Научная статья на тему 'Индикативное планирование в региональной экономике'

Индикативное планирование в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А.П.

В условиях современной экономики повышается роль организационно-управленческих факторов. Особое значение приобретает проблема планирования не только на уровне регионов, но и страны в целом. Анализируя опыт зарубежных стран, применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование в региональной экономике»

Стратегический план региона является эффективным способом реализации принципов стратегического управления и должен включать систему планирования эффективного использования материально-финансовых ресурсов региона и муниципалитетов.

Предложенная модель регионального развития опирается на разработку таких стратегических программ, которые обеспечат не только планомерный процесс наращивания основных показателей эффективности экономики, но и будут способствовать повышению конкурентного потенциала региона в структуре национальной экономики. Этому процессу способствует инновационный тип развития экономики. Стратегический план как барометр общественного развития определяет перспективы с определённой долей вероятности их осуществления. Вот почему каждый регион имеет свой вариант развития, а процесс стратегического планирования и управления становится необходимым и достаточным условием функционирования региона. Применение территориального подхода, учитывающего особенности территорий, позволяет концептуально грамотно определить цели, задачи и вектор стратегического планирования и управления региональным образованием.

Список литературы:

1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - 2-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Владимирова - М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001. - 308 с.

2. Шишкин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. - М.: Дело, 2000.

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Соколов А.П.*

Управление Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, г. Вологда

В условиях современной экономики повышается роль организационно-управленческих факторов. Особое значение приобретает проблема планирования не только на уровне регионов, но и страны в целом. Анализируя опыт зарубежных стран, применение индикативного пла-нирования в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

* Судебный пристав-исполнитель.

Внедрение и использование инструментов эффективного менеджмента важно в настоящее время не только для развития частного бизнеса, но и для реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития региона и страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации на ее территории. Одной из важнейших функций управления является планирование. Оно представляет собой процесс выбора целей социально-экономической системы и путей их достижения. Планирование является основой для всех управленческих решений, мотивации и контроля в любой организации. Постоянные изменения факторов внешней среды и объекта управления делают систему планирования гибкой и способной адаптироваться к постоянным изменениям.

За период реформ проводимых в Российской Федерации, мы убедились в том, что рынок самостоятельно, без участия государства, не может решить многих важных территориальных задач, таких как структурная перестройка народного хозяйства, насыщение инвестиционными ресурсами отраслей. Для того чтобы их решить, мы предлагаем на территории Вологодской области внедрить процесс по формированию системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики в регионе, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Ученые и практики неоднократно ставят вопрос о необходимости разработки стратегии развития России, способной задать нации ясные и понятные ориентиры на ближайшую и более отдаленную перспективу.

Индикативное планирование, получившее значительное развитие в XX в., в ряде промышленно развитых стран (Япония, Германия, Франция и др.) доказало свою эффективность в качестве важного механизма государственного регулирования рыночной экономики. По своему содержанию данный процесс схож с процессом консультирования, основными функциями которого являются информирование, ориентация и стимулирование. В отличие от директивного планирования индикативное представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлеченность в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов. В процессе планирования происходит взаимодействие, хозяйствующих субъектов с государственными структурами. С помощью этого метода государство вовлекает частный бизнес в процесс управления экономикой, за счет мониторинга и разработки программ, ориентирующих и мобилизирующих отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах.

Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления, носит рекомендательный характер для хозяйствующих субъектов: на микроэкономическом уровне - в виде стратегических планов организация

и предприятий; на мезоэкономическом уровне - межотраслевые, комплексные планы, прогнозы, программы для развития отраслей и подотраслей; на региональном уровне - программы, прогнозы, разрабатываемые субъектами Федерации; на макроэкономическом уровне - планы, программы, прогнозы, разрабатываемые государственными органами хозяйственного управления.

В России в силу специфики ее политического и социально-экономического развития наиболее целесообразно использовать структурно-стратегическую форму индикативного планирования [2]. Она предполагает разработку на региональном и федеральном уровнях стратегические планы, структурированных на год, 5-летний и 15-летний период.

Основной целью долгосрочного индикативного плана, рассчитанного на 15-летний период, является ориентация долгосрочного развития региона страны в глобальном пространстве научно-технического и социально-экономического развития. Главной его задачей становится поиск и выбор стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет регионов. Основное значение в этом случае приобретают прогнозные расчеты по обоснованию приоритетных направлений научно-технического прогресса, которые будут формировать траекторию будущего экономического роста и открывать перспективные возможности для обеспечения социально-экономического подъема.

