Научная статья на тему 'Особенности индивидуального подхода в обучении студентов технического вуза при формировании профессиональных компетенций'

Особенности индивидуального подхода в обучении студентов технического вуза при формировании профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технический университет / обучение / студент / олимпиада / профессиональные компетенции / индивидуальный подход. / technical university / training / student / competition / professional competence / individual approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. Ш. Каменная, Х. Н. Ягафарова

Авторы приходят к выводу, что для адаптации к трудовой деятельности, нахождению творческого подхода к изменениям рынка труда необходима качественная подготовка выпускника технического вуза. В статье представлены возможные пути решения задач по выявлению явных и скрытых талантов, неординарных способностей и творческого мышления студентов. Особое внимание уделяется рассмотрению мотивирующих аспектов познавательной деятельности студентов посредством индивидуализации обучения в современной педагогической системе образования высшего технического учебного заведения. Представлены данные по участию студентов филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Октябрьском в Открытых международных студенческих дисциплинарных Интернет-олимпиадах. Освещены вопросы индивидуального подхода в деятельности студентов через выявление интеллектуальных способностей каждого из них. Проведен анализ итогов Интернет-олимпиад за период с 2012 по 2018 годы по дисциплинам различного цикла, выявлены изменения количественных и качественных показателей по пятнадцати дисциплинам по профилю подготовки ”Техника и технологии”, показаны возможности повышения эффективности подготовки студентов высшего учебного заведения к научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. Ш. Каменная, Х. Н. Ягафарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF INDIVIDUAL APPROACH ON TEACHING TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN DEVELOPING THE PROFESSIONAL COM- PETENCE

For work adaptation, finding a creative approach to changes in the labor market, it is necessary to provide a high-quality training for a graduate on technical sciences. The article presents possible solutions to problems of identifying in students explicit and hidden talents, remarkable skills and creative thinking. In the article, special attention is paid to motivating aspects of learning through the individualized education in view of contemporary pedagogical system of higher technical university. It is presented data of students from Oktyabrsky Branch of Ufa State Petroleum Technological University, who participated in Open International Students’ On-line Competitions. The article covers issues of individual approach in student activity through identification of intellectual capacity of each student. It has been analyzed the results of on-line competitions for the period of 2012-2018 in various disciplines. The analysis shows changes of quantitative and qualitative indicators in fifteen disciplines of students, specializing in “Engineering and Technology”. This paper considers the potential for enhancing training efficiency for scientific activity of higher education students

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуального подхода в обучении студентов технического вуза при формировании профессиональных компетенций»

УДК 377

Kamennaya E.Sh., teacher, Oktyabrsky Oil College n.a. S.I. Kuvykin (Oktyabrsky, Russia), postgraduate, BSPU n.a. M. Akmulla (Yfa, Russia),

E-mail: ekamennaya@yandex.ru

Yagafarova Kh.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Branch of the State Oil University (Oktyabrsky, Russia), E-mail: yagafarova-kh@mail.ru

SPECIFIC FEATURES OF INDIVIDUAL APPROACH ON TEACHING TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN DEVELOPING THE PROFESSIONAL COMPETENCE. For work adaptation, finding a creative approach to changes in the labor market, it is necessary to provide a high-quality training for a graduate on technical sciences. The article presents possible solutions to problems of identifying in students explicit and hidden talents, remarkable skills and creative thinking. In the article, special attention is paid to motivating aspects of learning through the individualized education in view of contemporary pedagogical system of higher technical university. It is presented data of students from Oktyabrsky Branch of Ufa State Petroleum Technological University, who participated in Open International Students' On-line Competitions. The article covers issues of individual approach in student activity through identification of intellectual capacity of each student. It has been analyzed the results of on-line competitions for the period of 2012-2018 in various disciplines. The analysis shows changes of quantitative and qualitative indicators in fifteen disciplines of students, specializing in "Engineering and Technology". This paper considers the potential for enhancing training efficiency for scientific activity of higher education students.

Key words: technical university, training, student, competition, professional competence, individual approach.

