Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрахина Наталья Геннадиевна, Петрова Оксана Николаевна, Староверова Нина Петровна

Статья посвящена вопросу индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Авторы рассматривают понятия «индивидуализация» «дифференциация» и «персонализация», где индивидуализация реализуется в конкретном предмете, персонализация направлена на всю систему образования в целом, а дифференциация дополняет два данных принципа в условиях групповой организации процесса обучения. Проанализировав типологию Е. И. Пассова, авторы в своем исследовании обобщили те методы и приемы, которые соответствуют личностной и субъектной индивидуализации. Кроме того, был проведен опрос учителей английского языка, который показал, что педагоги готовы реализовывать принцип индивидуализации, однако перед ними стоят проблемы, которые нужно решить. В статье подробно разбираются эти проблемы и приводятся соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрахина Наталья Геннадиевна, Петрова Оксана Николаевна, Староверова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INDIVIDUALIZATION OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article is devoted to the issue of individualization of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The authors consider the concepts of “individualization”, “differentiation” and “personalization”, where individualization is realized in a particular subject, personalization is aimed at the entire education system as a whole, and differentiation complements these two principles in the conditions of the group organization of the learning process. After analyzing the typology of E. I. Passov, the authors in their study summarized those methods and techniques that correspond to personal and subjective individualization. In addition, a survey of English teachers was conducted, which showed that teachers are ready to implement the principle of individualization, but they face problems that need to be solved. The article analyzes these problems in detail and draws the corresponding conclusions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-3-130-136 УДК 378(045)

Особенности индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Н. Г. Кондрахина, О. Н. Петрова, Н. П. Староверов

Финансовый университет, Москва, Россия

аннотация

Статья посвящена вопросу индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Авторы рассматривают понятия «индивидуализация» «дифференциация» и «персонализация», где индивидуализация реализуется в конкретном предмете, персонализация направлена на всю систему образования в целом, а дифференциация дополняет два данных принципа в условиях групповой организации процесса обучения. Проанализировав типологию Е. И. Пассова, авторы в своем исследовании обобщили те методы и приемы, которые соответствуют личностной и субъектной индивидуализации. Кроме того, был проведен опрос учителей английского языка, который показал, что педагоги готовы реализовывать принцип индивидуализации, однако перед ними стоят проблемы, которые нужно решить. В статье подробно разбираются эти проблемы и приводятся соответствующие выводы. Ключевые слова: языковое образование; иностранный язык; индивидуализация образования; неязыковой вуз

Для цитирования: Кондрахина Н. Г., Петрова О. Н., Староверова Н. П. Особенности индивидуализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(3):130-136. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-3-130-136

oRiGiNAL PAPER

Features of individualization of Teaching a Foreign Language in a Non-linguistic University

N. G. Kondrakhina, o. N. Petrova, N. P. staroverova

Financial University, Moscow, Russia

abstract

The article is devoted to the issue of individualization of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The authors consider the concepts of "individualization", "differentiation" and "personalization", where individualization is realized in a particular subject, personalization is aimed at the entire education system as a whole, and differentiation complements these two principles in the conditions of the group organization of the learning process. After analyzing the typology of E. I. Passov, the authors in their study summarized those methods and techniques that correspond to personal and subjective individualization. In addition, a survey of English teachers was conducted, which showed that teachers are ready to implement the principle of individualization, but they face problems that need to be solved. The article analyzes these problems in detail and draws the corresponding conclusions. Keywords: language education; foreign language; individualization of education; non-linguistic university

For citation: Kondrakhina N. G., Petrova o. N., staroverova N. P. features of individualization of teaching a foreign language in a non-linguistic university. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of Financial University. 2022;12(3):130-136. (In Russ.). Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-3-130-136

Опираясь на многие исследования и личные наблюдения, можно отметить, что современное школьное и вузовское обучение (в том числе и иностранным языкам) ориентировано на «среднего» студента. При этом не уделяется должного внимания индивидуальным особенностям обучающихся, из-за чего слабые ученики становятся неуспевающими, а сильные

© Кондрахина Н. Г., Петрова О. Н., Староверова Н. П., 2022

теряют интерес к предмету. Именно поэтому вопрос индивидуализированного подхода становится актуальным, в особенности при преподавании иностранного языка — из-за групповой формы обучения.

