Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА / ПОДРОСТКИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК / АУТОАГРЕССИЯ / КООРДИНАЦИЯ / СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ / SUICIDAL ATTEMPT / TEENAGERS / PSYCHOPHYSIOLOGY / SUICIDAL RISK / AUTOAGGRESSION / COORDINATION / STRENGTH OF NERVOUS PROCESSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Антохина Р.И., Епанчинцева Г.А.

Особое внимание уделяется проблеме аутоагрессивного поведения. Авторы статьи подчеркивают необходимость ранней диагностики, поиска надежных методов оценки суицидального риска и принятия превентивных мер профилактики. Настоящее исследование позволит раскрыть нейрофизиологическую сущность аутодеструктивных форм поведения подростков и молодых людей. С помощью клинико-психологического и экспериментально-психологического (опросник суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой; методика «Теппинг-тест», разработанная Е. П. Ильиным; психофизиологический тест «Простая зрительно-моторная реакция» Зимкиной - Лоскутовой; методика «Контактная координациометрия по профилю») методов исследованы 20 девочек, совершившие суицидальную попытку, и 20 девочек без них в возрасте 13-17 лет. Впервые получены данные относительно координации, силы нервных процессов у подростков с суицидальными попытками в сравнении с подростками без них. Результаты исследования отражают слабую нервную систему, невысокий уровень работоспособности, сниженный порог эмоциональной чувствительности к различным неблагоприятным факторам у девочек-подростков с суицидальными попытками. Предложены основные направления работы с подростками, совершившими суицидальную попытку, на основе выявленных «мишеней» психокоррекционной работы с целью снижения суицидального риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Антохина Р.И., Епанчинцева Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF ADOLESCENTS WHO HAVE COMMITTED A SUICIDAL ATTEMPT

Special attention is paid to the problem of autoaggressive behavior. The authors of the article emphasize the need for early diagnosis, the search for reliable methods of assessing suicidal risk and the adoption of preventive measures. The present study will reveal the neurophysiological essence of autodestructive forms of behavior of adolescents and young people. With the help of clinical-psychological and experimentally psychological (survey of suicidal risk in modification T. N. Razuvayeva; «Tepping-test», developed by E. P. Ilin; Psychophysiological test «Simple visual-motor reaction» by Zymkin - Loskutova; Contact Coordination by Profile) methods have been studied 20 girls who have made a suicidal attempt and 20 girls without them at the age of 13-17. For the first time, data have been obtained on coordination, the strength of nervous processes in adolescents with suicidal attempts compared to adolescents without them. The results of the study reflect a weak nervous system, a low level of efficiency, a reduced threshold of emotional sensitivity to various adverse factors in adolescent girls with suicidal attempts. The main directions of work with teenagers who have committed a suicidal attempt are proposed, on the basis of the identified «targets» of psycho-correction work in order to reduce suicidal risk.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ»

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.91

Е. Ю. АНТОХИН1, В. Г. БУДЗА1, Р. И. АНТОХИНА1, Г. А. ЕПАНЧИНЦЕВА2

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ СУИЦИДАЛЬНУЮ ПОПЫТКУ

1 - ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

2 - ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

E. YU. ANTOKHIN1, V. G. BUDZA1, R. I. ANTOKHINA1, G. A. EPANTINCEVA2

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF ADOLESCENTS WHO HAVE COMMITTED A SUICIDAL ATTEMPT

1 - FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

2 - FSBEI HE «Orenburg State University»

