Научная статья на тему 'ФОРМЫ И ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ФОРМЫ И ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1738
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / АУТОАГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руденко Екатерина Сергеевна

Введение. Изучение основных форм и факторов, влияющих на возникновение суицидального поведения среди подростков, представляет одну из главных медико-социально-психологических проблем современного общества. Взаимосвязь психологических особенностей, акцентуаций характера, форм и факторов суицидального поведения у подростков практически не изучена. Число подростков с суицидальными рисками и суицидальным поведением постоянно растет. Целью исследования является изучение факторов и форм суицидального поведения подростков. Методология и методы: теоретические методы: анализ, описание, системный метод, метод обобщения научных положений психолого-педагогической литературы. Результаты и выводы. Выявлено, что от форм суицидального поведения зависит уровень совершения данного поведения подростком по отношению к себе. Проанализированы основные факторы и механизмы поведения подростков, которые могут подтолкнуть к совершению деструктивного поведения: сложности самореализации в принятии референтной группой, отсутствие необходимой поддержки и как следствие возникновение неврозов, которые способствуют суицидальному поведению. В зависимости от намерения совершения суицидального поведения, изучаются и раскрываются личностные эмоциональное и психологическое состояния подростков, и это объясняется тем, что в моменты принятия решения о совершении суицидального действия, личностный компоненты «Я - образа» подвергаются риску разрушения и подростки ощущают чувство неполноценности к устоям социального мира. Проанализировано воздействие негативных установок, которые сформировались в результате негативного коммуникативного опыта подростков, оказывающее разрушительное влияние на их личность и зачастую приводящее к суицидальному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Руденко Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND FACTORS OF SUICIDAL BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Introduction. The study of the main forms and factors influencing the occurrence of suicidal behavior among adolescents is one of the main medical, socio-psychological problems of modern society, which is gaining popularity every day. The interrelation of psychological features, character accentuations, forms and factors of suicidal behavior in adolescents has not been practically studied. The number of adolescents with suicidal risks and suicidal behavior is constantly growing. The aim of the study is to study the factors and forms of suicidal behavior of adolescents. Methodology and methods: the article uses theoretical methods: analysis, description, system method, method of generalization of scientific provisions of psychological and pedagogical literature. Results and conclusions. It was revealed that the forms of suicidal behavior depend on the level of committing this behavior by an adolescent in relation to himself/herself. The main factors and mechanisms of adolescent behavior that can push to destructive behavior are analyzed: difficulties of self-realization in acceptance by the reference group, lack of necessary support and, as a consequence, the emergence of neuroses that contribute to suicidal behavior. Depending on the intention of committing suicidal behavior, the personal emotional and psychological states of adolescents are studied and revealed, and this is explained by the fact that at the moment of making a decision to commit a suicidal action, the personal components of the “I -image” are at risk of destruction and adolescents feel a sense of inferiority to the foundations of the social world. The impact of negative attitudes that have formed as a result of the negative communicative experience of adolescents, which has a destructive effect on their personality and often leads to suicidal behavior, is analyzed

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-13

Руденко E.C.

Формы и факторы суицидального поведения подростков

Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, переулок Учебный 8, г. Симферополь, 295015, Россия ekaterina-kusova18@mail.ru

Статья поступила 20 апреля 2021; принята 10 июня 2022; опубликована 30 июня 2022

Аннотация. Введение. Изучение основных форм и факторов, влияющих на возникновение суицидального поведения среди подростков, представляет одну из главных медико-социально-психологических проблем современного общества. Взаимосвязь психологических особенностей, акцентуаций характера, форм и факторов суицидального поведения у подростков практически не изучена. Число подростков с суицидальными рисками и суицидальным поведением постоянно растет. Целью исследования является изучение факторов и форм суицидального поведения подростков. Методология и методы: теоретические методы: анализ, описание, системный метод, метод обобщения научных положений психолого-педагогической литературы. Результаты и выводы. Выявлено, что от форм суицидального поведения зависит уровень совершения данного поведения подростком по отношению к себе. Проанализированы основные факторы и механизмы поведения подростков, которые могут подтолкнуть к совершению деструктивного поведения: сложности самореализации в принятии референтной группой, отсутствие необходимой поддержки и как следствие возникновение неврозов, которые способствуют суицидальному поведению. В зависимости от намерения совершения суицидального поведения, изучаются и раскрываются личностные эмоциональное и психологическое состояния подростков, и это объясняется тем, что в моменты принятия решения о совершении суицидального действия, личностный компоненты «Я - образа» подвергаются риску разрушения и подростки ощущают чувство неполноценности к устоям социального мира. Проанализировано воздействие негативных установок, которые сформировались в результате негативного коммуникативного опыта подростков, оказывающее разрушительное влияние на их личность и зачастую приводящее к суицидальному поведению.

Ключевые слова: подростковый суицид; суицидальное поведение; подростки; акцентуации характера; личностные качества; аутоагрессия

Информация для цитирования: Руденко Е.С. Формы и факторы суицидального поведения подростков // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №2. С. 148-161. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-13.

E.S. Rudenko

Forms and factors of suicidal behavior of adolescents

Fevzi Yakubov Crimean Engineering-Pedagogical University 8 Uchebny Lane, 295015, Simferopol, Russia ekaterina-kusova18@mail.ru

Received on April 20, 2021; accepted on June 10, 2022; published on June 30, 2022

