Научная статья на тему 'Особенности информатизации государственной системы управления в современной России'

Особенности информатизации государственной системы управления в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
390
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIZATION / PUBLIC ADMINISTRATION / E-GOVERNMENT / CLOUD COMPUTING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Миночкин Андрей Львович

Статья посвящена анализу внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления, выявлению причинно-следственных и структурных связей между функционированием электронного правительства и повышением качества государственного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE STATE OF INFORMATION SYSTEMS IN MODERN RUSSIA

This article analyzes the implementation of information and communication technologies in public administration, identifying cause-and-effect and structural relationships between the functioning of e-government and improving the quality of public administration.

Текст научной работы на тему «Особенности информатизации государственной системы управления в современной России»

УДК 323

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

FEATURES OF THE STATE OF INFORMATION SYSTEMS IN MODERN RUSSIA

© Миночкин Андрей Львович

Andrey L. Minochkin соискатель кафедры философии и политологии, Саратовский государственный социально-экономический университет.

postgraduate student of the Department of Philosophy and Political Science, Saratov State Socio-Economic University, Russia.

И Wolga-shield@yandex.ru

Статья посвящена анализу внедрения ин-форма ц ион но-коммуника ц ионных технологий в систему государственного управления, выявлению причинно-следственных и структурных связей между функционированием электронного правительства и повышением качества государственного управления.

Ключевые слова: информатизация, система государственного управления, электронное правительство, облачные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

И1

х Хм

"нформационным технологиям с мо. мента их активного внедрения в систему общественных отношений стала отводиться одна из ключевых ролей во взаимодействии государственной власти и населения. В настоящее время целесообразнее говорить лишь о новом уровне эффективности использования информационных технологий, а не о новых принципах их функционирования. Например, в процессе становления электронного правительства, где информационный фактор является необходимым, но не достаточным условием эффективной деятельности органов власти, важной становится опора политического управления на научное знание, научную экспертизу принимаемых управленческих решений, подготовку высококвалифицированных специалистов, способных работать в информационном пространстве, готовых к постоянному обучению и повышению уровня своей компетенции. Любой этап развития международных отношений и мировой политики также связан с кардинальными изменениями в фундаментальной науке и технике, но при этом технологии сами по себе не способны кардинально изменить мировую политику. Для этого нужны определённые целенаправленные действия со стороны акторов системы междуна-

This article analyzes the implementation of information and communication technologies in public administration, identifying cause-and-effect and structural relationships between the functioning of e-government and improving the quality of public administra tion.

Key words: informatization, public administration, e-government, cloud computing, information and communication technology.

родных отношений. В России в основе процесса информатизации политической сферы общества, к сожалению, нет единой государственной политики и регулирования в этой сфере, определяющих не столько технологические, сколько управленческие принципы, критерии эффективности и стандарты применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственном управлении. Всё это прямо или косвенно отражается на противоречивости и конфликтогенности внедрения наукоёмких технологий в систему государственного управления, актуализируя данную проблему.

Конфликтогенность современных процессов информатизации обуславливается факторами, лежащими как в самой системе информационно-коммуникационных технологий, так и в социальной (и шире - общественной) сфере. По своей сути, все эти конфликты представляют собой крайнюю форму обострения противоречий между объективной необходимостью расширения практики применения ИКТ в политике и сопротивлением социальной среды. Можно выделить отдельные зоны конфликтов: информатизация органов государственного управления; развитие законодательства; информационные отношения в управленческой