Индивидуализация обучения остается актуальной темой для ученых и педагогов, несмотря на то, что она достаточно изучена [1]. Многие

ученые в своих трудах определяли феноменологию индивидуализации, отмечали ее различия с дифференциацией, разрабатывали технологии и приемы применения индивидуализации в обучении различным дисциплинам. Но, несмотря на достаточную разработанность проблемы, остаются вопросы, которые требуют дальнейших исследований. Особенно остро стоит вопрос использования различных приемов обучения, соответствующих индивидуализированному подходу в обучении иностранным языкам, ввиду особого места дисциплины «Иностранный язык» среди предметов вузовского курса [2]. Препятствия в использовании индивидуализации в обучении иностранному языку обусловливаются следующими противоречиями между:

• индивидуальным процессом усвоения иностранного языка и групповой формой организации занятия;

• методами и приемами работы в группе и многочисленными индивидуальными характеристиками, присущими конкретному обучающемуся;

• реальной нагрузкой учителя и большой трудоемкостью в реализации индивидуализации обучения.

Данные противоречия приводят к необходимости дальнейшего изучения возможностей индивидуализирования обучения иностранному языку. Стратегическая цель образования — создание условий для самореализации личности и раскрытия ее потенциала, что невозможно без индивидуализации процесса обучения. Индивидуализация — системный принцип, который относится ко всем предметам вузовского образования [3, 4]. Множество технологий индивидуализации имеют общедидактический характер и могут применяться при преподавании как иностранного языка, так и других дисциплин — в старшей школе и в вузе [5, 6]. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Метод инверсии нацелен на поиски и нахождение творческих решений в той части учебной деятельности, где обычно присутствует только логика и простое запоминание, заучивание. Он базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез; логическое и интуитивное; статические и динамические характеристики объекта исследования; внешние и внутренние стороны объекта; увеличение или, наоборот, уменьшение

размеров; конкретное и абстрактное; реальное и фантастическое; разъединение и объединение; конвергенция (сужение поля поиска) и дивергенция (расширение поля поиска). Если не удается решить задачу от начала до конца, то ее рекомендуется решать от конца к началу, но «...недостатком данного метода является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта» [2].

Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства и эмоции самого человека. Эмпатия (или личная аналогия) в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой.

При коллективном поиске оригинальных идей их количество возрастет. Данный метод работает, когда в коллективе есть сплоченность.

Метод синектики по своей сути является комбинацией предыдущих методов. Первым условием здесь является то, что педагог не должен давать готовые формулировки творческих заданий — это может помешать поиску оригинальных, нестандартных решений [7]. Суть второго условия состоит в том, что в данном методе критика чужих идей и их количества запрещена, наоборот — стоит поощрять множественность идей. Руководителю нужно контролировать ход идей, уметь корректно и в простой форме прокомментировать сложные моменты, иногда подсказывать. Этот метод способствует повышению эффективности генерирования новых идей и позволяет привлечь к работе всех обучающихся.

Индивидуальный подход должен реализовы-ваться на каждом занятии. Одним из трудных условий успешной реализации индивидуализации является изучение особенностей каждого обучающегося и дальнейшая организация учебной деятельности с опорой на составленную психологическую картину отдельного студента и класса в целом [8, 9].

Мы считаем, что успешной реализации индивидуализации будет способствовать технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности студента (ИСУД). Данную технологию подробно описала Н. Л. Галеева и выявила несколько параметров [10]:

Обученность — объем и глубина знаний студента по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.

• Обучаемость — проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности студента.

• Внимание — характеризует в системе ИСУД направленность и сосредоточенность сознания студента на определенных объектах.

• Память — сложный психофизиологический процесс, в результате которого у студента происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации.

• Модальность — предпочитаемый, наиболее комфортный канал приема информации (визуал, аудиал, кинестетик).

• Функциональная асимметрия полушарий головного мозга — способность одного полушария головного мозга включаться на доли секунды раньше другого, подавляя функцию другого полушария.

• Организационные ОУУН — общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на занятиях и при выполнении домашнего задания.

• Коммуникативные ОУУН — определяют виды и формы участия в коллективной учебной деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения.

