситуация также неоднозначна. При самой большой аудитории в данном сегменте МГЕР имеет наиболее низкую активность (особенно по сравнению с МСР). Противоположная ситуация наблюдается и у групп ЛДПР и ЛКСМ, где по активности аудитории в просмотрах лидером стала ЛКСМ, причем с достаточно высоким перевесом. Непартийные молодежные организации также показывают довольно низкую активность аудитории своих сообществ, но здесь можно отметить группу РССМ, которая не смотря на меньшее количество подписчиков, опережает РСМ по активности просмотров.

Активность по лайкам, которая отражает прямую реакцию аудитории на транслируемый контент, также довольно низка и аналогична вышеописанной ситуации по активности просмотров. Комментарии и ре-посты также не пользуются популярностью в исследуемых сообществах, можно лишь выделить следующие особенности: на каждый пост в группе МГЕР в среднем приходится менее одного комментария.

Таблица 1

Наиболее часто употребляемые слова в программах партий [The most frequently used words in party programs]

ЕР [UR] КПРФ [CPRF] СРПЗП [JRPT] ЛДПР [LDPR] РППСС [RPPFJ] «Яблоко» [Yabloko] «Новые люди» [New people] «Родина» [Motherland]

Молодежь [Young people] 16 2 2 6 1 - - 1

Развитие [Development] 23 16 6 3 11 12 2 1

Государство [State] 21 23 24 7 3 5 23 -

Экономика [Economy] 5 9 7 9 1 7 5 1

Социальное [Social] 25 9 5 3 19 3 - -

Патриотизм [Patriotic] - 4 17 1 1 - - 1

Справедливость [Justice] 1 11 39 - 2 - - -

Будущее [Future] 1 2 5 - 2 2 6 1

Новое [New] 3 5 - - - - 8 -

Регионы [Regions] 44 3 - 8 1 2 2 5

Свобода [Freedom] 1 2 3 5 1 10 5 1

Бизнес [Business] 9 2 6 12 - 2 2 2

Право [Law] 8 4 7 2 1 8 4 -

Культура [Culture] 23 8 9 - 3 4 1 -

Жизнь [Life] 2 12 6 2 3 4 12 2

Возможность [Opportunity] 13 1 1 1 3 3 12 -

Ильичева М.В., Томашевский К.О. -

Аудитория ЛКСМ выделяется среди анализируемых сообществ наибольшей активностью репостов. В целом заметна довольно низкая активность аудитории всех вышеперечисленных сообществ. Относительно активной можно назвать лишь сообщество МСР (которое, как оказалось, было создано лишь в 2020 г.). Официальные сообщества молодежных крыльев партий являются более активными нежели РСМ и РССМ, что говорит о более высоко причастности аудитории к политической тематике нежели общественной.

Необходимо отметить, что аудитория рассматриваемых молодежных сообществ более активна нежели участники группы сообщества РИА Новости, что говорит об определенной разнице в позиционировании страниц в социальной сети. РИА Новости, несмотря на попытки введения интерактива с аудиторией в виде опросов, не ставит перед собой задачу установки двухсторонней коммуникации с пользователями, а просто осуществляет информационное обеспечение максимально широкого круга пользователей (большинство которых и составляет молодежь). Молодежные сообщества же наоборот более ориентированы на целевую аудиторию, но, несмотря на более высокую активность, по сравнению с РИА Новости, они все же не могут полноценно привлечь аудиторию к участию внутри сообществ в формате диалога, что и сказывается на общей активности подписчиков.

Собранные данные позволяют говорить о том, что созданные анализируемыми молодежными организациями сообщества не ориентированы на выстраивание активной диалоговой модели коммуникации. Их аудитория не вовлечена в поддержку (лайки), обсуждение (комментарии) и транслирование вовне (например, посредством репостов) генерируемых в них смыслов и информационных поводов.

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОВЕСТОК МОЛОДЕЖНЫХ СООБЩЕСТВ

При просмотре всех постов анализируемых сообществ были определены тематики основных информационных повесток, транслируемых группами своей аудитории.

Основные данные представлены в табл. 1 (в ней приведены повестки, включающие менее 1% от общего количества).