Abstract. Introduction. The study of the main forms and factors influencing the occurrence of suicidal behavior among adolescents is one of the main medical, socio-psychological problems of modern society, which is gaining popularity every day. The interrelation of psychological features, character accentuations, forms and factors of suicidal behavior in adolescents has not been practically studied. The number of adolescents with suicidal risks and suicidal behavior is constantly growing. The aim of the study is to study the factors and forms of suicidal behavior of adolescents. Methodology and methods: the article uses theoretical methods: analysis, description, system method, method of generalization of scientific provisions of psychological and pedagogical literature. Results and conclusions. It was revealed that the forms of suicidal behavior depend on the level of committing this behavior by an adolescent in relation to himself/herself. The main factors and mechanisms of adolescent behavior that can push to destructive behavior are analyzed: difficulties of self-realization in acceptance by the reference group, lack of necessary support and, as a consequence, the emergence of neuroses that contribute to suicidal behavior. Depending on the intention of committing suicidal behavior, the personal emotional and psychological states of adolescents are studied and revealed, and this is explained by the fact that at the moment of making a decision to commit a suicidal action, the personal components of the "I -image" are at risk of destruction and adolescents feel a sense of inferiority to the foundations of the social world. The impact of negative attitudes that have formed as a result of the negative communicative experience of adolescents, which has a destructive effect on their personality and often leads to suicidal behavior, is analyzed. Keywords: adolescent suicide; suicidal behavior; adolescent; character accentuations; personal qualities; autoagression

Information for citation: E.S. Rudenko (2022), "Forms and factors of suicidal behavior of adolescents", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 8 (2), 148-161, DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-13.

Введение (Introduction). В настоящее время одной из масштабных социальных проблем является поведение суицидального характера у подростков. Когда идёт речь о терминологии «суицидальное поведение», имеются в виду различные проявления активности суицидальной направленности, сюда можно отнести мысли подростка об этом, его стремление, проговаривание кому-либо, а также и сами попытки совершить

данное деяние. Данное поведение наиболее свойственно в период подросткового возраста, так как именно в этот период прослеживается рост количества суицидов. Количество мотивов совершить суицид и его осуществление у подростков постоянно увеличивается, при этом в настоящее время остается ряд неисследованных вопросов относительно форм и факторов суицидального по-

ведения, их особенностей и стратегий в зависимости от характера подрастающего поколения. Согласно исследованиям, уполномоченного по правам ребёнка в РФ А. Кузнецовой, одной из основных причин увеличения суицидов и суицидальных попыток среди подростков является распространение в сети Интернет групп, которые пропагандируют данное поведение среди подростков.

Также, по статистическим данным, причинами, совершения суицидального поведения у подростков, выступают сложности во взаимоотношениях с противоположным полом, с близкими людьми, с друзьями, а также, для привлечения внимания референтных людей.

По мнению судебных специалистов, очень многие летальные исходы по случайности либо по неосторожности (аварии, передозировка веществами, падения с многоэтажных зданий и др.) являются неосознанным совершением суицида, в таких случаях, из-за негативного восприятия, негативного отношения к самому себе, к окружающим, отсутствия положительного личного опыта выхода из сложных ситуаций, подросток неосознанно может желать навредить себе и таким образом, попасть в ситуацию, которая предшествует суицидальному поведению характера (Исаев, Шерстнев, 2000: 38-45).

Проблематика суицидального поведения среди подростков является очень актуальной в современном мире и влечет за собой ответственность за детей на родителей, близких, психологов, образовательные структуры, структуры по защите детей и органы исполнительной власти. Для того, чтобы снизить процент суицидов и суицидальных попыток среди подростков, необходимо детально изучить данную проблематику и уделять детям необходимое внимание, интересоваться их увлечениями и проявлять безусловную поддержку и любовь.

Основная часть (Main Part). Целью статьи является изучение факторов и форм суицидального поведения подростков. Данная цель осуществлялась с помощью теоретического анализа литературных источников изучения данной темы.

Девиантное поведение исследовали такие авторы как: Е.В. Змановская, Д.С. Исаев, В.Т. Кондрашенко и другие.

Суицидальное поведение рассматривали: А.Г. Амбрумова, В.М. Бехтерев, М.В. Смирнова, Д. Фриман, А.А. Реан, З. Фрейд, Н. Фарбероу, Э. Шнейдман, В. Штекель и другие.

Психологические особенности подросткового возраста изучали: А.А. Александров, К. Жирард, А.Е. Личко, В.В. Полякова, В.А. Розанов, Э. Фромм и другие.

В процессе исследования использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, специальной, социологической литературы, исторический, системный, обобщение, сравнение, статистический.

Теоретическая основа (The theoretical basis). В психологической литературе суицидальное поведение подростков изучалось в различных направлениях: возрастная динамика суицидального поведения (А.Г. Абрамова, К.С. Веселовский); акцентуации и психические расстройства (А.Е. Личко, А.А. Александров); межличностные взаимоотношения с подростками и родителями (Л.Я. Железова); влияние воспитания на формирование суицидального поведения (В.М. Бехтерев и И.А. Сикорский, М.И. Гер-нет, А.Ф. Кони, П.А. Сорокин, З. Фрейд).

Большинство развитых стран отличаются тенденцией роста суицидов в подростковом возрасте. В своих исследованиях Д. Фриман подчеркивает, что суицид среди подростков является одной из основных причин летального исхода (после несчастных случаев и убийств). За последние десятилетия уровень самоубийств в возрастных группах 10-14 лет и 15-18 лет значительно вырос, что характерно, наблюдалась данная динамика в преимуществе подросткового возраста (Freeman, 1998: 183-199).

Более низкий процент самоубийств отмечается у детей, которые младше 13 лет, данный факт объясняется зависимостью в данном возрасте от значимых взрослых и только начинает развиваться внутренняя

идентификация, в связи с этим, мысли о совершении негативного действия по отношению себя, не возникает.

Е.В. Змановская в своих исследованиях отмечает, что в настоящее время суицидальное поведение не всегда рассматривается с точки зрения патологии. В большинстве случаев данное поведение интерпретируется как поведение психически здорового человека, который не имел умысла покончить жизнь самоубийством. Однако, по мнению судебных экспертов, суицидом также являются так называемые «смерти от несчастного случая»: аварии, падение с высоты, передозировка медикаментами и др. (Змановская, 2006: 288).

Поведение суицидального характера в подростковом возрасте стоит отнести к области психопатий, когда возникает безразличность либо негативное отношение к окружающим, уменьшена либо полностью отсутствует способность к сопереживанию, сожалению и искреннему сочувствию, нет желания в коммуникации и построении близких отношений. Лишь 5 % суицидов относятся к расстройству психики, при котором психические реакции не совпадают с реальностью, 20-30% суицидов совершаются в состоянии психопатии, остальной % приходится на «подростковые кризисы». По данным учёных, число попыток самоубийства среди подростков аналогично в случае психопатий и акцентуаций характера (А.А. Реан, 2007: 437-446).