АННОТАЦИЯ

Особое внимание уделяется проблеме ауто-агрессивного поведения. Авторы статьи подчеркивают необходимость ранней диагностики, поиска надежных методов оценки суицидального риска и принятия превентивных мер профилактики. Настоящее исследование позволит раскрыть нейрофизиологическую сущность аутодеструк-тивных форм поведения подростков и молодых людей. С помощью клинико-психологического и экспериментально-психологического (опросник суицидального риска в модификации Т. Н. Разу-ваевой; методика «Теппинг-тест», разработанная Е. П. Ильиным; психофизиологический тест «Простая зрительно-моторная реакция» Зимки-ной - Лоскутовой; методика «Контактная коорди-нациометрия по профилю») методов исследованы 20 девочек, совершившие суицидальную попытку, и 20 девочек без них в возрасте 13-17лет. Впервые получены данные относительно координации, силы нервных процессов у подростков с суицидальными попытками в сравнении с подростками без них. Результаты исследования отражают слабую нервную систему, невысокий уровень работоспособности, сниженный порог эмоциональной чувствительности к различным неблагоприятным факторам у девочек-подростков с суицидальными попытками. Предложены основные направления работы с подростками, совершившими

суицидальную попытку, на основе выявленных «мишеней» психокоррекционной работы с целью снижения суицидального риска.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА, ПОДРОСТКИ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК, АУТОАГРЕССИЯ, КООРДИНАЦИЯ, СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ.

SUMMARY

Special attention is paid to the problem of autoaggressive behavior. The authors of the article emphasize the need for early diagnosis, the search for reliable methods of assessing suicidal risk and the adoption of preventive measures. The present study will reveal the neurophysiological essence of autodestructive forms of behavior of adolescents and young people. With the help of clinical-psychological and experimentally psychological (survey of suicidal risk in modification T. N. Razuvayeva; «Tepping-test», developed by E. P. Il-in; Psychophysiological test «Simple visual-motor reaction» by Zymkin - Loskutova; Contact Coordination by Profile) methods have been studied 20 girls who have made a suicidal attempt and 20 girls without them at the age of 13-17. For the first time, data have been obtained on coordination, the strength of nervous processes in adolescents with suicidal attempts compared to adolescents without them. The results of the study reflect a weak nervous system, a low level of

efficiency, a reduced threshold of emotional sensitivity to various adverse factors in adolescent girls with suicidal attempts. The main directions of work with teenagers who have committed a suicidal attempt are proposed, on the basis of the identified «targets» of psycho-correction work in order to reduce suicidal risk.

KEY WORDS: SUICIDAL ATTEMPT, TEENAGERS, PSYCHOPHYSIOLOGY, SUICIDAL RISK, AUTOAGGRESSION, COORDINATION, STRENGTH OF NERVOUS PROCESSES.

Одной из острейших проблем современного общества является проблема аутоагрессивного поведения, в том числе суицид, особенно среди подростков и молодежи. По данным бюро Всемирной организации здравоохранения, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих странах суициды стоят на 2-3-м месте [2, 6, 7, 8, 9].

Наибольшее число суицидальных попыток происходит в возрасте 15-24 лет, при этом отмечается, что до 13 лет суицидальные попытки редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает и достигает максимума в 16-20 лет. За последние 5 лет в нашей стране 14 тысяч несовершеннолетних покончили свою жизнь самоубийством, выводя Россию на 2-е место по количеству пубертатных самоубийств [10, 19, 20].

Подростковый возраст характеризуется высокой конфликтностью со средой, которая в определенных случаях может способствовать формированию в дальнейшем агрессивности, ригидности, тревожности и фрустрированно-сти [1, 4, 14]. Негативным социальным фактором является то, что подростки зачастую оказываются лишенными внимания как со стороны сверстников, взрослых, педагогов, так и семьи [13, 17]. В подростковом возрасте суицидальное поведение чаще всего не выражает истинного желания уйти из жизни, носит демонстративно-шантажный и аффективный характер [25, 28]. Суицидальное поведение характеризуется импульсивностью, необдуманностью действий [5, 6, 12].

Психофизиология направлена на изучение физиологических и нейронных механизмов

психических процессов, состояний поведения. Каждый возрастной этап характеризуется различными психофизиологическими особенностями. Неравномерное (гетерохронное) созревание структур лимбической системы и префронтальной коры головного мозга, а также количественные и качественные морфометрические перестройки белого и серого вещества головного мозга могут являться факторами суицидального риска [21, 24, 26].