Необходимо отметить, что явным лидером по количеству тематик является группа РИА Новости, которая

транслировала наиболее актуальные повестки. Однако, ограничиваясь сравнительными характеристиками, которые наглядно показывают сопряжение общих данных, в анализ не включены иные крупные повестки, транслируемые информационным агентством. Наиболее часто встречающимися темами в новостной ленте «РИА новости» были: СОУГО-19; экология; события, связанные с США; события, связанные с Украиной; внешняя политика в целом; спорт и Олимпиада; преступность и происшествия. При этом молодежные организации не затрагивают тему внешней политики и положения в других государствах у себя в группах, полностью сосредотачиваясь на ситуации в России. Также молодежные сообщества не транслируют информацию о происшествиях, что вполне объяснимо несовместимостью форматов сообществ с данной тематикой. Темами, получившими наибольшее освещение, как в молодежных группах, так у РИА Новости являются: СОУГО-19, экология (можно объяснить общим трендом на данную тематику в мире), спорт и Олимпиада (ввиду проходивших летних Олимпийских игр и чемпионата Европы по футболу). Повестки, затрагивающие развитие волонтерства и социальных лифтов, а также воспитание патриотизма и преемственности поколений актуальны только в молодежных сообществах, особенно это заметно в группах МГЕР, РССМ и РСМ. Наиболее дифференцированными по информационным повесткам являются группы МГЕР, ЛДПР, РССМ и РСМ.

Ввиду проходившей в этот период избирательной кампании и сопутствующим информационным освещением этого события в обществе, в группе РИА Новости значимой активности данной повестки не замечено. Больше всех тематику выборов транслировали молодежные крылья политических партий (особенно ЛДПР). Непартийные молодежные организации об электоральном процессе практически не упоминали. Несмотря на наличие широкого круга тематики повесток группы молодежных организаций, они очень часто используют социальную сеть для отчетной информации о проходящих мероприятиях в рамках их деятельности, что достаточно заметно разбавляет иную информацию в сообществе, не позволяя сосредоточиться не ней обычному пользователю.

В ходе исследования был также проведен анализ контекста (эмоционального окраса) размещаемых в сообществах сообщений. Оно осуществлялось по стандартной шкале «положительно-нейтрально-отрицательно» (табл. 2).

Таблица 2

Основное качество повесток сообществ [The main quality of community agendas]

РИА новости [RIA News] МГЕР [YGUR] МСР [YJR] ЛКСМ [LCYU] ЛДПР [LDPR] РССМ [RURY] РСМ [RUY]

Положительная, % [Positive, %] 23,5 40,3 45,2 45,2 74,8 53,0 62,0

Нейтральная, % [Neutral, %] 35,4 59,7 54,0 39,7 17,6 47,0 38,0

Отрицательная, % [Negative, %] 41,2 0,0 0,8 15,1 7,6 0,0 0,0

Результаты сбора данных демонстрируют, что РИА Новости сосредоточены в основном на нейтрально-отрицательной информации. Это говорит о том, что группа пытается привлечь аудиторию посредством негативной информации. Молодежные сообщества, в свою очередь, ориентированы на нейтрально-положительное освещение своих новостей. Подобные различия вполне объяснимы спецификой форматов работы данных групп, ведь транслирование негативной информации в рамках общественно-политической деятельности у молодежных групп может сказаться на сохранении внимания и интереса у молодых людей, как целевой аудитории данных сообществ. Можно также отметить практически полное отсутствие отрицательной информации у МГЕР, МСР, РССМ и РСМ, и небольшую долю такого рода повесток у ЛКСМ и ЛДПР. Можно также сделать предположение, что аудитория ЛКСМ и ЛДПР, особенно в рамках избирательной кампании, заинтересована в критике решений власти по определенным вопросам, что и сказывается на конфликтном содержании подобных повесток.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования позволяют говорить о том, что целевой аудиторией всех вышеописанных сообществ является молодежь, но, несмотря на достаточно высокое количество подписчиков, активность аудитории остается довольно низкой, что говорит о неэффективной работе с предпочтениями и позиционированием пользователей групп. Заметна также общая не связанность всех сообществ друг с другом ввиду трансляции информации различного характера, особенно это заметно в сравнении групп молодежных организаций с РИА Новости. Молодежь довольно далека от основных реальных и значимых повесток проблем и развития страны, что также наблюдается в различии с транслируемыми повестками в РИА Новости, как наиболее крупного и актуального информационного агентства. В целом и сама повестка РИА Новости конъюнктурна и транслирует актуальные новостные сводки, не ориентируясь на предпочтения целевой аудитории.

