Научная статья на тему 'Религиозный туризм в Донецком регионе: потенциал, проблемы и перспективы'

Религиозный туризм в Донецком регионе: потенциал, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGIOUS TOURISM / DONETSK REGION / THE CITY OF DONETSK / ORTHODOXY / TEMPLE / CHURCH / MONASTERY / DIOCESE / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН / ДОНЕЦК / ПРАВОСЛАВИЕ / ХРАМ / ЦЕРКОВЬ / МОНАСТЫРЬ / ЕПАРХИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мишечкин Геннадий Валерьевич, Голубничая Светлана Николаевна

В статье анализируются вопросы развития религиозного туризма в Донецком регионе (ДНР). Указывая на значительный потенциал для развития религиозного туризма в регионе в целом, внимание акцентируется на православном христианском направлении, так как оно преобладает в религиозной палитре Донецкого края. Авторы исследуют историю указанной проблематики. Анализируя различные теоретические трактовки, подходы к определению дефиниции «религиозный туризм», под последним они понимают путешествие с религиозно-познавательной целью, при котором турист в большей степени интересуется «внешней стороной» той или иной религии, того или иного религиозного объекта или явления. Подчеркивается непреходящая актуальность развития религиозного туризма для повышения духовно-нравственного уровня общества. На широком фактическом материале доказывается, что Донецкий регион имеет солидную базу для развития данного вида туризма. В исследуемом регионе на 01.01.2019 г. выдано 247 свидетельств о легализации приходов Украинской православной церкви Московского патриархата, из которых 15% приходится на г. Донецк. В регионе расположено большое количество православных храмов, которые имеют значительную аттрактивность для туристов. Особый потенциальный интерес представляют места, связанные со святым Преподобным Илией Макеевским, источники в с. Коньково Тельмановского района, в п. Ремовка (г. Снежное), монастырь Касперовской иконы Божьей Матери в п. Грузско-Ломовка (г. Макеевка), монастырь Иверской иконы Божьей Матери (г. Донецк). Указанный потенциал во многом нивелируется сложной военно-политической и социально-экономической обстановкой, несмотря на которую в регионе увеличивается количество религиозных объектов. Данный факт способствует увеличению количества туристов, путешествующих с религиозно-познавательной целью, причем не только внутренних, но и международных. Решение острых общественно-политических вопросов должно стать основой для налаживания нормального развития всех видов туризма, включая религиозный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мишечкин Геннадий Валерьевич, Голубничая Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOURISM IN DONETSK REGION: POTENTIAL, PROBLEMS AND PROSPECTS

The article analyzes issues of religious tourism development in Donetsk region (DPR). Pointing to the significant potential for the religious tourism development in the region as a whole, the authors pay special attention to the Orthodox Christian direction, as it prevails in Donetsk region. The authors explore the history of the mentioned issues. The article analyzes various theoretical interpretations and approaches to definition of “religious tourism”. Religious tourism is a travel with a religious-cognitive purpose, when tourist is more interested in external side of religion, a religious object or phenomenon. The authors emphasize enduring relevance of the religious tourism development to enhance the spiritual and moral level of society. On the wide factual material, it is proved that Donetsk region has a solid base for development of this type of tourism. In Donetsk region and Donetsk 247 certificates of legalization of parishes of the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate have been issued (as of 01. 01.2019). In the region there are a large number of orthodox temples, which have a significant attraction for tourists. Of particular potential interest are the places connected with St. Ilya Makeevsky, sources in Konkovo, Telmanovsky district, in the village Removka (Snezhnoe), the monastery of the Kasperovskoy icon of the Mother of God in the village of Gruzsko-Lomovka (Makeevka), Monastery of Iverskaya icon of the Mother of God (Donetsk). This potential is largely ified by the complex military-political and socio-economic situation, despite the increase in the number of religious sites in the region. This fact contributes to an increase in the number of tourists traveling with religious and cognitive purposes, not only domestic, but also international. The solution of acute social and political issues should become the basis for the development of stable growth of all kinds of tourism, including religious tourism.

