удк 005:004 Сергей Александрович Овчинников,
# # доктор исторических наук,
[email protected] профессор кафедры философии и политологии,
академик РАЕН, проректор, директор НОЦ «Инфо-ЭПР»,
СГСЭУ
фмф [email protected] Андрей Александрович Коробов,
^ доктор политических наук,
профессор кафедры международных отношений и политологии, профессор кафедры документоведения и документационного обеспечения управления,
СГСЭУ
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Одним из стратегических направлений развития информационно-коммуникационных технологий в политической сфере общества на сегодняшний день являются облачные технологии. Их все чаще берут за основу разрабатываемых систем электронного государственного управления. Имея бесспорно инновационный характер, облачные технологии тем не менее пока не обеспечивают, на наш взгляд, персональные данные и государственные информационные ресурсы необходимой комплексной защитой, не гарантируют бесперебойность и безопасность интерактивного режима взаимодействия власти и населения. Облачные технологии трансформируют программно-сетевые риски электронного государственного управления в политические риски. Раскрытию данного малоизученного явления и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: политическая коммуникация, политический риск, облачные технологии, электронное государственное управление.
S.A. Ovchinnikov, A.A. Korobov
CLOUD TECHNOLOGY AS A FACTOR OF POLITICAL RISKS OF E-GOVERNMENT
The paper states that one of the strategic directions of development of information and communication technologies in the political sphere of society today is cloud technologies. They are increasingly being taken as a basis for developing systems of e-government. Being undeniably innovative cloud computing still has not provided in author's opinionnecessary comprehensive protection for personal data and state information and does not guarantee uninterrupted and safe interactive mode between the authorities and the population. Cloud technologies are transforming software and network risks of e-government into the political risks. The paper examines this poorly studied phenomenon.
Keywords: political communication, political risk, cloud computing, e-government.
18 апреля 2012 г. в Москве прошла Вторая Международная научно-практическая конференция по облачным технологиям. Некоторым из ее участников корпорация «Айтеко» вручила уникальный сувенир - большую рогатку красного цвета с текстом: «Персональное многофункциональное бизнес-наступательное облакометательное устройство защитника Отечества», что, на наш взгляд, было довольно симптоматично в условиях распространяющейся, возможно отнюдь не безосновательно, эйфории по поводу беспредельно огромных возможностей так называемых облачных технологий.
После ряда докладов представителей разработчиков технических устройств, которые заманчиво обещали с помощью широких возможностей предлагаемых ими продуктов решить практически все земные проблемы, невольно вспомнились строки из бессмертного произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»,
когда Остап Бендер «сватал» водителя «Антилопы» Козлевича на авантюрную поездку в славный город Черноморск: «Бендер не жалел красок. Он развернул перед смущенным шофером удивительные дали и тут же раскрасил их в голубой и розовый цвет».
С течением времени вновь убеждаемся в мысли, что бизнес-информатизаторы навязывают власти и обществу новые (или несколько забытые) идеи, и при этом исключительно интересы бизнеса превалируют над другими, не менее важными вопросами, прежде всего проблемами инфоэтического свойства, информационной безопасности. Уверены, что нельзя двигаться дальше в развитии информационных технологий, не выслушав мнение специалистов гуманитарной сферы - политологов, социологов, юристов, государствоведов, психологов и т.п., с тем чтобы на научной основе экспертным путем оценить позитивные и негативные стороны этого про-
цесса. Именно такой подход поможет минимизировать возможные информационные риски для политической системы и граждан.
Вхождение в информационную эпоху было столь стремительным, что многие негативные стороны внедрения ИК-технологий своевременно не были замечены и сегодня приходится расхлебывать эту кашу, ведь изначально буквально по всем процессам информатизации государства и общества свою волю нам навязывали информатизаторы. В результате даже западные исследователи признают: надежды на то, что информационные технологии изменят в лучшую сторону многие общественно-политические процессы, мягко говоря, не оправдались. Кроме того, внедрение электронного правительства требует колоссальных финансовых вложений, и по этой причине многие развивающиеся страны остаются «за бортом» процессов информатизации; стремительно развилась и не исчезает политико-конфликтогенная проблема цифрового неравенства; анархия, творящаяся в Интернете, нанесла огромный ущерб морали, нравственности людей, породила абсолютно новые, ранее неизвестные практике формы киберпреступности.