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

и правоприменительной деятельности; использование Интернета и деятельность СМИ; управленческая сфера, деятельность органов государственной, политической власти и местного самоуправления. Электронное управление государством может быть организовано в форме автономии (индивидуальной для каждого субъекта или даже целиком закрытой системы электронного управления) обособленной локальной структуры, представляющей собой либо обобщённую межведомственную базу данных, хранящихся на собственном сервере совместно с межведомственным электронным документооборотом - для подсистемы «государство-государство», либо телекоммуникационный канал «одно окно» - для подсистемы «государство-население», и иерархической многоуровневой и многофункциональной сети, занимающей отдельный сектор в Интернет-пространстве России. «Но поскольку вся практическая значимость и ценность электронного государственного управления состоит в его многофункциональности и всеобъемлемости (с правительственной интернет-страницы любого субъекта Федерации можно быстро и удобно перейти на сайт любого федерального, регионального, муниципального органа власти), варианты территориальной автономии и локальности теряют всякий политический смысл. Остаётся только третья форма организации электронного государственного управления. Здесь возможны два варианта: облачная технология (все государственные информационные ресурсы хранятся удалённо на сервере; сервер выступает в роли посредника между государством и обществом в процессе их взаимодействия) и технология использования собственного сервера. Исторически развитие электронного государственного управления пошло по первому пути» [5]. Особо ярко эта тенденция наблюдается в российской политической практике и может оцениваться как важнейшая особенность современной информатизации государственной системы управления в нашей стране. Сконцентрируем своё исследовательское внимание именно на этой стороне вопроса.

Интернет-технологии обладают огромными возможностями и потенциалом для повышения оперативности и качества принимаемых управленческих решений, что и мотивирует их активное внедрение в российскую политическую практику. Интернет как политическая технология существенно сокращает временные и материальные издержки, бюрократические процедуры при оказании государственных услуг населению, расширяет возможности избирательных кампаний. Политические интернет-технологии открывают принципиально новые возможности коммуникации и взаимодействия:

делают доступной политическую информацию, упрощают получение обратной связи, создают инновационные формы участия населения в политическом процессе, становятся источником прозрачности действий политических институтов и конкретных политиков [4, с. 4].

В общественных и гуманитарных науках Интернет обычно характеризуют как глобальную информационно-компьютерную сеть. Думается, однако, что методологически правильнее было бы рассматривать его как частный случай глобальных кибернетических систем, поскольку он не только служит пространством для разнонаправленных информационных потоков, но и создаёт возможности дистанционного управления объектами, в том числе вполне материальными, обладает определённой внутренней структурой, элементами самоорганизации, интегрирует в себя аппаратные средства, системы коммуникации, людей (пользователей, операторов) и информацию [6, с. 134-145]. Иначе говоря, потенциал Интернета как инструмента управления глобальными и локальными процессами «ойкумены» гораздо выше, чем может показаться на первый взгляд.

Благодаря использованию интернет-технологий становится возможным прямой диалог с избирателем. Для партий и политических деятелей интернет-технологии являются фактором поддержания имиджа, проведения непрерывной, долгосрочной, финансово-экономичной политической кампании, что открывает возможности участия более широкого круга лиц в управленческих процессах государства.

Нельзя отрицать тот факт, что «эффективность функционирования электронного государственного управления напрямую зависит от используемых 1Т-технологий в телекоммуникационной среде. А в настоящее время ренессанс переживают так называемые «облачные технологии» [5]. По своей сути, «облачные технологии» - это модель обеспечения повсеместно доступного, удобного, предоставляемого по требованию сетевого доступа к разделяемому пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (таких как сети, серверы, хранилища, приложения и услуги), которые могут быть предоставлены быстро, с минимальными затратами на управление и взаимодействие с сервис-провайдером» [7]. Следовательно, целый ряд проблем в функционировании электронного правительства целесообразно искать в облачных технологиях. Электронное государственное управление, в основе которого лежат облачные технологии (то есть хранение всех информационных ресурсов организовано на удалённом сервере, доступ к которому тщательно не защищён), несёт в себе угрозу прерывания интерактивного

Информационная безопасность регионов. 2013. № 2(13)