Текст научной работы на тему «Религиозный туризм в Донецком регионе: потенциал, проблемы и перспективы»

МИШЕЧКИН Геннадий Валерьевич а УДК 338.48(477.6) ГОЛУБНИЧАЯ Светлана Николаевна 6 DOI: ю^пдээз-смп-гслэ-квоэ

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Ба-рановского (Донецк, ДНР, Украина)

а кандидат исторических наук, доцент; e-mail: [email protected] бкандидат биологических наук, доцент; e-mail: [email protected]

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ДОНЕЦКОМ РЕГИОНЕ: ПОТЕНЦИАЛ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье анализируются вопросы развития религиозного туризма в Донецком регионе (ДНР). Указывая на значительный потенциал для развития религиозного туризма в регионе в целом, внимание акцентируется на православном христианском направлении, так как оно преобладает в религиозной палитре Донецкого края.

Авторы исследуют историю указанной проблематики. Анализируя различные теоретические трактовки, подходы к определению дефиниции «религиозный туризм», под последним они понимают путешествие с религиозно-познавательной целью, при котором турист в большей степени интересуется «внешней стороной» той или иной религии, того или иного религиозного объекта или явления. Подчеркивается непреходящая актуальность развития религиозного туризма для повышения духовно-нравственного уровня общества.

На широком фактическом материале доказывается, что Донецкий регион имеет солидную базу для развития данного вида туризма. В исследуемом регионе на 01.01.2019 г. выдано 247 свидетельств о легализации приходов Украинской православной церкви Московского патриархата, из которых 15% приходится на г. Донецк. В регионе расположено большое количество православных храмов, которые имеют значительную аттрактивность для туристов. Особый потенциальный интерес представляют места, связанные со святым Преподобным Илией Макеевским, источники в с. Коньково Тельмановского района, в п. Ремовка (г. Снежное), монастырь Касперовской иконы Божьей Матери в п. Грузско-Ломовка (г. Макеевка), монастырь Иверской иконы Божьей Матери (г. Донецк).

Указанный потенциал во многом нивелируется сложной военно-политической и социально-экономической обстановкой, несмотря на которую в регионе увеличивается количество религиозных объектов. Данный факт способствует увеличению количества туристов, путешествующих с религиозно-познавательной целью, причем не только внутренних, но и международных. Решение острых общественно-политических вопросов должно стать основой для налаживания нормального развития всех видов туризма, включая религиозный.

Ключевые слова: религиозный туризм, Донецкий регион, Донецк, православие, храм, церковь, монастырь, епархия.

Введение. С давних времен люди путешествовали с религиозными целями. Стремление объяснить загадочные явления, «прикоснуться» к тайнам мироздания, найти духовную опору собственного существования, ответить на вековечный вопрос о смысле жизни закономерно привели к формированию такого важного социального института как религия. Приобщение к святыням того или иного религиозного направления еще в древности стало одной из составляющих формирования образованного человека. Достаточно вспомнить трепетное отношение греков к святыням

Египетской цивилизации и римлян к религиозным объектам Греческой цивилизации. К примеру, каждый римлянин, который считал себя образованным, должен был посетить и приобщиться к религиозным святыням Греции. Данные факты способствовали толерантному отношению к другим этническим общностям, формированию широкого кругозора.

В современном, быстро и кардинально меняющемся мире, человек все меньше задается вопросами духовно-нравственного развития. На первый план все больше выходят материальная заинтересован-

ность, узкоэгоистические интересы, потребительский характер отношения к миру. Все это приводит к тому, что общество начинает ставить под сомнение вечные ценности, попадая на путь бездуховности и моральной деградации.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации может быть развитие и популяризация религиозного туризма, что, по нашему мнению, должно способствовать приобщению к святыням и объектам, связанным с разными религиозными направлениями. В конечном итоге, развитие религиозного туризма имеет все предпосылки для гармонизации межчеловеческих и межэтнических отношений.

Актуальность исследования определена и тем, что Донецкий регион в разные исторические периоды представлял собой территорию, на которой пересекались интересы и судьбы многих племен, народов, представителей разных цивилизаций. Данный перекресток цивилизаций был местом военных сражений в прошлом и, к сожалению, в настоящем. Киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, авары, булгары, половцы, славяне, татары и многие другие народы жили и воевали на территории края. Вместе с тем, длительное сосуществование, осознание общности интересов разных народов содействовало поиску условий и возможностей для мирной жизни, нахождению компромиссов во имя будущего.

В ХХ - начале XXI вв. на территории Донецкого края проживали представители разных религиозных направлений - православные, католики, протестанты, буддисты, мусульмане, иудеи, кришнаиты, представители языческих верований и т.д. В Донецке наряду с традиционными христианскими (православными) храмами, функционировали и функционируют иудейская синагога, мусульманская мечеть (с конца XX в.), а в п. Ольгинка Волновахского района была зарегистрирована буддистская община.