Подростковый возраст является самым трудным возрастом в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период формируется личность, ее ценностные ориентиры и приоритеты. Также на этот период приходится половое созревание, которое характеризуется изменением гормонального баланса, что ведет за собой частые смены настроения, импульсивность, вспыльчивость, раздражительность. Подростки сталкиваются с жизненными трудностями, когда нет понимания в окружении, принятия, и в силу неопытности подростки часто замыкаются в себе и идут на необдуманные поступки.

Суицидальное поведение у подростков часто обретает форму демонстративного характера, который принимает качества, символизирующие «суицидальный шантаж». Отечественный психолог А.А. Александров в своих исследованиях, помимо демонстративных попыток совершения суицида и истинного суицида, выявил существование еще одного особого типа суицидального поведения, который именовал как «недифференцированный». Данный тип деструктивного поведения скрывает под собой истинность намерений совершения данного поступка в связи с острым аффектом либо отсутствием рационализации и деятельности рассудочного характера, в связи с этим классифицировать попытку суицида к демонстрации либо к истинности намерений совершения данного действия, бывает очень затруднительно (Александров, 1973: 37-48).

Д.С. Исаев и К.В. Шерстнев в своих исследованиях отмечают, что суицидальное поведение подростков объясняется тем, что они не справляются с теми требованиями и нормами, которые диктует им социум, а также они зачастую не успевают за темпом жизненных устоев. В связи с этим, у подростков возникает чувство личностного несоответствия, что и подталкивает к поведению суицидального характера (Исаев, Шерстнев, 2000: 38-42).

В социологии существуют различные подходы к интерпретации подросткового суицидального поведения. «Когортная теория» Истерлина-Холинджера трактует значительный рост суицидов у подростков с повышением численности населения соответствующего возраста. Чем выше процент населения подростков в диапазоне страны, тем вероятнее испытывать значительные трудности ее представителям в конкуренции, к социальным ресурсам, которые находятся в дефиците. Поскольку такие сферы как образование, занятость, здравоохранение, спорт, культура являются актуальными для подрастающего поколения, происходит нехватка мест, переизбыток кадров, чрезмерная востребованность одного направления и неакту-

альность другого. Невозможность или весомая сложность удовлетворения актуальных потребностей приводит подростков к саморазрушающим действиям (Easterlin, Holinger, 1982: 302-307).

К. Жирард в своём социально-психологическом исследовании идентифицирует действия суицидального характера к «социальной идентичности», в которой личностный компоненты «Я-образа» подвергаются риску разрешения, с одной стороны суицидальное поведение является выходом из затруднительной жизненной ситуации, с другой - признаком того, что данная система представлений личности о самом себе, подвержена разрушению. По мнению автора, рост суицидального риска среди подростков на прямую сопряжён с потребностью в востребованности среди сверстников, в принятии, в личностных достижениях, которые, в первую очередь, культивирует социальная среда (Girard, 1993: 553-574).

Учёные вузов Макгилла (Канада) и Бордо (Франция) на протяжении 2014-2019 годах, проводили исследование суицидального поведения среди подростков, где выявили среди множества факторов, по которым подростки заканчивают жизнь суицидом, 4 основных: повышенный уровень тревожности, неумение справляться с возникающими трудностями, расстройство психики (депрессия) и низкий уровень самооценки. Результатом которых, могут послужить непроработанные травмы, которые были нанесены ребенку в детском возрасте, употребление психотропных веществ либо смена географического местоположения и трудности с адаптацией. При этом, отмечают ученые, одним из основных факторов суицидального поведения среди подростков мужского пола является неверие в себя и проблемы с самоценностью, факторами суицидального поведения среди девушек зачастую являются депрессивные состояния, повышенный уровень тревожности, чрезмерное чувство ответственности, а также проблемы с самооценкой (Auerbach, 2018: 623-638).

Немецкий социолог Э. Фромм в своих исследованиях отмечает, что подростки зачастую совершают суицид по причине глубокого одиночества, когда иные попытки привлечь к себе внимание близких оказались тщетными. Подросток, таким способом стремиться поскорее освободиться от жизненных трудностей. Автор считает данный способ мазохистским, поскольку несет в себе деструктивное поведение по отношению к себе (Фромм, 2016: 227-231).

Максималистическое отношение к миру и нестабильность нервной системы, когда небольшое событие может вызвать чрезмерные эмоции, толкает подростков к суицидальному поведению. Подростки начинают сомневаться в себе, проявляются признаки отчаяния и бесперспективности, что лишь усугубляет их эмоциональное состояние и побуждает на необдуманный поступок (Полякова, 2017: 113-116).

Исходя из вышеизложенного материала, стоит рассмотреть формы суицидального поведения подростков. Советский психиатр А.Е. Личко выделяет три формы подросткового суицида: демонстративный, аффективный и истинный.

Демонстративный суицид. Суицидальное поведение демонстративного характера символизируют попытки самоубийства, без действительного намерения покончить жизнь. Данная форма суицидального поведения характеризуется желанием привлечь внимание со стороны значимых людей к собственной персоне, к сопереживанию, возможно, с целью избежания какого-либо наказания, также с целью продемонстрировать обиду и таким образом наказать обидчика. В данном случае не составляет труда по месту совершения суицидального поведения определить круг людей, с которыми у подростка и возникла конфликтная ситуация: в домашних условиях - круг близких и родных людей, в компании друзей - виновника обиды стоит рассматривать среди сверстников, где-либо в общественном месте - стоит обратить внимание на цель продемонстрировать данное поведение социуму в целом либо правительству (Личко, 2010: 256).

Американские суицидологи Н. Фарбе-роу и Э. Шнейдман суицид также рассматривают как призыв о помощи, подтверждая тот факт, что своим поведением суицидент демонстрирует готовность принять от окружающих помощь, а также, в первую очередь, свою беззащитность и желание быть нужным (8Ьпе1ёшап, 2005: 1-2).