В формировании функционального состояния организма важнейшую роль играет центральная нервная система (ЦНС). Она является специализированным управляющим комплексом, которая реагирует на воздействие внешних факторов, координирует адаптацию целостного организма к изменяющимся условиям деятельности [3, 11, 15]. Оптимальный уровень функционирования ЦНС является необходимым условием жизнедеятельности организма. Значимой характеристикой данного уровня является способность к адаптации к изменяющимся условиям, которая зависит от индивидуальных свойств центральной нервной системы: «силы» нервной системы, эмоциональной возбудимости, тревожности, исходного уровня активации [16, 18]. Эти параметры находятся в числе ведущих, которые определяют эффективность любой деятельности, в особенности когнитивной [24, 30, 31, 32]. Важное значение имеют уровни функциональной подвижности нервных процессов, которые характеризуются быстрой поочередной сменой возбудительного и тормозного процессов. Данный показатель ЦНС представляет собой скоростную реакцию работающей функциональной системы, отражающей способность нервной системы к выполнению количества циклов при действии стимулирующих тормозных сигналов [21, 26, 27]. Интегральной характеристикой целенаправленного поведенческого акта человека является простая зрительно-моторная реакция. Она является основой сложных форм деятельности человека. Работа сенсомоторной реакции зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров, совпадения ритмов возбуждения в нервных клетках [3, 11, 29].

В подростковом возрасте происходят функциональные изменения нервной системы, которая в силу своей незрелости не всегда способна выдерживать длительно действующие сильные и монотонные раздражители, поэтому довольно часто возникает состояние торможения или сильного возбуждения. У подростка могут наблюдаться возбудимость, раздражительность, вспыльчивость [17, 18].

Для подросткового поведения характерна импульсивность и концентрация на своих эмоциональных переживаниях, потому что лимбическая система еще недостаточно развита, чтобы доминировать. Поэтому к суицидальному риску могут привести нарушенная неадекватная интерпретация событий и поступков значимых окружающих, социальная тревога в сочетании со склонностью к избегающему поведению и недостаточность развития навыков стресс-реагирования. Склонность к импульсивным и необдуманным решениям и поступкам также может спровоцировать суицидальную попытку [16, 22, 23].

Возникает необходимость ранней диагностики, поиска надежных методов оценки суицидального риска и принятия превентивных мер профилактики. Таким образом, острота проблемы суицидов в данной возрастной группе, недостаточность исследования в психофизиологическом аспекте обуславливают актуальность настоящего исследования.

ЦЕЛЬЮ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ является психофизиологическая оценка подростков, совершивших суицидальную попытку.

В соответствии с целью исследования были сформулированы ЗАДАЧИ:

1) Определить суицидальный риск у подростков, совершивших суицидальную попытку и без нее.

2) Изучить психофизиологические показатели подростков в двух группах.

3) Разработать рекомендации по снижению суицидальной уязвимости подростков на основе полученных результатов исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в период с марта по декабрь 2018 г. на базе стационарного детского

отделения, а также в отделении первого психотического эпизода ГБУЗ «Оренбургской областной клинической психиатрической больницы № 1» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Оренбурга.

Экспериментальную группу составили 20 лиц женского пола в возрасте 13-17 лет, совершившие суицидальную попытку и получающие специализированную психиатрическую медицинскую помощь в ГБУЗ «ООКПБ № 1». В качестве контрольной группы выступили 20 девочек-подростков, проходящих обучение в общеобразовательной школе, в возрасте 13-17 лет.

