Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОВЕСТОК ДНЯ СМИ И МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

АНАЛИЗ ПОВЕСТОК ДНЯ СМИ И МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
214
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОВЕСТКА ДНЯ / СМИ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильичева Мария Валерьяновна, Лапин Андрей Викторович, Рулев Михаил Сергеевич

В настоящее время в молодежной среде общий тон задает поколение миллениалов, которые в силу объективных условий формирования, исторических событий (повсеместное распространение Интернета, доминирование социальных сетей, социализация в новых социально-политических реалиях) отличается от предыдущих поколений, которые, в частности, еще не расстались с советским наследием. Это поколение другого образа жизни и другого мировидения и, соответственно, во многом другого видения образа будущего страны. Какое будущее выберет молодое поколение? Каковы его ценностные ориентации? Как выглядит повестка дня молодежи? Каковы ее устремления? Эти вопросы раскрываются при анализе активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток, транслируемых РИА «Новости» и молодежными организациями основных политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ильичева Мария Валерьяновна, Лапин Андрей Викторович, Рулев Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE AGENDAS OF THE MEDIA AND YOUTH GROUPS OF POLITICAL PARTIES IN SOCIAL NETWORKS

Currently, the general tone among young people is set by the generation of millennials, who, due to objective conditions of formation, historical events (the ubiquity of the Internet, the dominance of social networks, socialization in new socio-political realities) differ from previous generations, who, in particular, have not yet parted ways with the Soviet heritage. This generation has a different way of life and a different worldview and, accordingly, a much different vision of the image of the future of the country. What future will the younger generation choose? What are their value orientations? What does the youth agenda look like? What are their aspirations? These issues are revealed in the analysis of the activity of users of VKontakte network from the perspective of the agendas broadcast by the Novosti Agency and youth organizations of the main political parties.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОВЕСТОК ДНЯ СМИ И МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

institutions, and improve the quality of training of specialists, which, ultimately, will contribute to more effective socioeconomic, socio-cultural development of the territory and human capital.

Keywords: youth, applicants, higher education, labor potential, negative balance of migration, human capital, quality of life

ИЛЬИЧЕВА Мария Валерьяновна — кандидат политических наук, научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН(119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6; mary9110@mail.ru) ЛАПИН Андрей Викторович — кандидат политических наук, доцент кафедры управления проектами и программами факультета государственного управления экономикой Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82; av.lapin@igsu.ru) РУЛЕВ Михаил Сергеевич — магистр политологии, соискатель Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6; mikerulev@gmail.com)

АНАЛИЗ ПОВЕСТОК ДНЯ СМИ И МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация. В настоящее время в молодежной среде общий тон задает поколение миллениалов, которые в силу объективных условий формирования, исторических событий (повсеместное распространение Интернета, доминирование социальных сетей, социализация в новых социально-политических реалиях) отличается от предыдущих поколений, которые, в частности, еще не расстались с советским наследием. Это поколение другого образа жизни и другого мировидения и, соответственно, во многом другого видения образа будущего страны. Какое будущее выберет молодое поколение? Каковы его ценностные ориентации? Как выглядит повестка дня молодежи? Каковы ее устремления? Эти вопросы раскрываются при анализе активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток, транслируемых РИА «Новости» и молодежными организациями основных политических партий. Ключевые слова: молодежь, повестка дня, СМИ, образ будущего России

Общепризнанно, что современная молодежь позже, чем предыдущие поколения, вступает в активную самостоятельную жизнь (вступает в брак, заводит детей, начинает жить отдельно от родителей и т.д.). Как показали наши исследования 2019 г. [Образ будущего... 2021], молодое поколение лишь в общих чертах представляет свое будущее. И это при том, что одновременно современная молодежь чрезвычайно амбициозна, часто ориентирована на нереальные, недостижимые стандарты, желает получить все сразу, здесь и сейчас (специалисты называют это социальным перфекционизмом).

Поколение Интернета гораздо в большей мере, чем старшие возрастные категории, смотрит на мир как на единое целое, а не разделенное границами и пространством. Отсюда в значительной мере одинаковый подход к событиям, имеющим место как в собственной стране, так и в мире в целом [Ильичева, Комаровский 2021: 88]. Это так или иначе проявляется в жизненных устремлениях, видении желаемого будущего для себя и страны. Какое будущее выберет молодое поколение? Каковы его ценностные ориентации? Как выглядит

повестка дня молодежи? Каковы ее устремления? Этими вопросами мы задались, приступая к исследованию содержания повестки дня молодежи в социальных сетях.

Основной сегмент аудитории сети ВКонтакте занимает молодежь до 35 лет (более 60% всей аудитории), поэтому при анализе активности пользователей сети в ракурсе повесток дня, транслируемых РИА «Новости», было принято допущение, что анализируемая активность более чем на 2/3 принадлежит молодежной аудитории (с учетом того, что взрослая аудитория, как правило, более пассивна в части отклика на те или иные события).

Второе допущение состояло в том, что исследование активности пользователей сети ВКонтакте производилось не по каждому месяцу отдельно, а за весь период исследования - с июня по сентябрь 2021 г. - с целью выявления ключевых системных закономерностей.

Третье допущение состояло в том, что проявленный интерес пользователей к той или иной повестке был оценен исследователями через общее число просмотров этими пользователями новостей по данной повестке. Так как число просмотров по той или иной повестке прямо пропорционально числу новостей, на которые реагируют пользователи сети, то при анализе активности пользователей сети ВКонтакте сортировка исходных данных осуществлялась по первичному критерию удельного числа просмотров пользователем одной новости по той или иной повестке (число просмотров, приходящихся на 1 новость). Это объясняется тем, что удельное число просмотров является более объективным показателем, чем просто число просмотров по повестке вне учета числа новостей по данной повестке. Расчет удельного числа просмотров сопровождался присвоением каждой повестке соответствующего рейтинга от 1 (наибольшее число удельных просмотров) до 59 (наименьшее число удельных просмотров).

Сводная таблица удельных исходных данных для анализа активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток, транслируемых РИА «Новости», приведенных к критерию удельного числа просмотров, приведена в табл. 1.

