Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В СПЕЦПРОЕКТАХ НА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНУЮ ТЕМАТИКУ'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В СПЕЦПРОЕКТАХ НА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНУЮ ТЕМАТИКУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / СПЕЦПРОЕКТЫ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТАСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Топчий Ирина Владимировна, Иванова Дарья Олеговна

Авторами статьи были выделены критерии для анализа инфографики:тематическая направленность; 2) форма представления; 3) тип инфографики; 4) цветовое представление инфографического проекта; 5) тип представления данных; 6) способ представления данных. На основе выделенных характеристик, был произведен анализ спецпроектов научно-популярной тематики издания ТАСС. В результате чего было отмечено, что для таких проектов характерен единый выдержанный стиль, монохромные цвета и формы. Продуктивными форматами являются - 3D-модели, таймлинии, карты, схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFOGRAPHICS IN SPECIAL PROJECTS FOR POPULAR SCIENCE

The authors of the article identi ed criteria for the analysis of infographics: 1) thematic focus;form of presentation; 3) infographic type; 4) color representation of the infographic project; 5) type of data presentation; 6) method of data presentation. On the basis of the selected characteristics, an analysis was made of special projects of popular science topics of the TASS publication. As a result, it was noted that such projects are characterized by a single seasoned style, monochrome colors and shapes. Productive formats are 3D models, timelines, maps, diagrams.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В СПЕЦПРОЕКТАХ НА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНУЮ ТЕМАТИКУ»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 153-163. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 2022;3(45): 153-163. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10315

ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В СПЕЦПРОЕКТАХ НА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНУЮ ТЕМАТИКУ

Ирина Владимировна Топчий1, Дарья Олеговна Иванова2

1 2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 mm-is@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8601-9041

2 dashulya1409@gmail.com

Аннотация. Авторами статьи были выделены критерии для анализа инфографики: 1) тематическая направленность; 2) форма представления; 3) тип инфографики; 4) цветовое представление инфографического проекта; 5) тип представления данных; 6) способ представления данных. На основе выделенных характеристик, был произведен анализ спецпроектов научно-популярной тематики издания ТАСС. В результате чего было отмечено, что для таких проектов характерен единый выдержанный стиль, монохромные цвета и формы. Продуктивными форматами являются - 3D-модели, таймлинии, карты, схемы.

Ключевые слова: инфографика, спецпроекты, научно-популярная журналистика, ТАСС.

Для цитирования: Топчий И. В., Иванова Д. О. Особенности инфографики в спецпроектах на научно-популярную тематику // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 153-163. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10315.

Original article

FEATURES OF INFOGRAPHICS IN SPECIAL PROJECTS FOR POPULAR SCIENCE

Irina V. Topchii1, Daria O. Ivanova2

1 2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

1 mm-is@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8601-9041

2 dashulya1409@gmail.com

Abstract. The authors of the article identified criteria for the analysis of infographics: 1) thematic focus; 2) form of presentation; 3) infographic type; 4) color representation of the infographic project; 5) type of data presentation; 6) method of data presentation. On the basis of the selected characteristics, an analysis was made of special projects of popular science topics of the TASS publication. As a result, it was noted that such projects are characterized by a single seasoned style, monochrome colors and shapes. Productive formats are 3D models, timelines, maps, diagrams.

Key words: infographics, special projects, popular science journalism, TASS.

© Топчий И. В., Иванова Д. О., 2022

For citation: Topchii I. V., Ivanova D. O. Features of infographies in spécial projects for popular science. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;3(45):153-163. (In Russ.). https://doi.org/ 10.47475/2070-0695-2022-10315.

В современном мире для увеличения результативности журналистской работы, эффективной реализации различного плана проектов все большее значение приобретает использование компьютерных способов представления информации.

Каждые медиа борются за узнаваемость, а также за качественную аудиторию. Для этого используются все новые средства привлечения внимания, которыми в том числе являются различные инструменты инфографики. Ее главным превосходством над классическими формами визуализации медиатекста (фото- и видеоизображением, графической иллюстрацией) считаются высочайшая информационная вместимость, интерактивность и возможность интегрирования в онлайн-СМИ. На данный момент внедрение инфографики и ее выразительных и активных возможностей в медиадизайне считается довольно продуктивным. Происходит это за счет эстетически-информационной подачи изображений, художественно-стилистического оформления программ, передач, выпусков.