Аффективный суицид. Суицидальное поведение аффективного характера символизирует попытку совершения суицида в состоянии сильного, как правило, кратковременного, но весьма интенсивного эмоционального состояния. В зависимости от намерений совершения данного поведения и ситуации, которая способствовала этому, находиться продолжительность самого поступка.

Истинный суицид - целенаправленное, как правило, обдуманное и взвешенное решение совершить данное действие по отношению к себе. Данное решение может быть длительное время в мыслях подростка, о чем может свидетельствовать постепенная подготовка к данному действию, которая не всегда заметна для окружения. В данному случае можно говорить о мотивах данного поступка, в которых кроются чувство собственной вины, никчемности, неверия в себя и убежденности что для близких и значимых людей будет лучшим решением, стоит отметить, отсутствие у подростка в данной ситуации желание обвинить кого - либо в отличии от демонстративной формы суицидального поведения.

Австрийский психиатр В. Штекель, писал «Себя убивает тот, кто хотел убить другого или, по крайней мере, желал смерти другого человека» (Б1еке1, 2005: 534-572).

Совершению данного поведения также способствуют факторы, которые предшествуют суициду подростков:

Неблагоприятная семейная обстановка. Часто подростки, которые пытались совершить суицид, воспитываются и находятся длительное время в психологически -сложной семейной обстановке. Конфликты, отсутствие уважения у членов семьи к друг

другу, рукоприкладства, возможно, различные зависимости у членов семьи зачастую толкают подростков к саморазрушению.

Также, к совершению суицидального поведения подростка, может способствовать сложная финансовая ситуация, когда человек, который обеспечивал семью лишился работы, по какой-либо причине скончался либо ушел из семьи и перестал оказывать финансовую поддержку. В данной ситуации при наличии другого агрессивного и деспотичного человека в семье ставит подростка, как кажется в момент совершения суицида, в безвыходное положение.

Стоит учитывать, в связи с неопытностью, отсутствием должного примера перед глазами, непониманием как правильно и развитым критическим мышлением, подростки зачастую винят себя в сложившейся трудной семейной ситуации, в результате чего, возникает эмоциональная опустошенность, чувство отчаяния и желание самоизолироваться от окружающего мира.

Школьные проблемы. Сложности в школьной среде, такие как низкая успеваемость, непринятие сверстников, отсутствие мотивации, поддержки учителей также могут подтолкнуть подростка к «группе риска» по совершению суицидального поведения. Коммуникация со сверстниками в данном возрасте является одной из главных критериев, для успешного развития личности подростка и служит основным ориентиром в личностном становлении, развитии высокой самооценки, становлении гендерных ролей и освоении важных ценностей и норм поведения в социуме. Подростки, у которых занижена самооценка, есть трудности в коммуникации, в самопрезентации, часто испытывают потребность в изоляции и сильнее остальных подвержены поведению суицидального характера.

Проблемы сексуального характера. В подростковом возрасте особенно преобладает желание нравиться противоположному полу и сложности в сфере интимного характера могут послужить весомым дополнительным основанием для совершения суици-

дального поведения. Подростки, из неблагоприятных семей, которые лишены какой-либо поддержки со стороны близких, особенно остро переживают данные трудности и в связи с этим, более всего подвержены к совершению суицида. Именно трудности полового созревания в подростковом возрасте чаще всего способствуют развитию совершить деструктивное поведение, в особенности, если данные подростки воспитываются в отсутствии мужской фигуры и сильно привязаны с матери (Личко, 2013: 251).

Депрессивное состояние. Одним из ключевых факторов, которые способствуют суицидальному поведению у подростков, выступает депрессия.

Риск суицида у подростков с депрессивными расстройствами составляет 12-20% (А.Г. Амбрумова). Автор отмечает личностные индикаторы подросткового суицидального поведения:

- категоричность;

- личностная незрелость;

- недоразвитие коммуникативной сферы;

- низкая самооценка;

- перфекционизм;

- когнитивная ригидность (Абру-мова, 1989: 8-24).

Хотя термин «депрессия» носит сугубо психиатрический характер, большинство людей, особенно подростков, в связи с недостаточным знанием данного диагноза, наблюдая у себя невысокий уровень мотивации, потерю интереса, повышенную сонливость, апатию, с легкостью присваивают себе данный феномен.

Депрессия, которую констатировал специалист, также может проявить себя психосоматическим расстройством с потерей аппетита, бессонницей, повышенной утомляемостью, снижению либидо.

Зачастую депрессия может носить скрытый характер: подросток может быть активен, дружелюбен, но совершать правонарушения, либо употреблять запрещающие вещества.

Риск суицида имеет особенную актуальность среди подростков, которые употребляют алкоголь, наркотики либо другие средства, напрямую влияющие на нервную систему и психику человека. Употребление данных веществ приводит к снижению способности осознания последствий своих поступков, неумению контролировать свое поведение и состояние. Смерть может наступить в связи с передозировкой запрещающих веществ в организме, таким образом, являясь непреднамеренной.

Стресс. Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни, однако, подростки склонны к преувеличению существующих трудностей в связи с этим, более ранимы и чувствительны к сложившимся обстоятельствам. Стресс могут спровоцировать семейные конфликты, непонимание со стороны референтной группы сверстников, неприятности в образовательной среде и другие факторы, которые встречаются с нами в повседневной жизни. Стрессовые ситуации лишь обостряют у подростка чувство ненужности, неуверенности, незащищенности, что может послужить причиной суицидального поведения.

Незрелость личности и определенные черты характера. М.В. Смирнова в своих работах говорит о том, что суицид детерминирован множеством факторов, в которых личностным особенностям отводится существенная роль. Суицидальное поведение у подростков может быть вызвано недостаточным уровнем самоидентификации, личностной незрелостью, импульсивностью и неумением брать на себя ответственность.