• Информационные ОУУН — определяют для студента возможность самостоятельного поиска и осмысления информации.

• Мыслительные ОУУН — психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся.

Данные параметры нужны для того, чтобы педагог смог выстроить индивидуальный маршрут обучения для каждого студента. Мы считаем, что при реализации индивидуализации особую роль играют первые шесть параметров, так как они являются ключевыми при обучении иностранному языку. По мнению Н. Л. Галеевой, «для выявления уровня развитости того или иного параметра можно прибегнуть к психологическому обследованию, но и сам педагог может определить "западающий" параметр путем внимательного наблюдения за деятельностью обучающегося». После прохождения теста составляется матрица учебного успеха студента — открытая система, которая может использоваться в сокращенном виде, а при необходимости расширяться в учебных заведениях различного типа и с разным контингентом учащихся.

Технология Н. Л. Галеевой подходит для реализации индивидуализации. Ведь именно учет всех параметров обучающегося позволяет максимально четко поставить цели и задачи для каждого

студента и добиться максимального высокого результата по предмету. Помимо этого, составленные матрицы могут использоваться и другими учителями-предметниками.

Изучение индивидуального стиля познавательной деятельности обучающегося — кропотливая работа, требующая системного подхода и выбора соответствующих методов и приемов. Однако именно выбор способов обучения в рамках ИСУД может представлять проблему.

Отличным примером выбора методов и приемов выступает смешанное обучение, «предполагающее сочетание традиционного обучения (присутствие педагога) и элементов дистанционных технологий» [7, с. 74]. В его основе лежит объединение нескольких технологий: классно-урочной системы, электронного обучения и дистанционно-образовательных технологий [11, с. 56].

Традиционные формы обучения используются для мотивации студентов при личном общении с педагогом, электронная же позволяет осуществлять учебную деятельность обучающимся с разными возможностями и при разных условиях, делает образовательный процесс интерактивным и личностно ориентированным [11, 12].

Дистанционное обучение обладает рядом особенностей и преимуществ и позволяет решить ряд задач для обучающихся, учителей и для организации учебного процесса. Студенты сами конструируют свои знания в своем темпе и ритме и могут получать объективную оценку своих результатов. В случае появления пробелов в знаниях и трудностей при освоении материала студенты могут обращаться за консультацией к преподавателю. Кроме того, в ходе образовательного процесса возникает активное взаимодействие обучающихся, необходимое для решения совместных проблем, что способствует организации групповой деятельности.

Помимо этого, происходит персонализация учебного процесса и повышение мотивации, познавательной деятельности. В приоритете данного обучения стоит самостоятельная деятельность обучающихся, которые осваивают современные средства организации работы и планируют результаты своего обучения. «Освоение новых технологий становится все более и более актуальным, так как возрастает количество онлайн-занятий, электронных курсов, мобильных обучений» [7]. Также данное обучение «.способствует появлению новых возможностей взаимодействия учителя и обучающегося, выбора различных форм пред-

ставления учебного материала и новых способов управления обучением» [7].

Более того, дистанционная часть обучения предоставляет учителю больше новых способов контроля и оценивания знаний. Таким образом, технологии создают новые подходы в преподавании и новые виды коммуникации, а также способствуют повышению квалификации учителей.

Осознавая необходимость индивидуализировать процесс обучения, учителя иностранного языка пытаются адаптировать приемы индивидуализации к традиционному обучению. Мы изучили целый ряд источников и остановились на некоторых приемах и методах, используемых учителями иностранного языка.

Самым целесообразным, по мнению Е. А. Дроздовой и Ю. Ф. Тимофеевой, «.. .является деление класса на три условные группы:

• Сильные, которые получат дополнительные задания творческого характера; либо будут выполнять задания учебника, но с элементами творчества.

• Средние, которые будут получать конкретные задания, но с небольшим их усложнением.

• Слабые, которые получат более конкретные, практически направленные задания» [13, 14].

Для реализации данной условной градации обучающихся необходимо дать общее задание для всех учеников с последующим его усложнением до определенного уровня. Или же педагог может дать индивидуальные задания уже условно разделенным группам обучающихся и потом подвести проделанную работу к общему результату.