Так, например, по повестке 55 «Преступность, ДТП, происшествия» общее число просмотров пользователями сети ВКонтакте за период с июня по сентябрь 2021 г. составило 64 347 150 просмотров; за этот же период общее число новостей по данной повестке составило 1 201 новость, следовательно, удельное число просмотров по данной повестке составило 64 347 150 : 1 201 = 53 578 просмотров на одну новость, что соответствует позиции 10 в рейтинге удельных просмотров по всем повесткам. Таким образом, при сортировке повесток из общего перечня повесток по выбранному критерию удельных просмотров повестки будут выстроены в порядке убывания активности пользователей.

Этот же сортировочный подход был применен для расчета удельного числа других откликов пользователей сети (лайков, комментариев, репостов, приходящихся на одну новость по той или иной повестке). При этом каждой повестке будет назначаться рейтинг, но уже в системе комментариев, лайков, репостов (1-е место - наибольшее число лайков, комментариев или репостов, приходящихся на одну новость; 59-е - наименьшее число лайков, комментариев или репостов, которое затем будет сопоставляться с рейтингом по числу просмотров пользователями.

Сводная таблица удельных исходных данных для анализа активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток, транслируемых РИА «Новости», приведенных к критерию удельного числа просмотров

(июнь — сентябрь 2021 г.)

Тематика повестки Число новостей по повестке Число положительных оценок повестки Число нейтральных оценок повестки Число отрицательных оценок повестки

Всего Рейтинг по положительным оценкам Всего Рейтинг по нейтральным оценкам Всего Рейтинг по отрицательным оценкам Всего просмотров

18. Улучшение технического оснащения школ и поощрение учителей, достижения в системе образования 13 8 34 2 41 3 40 773 150

33. Создание условий для социальных лифтов и карьерного роста молодежи, создание равных возможностей для молодежи 24 14 28 5 30 5 35 1 383 250

37. Снижение уровня социального неравенства и распределения доходов 26 19 21 1 51 6 32 1 472 600

53. Другое 667 179 2 408 1 80 8 37 021 800

12. Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи 6 5 39 0 56 1 48 329 600

21. Увеличение числабюджетных мест и материальная поддержка исследовательской работы в вузах 3 2 49 1 49 0 52 162 150

57. Национальный вопрос 10 3 47 1 52 6 33 536 600

53 660 54 050 54 933 55 505 56 638 57 635 59 473 Число просмотров на 1 новость Удельное число просмотров

сл и) (О - Рейтинг по просмотрам

2 554 ю ю ю 70 809 6 921 5 751 2 132 Всего комментариев Удельное число комментариев к постам

ю оо оо ОС о сл ю ю о ■ь. Число комментариев на 1 новость

из чо ОС и} чо ю 90 Рейтинг по комментариям

2 803 ОС 4 593 204 487 6 970 7 291 3 962 Всего лайков Удельное число лайков к постам

ю ОС о ю и} о ю ОС о ш о •л Число лайков на 1 новость

оо о - чо 0\ Рейтинг по лайкам

чо оо о чо 79 434 4 009 2 688 1 583 Всего репостов Удельное число репостов к постам

ОС ю о чо ю ю ю Число репостов на 1 новость

ю ОС - чо оо ю - Рейтинг по репостам

Тематика повестки Число новостей по повестке Число положительных оценок повестки Число нейтральных оценок повестки Число отрицательных оценок повестки

Всего Рейтинг по положительным оценкам Всего Рейтинг по нейтральным оценкам Всего Рейтинг по отрицательным оценкам Всего просмотров

40. Укрепление ценностей традиционной семьи, воспитания детей 14 4 43 3 39 7 30 751 200

23. Решение проблем экологии и охрана окружающей среды, природные катаклизмы 313 44 10 80 8 189 4 16 771 450

55. Преступность, ДТП, происшествия 1 201 104 4 315 2 782 1 64 347 150

56. Памятные даты 132 77 5 47 11 8 27 6956 110

52. Олимпиада, спорт 357 206 1 85 7 66 9 18 738 206

14. Повышение качества и доступности медицинского обслуживания 30 14 27 1 48 15 19 1 566 700

17. Регулирование роста цен и повышение доходов граждан 106 29 17 22 17 55 10 5431000

51. Упоминание результатов работы партии/кандидата 15 10 31 5 35 0 58 767 400

29. Укрепление вооруженных сил России 60 46 9 10 22 4 37 2 993 100

11. Преодоление вызовов и последствий пандемии СО^-19, общая ситуация с пандемией в целом 703 141 3 260 3 302 2 34 386 240

48 914 49 885 51 160 51236 52 223 52 488 52 698 53 578 53 583 53 657 Число просмотров на 1 новость Удельное число просмотров

сл 4^ и) (О - о чо оо Рейтинг по просмотрам

126 337 8611 2 874 21273 4 621 39 097 14 745 138 882 24 048 и) и) сл Всего комментариев Удельное число комментариев к постам

оо о чо ю ю о о ю м Число комментариев на 1 новость

ю ю ю чо ю о оо 4^ 4^ Рейтинг по комментариям

80 766 11 524 3 374 13 600 7 343 165 068 54 829 235 184 67 810 2 695 Всего лайков Удельное число лайков к постам

чо ю ю ю ю оо ю 4^ ю 4^ чо ю чо Число лайков на 1 новость

4^ ю 4^ - 4^ оо ю О Рейтинг по лайкам

65 511 2 161 1 315 10 349 1 683 14 307 11 847 101 162 43 484 1 839 Всего репостов Удельное число репостов к постам

чо оо оо чо оо 4^ О ЧО О оо и> чо Число репостов на 1 новость

4^ чо ю чо оо ю и> 4^ Рейтинг по репостам

Тематика повестки Число новостей по повестке Число положительных оценок повестки Число нейтральных оценок повестки Число отрицательных оценок повестки

Всего Рейтинг по положительным оценкам Всего Рейтинг по нейтральным оценкам Всего Рейтинг по отрицательным оценкам Всего просмотров

39. Воспитание у молодежи патриотических чувств и любви к Родине 13 9 32 2 44 2 45 629 210

35. Утверждение принципов справедливости и равенства всех перед законом 16 5 41 5 32 6 31 773 400

15. Поддержка неполных, многодетных семей и малоимущих 50 32 14 8 26 10 26 2 416 609