В среднесрочном индикативном плане, рассчитанном на 5-летний период, целесообразно определять приоритеты научно-технического и социально-экономического развития регионов и в целом страны, характерные для среднесрочного цикла индикативного планирования. Данные приоритеты должны быть положены в основу определения желаемых пропорций национальной экономики и разработки целевых программ. Важной задачей среднесрочного цикла индикативного планирования должно стать определение возможных диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие региона и страны, а также поиск новых механизмов для их решения. В процессе сопоставления проблемных ситуаций и реальных возможностей их разрешения необходимо выработать стратегию повышения конкурентоспособности региональной экономики, мероприятия по реализации которой должны составлять содержание среднесрочного индикативного плана социально-экономического развития.

Годовое индикативное планирование может включать характеристику основных макроэкономических параметров региона: валовой внутренний продукт, инвестиции, доходы, занятость населения и обеспеченность жильем и др. и конкретные инструменты экономической политики: налоги, таможенные пошлины, процентные ставки, регулируемые цены.

В настоящее время Россия является единственным государством, которое в отличие от развитых стран, использует на практике только кратко-

срочное прогнозирование. В результате этого цели подменяются средствами их достижения, отсутствует обоснованная и четко сформулированная стратегия развития региональной экономики, доминируют краткосрочные коммерческие интересы.

В связи с этим необходимо внести изменения в технологию формирования плана социально-экономического развития регионов и страны. Индикативный план будет формировать стратегические цели развития российской экономики, реализация которого на практике позволит осуществить прорыв во всей экономической системе.

В условиях переходной экономики стратегическое планирование может успешно сочетаться с административными методами государственного регулирования экономики. Это относится в основном к предприятиям государственного сектора экономики, а также к предприятиям частного сектора, которые принимают непосредственное участие в разработке и реализации государственных целевых программ.

Работа по формированию индикативных планов должна осуществляться «снизу вверх». Начинается она с внутриорганизационного планирования на уровне организаций и предприятий, независимо от формы собственности. На муниципальном уровне к формированию планов подключаются союза и объединения. Планирование в федеральных округах и субъектах Федерации является ключевым звеном в обеспечении сбалансированности индикативных планов в условиях децентрализации экономики. Завершается процесс созданием Общенациональной стратегии. Ее вариантом могли бы стать индикативные планы с условием их ежегодного анализа и корректировки. Как свидетельствует мировая практика, деятельность предприятий вписывается в систему индикативного планирования. Регулирует работу предприятий рынок, но предприятия везде работают в определенных экономических рамках. Это и налоги, и таможенные тарифы, и квоты, и лицензии, дотации, нормы амортизации и т.д. Эти рамки в значительной мере определяют направления деятельности предприятий независимо от форм их собственности. Правительство, формируя рамки, осуществляет регулирование хозяйственной деятельности вместе с рынком. Индикативное планирование предполагает частичное согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственной программы.

Государственное планирование - это не только макроэкономический прогноз и не просто совокупность мер промышленной и региональной политики, а прежде всего процесс общественного обсуждения условий нового выбора для экономики и общества в целом, это процесс достижения согласия по поводу перспектив между фирмами, гражданами и правительственными инстанциями.

Задача данной технологии переломить сложившиеся негативные тенденции в социально-экономическом развитии, стимулировать экономиче-

ский рост в регионе. Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным саморегулированием и основывается на разработке системы показателей социально-экономического развития.

Список литературы:

1. Дмитриев М. Долгосрочное планирование и управление территориальным развитием в России все еще в зачаточном состоянии / М. Дмитриев [Электронный ресурс] // Российская Бизнес-газета. - 2009. - № 727. -Режим доступа: www.rg.ru/2009/11/10/plan.html.

2. Попова Е.В. Индикативное планирование как основной метод формирования долгосрочной социально-экономической стратегии России / Е.В. Попова // Инновации. - 2008. - № 9. - С.15-27.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

© Сопина Н.А.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Инновационная инфраструктура - это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности как национальной экономки в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка.

Одной из особенностей современного этапа развития мирового хозяйства является повышение роли инфраструктуры. В последние десятилетия XX - начала XXI в. претерпевают изменения отношения собственности, структура управления, сфера хозяйственных взаимоотношений, система вертикальных и горизонтальных связей, меняется также и инфраструктура, что проявляется в изменении ее форм и элементов, формировании новых и ликвидации устаревших, происходит изменение состава функций инфраструктуры и ее роли в создании необходимых условий для осуществления процессов воспроизводства. Развитая инфраструктура является неотъемлемой частью современной экономики - каркасом, обеспечивающим бесперебойное функционирование. Инфраструктура занимает существенное место в структуре воспроизводственного процесса, поглощает значительную часть капитальных вложений и человеческих ресурсов.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.