Несмотря на то что задания предлагаются с учетом уровня владения иностранным языком, такое деление класса на условные группы будет, с одной стороны, создавать ситуацию успеха для определенного числа обучающихся, а с другой — не индивидуализировать, а дифференцировать процесс обучения, что, по мнению Н. Л. Галее-вой, не учитывает индивидуального развития параметров ИСУД и, соответственно, не может относиться непосредственно к индивидуализации обучения [10].

Тем не менее остается нерешенным вопрос: как, учитывая индивидуальное развитие памяти, мышления, внимания и других параметров ИСУД, сделать так, чтобы в конце каждой темы обучающиеся обладали всеми знаниями, умениями и навыками, поскольку обязательный минимум должны освоить все, без исключения? Условное деление класса на группы — это лишь один из

способов стимулировать обучающихся изучать иностранный язык, а также сделать работу каждого студента более продуктивной.

Если говорить о современном образовании, то педагог должен понимать, что неправильно делать акцент на тех студентах, которые быстрее включаются в работу и более умело справляются со всеми заданиями. Преподаватель должен строить занятие так, чтобы он мог взаимодействовать с каждым обучающимся.

Совершенно очевидно, что реализация индивидуализации с помощью создания собственных учебных материалов требует от преподавателя дополнительных временных и интеллектуальных затрат. Но такая работа может окупиться значительным повышением эффективности обучения. Разноуровневые задания с определенными опорами и правильно подобранными упражнениями способствуют развитию речевых умений. Подобный подход может применяться и при отработке других навыков.

В педагогической и методической литературе подчеркивается, что цели занятия должны быть ориентированы на реальный, достижимый результат. Педагог прогнозирует, что обучаемый сможет сказать, понять, написать на изучаемом языке по окончании определенного отрезка учебного времени. «Такой подход заставляет учителя ставить перед собой реалистичные цели, степень достижения которых легко отслеживать, так как они воплощаются в некий конечный продукт и могут быть оценены» [13].

Как было сказано выше, реализация индивидуализации возможна в различных вариациях, что позволяет развивать и гибкие навыки, которые так необходимы для личностного роста каждого обучающегося. Также мы упоминали, что индивидуализацию отлично дополняют дифференциация и персонализация. Путем комбинирования этих принципов можно добиться высоких показателей в усвоении материала.

Проанализировав и обобщив опыт реализации индивидуализации в обучении иностранному языку, мы полагаем, что личностная индивидуализация осуществляется через создание доброжелательной атмосферы на занятии, в ходе которой каждый обучающийся может проявить свои интересы, поделиться своим опытом, высказать свою точку зрения. Это возможно реализовать через дискуссионные приемы и методы, в процессе которых обучающиеся обмениваются мнениями.

В свою очередь, субъектная индивидуализация осуществляется через предоставление обучающимся возможностей выбрать те задания, которые в большей степени проявят их субъектные свойства, иначе говоря, их особенности или сильные стороны в осуществлении речевой деятельности. Так, например, в конце каждого раздела студентам предлагается задание продуктивного типа: составить монолог, сделать презентацию, написать сочинение, выполнить проект и т.д. Если педагог периодически будет предлагать продуктивные задания на выбор обучающихся, это может способствовать реализации их творческих способностей и создавать ситуацию успеха.

В целом, задания на выбор, развивающие такие качества личности, как гибкость мышления и толерантность, на наш взгляд, способствуют также активному развитию иноязычной коммуникативной компетенции.

Что касается индивидуализации, ее реализация в основном закладывается в том содержании обучения, которое предусмотрено учебно-методическим комплексом, поскольку именно УМК учитывает возраст целевой группы и исходный уровень владения иностранным языком. Педагог должен постоянно осуществлять рефлексию результатов проделанной работы, планируя и разрабатывая новые задания, которые помогут обучающимся в учебной деятельности в процессе формирования совершенствования навыка.

По утверждению многих методистов и ученых, процесс обучения иностранным языкам является одним из самых сложных: «.при обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения — речь человека как способ выражения мысли средствами языка» [10, с. 22].