7. Импортозамещение 5 3 44 2 40 0 50 239 450

34. Борьба с коррупцией 30 11 30 5 31 14 20 1 436 200

16. Совершенствование системы предоставления государственных услуг гражданам 31 22 20 7 27 2 44 1 474 600

42. Реализация пенсионной реформы 13 5 42 5 33 3 41 616 400

26. Строительство: обеспечение граждан жильем, ЖКХ 30 18 23 5 28 7 28 1 419 450

32. Обновление политической системы России, назначение на должности 11 6 37 5 29 0 55 518 700

28. Обеспечение мира и укрепление национальной безопасности России 115 47 8 48 10 20 17 5 407 971

47 026 47 155 47 315 47 415 47 568 4^ оо и) 47 890 48 332 48 338 48 401 Число просмотров на 1 новость Удельное число просмотров

(О (О сл (О м (О и) (о (о м м о чо оо Рейтинг по просмотрам

14 486 1 805 5 454 2 585 2 542 3 928 оо 9 054 2 854 1 785 Всего комментариев Удельное число комментариев к постам

ю оо ю чо чо оо ю оо оо Число комментариев на 1 новость

о оо о и> О - 4^ ю 4^ Рейтинг по комментариям

19 804 1 505 3 905 2 545 3 518 7 014 1 007 7 591 3 787 6 682 Всего лайков Удельное число лайков к постам

ю О чо К) и> ю о ю ю Число лайков на 1 новость

ю 4^ и} 4^ чо ю и> ю ю ю Рейтинг по лайкам

4 394 ю ю 2 362 1 167 3 773 2 702 5 686 оо ОС оо ОС Всего репостов Удельное число репостов к постам

ОС ю чо чо о ю ю чо о чо 4^ ОС Число репостов на 1 новость

и} 4^ ю О о ю Рейтинг по репостам

Тематика повестки Число новостей по повестке Число положительных оценок повестки Число нейтральных оценок повестки Число отрицательных оценок повестки

Всего Рейтинг по положительным оценкам Всего Рейтинг по нейтральным оценкам Всего Рейтинг по отрицательным оценкам Всего просмотров

9. Нарушения в ходе выборов 125 0 54 0 54 2 42 5 756 600

38. Налаживание отношений с Евросоюзом 2 3 45 4 36 4 38 92 000

47. Позиция по Украине, в т.ч. по конфликту на востоке страны 11 26 19 86 6 175 5 502 300

13. Справедливое распределение налогового бремени 287 7 35 1 47 2 43 13 013 000

49. Внешняя политика, международные отношения, события в зарубежных странах: другие страны (помимо 43—48) 10 32 15 165 4 241 3 452 750

59. Сельское хозяйство 438 3 48 1 53 0 59 19 798 000

30. Решение проблем «демографической ямы» 4 0 57 2 43 0 54 180 100

22. Развитие новых направлений научных исследований 2 33 13 9 24 13 23 90 000

24.Создание условий для экономического развития, экономика в целом 55 43 11 23 16 29 14 2 473 450

31.Обеспечение честных, открытых и конкурентных выборов 95 17 25 13 20 7 29 4 183 300

44 035 44 972 45 ООО 45 025 45 201 45 275 45 341 45 664 46 000 46 053 Число просмотров на 1 новость Удельное число просмотров

и) сл и) и) 4^ и) и) и) (о и) и) о (о чо (о оо 4^ Рейтинг по просмотрам

6 323 13 017 5 472 4^ оо 42 392 1 793 41 786 1 461 м оо (о Всего комментариев Удельное число комментариев к постам

и) чо чо ю чо чо 4^ Число комментариев на 1 новость

ю ю ю ю Рейтинг по комментариям

3 679 10 734 7 033 ю ю оо о 48 452 оо оо 31 703 1 533 ю оо Всего лайков Удельное число лайков к постам

чо чо ю оо о ю о - оо о чо 4^ Число лайков на 1 новость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о 4^ оо о ю чо Рейтинг по лайкам

оо 3 953 2 018 ю 13 405 1 071 7 539 ю чо чо чо Всего репостов Удельное число репостов к постам

ю 4^ ю и> ю оо о ю ю о о Число репостов на 1 новость

ю и> ю ю ю 4^ Рейтинг по репостам

Тематика повестки Число новостей по повестке Число положительных оценок повестки Число нейтральных оценок повестки Число отрицательных оценок повестки

Всего Рейтинг по положительным оценкам Всего Рейтинг по нейтральным оценкам Всего Рейтинг по отрицательным оценкам Всего просмотров

4. Достижения России в настоящем (можно потом сопоставить тематику «прошлого» и «настоящего») 37 36 12 8 25 5 34 1 621 300

25. Совершенствовать системы бюджетных взаимоотношений «центр—регионы» 49 0 56 1 50 0 53 2 131 250

43. Позиция США, события, связанные с США 1 28 18 106 5 169 6 43 200

3. Достижения России в прошлом 303 15 26 9 23 13 22 12 955 600

27. Развитие инфраструктуры и промышленности 37 47 7 10 21 17 18 1 580 700

6. Развитие туризма и индустрии отдыха (актуально в условиях закрытости границ), вопросы туризма в целом 74 31 16 29 14 37 12 3 114 800

54. Ошибки чиновников 97 0 59 4 37 12 24 4 045 750

45. Бывшие страны СССР (помимо Украины и Беларуси) 16 6 38 15 19 39 11 666 500

48. Позиция Беларуси 60 14 29 38 12 32 13 2 497 200

50. Общее информирование о выборах, процедуре, кандидатах 84 63 6 49 13 13 25 3 485 450

2. Влияние на страну извне и необходимость противостояния этому 51 6 36 21 18 24 16 2 040 650

40 013 41493 41 620 41 656 41 709 42 092 42 722 42 758 43 200 43 495 43 819 Число просмотров на 1 новость Удельное число просмотров

оо сл и) м о и) чо и) оо и) Рейтинг по просмотрам

6 749 22 238 11478 6 645 1 581 7 691 9 076 4 899 31018 ю 4 968 Всего комментариев Удельное число комментариев к постам

и) (О оо - чо чо чо ю и> ьо о (О ю о Число комментариев на 1 новость

ю чо чо ю ю ю оо ю Рейтинг по комментариям

6 219 16 095 11 363 5 710 2 131 9 697 9 133 6 862 28 472 о 7 383 Всего лайков Удельное число лайков к постам