Проанализировав определения, предлагаемые исследователями [6; 10; 15], мы будем понимать под инфографикой форму выражения информации, посредством использования различного рода изображений: схем, диаграмм, карт, иконок и др., которая подразумевает наличие минимального количества «сухого» текста.

В российской научной электронной библиотеке elibrary размещено более 1000 научных работ по ключевому слову «инфографика». Большая часть из них посвящена использованию инфографики учителями школ и преподавателями вузов при обучении той или иной учебной дисциплине. Другая часть посвящена инфографике как способу визуализации в медиа в целом, без привязки к типологическим особенностям медиа.

Исследователь В. В. Лаптев в монографии «Русская инфографика» рассматривает инфографику в российской исторической ретроспективе. От истоков до нынешнего состояния. Ученый выделяет работы, которые имеют агитационную и пропагандистскую направленность. Исследуется роль художников на различных этапах инфографики, а также ее эстетическая адаптация [7].

Подробный обзор исследований, посвященных инфографике в журналистике и медиа представлен в работах С. И. Симаковой. Исследователем на основе анализа большого пула инфографических проектов (российских и зарубежных) выделен медиаэстетический код инфографики.

В монографии «Инфографика в семиосфере журналистики» исследователь подходит к вопросу использования инфографики в СМИ с точки зрения семиотики [14]. На основе семиотических подходов выполнен анализ семиосферы инфографики. Определены роль и место инфографики в логике визуального поворота, а также показано как визуальный поворот влияет на содержание инфографических проектов. Кроме того, исследователем рассмотрена взаимосвязь технических и технологических средств создания инфографики с местом ее использования и сложностью ее производства. С. И. Симакова отмечает, что инфографика определенной страны (например, созданная в России) отражает специфику культурной идентичности региона, в котором создана.

В монографии «Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике» С. И. Симаковой разработана «медиаэстетическая модель новостной инфографики как части семиосферы журналистики; выполнен семиотико-структурный анализ элементов базы данных на основе применения медиаэстетической модели; описан потенциал российской новостной инфографики в аспекте развития ее основных медиаэстетических черт» [16. С. 4].

Но как уже было указано ранее в приведенных работах акцент сделан на новостной журналистике. Хотя и предусматривает междисциплинарный подход.

Ряд исследований посвящен классификациям инфографики. Например, Я. В. Лайкова предлагает классифицировать инфографический контент по следующим признакам: технология создания (вручную или с помощью компьютерных программ); область применения (журналистика, реклама и т. п.); способ иллюстрирования (2D, 3D); наличие / отсутствие движения [5]. Исследователи Г. А. Никулова, А. В. Подобных, С. И. Симакова [8; 13] классифицируют инфографику по характеру визуализации данных: для представления количественных и качественных данных.

П. Н. Тарасенко делит инфографику по принципу самодостаточности информации: независимая или дополняющая другие материалы [18].

А. В. Авиденко предлагает классификацию по типу инфографики. Исследователь выделяет девять типов: статистическая, таймлайн, карта, схема, иерархия, матрица, алгоритм, фото, сравнение [1].

С. И. Симакова помимо упоминавшейся выше, предлагает еще несколько классификаций инфографических проектов, на которые мы далее будем опираться. При этом в своей работе исследователь называет их фильтрами. Например, ученый предлагает использовать классификацию по цветовому признаку: монохромные и полихромные проекты [16. С. 86]. К монохромным автор классификации относит проекты, состоящие не более, чем из трех цветов. Еще одним «фильтром» или типом классификации исследователь выделяет использование данных или изобразительных элементов - «данные - изобразительность». Под данными исследователь понимает «схемаобразные, лишенные изобразительного элемента «математические» сведения. "Изобразительность", напротив, предполагает включение в инфографику рисунков, фотографий» [16. С. 89]. И последний вариант - классификация «схематизация - образность» [16. С. 90]. Данная классификация подразумевает оценку использования «образов». К образности исследователь относит приближенные к реальности (натуральности) изображения, к схематизации же - стремление использовать в проекте схемы, графики, алгоритмы.