Тем не менее в современной России наблюдается процесс активного внедрения в систему государственного управления информационно-коммуникационных технологий, на базе которых образуется новая форма взаимодействия государства с бизнесом, гражданами, общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями. Исследователи по-разному относятся к перспективе полного или частичного замещения традиционного вида взаимодействия «власть - общество» его ИТ-аналогом. Одни превозносят технологию оказания электронных государственных и муниципальных услуг населению по принципу «одного окна», межведомственного электронного документооборота, широко рекламируют идеи электронной демократии, электронного государства. Другие, напротив, усматривают во всех формах проявления электронного государственного управления реальную угрозу дестабилизации политической системы государства. Но, несмотря на противоречивость во мнениях специалистов, в России взят курс на повсеместный переход к электронному государственному управлению. Этот курс сопровождается созданием законодательной и нормативно-правовой базы, организационно-технического и программного обеспечения и т.п. Президент Российской Федерации постоянно ставит соответствующие задачи перед Федеральным правительством, парламентом, министерствами, ведомствами и системой государственной власти субъектов Федерации и контролирует процесс их решения.
За последние годы были приняты многие доктринальные документы, федеральные законы и подзаконные акты, среди которых: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утв. Распоряжением Президента Российской Федерации № Пр-212 от 07 февраля 2008 г.); государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г.); «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 г.); Федеральный закон № 8-ФЗ от 09 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправ-
ления»; Постановления Правительства Российской Федерации № 478 от 15 июня 2009 г. «О единой информационно-справочной системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет», № 754 от 22 сентября 2009 г. «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота», № 451 от 8 июня 2011 г. «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», № 861 от 24 октября 2011 г. «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг» и многие другие.
Активно развиваются веб-сайты федеральных, региональных и муниципальных органов власти, объединенные в единый правительственный интернет-портал. Внедряются системы «Электронное муниципальное управление», «Электронное государственное управление регионом». И хотя на этом поприще существует множество проблем, в целом динамика положительная. Все это приводит к появлению прямой зависимости эффективного государственного управления (следовательно, и устойчивого политического развития) от функциональности информационно-коммуникационных технологий, на которых выстраивается вся система электронного государственного управления.
Однако вероятность крупного сбоя в работе ИТ-ин-фраструктуры электронного государственного управления (чего исключать нельзя) - это объективный риск дисфункции системы государственного управления, обуславливающий угрозу социально-политической дестабилизации. Поэтому в интересах устойчивого политического развития страны, обеспечения ее информационной безопасности необходимо проведение прикладных исследований на предмет выявления слабых звеньев в ныне складывающейся системе электронного государственного управления (ЭГУ). Данная проблематика крайне актуальна для политической теории и российской практики, особенно если учесть, что процесс интернетизации в России идет с постоянным ускорением.
В современной науке электронное государственное управление является обобщающим понятием и ассоциируется прежде всего с использованием информационно-коммуникационных технологий в работе органов государственной власти всех уровней. Но существуют и более четкие формулировки данного термина. Например, 1ВМ определяет электронное государственное управление как соединение административных процессов и технологических решений в определенной среде, заставляющей правительственные организации продвигать стратегии, ориентированные на граждан, при одновременном повышении эффективности своей деятельности и открытости информации.
В структуре электронного государственного управления как определенного типа функционирования системы государственной власти (государственного управления) можно выделить три ключевых элемента: органы власти (субъект управления), общество (объект управления) и политическую коммуникацию (управляющее воздействие и обратную связь). Принципиальное отличие традици-
онной формы государственного управления от электронной содержится в третьем элементе - политической коммуникации, которая представляет собой телекоммуникационную сеть с соответствующим аппаратно-программным обеспечением (субъект и объект управления в обоих случаях один и тот же). Следовательно, само электронное государственное управление может идентифицироваться как высокотехнологичный вид политической коммуникации между системой государственной, муниципальной власти и общественными субъектами: гражданами, их добровольными объединениями, бизнес-структурами, а также между отдельными подразделениями органов государственной власти.