ю ю ю чо чо и> и> о о ю оо чо о Число лайков на 1 новость

чо ю ю и> и> чо оо ю ю ю оо Рейтинг по лайкам

чо 4 914 2 369 1 409 ото т 8 379 2 588 1 197 7 144 ю 1 550 Всего репостов Удельное число репостов к постам

оо чо ю оо ю оо и> ю ю ю ю Число репостов на 1 новость

чо ю ю о и> оо о оо о Рейтинг по репостам

Тематика повестки Число новостей по повестке Число положительных оценок повестки Число нейтральных оценок повестки Число отрицательных оценок повестки

Всего Рейтинг по положительным оценкам Всего Рейтинг по нейтральным оценкам Всего Рейтинг по отрицательным оценкам Всего просмотров

46. Позиция по Китаю 13 3 46 5 34 5 36 507 100

36. Создание условий для развития демократических инициатив и институтов 1 1 52 0 58 0 56 39 000

1. Цифровизация экономики и общества в целом, ее последствия (в т.ч. формирование и реализация концепции «государство-платформа») 53 17 24 23 15 13 21 2 059 850

44. Позиция Евросоюза, события, связанные с ним 189 19 22 80 9 90 7 7 226 250

58. «Северный поток» 17 9 33 4 38 4 39 601 850

20. Повышение уровня материального состояния объектов культуры в сельской местности и малых городах 2 1 51 0 57 1 49 65 450

10. Действия граждан в поддержку политического режима и властей 1 0 55 0 55 1 47 29 050

19. Сохранение преемственности поколений 7 5 40 2 42 0 51 183 010

8. Протесты 27 0 53 1 46 26 15 676 850

25 069 26 144 29 050 32 725 35 403 38 234 38 865 39 000 39 008 Число просмотров на 1 новость Удельное число просмотров

сл и) м о чо Рейтинг по просмотрам

2 452 м чо чо оо 1 973 17019 5 493 ю ОС о\ 1 024 Всего комментариев Удельное число комментариев к постам

чо м чо чо о о ю ОС о\ чо Число комментариев на 1 новость

ос ю о - Рейтинг по комментариям

1 892 1 282 ю ю 2211 16619 5 047 1 513 Всего лайков Удельное число лайков к постам

о оо ю о о оо ОС чо Число лайков на 1 новость

ю ю ю о Рейтинг по лайкам

ю ОС оо ю ОС 3 955 3 866 Всего репостов Удельное число репостов к постам

ю оо ю чо ю ю Число репостов на 1 новость

ю ю ю ю чо Рейтинг по репостам

Тематика повестки Число новостей по повестке Число положительных оценок повестки Число нейтральных оценок повестки Число отрицательных оценок повестки

Всего Рейтинг по положительным оценкам Всего Рейтинг по нейтральным оценкам Всего Рейтинг по отрицательным оценкам Всего просмотров

5. Социальное равенство и пополнение бюджета 3 1 50 1 45 1 46 70 600

41. Реализация поправок к Конституции России 0 0 58 0 59 0 57 0

Например, по повестке 39 «Воспитание у молодежи патриотических чувств и любви к Родине» общее число новостей составило 13, из которых 9 оценены исследователями положительно (32-я позиция рейтинга по положительным новостям), 2 новости - нейтрально (44-я позиция рейтинга по нейтральным новостям), 2 новости - отрицательно (45-я позиция рейтинга по отрицательным новостям); удельное число просмотров, приходящихся на одну новость, составляет 48 401 просмотр (18-я позиция рейтинга); удельное число комментариев, приходящихся на одну новость, составляет 137 комментариев (24-я позиция рейтинга комментариев); удельное число лайков, приходящихся на одну новость, составляет 514 лайка (2-я позиция рейтинга лайков); удельное число репостов, приходящихся на одну новость, составляет 68 репостов (25-я позиция рейтинга репостов).

Исходя из приведенных позиций рейтингов по данной повестке, можно интерпретировать, что активность пользователей по теме «Воспитание у молодежи патриотических чувств и любви к Родине» находится на среднем уровне, хотя и вызывает некоторый интерес, проявляемый в формате лайков (2-е место в рейтинге лайков), но не задевающий за живое, что подтверждается низким уровнем отклика в виде комментариев и репостов.

Всего при анализе активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток дня, транслируемых РИА «Новости», был исследован отклик пользователей по 59 повесткам, в рамках которых РИА «Новости» опубликовало 6 145 новостей, из которых 24,88% имели положительный характер, 33,33% - нейтральный, 41,79% - отрицательный.

Наибольшее число новостей РИА «Новости» транслировало по повестке 55 «Преступность, ДТП, происшествия» - 1 201 новость, из которых 104 новости имели положительный характер (4-е место рейтинга положительных новостей), 315 - нейтральный (2-я позиция рейтинга нейтральных новостей), 782 - отрицательный (1-я позиция в рейтинге отрицательных новостей). При этом удельное число просмотров составляло 53 578 на 1 новость (10-е место

Удельное число просмотров Удельное число комментариев к постам Удельное число лайков к постам Удельное число репостов к постам

Число просмотров на 1 новость Рейтинг по просмотрам Всего комментариев Число комментариев на 1 новость Рейтинг по комментариям Всего лайков Число лайков на 1 новость Рейтинг по лайкам Всего репостов Число репостов на 1 новость Рейтинг по репостам

23 533 58 167 56 56 199 66 58 43 14 58

0 59 0 0 59 0 0 59 0 0 59

рейтинга удельных просмотров); было сделано 116 комментариев, приходящихся на одну новость (35-я позиция рейтинга удельных комментариев); было поставлено 196 лайков на 1 новость (18-я позиция рейтинга лайков) и сделано 84 репоста (21-я позиция рейтинга репостов).

На 2-м месте по числу новостей находится повестка 11 «Преодоление вызовов и последствий пандемии COVID-19, общая ситуация с пандемией в целом», что, в общем-то, вполне закономерно в период пандемии. Однако не совсем закономерно то, что эта повестка по удельным просмотрам занимает 17-ю, по комментариям - 12-ю, по лайкам - 41-ю, а по репостам - 14-ю позицию соответствующих рейтингов.

