Научная статья на тему 'Особенности индукции ферментов молока у коров с разной реакцией на туберкулиновые пробы'

Особенности индукции ферментов молока у коров с разной реакцией на туберкулиновые пробы Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОВА / МИКОБАКТЕРИИ / МОЛОКО / ТУБЕРКУЛИНОВАЯ ПРОБА / ФЕРМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Блинов В. А., Платонова Ю. В.

Впервые в экспериментальных условиях было установлено, что у коров с выраженной реакцией на туберкулин или на туберкулин и комплексный аллерген из атипичных бактерий развивается повышенная резистентность ферментов молока к индуцирующему действию экзогенных субстратных и гормональных стимулов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Блинов В. А., Платонова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of induction milk enzymes in cows with different reactions to tuberculin skin test

It was recognised in experimental conditions that milk ferments of cows with distinct reaction on tuberculin or on the tuberculin and complex allergen of atypic mycobacteries are very resistant to stimulation by exogenic substrate and hormonal stimules.

Текст научной работы на тему «Особенности индукции ферментов молока у коров с разной реакцией на туберкулиновые пробы»

ЖВАЧНЫЕ

УДк «а«™* 669 Особенности индукции

ферментов молока у коров с разной реакцией на туберкулиновые пробы

В.А. Блинов, Ю.В. Платонова, Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова» (г. Саратов)

Сокращения: АЛТ — аланинаминотрансфераза; АСТ — аспартатаминотрансфераза; Гр — группа; КАМ — комплексный аллерген из атипичных микобактерий ЛДГ — лактат-дегидрогеназа; МТ — масса тела; ЩФ — щелочная фосфа-таза

Введение

Лактосинтаза, ЩФ, ксантиноксидаза, лизоцим и ряд других ферментов образуются de novo в клетках молочной железы и переходят в молоко во время секреции. Некоторые ферменты (протеиназа, каталаза, рибонуклеаза, альдолаза и др.) поступают в молоко из крови животного [1]. Определение активности указанных ферментов важно для контроля санитарно-гигиенического состояния молока, эффективности его переработки при производстве кисломолочных продуктов, сыров, а также характеристики их пищевой ценности. Особую значимость это приобретает при использовании молока от коров, положительно реагирующих на туберкулин, но не имеющих явных клинических признаков заболевания. Такое молоко применяют в пищу после пастеризации или перерабатывают в топленое масло и плавленые сыры [2].

В доступной литературе мало данных о влиянии на активность ферментов молока коров режима кормления, возраста, породы, стадии лактации и патологических процессов [4]. Кроме того, в этих исследованиях не применяли индукционный метод [3], позволяющий более четко судить о сдвигах активности ферментов после воздействия на организм экзогенных субстратных или гормональных факторов.

Цель настоящего исследования состояла в изучении активности ряда ферментов молока и степени их индукции у коров с различной реакцией на туберкулиновую пробу.

Материалы и методы

Работу выполняли в одном из хозяйств Саратовской области и в научной лаборатории кафедры биотехнологии, органической и биологической химии Саратовского ГАУ. При постановке диагноза учитывали результаты эпизоотологических исследований, туберкулиновой пробы и патологоанатомиче-ского вскрытия животных. Для выявления животных, инфицированных атипичными микобактериями, аллергический тест

проводили с КАМ.

48 коров черно-пестрой породы разделили на четыре Гр. Животные Гр I (контроль) не реагировали на туберкулин и КАМ. Коровы Гр II в большей степени реагировали на КАМ, чем на туберкулин. Животные Гр III и IV реагировали только на туберкулин или на оба аллергена соответственно.

Отбор проб молока проводили во время утренней дойки. В них определяли активность ферментов АСТ, АЛТ, ЛДГ, ЩФ, каталазы и пероксидазы.

В предварительных опытах, проведенных на здоровых кроликах, установили, что адекватным индуктором ЩФ является фосфатный буферный раствор с рН 6,8...7,2 (Диахим-Буфер-Г, Россия), ЛДГ — молочная кислота (Вектон, Россия), транс-аминаз — глицерин (Лаверна, Германия), ЛДГ и трансаминаз — гидрокортизон ацетат (Гедеон-Рихтер, Венгрия). С учетом полученных данных коровам перорально вводили фосфатный буферный раствор (2,5 мл/кг МТ), молочную кислоту (0,6 мл/ кг МТ, предварительно разбавив ее 40 %-й раствор водой в соотношении 1 : 3) или глицерин (2 г/кг МТ). Гидрокортизон ацетат (2,2 мг/кг МТ) инъецировали в предлопаточную область внутримышечно. Указанные индукторы активности ферментов применяли животным натощак, а пробы молока для анализов брали через 3, 6 и 24 ч.