Научно-популярная журналистика

Современное состояние научно-популярной журналистики напрямую зависит от возможности изданий адаптироваться к развитию мультимедийных форматов, которые предлагают новые технологии. В условиях конкуренции интернет-СМИ, вызванной относительной доступностью распространения информации, именно фактор освоения мультимедийных возможностей влияет на привлечение аудитории.

Визуализация как необходимый элемент для привлечения расширяет границы восприятия текста, дополняет его. В научно-популярной журналистике тенденция к визуализации так же важна, как и в остальных сегментах СМИ. Это связано с расширяющейся базой научного знания, новыми открытиями и изобретениями, понимание которых затруднительно без сопроводительных материалов.

По мнению бывшего научного редактора журнала «Вокруг света» А. Г. Сергеева возможность исследований в сфере популяризации науки и культуры заключается в открытиях новых форм и способов отображения научного сознания в общественное (в том числе и удачные метафоры, графические элементы). Именно при помощи таких открытий совершенствуется научно-популярный язык и канонические приемы, расширяется лояльная к данной тематике аудитория [12].

Главной отличительной чертой формы научной и культурной популяризации, по мнению Н. В. Дивеевой, является «возможность самостоятельного, изолированного ее использования» [3]. В качестве примера исследователь указывает на отсутствие жесткой привязки научно-популярных статей к определенному типу изданий, их функционирование как самостоятельных единиц в рамках массовой коммуникации.

В вышеприведенных работах исследователи выделяют несколько существующих моделей популяризации [3; 12]:

1. Прагматическая (как форма профориентации). Целью этой модели является молодежная аудитория, которая собирается поступать в высшие учебные заведения. Данная схема активно распространялась в СССР, но на данный момент не имеет влияния.

2. Развлекательная. Популяризация, осуществляемая с помощью развлекательных программ, имеет своей целью оправдание затрат на научную деятельность для общества. Главным недостатком такой модели является возвращение к темам, которые со временем перестают развлекать.

3. Классическая. Данная модель ориентирована на общественный интерес и людей, испытывающих познавательную потребность.

Традиционно в популяризации науки и культуры занимательность не являлась приоритетом, в отличие от просветительской деятельности, и выступала в качестве инструмента, который облегчает потребление и восприятие научных знаний. Однако с начала XXI века наблюдается

обратная тенденция в научной популяризации. Об этом говорят исследователи В. В. Витвинчук, А. В. Чутчева и М. С. Лаврищева: «В цифровую эпоху, когда пользователь имеет возможность обратиться к любому медийному каналу распространения контента, он почти всегда выбирает наиболее простой и приятный путь времяпрепровождения, следовательно, он выбирает развлечения» [19. С. 15].

Неотъемлемой частью развлекательных форматов в СМИ, по мнению исследователя С. И. Симаковой, являются визуальные элементы: видеоряд, рисунки, фотографии, графические и декоративные символы, схемы и т. д. Главной задачей таких элементов является эмоциональный отклик, в то время как текстовые элементы направлены на стимуляцию обсуждений и комментирования [17].

Основным инструментом визуализации, который применяется в научно-популярных интернет-СМИ, является фотография [2; 9; 20; 21]. Обзор исследований по данной теме представлен в работе С. А. Панюковой [11]. При этом научная фотография имеет весьма широкий тематический разброс. Так, снимки объектов природы, организмов являются научными при условии наличия соответствующего контекста. Распространены фотографии научных установок, физических явлений, опытов (обычно оформлены как серии), ученых, артефактов и археологических находок. Особый интерес аудитория проявляет к фотографиям, сделанным с помощью специального оборудования в лаборатории или обсерватории. Это космические объекты, сам космос или макромир - знакомые объекты в многократном увеличении.

Популярным способом визуализации информации является инфографика, восприятие которой упрощено схематичностью ее построения. Ее использование в материале позволяет наглядно представить сложную информацию, сопоставить разные процессы.