Третью строчку по числу новостей занимает повестка 53 «Другое», в которую вошли новости, которые сложно отнести к той или иной важной группе повесток из числа оставшихся 58, обозначенных в общем перечне повесток, но представляющие значительный интерес для пользователей (4-я позиция по просмотрам, 5-я - по лайкам, 8-я - по репостам), но не мотивирующие пользователей на написание комментария (39-я позиция в рейтинге удельных комментариев). Скорее всего, эти новости можно отнести к информационному контенту, который удовлетворяет интерес пользователей в части развлекательного содержания, но не мотивирует пользователей на субстантивный отклик.

Следующие строчки по числу новостей занимают повестки, касающиеся сельского хозяйства, спорта, решения проблем экологии, достижений России в прошлом и т.д., которые имеют средние рейтинги удельных просмотров, лай-ков и репостов, а также низкие рейтинги удельных комментариев.

И наконец, вообще отсутствует трансляция РИА «Новости» в сети ВКонтакте новостей по такой важной теме, как повестка 41 «Реализация поправок к Конституции России», что не позволяет сформировать представление молодежной аудитории по этой повестке.

К сожалению, приходится констатировать, что тематика новостей, транс-

лируемых РИА «Новости» в сети ВКонтакте, значительно отличается от повесток, востребованных пользователями сети: наибольшее число новостного контента приходится на общедоступные темы, информацию о которых можно получить из общефедеральных СМИ. А вот новостей по повесткам, наиболее интересующим пользователей сети ВКонтакте, в первую очередь ее молодежную аудиторию, РИА «Новости» транслирует недостаточно.

Этот вывод можно подтвердить следующими примерами.

1. Согласно сводной таблице удельных исходных данных (табл. 1), например, за период с июня по сентябрь 2021 г. наибольшее число просмотров пользователями, приходящихся на одну новость, имела повестка 18 «Улучшение технического оснащения школ и поощрение учителей, достижения в системе образования» - 59 473 просмотра (1-я позиция в рейтинге удельных просмотров). Всего за этот период по этой повестке было 13 новостей, из них позитивный характер имели 8 новостей (34-я позиция в рейтинге положительных новостей), 2 - нейтральный (41-я позиция в рейтинге нейтральных повесток), 3 - отрицательный (40-я позиция в рейтинге отрицательных повесток). Также по этой повестке было написано 164 комментария к каждой новости по данной повестке (18-я позиция при сортировке по признаку комментариев к постам), поставлено 305 лайков на каждую новость (6-я позиция в рейтинге лайков) и сделано 122 репоста (6-я позиция в рейтинге репостов).

Высшая позиция данной повестки по критерию числа просмотров, приходящихся на одну новость, показывает значительный интерес к теме улучшения технического оснащения школ и поощрения учителей, достижений в системе образования с точки зрения записи в поисковую строку сети ВКонтакте, однако содержание новостей, по-видимому, не соответствует ожиданиям пользователей, отсюда средний уровень комментариев, но при этом сравнительно высокий уровень лайков и репостов, свидетельствующих о том, что тема достижений в системе образования востребована пользователями.

На 2-й строчке рейтинга удельных просмотров находится повестка 33 «Создание условий для социальных лифтов и карьерного роста молодежи, создание равных возможностей для молодежи», на которую приходится всего 24 новости, но эти новости получили 240 комментариев (5-я позиция рейтинга удельных комментариев), 304 лайка (7-я позиция рейтинга удельных лайков) и 112 репостов (11-я позиция рейтинга удельных репостов), приходящихся на одну новость.

Далее в списке наиболее просматриваемых пользователями сети ВКонтакте повесток присутствует тематика снижения уровня социального неравенства и распределения доходов, создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи, увеличение числа бюджетных мест и материальной поддержки исследовательской работы в вузах и т.д., по которым новостная лента РИА «Новости» в сети ВКонтакте выглядит слабо.

2. Если изменить критерий сортировки по удельному числу комментариев к постам, приходящихся на одну новость, то на пьедестале окажется повестка 36 «Создание условий для развития демократических инициатив и институтов», в рамках которой прошла всего 1 новость (новость имеет только положительный характер), но которая получила наибольшее число комментариев - 286, при этом эта новость имеет всего 39 000 просмотров (50-я позиция рейтинга удельных просмотров); 157 лайков (26-я позиция рейтинга лайков); 34 репоста (39-я позиция рейтинга репостов).

На 2-й строке рейтинга по комментариям к постам, приходящимся на одну новость, находится повестка 37 «Снижение уровня социального неравенства и распределения доходов», по которой прошло всего 26 новостей, однако по

просмотрам эти новости занимают 3-ю, по комментариям - 2-ю, по лайкам -9-ю и по репостам - 2-ю позицию соответствующих рейтингов.

Также востребована повестка 57 «Национальный вопрос»: всего 10 новостей, но 7-я позиция рейтинга просмотров, 3-я позиция по комментариям, 8-я - по лайкам, но 28-я - по репостам.

Далее в числе востребованных пользователями сети ВКонтакте повесток следует упомянуть тематики укрепления ценностей традиционной семьи, создания условий для социальных лифтов и карьерного роста молодежи, совершенствования системы бюджетных отношений «центр-регионы», регулирования цен и повышения доходов граждан и т.д., новостная лента по которым весьма скромная.

3. Если задать критерий сортировки по удельному числу лайков, приходящихся на одну новость, то на 1-м месте окажется повестка 12 «Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи», которая в своем составе имеет всего 6 новостей, но которым соответствуют 54 933 просмотра, приходящихся на одну новость (5-я позиция рейтинга удельных просмотров), 116 репостов (9-я позиция рейтинга удельных репостов), но всего 88 комментариев (48-я позиция рейтинга удельных комментариев). Судя по приведенным цифрам, содержание данных новостей не сильно мотивирует пользователей на то, чтобы влиться в ряды волонтеров и творческой молодежи.

На 2-м месте рейтинга удельных лайков находится повестка 39 «Воспитание у молодежи патриотических чувств и любви к Родине», которая, несмотря на то что по числу представлена всего лишь 13 новостями, нравится молодежи (514 лайков на 1 новость), но находится в средней части рейтингов по просмотрам (18-я позиция), по комментариям (24-я позиция), по репостам (25-я позиция). Как говорится, «за живое не задевает», что можно опять же отнести к качеству контента РИА «Новости», транслируемого в сеть ВКонтакте.

