Научная статья на тему 'Интернет-олимпиада в сфере профессионального образования'

Интернет-олимпиада в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE INTERNET-OLVMPIAD IN THE FIELD PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянская Елена Сергеевна, Тусюк Сергей Константинович

Рассмотрена методика проведения Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования в базовом вузе, результаты участия Тульского государственного университета по различным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белянская Елена Сергеевна, Тусюк Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET-OLYMPIAD IN THE FIELD PROFESSIONAL EDUCATION

The method of conducting the Internet-Olvmpiad in the sphere of professional education in the basic school, the results of the participation of the Tula state Universitv in different di sci pl i nes are consi dered.

Текст научной работы на тему «Интернет-олимпиада в сфере профессионального образования»

УДК 378:371.3

ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.С. Белянская, С.К. Тусюк

Рассмотрена методика проведения Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования в базовом вузе, результаты участия Тульского государственного университета по различным дисциплинам.

Ключевые слова: Интернет-олимпиада в сфере профессионального образования.

Одной из основных задач современного высшего образования в условиях интеграции российского образования в мировое образовательное пространство является выявление талантливой, неординарно мыслящей и проявляющей свои способности молодежи.

Проведение таких творческих научно-ориентированных мероприятий, как Интернет-олимпиады способствует решению этой задачи. Современное развитие информационных и коммуникационных технологий и использование их в области образования дает возможность участвовать большому числу одаренных студентов в Интернет-олимпиадах, постоянно расширяется географию вузов участников.

Интернет-олимпиада дает возможность оценить умение творчески мыслить, способствует саморазвитию молодежи, повышает инфокоммуни-кационную культуру студентов и преподавателей. Участие в олимпиадах побуждает студентов к более глубокому изучению дисциплин и применению полученных знаний на практике [1].

Олимпиадные задания составлены в рамках современных методов обучения с использованием компетентностного подхода, что позволяет определять способность решать практико-ориентированные задачи на основе теоретических знаний, анализа методов решения, интерпретации полученных результатов с учетом поставленной задачи.

В рамках календаря проектов Интернет-олимпиад предусмотрено проведение on-line тестирования по следующим дисциплинам: «Экономика», «Экология», «Статистика», «Сопротивление материалов», «Теоретическая механика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Математика», «История России», «Русский язык», «Философия», «Правоведение», «Социология», «Культурология».

Интернет-олимпиада по отдельным дисциплинам включает, как правило, проведение двух туров (по дисциплине «Математика» предусмотрен третий очный тур) и реализуется для различных профилей подготовки:

- «Биотехнологии и медицина»;

236

- «Гуманитарный и юридический»;

- «Специализированный» (с углубленным изучением дисциплины);

- «Техника и технологии»;

- «Экономика и управление».

Первый (вузовский) тур проводится согласно поданой заявке с участием наиболее способных студентов, отобранных по рекомендациям ведущих преподавателей этих дисциплин, и позволяет получить результаты по каждому профилю в виде:

- диаграмм распределения результатов участников;

- карты коэффициентов решаемости заданий;

- диаграммы ранжирования результатов студентов вузов-участников по проценту набранных баллов,

- диаграммы ранжирования результатов студентов вуза по проценту набранных баллов;

- рейтинг-листов.

Результаты первого тура Открытой международной Интернет-олимпиады по отдельным дисциплинам подводятся для каждого вуза-участника отдельно и недоступны для других образовательных учреждений, принимавших участие в тестировании. Результаты Открытой международной Интернет-олимпиады выкладываются на именных страницах вузов-участников в виде кратких и подробных рейтинг-листов.

Согласно расписанию календаря проектов после окончания установленного срока проведения Интернет-олимпиад по различным дисциплинам подводятся итоги по всем вузам-участникам с использованием специально разработанной методики подсчета баллов.

При подсчете набранных студентом баллов учитывается коэффициент решаемости задания. Балл В у (весовой коэффициент) за верно выполненное у-ое задание зависит от коэффициента решаемости этого задания.