Е.Ш. Каменная, аспирант, БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: ekamennaya@yandex.ru

Х.Н. Ягафароеа, канд. филос. наук, доц., филиал ФГБОУ ВО УГНТУ, г. Октябрьский, E-mail: yagafarova-kh@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Авторы приходят к выводу, что для адаптации к трудовой деятельности, нахождению творческого подхода к изменениям рынка труда необходима качественная подготовка выпускника технического вуза. В статье представлены возможные пути решения задач по выявлению явных и скрытых талантов, неординарных способностей и творческого мышления студентов. Особое внимание уделяется рассмотрению мотивирующих аспектов познавательной деятельности студентов посредством индивидуализации обучения в современной педагогической системе образования высшего технического учебного заведения. Представлены данные по участию студентов филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета в г Октябрьском в Открытых международных студенческих дисциплинарных Интернет-олимпиадах. Освещены вопросы индивидуального подхода в деятельности студентов через выявление интеллектуальных способностей каждого из них. Проведен анализ итогов Интернет-олимпиад за период с 2012 по 2018 годы по дисциплинам различного цикла, выявлены изменения количественных и качественных показателей по пятнадцати дисциплинам по профилю подготовки "Техника и технологии", показаны возможности повышения эффективности подготовки студентов высшего учебного заведения к научной деятельности.

Ключевые слова: технический университет, обучение, студент, олимпиада, профессиональные компетенции, индивидуальный подход.

Современная российская система образования формируется в новых социально-экономических условиях, которые обусловливают изменения в требованиях к выпускнику высших учебных заведений. Качественная подготовка инженера неразрывно связана с необходимостью разработки четких требований к общекультурным и профессиональным компетенциям выпускников технических вузов, которая позволила бы им быстро адаптироваться к трудовой деятельности, творчески подходить к любым изменениям рынка труда. Поэтому перед высшей технической школой стоит задача, которая создавала бы условия развития профессиональных компетенций студентов и индивидуализировала подход к обучающимся. Это в свою очередь ведет к воспитанию активного, инициативного, самостоятельного профессионала, стремящегося к повышению своего культурного и профессионального уровня, и в итоге сформирует системное инженерное мышление будущего специалиста. При этом организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента [1].

В настоящее время значительные аспекты проблемы индивидуализации обучения проанализированы в научных трудах И.Э. Унт, по мнению которой индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндиви-дуализированной работой [2]. Важным аспектом в индивидуализации процесса обучения составляют олимпиады, которые стимулируют развитие новых методов, средств и форм обучения и интеллектуального развития студентов. Проведение студенческих олимпиад является мощным стимулом для формирования общекультурных и профессиональных компетенций и мотивацией в процессе обучения студентов филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) в г Октябрьском.

В научных трудах Э.Ф. Зеер утверждает, что в связи с модернизацией образования изменения в области производственных технологий обусловливают необходимость формирования у специалиста «особых надпрофессиональных, точнее, экстрафункциональных знаний, умений и навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность» [3, с. 8]. В то же время К.Е. Андреев считает, что «потребности современного рынка труда, предъявляемые к качеству профессионального образования, базируются на профессиональной социализации и адаптации на всех этапах приобретаемого статуса (абитуриента, студента, выпускника - молодого специалиста, а впоследствии и профессионала, мотивированного к повышению своего профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности)» [4, с. 18].

Перед профессорско-преподавательским коллективом стоит задача создания педагогических условий, содержащих в себе систему научно-теоретических

познаний, которые бы формировали профессиональные компетенции. Решением данной задачи является дидактический принцип, предусматривающий индивидуальный подход на субъективном уровне, так как осуществление индивидуального подхода предполагает целенаправленное построение образовательного процесса. Задача реализации модернизации обучения в системе высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов технического профиля является одной из актуальных в теории и методике высшего образования [5].

В процессе формирования научно-теоретических познаний повышается уровень развития интеллектуальных способностей, что позволяет студенту эффективно решать новые жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, а именно: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого.

Современные направления профессиональной подготовки технического специалиста развиваются в условиях перехода от индустриального к информационному обществу. Развиваются новые направления подготовки на уровне информационно-коммуникационных сетей, что тесно связано с развитием процесса информатизации общества и использованием информационных технологий. Система образования в своем развитии использует новые возможности создания и распространения как информации, так и знаний в различных областях [6].

Одной из основных задач высшей школы в условиях глобализации и интеграции российского образования в мировое образовательное пространство является выявление талантливой, ярко мыслящей и проявляющей творческие способности молодежи [7]. Проведение таких творческих научно-ориентированных мероприятий, как олимпиады способствует решению этой задачи. Расширение сфер применения современных инфокоммуникационных технологий в области образования дает возможность массового участия одаренных студентов в олимпиадах и расширяет географию участников. Проведение Интернет-олимпиад позволяет выявить по-настоящему талантливых молодых людей, способных к научным исследованиям, связанным с потребностями рынка в высокотехнологичных отраслях инновационной экономики России [8].