Поликонфессиональный Донецкий регион в настоящий исторический отрезок оказался заложником военно-политического противостояния. «Религиозная карта» края может быть разыграна по-разному. На наш взгляд, следует использо-

вать поликонфессиональность региона как базу для развития религиозного туризма, что, в свою очередь, будет способствовать нормализации общественно-политической обстановки в целом, в том числе повышению эффективности социально-экономического развития.

Анализ предыдущих исследований и степень изученности проблемы. Проблематика развития религиозного туризма привлекала внимание специалистов из разных отраслей социально-гуманитарного знания. Процесс развития данного направления туризма освещался и анализировался в трудах отечественных и зарубежных ученых, как в целом, так и в отдельных аспектах [1-24]. Среди работ отечественных авторов выделим труды С.Ю. Житенёва, Н.Н. Лагусевой, М.В. Фёдоровой, В.Н. Якунина [7, 8, 11, 18, 22]. В них анализируются общие вопросы, ведущие тенденции и основные направления развития религиозного туризма в Российской Федерации и мире в целом.

Краткий анализ научных трудов, вышедших только за последние годы по указанной проблематике, позволяет подвести некоторые предварительные итоги.

Во-первых, исследователи, при чем как отечественные, так и зарубежные подчеркивали перспективность рассматриваемого направления развития туризма и возрастание значительного интереса к религиозным маршрутам [7, с.5; 11, с. 97; 14, с.112; 15, с. 27; 16, с. 22-23; 18, с. 113; 19, с. 118; 20, с. 265; 22, с. 281; 23, р. VIII].

Во-вторых, указывалось на трудности теоретико-методологического характера. В частности, на отсутствие единого подхода к отождествлению или разграничению понятий «религиозный туризм» и «паломничество». Ряд специалистов считают, что понятия «туризм» и «паломничество» не тождественны друг другу, так как это различные виды социокультурной деятельности, а использование понятия «паломнический туризм» представляется некорректным [7, с. 2; 15, с. 28-29; 16, с. 23].

Н.Н. Лагусева в своем исследовании подчеркивала, что для любого верующего человека понятия «религиозный туризм» и «паломничество» различны [11, с.95]. В

некоторых работах при утверждении, что понятия «религиозный туризм» и «паломничество» нельзя смешивать, используется понятие «паломнический туризм» как разновидность религиозного туризма [14, 22]. Можно встретить точку зрения, что «паломничество» и «туризм» в отдельных случаях можно отождествлять, а в других - нет. Причем, несмотря на то, что, по мнению авторов, данные понятия различны, они совмещают в себе две стороны человеческого общежития: религиозную и мирскую [20, с. 267].

В.В. Халапурдина среди форм религиозного туризма выделяет паломничество, экскурсионный туризм религиозной проблематики, научный туризм с религиозными целями [19, с. 118]. М.В. Федорова в своем исследовании наряду с двумя видами религиозного туризма - паломничеством и экскурсионным туризмом религиозной тематики - предлагает выделять и третье направление - эзотерический («духовно-паломнический» или «религиозно-симуляционный») религиозный туризм. Под последней разновидностью автор понимает интерес к нетрадиционной религиозной культуре, т. е. к той, в которой не происходила социализация индивида [18, с. 112-113].

Луганская исследовательница В.В. Осадзе, суммируя различные подходы к отождествлению или разграничению понятий «религиозный туризм» и «паломничество», выделяет четыре основных подхода, которые кратко можно свести к следующему [15, с. 28]:

- данные понятия отождествляются;

- паломничество - часть религиозного туризма;

- религиозный туризм - составляющая паломничества;

- автономность и самостоятельность религиозного туризма и паломничества.

В-третьих, констатировалось, что на пути развития религиозного туризма в России существует ряд проблем и препятствий, которые мешают его полноценному развитию: отсутствие системы рекламно-информационного обеспечения продвижения религиозного турпродукта, нехватка высококвалифицированных кадров, сла-

бая поддержка государственной власти, низкий уровень туристской инфраструктуры и т.д. [7, с. 7; 16, с. 24; 19, с. 120; 20, с. 267; 22, с. 284-286].