Далее в рейтинге следуют повестки, связанные со спортом, памятными датами, улучшением технического оснащения школ, созданием условий для социальных лифтов и карьерного роста молодежи и другие темы, которые также недостаточно широко представлены в новостной ленте РИА «Новости».

4. Если привести исходные данные по удельному числу репостов, то на 1-м месте будет повестка 21 «Увеличение числа бюджетных мест и материальная поддержка исследовательской работы в вузах», которая представлена всего лишь 3 новостями, имеет 270 репостов, приходящихся на одну новость, по числу просмотров занимает 6-ю позицию рейтинга (54 050 просмотров, приходящихся на 1 одну новость), 10-ю позицию рейтинга по удельным лайкам (246 лайков, приходящихся на одну новость), однако на эту повестку было дано всего 84 комментария, приходящихся на одну новость (49-я позиция рейтинга удельных комментариев). Это опять же свидетельствует о том, что в целом эти новости интересны в первую очередь для молодежи, но не берут за душу, не вызывают желания пойти и что-то сделать для страны.

На 2-м месте в рейтинге репостов находится повестка 37 «Снижение уровня социального неравенства и распределения доходов», которая сформирована на 26 новостях, при этом в рейтингах по удельным просмотрам находится на 3-й позиции (56 638 просмотров, приходящихся на одну новость), по удельным комментариям - на 2-й позиции (266 комментариев, приходящихся на одну новость), по удельным лайкам - на 9-й позиции (268 лайков, приходящихся на одну новость), по удельным репостам - 154 репоста, приходящихся на одну новость.

Далее по удельному числу репостов следуют повестки, касающиеся решения проблем экологии и охраны окружающей среды, укрепления ценностей тра-

диционной семьи, сельского хозяйства, улучшения технического состояния школ и т.д.

Кроме повесток, которые были отмечены как лидеры рейтингов по наиболее востребованным темам, также можно упомянуть те, которые, казалось бы, должны быть в числе волнующих умы молодежи, но на самом деле оказались в списке «неудачников».

Так, например, повестка 8 «Протесты» по рейтингу удельных просмотров занимает лишь 57-ю позицию при числе новостей 27, число комментариев, приходящихся на одну новость, составляет всего 91 (46-я позиция в рейтинге удельных комментариев), число лайков на одну новость - всего 70 (56-я позиция рейтинга удельных лайков), число репостов - всего 16 (57-я позиция рейтинга удельных репостов). Таким образом, протестное движение оказалось практически неинтересным пользователям сети ВКонтакте, что в значительной мере разрушает мифы о высоком протестном потенциале нашей молодежи.

Неожиданно мало интересуют пользователей сети ВКонтакте повестки 5 «Социальное равенство и пополнение бюджета», 19 «Сохранение преемственности поколений», 44 «Позиция Евросоюза, события, связанные с ним», 1 «Цифровизация экономики и общества в целом, ее последствия (в т.ч. формирование и реализация концепции «государство-платформа»), 31 «Обеспечение честных, открытых и конкурентных выборов» и некоторые другие.

Таким образом, сравнивая повестки, отсортированные по разным рейтингам (по просмотрам, комментариям, лайкам, репостам), можно выделить топ-15 наиболее востребованных пользователями сети ВКонтакте тематик, присутствующих в верхней части всех этих рейтингов, но с приоритетом рейтингов по удельным просмотрам и удельным комментариям (расположены в порядке возрастания номера повестки):

1) 12 «Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи»;

2) 15 «Поддержка неполных, многодетных семей и малоимущих»;

3) 17 «Регулирование роста цен и повышение доходов граждан»;

4) 18 «Улучшение технического оснащения школ и поощрение учителей, достижения в системе образования»;

5) 21 «Увеличение числа бюджетных мест и материальная поддержка исследовательской работы в вузах»;

6) 23 «Решение проблем экологии и охрана окружающей среды, природные катаклизмы»;

7) 26 «Строительство: обеспечение граждан жильем, ЖКХ»;

8) 33 «Создание условий для социальных лифтов и карьерного роста молодежи, создание равных возможностей для молодежи;

9) 35 «Утверждение принципов справедливости и равенства всех перед законом»;

10) 36 «Создание условий для развития демократических инициатив и институтов»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) 37 «Снижение уровня социального неравенства и распределения доходов;

12) 39 «Воспитание у молодежи патриотических чувств и любви к Родине»;

13) 40 «Укрепление ценностей традиционной семьи, воспитание детей»;

14) 42 «Реализация пенсионной реформы»;

15) 57 «Национальный вопрос».

Отсюда главный вывод из исследования повесток, транслируемых РИА «Новости» в сети ВКонтакте: хотя активность пользователей сети достаточно высока, среднее число просмотров одной новости составляет около 45 тыс. просмотров; существенная часть информационного потока не находит в умах пользователей ожидаемого социально-нравственного отклика вслед-

ствие отсутствия в транслируемых РИА «Новости» повестках востребованного обществом целевого воспитательного акцента, направленного на повышение духовно-нравственного уровня молодежной аудитории.

Анализ повесток, транслируемых молодежными организациями основных политических партий в соответствующих группах в сети ВКонтакте, осуществлялся по следующим молодежным организациям парламентских политических партий в соответствующих группах в сети ВКонтакте:

- Молодая Гвардия «Единой России»;

- Ленинский комсомол (ЛКСМ РФ);

- Молодежная организация ЛДПР;

- Молодежь «Справедливой России».

Концепция оценки активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе партийных повесток несколько отличалась от концепции оценки активности этих же пользователей, но в части повесток, транслируемых РИА «Новости», т.к. акцент необходимо было сделать на партийной принадлежности источника информации. В этой связи исходные данные группировались по общему перечню повесток, транслируемых РИА «Новости» в сети ВКонтакте, но адаптированному к партийным программам.

Вследствие такого подхода концепция анализа повесток, транслируемых молодежными организациями основных политических партий в группах в сети ВКонтакте, базировалась на анализе активности пользователей, но только по числу и содержанию комментариев к постам. Чем больше откликов пользователей в форме комментариев, и чем в большей мере эти комментарии отражают интерес пользователей сети к содержанию партийных постов, тем значимее данная повестка для пользователей и, следовательно, более востребована у молодежной аудитории.

