SCIENCE TIME
ИНДИКАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Гурова Вера Александровна, Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена особенностям индикативного финансового планирования на современном этапе развития экономики. Изучены проблемы, связанные с трудностями и противоречиями индикативного финансового планирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: индикативное финансовое планирование, государственное регулирование, прогнозирование, программирование, социально-экономическое развитие.
На сегодняшний день в рамках принятия Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [1] и реализации Указов Президента В.В. Путина от 7 мая 2012 года №№ 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 606 [2] актуальными являются проблемы, связанные с трудностями и противоречиями государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации. Что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости рассмотрения решение всех вопросов, мешающих широкому развитию в стране стратегического и индикативного планирования.
В рыночной системе хозяйствования используется индикативное, то есть рекомендательное планирование, которое выполняет информационно -координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъекты финансовой деятельности через экономические регуляторы. Главной целью индикативного финансового планирования является определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития [3].
В настоящий момент отсутствие единого мнения у ученых относительно его сущности породило довольно обширный перечень различных определений,
встречающихся в научной литературе. Существует несколько подходов к определению понятия «индикативное планирование», связанные с практическим опытом разработки индикативных планов, накопленный в ведущих зарубежных странах [4]:
а) индикативное планирование представляет собой государственное планирование при сохранении самостоятельности предприятий [5]. Данный подход определения понятия опирается на опыт Китая [6, с.156];
б) индикативное планирование — это информационное ориентирование частных предприятий и стимулирование их к выполнению задач, которые формулируются государством. Данное определение получило широкое распространение в Японии [7, с.90];
в) индикативный план содержит обязательные задания для государственных предприятий в форме государственного заказа, лимитов и т.д., а частные предприятия вынуждены подстраиваться под действия государства [8];
г) индикативный план — это, прежде всего, механизм равноправного взаимодействия государственных институтов и хозяйствующих субъектов. Такой вид планирования был характерен для французской практики [9-11].
Таким образом, эффективным средством государственного регулирования в ведущих мировых странах является индикативное планирование, которое осуществляется не вопреки рыночным сигналам и стимулам, а на их основе, предвосхищая, и по возможности корректируя в лучшую сторону будущую траекторию социально-экономического развития [4].
Следовательно, главной особенностью индикативного финансового планирования является то, что оно не предполагает прямых управляющих воздействий на товаропроизводителей, то есть, государство через систему экономических рычагов пытается направить их на выполнение государственных программ и планов. При этом производители самостоятельно принимают решения, связанные их с участием в выполнении программных и плановых показателей, руководствуясь при этом интересами получения средств, которые необходимы для самофинансирования, или дополнительной прибыли.
Так, А.Ф. Серков, выделяя в качестве особенности индикативного планирования включение в систему его экономического механизма рычагов воздействия на товаропроизводителя, покупателя продукции и в целом на рынок, указывает среди таких рычагов гарантированные цены, ставки кредита или их бюджетную поддержку для осуществления определенных программ, размеры субсидий, участие бюджета в страховании, льготные, дифференцированные и единые ставки налогов по видам деятельности или формам собственности, экспортные или импортные пошлины [12].
Рассматривая разработаную систему планирования во Франции, позволяющую на демократической основе координировать позиции государства
и частного бизнеса, следует выделить основные этапы разработки индикативного плана, показатели которого не являлись обязательными, а носили рекомендательный характер, выступали в качестве носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре [13, с. 38-39]:
- 1 этап - определение целей плана и прогнозирование основных макроэкономических показателей (индикаторов);
- 2 этап - дезагрегирование целей плана и основных макроэкономических показателей;
- 3 этап - согласование показателей плана, и их проверка на совместимость и сбалансированность.
Структура индикативного плана может включать следующие разделы [14]:
- оценка исходного состояния: выполнение действующих индикативных планов;
- сводные макропоказатели (индикаторы): объем и темпы прироста ВВП, инвестиции в основной капитал, рост реальных доходов населения и розничного товарооборота, уровень инфляции, объем экспорта и импорта;
- социальное развитие: прогноз уровня рождаемости, смертности, естественного прироста, миграции; трудовые ресурсы, их распределение по воспроизводственным секторам и отраслям; уровень квалификации работников; развитие здравоохранения, образования, культуры;
- производство и реализация товаров и услуг: развитие основных отраслей производства, народнохозяйственных комплексов и воспроизводственных секторов, сдвиги в структуре производства; задания по развитию государственного и муниципального секторов экономики;
- наука и инновационно-технологическое развитие: объем затрат на науку и инновации, развитие высокотехнологичных отраслей, реализация национальных инновационных программ и проектов, повышение конкурентоспособности продукции;
- природно-экологическая динамика: повышение обеспеченности производства и населения природными ресурсами, меры по улучшению охраны окружающей среды;
- институциональные преобразования: развитие рыночной инфраструктуры, финансов и цен, повышение эффективности экономики, поддержка малого и среднего бизнеса; развитие финансово-кредитной сферы; темпы роста цен и инфляции и меры по их сдерживанию; повышение эффективности банковской системы;
- территориальное развитие: индикаторы по развитию макрорегионов (федеральных округов), сближению уровней регионального развития, преодолению депрессивности отдельных регионов;
- внешние связи: объем и динамика структуры экспорта и импорта товаров
и услуг, иностранные инвестиции, внешняя задолженность государства и экономики; развитие международного туризма, культурных и образовательных связей.