В-четвертых, география работ по религиозному туризму в России охватывает различные регионы - город Санкт-Петербург, Кемеровскую, Новосибирскую, Самарскую, Тульскую области и др. [1, 2, 7, 12, 14, 16]. Следует отметить, что количество работ растет в геометрической прогрессии, поэтому в исследовании использовались далеко не все труды по данной проблематике, а лишь те, которые находились в русле поставленных авторами цели и задач.

В-пятых, по нашему мнению, не было оказано должного внимания к развитию религиозного туризма в Донецком регионе. В некоторых работах анализировались отдельные аспекты развития данного направления туризма в указанном регионе [3-5, 17]. На фактическом материале специалисты подчеркивали значительный потенциал для развития религиозного туризма в Донецком регионе. Однако, комплексного и системного освещения данная проблема не получила. Определенную роль при написании статьи сыграли научные труды специалистов из Луганского региона, в которых обозначались аналогичные проблемы и перспективы развития религиозного туризма [15, 19].

В данном исследовании использовались материалы и зарубежных исследователей, в которых были проанализированы отдельные аспекты развития религиозного туризма, прежде всего теоретико-методологического характера [23, 24].

Учитывая вышесказанное, в работе поставлена цель проанализировать развитие религиозного туризма в Донецком регионе через выявление имеющегося потенциала, определить основные проблемы и обозначить перспективы указанного процесса. Принимая во внимание многогранность указанной проблематики, авторы сосредоточили внимание на православном христианском направлении, так как оно превалирует в религиозной палитре края.

Объектом исследования является процесс развития религиозного туризма в Донецком регионе, а предмет исследования

- потенциал и содержание развития религиозного туризма в Донецком регионе.

Изложение основного материала. Предваряя изложение, следует отметить, что авторы данной статьи считают понятия «религиозный туризм» и «паломничество» автономными и самостоятельными. Религиозный туризм - часть культурно-познавательного туризма (историко-культурного туризма), которая не зависит от конфессиональной принадлежности туриста. В свою очередь, паломничество - часть церковной жизнедеятельности, которая носит узкоконфессиональный и обрядовый характер, при этом преследуются сакральные цели. Как правило, паломничество и религиозный туризм имеют одни и те же маршруты, но люди отправляются по ним с разными целями.

По данным отечественных специалистов, среднегодовые показатели внутренних поездок с религиозной целью - 30 млн. чел., при этом до 70% всего внутреннего туризма приходится на религиозный туризм. Общее же количество туристов и паломников в мире достигает 300-330 млн. чел. [7, с. 5]. В зарубежных исследованиях общее число «религиозных» туристов также насчитывается в пределах 300 млн. чел., при этом уточняется, что сложно выделить кто из посетителей турист, а кто паломник. Указывается, что в Северной Америке каждый четвертый путешественник отправляется в поездку, условно называемую «духовные каникулы» [23, р. VIII]. По нашему мнению, обозначенная мировая и российская статистика нуждается в дальнейшем обосновании и доработке, что подчеркивалось и на Международном конгрессе по религиозному туризму и паломничеству, организованному ЮНВТО при содействии Министерства экономики Португалии в Фатиме 22-23 ноября 2017 года [23, р. IX].

Интенсивное освоение Донецкого региона началось с конца XIX века, когда для строительства промышленных предприятий, добычи полезных ископаемых сюда стали приезжать люди самых разных вероисповеданий. В начале XXI века в Донецкой области насчитывалось более 1,5 тысячи религиозных общин, порядка 50% из них - православные. Большинство из них принадлежат к Украинской Православной

церкви Московского патриархата. На территории региона действуют две епархии данной церкви: Донецкая и Горловская.

Донецкая епархия, образованная 6 сентября 1991 г., объединяет приходы в южной и восточной частях края. В 1994 г. из данной епархии была выделена Горлов-ская, в которую вошли благочинные округа северной части региона. Приходы данных епархий объединены в благочиния, границы которых совпадают с административно-территориальным делением.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Донецкой области насчитывалось 145 православных приходов, в начале XXI в. (на 01.01.2006 г.) их было 530. В ДНР было выдано 247 свидетельств о легализации приходов1. На рисунке 1, в качестве примера, представлена динамика приходов в некоторых округах Горловской епархии.