Предварительная подготовка включала в себя подбор методического материала, отвечающего целям и задачам исследования. При изучении медицинской документации и с помощью основных клинико-психологических методов был собран и проанализирован материал относительно диагноза исследуемых, наличия суицидальных попыток (уточнялось количество суицидальных попыток, их причина и ситуации, в которых они планировали их реализовать), психологического и эмоционального состояния. Всем исследуемым был разъяснен характер предстоящего исследования. Проведена предварительная беседа с учителями и родителями учащихся, которые дали свое письменное согласие на дальнейшее проведение непосредственной работы с обучающимися.

Использованы клинико-психологический (беседа, расспрос) и экспериментально-психологический методы. К последнему относится опросник суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой для выявления уровня сформированное™ суицидальных намерений, психофизиологические методики «Теппинг-тест», «Простая зрительно-моторная реакция», «Контактная координациометрия по профилю» (проведены на базе аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест», разработанного специалистами ООО «Нейрософт»). Теппинг-тест предназначен для определения силы нервных процессов. Простая зрительно-моторная реакция направлена на выявление типологических особенностей нервной системы и функционального состояния. Контактная координация по профилю направлена

на диагностику подвижности нервных процессов и точности движений. Отобранные методики позволяют выявить основные психофизиологические показатели. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием стандартного пакета программ IBM SPSS Statistics Base 22.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Первый этап исследования отражает оценку суицидального риска подростков. В группе девочек подросткового возраста, совершивших суицидальную попытку, у 40 % выражены аффек-тивность (4,16 ± 2,04 балла (б.)), несостоятельность (4,29 ± 2,25 б.), социальный пессимизм (4,66 ± 1,76 б.). Данные свидетельствуют о склонности подростков к выраженным эмоциональным проявлениям, порой неуместным и неоправданно ярким. Ситуации окружающего мира выглядят категоричными, в «черно-белых тонах» по принципу «все или ничего». Желание видеть вокруг себя все идеальное и совершенное вызывает стремление к самореализации. Заниженная самооценка проявляется неверием в себя и в свои силы. Страх не воплотить свои планы в жизнь, к которым относится реализация и желание выделиться из окружающей среды, вызывают чувства беспомощности и ненужности.

Анализируя данные девочек-подростков без суицидальных попыток заметно снижение всех показателей, за исключением антисуицидального риска (5,44 ± 1,54 б.), который повышается. Чувство долга и ответственности перед близкими, а также страх причинения боли, формирует устойчивость по отношению к суицидальным тенденциям.

Исходя из данных статистического анализа видно, что статистически достоверны различия между группами подростков по социальному пессимизму c более выраженным показателем в группе девочек с суицидальным риском, нежели в группе девочек без него (4,66 ± 1,76 б. и 2,9 ± 1,1 б. соответственно, при p < 0,05). У группы подростков, совершивших суицидальную попытку, наблюдается отрицательная концепция окружающего мира. Отмечается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога - «Вы все недостойны меня». Восприятие мира представляется

девочками-подростками с суицидальными попытками как враждебного, не соответствующего представлениям нормальных удовлетворительных для человека отношений. Другие различия шкал суицидального риска не достигают уровня статистической значимости.

Таким образом, в группе девочек, совершивших суицидальную попытку, наблюдается снижение эмоционального компонента личности над рациональным; желание выделиться из окружающей действительности; страх быть нереализованным и ненужным. Следует отметить различие в антисуицидальном факторе, который отражает более высокий уровень ответственности перед близкими и страх причинения боли, у лиц, не совершавших суицидальную попытку по сравнению с теми подростками, которые совершили суицидальную попытку.

Результаты психофизиологической оценки указывают на наличие нисходящего типа графика, что свидетельствует о слабой нервной системе девочек с суицидальной попыткой. Это говорит о том, что подростки, совершившие суицидальную попытку, испытывают значительные трудности при действии сильных, длительных и концентрированных раздражителей, так как обладают слабыми процессами торможения и возбуждения. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (низкий порог) на действия раздражителей. У девочек подросткового возраста с суицидальной попыткой наблюдается значительное снижение работоспособности. В центральной нервной системе преобладают тормозные реакции.