Однако, создавая новую систему управления экономикой в России необходимо тщательно изучить и творчески адаптировать к национальным особенностям международный опыт развитых стран в области индикативного планирования. Например, особенности формирования налогового потенциала региона Российской Федерации заключаются в решении таких ключевых проблем, как: отсутствие единой оптимальной законодательно закреплённой методики оценки налогового потенциала региона, что вызывает определённые трудности в процессе налогового планирования и оценки налогового потенциала региона; существенная диспропорция в региональном развитии; проблема формирования налоговых доходов бюджетов различных уровней; проблемы развития региональных потенциалов, отсутствие общесистемных мер и финансовых стимулов для потенциальных инвесторов, а также негативное присутствие региона в национальном и международном информационном пространстве [15, с.35; 16, с.301].
Следует согласиться с мнениями И.А. Долматович и О.А. Головизниной [8], что для создания в России системы индикативного финансового планирования необходимо решить, в первую очередь, правовые проблемы, что предполагает разработку и принятие нормативных правовых документов, а именно:
- федеральные законы об индикативном планировании и о системе органов прогнозирования, индикативного планирования и программирования социально -экономического развития РФ;
- законы о внесении изменений и дополнений в гражданское, бюджетное, банковское, налоговое, таможенное, трудовое, корпоративное законодательства с учетом внедрения индикативного планирования;
- президентские указы по вопросам распределения обязанностей и полномочий между органами исполнительной власти, регламентирующие взаимодействие федеральных, региональных и местных органов управления по вопросам организации индикативного планирования;
- правительственные и ведомственные нормативные акты;
- нормативные акты региональных властей и органов местного самоуправления относительно их участия в системе индикативного планирования социально-экономического развития Российской Федерации;
- другие нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий в рамках системы индикативного планирования.
По нашему мнению, систему индикаторов (основных параметров) финансового планирования можно классифицировать следующим образом:
- система индикаторов оценки качества планирования (соотношение плановых и фактических показателей, наличие и исполнение перспективного финансового плана (мониторинг исполнения плана), среднесрочное планирование и т.д.);
- система индикаторов оценки качества структуры (организация работы персонала, квалификация работников);
- система индикаторов эффективности использования бюджетных средств (доля текущих расходов, доля капитальных раходов, долговая нагрузка, доля расходов на заработную плату и т.д.);
- система индикаторов оценки качества процесса (соблюдение стандартов оказания услуг, кредиторская и дебиторская задолженность);
- система индикаторов качества (конечного результата) контроля и аналитической работы и последующего применения результатов в планировании (экономическая и социальная эффективность (опросы населения, аудит бюджета, доля нецелевых использованных средств и т.д.)).
В результате проведенного исследования следует отметить, что индикативное финансовое планирование - это деятельность государственных органов на федеральном, региональном и местном уровнях по определению, обеспечению и достижению основных показателей (индикаторов) социально -экономического развития на предстоящий период.
При этом, индикативное финансовое планирование наиболее интенсивно эволюционирует в развитых экономиках, а также в переходных экономиках, внедряющих рыночные механизмы в систему управления. Поэтому в современных условиях рыночной трансформации экономики России наиболее приоритетным является внедрение и использование индикативного финансового планирования, основными элементами которого будут являться программно-целевой метод планирования (учитывающий цели долгосрочной социально-экономической политики), комплекс мер экономического стимулирования, прогнозирование и, в частности, метод построения сценариев, который способствует развитию гибкости в управлении и регулировании развития экономики.
В свою очередь, для создания в России системы индикативного финансового планирования необходимо решить ряд серьезных организационных, правовых и научно-методических проблем.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html
2. Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года №№ 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 606 [Электронный ресурс]. - URL: http:// dvinaland.ru/files/power/m_ukaz/070512.pdf
3. Ли В.Д.. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия», Алмата «И. Д«Свет». — 2004. —140 с.
4. Морозова Н.И. Индикативное планирование: теоретический и практический опыт развитых стран // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. — № 4. — http://www.uecs.ru.
5. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Харченко, Ю. В. Вертакова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011.
- С. 126.
6. Цзиньвэнь Ли Роль государственного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики. — 1997. — № 7. — С. 156—159.
7. Хлынов, В. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. — 1994. — № 4. — С. 89—94.
8. Долматович И. А., Головизнина О. А. Региональное индикативное планирование: организационно-функциональные аспекты [Электронный ресурс].
- URL: http://www.gosbook.ru/node/60132. — (Дата обращения: 29 Августа, 2012 -14:25)
9. Delorm, R. Elat et L'economie / R.Delorm, Ch.L. Andre. — Paris: Ed. Senit, 1993.
10. Quinet, E. La planification francaise / E.Quinet. — Paris: PUF, 1990.
11. Gruson С. Origines et espoirs de la planification francaise / CGruson. — Paris, 1968.
12. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. — М. : Информагробизнес, 1996. — 162 с.
13. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. — СПб: Знание, 2000. — 96 с.
14. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — М.: Экономика,2011. — 604 с.
15. Гурова В.А., Гуров С.А., Швец Ю.Ю. Формирование экономического уровня региона с помощью изменения налогового потенциала // Банковские услуги. Научно-практический журнал: ООО «Телер». Москва. — 2014. — № 10. — C. 31—37
16. Гурова В.А., Шаров М.И. Налоговый потенциал республики крым в условиях трансформации экономики в Российской Федерации // Развитие экономики и менеджмента в современном мире/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. — С. 299 — 301.
»
13 0