Алл

1 1

округ Ша хтерск

Рис. 1 - Динамика приходов в некоторых округах Горловской епархии

Fig. 1 - The dynamics of parishes in districts of Horlovsky

diocese

Так как Горловка является центром епархии, в ней выделяется два округа: Николаевский и Богоявленский. Заметна тенденция к увеличению роста православных приходов. К примеру, в Николаевском, Богоявленском и Енакиевском округах, темп роста составил 150%. В Шахтерском округе аналогичный показатель несколько ниже (138%).

Количество приходов является важным показателем для развития внутреннего и выездного религиозного туризма, так как именно эти люди составляют основу турпотока данного вида туризма. Для развития въездного религиозного туризма

1 Отчет о работе Министерства культуры Донецкой Народной Республики в 2018 году URL: www. mincult.govdnr.ru/ otchet-o-rabote-ministerstva-kultury-doneckoy-narodnoy-respubliki-v-2018-godu (Дата обращения: 01.05.2019).

30

25

2006

20

15

2019

Таблица 1 - Характеристика религиозных сооружений туризма в городах Донецкого региона (по состоянию на 01.01.2019)

Table 1 - Distribution of religious structures in the cities of Donetsk region (as of 01.01.2019)

№ п/п Город Площадь, км2 Население, тыс. чел. Кол-во православных сооружений, ед. Плотность, храм/км2 Кол-во храмов на 1000 жителей

1 Горловка 422 260 13 0,03 0,05

2 Дебальцево 24 25 2 0,08 0,08

3 Докучаевск 12 23 1 0,08 0,04

4 Донецк 358 946 67 0,19 0,07

5 Енакиево 39 79 6 0,15 0,07

6 Ждановка 2 12 4 2,00 0,33

7 Кировское 7 26 1 0,14 0,03

8 Макеевка 426 372 18 0,04 0,04

9 Снежное 37 65 6 0,16 0,09

10 Торез 44 75 5 0,11 0,06

11 Харцызск* 207 98 9 0,04 0,09

* указана площадь и население горсовета, включая города Иловайск, Зугрэс и другие населенные пункты

важным является ресурсная база: объекты, явления, процессы.

Одними из важнейших объектов являются архитектурные сооружения: церкви, соборы, часовни, монастыри. Рассмотрим количество архитектурных объектов по некоторым городам Донецкого региона. Ниже приведены только города республиканского подчинения, их население на 1 апреля 2019 года2 (табл. 1).

Плотность архитектурных культовых сооружений находится в интервале от 0,03 до 2,00 храмов на км2. По этому показателю первое место занимает г. Ждановка. Это небольшой город, созданный как поселок для работников угледобывающей промышленности. Однако с точки зрения туристской аттрактивности этот город малопривлекателен, так как не обладает большим количеством достопримечательностей и объектов инфраструктуры. Учитывая этот факт, наиболее перспективным городом для развития религиозного туризма является Донецк (плотность 0,19 храмов на км2).

Рассмотрим столицу шахтерского края более подробно. Донецк находится в пределах одноименной епархии, разбит на три благочиния, но более целесообразно анализировать данный показатель по административно-территориальному делению. Данные таблицы 2 показывают,

2 Главное управление статистики Донецкой Народной Республики. URL: http://glavstat. govdnr. ru/ index.php (Дата обращения: 10.05.2019).

что в Донецке больше всего православных архитектурных объектов находятся в Ворошиловском и Киевском районах. Ворошиловский район отличается и самой большой плотностью объектов. По показателю «количество религиозных сооружений на 1000 человек» лидирует Киевский район, во многом из-за того, что военно-политические события привели к уменьшению населения района на 40%.

Приведем несколько примеров наиболее аттрактивных ресурсов для развития религиозного туризма в Донецком регионе. Среди них следует назвать, прежде всего, святые источники. Поток посетителей, в том числе туристов, к источникам связан не только с религиозной составляющей, но и рекреационно-оздоровительной.

Один из таких источников - родник, который находится в с. Коньково Тельмановского района. Село основано в 1798 г. есаулом Всевеликого Войска Донского Антоном Коньковым. Указанный родник является гидрологическим памятником природы3. Заповедный статус ему был присвоен еще в 1978 г. Источник характеризуется слабоминерализованной водой из слоя сарматских известняков, постоянной температурой воды 100С. В шестистах метрах от родника в 1864 г. был построен Свя-

3 Государственный комитет по экологической политике и природным ресурсам при Главе Донецкой Народной Республики URL: http:// gkecopoldnr.ru/nrf-dpr/ (Дата обращения: 11.05.2019).

