Научная статья на тему 'Особенности и значение языковой компетентности педагогов-психологов в вузах МВД России'

Особенности и значение языковой компетентности педагогов-психологов в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая компетентность / лингвистическая компетентность / педагоги-психологи / уровни языковой системы / культура речи.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шагбанова Х.С.

педагогов-психологов в ВУЗах МВД России неотделима от воздействия на внутренний мир личности сотрудника органов внутренних дел. Она сопряжена с необходимостью коммуникации с полицейскими, однако, имеет сходные задачи, связанные с необходимостью выявления существующих психологических проблем тех социальных групп, с которыми работает специалист, и поиском эффективных путей их устранения. В силу того, что коммуникация с аудиторией невозможна без использования средств языка, в настоящей статье был произведен анализ существующих особенностей языковой компетентности педагогов-психологов и ее роли в достижении поставленных перед ними профессиональных задач. Выделение особенностей языковой компетентности специалистов было произведено на основании уровней и аспектов системы языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и значение языковой компетентности педагогов-психологов в вузах МВД России»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI:10.24412/2076-1503-2021-7-250-254 ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

NIION: 2018-0076-7/21-041 доктор филологических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2021-07-240 профессор кафедры философии, иностранных языков и

гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел

Российской Федерации», e-mail: khabiba@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. Деятельность педагогов-психологов в ВУЗах МВД России неотделима от воздействия на внутренний мир личности сотрудника органов внутренних дел. Она сопряжена с необходимостью коммуникации с полицейскими, однако, имеет сходные задачи, связанные с необходимостью выявления существующих психологических проблем тех социальных групп, с которыми работает специалист, и поиском эффективных путей их устранения. В силу того, что коммуникация с аудиторией невозможна без использования средств языка, в настоящей статье был произведен анализ существующих особенностей языковой компетентности педагогов-психологов и ее роли в достижении поставленных перед ними профессиональных задач. Выделение особенностей языковой компетентности специалистов было произведено на основании уровней и аспектов системы языка.

Ключевые слова: языковая компетентность, лингвистическая компетентность, педагоги-психологи, уровни языковой системы, культура речи.

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Professor the department of Philosophy, Foreign Languages and Humanities, Tyumen Institute for Advanced Studies

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

FEATURES AND SIGNIFICANCE OF LANGUAGE COMPETENCE OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS IN THE UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The activity of educational psychologists in the Universities of the Ministry of Internal Affairs is inseparable from the impact on the inner world of the individual. It is associated with the need to communicate with the police in educational institutions of various levels and profiles, however, it has similar tasks related to the need to identify the existing psychological problems of those social groups with which the specialist works, and to find effective ways to eliminate them. Due to the fact that communication with the audience is impossible without the use of language means, this article analyzes the existing features of the language competence of educational psychologists and its role in achieving their professional tasks. The allocation of the features of the language competence of specialists was made on the basis of the levels and aspects of the language system.

Key words: language competence, linguistic competence, educational psychologists, levels of the language system, speech culture.

В современных реалиях психолого-педагогическая деятельность в ВУЗах МВД России становится все более актуальной. Это определяется тем, что диапазон проблем, которые могут решать психологи в ходе

своей работы в учебном заведении довольно широк: эмоционально-волевые нарушения, развитие черствости, конфликтности, раздражительности, длительные депрессивные состояния, раздражительность, немотивированная тревожность,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

утрата способности к управлению своими эмоциями, а также потеря способности к адекватной самооценке, что может сопровождаться повышенным стремлением обеспечить собственные авторитет и власть над другими.

В этой связи на сегодняшний день деятельность педагогов-психологов имеет большую значимость в силу того, что специфику современного образования определяют чрезмерные эмоциональные нагрузки, обусловленные социально-экономическими трансформациями и нестабильностью общества [9, с. 168-176]. Сотрудники органов внутренних дел испытывают колоссальные нагрузки в результате постоянного общения с населением, активного воздействия средств массовой информации. Как следствие, психология как наука сегодня возрождается в силу стремительного роста проблем психологического характера, с которыми лучше бороться на начальной стадии, нежели переносить их на конфликтные ситуации. В связи с этим повышается значение труда педагогов-психологов в ВУЗах МВД России. Для того чтобы осуществлять квалифицированную работу с полицейскими в российских ВУЗах МВД и в институтах повышения квалификации, а также грамотно оказывать воздействие на них, необходимо быть высококомпетентным педагогом-психологом [8, с. 278-282].

