Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ»

Хасанова Г.А. студент 3-го курса Институт экономики, финансов и бизнеса

БашГУ Ибрагимова З. Ф., к. э. н.

доцент

Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВО

ФРАНЦИИ

Зарубежная государственная политика реализуется посредством индикативного планирования. В настоящий момент в научной литературе существует несколько подходов к определению этого понятия:

1) индикативное планирование — это государственное планирование при сохранении самостоятельности предприятий.[4] Данное определение опирается на опыт Китая;

2) индикативное планирование — это информационное ориентирование частных предприятий и стимулирование их к выполнению задач, формулируемых государством[5]. Такой подход широкое распространение получил в Японии;

3) индикативный план содержит обязательные задания для государственных предприятий в форме государственного заказа, лимитов и т.д., а частные предприятия вынуждены подстраиваться под действия государства;[1]

4) индикативный план — это механизм равноправного взаимодействия государственных институтов и хозяйствующих субъектов.[3] Такой вид планирования был характерен для французской практики.

Индикативное планирование во Франции представляет собой механизм координации действия и интересов государства и других экономических объектов. Правительство в основном влияет на экономические процессы путем координации и обмена информацией о взаимосовместимых планах, заинтересовывая всех участников в их выполнении - предприятия, отрасли и регионы.[2] Основоположником системы индикативного планирования во Франции является Ж. Монне. В конце 40-х гг. была разработана и начала реализовываться «демократическая система планирования», которая позволила органам государственного управления регулировать экономические процессы. Система предусматривала новые показатели, которые не являлись обязательными и выступали в качестве индикаторов - носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. Генеральный комиссариат по планированию, опираясь на балансовые методы, определяет оптимальные траектории экономического развития как государственного, так и частного сектора экономики. Французские индикативные планы ориентированы на

инвестиционный процесс, предусматриваемые «акты государственного вмешательства» отражают направления государственного инвестирования, перераспределение государственных доходов, источники финансирования капитальных вложений: бюджетные субвенции, государственное кредитование, льготное финансирования и т.д. В индикативных планах Франции превалирует акцент на развитие наиболее слабых регионов. На заключительном этапе индикативного планирования организованна масштабная проверка показателей на совместимость, полная экспертиза плана.

Во Франции при прогнозировании используются два важнейших подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические методы и моделирование будущего развития экономики.

Таким образом, французская система планирования имеет как общие для любой системы планирования функции, так и специфические:

- Планирование благоприятствует развитию рынка;

- Планирование является результатом диалога и объединения усилий различных экономических и социальных агентов для решения проблем в различных сферах;

- Планирование сочетается с долгосрочным прогнозированием, обеспечивая целостное представление о дальнейших вариантах развития в средней и долгосрочной перспективе;

- Наконец, планирование во Франции - руководство к действию, а не директивное указание.

В целом французская система планирования отличается гибкостью структуры и организации, согласованностью на всех этапах разработки плана.

На данный момент государственным планированием во Франции занимается Центр стратегического анализа. Так, например, этим центром разработан документ "France Stability Program 2013-2017"[6]. Начиная с анализа ситуации в экономике на 2012 год, авторы разрабатывают краткосрочный макроэкономический сценарий развития экономики на 20132014 годы, а затем среднесрочный вплоть до 2018. Этот сценарий базируется на том, что ежегодный темп роста французской экономики составит 2.0% и предполагает тенденции роста производительности и рабочей силы, анализирует и дает прогноз для сферы публичных финансов по различным показателям.

Помимо планирования в области экономики, французское правительство также уделяет немало внимания таким сферам, как здравоохранение и образование, разрабатывая долгосрочные планы развития. [7]

Использованные источники:

1. Безруков, В. Организация государственного планирования и регулирования экономики /В.Безруков // Плановое хозяйство. - 1990. - № 3. - С. 69-76.

2. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие [текст] / Л.П. Владимирова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - С. 190.

3. Калмыков, Ю. Регулирование экономики (опыт Франции) /Ю.Калмыков //Плановое хозяйство. - 1990. - № 9. - С. 102-108

4. Цзиньвэнь Ли Роль государственного регулирования в экономике Китая / Ли Цзиньвэнь // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. - С. 156-159.

5. Хлынов, В. Общегосударственное планирование рыночной экономики /В.Хлынов // Экономист. - 1994. - № 4. - С. 89-94.

6. www.tresor.economie.gouv.fr/File/387830

7. [www.strategie.gouv.fr.publications]

Хатмуллина Л.Р., к.м.н.

доцент Ганиева А.И. студент 5го курса ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный

университет»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Трудовой потенциал представляет собой размеры ресурсов труда, трудовую дееспособность общества, страны и отдельных территорий.

На сегодняшний день к основным проблемам, препятствующим развитию трудового потенциала, можно отнести ухудшение качества профессионального образования, отсутствие действенной мотивации к эффективному труду, несоответствие профессионально - квалификационной структуры потребностям рынка, труда в сфере дошкольного образования.

Ухудшение качества профессионального образования и отсутствие действенной мотивации к эффективному труду обусловлены и являются последствиями сложного экономического и политического положения страны. Кризисная ситуация в системе дошкольного образования породила множество проблем. Сюда относятся вопросы финансирования, правовое и методическое обеспечение. Но наиболее актуальным стал вопрос о кадровом обеспечении.

Актуальность проблем обновления образования требует от воспитателей и других специалистов повысить мотивацию обучающихся, профессионально - практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессиональной деятельности. Для решения этой проблемы создаются частные, негосударственные детские учреждения, семейные детские сады, группы неполного пребывания воспитанников в детских учреждениях.

Проблемы обновления образования объясняются стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.