Психолог
Правильная ссылка на статью:
Тулитбаева Г.Ф., Политика О.И., Сафина Л.Ф. — Особенности идентичности у подростков с суицидальными попытками во время пандемии COVID-19 // Психолог. - 2023. - № 3. DOI: 10.25136/2409-8701.2023.3.38250 EDN: RUSCHE URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=38250
Особенности идентичности у подростков с суицидальными попытками во время пандемии COVID-19
Тулитбаева Галина Фанилевна
ORCID: 0000-0002-3754-9473
кандидат психологических наук
доцент, кафедра психологического сопровождения и клинической психологии, Уфимский
университет науки и технологий
450000, Россия, республика Баикортостан, г. Уфа, уп. Карла Маркса, 3/4
И tulitbaevagf@rambler.ru Политика Оксана 1/Ъановна
ORCID: 0000-0002-5538-7711
кандидат психологических наук
доцент, кафедра психологического сопровождения и клинической психологии, Федеральное государственное образовательное учреждение высшзго образования Банкирский государственный
университет
450000, Россия, республика Баикортостан, г. Уфа, уп. Заки Валиди, 32
И okcanapolitika@yandex.ru
Сафина Ляйсан Фаритовна
ORCID: отсутствует
магистр, кафедра психологического сопровождения и клинической психологии, Башкирский
государственный университет
450000, Россия, республика Баикортостан, г. Уфа, уп. Заки Валиди, 32
И sammerrain74@yandex.ru
Статья из рубрики "Клиническая психология"
DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.38250
EDN:
RUSCHE
Дата направления статьи в редакцию:
10-06-2022
Аннотация: С самого начала пандемийного периода по заболеваемости Covid-2019, многочисленные источники фиксируют увеличение количества самоубийств среди подростков. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками в анамнезе и подростков без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс лечения в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человека). Группу подростков без суицидальных намерений составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ. В исследовании описаны различия в социальной и личностной идентичности в двух выделенных группах подростков. Обнаружены статистически достоверные различия между подростками, совершившими попытку самоубийства, и подростками, не имеющими попыток в анамнезе, по следующим показателям: социально-психологическая адаптация, личностная идентичность, нисходящее сравнение. У подростков без суицидальных намерений уровень выраженности социально-психологической адаптации выше, они более позитивно относятся к себе как к личности, у них стабильная система ценностных ориентаций и высокий уровень рефлексивности, в отличие от подростков с суицидальными попытками в анамнезе. Подростки с суицидальными попытками в меньшей степени ощущают и осознают уникальность своей личности, неповторимость своих личностных качеств, для них характерно непринятие норм и правил общества, стремление к отстраненности, безразличие к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру, заниженная самооценка. Выборки схожи по показателям времяпрепровождение, сплоченность, межгрупповая конкуренция и сравнение, коллективная самооценка.
Ключевые слова:
идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность, подростковый возраст, суицид, суицидальное поведение, суицидальная личность, подросток, самоубийство у подростков, Covid-2019
Введение. Созданная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) база данных о смертности населения позволяет определить, что самоубийства вторая ведущая причина смерти среди молодых людей 15-29 лет. Необходимо отметить, что ВОЗ считают, что в России ситуация с подростковыми самоубийствами особенно тяжела: российские подростки чаще своих сверстников из других стран добровольно расстаются с жизнью
По данным другого источника, в России за первое полугодие 2021 года зафиксировано 3064 попытки и завершенных суицидов среди подростков. Это на 43% больше, чем в 2020 году, когда произошло 2146 самоубийств и попыток их совершить.
Как указывают многочисленные источники большое количество самоубийств связаны, прежде всего, с пандемией по заболеваемости Covid охватившей весь мир в 2019 г. и продолжающейся по сей день. Вынужденная самоизоляция, эмоциональное напряжение, тревожность, депрессивное настроение - так характеризуется общественное настроение последних трех лет, все это способствует появлению мыслей о суициде. Об этом в частности заявляет генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус-^. Кроме
того, в Журнале Американской Медицинской ассоциации (JAMA)-3! выражается озабоченность по поводу потенциального роста числа самоубийств из-за экономического кризиса, социальной изоляции, медицинских проблем и других факторов, связанных с пандемией Covid-19.
Особому риску в такой ситуации подвержена эмоциональная сфера подростков. Именно в этой возрастной группе произошел всплеск самоубийств. Подростки более чувствительны к одиночеству и изоляции, чем другие группы населения, а сокращение контактов и самоизоляция нарушает их нормальную социальную жизнь. Кроме того, в период подросткового возраста наиболее динамична и подвержена влиянию различных факторов структура идентичности.