В соответствии с этим система электронного государственного управления включает в себя четыре основных программных блока: «государство - граждане»; «государство - бизнес»; «государство - общественные организации, ассоциации, союзы»; «государство - государство». Важным критерием электронного государственного управления является наличие оперативной обратной связи «общественные субъекты - власть», как правило, в интерактивном режиме. В случае закрытия канала обратной связи (преднамеренного или случайного) система электронного государственного управления просто перестанет существовать и функционировать.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что эффективность функционирования электронного государственного управления напрямую зависит от используемых ИТ-технологий в телекоммуникационной среде. В настоящее время ренессанс переживают так называемые облачные технологии. Во многих научных публикациях об облачных технологиях говорят как об абсолютно новом, инновационном технологическом решении, однако это не совсем так: сервис-ориентированные архитектуры с веб-интерфейсом, лежащие в основе облаков, были известны и применялись (хотя и весьма ограниченно) на практике еще в 1990-е гг.
По своей сути, облачные технологии - это модель обеспечения повсеместно доступного, удобного, предоставляемого по требованию сетевого доступа к разделяемому пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (таких как сети, серверы, хранилища, приложения и услуги), которые могут быть предоставлены быстро, с минимальными затратами на управление и взаимодействие с сервис-провайдером.
Среди наиболее существенных характеристик облачных технологий специалисты отмечают следующие:
- самообслуживание по запросу;
- сетевой доступ с любых терминалов;
- консолидация и динамическое перераспределение разнородных ресурсов;
- высокая «эластичность» и способность облака экономить ресурсы;
- возможность быстрого наращивания и неограниченной масштабируемости облаков в нужном количестве в нужное время;
- измеряемый сервис, который требуется для его учета и адаптации к потоку запросов;
- специфическое программное обеспечение: лицензии на приложения не покупаются, а дистанционно получаются результаты деятельности временно работающих приложений провайдера (Softwareasa Service - SaaS);
- возможность расположить приложения в инфраструктуре провайдера: при этом не надо нести расходы, а неиспользуемую инфраструктуру в то время, когда она
не нужна пользователю, может использовать другой потребитель (Platformasa Service - PaaS);
- возможность использовать не только вычислительную мощность под приложение, но и площадку под виртуальную машину, дисковые пространства, полосу коммуникационных каналов и прочие сетевые слуги и модели внедрения (Infrastructureasa Service - IaaS);
- предоставление частного облака частной организацией в интересах бизнес-структур, в которых организация-провайдер заинтересована (Private cloud);
- предоставление кооперативного облака определенному сообществу аффилированных по неопределенным признакам организаций; провайдером может выступать как любое подмножество членов сообщества, так и третья организация (Community cloud);
- отличие общественного облака от кооперативного тем, что не ограничивает состав сообщества потребителей (Public cloud);
- произвольная суперпозиция всех предыдущих моделей, поставляемая на базе единой технологии (Hybrid cloud).
В приведенном перечне характеристик облачных технологий было бы целесообразно дополнительно раскрыть и такие немаловажные аспекты, как масштаб облака, его способность обслуживать огромное количество пользователей, структуру и динамику (какова возможность трансформации облака с течением времени). Эти характеристики позволяют достаточно полно представить содержание и функциональность облачных технологий.
На основе облачных технологий сегодня успешно функционируют Яndex, социальные интернет-сети «Одноклассники», «В контакте» (которые относятся к классу публичных облаков) и значительно превосходящие их по показателям масштаба и эластичности ресурсов Google, Facebook, Twitter. Последние относятся к облакам как по определению, так и по технологиям. В современном мире единую инфраструктуру облака формируют и развивают сотни производителей, но при этом о системе защиты технологического процесса эксплуатации облаков мало что известно.