Так, например, весовой коэффициент В у по дисциплине «Русский

язык» для Интернет-олимпиады 2016 года рассчитывался по формуле:

4; если к у £ 0,18

ВУ =

3; если 0,18 < к у £ 0,36 2; если 0,36 < к у £ 0,64 ; 1; если 0,64 < к у

где ку - коэффициент решаемости у-ого задания, равный отношению числа студентов, верно решивших задание, к общему числу студентов, решавших задание.

Таким образом, набранный ¡-м студентом балл составляет

40

т = X Ву -Щу, ]=1

237

где a — 1, если i-й студент верно решил j-е задание, и aj — 0 в противном случае.

Максимально возможный результат

40

M — X Bj .

j=1

Отсюда индивидуальный результат студента в процентах может быть рассчитан по формуле

40

X Bj •aij

mm- j — 1

Di —-L -100% — ^^--100%

i M 40

X BJ j—1

В результате на именной странице вуза выкладывается список студентов, приглашенных во второй тур Интернет-олимпиады. На второй тур приглашаются студенты вуза, показавшие лучшие результаты по профилю (победители и призеры по профилю внутри вуза), но не ниже медианного значения по общему рейтингу всех участников первого тура.

Второй (региональный) тур Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по отдельным дисциплинам проводится в базовых вузах в формате компьютерного on-line тестирования с обязательным подключением видеотрансляции, которая отображается на сайте базового вуза (ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» является одним из базовых вузов в ЦФО). Обязательным требованием проведения второго тура является обеспечение видимости всех студентов-участников олимпиады и их мониторов. С этой целью во всех аудиториях, где запланированы сеансы тестирования, предусмотрена установка не менее одной камеры высокого разрешения. Студентам участникам Интернет-олимпиады не разрешается пользоваться любой методической и справочной литературой, сотовыми телефонами и другими телекоммуникационными ресурсами. Во время проведения Интернет-олимпиады студентам не разрешается разговаривать, передавать предметы друг другу, пользоваться средствами мобильной или иной другой связи.

Все участники второго регионального тура Интернет-олимпиады получают именные сертификаты, которые могут использовать для заполнения своего портфолио. После подведения итогов второго тура победители получают дипломы первой, второй, третьей степени и медали - золотую, серебряную и бронзовую соответственно. Вузу, студенты которого заняли призовые места на олимпиаде, присуждается почетное звание «Победитель Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад» с возможностью размещения на сайте вуза специального баннера с логотипом Интернет-олимпиад. Успехи студентов-победителей учитываются при процедуре профессионально-общественной аккредитации вузов и в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России».

На момент написания статьи студентами Тульского государственного университета в 2016 году было завоевано в общей сложности 10 медалей: две золотые по дисциплинам «Экономика» и «Экология», три серебряные медали по дисциплинам «Математика» и «Экология», пять бронзовых медалей по дисциплинам «Экология» и «Статистика».

Студенты Тульского государственного университета по результатам третьего очного тура Открытой международной Интернет-олимпиады по математике ежегодно выходят в суперфинал, который традиционно проходит на базе Ариэльского университета (Израиль), где в разные годы добивались побед как в личном, так и в командном первенствах. В 2016 году студент нашего вуза по итогам личного тура был удостоен диплома третьей степени и признан призером суперфинала олимпиады.

Список литературы

1. Пустобаева О.Н. Фактор качественного обучения. Аккредитация в образовании [Электронный журнал] №68, декабрь 2013 г. с.93-94. URL: http://www.akvobr.ru/akkreditatsiya_v_obrazovanii_6 8 .html

Белянская Елена Сергеевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Тусюк Сергей Константинович, канд. техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE INTERNET-OLYMPIAD IN THE FIELD PROFESSIONAL EDUCATION

E.S. Belyanskaya, S.K. Tusyuk

The method of conducting the Internet-Olympiad in the sphere ofprofessional education in the basic school, the results of the participation of the Tula state University in different disciplines are considered.

Key words: The Internet-Olympiad in the field professional education.

Belyanskaya Elena Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, nes2451@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Tusyuk Sergey Konstantinovich, candidate of technical sciences, professor, tsk46@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.