диалогового режима органов власти с населением: 1) прекращения оказания электронных услуг населению. 2) отстранения населения от участия в процессе принятий государственных решений; 3) блокировки доступа к общественно значимой информации; 4) утечки персональных данных и иной конфиденциальной информации (в частности, перехвата данных при их передаче; разглашение в системе электронного межведомственного документооборота сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного доступа, а также информации, содержащей компрометирующие материалы на государственных служащих; остановки процесса внутриведомственного и межведомственного обмена документированной и недокументированной информацией и т. п.) [5]. Поэтому внедрение систем электронного правительства на базисе облачных технологий без специальных средств минимизации обозначенных рисков может привести не к улучшению государственного управления, а как раз к обратному эффекту. Следовательно, необходимы широкие административные реформы, направленные на стимулирование функций отечественного государственного аппарата, внедрение технологий электронного правительства. В противном случае сведётся к продолжительным и безуспешным попыткам разрешения принципиально не решаемой задачи «автоматизации беспорядка».

Часто ситуация складывается так, что средства массовой информации фактически перестают отражать объективность и сами творят образы и симулякры, которые и определяют действительность, или, пользуясь терминологией Ж. Бодрийяра, «гиперреальность, которая оказывается более реальной, чем сама реальность». Даже война, в современном постмодернистском понимании, посредством масс-медиа превратилась в тотальную симуляцию. Достижение этой видимости осуществляется не с помощью военных технологий, а посредством каналов коммуникации: текстов, произносимых с экранов телевизоров, напечатанных в газетах. Войну пытаются выиграть нетипичными для этой цели средствами, теми же, что и предвыборные кампании. Другой стороной возникновения сравнительно нового процесса являются «мирные» феномены симуляции действительности, произведённые политическими структурами и масс-медиа. Классическим примером подмены реальности знаком будут служить рейтинги политических лидеров и партий различного рода, подающиеся как итог социологических опросов общественного мнения [1, с. 11]. Взаимосвязь государства и общественных структур в современной информационной среде обретает характер

новой конфигурации цифрового соприсутствия, вследствие чего происходит трансформация механизмов политической власти.

Благодаря Интернету возникло новое социальное явление, новый феномен - виртуальная политика. На наш взгляд, виртуальная политика - это механизм манипуляции общественным мнением со стороны власти при использовании средств массовой информации как инструмента манипуляции, специально созданная мифологизированная среда, в которой вращается значительная часть политической элиты. Но создатели этой виртуальной политики часто становятся её «пленниками» и постепенно теряют «пульс» реальной политики. Отсутствие координации информационных потоков приводит к тому, что рядовой потребитель такой информации либо обращается к зарубежным источникам, тем самым подпадая под влияние средств информационного воздействия других государств, либо перестаёт интересоваться политикой вообще, что также облегчает манипулирование его сознанием. Поэтому перед каждым современным государством остро стоит задача самоопределения в условиях понижения значения национальных границ и роста самоощущения индивида.

Ко всему вышесказанному добавим ещё один штрих. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в политическую сферу породило ряд новых вопросов о влиянии этих технологий на культуру, общество, личность. Потенциал ИКТ настолько велик, что позволяет контролировать как всё общество в целом, так и каждого человека в отдельности. В этой связи особое значение приобретают вопросы: в чьих руках будут сосредоточены основные информационные системы и ресурсы и кто будет нести ответственность за развитие общества. Именно с целью предотвращения негативных последствий необходима чётко выверенная государственная политика по внедрению ИКТ в общественную жизнь.