Таблица 2 - Характеристика религиозных сооружений по районам Донецка (по состоянию на 01.01.2019)

Table 2 - Distribution of religious structures in the districts of Donetsk (as of 01.01.2019)

№ п/п Район Площадь, км2 Население, тыс. чел. Кол-во православных сооружений, ед. Плотность, храм/км2 Кол-во храмов на 1000 жителей

1 Буденовский 25 94,8 7 0,28 0,07

2 Ворошиловский 10 92,4 11 1,10 0,11

3 Калининский 19 107,0 6 0,31 0,05

4 Киевский 33 84,0 10 0,30 0,12

5 Кировский 68 165,1 6 0,08 0,03

6 Куйбышевский 51 110,2 10 0,23 0,10

7 Ленинский 37 106,2 9 0,24 0,08

8 Петровский 57 83,3 3 0,05 0,03

9 Пролетарский 58 103,0 5 0,08 0,04

Всего 358 946 67

то-Преображенский храм. В нем хранится камень с отпечатком ноги человека и посоха. По преданию родник появился в том месте, где стояла Богородица.

Местные старожилы уверяют, что явление Девы Марии происходило несколько раз. Первое произошло 25 сентября 1913 г. В честь этого события была возведена часовня, которая в 20-х годах была разрушена, а камень с отпечатками выброшен в реку. В 1941 г. в результате наводнения этот камень вынесло на берег. Церковь не канонизировала данный объект, как это сделано в Почаеве, но проводятся службы, и освящается вода из камня. Кроме камня в храме было явление самообновления иконы, но официальная церковь не признала этот факт.

В 2011 г. у источника была построена каменная купальня на два отделения для мужчин и женщин. Количество купающихся женщин в несколько раз больше. Объясняется это тем, что Богородичный источник по поверьям исцеляет от женских болезней и бесплодия. К источнику приезжают не только из ближайших населенных пунктов, но из других городов и стран. Особенно много людей приезжает на Крещение.

Еще одним туристским религиозным объектом является источник в селе Ремов-ка (г. Снежное), которое было основано генерал-майором Всевеликого Войска Донского Александром Гавриловичем Реми в 1850 г. Местом расположения селения для своих крепостных он выбрал балку (понижение рельефа в степи), где по преданию

останавливался Петр Первый и пил воду здешнего источника. Температура воды в источники постоянная 80С. В 2002 г. источник был официально освящен Митрополитом Донецким и Мариупольским в честь Святого Великомученика целителя Пантелеймона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рядом с источником находится церковь Иоанна Богослова, построенная в 1907 г. У данного храма имеется группа в социальной сети «В контакте» (1926 участников), куда можно обратиться по всем вопросам работы источника. Над источником построена крытая купель, прилегающая территория благоустроена, есть мини-зоопарк.

Кроме названных объектов перспективными для развития религиозного туризма являются источники в с. Минеральное, Святителя Николая (оба в г. Ясиноватая), в г. Харцызске и другие.

Особую роль для развития религиозного туризма играют чудотворные иконы. Среди чудотворных икон Донецкого региона следует отметить Касперовскую икону Божьей Матери и Иверскую икону Божьей Матери. Кроме того, в регионе особо почитается икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец - Донецкая», список которой находится с 2018 г. в центре города Донецка в кованой часовне Святых Косьмы и Дамиана. Данная икона имеет интересную историю. В разгар кровавых событий 2014 г. по благословлению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Донецк привезли Икону Божьей матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). В 2017 г.

список указанной иконы получил название «Умягчение злых сердец — Донецкая».

В Ленинском районе г. Донецка в церкви Святого Благоверного Александра Невского в 2003 г. Православной церковью официально было зарегистрировало миро-точение иконы Николая Угодника. Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» в храме Святых Новомучеников (Киевский район Донецка) мироточила в августе 2014 г. в то самое время, когда этот образ привозили в Донецк по благословлению патриарха Кирилла. В этом же храме осенью 2014 г. прихожане церкви отмечали явление свечения Иконы Божьей матери «Порт-Артурская», что расценили как хороший знак.

Следующий значимый для развития религиозного туризма ресурс - монастыри. Христианские монастыри на протяжении истории выполняли не только свои прямые функции, но были еще и приютом путешественников [2]. По словам Иоанна Восторгова монастыри «похожи на запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшую влагу душам жаждущим» [13]. В Донецком регионе расположено два православных женских монастыря: Свя-то-Касперовской иконы Божьей Матери и Иверской иконы Божьей Матери.

