Научная статья на тему 'Индикативное финансовое планирование на современном этапе развития экономики'

Индикативное финансовое планирование на современном этапе развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова Вера Александровна

Данная статья посвящена особенностям индикативного финансового планирования на современном этапе развития экономики. Изучены проблемы, связанные с трудностями и противоречиями индикативного финансового планирования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативное финансовое планирование на современном этапе развития экономики»



SCIENCE TIME

ИНДИКАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Гурова Вера Александровна, Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям индикативного финансового планирования на современном этапе развития экономики. Изучены проблемы, связанные с трудностями и противоречиями индикативного финансового планирования в Российской Федерации.

Ключевые слова: индикативное финансовое планирование, государственное регулирование, прогнозирование, программирование, социально-экономическое развитие.

На сегодняшний день в рамках принятия Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [1] и реализации Указов Президента В.В. Путина от 7 мая 2012 года №№ 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 606 [2] актуальными являются проблемы, связанные с трудностями и противоречиями государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации. Что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости рассмотрения решение всех вопросов, мешающих широкому развитию в стране стратегического и индикативного планирования.

В рыночной системе хозяйствования используется индикативное, то есть рекомендательное планирование, которое выполняет информационно -координирующую роль и оказывает косвенное воздействие на субъекты финансовой деятельности через экономические регуляторы. Главной целью индикативного финансового планирования является определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для обеспечения прогнозируемого развития [3].

В настоящий момент отсутствие единого мнения у ученых относительно его сущности породило довольно обширный перечень различных определений,

встречающихся в научной литературе. Существует несколько подходов к определению понятия «индикативное планирование», связанные с практическим опытом разработки индикативных планов, накопленный в ведущих зарубежных странах [4]:

а) индикативное планирование представляет собой государственное планирование при сохранении самостоятельности предприятий [5]. Данный подход определения понятия опирается на опыт Китая [6, с.156];

б) индикативное планирование — это информационное ориентирование частных предприятий и стимулирование их к выполнению задач, которые формулируются государством. Данное определение получило широкое распространение в Японии [7, с.90];

в) индикативный план содержит обязательные задания для государственных предприятий в форме государственного заказа, лимитов и т.д., а частные предприятия вынуждены подстраиваться под действия государства [8];

г) индикативный план — это, прежде всего, механизм равноправного взаимодействия государственных институтов и хозяйствующих субъектов. Такой вид планирования был характерен для французской практики [9-11].

Таким образом, эффективным средством государственного регулирования в ведущих мировых странах является индикативное планирование, которое осуществляется не вопреки рыночным сигналам и стимулам, а на их основе, предвосхищая, и по возможности корректируя в лучшую сторону будущую траекторию социально-экономического развития [4].

Следовательно, главной особенностью индикативного финансового планирования является то, что оно не предполагает прямых управляющих воздействий на товаропроизводителей, то есть, государство через систему экономических рычагов пытается направить их на выполнение государственных программ и планов. При этом производители самостоятельно принимают решения, связанные их с участием в выполнении программных и плановых показателей, руководствуясь при этом интересами получения средств, которые необходимы для самофинансирования, или дополнительной прибыли.

Так, А.Ф. Серков, выделяя в качестве особенности индикативного планирования включение в систему его экономического механизма рычагов воздействия на товаропроизводителя, покупателя продукции и в целом на рынок, указывает среди таких рычагов гарантированные цены, ставки кредита или их бюджетную поддержку для осуществления определенных программ, размеры субсидий, участие бюджета в страховании, льготные, дифференцированные и единые ставки налогов по видам деятельности или формам собственности, экспортные или импортные пошлины [12].

Рассматривая разработаную систему планирования во Франции, позволяющую на демократической основе координировать позиции государства

и частного бизнеса, следует выделить основные этапы разработки индикативного плана, показатели которого не являлись обязательными, а носили рекомендательный характер, выступали в качестве носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре [13, с. 38-39]:

- 1 этап - определение целей плана и прогнозирование основных макроэкономических показателей (индикаторов);

- 2 этап - дезагрегирование целей плана и основных макроэкономических показателей;

- 3 этап - согласование показателей плана, и их проверка на совместимость и сбалансированность.

Структура индикативного плана может включать следующие разделы [14]:

- оценка исходного состояния: выполнение действующих индикативных планов;

- сводные макропоказатели (индикаторы): объем и темпы прироста ВВП, инвестиции в основной капитал, рост реальных доходов населения и розничного товарооборота, уровень инфляции, объем экспорта и импорта;

- социальное развитие: прогноз уровня рождаемости, смертности, естественного прироста, миграции; трудовые ресурсы, их распределение по воспроизводственным секторам и отраслям; уровень квалификации работников; развитие здравоохранения, образования, культуры;

- производство и реализация товаров и услуг: развитие основных отраслей производства, народнохозяйственных комплексов и воспроизводственных секторов, сдвиги в структуре производства; задания по развитию государственного и муниципального секторов экономики;

- наука и инновационно-технологическое развитие: объем затрат на науку и инновации, развитие высокотехнологичных отраслей, реализация национальных инновационных программ и проектов, повышение конкурентоспособности продукции;

- природно-экологическая динамика: повышение обеспеченности производства и населения природными ресурсами, меры по улучшению охраны окружающей среды;

- институциональные преобразования: развитие рыночной инфраструктуры, финансов и цен, повышение эффективности экономики, поддержка малого и среднего бизнеса; развитие финансово-кредитной сферы; темпы роста цен и инфляции и меры по их сдерживанию; повышение эффективности банковской системы;

- территориальное развитие: индикаторы по развитию макрорегионов (федеральных округов), сближению уровней регионального развития, преодолению депрессивности отдельных регионов;

- внешние связи: объем и динамика структуры экспорта и импорта товаров

и услуг, иностранные инвестиции, внешняя задолженность государства и экономики; развитие международного туризма, культурных и образовательных связей.