Критичные с точки зрения безопасности информационные объекты в облаке нечетки и аморфны. Безопасность даже идеально проверенного в части исходных кодов приложения может быть разрушена «некодовыми» компонентами. Поэтому пользователи всех «облачных» программных продуктов постоянно подвергают себя информационному риску, и, как правило, неосознанному. Отсутствие эффективного контроля над облачными технологиями со стороны государственной власти и общества создает атмосферу настороженности вокруг процесса внедрения и функционирования электронного государственного управления. Это касается как стран с развивающимся информационным обществом (например, Россия), так и стран с высокоразвитыми ИТ-ком-муникациями (США, Япония). Следовательно, это является общей проблемой глобализации и формирования единого мирового информационного пространства.
Если говорить о политических рисках функционирования электронного государственного управления (ЭГУ), рискогенность кроется в облачных технологиях, лежащих в основе ЭГУ. Теоретически ЭГУ может быть организовано в виде:
- территориальной автономии (для каждого муниципалитета - автономная или даже полностью закрытая система электронного муниципального управления);
- локальной структуры (представляющей собой либо общую межведомственную базу данных, хранящуюся на собственном сервере, плюс межведомственный электронный документооборот - для подсистемы «государство - государство», либо телекоммуникационный канал «Одно окно» - для подсистемы «государство - население»);
- иерархической многоуровневой и многофункциональной сети, занимающей отдельный сектор в интернет-пространстве России.
Поскольку вся практическая значимость и ценность ЭГУ кроется в его многофункциональности и всеобъем-лемости (с правительственного сайта любого субъекта Федерации можно быстро и удобно перейти на сайт любого федерального, регионального, муниципального органа власти), варианты территориальной автономии и локальности теряют всякий политический смысл. Поэтому остается только третья форма организации электронного государственного управления.
При этом возможны два варианта:
- облачная технология (все государственные информационные ресурсы хранятся удаленно на специальном сервере, где сервер выступает в роли посредника между государством и обществом в процессе их взаимодействия);
- технология использования собственного сервера.
Исторически развитие ЭГУ пошло по первому пути.
В настоящее время широкое распространение в
бизнесе, управлении и политике получили три типа облаков:
- открытое облако: все ИТ-операции и функции предоставляются как услуга через сеть Интернет, что обеспечивает доступ к соответствующим технологическим сервисам для пользователей, не обладающих специальными знаниями ИТ-администрирования;
- частное облако: технология, с помощью которой операции и функции предоставляются как сервис по внутренней сети учреждения. Данное облако создается организацией для собственных сотрудников, а операции, функции предоставляются по защищенной брандмауэром внутренней сети учреждения, а не по Интернету. Как правило, частное облако имеет многоуровневую архитектуру, построенную на базе технологий виртуализации, управления и автоматизации процессов. В нем применяются технологии виртуализации системы хранения данных, сетей, приложений. Уровень управления состоит из инструментальных систем, которые используются для централизованного развертывания и эксплуатации инфраструктуры: управления аппаратными ресурсами, программным обеспечением и приложениями. Одним из ключевых атрибутов является возможность централизации управления и мониторинга каждого отдельного компонента инфраструктуры, а также отображение зависимости между компонентами инфраструктуры. Автоматизация всех операций позволяет обеспечить безостановочное выполнение динамических процессов, которые в противном случае пришлось бы прерывать при каждом вмешательстве пользователя или при ручном исполнении;
- гибридное (смешанное) облако: возникает вследствие интеграции первых двух типов облаков. Основу некоторых систем электронного государственного управления, разработанных в 2010 - 2011 гг., составляют именно гибридные облака, соединившие в себе методы
внешней и внутренней доставки услуг, что позволило объединить в одной системе четыре блока: «государство
- население», «государство - бизнес», «государство -общественные организации», «государство - государство». И именно этот факт обусловил появление политического риска в процессе функционирования ЭГУ.