Изложение основного материала статьи. Для проведения исследования было выделено две выборки: подростки с суицидальными попытками в анамнезе, поскольку суицидальные попытки являются наиболее значимым фактором для выявления особенностей у суицидентов, и подростки без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс реабилитации в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице. Данную группу составили 42 подростка, среди них 22 мальчика и 20 девочек. Средний возраст испытуемых 17 лет.
Для исследования сравнительных данных выделена группа подростков без суицидальных намерений, которую составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ. Это учащиеся одиннадцатого класса, среди них 22 юношей и 20 девушек.
Методиками исследования стали следующие инструменты: методика исследования личностной идентичности (В.Б. Никишина, Е.А. Петраш); методика изучения личностной идентичности (Л.Б. Шнейдер); опросник социальной идентичности (О.В. Васькова).
Статистические методы анализа: расчет средних арифметических и стандартных отклонений; непараметрический критерий U-Манна-Уитни, корреляционный анализ по методу Ч. Пирсона. Расчеты производились с помощью программного обеспечения SPSS (версия 17,0).
В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: имеются различия в уровнях социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками и подростками без суицидальных попыток.
Результаты исследования. Для выявления различий в социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальным поведением и подростков, не имеющих суицидальных намерений и поступков, мы сопоставили показатели по непараметрическому критерию U-Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ средних групповых показателей идентичности у подростков
№ Показатель Подростки с Подростки без Уровень
суицидальными суицидальных значимости
попытками попыток (Р)
(n = 42) (n = 84)
I I " К 1 ^ | " | " к^-м1 | ^ I
Методика исследования личностной идентичности ( В.Б. Никишина, Е.А. Петраш)
1 Социально- психологическая адаптация 15,8 4,4 23,3 4,5 0,00*
Методика изучения личностной идентичности (Л.Б. Шнейдер)
2 Личностная идентичность 36,8 15,5 54,1 17,1 0,001*
Опросник социальной идентичности (О.В. Васькова)
3 Времяпрепровождение 3,9 1,0 4,4 0,9 0,118
4 Сплоченность 4,0 0,9 4,4 0,8 0,110
5 Межгрупповая конкуренция и сравнение 3,4 0,9 3,5 0,9 0,666
6 Нисходящее сравнение 3,3 0,9 4,0 1,0 0,046*
7 Коллективная самооценка 3,7 0,7 4,2 1,0 0,063
Примечания: * - статистически значимые различия на уровне не ниже р<0,05. Проанализируем полученные данные.
Обнаружены статистически достоверные различия между подростками с суицидальным поведением и подростками, не имеющих суицидальных намерений, по показателю личностной идентичности - социально-психологическая адаптация (15,8±4,4; 23,3±4,5; р = 0,00). Из этого следует, что у подростков без суицидальных намерений уровень выраженности социально-психологической адаптации выше, они более позитивно относятся к себе как к личности, у них стабильная система ценностных ориентаций и высокий уровень рефлексивности, в отличие от подростков с суицидальными попытками в анамнезе.
Средние арифметические данные группы подростков с суицидальными попытками составили 15,8 баллов, что говорит о том, что у них низкий уровень социально-психологической адаптации, низкие уровни авторитарности и рефлексивности, неустойчивость системы ценностей и самоотношения.
О среднем уровне выраженности социально-психологической адаптации у подростков без суицидальных попыток говорят показатели в 23,3 балла. У них устойчивая система ценностей и самоотношения, самостоятельность и авторитарность гораздо выше, чем в предыдущей выборке.
Также у подростков двух групп были отмечены достоверные различия по критерию и-Манна-Уитни в личностной идентичности, в подлинных представлениях субъекта о себе, собственном пути развития (36,8±15,5; 54,1±17,1; р = 0,001). Подростки с суицидальными попытками в меньшей степени, чем подростки без суицидальных намерений, ощущают и осознают уникальность своей личности, неповторимость своих личностных качеств. Для подростков с суицидальными попытками более характерны не принятие норм и правил общества, стремление к отстраненности, безразличию к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру, заниженная самооценка.
Средние показатели личностной идентичности имеют низкий (36,8 баллов) уровень у подростков с суицидным поведением, они стремятся к отстраненности, отмечается безразличие к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру, заниженная самооценка. Подростки без суицидальных намерений имеют средний уровень (54 балла),
что характеризует их как людей, имеющих потребность в самоосуществлении, желающих проявлять себя в жизни, принимать нормы и правила общества, поддерживать свое самоуважение.