Однако, создавая новую систему управления экономикой в России необходимо тщательно изучить и творчески адаптировать к национальным особенностям международный опыт развитых стран в области индикативного планирования. Например, особенности формирования налогового потенциала региона Российской Федерации заключаются в решении таких ключевых проблем, как: отсутствие единой оптимальной законодательно закреплённой методики оценки налогового потенциала региона, что вызывает определённые трудности в процессе налогового планирования и оценки налогового потенциала региона; существенная диспропорция в региональном развитии; проблема формирования налоговых доходов бюджетов различных уровней; проблемы развития региональных потенциалов, отсутствие общесистемных мер и финансовых стимулов для потенциальных инвесторов, а также негативное присутствие региона в национальном и международном информационном пространстве [15, с.35; 16, с.301].

Следует согласиться с мнениями И.А. Долматович и О.А. Головизниной [8], что для создания в России системы индикативного финансового планирования необходимо решить, в первую очередь, правовые проблемы, что предполагает разработку и принятие нормативных правовых документов, а именно:

- федеральные законы об индикативном планировании и о системе органов прогнозирования, индикативного планирования и программирования социально -экономического развития РФ;

- законы о внесении изменений и дополнений в гражданское, бюджетное, банковское, налоговое, таможенное, трудовое, корпоративное законодательства с учетом внедрения индикативного планирования;

- президентские указы по вопросам распределения обязанностей и полномочий между органами исполнительной власти, регламентирующие взаимодействие федеральных, региональных и местных органов управления по вопросам организации индикативного планирования;

- правительственные и ведомственные нормативные акты;

- нормативные акты региональных властей и органов местного самоуправления относительно их участия в системе индикативного планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

- другие нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий в рамках системы индикативного планирования.

По нашему мнению, систему индикаторов (основных параметров) финансового планирования можно классифицировать следующим образом:

- система индикаторов оценки качества планирования (соотношение плановых и фактических показателей, наличие и исполнение перспективного финансового плана (мониторинг исполнения плана), среднесрочное планирование и т.д.);

- система индикаторов оценки качества структуры (организация работы персонала, квалификация работников);

- система индикаторов эффективности использования бюджетных средств (доля текущих расходов, доля капитальных раходов, долговая нагрузка, доля расходов на заработную плату и т.д.);

- система индикаторов оценки качества процесса (соблюдение стандартов оказания услуг, кредиторская и дебиторская задолженность);

- система индикаторов качества (конечного результата) контроля и аналитической работы и последующего применения результатов в планировании (экономическая и социальная эффективность (опросы населения, аудит бюджета, доля нецелевых использованных средств и т.д.)).

В результате проведенного исследования следует отметить, что индикативное финансовое планирование - это деятельность государственных органов на федеральном, региональном и местном уровнях по определению, обеспечению и достижению основных показателей (индикаторов) социально -экономического развития на предстоящий период.

При этом, индикативное финансовое планирование наиболее интенсивно эволюционирует в развитых экономиках, а также в переходных экономиках, внедряющих рыночные механизмы в систему управления. Поэтому в современных условиях рыночной трансформации экономики России наиболее приоритетным является внедрение и использование индикативного финансового планирования, основными элементами которого будут являться программно-целевой метод планирования (учитывающий цели долгосрочной социально-экономической политики), комплекс мер экономического стимулирования, прогнозирование и, в частности, метод построения сценариев, который способствует развитию гибкости в управлении и регулировании развития экономики.

В свою очередь, для создания в России системы индикативного финансового планирования необходимо решить ряд серьезных организационных, правовых и научно-методических проблем.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html

2. Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года №№ 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 606 [Электронный ресурс]. - URL: http:// dvinaland.ru/files/power/m_ukaz/070512.pdf

3. Ли В.Д.. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия», Алмата «И. Д«Свет». — 2004. —140 с.

4. Морозова Н.И. Индикативное планирование: теоретический и практический опыт развитых стран // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. — № 4. — http://www.uecs.ru.

5. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Харченко, Ю. В. Вертакова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011.

- С. 126.

6. Цзиньвэнь Ли Роль государственного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики. — 1997. — № 7. — С. 156—159.

7. Хлынов, В. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. — 1994. — № 4. — С. 89—94.

8. Долматович И. А., Головизнина О. А. Региональное индикативное планирование: организационно-функциональные аспекты [Электронный ресурс].

- URL: http://www.gosbook.ru/node/60132. — (Дата обращения: 29 Августа, 2012 -14:25)

9. Delorm, R. Elat et L'economie / R.Delorm, Ch.L. Andre. — Paris: Ed. Senit, 1993.

10. Quinet, E. La planification francaise / E.Quinet. — Paris: PUF, 1990.

11. Gruson С. Origines et espoirs de la planification francaise / CGruson. — Paris, 1968.

12. Серков А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. — М. : Информагробизнес, 1996. — 162 с.

13. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: монография. — СПб: Знание, 2000. — 96 с.

14. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — М.: Экономика,2011. — 604 с.

15. Гурова В.А., Гуров С.А., Швец Ю.Ю. Формирование экономического уровня региона с помощью изменения налогового потенциала // Банковские услуги. Научно-практический журнал: ООО «Телер». Москва. — 2014. — № 10. — C. 31—37

16. Гурова В.А., Шаров М.И. Налоговый потенциал республики крым в условиях трансформации экономики в Российской Федерации // Развитие экономики и менеджмента в современном мире/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. — С. 299 — 301.

»

13 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.