Инфографика в спецпроектах научно-популярной тематики ТАСС

В качестве анализируемого объекта выбрано интернет-издание ТАСС, которое является информагентством федерального уровня. Интернет-издание ТАСС очень популярно и развивается в соответствии с совершенствованиями технологий. Проекты издания становятся победителя и призерами многих инфографических и дизайнерских конкурсов.

Тематически все спецпроекты ТАСС можно разделить на 5 групп: исторические, военные, трендовые, литературные, технические. Для данного исследования мы обратились к проектам, связанным с литературой, историей и наукой. До 2019 года проекты публиковались в отдельном разделе сайта «ТАСС. Инфографика». С 2020 года проекты стали частью раздела «Спецпроекты», где размещаются проблемные мультимедийные статьи социальной или научно-популярной тематики.

Опираясь на классификации, указанные раннее, мы выделили ряд критериев для анализа:

1) тематическая направленность;

2) форма представления: динамичная, статичная;

3) тип инфографики: таймлиния, карта, диаграмма и т. п.;

4) цветовое представление инфографического проекта: монохромный, полихромный;

5) тип представления данных: данные - изобразительность;

6) способ представления данных: схематизация - образность.

Тема освоения космоса представлена в лонгриде о первой советской станции на Луне «Луна. Первый контакт» (https://luna-2.tass.ru, дата обращения: 20.03.2022). Всего лонгрид содержит 6 инфографик различных типов. И инфографика в нем играет ключевую роль. Текстовые блоки выглядят лишь как дополнение к этим проектам. Первая инфографика представлена в виде траектории полета спутника относительно орбиты Луны. Траектория представлена с 3-х разных планов. Следом представлена 3D-модель аппарата «Луна-2», с отмеченными на нем тегами, при наведении на которые всплывает дополнительная информация (Рис. 1а). Далее представлены фотографические карты района падения спутника. Инфографика «сравнение» представлена в виде сравнения размеров космических вымпелов со знакомым всем объектом - футбольным мячом (Рис. 1б). Все указанные выше инфографики были монохромными, т. к. состояли не более, чем из двух цветов. А вот движущаяся модель лунного глобуса, на котором отмечены миссии разных стран вплоть до конца 2020 года является полихромной (Рис. 2). Точки, отмеченные на глобусе окрашены в 7 разных цветов (по количеству стран). Все они соотносятся с таймлинией,

на которой отмечено время появления станций, при клике на каждую из них, точка показывается на глобусе и появляется всплывающее окно с подсказкой, в котором можно прочесть краткую справочную информацию. Последней представлена горизонтальная столбчатая диаграмма с указанием количества космических миссий, связанных с полетом на Луну в разрезе 7 стран. Проект по цветовому решению мы относим также к полихромному, т. к. на самой инфографике используется 4 цвета: серый, черный, голубой, фиолетовый. Кроме того, во всплывающих подсказках используется белый цвет в качестве фона. Белый также используется в текстовой части инфографики.

Рис. 1. Монохромная инфографика в проекте «Луна. Первый контакт» (https://luna-2.tass.ru.

дата обращения: 20.03.2022)

ИСКУССТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ, ОКАЗАВШИЕСЯ НА ЛУНЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛУННЫХ МИССИЙ

Рис. 2. Полихромная инфографика в проекте «Луна. Первый контакт» (https://luna-2.tass.ru.

дата обращения: 20.03.2022)

Что касается типа представления данных, то данный проект мы отнесем к смешанному (гибридному) типу, т. к. в нем присутствуют и представление информации в виде диаграмм и схем, но также используются и фотографии, и 3D-модели, которые могут быть отнесены к изобразительной инфографике.

По способу представления данных лонгрид также можно считать гибридным. Так как данный критерий мы выделили, основываясь на работе С. И. Симаковой, то и при разделении проектов мы будет ориентироваться на деление, указанное в работе исследователя [16. С. 91]. Исходя из этого деления, 5 проектов из 6 относятся к схематизации и лишь один проект - фотографические карты, относится к образности (натурализации). Исходя из такого преобладания, мы будем считать спецпроект схематизацией.

Таким образом, характеристика осуществляется по выделенным критериям:

1) Проект космической, технической, исторической тематики.

2) В качестве формы представления выступает комбинация статичной и интерактивной инфографики.