Статистический анализ результатов по опроснику диагностики социальной идентичности установил достоверные различия по шкале «нисходящее сравнение» у подростков с суицидальными попытками и подростков без суицидальных намерений (3,3±0,9; 4±1; р = 0,04). Подростки с суицидальными попытками менее склонны сравнивать себя с членами своего класса в свою пользу, в отличии от подростков второй группы. Сравнение себя с другими в подростковом возрасте практически означает стремление к идеалу, стремление быть уважаемым в малой группе сверстников, иметь собственные мнения и взгляды.
По таким переменным социальной идентичности как времяпрепровождение (р = 0,11), сплоченность (р = 0,11), межгрупповая конкуренция и сравнение (р = 0,бб), коллективная самооценка (р = 0,0б) статистически достоверных различий по критерию и-Манна-Уитни не обнаружено. При этом показатели социальной идентичности по шкалам «времяпрепровождение» (3,9 балла), «сплоченность» (4 балла), «межгрупповая конкуренция и сравнение» (3,4 балла), «нисходящее сравнение» (3,3 балла), «коллективная самооценка» (3,7 балла) у подростков с суицидальным поведением имеют среднестатистический уровень, что свидетельствует о том, что они желают проводить время со своими одноклассниками в неформальной обстановке, считают, что одноклассники помогают друг другу, они удовлетворены тем, что являются учениками своего класса, иногда могут в некоторых ситуациях сравнивать себя с членами своего класса в свою пользу, а также сравнивают свой класс с другими.
Средние арифметические данные группы подростков без суицидальных намерений имеют средние показатели социальной идентичности по шкалам «межгрупповая конкуренция и сравнение» (3,5 балла), «нисходящее сравнение» (4 балла), они также как и представители другой группы могут в некоторых ситуациях сравнивать себя с членами своего класса в свою пользу и сравнивать свой класс с другими. Высокий уровень в данной группе был отмечен по шкалам «времяпрепровождение» (4,4 балла), «сплоченность» (4,4 балла), «коллективная самооценка» (4,2 балла), подростки часто с удовольствием проводят время вместе в неформальной обстановке и считают свой класс сплоченным, они удовлетворены, что являются членами именно этого класса.
Таким образом, отмечаются статистически значимые различия в группах подростков с суицидальном поведением и подростков без суицидальных намерений по показателям «социально-психологическая адаптация», «личностная идентичность», «нисходящее сравнение». Значимые различия не были установлены по шкалам «центральность», «ингрупповые чувства», «ингрупповые связи», «самопонимание»,
«времяпрепровождение», «сплоченность», «межгрупповая конкуренция и сравнение».
Выводы. Результаты исследования позволяют говорить о следующих особенностях идентичности у подростков. Между выделенными группами подростков с суицидальными попытками в анамнезе и без них наблюдаются различия в следующих показателях идентичности: социально-психологическая адаптация, личностная идентичность, нисходящее сравнение. Так, для подростков без суицидальных намерений уровень выраженности социально-психологической адаптации выше, они более позитивно относятся к себе как к личности, у них стабильная система ценностных ориентаций и высокий уровень рефлексивности, в отличие от подростков с суицидальными попытками в анамнезе. Подростки с суицидальными попытками в меньшей степени ощущают и
осознают уникальность своей личности, неповторимость своих личностных качеств, для них характерно не принятие норм и правил общества, стремление к отстраненности, безразличие к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру, заниженная самооценка. Выборки схожи по показателям времяпрепровождение, сплоченность, межгрупповая конкуренция и сравнение, коллективная самооценка. То есть подростки обеих групп стремятся проводить время со своими одноклассниками в неформальной обстановке, считают, что одноклассники помогают друг другу, они удовлетворены тем, что являются учениками этого класса, иногда могут в некоторых ситуациях сравнивать себя с членами своего класса в свою пользу, а также сравнивают свой класс с другими.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных данных в консультативной, психотерапевтической, психопрофилактической и просветительской работе с лицами подросткового возраста, в том числе и с лицами совершившими суицидальный акт. Результаты исследования могут быть применены в работе по формированию и развитию идентичности у подростков.
Библиография
1. ВОЗ. Самоубийство. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/suicide. Ссылка активна на 14.03.2022.
2. РБК. Пандемия вдвое увеличила число психических расстройств среди подростков. - URL: https://www.rbc.ru/society/13/08/2021/6116cdc09a794780c49de5f1. Ссылка активна на 14.03.2022.