Принципы индивидуализации и дифференциации являются в достаточной мере хорошим дополнением друг друга и играют большую роль в обучении иностранным языкам. При выполнении упражнений, исходя из потенциальных

возможностей, индивидуально-психологических и личностных свойств учеников, педагог перед каждым обучающимся или группой ставит реальную цель. Достижение этой цели стимулирует мотивацию, способствует развитию психического аспекта личности и т.д.

Согласно ФГОС, современное образование нацелено на создание таких условий развития личности, при которых каждый обучающийся будет способен реализовать свой потенциал, а это невозможно без индивидуализации обучения. Однако среди ученых нет единого мнения по поводу определения сущности индивидуализации. Ряд ученых практически отождествляют это понятие с дифференциацией и персонализацией. Однако, по мнению других, они не тождественны, хотя обладают рядом сходных характеристик. Разделяя точку зрения последних, мы в своем исследовании придерживаемся позиции, что индивидуализация, дифференциация и персо-нализация (при ведущей роли индивидуализации) могут создать максимально эффективные условия для обучения, позволяя учителю грамотно строить занятие и создавать условия для самореализации обучающихся.

Исследовав и проанализировав опыт реализации принципа индивидуализации в подходах каждого учителя, можно найти сходства и различия. Мы убедились, что индивидуализация — это такой принцип, при котором педагог должен учитывать множество деталей, а самое главное — правильно подобрать задания и сделать так, чтобы каждый студент усвоил обязательный минимум и у него возрос интерес к предмету. Весь процесс реализации индивидуализации является энергозатратным, но именно с его помощью можно добиться самых высоких результатов в усвоении материала обучающимися.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно констатировать, что индивидуализация — это принцип обучения, подразумевающий создание целого ряда условий, способствующих эффективному усвоению учебного материала.

список источников

1. Gruzina Yu.M., Ponomareva M. A., Firsova I. A., Mel'nichuk M. V. Present-day challenges to an educational system. European Journal of Contemporary Education. 2020;(4):773-785.

2. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд. М.: Филоматис; 2006. 416 с.

3. Климова И. И., Ганина Е. В., Гисин В. Б., Мельничук М. В., Федорова Е. А. Формирование интегральной индивидуальности студента-первокурсника: вызовы и перспективы. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017;3(27):72-78.

4. Мельничук М. В., Алисевич М. В. Проблемы формирования интеллектуальной культуры современного студента. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015;(5-6):48-51.

5. Кондрахина Н. Г., Южакова Н. Е. Алгоритм применения коммуникативного подхода в рамках иноязычного обучения студентов. Образование и право. 2021;(4):411-415.

6. Кондрахина Н. Г., Южакова Н. Е. Специфика индивидуализации в рамках иноязычного обучения студентов. Мир науки, культуры, образования. 2021;3(88):366-368.

7. Скрыпникова Н. Н. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика. Профессиональное образование и рынок труда. 2018;(3):74-78.

8. Белогаш М. А., Мельничук М. В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020;(2):123-132.

9. Восковская А. С., Карпова Т. А., Мельничук М. В. Педагогические условия формирования коммуникативно-профессиональной компетентности студентов неязыкового вуза в условиях цифрового общества. М.: ООО «КноРус»; 2019. 162 с.

10. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе. М.: ООО «5 За Знания»; 2008. 128 с.

11. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности. Отечественная и зарубежная педагогика. 2016;(6):56-67.

12. Гальскова Н. Д. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Кнорус; 2018. 390 с.

13. Дроздова Е. А. Технология индивидуализации обучения на уроках английского языка. URL: https://nsportal. ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/07/23/tekhnologiya-individualizatsii

14. Тимофеева Ю. Ф. Подготовка педагогов к развитию творческих умений и навыков у дошкольников. URL: https://books.google.ru/books?id=tMrhAwAAOBAJ &pg=PA169&lpg=PA169&dq=Ю.Ф.+Тимофеева&source=bl &ots=kUwDctHE 1R&sig=gqxh2OYg6C 05t_I5KM2sZXv9c1Y&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjA34WZptzbAhUIW SwKHS 5CCPIO6AEIPzAF#v=onepage&q=Ю.Ф.%20гГимофеева&f=false

references

1. Gruzina Yu.M., Ponomareva M. A., Firsova I. A., Melnichuk M. V. Present-day challenges to an educational system. European Journal of Contemporary Education. 2020;(4):773-785. (In Russ.).