3) Типы инфографики - таймлиния, интерактивная картинка со всплывающими подсказками, карта, интерактивная 3D-модель объекта, инфографика «сравнение», столбчатая диаграмма.

4) Преобладает использование монохромной инфографики.

5) Проект гибридного типа.

6) Схематизация.

Использование инфографики в лонгриде позволяет читателю лучше погрузиться в чтение лонгрида, позволяет расставить смысловые акценты и не перегружать читателя текстовой информацией. Использование проектов со всплывающими подсказками позволяет читателю самому принять решение о необходимости получения данной информации. Кроме того, использование разных типов инфографики задает дополнительный ритм и движение проекту, ведь у читателя нет уставания от одинаковой инфографики, а наоборот стимулирует его к действию: покрутить, нажать, повернуть и т. п. В такой игровой форме пользователь успешно получает информацию научно-популярной тематики.

Просветительскую цель преследовали и авторы лонгрида «Три графика об Анне Ахматовой» (https://tass.ru/spec/ahmatova, дата обращения: 20.03.2022), который представляет собой научное исследование на стыке математики и литературоведения. Авторы сделали замеры эмоционально-оценочных слов в лирике поэта и составили интерактивные графики, показывающие, как менялось настроение произведений, какие слова А. Ахматова использовала чаще всего в стихотворениях и поэмах (Рис. 3). Инфографика в этом проекте вплетена очень аккуратно и за счет цветового решения (акцент на белом фоне, таком же, как и во всем лонгриде) не перегружает лонгрид, а очень гармонично в него встраивается. Тем не менее, стоит отметить, что в данном проекте ключевую роль играет текст.

Настроение произведений

Язык Анны Ахматовой

Рис. 3. Инфографика в спецпроекте «Три графика об Анне Ахматовой» (https://tass.ru/spec/

ahmatova, дата обращения: 20.03.2022)

Характеристика осуществляется по выделенным критериям:

1) Проект литературной тематики.

2) Динамичная форма представления инфографики. Хотя динамика достигается исключительно за счет наведения мыши на теги.

3)

слов.

4)

5)

6)

В качестве типа инфографики выбраны интерактивные графики, таймлиния, облако

Монохромная инфографика. Данные. Схематизация.

Материал имел календарную актуальность: он посвящен 130-летию со дня рождения поэтессы и раскрывает ее творчество с нестандартной стороны. Тематика инфографики будет актуальна и через несколько лет.

Проект «Летучие корабли. Прошлое и будущее российских экранопланов» (https://spec.tass. гиЛеШсЫе-когаЬН, дата обращения 1.07.2022) представляет информацию об истории создания экранопланов: от зарождения идеи до первой реализации, а также нынешнего состояния этой техники. Инфографика в проекте 3-х типов - 3D-модель экраноплана, технические характеристики модели, схема взлета корабля. Вся инфографика монохромная. Использование одного типа инфографики для представления технических характеристик оказывается оправданным -читатель сразу может сравнить визуально различие в размерах кораблей (Рис. 4). Лонгрид не перегружен сухими графиками, 3D-моделями и схемами. Все используется в меру.

Характеристика по выделенным критериям:

1. Проект технической, исторической, военной тематики.

2. Гибридная форма инфографических проектов. Из 9 инфографик - 4 статические, 5 динамических.

3. В качестве типа инфографики выбраны 3D-модели и схемы.

4. Монохромная инфографика.

5. Проект гибридного типа.

6. Проект гибридного типа.

Рис. 4. «Летучие корабли. Прошлое и будущее российских экранопланов» (https://spec.tass.ru/

1еШсЫе-когаЬН, дата обращения 1.07.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами было рассмотрено еще 10 спецпроектов ТАСС на научно-популярную тематику, опубликованные с февраля 2021 года по июль 2022 года (Таблица 1).