3. Mark A. Reger; Ian H. Stanley; Thomas E. Joiner Suicide Mortality and Coronavirus Disease 2019 - A Perfect Storm? // JAMA Psychiatry. - 2020. - Nov 1. - 77(11). Р. 10931094. DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2020.1060.
4. Википедия. Идентичность. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Идентичность
5. Никишина В.Б., Петраш Е.А. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2014. - №13 (184). С. 354-361.
6. Васькова О.В. Применение опросника социальной идентичности для диагностики социально-психологических особенностей ученической группы старших подростков //Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2. С. 87-96.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Особенности идентичности у подростков с суицидальными попытками во время пандемии COVID-19»
Предмет исследования не заявлен автором статьи напрямую, но прослеживается в ее названии и уточнен в содержании работы - это социальная и личностная идентичность у подростков с суицидальным поведением и подростков, не имеющих суицидальных намерений и поступков
Методология исследования построена на традиционных методах психологического исследования. В первой части применены методы анализа, систематизации и обобщения литературных данных, используется обзор 6 литературных источников, в том числе применены убедительные статистические данные. Все материалы актуальные, связаны с
ситуацией с пандемией и е последствиями.
Эмпирическая часть исследования представлена достаточно обширно. Автор сравнивает особенности личности подростков с суицидальными наклонностями и без них. В этой работе участвует вполне достаточная выборка испытуемых - более 120 подростков, средний возраст которых составляет около 17 лет. Все испытуемые разделены на 2 группы:
□ 1 группа - подростки, совершившие попытку суицида. Они на момент исследования проходили курс реабилитации в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человека);
□ 2 группа - подростки без суицидальных намерений, которую составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ (84 человека).
Группы испытуемых являются репрезентативными с точки зрения темы исследования, представлены разумным распределением с точки зрения возраста, пола и вида деятельности.
В исследовании используются различные психодиагностические методики:
□ методика исследования личностной идентичности (В.Б. Никишина, Е.А. Петраш);
□ методика изучения личностной идентичности (Л.Б. Шнейдер);
□ опросник социальной идентичности (О.В. Васькова).
В работе также применены статистические методы анализа: расчет средних арифметических и стандартных отклонений; непараметрический критерий U-Манна-Уитни, корреляционный анализ по методу Ч. Пирсона. Методы грамотно подобраны с учетом непараметрических особенностей выборки. Расчеты производились с помощью программного обеспечения SPSS.
Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Интерес к изучению личностных особенностей людей с суицидальными наклонностями всегда был весьма высоким в психологической науке и практике. В последние годы в связи с нарастанием числа случаев суицидов среди подростков эта тема приобрела особый статус. Это отражено в практической деятельности школьных психологов, которые теперь регулярно отслеживают детей с суицидальными наклонностями и оказывают психологическую помощь. Поэтому тема особенностей идентичности у подростков с суицидальными наклонностями в период увеличения неопределённости в окружающем мире, что связано с пандемией, является более чем актуальной.
Научная новизна - проявляется в том, что авторы рассматривают различия в уровнях социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками и подростками без суицидальных попыток. Это одно из первых исследований в рамках заявленной тематики, которое проведено в постпандемийный период. Стиль, структура, содержание
Статья имеет традиционную структуру - вводная, основная и заключительная части. Вводная часть обосновывает выбор темы. Важно, что автор сопровождает обзор литературы аргументированными статистическими данными. Вводная часть отличается высоким уровнем проработки.
В основной части статьи представлено подробное описание организации исследования. Автор представил описание выборки, подробно описал организационную сторону исследования. Методологическая часть работы вполне грамотно представлена в статье. Результаты исследования представлены в таблице со сравнительными межгрупповыми данными и подробно интерпретированы.
В заключении автор делает грамотные и аргументированные выводы.
Стиль изложения материала соответствует требованиям научности, но при этом он вполне доступен для восприятия.
Библиография
Насчитывает всего 6 источников, в том числе издания на английском языке. Они датированы разными периодами, в том числе 2013-22 годом. Скромный список литературы объясняется специфичностью темы исследования. При этом следует отметить, что проработка информационной базы могла бы быть более глубокой. Например, при поиске по ключевым словам в РИНЦ, можно найти около двух десятков статей за последние 3 года по сопоставимой с названием статьи тематике.
Апелляция к оппонентам - статья может быть рекомендована к публикации. Она содержит авторскую позицию, грамотный обзор литературы и качественное эмпирическое исследование.
Выводы, интерес читательской аудитории - статья вызовет интерес читательской аудитории - психологов и психодиагностов, педагогов, психотерапевтов.