Рассмотрим этот момент более подробно. В условиях устойчивого демократического развития опасность социально-политической дестабилизации лежит в плоскости интерактивной двусторонней связи «власть -общество». Электронное государственное управление, при котором хранение всех информационных ресурсов организовано на удаленном сервере, доступ к которому тщательно не защищен, несет в себе риск прерывания интерактивного диалогового режима органов власти с населением. В результате либо прекращается оказание электронных услуг населению, либо происходит отстранение населения от участия в процессе принятия государственных решений. И тот и другой случаи неизбежно вызывают взрыв протестных настроений, происходит эскалация социально-политической напряженности. При высоком уровне потребности населения участвовать в делах государства, протестные настроения трансформируются в требования смены власти.
Среди возможных причин прерывания интерактивного диалогового режима можно отметить:
- человеческие ошибки в управлении, последствия от которых будут тем катастрофичнее, чем больше размер облака (человеческий фактор порождает ошибки с самой большой вероятностью);
- цифровые атаки на программные модули, целенаправленное внедрение в гибридное облако злонамеренных процессов, причем злонамеренный процесс делится на части, каждая из которых, «безобидная» сама по себе, проходит через все фильтры безопасности, применяемые для помещения услуги в гибридное облако ЭГУ. Но, собравшись в облаке, злонамеренные процессы объединяют усилия, наносят удар, причем с максимально возможным ущербом облаку;
- блокирование доступа к общественно значимой информации. Данный риск доступности связан с тем, что на существующих пиках пользования (праздники, катастрофы, социальные потрясения) вероятны невосполнимые дефициты ресурсов, и облако может «зависнуть», быть парализованным по аналогии с сотовой связью в праздничные (особенно новогодние) дни. Не исключены и потери данных, находящихся в стадии обработки, из-за дефицита ресурсов облака. Это влечет за собой снижение уровня доверия населения к власти и дезориентирование основных социальных слоев общества;
- утечка персональных данных и иной конфиденциальной информации. В частности, перехват данных при их передаче. Одной из причин этого может быть недостаточно эффективное удаление данных, когда утечка фрагментов данных происходит через неочищенные динамические пространства памяти. Атака клиппирова-ния пакетов в маршрутизаторах позволяет процессам, расположившимся в памяти, ранее занятой другими процессами, читать в больших объемах информационный «мусор» и вести эффективную аналитическую разведку. С учетом того, что в современном мире цена информационного актива растет с его объемом, вместе с ним растет мотивация инсайдеров к его взлому и гонорару за хищение информации.
Поскольку в гибридном облаке размещено огромное количество приложений пользователей и провайдер не владеет полной информацией об их сущности, то он не всегда может определить аномальное его поведение и прервать процесс обработки. Опасность многократно возрастает, когда процесс имеет злонамеренные цели, способен инициализировать атаку на критически важный государственный ресурс или, пользуясь эластичностью ресурсов облака, подчиняет интересам разрушения огромную вычислительную мощность облака. Даже если внутри облака существует мощная система безопасности, то при огромном объеме запросов данной системе будет нецелесообразно тратить практически всю мощность облака только на цели обеспечения безопасности. Получается замкнутый порочный круг. А в результате
- утечка персональных данных в системе электронного государственного управления приводит к массовому недовольству пользователей, обуславливает рост недоверия к интерактивной форме взаимодействия с органами власти, активизирует протестные выступления в сети Интернет и уличную активность.
Еще один вид риска в системе электронного межведомственного документооборота заключается в разглашении служебной информации ограниченного доступа, а также критически важной информации. Здесь риск кроется в реальной возможности компрометации такой информации сервис-провайдером. Особенно критична для электронного государственного управления компрометация ключевых документов пользователей. К сожалению, выбрав в качестве технологии гибридное облако, приходится доверять своему провайдеру, при этом ничем не обосновывая это доверие, поскольку альтернативы в данном случае нет. При использовании в межведомственном электронном обмене данными гибридного облака возможна потеря изоляции пространства индивидуального потребителя, что также может рассматриваться как риск.