У девочек без суицидальной попытки преобладает вогнутый тип графика, что указывает на нервную систему промежуточного типа, между средней и слабой силой (средняя сила нервной системы). Характерна незначительная утомляемость психических процессов. Выявлена нижняя граница нормы работоспособности (70 %), что характеризует ее как достаточную.

При сравнении двух независимых выборок с помощью статистического метода И-критерия Манна - Уитни наблюдаются достоверные различия в теппинг-тесте и контактной коорди-национометрии по профилю. В группе девочек

с суицидальными попытками показатель средней частоты при выполнении теппинг-теста ниже, чем у подростков без суицидальных попыток (4,528 ± 2,27 б. и 6,23 ± 0,82 б., при р < 0,05). Заметны достоверные различия по уровню лабильности в теппинг-тесте: у подростков с суицидальным поведением (4,00 ± 2,45 б., при р < 0,05) значения ниже среднего и ниже, чем у подростков без суицидальных попыток (5,80 ± 2,17 б., при р < 0,05). Полученные результаты указывают на то, что скорость возникновения и прекращения нервных процессов выше в группе здоровых подростков. Подростки экспериментальной группы испытывают сложности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой.

Количество касаний при выполнении пробы на координацию достоверно больше в группе девочек с суицидальной попыткой, чем без нее (27,6 ± 9,42 б. и 17,3 ± 7,76 б. соответственно, при р < 0,05), что в целом ухудшает координацию первых. Сенсомоторная координация в целом достоверно ниже у подростков с суицидальными попытками, нежели у подростков без них (2,4 ± 1,17 б. и 5,8 ± 4,19 б. соответственно, при р < 0,05).

Данные свидетельствуют о том, что тугопод-вижность нервных процессов подростков с суицидальными попытками обуславливает трудности смены процессов возбуждения и торможения в ходе функционирования нервной системы, что затрудняет адаптацию в окружающей среде более выраженно, нежели у девочек без суицидальной попытки. Слабая нервная система девочек с суицидальной попыткой может приводить к чувствительности и подверженности воздействию стрессовых факторов.

ВЫВОДЫ

При анализе суицидального поведения среди девочек подросткового возраста, совершивших суицидальную попытку, и без нее, было выявлено различие по шкале социальный пессимизм. Восприятие мира у лиц с суицидальными попытками представляется мрачным, негативным, не совпадающим с идеальными представлениями. У лиц женского пола подросткового возраста, не совершавших суицидальную попытку, более высокие показатели антисуицидального фактора,

влияющего на адекватное разрешение проблем, снижающего суицидальную уязвимость девочек. Их привязанность к близким играет решающую роль в принятии решений. Исследование психофизиологических показателей девочек подросткового возраста, совершивших повторную суицидальную попытку, выявило слабую нервную систему, значительное снижение работоспособности. В то время как у девочек без суицидальной попытки достоверно выше уровень работоспособности, выше порог эмоциональной чувствительности к различным неблагоприятным факторам, что повышает их психологическую адаптивность. Более низкая скорость реагирования на стимул у подростков с аутоагрессивными тенденциями, по сравнению с условно здоровыми, дает основание предполагать, что нервные процессы менее подвижны у подростков с аутоагрессивным поведением.

Полученные результаты исследования позволяют разработать психокоррекционную программу с учетом психофизиологических показателей. Выявленные в ходе исследования слабость, инертность нервных процессов у лиц женского пола в подростковом возрасте с суицидальной попыткой являются «мишенями» для тренировки на НС-психотесте. Необходимы также занятия, направленные на тренировку координации. Возможности психокоррекционной программы позволяют тренировать подростков, в том числе и без суицидальной попытки, но которые находятся в зоне суицидального риска. В дополнение к психокоррекционной программе рекомендуется когнитивно-поведенческая психотерапия, которая будет направлена на формирование адаптивного поведения (обучение выявлению автоматических мыслей и работы с ними, стратегиям совладания со стрессом, отработка навыков социального поведения). Копинг-ориентированный тренинг позволит изменить дезадаптивные и псевдоадаптивные модели поведения на более адаптивную модель здорового поведения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов /

Г. С. Абрамова. - Москва : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с. - ISBN 5-7695-0303-3. -Текст : непосредственный.