Наиболее эффективным способом формирования и применения знаний, навыков, умений студентов в процессе обучения и решения данной образовательной проблемы является подготовка к научно-исследовательской деятельности, которая предполагает участие студентов не только в фундаментальных и прикладных исследованиях в области создания новых технологий, но и в олимпиадах разных уровней. Согласно положению об «Открытых международных

студенческих дисциплинарных Интернет-олимпиадах», студенческие олимпиады ставят и реализуют следующие цели:

• повышение уровня и качества образования;

• формирование интереса к изучаемой дисциплине и развитие навыков самостоятельной деятельности;

• воспитание воли к преодолению трудностей, к поиску нестандартных путей решения задач;

• популяризация знаний и расширение кругозора студентов;

• выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, умеющих неординарно мыслить, обеспечение их дальнейшей творческой деятельности;

• сравнительную оценку качества обучения студентов разных специальностей и групп;

• материальную и моральную поддержку талантливой молодежи и т.д. [9].

Важно то, что студенческие дисциплинарные Интернет-олимпиады остаются самым объективным, показательным и авторитетным интеллектуальным состязанием обучающихся учебных заведений. Но неизменно основной задачей массового этапа олимпиады должна быть не выборка студентов, а их максимальное вовлечение в научно-исследовательскую деятельность. В то же время итоги студенческих олимпиад стимулируют развитие новых методов, средств и форм обучения, повышение опыта, эрудиции и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Несомненно и то, что задачи, которые предлагаются на студенческих олимпиадах после внедрения их в систему учебного процесса высшего учебного заведения, вносят новые элементы в программу изучаемой дисциплины. И таким образом накапливается богатый и разносторонний материал, который значительно обогащает педагогический опыт, совершенствует профессиональное мастерство.

Студенческая олимпиада способствует формированию системного мышления, которое ориентировано на эффективное использование приобретенных навыков в будущей практической деятельности [9]. При этом возникает дух соперничества, проявляются яркие интеллектуальные индивидуальные особенности посредством постановки на олимпиадах нестандартных и нетрадиционных вопросов и задач. Проявление духа соперничества отражается в том, что каждый участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Для студентов олимпиада дает возможность поверить в себя, самоутвердиться, приобрести уверенность в своих интеллектуальных и творческих способностях. Если говорить о небольших достижениях и показателях в олимпиадах, то они рождают в студенте веру в себя и свои возможности. Это и есть проявление своей индивидуальной особенности.

Важными педагогическими условиями выступает популяризация научной деятельности студентов при выявлении индивидуальности и особенностей каждого студента, поскольку для обучающихся важно создавать систему условий для развития личности в целом и специалиста в частности [10]. Данные условия позволяют раскрыть индивидуальность обучающегося, его творческий потенциал в процессе овладения профессиональной деятельностью. Поэтому ежегодно студенты филиала УГНТУ в г. Октябрьском принимают участие в олимпиадах различного уровня по многим дисциплинам, но особое внимание обратим на Открытую международную Интернет-олимпиаду, организаторами которой являются Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования, Научно-исследовательский институт мониторинга образования.

Открытые международные студенческие Интернет-олимпиады по профилю «Техника и технологии» проводятся по пятнадцати дисциплинам высшего гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов. Разделы дисциплин определяются в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС) Российской Федерации.

Открытая международная студенческая Интернет-олимпиада проводится среди студентов высших учебных заведений первых трех курсов обучения с использованием инфокоммуникационных технологий (в форме компьютерного онлайн-тестирования) с 2008 года. В соответствии с регламентом оргкомитета Интернет-олимпиада проводится в два тура, за исключением математики, где существует три тура (третий тур - всероссийский, международный). Первый (отборочный) тур Интернет-олимпиады проводится научными руководителями среди

студентов образовательного учреждения, а второй (региональный) тур - в базовых вузах страны. В Республике Башкортостан базовым учреждением назначен Уфимский государственный авиационный технический университет. По результатам первого отборочного тура на второй тур Интернет-олимпиады приглашаются три лучших студента. Все участники второго тура награждаются сертификатами, а призеры - золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

Студенты нашего учебного заведения принимают участие в олимпиадах по всем дисциплинам: математике, физике, химии, информатике, экологии, теоретической механике, сопротивлению материалов, русскому языку, истории России, правоведению, философии, экономике, статистике. Их результаты за последние 7 лет сведены в итоговую таблицу 1. По ее данным составлены диаграммы количественных и качественных изменений итогов Интернет-олимпиады в период с 2012 по 2018 года (рис. 1).