Остановка процесса внутриведомственного и межведомственного обмена документированной и недокументированной информацией - результат использования в гибридном облаке односторонней аутентификации. Любая интерактивная система, допускающая одностороннюю аутентификацию, является крайне уязвимой для внешних угроз. И система электронного государственного управления не исключение. В результате такой остановки может произойти временное прекращение работы министерства или ведомства, приостановиться процесс оказания электронных государственных услуг населению по принципу «одного окна», прерывание связи и контроля над объектами энергоснабжения, государственным транспортом и т.п.
Особо тяжкие политические последствия могут возникнуть, если остановка процесса внутриведомственного и межведомственного обмена документированной и недокументированной информацией произошла в день голосования или проведения референдума в государственной автоматизированной системе «Выборы» (ГАС «Выборы»). Тогда могут возникнуть предпосылки для оспаривания результатов голосования, появиться сомнение в легитимности выбранной власти, даже если будут озвучены абсолютно достоверные данные.
Таким образом, применение облачных технологий в системе электронного государственного управления трансформирует программно-сетевые и технологические риски в политические. Конечно, облачные технологии
разрабатывались для повышения эффективности работы крупных организаций и предприятий. Сами разработчики считают, что облачные технологии являются наиболее полезными в двух ключевых областях - в оказании услуг и в ИТ-оптимизации, поскольку они обеспечивают динамическую доступность ИТ-приложений и инфраструктуры. Ускорение процесса получения требуемых услуг является результатом способности организации к быстрому решению таких задач, как создание, конфигурирование, инициализация и добавление вычислительной мощности в поддержку ИТ-сервисов, причем гораздо быстрее, чем это было бы возможно при нынешней компьютерной инфраструктуре.
Модель облачных технологий обеспечивает высокую степень масштабируемости. Она позволяет организации быстро расширить набор ИТ-сервисов или получить к ним доступ без необходимости капитальной модернизации своего базового центра обработки данных. При этом разработчики, в частности, IBM и Microsoft уверяют в высокой степени информационной безопасности облаков, демонстрируя соответствующую программную продукцию сетевой безопасности, являющуюся составной частью открытого и частного облака. Однако проектирование выявленных рисков на политическую плоскость раскрывает реальную социально-политическую опасность применения облачных технологий в электронном государственном управлении. Все это ставит перед отечественной политологией, юриспруденцией, теорией государственного управления и другими научными дисциплинами новую научно-практическую задачу по разработке комплекса мер управления информационно-политическими рисками гибридного облака, применяемого в рамках электронного государственного управления.
1. Анисимов Д. Антикризисный Saas // КомпьютерПресс.
2009. Май. URL: www.compress.ru/article.aspx?id=20333 &iid=931 (дата обращения: 10.04.12 г.).
2. Бутенко А.Л. Электронное государственное управление в системе взаимодействия «власть - общество»: дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2009.
3. О’Рэйли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра. 2005. 18 окт. URL: www.computerra.ru/think/234100 (дата обращения: 10.04.12 г.).
4. Овчинников С.А. Проблемы обеспечения информационной безопасности «электронного правительства» // Электронное государственное управление: проблемы и перспективы: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. ( г. Саратов, 28 мая 2009 г.). Саратов, 2010.
5. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Комплексный подход к рассмотрению теории управления рисками при внедрении информационных технологий // Вестник СГСЭУ. 2011. № 5 (39).
6. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Угрозы личности, обществу и государству при внедрении информационных технологий // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9).
7. Разумный бизнес от IBM. Развенчивая мифы об облачных вычислениях: движущие силы, препятствия и факторы, которые необходимо принимать во внимание при внедрении концепции открытого и частного облаков. М.: Copyright IBM Corporation,
2010.
8. Технология облачных вычислений как эффективный инструмент поддержки вашего бизнеса. IBM. Что такое облачные вычисления и как их можно использовать. М.: Copyright IBM Corporation, 2008.
9. ФингарП. DOT.CLOUD. Облачные вычисления - бизнес-платформа XXI века. М.: Изд-во «Аквамариновая книга», 2011.
10. MellP., Grance T. The NIST Definition of Cloud Computing: Special Publication. 800-145. 2010.
11. Microsoft. Private Cloud. М., 2012.