Также, существует феномен «эпидемия самоубийств», когда подростки объединяются в группы и массово совершают суицид. Данные показатели характеризуются личностной склонностью к подражанию, желанием принадлежать к референтной группе, быть значимым и ценным. Данное желание возникает в том случае, когда отсутствуют близкие и доверительные отношения в семье, нет поддержки и понимания со стороны близких, когда есть страх непринятия и отвержения.

Суицидальное поведение подростков часто связаны с конфликтами в межличностных отношениях. В таких случаях обида на партнёра зачастую переносится на самого себя, таким образом внешняя агрессия, которая направлена на обидчика, трансформируется в аутоагрессию, зачастую для того, чтобы другому внушить чувство вины (Смирнова, 2011: 29).

Часто, в попытках суицида кроется скрытое желание привлечь к себе внимание, выразить протест, открыть свои чувства и боль, попросить таким образом о помощи.

В своих исследованиях, советский психиатр А.Е. Личко выявил, что существует зависимость между суицидальным поведением и типом акцентуации характера личности. Учёный характеризовал подростков, склонных к суициду, особенно чувствительными, легко ранимыми, с высоким уровнем ответственности, обладающими повышенным чувством вины, зависимыми от мнения окружающих и как правило, с низкой самооценкой.

По мнению автора, данных подростков объединяют сложности в построении коммуникации, низкий уровень саморегуляции, повышенная степень тревожности, а также, высокий уровень психологической защиты.

В связи с этим, стоит рассмотреть взаимосвязь, между типами акцентуации характера и возможностью подростка к совершению суицидального поведения.

Гипертимный тип акцентуации характера. Гипертимный тип акцентуации выражается в повышенном настроении, активности, стремлении к общению. Подростки с данным типом акцентуации характера с трудом переносят одиночество, любят компании, быть в центре внимания, как правило, энергичны, очень коммуникабельны. Однако, в связи с постоянным желанием чего-то нового и неординарного, гипертимный тип может быть склонен к аддиктивному поведению, которые скорее могут привести его к нарушению правопорядка нежели к суицидальным рискам.

Истероидный тип акцентуации характера. Подросткам с истероидным типом акцентуации характера наиболее всего свойственны демонстративность и эгоцентризм. Такие подростки любят произвести впечатление на окружающих, таким образом добиться желаемого внимания. Они болезненно реагируют на критику, бояться быть осмеянными и очень чувствительны к оценкам окружающих. Таким образом, данные подростки склонны к демонстративному суициду (парасуициду), который может обернуться неверным расчетом последствий поступка и привести к несчастному случаю.

Конформный тип акцентуации характера. Подросткам с данным типом акцентуации характера свойственна дружелюбность, некритичность, дисциплинированность. Они не переносят перемен, сложно адаптируются к новому, их восприятие крайне ригидно и ограничено их ожиданиями. Их хобби и жизненная позиция, как правило, определяются социальным окружением. Вредные привычки напрямую зависят от отношения к ним в значимом окружении. Таким образом, подросткам с конформным типом акцентуации характера не свойственно суицидальное поведение.

Лабильный (эмоционально - лабильный) тип акцентуации характера. Представители этого типа отличаются частой сменой настроения, очень чувствительны к разнообразным переживаниям, общительны, добродушны, социально отзывчивы. Чрезмерно чувствительны к эмоциональному отвержению, что может послужить поводом для сильного стресса, депрессии и суицидального аффективного поведения, мотивом которого может служить не столько желание умереть, сколько из-за невозможности пережить данное событие.

Неустойчивый тип акцентуации характера. Подростки данного типа имеют ярко выраженное стремление к развлечениям, веселому времяпрепровождению, безделью. Они очень общительны, открыты, доброжелательны. Ко всему относятся легко и с некой иронией. Подростки данного типа скорее составляют группу риска по развитию

алкоголизма, наркомании, вовлечения в асоциальные общества, нежели к суицидальному поведению.

Психастенический (ананкастный) тип акцентуации характера. Подростки с психастеническим типом акцентуации характера имеют склонность к самоанализу и рефлексии. Как правило, нерешительны, с трудом принимают ответственность, педантичны, аккуратны, внимательны к мелочам и самокритичны. Страх и нерешительность подростков с данным типом акцентуации характера, исключают вероятность совершения суицидального поведения.

Сенситивный тип акцентуации характера. Ключевой особенностью в характере подростка сенситивного типа является чувство собственной неполноценности. Они часто испытывают потребность в признании, одобрении, их мнение, как правило, зависит от окружающих. Очень чувствительны к критике, болезненно переживают предательство близких, насмешки и несправедливость легко могут послужить поводом для развития реактивной депрессии. Подростки сенситивного типа акцентуации характера склонны свои переживания скрывать от окружающих, накапливая, они аккумулируют чувство вины за свою неполноценность. Таким образом, неожиданно для всех, подростки данного типа, могут таить в себе намерения суицидального характера и в какой-то момент реализовать задуманное.

Циклоидный тип акцентуации характера. У подростков циклоидного типа акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз - гипертимности и субдепрессии. Данные фазы, как правило, кратковременны и могут выражаться в длительных перерывах. Подростки с данным типом акцентуации инициативны, жизнерадостны, общительны, однако в субдепрессивной фазе склонны уходить в себя, оставлять повседневные занятия, также становятся очень чувствительны к критике, малоактивны и агрессивны. Таким образом, подростки в фазе субдепрессии склонны к суицидальному поведению, которое может совершиться в состоянии аф-

фекта, в стрессовой ситуации, когда подростка охватывает отчаяние и мысли о собственной неполноценности.

Шизоидный тип акцентуации характера. Подростки с данным типом акцентуации характера, как правило, очень замкнуты и некоммуникабельны. Они с трудом устанавливают долгосрочные контакты. Немногословны, имеют стабильные хобби и увлечения. Внутренний мир подростка с шизоидным типом закрыт от окружающих и наполнен фантазиями для собственного удовлетворения. Как правило, шизоидные подростки не склонны к поведению суицидального характера. Аддиктивное поведение является привлекательным лишь для обретения уверенности и установления контакта со сверстниками.