Указанные и иные аспекты профессиональной деятельности педагогов-психологов предполагают обладание знаниями в области теории и методологии психологической диагностики курсантов, восстановления их нормального психического состояния, снижения эмоционального напряжения, успешного разрешения конфликтных ситуаций и во многих других вопросах [4, с. 6]. При этом далеко не последнюю роль в числе составляющих общей компетентности педагога-психолога играет коммуникативная компетентность. Она подразумевает, что специалист умеет кратко и доступно доносить необходимую информацию до лиц, с которыми он осуществляет работу, выстраивает общение с ними на основании общепринятых ценностных ориентаций, выслушивает их внимательно и без агрессии, умеет получать обратную связь от собеседника. Вышеуказанные навыки, предполагающие наличие у специалиста коммуникативной компетентности, невозможно применять без компетентности языковой, высокого уровня грамотности и речевой культуры педагога-психолога.

По мнению Н. Хомского, языковой компетентностью является «способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения» [7]. Иными словами, педагог-психолог

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

должен грамотно организовывать свою лингвистическую деятельность. Она предполагает идеальное знание грамматики, а также языковой системы в целом. В свою очередь, некоторые исследователи, выступая с критикой данной позиции, отмечали, что выстраивание речевой коммуникации ситуативно, изменчиво и в большей степени зависят от правил употребления слов и выражений, нежели от грамматических знаний [10, р. 278].

Однако, языковая компетентность специалиста, принимая во внимание обе ее исследовательские трактовки, обладает особенностями в зависимости от конкретного направления деятельности специалиста. В этой связи необходимо выделить данные особенности, свойственные работе педагогов-психологов, а также определить их значение с точки зрения эффективности профессиональной деятельности.

Формирование языковой компетентности осуществляется на всех уровнях системы языка. Здесь задействованы фонетический, лексический, грамматический синтаксический, стилистический уровни и в определенной степени социолингвистический (общественно-культурные условия, в которых протекает речевая деятельность) и прагмалингвистический (использование языковых средств в зависимости от интенций коммуникатора) аспекты речи [6, с. 125-127].

Необходимо отметить, что особенность речевой культуры педагога-психолога заключается, в первую очередь, в том, что она должна быть всеохватывающей, объединяющей все компоненты речевой деятельности и ее составляющие. Языковая компетентность отечественных специалистов проявляется, прежде всего, в грамотном применении норм русского языка. К их числу относится употребление когнитивных норм, предполагающее адекватное понимание окружающего социума, а также аффективных, отвечающих за его восприятие, и поведенческих, позволяющих педагогу-психологу, оценив ситуацию, выстроить правильную модель поведения. Таким образом, специалист формирует установки аудитории по отношению к себе на основании трех видов норм, соответствующих трем уровням существования мыслительных установок [1, с. 23].

Особую роль играет использование педагогом-психологом коммуникативных и этических норм в силу универсальности их применения на всех этапах взаимодействия со слушателями, а также возможности создать наиболее благоприятные условия для выстраивания обратной связи. Таким образом, посредством соблюдения указанных норм происходит поэтапный процесс личност-но-профессионального развития педагога-психолога, посредством усвоения новых знаний и специальных технологий, что, в свою очередь,

способствует формированию профессионально значимых качеств будущего специалиста [5, с. 306-311].

Языковая компетентность помогает налаживанию диалога с курсантами, с ее помощью педагог-психолог добивается необходимого психоэмоционального состояния аудитории. Среди особенностей данной компетенции в работе специалистов исследуемого направления необходимо отметить повышенное значение грамотного использования речевых интонаций и средств выразительности. Именно голос определяет качество и эффективность высказываний, произносимых педагогом-психологом. В этой связи он должен обладать рядом свойств, а именно: приятным звучанием, оказывающих благотворное воздействие на аудиторию, размеренностью, убедительностью. При этом тембр голоса, его интонационная направленность не должны быть статичны: они должны перестраиваться своевременно в зависимости от изменения ситуации, в которой осуществляется общение. В этом реализуется прагмалингвистический аспект языковой компетентности педагога-психолога.

Лингвистическая компетентность педагога-психолога неотделима от его возможности управления своим голосом, благодаря чему он направляет его на аудиторию, с которой осуществляет коммуникацию. Для того, чтобы доносить до обучающихся определенную информацию, речь специалиста должна обладать не только благозвучностью, но также и гибкостью, позволяющей улавливать изменение настроения аудитории. При этом сам голос должен быть сильным, чтобы педагог-психолог мог осуществлять длительную коммуникацию со слушателями.