Подводя итог, отметим, что плохо функционирующее государство отнюдь не повысит результативность своей деятельности исключительно за счёт внедрения в систему государственного управления электронного правительства. Сущность данной проблемы заключается в предельной технологизации вопросов создания систем электронного правительства, которое идёт по классическому сценарию информатизации и автоматизации существующих бюрократических процедур. По словам Е. А. Кашиной, с чем нельзя не согласиться, «в условиях, когда сами бюрократические процедуры являются неэффективными, перевод их исполнения в Интернет-пространство

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

органически не способен повысить эффективность системы государственного управления» [3, с. 89]. Внедрение технологий электронного правительства затрагивает традиционные бюрократические иерархии в России с присущими им автономностью ведомств, соперничеством между ними и узковедомственными интересами. Реализация прозрачного и подконтрольного обществу государственного аппарата с помощью электронного правительства напрямую угрожает чиновникам утратой монополии на владение информацией и статусной ренты - возможности извлечения прибыли из своей принадлежности к распределительно-разрешительной системе. По мнению Т. Е. Ворожейкиной, «...в России можно сколько угодно говорить о техническом характере правительства, но в нём неизбежно будут возникать противоречия политического и стратегического характера, снижающие его эффективность как управленческой структуры, ведь встраивание политической системы с единым доминирующим центром как в политическом

Библиографический

1. Авсейков С. А. Политические аспекты влияния глобализации на развитие российских и зарубежных информационных сообществ : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04. М., 2007.

2. Ворожейкина Т. Е. Стабильна ли нынешняя Россия? // Общественные науки и современность. 2003. № 2. ISSN 0869-0499.

3. Кашина Е. А. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. М., 2009.

4. Кондрашина Н. В. Интернет-технологии как инструмент взаимодействия политической власти и общества в современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. Астрахань, 2009.

5. Коробов А. А. Облачные технологии как фактор политического риска электронного государственного управления / А. А. Коробов, С. А. Овчинников // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4. ISSN 1994-5094.

6. Морозов И. Л. Информационная безопасность политической системы // Полис (Политические исследования). 2002. № 5. С. 134-145. ISSN 2223-4888.

7. Тим О'Рэйли. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] // Компьютера. 2005. 18 окт. URL: http:// www.c0mputerra.ru/think/234100/ (дата обращения: 20.09.2012).

отношении (доминантная партия), так и в административно-управленческом (вертикаль власти вместо вертикального и горизонтального разделения властей) неизбежно приводит к тому, что противоречия, объективно существующие в обществе, переживающем столь серьёзные социально-экономические сдвиги, концентрируются там, где принимаются реальные решения, — в центре, в исполнительной власти» [2, с. 58]. Из вышесказанного следует, что основная проблема заключается не в совершенстве или несовершенстве информационно-технологической базы, а в отношении к проблеме информатизации в государственной системе исполнительной власти. Данную проблему необходимо решать путём выработки законодательной базы, устанавливающей единые стандарты соответствия информационных продуктов, технических средств, а также знаний персонала всех ветвей государственной власти.

Материалы поступили в редакцию 29.03.2013 г. список (References)

1. Avsejkov S. A. (2007) Political Aspects of the Impact of Globalization on the Development of Russian and Foreign Information Communities. Avtoref. dis.... kand.polit. nauk, 23.00.04. Moscow.

2. Vorozhejkina T. E. (2003) Stable Does the Current Russian? Obshhestvennye nauki i sovremennost', No 2. ISSN 0869-0499.

3. Kashina E. A. (2009) Formation of E-government in the Russian Federation: the Socio-Political Aspect. Dis.... kand. polit. nauk., 23.00.02. Moscow.

4. Kondrashina N. V. (2009) Internet Technology as a Tool for Interaction Between Political Power and Society in Contemporary Russia. Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk, 23.00.02. Astrahan'.

5. Korobov A. A., Ovchinnikov S. A. (2012) Cloud Technology as a Factor in the Political Risk of E-government. Vestnik SGSEU, No 4. ISSN

1994-5094.

6. Morozov I. L. (2002) Information Security of the Political System. Polis (Politicheskie issledovanija), No 5, pp. 134-145. ISSN 2223-4888.

7. Tim O'Reilly. (2005) What is Web 2.0. Kompjutera, 18 October. Available at: http:// www.computerra.ru/think/234100/ (accessed 20 September 2012).

Информационная безопасность регионов. 2013. № 2(13)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.