Таблица 1

Классификация проектов ТАСС на научно-популярную тематику

Название спецпроекта Ссылка на проект Тематическая направленность Форма представления Тип инфографики Цветовое представление Тип представления данных Способ представления данных

Российский национальный атомный проект https://tass.ru/ spec/rttn Техническая статичная предмет в разрезе, теги-рованое изображение монохромное данные образность

Путеводитель по пяти памятникам ранней советской архитектуры https://spec.tass. ru/avangard-na-shabolovke/ Культурная смешанного типа, в основном статичная таймлиния, схема, карта, план монохромное данные смешанного типа

Человек и машина https:// automatization. tass.ru/ Техническая смешанного типа, в основном статичная предмет в разрезе, тегированое изображение, карта монохромное данные схематизация

Жизнь белых медведей https://spec.tass. ru/polar-bear/ Научная статичная информационная, карта, монохромное изобразительность образность

Истребитель «Су» - CHECK-MATE https://spec.tass. ru/su-checkmate/ Техническая, военная смешанного типа 3д, схемы, диаграммы, таблица монохромное изобразительность образность

Семь динозавров России https://spec.tass. ru/dinosavri- rossii/ Историческая динамичная таймлиния, карта, линейная диаграмма, информационная монохромное изобразительность смешанного типа

От отходов к бетону: как цементные заводы избавляют нас от мусора https://tass. ru/spec/ wastemanagement Техническая статичная таймлиния, алгоритм монохромное данные схематизация

Вертолёт МИ-28: ударный опустошитель https://spec.tass. ru/vertolet-mi28/ Техническая, военная смешанного типа информационная, сравнение, зд, интерактивная картинка, таймлиния монохромное смешанного типа смешанного типа

Полёты к МКС по коротким схемам https://spec.tass. ru/polet-k-mks/ Техническая, космическая смешанного типа таймлиния, круговая диаграмма, информационная, схема, маршрут, монохромное данные схематизация

Энергия жизни https://spec.tass. ru/aserussia energy/ Техническая динамичная предмет в разрезе, алгоритм полихром-ное данные схематизация

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что характерными чертами инфографики ТАСС в проектах научно-популярной тематики являются следующие: единый выдержанный стиль, монохромные цвета и формы. Продуктивные форматы - SD-модели, таймлинии, карты, схемы. И хотя во многих проектах первостепенная роль в удержании читательского интереса по-прежнему отводится качественному текстовому и иллюстративному контенту, инфографика позволяет добавить динамики проекту, работает на удержание интереса читателя и позволяет читателю получить дополнительную информацию, не отображенную в тексте.

Список источников

1. Авиденко А. В. Инфографика как альтернативный способ подачи информации // Университетские чтения Пятигорского гос. ун-та. 2016. С. 58-62.

2. Демченко П. Н., Мальцев И. В. Медиатизация как фактор повышения интереса к современным научно-популярным СМИ (на примере журналов «Наука и жизнь» и «Популярная механика») // Научный диалог. 2021. № 3. С. 171-189. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-171-189.

3. Дивеева Н. В. «Основные направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки» // Известия ЮФУ. Филологические науки. 2014. Вып. 2. С. 158-167.

4. Зуева Г. С. Инфографика в информационном агентстве «ТАСС»: форматы, цели, функции // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт - и медиатехнологии. 2021. № 1 (243). С. 34-39.

5. Лайкова Я. В. Инфографика как медиатекст в онлайн-СМИ: функции и классификация // Меди@льманах. 2015. № 2 (67). С. 20-30.

6. Лаптев В. В. Изобразительная статистика: Введение в инфографику. СПб: Эйдос, 2012. 180 с.

7. Лаптев В. В. Русская инфографика. Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 399 с.

8. Никулова Г. А., Подобных А. В. Средства визуальной коммуникации -инфографика и мета- дизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. Вып. 2. Т. 13. С. 369-387.

9. Нога С. А. Метафора в инфографике научно-популярных СМИ (на примере n+1 и «Постнаука») // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сборник материалов 60-го Международного научного форума. В 2 т., Санкт-Петербург, 30 июня - 02. 2021 года. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2021. С. 115-117.

10. Остриков С. В. Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы : дис. ... канд. искусствоведения. Москва, 2014. 233 с.

11. Панюкова С. А. Научно-популярная журналистика и ее визуализация в Интернете: обзор исследований по теме // Медиасреда. 2018. № 13. С. 139-143.