Помимо этого, языковая компетентность устной речи специалиста-психолога, деятельность которого осуществляется в образовательном учреждении, невозможно без повышенного внимания к дикции и орфоэпии. Без четкого и правильного произнесения звуков невозможно добиться устойчивого внимания аудитории, в особенности - подростковой и взрослой. Поэтому особенностью работы педагогов-психологов является повышенное внимание к грамотной устной речи, ясности произношения. Кроме того, невнятная речь существенно затрудняет понимание слушателями текста коммуникатора.

Так как литературное произношение слов родной речи осложняется тем, что оно далеко не всегда совпадает с нормами правописания, специалистам в области психологии, работающим с учащимися разных направлений и уровней подготовки, следует изучить грамотное произношение и расстановку ударения.

Наконец, особенностью устной речи педагога-психолога должна являться выразительность. В силу того, что использование выразительных средств в речи наполняет ее необходимым для работы специалиста эмоциональным содержанием, можно заключить, что их грамотное использование является важным индикатором степени языковой компетентности коммуникатора. Выразительность речи педагога-психолога тесным образом связана с двумя предыдущими особенностями, а именно: со способностью изменять тембр голоса и его интонационную направленность, а также с грамотностью устной речи в плане орфоэпии. В комплексе это будет способствовать мелодичности речи говорящего, ее живости и яркости, завершенности и полноте выражения мыслей.

Наряду с собственно фонетическими и грамматическими особенностями языковой компетентности педагогов-психологов, значимым аспектом является способность выстраивать речевую коммуникацию в зависимости социокультурных условий общения. Большую роль для повышения эффективности коммуникации имеет внимание специалиста к связи между особенностями учащихся (например, уровнем сформированности их внимания, мышления в зависимости от возраста) и той среды, где протекает общение. Проявляя внимание к психологическим особенностям слушателей, педагог-психолог может успешно использовать языковые стимулы при устном общении, которые будут вызывать интерес у аудитории. С их помощью специалист способен реализовать дифференцированный подход к каждому из обучающихся, повысив, тем самым, общую результативность коммуникации.

Формирование языковой компетентности на всех уровнях системы языка предполагает, что квалифицированный педагог-психолог должен обладать ораторским искусством, внутренней культурой речи, без которой невозможно будет преодолеть возможные негативные векторы коммуникации, задаваемые аудиторией. Наличие языковой компетентности в данном случае позволит педагогу-психологу добиться необходимого уровня комфортности во взаимодействии с аудиторией, что, в свою очередь, будет способствовать успешному решению профессиональных задач.

Наконец, выстраивая коммуникацию с аудиторией, педагог-психолог должен использовать преимущественно официально-деловой стиль общения, характеризующийся точностью, стан-дартизованностью, отсутствием вариативности в построении текста [3, с. 125-132]. Лексическими особенностями такого стиля выступают также необходимость использования специальных тер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

минов психолого-педагогической направленности, устойчивых выражений, синтаксическими особенностями - использование однородных членов предложения, обособленных оборотов. В результате, выстраивание речевой коммуникации, в отличие, например, от письменной формы подачи материала, может показаться обучающимся монотонным, и будет препятствовать решению поставленных педагогом-психологом профессиональных задач.

Как следствие, недостающим элементом в рамках формирования языковой компетентности при подготовке специалистов исследуемого профиля в ВУЗах МВД является сформированный речевой стиль общения. Для будущих педагогов-психологов было бы полезным умение выстраивать коммуникацию исходя из специфики публицистического стиля, который позволяет оказывать на слушателей необходимое воздействие, правильно мотивировать их к совершению определенных действий, влиять на их психо-эмоцио-нальное состояние, корректировать поведение. Ведь наряду с логичностью, характерной для официально-делового и публицистического стиля общения, последний отличает также образность и эмоциональность, оказывающие большее воздействие на аудиторию. Он позволяет глубже раскрыть важные с точки зрения психологии понятия морали и этики, в нем присутствует большее количество слов и выражений их области психологии, именно публицистический стиль взывает к внутреннему миру личности.

Таким образом, языковая компетентность педагогов-психологов, являясь частью общей компетентности специалистов данного профиля, играет большую роль в реализации их профессиональных задач при работе с учащимися, целью которой является психологическая помощь и коррекция поведения, а также исследование индивидуально-психологических особенностей детей и подростков.