Партийные молодежные сообщества не используют для работы со сторонниками и аудиторией инструменты двухсторонней коммуникации, что сказывается на вовлеченности пользователей в информационную повестку, транслируемую сообществами. Исходя из низкой вовлеченности нельзя говорить и о лояльности аудитории, ведь основными ориентирами в повестках являются отчеты о проведенных мероприятиях, что позиционирует данные сообщества не как инструмент коммуникации, а как доску объявлений о проделанной работе. Несмотря на значительное количество подписчиков сообществ, большинство пользователей остаются неактивными и нелояльными, исключением является группа МСР (как самого активного сообщества и молодого сообщества из всех анализируемых). Это позволяет предполагать, что модераторы сообществ скорее преследуют цели формального отчета, нежели реальной информационной работы с целевой аудиторией.

Исходя из анализа деятельности молодежных сообществ во время избирательной кампании 2021 г., избирательной кампании 2022 г. можно сделать вывод, что тематика выборов как основная повестка в данный период активно не транслировалась таким крупным информационным агентством как группа РИА Новости в «ВКонтакте», и это несмотря на достаточно высокую долю молодежи, как целевой аудитории данного сообщества. Повестку выборов освещали только молодежные крылья политических партий, но их доля от общего содержания всех новостей довольно низкая и сильно разбавлена постами с отчетами о мероприятиях, что не позволяет фокусировать внимание аудитории на этой теме. Непартийные молодежные организации практически не освещали тему выборов, что логично ввиду общей незаинтересованности их аудитории политикой, а также, вероятно, неготовностью как поддерживать конкретную политическую силу, так и сталкивать между собой по политическим предпочтениям своих членов.

Сообщества молодежных организаций скорее ориентированы на собственные приоритеты и самостоятельно создаваемую текущую повестку, нежели на общеполитическую повестку в стране. Это позволяет говорить о том, что молодежь вынуждена удовлетворять собственный интерес в получении актуальной информации о выборах на других площадках, и там, в частности, вступать в обсуждение кандидатов, партий и их программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контент в молодежных сообществах слабо отражает реальные политические процессы современной России, тенденции развития страны, не поднимают проблемы законодательных изменений, популярных, неоднозначных темы (усиление цензуры в социальных сетях, санкционная политика и др.), не предлагает альтернативные варианты решений актуальных социальных проблем. Практически отсутствует фокусирование на региональной политической привязке. Молодежной проблематике (в отличие от предвыборных программ партий) уделяется значительное внимание, но все посты носят абстрактный, информационный характер.

Несмотря на то, что анализировался контент сообществ, связанных с социально-политической сферой, была выявлена слабая заинтересованность молодых людей политическими вопросами. Интерес к сообществам и активность в них поддерживается лишь публикациями о работе самих организаций, отсылками к истории России и национальным праздникам страны и отдельных регионов. В целом, полученные данные в этом отношении совпадают с тенденциями, отражаемыми в социологических данных, согласно которым, современная молодежь - аполитична, предпочитает просмотр неполитического контента, отчуждена от власти1.

1 Ценности, ориентации и участие в политической жизни российского молодого поколения. URL: https://www.levada. ru/2020/06/30/tsennosti-orientatsii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokoleniya/ (дата обращения 20.09.2022).

Ильичева М.В., Томашевский К.О. -

ЛИТЕРАТУРА

1. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018) / отв. ред. Е.Б. Шесто-пал. 2019.

2. PolakF.L. The image of the future. Amsterdam: Elsevier, 1973. P. 11.

3. Lombardo T. Science fiction: The evolutionary mythology of the future // Journal of Futures Studies. 2015. No. 20 (2). Pp. 5-24.