Другой особенностью анализа повесток, транслируемых молодежными отделениями основных политических партий, являлось то, что реакция пользователей сети ВКонтакте на партийные посты (новости) регистрировалась не в формате учета числа просмотров, лайков и репостов, а по числу и содержанию их комментариев к этим постам по следующим аспектам:

- является ли пост формой жалобы на те или иные проблемы;

- предлагает ли пользователь новые пути решения проблемы, поднятой в партийной повестке;

- связан ли комментарий к посту с избирательным процессом в преддверии выборов в Государственную думу;

- на какие альтернативные повестки из перечня повесток молодежных организаций обращали внимание пользователи сети в своих комментариях;

- каково общее число комментариев к постам, транслируемым молодежными организациями партий, и каково в общем число комментариев, содержащих отрицательный контекст;

- носит ли пост отчетный характер, т.е. является ли он выражением инициативного действия молодежной организации или носит характер демонстрации «обязательной» деятельности, регламентированной партийными документами.

Таким образом, измеряя реакцию пользователей сети и сопоставляя ее с содержанием комментариев, можно было уточнить не только номенклатуру наиболее волнующих пользователей сети ВКонтакте повесток, но и выяснить отношение пользователей к партийной повестке и, как следствие, с большой долей вероятности оценить состояние общественного мнения пользователей по текущим партийным повесткам дня в стране.

Всего при анализе активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток, транслируемых молодежными организациями основных политических

партий, был исследован отклик пользователей по 58 повесткам, в рамках которых было опубликовано 526 постов (новостей), из которых только 8 имели отрицательный характер, 1 пост был изложен в форме жалобы, всего в 6 постах предлагались пути решения проблем, с выборами были связаны 42 новости, ко всем постам было дано 2 786 комментариев, из которых 246 носили отрицательный характер, всего во всех комментариях были затронуты 8 альтернативных повесток, а из всех постов 320 имели отчетный характер.

Можно отметить также различный уровень активности молодежной аудитории по отношению к постам молодежных организаций основных политических партий. Так, активность пользователей сети ВКонтакте по критерию «комментарии на посты» у Молодежи «Справедливой России» в 20 раз выше, чем у Молодой Гвардии «Единой России», в 4,3 раза выше, чем у Молодежной организации ЛДПР и в 1,8 раза выше, чем у Ленинского комсомола (ЛКСМ РФ) (см. табл. 2).

Как можно видеть из табл. 2, тема выборов в период от объявления о начале избирательной кампании до самих выборов в сентябре 2021 г. практически отсутствовала в повестках молодежных организаций, транслируемых в сети ВКонтакте, за исключением Ленинского комсомола (ЛКСМ РФ), у которой тема выборов занимала около 25% всей новостной ленты.

Также ничтожно было и число предложений молодежных организаций о путях решения тех или иных проблем, что свидетельствует о том, что в молодежных организациях основных политических партий полностью отсутствует установка на проявление творчества и креатива, направленного на разработку проектов, связанных с продвижением новых подходов при реализации партийной политической повестки.

Можно отметить и то, что в общем числе постов всех молодежных организаций в сети ВКонтакте преобладающую долю (более 50%) имеют посты, которые носят откровенно отчетный характер, тем самым снижая уровень внимания пользователей к постам, что проявляется в их низкой активности (в среднем всего 5,5 комментариев на 1 пост).

Сравнительно невысокая доля комментариев к постам, имеющим отрицательный контекст, также свидетельствует о том, что предлагаемые молодежными организациями посты, содержащие высокий уровень «отчетности», не вызывают у пользователей интереса для соответствующей реакции, т.к. в содержании постов отсутствуют острые темы, которые могли бы спровоцировать пользователей на дискуссию или критический отклик.

Общие сведения активности пользователей сети ВКонтакте, согласно табл. 2, позволяют сделать вывод, что практически у всех молодежных организаций основных политических партий их повестки являются глубоко забюрократизированными, однообразными и, по сути, бесполезными для пользователей сети ВКонтакте. Более того, в их повестке отсутствует собственно партийная тематика, связанная с продвижением тезисов программ материнских партий, воспитанием молодежи в духе достижения партийных приоритетов. Не доносится до пользователей сети ВКонтакте и позиция партий по основным направлениям партийной деятельности.

По результатам анализа можно привести топ-10 центральных повесток молодежных организаций основных политических партий (см. табл. 3).

В табл. 3 можно наглядно увидеть тот разнобой, который присутствует в молодежных политических повестках, фактически не пересекающихся друг с другом (за исключением повестки 12 «Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи»).

Таблица 2

Общие сведения об активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток, транслируемых молодежными организациями основных политических партий

Число постов, связанных с выборами Число постов, в которых предлагались пути решения проблем Число постов, имеющих отчетный характер Общее число комментариев к постам

Организации Общее число постов Всего % от общего числа постов Всего % от общего числа постов Всего % постов, имеющих отчетный характер, в общем числе постов Всего из них в отрицательном контексте % отрицательных от общего числа Число комментариев, приходящихся на 1 пост

Молодая Гвардия «Единой России» 146 2 1,37 1 0,68 87 59,59 75 10 13,33 0,51

Ленинский комсомол (ЛКСМ РФ) 127 33 25,98 5 3,94 80 62,99 834 128 15,34 6,57

Молодежная организация ЛДПР 128 7 5,47 0 0,00 82 64,06 355 100 28,17 2,77

Молодежь «Справедливой России» 125 0 0,00 0 0,00 71 56,80 1522 8 0,52 12,18

Судя по результатам анализа активности повесток, транслируемых молодежными организациями основных политических партий в сети ВКонтакте, партийные функционеры пустили работу их молодежных подразделений в социальных сетях на самотек, по-видимому, считая, что небольшое число подписчиков, которыми располагают их молодежные сообщества в сетевом пространстве, не сделает им погоды, и, следовательно, можно не тратить время и ресурсы на поддержание имиджа партий в сетях.

Один из главных выводов, который можно сделать из анализа повесток, транслируемых РИА «Новости» и молодежными отделениями основных политических партий, заключается в том, что современная молодежная аудитория в первую очередь интересуется вопросами созидания своего будущего, причем с приложением собственных сил и способностей. В этом будущем для молодежи важны такие простые вещи, как наличие социальных лифтов, решение проблем экологии, обеспечение жильем, реализация принципов справедливости, воспитание у молодежи патриотических чувств и т.д.