12. Сергеев А. Г. Стратегии научной популяризации в России // Здравый смысл. 2007. № 3 (44). URL: https://razumru.ru/humanism/journal/44/sergeyev.htm (дата обращения: 08.03.2022).

13. Симакова С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2015. Вып. 94. № 5 (360). С. 163-169.

14. Симакова С. И. Инфографика в семиосфере журналистики. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2021. 200 с.

15. Симакова С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2012. № 3. С. 219-226.

16. Симакова С. И. Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. 160 с.

17. Симакова С. И. Развитие визуальной журналистики // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 125-129.

18. Тарасенко П. Н. Использование инфографики на сайтах испанских интернет-СМИ // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 2. С. 97-98.

19. Чутчева А. В., Витвинчук В. В., Лаврищева М. С. Трансформация просветительской журналистики в условиях функционирования новых медиа // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 14-24.

20. Panyukova S. Content analysis of visual elements in scientific journalism (on the example of the Website Postnauka) // ACM International Conference Proceeding Series : Proceedings - TEEM 2018, Salamanca, 24-26 октября 2018 года. - Salamanca: Association for Computing Machinery, 2018. P. 558-562. https://doi.org/10.1145/3284179.3284274.

21. Simakova S., Panyukova S., Topchii I. Autonomy of Picture: The Place of Author's Drawings in Modern Communication of Scientific-Popular Theme // Przegl^d Wschodnioeuropejski. 2019. X/1. P. 337-345. https://doi.org/10.31648/pw.4529.

References

1. Avidenko, A. V. (2016). Infografika kak al'ternativnyy sposob podachi informatsii [Infographics as an alternative way of presenting information]. Universitetskie chteniya Pyatigorskogo gos. un-ta [University Readings of the Pyatigorsk State University. university], pp. 58-62.

2. Demchenko, P. N. & Mal'tsev, I. V. (2021). Mediatizatsiya kak faktor povysheniya interesa k sovremennym nauchno-populyarnym SMI (na primere zhurnalov «Nauka i zhizn'» i «Populyarnaya mekhanika») [Mediatization as a factor in increasing interest in modern popular science media (on

the example of the journals Science and Life and Popular Mechanics)]. Nauchnyy dialog [Scientific Dialogue], 3, pp. 171-189. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-171-189.

3. Diveeva, N. V. (2014). Osnovnye napravleniya vozdeystviya novykh informatsionnykh tekhnologiy na populyarizatsiyu nauki [The main directions of the impact of new information technologies on the popularization of science]. Izvestiya YuFU. Filologicheskie nauki [Izvestiya SFU. Philological Sciences]. Vyp. 2, pp. 158-167.

4. Zueva, G. S. (2021). Infografika v informatsionnom agentstve «TASS»: formaty, tseli, funktsii [Infographics in the TASS news agency: formats, goals, functions]. Trudy BGTU. Ser. 4, Print - i mediatekhnologii [Proceedings of BSTU. Ser. 4, Print - and media technologies], 1 (243), pp. 34-39.

5. Laykova, Ya. V. (2015). Infografika kak mediatekst v onlayn-SMI: funktsii i klassifikatsiya [Infographics as a media text in online media: functions and classification]. Medi@l'manakh [Medi@ lmanakh], 2 (67), pp. 20-30.

6. Laptev, V. V. (2012). Izobrazitel'naya statistika : Vvedenie v infografiku [Visual statistics: Introduction to infographics]. SPb: Eydos. 180 p.

7. Laptev, V. V. (2018). Russkaya infografika [Russian infographics]. Sankt-Peterburg : Izd-vo Politekhn. un-ta. 399 p.

8. Nikulova, G. A. & Podobnykh, A. V. (2010). Sredstva vizual'noy kommunikatsii -infografika i meta-dizayn [Means of visual communication - infographics and metadesign]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society]. Vyp. 2. T. 13, pp. 369-387.

9. Noga, S. A. (2021). Metafora v infografike nauchno-populyarnykh SMI (na primere n+1 i «Postnauka») [Metaphor in the infographics of popular science media (on the example of n + 1 and Postnauka)]. Media v sovremennom mire. 60-e Peterburgskie chteniya : sbornik materialov 60-go Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. V 2 t., Sankt-Peterburg, 30 iyunya - 02.2021 goda [Media in the modern world. 60th Petersburg Readings: collection of materials of the 60th International Scientific Forum. In 2 volumes, St. Petersburg, June 30 - 02. 2021]. Sankt-Peterburg : OOO «Mediapapir», pp.115-117.