2. Shchukin A. N. Teaching foreign languages: theory and practice: a textbook for teachers and students. 2nd ed. Moscow: Philomatis; 2006. 416 p. (In Russ.).

3. Klimova I. I., Ganina E. V., Gisin V. B., Melnichuk M. V., Fedorova E. A. Formation of the integral individuality of a first-year student: challenges and prospects. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2017;3(27):72-78. (In Russ.).

4. Melnichuk M. V., Alisevich M. V. Problems of formation of intellectual culture of a modern student. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2015;(5-6):48-51. (In Russ.).

5. Kondrakhina N. G., Yuzhakova N. E. Algorithm for applying the communicative approach in the framework of foreign language teaching of students. Education and law. 2021;(4):411-415. (In Russ.).

6. Kondrakhina N. G., Yuzhakova N. E. Specifics of individualization within the framework of foreign language teaching of students. The world of science, culture, education. 2021;3(88):366-368. (In Russ.).

7. Skrypnikova N. N. Blended learning technology: relevance and issues. Vocational education and the labor market. 2018;(3):74-78. (In Russ.).

8. Belogash M. A., Melnichuk M. V. Cognitive aspects of the development of the information and educational environment in higher education in the era of digitalization. Russian humanitarian journal. 2020;(2):123-132. (In Russ.).

9. Voskovskaya A. S., Karpova T. A., Melnichuk M. V. Pedagogical conditions for the formation of communicative and professional competence of students of a non-linguistic university in a digital society. Moscow: KnoRus; 2019. 162 p. (In Russ.).

10. Galeeva N. L. One hundred techniques for the student's educational success in the classroom in elementary school: a methodological guide for the teacher. Moscow: 5 For Knowledge; 2008. 128 p. (In Russ.).

11. Nagaeva I. A. Blended learning in the modern educational process: necessity and opportunities. Domestic and foreign pedagogy. 2016;(6):56-67. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Galskova N. D. Fundamentals of methods of teaching foreign languages. Tutorial. Moscow: Knorus; 2018. 390 p. (In Russ.).

13. Drozdova E. A. Technology of individualization of teaching in English lessons. URL: https://nsportal.ru/shkola/ inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/07/23/tekhnologiya-individualizatsii. (In Russ.).

14. Timofeeva Yu. F. Preparing teachers for the development of creative skills and abilities in preschoolers. URL: https://books.google.m/books?id=ШrhAwAAOBAJ&pg=PA169&lpg=PA169&dq=Ю.Ф.+Тимофеева&soш•ce=Ы &ots=kUwDctHE 1R&sig=gqxh2OYg6C 05t_I5KM2sZXv9c1Y&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjA34WZptzbAhUIW SwKHS 5CCPIO6AEIPzAF#v=onepage&q=fö^.% 20Timofeeva&f=false. (In Russ.).

информация об авторах /about the authors

Наталья Геннадиевна Кондрахина — кандидат филологических наук, доцент, профессор департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия Natalya G. Kondrakhina — Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Professor of the Department of English Language and Professional Communication, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-3299-2617 NKondrakhina@fa.ru

Оксана Николаевна Петрова — кандидат технических наук, доцент, доцент департамента английского

языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия

Oksana N. Petrova — Cand. Sci. (Technical Sciences), Associate Professor, Associate Professor of the Department

of English Language and Professional Communication, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-003-2581-5073

jefferson@bk.ru

Нина Петровна Староверова — доцент департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия

Nina P. Staroverova — Associate Professor, Department of English Language and Professional Communication,

Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-003-4617-6709

nstaroverova@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Н. Г. Кондрахина — разработка общей концепции статьи.

О. Н. Петрова — подбор материала и подготовка теоретической части статьи.

Н. П. Староверова — подготовка практической части и оформление статьи.

Declared contribution of the authors:

N. G. Kondrakhina — development of the general concept of the article.

O. H. Petrova — selection of material and preparation of the theoretical part of the article.

N. P. Staroverova — preparation of the practical part and design of the article.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 01.03.2022; принята к публикации 30.03.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 01.03.2022; accepted for publication on 30.03.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.