300

2012 ?ИЗ 2014 №15 ЗОН IM7 ¡Ü1S

Рис. 1. Диаграмма количественных и качественных изменений с 2012 по 2018 гг

Приведенные результаты показывают, что студенты и профессорско-преподавательский состав филиала все более активно и качественно участвуют в Интернет-олимпиадах, и эти данные отражены на главной странице сайта http:// olymp.i-exam.ru.

Активное участие студентов филиала в Открытых международных студенческих Интернет-олимпиадах ежегодно отмечается благодарственными письмами оргкомитета Интернет-олимпиад. По итогам года оргкомитет принимает решение о присуждении филиалу почетного звания «Победитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад» с возможностью размещения на сайте вуза баннера с логотипом Интернет-олимпиад.

Проведенный анализ по результатам Интернет-олимпиад (таблица 1) показывает тенденцию роста как количественных, так и качественных показателей (рис. 1). По сравнению с началом проведения Интернет-олимпиад (2012 год), на сегодняшний день количественные характеристики возросли в 3,3 раза (с 83 участников до 274), также наблюдается ежегодное увеличение количественной составляющей по сравнению с предыдущим годом: в 2013 году увеличение на 31%, в 2014 году - 62%, в 2015 году - 17,5% и в 2018году - 86%. Наибольший прирост количественного показателя пришелся на 2018 год. Относительно качественных показателей мы наблюдаем их повышение на 47,6% в 2018 году по сравнению с 2012 годом. Также стоит отметить ежегодное положительное приращение: в 2013 году - 14,3%, в 2014 году - 4%, в 2015 году - 8%, в 2016 году -7,4%. Несомненно, что увеличение количественных и качественных показателей указывает на появление заинтересованности обучающихся, их мотивации и активизации познавательных способностей, проявление уникальных индивидуальных личных качеств, в результате которых формируется системное инженерное

Таблица 1

Статистика участия студентов филиала за последние 7 лет

Календарный год Количество участников 1 тура Годовое приращение, % Количество участников 2 тура Годовое приращение, %

2012 83 - 21 -

2013 109 +31 24 +14,3

2014 177 +62 25 +4,2

2015 208 +17 27 +8

2016 161 -29 29 +7,4

2017 147 -9 26 -11,5

2018 274 +86 31 +19,2

Таблица 2

Галерея призеров Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад

№ Ф.И.О. Дисциплина Статус, призер Год

1 Ашрапов Т. Р. Физика Бронзовый 2013

2 БадретдиноваА.И. Экология Бронзовый 2014

3 Баязитова Л.Р История России Бронзовый 2013

4 Баязитова Л.Р Русский язык Бронзовый 2014

б Васиков Т.Э. История России Бронзовый 201В

б Гареева К.Ф. Химия Бронзовый 2016

1 Дагирманова Д.М. Экономика Бронзовый 201б

В Терегулов Р.А. Сопротивление материалов Серебряный 20И

9 Фазлыев К.И. Русский язык Серебряный 2012

10 Фазлыев К.И. Физика Серебряный 2014

11 Фаткуллин И.Ф. История России Бронзовый 2013

12 Фаткуллин И.Н. История России Бронзовый 201б

13 Фаткуллин И.Ф. История России Серебряный 2014

14 Хакимов И.И. Русский язык Бронзовый 2012

1б Червяков В.О. Русский язык Бронзовый 2012

16 Червяков В.О. Физика Бронзовый 2014

мышление будущего технического специалиста, воспитывается самостоятельный, активный, инициативный профессионал, стремящийся к повышению своего культурного и профессионального уровня. Увеличение показателей является мощным стимулом к дальнейшему обучению, вовлечению все большего количества заинтересованных студентов к участию в предметных олимпиадах. Данные условия позволяют формировать и развивать профессиональные компетенции студентов и индивидуализировать подход к обучающимся.

Исходя из галереи призеров, которая представлена в таблице 2, мы видим, что в период с 2012 по 2018 гг. студенты становились:

- бронзовыми призерами по следующим дисциплинам: экология, химия, экономика, дважды по физике, четырежды по русскому языку и истории России;

- серебряными призерами по дисциплинам: сопротивление материалов, физика, экология, история России.

Эти данные демонстрируют условия развития профессиональных компетенций студентов и индивидуальный подход к обучающимся.