Результаты исследований

Изменение активности ферментов молока у коров с разной реакцией на туберкулиновые пробы до сих пор не привлекло должного внимания исследователей. Исходя из этого сначала определили активность указанных ферментов в молоке животных всех опытных групп (таблица).

Как следует из таблицы, активность ферментов молока у больных туберкулезом коров претерпевает существенные изменения. Так, в молоке коров Гр III и IV статистически достоверно (р < 0,02) по сравнению с контрольной Гр I была повышена активность АСТ, АЛТ и ЛДГ. В то же время активность ЩФ и пероксидазы в их молоке была на 24,3.48,8 % (р < 0,02) ниже, чем в норме.

Пероральное введение фосфатного буферного раствора не вело к статистически достоверному изменению (р > 0,5) активности всех исследованных ферментов молока коров.

Активность ферментов молока у коров с разной реакцией на аллергические пробы

Активность ферментов Группы животных

I (Т- КАМ-) II (ТКАМ* ) III (Т* КАМ) IV (Т+ КАМ* )

АСТ, мккат/л 0,030 ± 0,003 0,028 ± 0,006 0,042 ± 0,003 0,042 ± 0,004

АЛТ, мккат/л 0,027 ± 0,003 0,025 ± 0,003 0,032 ± 0,002 0,034 ± 0,001

ЛДГ, мккат/л 0,49 ± 0,02 0,49 ± 0,03 0,63 ± 0,03 0,67 ± 0,05

ЩФ, нмоль/л 152,9 ± 9,0 150,1 ± 12,0 115,8 ± 5,1 111,2 ± 8,4

Каталаза, (каталазное число, мг) 0,48 ± 0,04 0,48 ± 0,07 0,52 ± 0,05 0,53 ± 0,08

Пероксидаза (% активности) 45,9 ± 2,8 45,5 ± 1,2 27,3 ± 2,7 23,5 ± 4,4

Обозначения. Т+ и Т- — положительная и отрицательная реакции на туберкулин соответственно; КАМ++ КАМ- — положительная и отрицательная реакции на КАМ соответственно; мккат — микрокатал.

РВЖ СХЖ №4-2008

23

ЖВАЧНЫЕ

В молоке коров контрольной Гр через 6 ч после введения молочной кислоты активность ЛДГ увеличилась на 52,2 % (р < 0,02), а у животных Гр II — на 45,8 % (р < 0,05) по сравнению с исходным уровнем. В молоке коров Гр III и IV активность ЛДГ совершенно не изменилась. Вероятно, ЛДГ в молочной железе таких животных не образуется, а поступает в молоко из крови. Полученные данные позволяют считать, что больные туберкулезом коровы в 3,7...5 раз слабее секре-тируют данный фермент в молоко, чем здоровые животные. Интересно, что под влиянием молочной кислоты в молоке коров также повышалась активность АЛТ. Это было особенно выражено у больных животных. Так, у коров Гр III она оказалась на 59,4 % (р < 0,05) больше, чем натощак, а у животных Гр IV это различие составило 62,2 % (р < 0,05). Активность других ферментов молока у коров под действием лактата практически не менялась.

Глицериновая нагрузка у коров контрольной Гр способствовала повышению активности АСТ в молоке через 3 ч в 2,5 раза (р < 0,02), а через 6 ч — в 2 раза (р < 0,05). Еще большую активность АСТ мы наблюдали в Гр II. У них под влиянием глицерина через 3 ч активность АСТ увеличилась в 2,7 раза (р < 0,05), а через 6 ч — в 3 раза (р < 0,02). Вместе с тем у животных Гр III активность АСТ в молоке повысилась только через 6 ч, причем всего на 47 % (р < 0,05). У коров Гр IV, реагирующих на туберкулин и КАМ, индукции АСТ не происходило. Что касается АЛТ, то большую, чем в норме, активность этого фермента мы зафиксировали после перорального однократного введения глицерина лишь у коров Гр I и II. У животных Гр IV, реагировавших на оба аллергена, глицерин не индуцировал повышения активности АЛТ в молоке.