Эпилептоидный тип акцентуации характера. Подросток с эпилептоидным типом акцентуации характера склонен к злобно -тоскливому настроению, в периоды которого происходит поиск объекта для снятия эмоционального напряжения. Они не переносят неподчинения себе, критику в свой адрес, насмешки, в данные моменты становятся агрессивны и скрупулёзны, стремятся к регулярному доминированию над другими. Следовательно, эпилептоидному типу акцентуации характерен риск суицида в форме демонстративного поведения. Мотивом, которого может послужить желание причинить кому-то боль, что-то доказать следуя за своими целями. В таких случаях, характерны порезы, самоповреждения опасными предметами как проявление мазохистических особенностей эпилептоидов (Личко, 2013: 251).

Коммуникативные установки при взаимодействии подростков отражают их внутренние убеждения относительно их приоритетов и взглядов, которые сформировались благодаря опыту взаимодействия, оценкам, переживаниям, что представляет собой готовность реагирования, исходя из сформиро-ванности данных установок. В связи с этим, коммуникативные установки при взаимодействии подростков служат некими маркерами, которые как способствуют взаимодействию, налаживанию контактов, открытой обратной

связи, так и служат барьерными элементами, которые препятствуют коммуникации, что и может привести к суицидальному поведению (Александров, 1973: 37-48).

Методология и методы (Methodology and methods). В методологической основе исследования были использованы различные современные подходы: теоретический, системный метод, анализ, синтез и метод обобщения. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам психологии личности подростков: М. Каган, Е. Змановская, Т. Разуваева, А. Александров, психологии суицидального поведения: А. Личко, А. Кони, К. Жирард, К. Ван, профилактикой поведения суицидального характера: К. Бенч, В. Бехтерев, В. Розанов, Holinger P., В. Полякова.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Результаты исследовательской работы основаны на статистических данных суицидального поведения современных подростков, обсуждении и сравнении практического опята отечественных и зарубежных ученых, изучающих проблематику причин и факторов, влияющих на совершение суицида.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что наибольшую озадаченность в сфере изучения суицидального поведения подростков вызывает то, что за последние годы поведение суицидального характера все чаще встречается. По данным исследований, ежегодно каждый двенадцатый подросток 15-18 лет совершает попытку самоубийства, в России показатель суицидального поведения на 100 тыс. фиксирует 20, что выше среднего мирового показателя в 2,7 раза.

Большинство ученых сходятся во мнении, что подростковый возраст является самым импульсивным и эмоционально-нестабильным периодом в жизни человека. Подросткам свойственно копирование поведения, которое считается модным в различных субкультурах, в сети Интернет, среди кумиров. Тема суицида зачастую носит романтизированный характер и идеализируется в

подростковых сообществах, что оказывает негативное влияние на восприятие, жизненные ценности, ориентиры и поведение в сложных ситуациях.

Австрийский психолог, психиатр и невролог З. Фрейд суицидальное поведение рассматривал как проявление инстинкта смерти, который может выражаться в агрессии по отношению к другим и в частности, аутоагрессией. Все живое, по мнению ученого, бессознательно стремиться к смерти и управляется двумя инстинктами: сексуальным инстинктом и инстинктом смерти, которые между собой находятся в борьбе противоположностей. Исходя из психоаналитической теории, отмечает ученый, ребенок, который не получит необходимой поддержки, любви и принятия от родителей, будет наполнен агрессией по отношению к окружающему миру и в большей степени вероятности, будет способен на поведение суицидального характера, что на поведение суицидального характера толкает личность инстинкт смерти, который является врожденным. Данное направление значимо в осмыслении глубинных переживаний личности (Freud, 1990: 64).

В.М. Бехтерев в своем исследовании «О причинах самоубийства и возможной борьбе с ним» относит самоубийство и попытки совершения самоубийства к трем группам лиц, которые склонны его совершить: душевнобольные люди, душевно здоровые, но, под силой жизненных обстоятельств, легко впадающие в угнетающее состояние и люди, которые совершают суицидальные действия обдуманно и под воздействием какого-либо расчета. Подростки, подходят под вторую группу людей, которые в силу своего возраста и неопытности совершают необдуманные поступки, под воздействием сильных эмоций (Бехтерев, 1912: 24).

Е.В. Змановская в своих работах придает большое значение тому, какого стиля воспитания придерживалась семья подростка, кто в семье принимал решения, в полной ли семье воспитывался ребенок, были ли у родителей либо у родственников какого-

либо рода зависимости, особенности физического развития. Данные аспекты, отмечает автор, играют весомую роль в формировании личности подростка и на прямую зависит умение справляться со сложными жизненными ситуациями (Змановская, 2017: 252258).

В.А. Розанов провел психологическое исследование, в рамках которого выступали подростки, с целью выявления взаимосвязи между стрессовыми ситуациями и суицидальным поведением. В результате, которого, было установлено что подростки, которые регулярно испытывали стресс (конфликты с близкими, низкий уровень доходов в семье, развод родителей, неудачи в школе и др.) наиболее часто ассоциировали данное состояние с суицидальным поведением. Стоит отметить, что наиболее высокий уровень стресса у подростков связан с межличностными отношениями, где ориентиром между стрессовой ситуацией и мыслями суицидального характера, выступают индивидуальные эмоциональные состояния подростков, такие как одиночество, чувство неполноценности и фантазиями по поводу чувства обузы для родных, что непременно толкает подростков на поведение суицидального плана (Розанов, 2018: 62-73).