10. Ostrikov, S. V. (2014). Proektno-khudozhestvennoe modelirovanie infografiki: teoreticheskie osnovy iprintsipy [Design and artistic modeling of infographics: theoretical foundations and principles] : dis. ... cand. art history. 233 p.

11. Panyukova, S. A. (2018). Nauchno-populyarnaya zhurnalistika i ee vizualizatsiya v Internete: obzor issledovaniy po teme [Popular science journalism and its visualization on the Internet: a review of research on the topic].Mediasreda [Media environment], 13, pp. 139-143.

12. Sergeev, A. G. (2007). Strategii nauchnoy populyarizatsii v Rossii [Strategies of scientific popularization in Russia]. Zdravyy smysl [Common sense], 3 (44). URL: https://razumru.ru/humanism/ journal/44/sergeyev.htm, (accessed: 08.03.2022).

13. Simakova, S. I. (2015). Vliyanie novykh tekhnologiy na vizual'nyy kontent zhurnalistskikh materialov [Influence of new technologies on the visual content of journalistic materials]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [Influence of new technologies on the visual content of journalistic materials]. Vyp. 94, 5 (360), pp. 163-169.

14. Simakova, S. I. (2021) Infografika v semiosfere zhurnalistiki [Infographics in the semiosphere of journalism]. Chelyabinsk : Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet, 200 p.

15. Simakova, S. I. (2012). Infografika: vizualizatsiya tsifrovogo kontenta [Infographics: visualization of digital content]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University. V. N. Tatishcheva], 3, pp. 219-226.

16. Simakova, S. I. (2022).Mediaesteticheskiykodinfograficheskogokontenta v zhurnalistike [Media aesthetic code of infographic content in journalism]. Chelyabinsk : Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet, 160 p.

17. Simakova, S. I. (2016) Razvitie vizual'noy zhurnalistiki [The development of visual journalism]. Zhurnalistika tsifrovoy epokhi: kak menyaetsya professiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Journalism of the digital era: how the profession is changing: materials of the Intern. scientific-practical. conf.], pp. 125-129.

18. Tarasenko, P. N. (2011). Ispol'zovanie infografiki na saytakh ispanskikh internet-SMI [The use of infographics on the websites of the Spanish Internet media]. Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii [Journalist. Social communications], 2, pp. 97-98.

19. Chutcheva, A. V., Vitvinchuk, V. V. & Lavrishcheva, M. S. (2021). Transformatsiya prosvetitel'skoy zhurnalistiki v usloviyakh funktsionirovaniya novykh media [Transformation of educational journalism in the context of the functioning of new media]. Medi@l'manakh [Medi@ lmanakh], 2, pp. 14-24.

20. Panyukova, S. (2018). Content analysis of visual elements in scientific journalism (on the example of the Website Postnauka). ACM International Conference Proceeding Series : Proceedings - TEEM 2018, Salamanca, 24-26 oktyabrya 2018 goda. Salamanca: Association for Computing Machinery, pp. 558-562. https://doi.org/10.1145/3284179.3284274.

21. Simakova, S., Panyukova, S. & Topchii, I. (2019). Autonomy of Picture: The Place of Author's Drawings in Modern Communication of Scientific-Popular Theme. Przeglqd Wschodnioeuropejski. X/1. P. 337-345. https://doi.org/10.31648/pw.4529.

Информация об авторах И. В. Топчий - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций.

Д. О. Иванова - студентка факультета журналистики.

Information about the authors Irina V. Topchii - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Journalism and Mass Communications.

Daria O. Ivanova - a student of the Faculty of Journalism.

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. The authors contributed equally to this article.

Статья поступила в редакцию 03.07.2022; одобрена после рецензирования 14.07.2022;

принята к публикации 27.07.2022. The article was submitted 03.07.2022; approved after reviewing 14.07.2022; accepted for publication 27.07.2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.