2. Абдулова, Т. П. Неблагополучная семья - фактор риска аутоагрессивного поведения у несовершеннолетних :учебное пособие/ Т. П. Авдулова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с. -ISBN 5-7695-1435-3. - Текст : непосредственный.

3. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников : учет и коррекция : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям педагогики и психологии / М. К. Акимова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 241 с. - ISBN 5-7695-0887-6. -Текст : непосредственный.

4. Индекс психологического благополучия / разработчики: Е. Ю. Антохин, В. Г. Будза, А. И. Ерзин [и др.] : свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019614215, 01.04.2019 : заявка № 2019612936 от 21.03.2019. - Текст : непосредственный.

5. Амбрумова, А. Г. Диагностика суицидального поведения: методические рекомендации / составители : А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - Москва, 1980. - 55 с. - Текст : непосредственный.

6. Амбрумова, А. Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения / А. Г. Амбрумова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы суицидологии: Труды Московского НИИ психиатрии. - Москва, 1978. -Т. 82. - С. 44-59.

7. Амбрумова, А. Г. Возрастные аспекты суицидального поведения / А. Г. Амбрумова. - Текст : непосредственный // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии : сборник научных трудов. - Москва, 1989. - С. 8-24.

8. Амбрумова, А. Г. Семейная диагностика в суицидальной практике: методические рекомендации / А. Г. Амбрумова, Л. И. Постовалова. - Москва, 1983. - 156 с. - Текст : непосредственный.

9. Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихонечко. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы суици-дологии. - Москва, 1978. - С. 6-28.

10. Войцех, В. Ф. Суицидология/В. Ф. Войцех. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 101 с. -ISBN978-5-900518-61-9. - Текст: непосредственный.

11. Данилова, Н. Н. Психофизиология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. Н. Данилова. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-7567-0220-0. - Текст : непосредственный.

12. Ефремов, В. С. Основы суицидологии /

B. С. Ефремов. - Санкт-Петербург : Диалект,

2004. - 479 с. - ISBN 5-98230-005-5 (в пер.). - Текст: непосредственный.

13. Епанчинцева, Г. А. Особенности субъективного благополучия и суицидальных намерений как крайней формы самоотчуждения у подростков / Г. А. Епанчинцева, Е. А. Тимошенко, Е. Ю. Антохин. - Текст : непосредственный // Психическое здоровье. - 2017. - Т. 15, № 8 (135). -

C. 48-58.

14. Зверева, Н. В. Клиническая психология детей и подростков : учебник для студентов учреждений высшего образования / Н. В. Зверева, Т. Г. Горячева. - [2-е изд. испр.]. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 272 с. - ISBN 978-5-7695-9566-0. - Текст : непосредственный.

15. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Диалект,

2005. - 412 с. - ISBN 5-469-00446-5. - Текст : непосредственный.

16. Каримова, Р. Б. Оценка психофизиологического профиля подростка с суицидальным поведением/ Р. Б. Каримова, Г. И. Казахбаева, Р. А. Авдеева. -Текст : непосредственный // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сборник статей по материалам XLVIIМеждународной научно-практической конференции. - Новосибирск : СибАК. - 2014. - № 12 (47). - С. 26-35.

17. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Академический Проект, 2013. 420 с.: ил. - ISBN 9785-8291-1481-7. - Текст : непосредственный.

18. Палаева, Р. И. Нейрокогнитивные корреляты уязвимости девочек-подростков, совершивших суи-

цидальную попытку / Р. И. Палаева, В. Г. Будза, Е. Ю. Антохин [и др.]. - Текст : непосредственный // Неврологический вестник. - 2018. - Т. 50, № 3. - С. 11-16.