4. Ильичева Л.Е., Кондрашов А.О., Лапин А.В. Доверие как мост над пропастью неуверенности между властью и обществом // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 181. URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1917

5. Ильичева Л.Е., Лапин А.В. Ценностные и социальные детерминанты устойчивого развития российских регионов в эпоху глобальной цивилизационной деформации: монография. М.: Проспект, 2022. 344 с.

6. Ильичева Л.Е., Кондрашов А.О., Лапин А.В. Ценностные детерминанты социальной напряженности в российских регионах // Политические исследования: ПОЛИТЭКС. 2022. № 4.

7. Kaboli S.A., Tapio P. How late-modem nomads imagine tomorrow? A causal layered analysis practice to explore the images of the future of young adults // Futures. 2018. No. 96. Pp. 33.

8. Ильичева Л.Е., Лапин А.В. Доверие к власти и социально-политическая консолидация общества // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. № 3. С. 50-68.

9. Gabrys J. Programming environments: Environmentality and citizen sensing in the smart city // Environment and Planning D: Society and Space. 2014. Vol. 32. No. 1.

10. Spackova P., Ourednicek M. Spinning the web: New social contacts of Prague's suburbanites // Cities. The International Journal of Urban Policy and Planning. 2012. Vol. 29. Pp. 341-349.

REFERENCES

1. Power and leaders in the perception of Russian citizens. A quarter of a century of observations (1993-2018). E.B. Shestopal (ed.). 2019.

2. Polak F.L. The image of the future. Amsterdam: Elsevier, 1973. P. 11.

3. Lombardo T. Science fiction: The evolutionary mythology of the future. Journal of Futures Studies. 2015. No. 20 (2). Pp. 5-24.

4. IlyichevaL.E.,KondrashovA.O.,LapinA.V.Trust as a bridge over the abyss of uncertainty between the government and society. Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes.

2021. No. 2. P. 181. (In Rus.) URL: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2021.2.1917

5. Ilyicheva L.E., Lapin A.V. Value and social determinants of sustainable development of Russian regions in the era of global civilizational deformation: Monograph. Moscow: Prospect, 2022. 344 p.

6. Ilyicheva L.E., Kondrashov A.O., Lapin A.V. Value determinants of social tension in Russian regions. Political Studies: POLITEX.

2022. No. 4. (In Rus.)

7. Kaboli S.A., Tapio P. How late-modem nomads imagine tomorrow? A causal layered analysis practice to explore the images of the future of young adults. Futures. 2018. No. 96. Pp. 33.

8. Ilyicheva L.E., Lapin A.V. Trust in the authorities and sociopolitical consolidation of society. The Science. Culture. Society. 2022. Vol. 28. No. 3. Pp. 50-68. (In Rus.)

9. Gabris J. Programming environments: Environmental friendliness and the perception of citizens in a "Smart City". Environment and Planning D: Society and Space. 2014. Vol. 32. No. 1.

10. Shpachkova P., Urzhednichek M. Weaving a web: New social contacts of residents of the suburbs of Prague. Cities. International Journal of Urban Policy and Planning. 2012. Vol. 29. Pp. 341-349.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 99,42%

Рецензент: Туманов И.А., кандидат экономических наук; вице-президент Благотворительного фонда «Приоритеты роста»

Статья поступила в редакцию 14.08.2022, принята к публикации 26.09.2022 The article was received on 14.08.2022, accepted for publication 26.09.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ильичева Мария Валерьяновна, кандидат политических наук; директор правового департамента благотворительного фонда «Приоритеты роста»; научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Москва, Российская Федерация. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-5509-3206; E-mail: mary9110@mail.ru

Томашевский Кирилл Олегович, магистр политологии, заместитель начальника организационно-аналитического отдела администрации г.о. Власиха Московской области. г.о. Власиха, Московская область, Российская Федерация. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9326-4069; E-mail: tomashevskyikirill@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Maria V. Ilyicheva, Cand. Sci. (Polit.); Director of Legal Department of the Charitable Foundation "Growth Priorities"; researcher at the Institute of Social and Political Research of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-5509-3206; E-mail: mary9110@mail.r

Kirill O. Tomashevsky, Master of Political Science; Deputy Head of the Organizational and Analytical Administration Department of Vlasikha district, Moscow Region. Vlasikha district, Moscow Region, Russian Federation. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9326-4069; E-mail: tomashevskyikirill@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.