Особое значение для причинения себе вреда подростками, по мнению А. Apter имеют сочетания таких расстройств как: шизофрения, депрессивное состояние и употребление психоактивных веществ; психоактивные вещества, расстройство поведенческого характера и депрессивное состояние; расстройства аффективного характера, тревожные расстройства и расстройства пищевого поведения; шизоидное или параноидное расстройство личности, расстройство восприятия мира, расстройство памяти. По мнению ученого, именно данные сочетания расстройств требуют вмешательств специалистов психиатрической направленности. В процессе изучения суицидального поведения подростков, автор пришел к заключению,

что актуальными вопросами при изучении данной проблемы должны быть связаны с частотой, интенсивностью и длительностью негативных эмоций, которые оказывают влияние на подростка (Apter, 2009: 621-628).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психиатр В.Т. Кондрашенко, в своих исследованиях рассматривал основные факторы, которые приводят подростков к суицидальному поведению: расстройства психотического характера - 10%, неврозы - 15%, тяжелые физические заболевания - 1%, семейные конфликты - 12%, неразделенная любовь - 18%, сложности самореализации и принятии в референтной группе - 15%, страх взять на себя ответственность за совершенные действия - 7%, негативное состояние, вызванное не тактичным, грубым отношением педагога (дидактогения) - 8%, употребление спиртных напитков или психоактивных веществ - 5% и 9% - причины, которые остаются не выясненными (Кондрашенко, 1988: 207).

Из этого следует, что основными факторами суицидального поведения подростков выступают (рисунок).

Неразделенная любовь или не взаимные чувства подростки переживают очень эмоционально и болезненно, что может стать одной из основных причин суицидального поведения. Поскольку в данном возрасте имеет большое значение быть принятым референтной группой, подростки крайне сложно переживают чувства отверженности, непонимания, как следствие, может привести к невротическому состоянию подростка, а это может послужить причиной деструктивного поведения по отношению самого себя. Семейные конфликты являются следующей причиной суицидального поведения в данном исследовании, что лишь подтверждает значимость того, что для подростков крайне важно, чтобы рядом были те, кто их понимает и принимает безусловно. 10 % толкающие подростков к поведению суицидального характера составляют различные расстройства психики.

Рис. Факторы суицидального поведения подростков в % соотношении Fig. Factors of suicidal behavior of adolescents in % ratio

Суммируя точки зрения различных ученых, мы отмечаем, что суицидальному поведению могут предшествовать большое количество факторов: личностные особенности подростков, отсутствие надлежащего примера для жизненного ориентира, отсутствие навыков самопомощи, конфликты, непринятие референтной группой и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки, в силу своего возраста, неопытности, импульсивности, могут совершать необдуманные поступки, которые могут привести к трагедии.

Поскольку в подростковом возрасте осуществляется формирование мировоззрения, системы ценностей, взглядов на окружающий мир, подростку необходима помощь и сопровождение на данном жизненном этапе. Здесь стоит отметить, что подростки сами зачастую отказываются от помощи и не умеют говорить прямо, важно обратить внимание на эмоциональное состояние, давать возможность проговаривать, проявлять эмпатию, оказывать поддержку, обучать навыкам снижения уровня психологического напряжения, навыкам релаксации и саморегуляции.

По итогам подчеркнем, что представлен анализ изучаемой проблемы с позиции социально-психологического подхода.

Заключение (Conclusions). Таким образом, в ходе теоретического анализа литературных источников, было установлено:

1. От форм суицидального поведения зависит уровень готовности и намерения личности совершить или не совершать данное действие по отношению к себе. Выделяют демонстративный, аффекивный и истинный суициды, каждый из которых имеет свои отличительные и общие признаки. Во всех формах присутствует желание совершить суицидальное поведение, но в каждой из форм мотивация данного действия различна. Так, в демонстративной форме, мотивом служит привлечь к себе внимание, в аффективной форме, основную роль играет эмоциональный процесс взрывного характера, который требует разрядку в действии и не подчинен осознанному волевому контролю. И лишь истинный суицид носит осознанный, тщательно планирующий характер, мотивом которого служит уйти из жизни.

2. Факторами, способствующими суицидальному поведению у подростков, могут являться неразделенная любовь, проблемы сексуального характера, непринятие референтной группой, семейные конфликты, а также психологическая незрелость личности.

3. Склонность подростков к суицидальному поведению наиболее характерна при истероидном, лабильном, сенситивном, циклоидном, а также, эпилептоидном типах акцентуации характера.

4. Подростки с наличием негативных установок более подвержены к суицидальному поведению.

Список литературы

Александров А.А. Нарушение поведения у подростков как один из критериев оценки степени психонатизации // Патологические нарушения поведения подростков. Л., 1973. С. 37-48.

Амбрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения. В сб.: Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. М., 1989. С.8-24.

Бехтерев В.М. О причинах самоубийства и о возможной борьбе с ним. СПб.: Творчество художественной Печати. 1912. 24 с.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения). М.: Академия. 2006. 288 с.

Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиант-ное поведение личности и группы. Санкт-Петербург: Питер. 2017. С. 352-358.

Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Психология суицидального поведения. Самара. 2000. С. 38-45.

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социальнопсихологические и психиатрические аспекты. М., 1988. 207 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 256 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). СПб.: Речь. 2013. 251 с.

Реан А. А. Психология подростка. М.: СПб., 2007. С. 480.

Полякова В.В. Профилактика детских суицидов и их связь с семейными конфликтами // Материалы Всероссийской практической конференции «Наука и социум». Тюмень. 2017. №1. С.113-116.

Розанов В.А. Психическое здоровье детей и подростков - попытка объективной оценки динамики за последние десятилетия с учетом различных подходов. Социальная и клиническая психиатрия. М., 2018. С. 62-73.

Смирнова М.В. Психологическая диагностика суицидального риска у сотрудников органов внутренних дел: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.психол. наук. М., 2011. 29 с.

Фромм Э.З. Философская антропология Эриха Фромма // Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс. 2016. С. 227-231.

Apter A.A. [et al.]. Suicide in all continents in the young // Oxford Textbook on Suicidology and Suicide Prevention. A global Perspective / edited by D. Wasserman, C. Wasserman. NY: Oxford University Press, 2009. Р. 621-628.

Auerbach, R.P. et al. World Mental Health Surveys International College Student Project: prevalence and distribution of mental disorders. J. Abnorm. Psychol. 2018. Vol. 127. P. 623-638.

Easterlin R.A. Birth and fortune. New York: Basic Books, 1980.

Freeman D.G. Determinants of youth suicide: The easterlin-holinger cohort hypothesis re-examined // American Journal of Economics and Sociology. 1998. Vol. 57. No. 2. P. 183-199.

