КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО И ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
В различных средствах массовой информации в последнее время все чаще можно встретить такие заголовки, как, например, «Сергиев Посад может превратиться в православный Ватикан», «Сергиев Посад станет российской столицей православия», «Государство намерено поддерживать развитие религиозного туризма», «Законодательно закреплены статус паломника и понятие паломнической деятельности», и многие иные подобные. Отчего вдруг возникла столь высокая степень заинтересованности в этой сфере деятельности, чем она обусловлена? Ответ на этот вопрос дают общемировые тренды активного роста сегмента религиозных путешествий. Так, ЮНВТО фиксирует цифры в 330 млн туристов, ежегодно совершающих путешествия с религиозными целями, и 18 трлн USD суммарного мирового объема доходов в сфере религиозного туризма. По данным ЮНЕСКО, 60% населения мира исповедует ту или иную религию, и эти верующие составляют демографическую базу религиозного туризма. Сегодня можно констатировать, что религиозный турим обрел все черты настоящей мегаиндустрии, в которую вовлечены значительные финансовые и людские ресурсы, а её рост стимулирует инклюзивное и устойчивое развитие в форме создания новых рабочих мест, формирования источников жизнеобеспечения, служит стимулом для развития культуры и ремесел, роста инфраструктуры и притока инвестиций для локальных сообществ. Значительная доля объектов из списка Всемирного культурного наследия человечества, формируемого ЮНЕСКО, также является религиозными и/или сакральными по своей сути, и их доля в этом репрезентативном перечне самых выдающихся шедевров человеческой деятельности постоянно растет. А это формирует и направления туристских потоков, и общее представление о привлекательости для туризма того или иного региона.
«Религиозный туризм - одно из самых перспективных направлений мировой инду-
EDITORS NOTE
RELIGIOUS TOURISM AND PILGRIMAGE: THE FEATURES AND DEVELOPMENT TRENDS
"Sergiev Posad can turn into the Orthodox Vatican", "Sergiev Posad will become the Russian capital of Orthodoxy", "The state intends to support the development of religious tourism", "The status of a pilgrim and the concept of pilgrimage are legally fixed" - such headlines appear with increasing frequency in the media today. What is the reason for such a high interest in this sphere of activity?
The answer to this question gives the global trend of rapid growth of the religious travel segment. Thus, in consonance with UN-WTO, more than 330 million tourists annually travel for religious purposes, and there are 18 trillion USD of total world revenues in the sphere of religious tourism.
According to UNESCO, 60% of the world's population practices a religion and these believers form the demographic base of religious tourism.
Today we can state that religious tourism has acquired all the features of a real mega industry, which involves significant financial and human resources. This growth in religious tourism brings an unprecedented potential to foster inclusive and sustainable development - creating jobs and livelihoods, allowing infrastructure and investment and stimulating local culture and crafts.
A significant proportion of the sites on the UNESCO world cultural heritage list are also religious and/or sacred in nature, and their share in this representative list of the most outstanding masterpieces of human activity is constantly growing.
And it, in turn, forms both directions of tourist flows, and understanding the tourism attractiveness of this or that region.
"Religious tourism is one of the most promising areas of the world tourism industry, as modern people seek to gain deeper knowledge about religion for spiritual enrichment, and the constantly accelerating rhythm of life makes us think more about its essence and eternal values" (From a UNWTO report).
стрии туризма, так как современный человек в поисках духовного обогащения стремится получить более глубокие знания о религии, а постоянно ускоряющийся ритм жизни все больше заставляет задуматься о его сущности и вечных ценностях» (из отчета ЮНВТО). «Среди многих мотивационных факторов путешествий посещение историко-культурных или религиозных центров занимает высокое место в списках желаний путешественников. Использование растущего интереса к религиозному туризму во всем мире выгодно не только сектору туризма, но и крайне важно для обеспечения межкультурного диалога и сохранения мира» (Талеб Рифаи, Генеральный секретарь ЮНВТО в 2010-2017 гг.).
Среди самых посещаемых с туристскими целями культовых объектов звучат столь малоизвестные нашему уху названия, как Храм Мэйдзи и Сэнсо-Дзи (Токио) - более 30 млн посетителей в год, Храм Каши Вишванатх (Варанаси, Индия) - 21,9 млн, Базилика Святой Девы Гваделупской (Мехико) - 20 млн, Храм Тирумалы Венкатешвары (Тирупати, Индия) -18,3 млн чел., и другие. Среди перечня Т0П-10 самых посещаемых в мире храмовых объектов только лишь Собор Парижской Богоматери до недавнего пожара мог считаться самым известным для европейцев и россиян объектом туризма (5-е место с показателем 13,7 млн чел. ежегодных посетителей), но сегодня и он выбыл из этого перечня надолго, до завершения процесса восстановления. В чем секрет такой популярности этих и иных религиозных дестинаций? Почему среди них нет ни одной российской, хотя Россия - один из важнейших мировых центров религиозной жизни? Что движет паломниками и религиозными туристами в их стремлении посетить те или иные культовые достопримечательности, и есть ли вообще разница между этими понятиями?
Ответить на эти и многие иные проблемные вопросы развития индустрии религиозного и паломнического туризма мы попросили авторов этого выпуска нашего журнала. Основные тренды и проблемы, некоторые особенности развития и кейсы данного вида туризма как в мире, так и в России, нашли свое отражение в статьях настоящего выпуска журнала.
Главный редактор, д.геогр.н., проф.
О.Е. Афанасьев
"Among the many motivations for travelling, visiting cultural or religious sites ranks high on travelers' wish lists. Leveraging the growing interest for religious tourism worldwide is not only beneficial for the tourism sector, but crucial in building cultural dialogue and peace" (Taleb Rifai, UNWTO Secretary-Gener-al2010-2017).
We can see mainly little-known names among the most visited by tourists sacred places, such as Meiji Temple and Senso-ji (Tokyo) - more than 30 million visitors a year, Kashi Vishwanath Temple (Varanasi, India) -21,9 million, the Basilica of Our Lady of Guadalupe (Mexico City) - 20 million, Tirumala Venkateswara Temple (Tirupati, India) - 18.3 million people, etc.
The Notre Dame Cathedral use to be the most familiar tourist destination to Europeans and Russians among the TOP-10 list of the most visited temple sites in the world (5th place with an annual rate of 13.7 million people). But after recent fire this temple also dropped out of this list for a long time, until the completion of the recovery process.
What is the secret of such popularity of these and other religious destinations? Russia is one of the most important world centers of religious life, so why is there not a single Russian shrine on the list? What motivates pilgrims and religious tourists in their desire to visit certain religious sites, and is there any difference between these concepts?
We asked the authors of this issue of our journal to answer these and many other problematic questions on the development of religious and pilgrimage tourism.
The main trends and problems, some development features and cases of this type of tourism both in the world and in Russia are reflected in the articles of this issue of the journal.
Editor-in-chief, Prof. Oleg E. Afanasiev