Анализ результатов олимпиад по проводимым учебным дисциплинам позволяет делать выводы не только о количественных и качественных показателях и формировании профессиональных компетенций, но и позволяет научным руководителям:

- управлять познавательной деятельностью;

- побуждать студентов к целенаправленному обучению;

- учитывать индивидуальные особенности подготовки и мышления студентов;

Библиографический список

- находить более эффективные методы и средства обучения и подготовки к последующим олимпиадам.

В дальнейшем профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения планирует работу по подготовке студентов к олимпиадам с учетом анализа и корректировки результатов проведенных олимпиад и отражает их на факультативных занятиях, в кружках, дополнительной самоподготовкой студентов. Таким образом, разносторонние направления внеурочной работы представляют собой сложный, но единый и слаженный механизм деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов, направленный на формирование интеллектуально развитой и духовно богатой личности. При этом олимпиадное движение оказывает существенную поддержку в становлении ценностного и целостного мировоззрения студента.

В завершении необходимо выделить, что научно-исследовательская и методическая деятельность - непременная составляющая труда профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Исследуя педагогические явления, преподаватель упорядочивает не только свои профессиональные знания, формирует свой педагогический стиль, личностное и профессиональное мировоззрение, но и индивидуализирует подход при формировании профессиональных компетенций. Желательно как можно раньше приступать к систематической научно-методической работе по индивидуализации заданий, изучению наиболее актуальных проблем подготовки студентов к научным исследованиям, рассматривать их с разных позиций и с разным уровнем проработки и в итоге принимать участие в студенческих олимпиадах различного уровня.

1. Алямшина Н.Х., Кобелькова Т.С., Рубина Е.В. Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Молодой ученый. 2019; № В: 1бУ - 1б9.

2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва: «Педагогика» 1990: 46 - 4В.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

4. Андреев К.Е. Роль метода проектов в формировании профессиональных компетенций. Специалист. 2012; № 2.

б. Дралюк И.А., Дралюк РС. Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 29У - 300.

6. Сексенбаев К., Султанова Б.К., Кисина М.К. Информационные технологии в развитии современного информационного общества. Молодой ученый. 201б; № 24: 191 - 194.

У. Положение об Открытых международных студенческих дисциплинарных Интернет-олимпиадах, 2016. Available at: https://olymp.i-exam.ru/all_news?page=2В&f¡lter=all

В. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности. Интеграция образования. 2012; № 1: 16 - 19.

9. Скотникова А.М. Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в ВУЗе. Педагогическое образование в России. 2013; № 4: 229 - 232.

10. Каменная Е.Ш., Ягафарова Х.Н. Функции текущего контроля знаний студентов технического профиля в педагогических условиях индивидуализации обучения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № У: У1 - У6.

References

1. Alyamshina N.H., Kobel'kova T.S., Rubina E.V. Postroenie obrazovatel'nogo processa v usloviyah realizacii FGOS s uchetom vozrastnyh i individual'nyh osobennostej obuchayuschihsya. Molodoj uchenyj. 2019; № В: 1бУ - 1б9.

2. Unt I.'E. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya. Moskva: «Pedagogika» 1990: 46 - 4В.

3. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.

4. Andreev K.E. Rol' metoda proektov v formirovanii professional'nyh kompetencij. Specialist. 2012; № 2.

б. Dralyuk I.A., Dralyuk R.S. Povyshenie kachestva podgotovki specialista kak uslovie ego konkurentosposobnosti. Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 29У - 300.

6. Seksenbaev K., Sultanova B.K., Kisina M.K. Informacionnye tehnologii v razvitii sovremennogo informacionnogo obschestva. Molodoj uchenyj. 201б; № 24: 191 - 194.

У. Polozhenie ob Otkrytyh mezhdunarodnyh studencheskih disciplinarnyh Internet-olimpiadah, 2016. Available at: https://olymp.i-exam.ru/all_news?page=2В&f¡lter=all

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Shadchin I.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Integraciya obrazovaniya. 2012; № 1: 16 - 19.

9. Skotnikova A.M. Olimpiada kak psihologo-pedagogicheskaya tehnologiya obucheniya v VUZe. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 4: 229 - 232.

10. Kamennaya E.Sh., Yagafarova H.N. Funkcii tekuschego kontrolya znanij studentov tehnicheskogo profilya v pedagogicheskih usloviyah individualizacii obucheniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № У: У1 - У6.

Статья поступила в редакцию 20.09.1

б21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.