19. Погодин, И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие / И. А. Погодин. -Москва: Издательский центр «Флинта», 2008. -287 с. - ISBN 978-5-9765-0297-0. - Текст : непосредственный.

20. Попов, Ю. В. Особенности суицидального поведения у подростков : монография / Ю. В. Попов, А. А. Пичиков. - Москва: Академический Проект, 2011. - 415 с. - ISBN 978-5-299-00891-3. - Текст : непосредственный.

21. Рахимкулова, А. С. Нейропсихологические особенности подросткового возраста, влияющие на склонность к рисковому и суицидальному поведению / А. С. Рахимкулова - Текст : непосредственный // Суицидология. - 2017. - Т. 8, № 1 (26). - С. 52-62.

22. Рахимкулова, А. С. Суицидальность и склонность к риску у подростков : биопсихосоциальный синтез / А. С. Рахимкулова. - Текст : непосредственный// Суицидология. - 2013. - Т. 4, № 2 (11). - С. 7-25.

23. Рахимкулова, А. С. Феномен рискового поведения - попытка концептуального описания / А. С. Рахимкулова. - Текст: непосредственный // International Scientific Journal. - 2016. - № 5 (17). -С. 99-113.

24. Романова, И. В. Психофизиологические критерии риска суицидального поведения у школьников 14-17 лет / И. В. Романова. - Текст : непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы психологии: сборник статей по материалам XLVII Международной научно-практической конференции. - Челябинск : СибАК. - 2010. -№ 12 (47). - С. 22-26.

25. Усик, Е. Р. Суицид как социально-психологическая проблема в подростковом и юношеском возрастах/ Е. Р. Усик, Н. А. Коростелева. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IIIМеждународной научной конференции. - Челябинск. -2015. - С. 40-51.

26. Хватова, М. В. Лабильность нервной системы подростков и ее психологические и физиологиче-

ские корреляты /М. В. Хватова. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3. Биология. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 54-56.

27. Исследование психофизиологических аспектов когнитивных процессов/разработчики: А. С. Чемезов, Е. Ю. Антохин, А. И. Ерзин: свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2017617938, 17.07.2017: заявка № 2017614734 от 23.05.2017. -Текст: непосредственный.

28. Шалабаева, Л. И. Психологический анализ саморазрушающего поведения у подростков / Л. И. Шалабаева. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы психологии личности : сборник статей по материалам VIМеждународной научно-практической конференции. - Новосибирск : СибАК. - 2011. - С. 60-71.

29. Casey, B. J. The Adolescent Brain / B. J. Casey, R. M. Jones, T. M. Hareb. - Text: immediate // Annals of New York Academic Science. - 2008. -Vol. 1124. - P. 111-126.

30. Galvan, A. Adolescent Development of the Reward System / A. Galvan. - Text: immediate // Frontiers in Human Neuroscience. - 2010. - № 4. - P. 1-9.

31. Jollant, F. Orbitofrontal cortex response to angry faces in men with histories of suicide attempts / F. Jol-lant, N. S. Lawrence, К Giampietro, M. J. Brammer, M. A. Fullana, D. Drapier, P. Courtet, M. L. Phillips. - Text: immediate // Am J Psychiatry. - 2008. -N165. - Р. 740-748.

32. Romek, V. Pathopsychological features of cognitive style and cognitive errors of patients with repeated episodes of depression in manic-depressive disease / К Romek, E. Antokhin, R. I. Palaeva [at al]. - Text: immediate // SHS Web of Conferences The conference proceedings. - Don State Technical Universyty. -2019. - С. 09013.

Статья издана при финансовой поддержке ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» в рамках научного проекта «Разработка модели комплексной нейропсихологической и психофизиологической оценки суицидального риска и прогноза развития аффективных расстройств у подростков и учащейся молодежи» № 18-013-00015\20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.