Freud, S. Schlusswort der Selbstmord-Diskussion // Gesammelte Werke, Achte Auflage.Frankfurt am Main, 1990. Bd. 8. S. 64.

Girard C. Age, gender and suicide: A cross-national analysis // American Sociological Review. 1993. Vol. 58. No. 4. P. 553-574.

Holinger P.C., Offer D. Prediction of adolescent suicide: A population model // American Journal of Psychiatry. 1982. Vol. 139. No. 3. P. 302-307.

Stekel W. Die Sprache des Traumes: Eine Darstellung der Symbolik und Deutung des Traumes in ihren Bezeihungen // Published by Wiesbaden Bergmann 1911.Vienna, Bergmann.

Shneidman, E. S., & Farberow, N. (1968). The Suicide Prevention Center of Los Angeles, Suicidal behaviors: Diagnosis and management. Boston: Little, Brown.

Shneidman E.S. Prediction of Suicide Revisited: A Brief Methodological Note, Suicide and Life-Threatening Behavior // The American Association of Suicidology, 2005, Febr., No. 35 (1), pp. 1-2.

References

Alexandrov, A.A. (1973), "Violation of behavior in adolescents as one of the criteria for assessing the degree of psychonatization", Patolog-icheskie narusheniyapovedeniyapodrostkov, 37-48. (In Russian).

Ambrumova, A.G. (1989), "Age-related aspects of suicidal behavior" Sravnitel'no-vozrastnye issledovaniya v suicidologii, Moscow, Russia.

Bekhterev, V.M. (1912), O prichinah samoubijstva i o vozmozhnoj bor'be s nim [Creativity of art printing], Saint Petersburg, Russia.

Zmanovskaya E.V. (2006), Deviantologiya: Psikhologiya otklonyayushchego povedeniya [Devi-antology: Psychology of Deviant Behavior], Akad-emiya, Moscow, Russia.

Zmanovskaya, E.V. and Rybnikov V.Yu. (2017), Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy [Deviant behavior of an individual and a group], Peter. St. Petersburg, Russia.

Isaev, D.S. and Sherstnev, K.V. (2000), Psi-hologija suicidal'nogo povedenija [Psychology of suicidal behavior]" Samara, Russia.

Kondrashenko, V.T. (1988), Deviantnoe povedenie u podrostkov: Social'nopsikhologicheskie i psikhiatricheskie aspekty [Deviant behavior in adolescents: Socio-psychological and psychiatric aspects], Moscow, Russia.

Lichko, A.E. (2010), Psikhopatii i akcentuacii kharaktera u podrostkov [Psychopathies and character accentuation in adolescents], Peter, Saint-Petersburg, Russia.

Lichko, A.E. (2013), Psikhopatii i akcentuacii kharaktera u podrostkov: patokharakterologicheskij diagnosticheskij oprosnik dlya podrostkov [Psychopathies and character accentuations in adolescents: pathocharacterological diagnostic questionnaire for adolescents], St. Petersburg, Russia.

Rean, A.A. (2007), Psikhologiya podrostka [Psychology of a teenager], St. Petersburg, Russia.

Polyakova, V.V. (2017), "Prevention of child suicides and their connection with family conflicts", Materials of the All-Russian Practical Conference "Science and Society", 1, 113-116. (In Russian).

Rozanov V.A. (2018), Psihicheskoe zdorov'e detej i podrostkov - popytka ob#ektivnoj ocenki dinamiki za poslednie desjatiletija s uchetom razlichnyh podhodov. Social'naja i klinicheskaja psihiatrija [Mental health of children and adolescents - an attempt to objectively assess the dynamics over the past decade, taking into account different approaches". Social and clinical psychiatry] Moscow, Russia.

Smirnova, M.V. (2011), "Psychological diagnostics of suicidal risk in employees of internal affairs bodies" Abstract of the diss. ... of Candidate of Psychological Sciences, Russia.

Fromm, E.Z. (2016), Filosofskaja an-tropologija Jeriha Fromma. Fromm Je. Begstvo ot svobody [The Philosophical anthropology of Erich Fromm. Fromm E. Escape from freedom] Progress, Moscow, Russia.

Apter, A.A. (2009), Suicide in all continents in the young Oxford Textbook on Suicidology and Suicide Prevention. A global Perspective edited by D. Wasserman, C. Wasserman, 621-628. Campo-basso, Italia.

Auerbach, R.P. (2018), "World Mental Health Surveys International College Student Project: prevalence and distribution of mental disorders", J. Abnorm. Psychol. 127. 623-638, Washington, American Psychological Association, USA.

Easterlin, R.A. (1980), "Birth and luck", New York: Basic Books 431-447. (In Germany).

Freeman, D.G. (1998), "Determinants of youth suicide: revision of the Easterlin-Holinger cohort hypothesis" American Journal of Economics and Sociology. Volume, № 2, 183-199. (In Colombia)

Freud, S. (1990), Schlusswort der SelbstmordDiskussion Gesammelte Werke, Achte Auflage. Frankfurt am Main. (In Germany).

Girard, K. (1993), "Age, gender and suicide: ethnic analysis" American Sociological Review, 553-574. (USA).

Holinger, P.C. (1982), Prediction of teenage suicide: A population model American Journal of Psychiatry, 302-307, Canada, North America.

Stekel W. Die Sprache des Traumes: Eine Darstellung der Symbolik und Deutung des Traumes in ihren Bezeihungen // Published by Wiesbaden Bergmann 1911.Vienna, Bergmann.

Shneidman, E. S., & Farberow, N. (1968), "The Suicide Prevention Center of Los Angeles.", Suicidal behaviors: Diagnosis and management. Boston: Little, Brown 360-380. (USA).

Shneidman, E.S. (2005), Predicting suicide: A brief methodological note, Suicide and life-threatening behavior, American Association of Suicidology, Baltimore, USA.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.

Данные автора:

Руденко Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова.

About the author:

Ekaterina S. Rudenko, Postgraduate Student of the Department of Psychology, Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.