Эти ожидания резко отличаются от опасений, которые регулярно публикуются в различных СМИ, относительно повышенной агрессивности молодежи, ее направленности на протесты и неповиновение, на борьбу против нарушений в ходе избирательных кампаний и т.д. На самом деле молодежная аудитория в сетевом пространстве гораздо более толерантна, спокойно реагирует на давление извне, не сильно беспокоится по поводу санкций и больше обращена на решение задач внутри страны, прежде всего на свою самореализацию, причем преимущественно собственными силами.

Исходя из изложенного выше, можно сделать важный вывод: те протесты, в которых принимала участие молодежь, являются результатом манипуляции молодежной аудиторией со стороны оппозиционных лидеров общественного мнения, а не имманентно присущи молодым людям в нашей стране. А это означает, что основные политические партии должны возглавить процесс воспитания таких лидеров, чтобы не ставить молодежь перед выбором, с кем им лучше реализовывать свои устремления.

Другой вывод можно сделать на основании сравнения активности пользователей сети ВКонтакте в ракурсе повесток, транслируемых РИА «Новости», с их активностью по повесткам, транслируемыми молодежными организациями основных политических партий. Повестки от РИА «Новости» имеют в среднем 135 комментариев на один пост, что более чем в 20 раз выше, чем по комментариям в ракурсе повесток, транслируемых молодежными организациями! Это говорит о том, что повестки от РИА «Новости» имеют большую актуальность для пользователей сети В Контакте, чем повестки молодежных организаций основных политических партий. Более того, данный вывод ставит перед основными политическими партиями и их молодежными отделениями вопрос о низком качестве их работы с молодежью в социальных сетях, которая на сегодняшний день не обладает системностью и не мотивирует молодежную аудиторию на реализацию партийных повесток.

В совокупности значимые особенности социального и политического облика современной молодежи формируют и значимые особенности ее поведения в социальной и политической сфере жизни общества. Характеризуя современную российскую молодежь с позиций субъективного фактора формирования образа будущего, следует отметить: это другой тип личности, со своими достоинствами и недостатками, люди, открытые всему новому, настроенные на перемены, имеющие самостоятельную позицию по отношению к обществу и

Таблица 3

Топ-10 центральных повесток молодежных организаций основных политических

партий

№ Молодая Гвардия «Единой России» Ленинский комсомол (ЛКСМ РФ) Молодежная организация ЛДПР Молодежь «Справедливой России»

1 12. Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи 12. Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи 12. Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи 57. Новости сообщества

2 33. Создание условий для социальных лифтов и карьерного роста молодежи 3. Достижения России в прошлом 49. Агитация 12. Создание условий для развития волонтерских и творческих инициатив молодежи

3 43. Спорт 45. Программа партии 45. Программа партии 44. Памятные события

4 31. Обеспечение честных, открытых и конкурентных выборов 49. Агитация 43. Спорт 23. Решение проблем экологии и охрана окружающей среды

5 45. Программа партии 31. Обеспечение честных, открытых и конкурентных выборов 3. Достижения России в прошлом 31. Обеспечение честных, открытых и конкурентных выборов

6 6. Развитие туризма и индустрии отдыха (актуально в условиях закрытости границ), вопросы туризма в целом 9. Нарушения в ходе выборов 11. Преодоление вызовов и последствия пандемии COVID-19 49. Агитация

7 39. Воспитание у молодежи патриотических чувств и любви к Родине 23. Решение проблем экологии и охрана окружающей среды 15. Поддержка неполных, многодетных семей и малоимущих 45. Программа партии

8 44. Памятные события 44. Памятные события 37. Снижение уровня социального неравенства и распределения доходов 48. Здоровье нации

9 14. Повышение качества и доступности медицинского обслуживания 2. Влияние на страну извне и необходимость противостояния этому 50. Поддержка сельского хозяйства 55. Особенности России

10 10. Действия граждан в поддержку политического режима и властей 14. Повышение качества и доступности медицинского обслуживания 24. Создание условий для экономического развития 3. Достижения России в прошлом

государству, со своей системой базовых культурных ценностей и одновременно ориентированные на индивидуальные жизненные стратегии.

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта №21-01131366 «Образ будущего России в представлениях учащейся молодежи: факторы формирования и трансформации в условиях перемен и кризисов».

Список литературы

Образ будущего России глазами молодежи: монография (под ред. В.С. Комаровского). 2021. М.: Аспект Пресс. 224 с.

Ильичева Л.Е., Комаровский В.С. 2021. Образ желаемого будущего России в представлениях студенческой молодежи. - Образ будущего России глазами молодежи: монография (под ред. В.С. Комаровского). М.: Аспект Пресс. С. 88-107.

ILYICHEVA Maria Valeryanovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Researcher at the Institute for Social and Political Studies — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (6 Fotievoj St, Moscow, Russia, 119333, mary9110@mail.ru)

LAPIN Andrei Viktorovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor at the Chair of Project and Program Management, Faculty of Public Administration of Economics, Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (84 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; av.lapin@igsu.ru)

RULEV Mikhail Sergeevich, Master of Political Science, external candidate student of the Institute for Social and Political Studies — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (6 Fotievoj St, Moscow, Russia, 119333; mikerulev@gmail.com)

ANALYSIS OF THE AGENDAS OF THE MEDIA AND YOUTH GROUPS OF POLITICAL PARTIES IN SOCIAL NETWORKS

Abstract. Currently, the general tone among young people is set by the generation of millennials, who, due to objective conditions of formation, historical events (the ubiquity of the Internet, the dominance of social networks, socialization in new socio-political realities) differ from previous generations, who, in particular, have not yet parted ways with the Soviet heritage. This generation has a different way of life and a different worldview and, accordingly, a much different vision of the image of the future of the country. What future will the younger generation choose? What are their value orientations? What does the youth agenda look like? What are their aspirations? These issues are revealed in the analysis of the activity of users of VKontakte network from the perspective of the agendas broadcast by the Novosti Agency and youth organizations of the main political parties.

Keywords: youth, agenda, mass media, image of future of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.