Изменения активности ферментов молока под влиянием гидрокортизона у обследованных коров проявлялись следующим образом. У контрольных животных активность АСТ молока увеличилась к шестому часу эксперимента в 2 раза (р < 0,02), а у коров Гр II — на 59,4 % (р < 0,05). У коров остальных опытных Гр активность этого фермента в молоке не изменялась. Похожую картину наблюдали в отношении АЛТ и ЛДГ молока. Под влиянием гидрокортизона активность АЛТ статистически достоверно увеличилась в 2 раза (р < 0,05), через 6 ч после начала опыта только у коров Гр II. В то же время животные с выраженной реакцией на туберкулин (Гр III и IV) вновь проявили резистентность к индукции АЛТ гидрокортизоном. Что касается ЛДГ, то активность этого фермента в молоке возросла к шестому часу эксперимента после нагрузки гидрокортизоном как у контрольных коров, так и у животных Гр II на 54,2 % (р < 0,01) и на 47,9 % (р < 0,02) со-

ответственно. У коров Гр III и IV активность этого фермента не изменилась под действием гидрокортизона. Таким образом, этот глюкокортикоид проявил себя как мощный индуктор трансаминаз и ЛДГ у коров Гр I и II, но животные Гр III и IV оказались толерантными к такому его действию.

Заключение

У коров, реагирующих на туберкулин или на туберкулин и КАМ, развивается дисбаланс ферментов молока, проявляющийся значительным повышением активности АСТ, АЛТ и ЛДГ, при существенном снижении активности ЩФ и перок-сидазы.

В индукционных опытах установили, что у контрольной Гр коров и животных, реагирующих преимущественно на КАМ, лактат отчетливо повышает активность ЛДГ в молоке. У больных туберкулезом животных лактат не индуцировал повышения активности ЛДГ, но вызвал увеличение активности АЛТ. Под влиянием глицерина у животных, реагирующих только на туберкулин, активность АСТ и АЛТ в молоке повышалась в более поздние сроки, чем у животных первых двух групп, а у коров, реагирующих на туберкулин и КАМ, индукция трансаминаз вообще отсутствовала. Инъекция гидрокортизона животным Гр III и IV в отличие от коров контрольной группы, не стимулировала повышения в молоке активности АСТ, АЛТ и ЛДГ.

Таким образом, впервые показано, что у коров с выраженной реакцией на туберкулин или на туберкулин и КАМ развивается повышенная резистентность ферментов молока к индуцирующему действию экзогенных субстратных и гормональных стимулов. Полученные данные раскрывают ранее неизвестные особенности секреции ферментов молока у коров с подозрением на туберкулез. Возможно, в будущем ими можно будет пользоваться в качестве дополнительных диагностических критериев этой болезни.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Горбатова К.К. Биохимия молока и молочных продуктов. - СПб.: ГИОРД, 2004.

2. Кассич Ю.А., Хоменко В.И., Позднякова. Эффективная пастеризация молока — важный фактор борьбы с туберкулезом: Ветеринарные проблемы промышленного животноводства. - Белая Церковь, 1985.

3. Ленинджер А. Основы биохимии: Учебное пособие. - М.: Мир, 1985.

4. Рогожин В.В. Биохимия молока и молочных продуктов. - М.: Гиорд, 2006.

V.A. Blinov, U.V. Platonova. Peculiarities of induction milk enzymes in cows with different reaction to tuberculin skin test

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА

УДК 619:619.2:612.015: 616.9

Окрашивание кислотоустойчивых бактерий

Б.П. Экви, РВЖ СХЖ

Сокращения: ГП — гистопрепарат(ы); М — мазок

Из-за наличия в составе клеточной стенки большого количества липидов кислотоустойчивые бактерии (в т.ч. многие микобактерии) плохо окрашиваются обычными анилиновыми красителями, но прочно удерживают карболовые красители. Этот принцип лежит в основе метода окраски Циля-Нильсена, проводимого в следующей последовательности:

1. Фиксация М на воздухе или метиловым спиртом.

2. Окрашивание раствором карболового фуксина Циля при 4-кратном подогревании над пламенем до образования паров — 2...5 мин.

3. Промывание водой.

4. Обесцвечивание 3%-м раствором соляной кислоты, приготовленным на 96%-м этиловом спирте — 3...5 с.

5. Промывание водой с последующим ополаскиванием 96%-м этиловым спиртом — 1...2 раза.

6. Контрастное окрашивание метиленовым синим — 3...5 мин.

7. Промывание водой, высушивание и микроскопирование.

В итоге туберкулезные микобактерии окрашиваются в рубиново-красный цвет, а кислото- и спирто-устойчивые сапрофиты становятся синими.

Флюоресцентное окрашивание облегчает обнаружение кислотоустойчивых бактерий как в М, так и в ГП.

В 1938 г П.К.Х. Хагеман предложил с этой целью окрашивать ГП аурамином. Основные этапы данного метода —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.