Языковая компетентность педагога-психолога обладает рядом особенностей. В первую очередь, ей присущи глубокие знания в области фонетики и грамматики, лексики и орфоэпии. Кроме того, языковая компетентность является основным инструментом воздействия и управления педагога-психолога реакцией аудитории, способом их трансформации в необходимое русло, зарождения заинтересованности учащихся. Наконец, особенностью языковой компетентности педагогов-психологов выступает повышенное внимание к стилю речи, используемому в рамках коммуникации со слушателями.

Учет данных особенностей и стремление педагога-психолога овладеть всеми вышеуказан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

ными навыками и знаниями в сфере родного языка, позволят повысить эффективность решения их профессиональных задач, так как ключом к пониманию и воздействию на внутренний мир личности в психологическом аспекте являются правильно подобранные средства языка.

Список литературы:

[1] Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности: учебное пособие. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 205 с.

[2] Муранова Е.В. К вопросу о содержании понятий «языковая компетенция» и «языковая компетентность» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). - С. 88-91.

[3] Овсянникова О.А. Культура речи будущего педагога-психолога специализированного вуза // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1. - С. 125-132.

[4] Петченко В.А. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов факультета психологии. - Псков: Издательство Псковского Вольного института, 2001. -19 с.

[5] Смолярчук И.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития психолога в условиях непрерывного образования // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7 (29). - С. 306-311.

[6] Толпа Д.В. О средствах формирования профессионально-языковой компетентности // Язык психологии. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - С.125-127.

[7] Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / пер. с англ. - М.: Издательство Московского университета, 1972. - 260 с.

[8] Федорченко А.М. Психолого-педагогическое взаимодействие обучающихся и преподавателей в ВУЗах МВД России [Электронный ресурс] Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России: Электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь, 07 апреля 2017 г. - Ставрополь: ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», Ставропольский филиал, 2017. - С. 278-282. - Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения: 12.06.2021).

[9] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в ВУЗах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. № 2-1. - С. 168-176.

[10] Hymes D.H. On Communicative Competence // In: J.B. Pride and J. Holmes (eds). Sociolinguistics. Selected Readings. -Harmondsworth: Penguin, 1972. - Р. 269-293.

Spisok literatury:

[1] Kolmogorova L.A. Formirovanie kommu-nikativnoj kompetentnosti lichnosti: uchebnoe poso-bie. - Barnaul: AltGPU, 2015. - 205 s.

[2] Muranova E.V. K voprosu o soderzhanii ponyatij «yazykovaya kompetenciya» i «yazykovaya kompetentnost'» // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2015. № 4 (13). - S. 88-91.

[3] Ovsyannikova O.A. Kul'tura rechi budush-chego pedagoga-psihologa specializirovannogo vuza // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2015. № 1. - S. 125-132.

[4] Petchenko V.A. Metodicheskie rekomen-dacii po organizacii i provedeniyu praktiki dlya stu-dentov fakul'teta psihologii. - Pskov: Izdatel'stvo Psk-ovskogo Vol'nogo instituta, 2001. - 19 s.

[5] Smolyarchuk I.V. Psihologo-pedagogich-eskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitiya psihologa v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2011. № 7 (29). - S. 306-311.

[6] Tolpa D.V. O sredstvah formirovaniya pro-fessional'no-yazykovoj kompetentnosti // YAzyk psihologii. - M.: Izd. centr EAOI, 2010. - S. 125-127.

[7] Homskij N. Aspekty teorii sintaksisa / per. s angl. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1972. - 260 s.

[8] Fedorchenko A.M. Psihologo-pedagogich-eskoe vzaimodejstvie obuchayushchihsya i prepoda-vatelej v VUZah MVD Rossii [Elektronnyj resurs] Nauchno-metodicheskie problemy professional'noj i sluzhebnoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossii: Elektronnyj sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 07 aprelya 2017 g. - Stavropol': FGKOU VPO «Kras-nodarskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii», Stavropol'skij filial, 2017. - S. 278-282. - Rezhim dostupa: https://elibrary.ru (data obrashcheniya: 12.06.2021).

[9] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obrazovaniya v VUZah MVD Rossii: sovremennoe sos-toyanie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhurnal. 2020. № 2-1. - S. 168-176.

[10] Hymes D.H. On Communicative Competence // In: J.B. Pride and J. Holmes (eds). Sociolin-guistics. Selected Readings. - Harmondsworth: Penguin, 1972. - R. 269-293.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.