Кратко проанализируем историю монастыря Свято-Касперовской иконы Божьей Матери. В 1996 г. православной церкви были переданы помещения психиатрической больницы в п. Грузско-Ломовка (г. Макеевка). Рядом с территорией бывшей больницы находился полуразрушенный храм Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия», построенный в конце XIX века, освещение которого состоялось в апреле 1997 г. До 1998 года в монастырской обители не было своего храма. На территории монастыря в честь Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи были освящены домовые церкви.

В 2004 г. монастырь построил собственную церковь Касперовской иконы Божьей Матери. В монастыре есть летний храм святителя Иннокентия Херсонского (построен в 2007 г.), который очень почитал Икону Иверской Божьей Матери и

являлся автором акафиста и тропаря в ее честь. Специфика данного храма в том, что он состоит только из алтаря и крыши. В 2010 г. началось строительство трапезного храма святой Великомученицы Варвары. В 2006 г. у данного монастыря появился скит в г. Ждановка путем реорганизации приходского храма Успения Пресвятой Богородицы. В монастыре есть собственные виноградник, фруктовый сад, огород. Выращивают пропашные и кормовые культуры. Кроме того, имеется пасека и источник, очищенный и обустроенный непосредственно монахинями и послушницами. Источник находится на берегу реки Грузская. Каждый вечер к источнику совершается крестный ход. Рядом находится еще один родник с йодо-бромной водой. В монастыре постоянно проживет 30 сестер (насель-ниц). Монастырь принимает паломников, особенно 14 октября в День Покрова Божьей Матери.

Монастырь Иверской иконы Божьей Матери расположен в г. Донецке на улице Стратонавтов (Киевский район), недалеко от Донецкого аэропорта. Строительство монастыря началось в 1997 г., а освящение произошло 25 октября 2010 г. в день данной иконы, список которой был выполнен на Афоне. К тому времени Свято-Иверский монастырь был подворьем Свято-Никольского монастыря (Волновахский район), основанного хорошо известным в регионе схиархимандритом Зосимой (Иван Алексеевич Сокур). Первыми на-сельницами Свято-Иверского монастыря были сестры из монастыря Касперовской иконы Божьей Матери. В монастыре находятся мощи Амвросия Оптинского, Митро-фана Воронежского и другие священные реликвии.

Планировалось расширение монастыря за счет открытие скита в честь Турковицкой иконы Божьей Матери в с. Пески (г. Донецк). Синод Украинской Православной церкви Московского патриархата в декабре 2014 г. утвердил решение и назначил настоятельницу скита. В это время в с. Пески уже шли очень ожесточенные боевые действия. Еще недостроенный храм стал очередной жертвой войны (рис. 2).

Рис. 2 - Храм Турковицкой иконы Божьей Матери в с. Пески (современное состояние)4

Fig. 2 - The Temple of Turkovska icon of the Mother of God in the Pesky village (current state)

До 2014 г. в монастыре проживало 11 насельниц (5 из них приняли постриг). С 26 мая 2014 г. в непосредственной близости от монастыря начались боевые действия за Донецкий международный аэропорт имени С.С. Прокофьева. Монахини и послушницы были эвакуированы на подворье в Свято-Николаевский архиерейский собор (Ленинский район г. Донецка). На данный момент постройки монастыря почти полностью разрушены, как и кладбище, находящееся рядом с ними. Службы в храме монастыря, несмотря на разрушения, возобновились в 2016 г. в День Иверской иконы (рис. 3), а с апреля 2018 г. службы проводятся регулярно. Началось постепенное восстановления храма и других построек. О современном состоянии монастыря российский режиссер Н. Батраева сняла фильм «Донецкая вратарница», ставший лауреатом нескольких фестивалей и конкурсов, в том числе гран-при кинофестивалей «Святой Владимир» и «Радонеж».

В православии большое значение имеют святые. В этот ранг возводят людей, которые совершают подвиги во имя веры: апостолы, равноапостольные, мученики и новомученики, подвижники, преподобные, столпники, страстотерпцы и другие. На До-

4 Новости Донецка. Как выглядит поселок Пески летом 2017 года URL: http://doneck-news. com/main/photo-of-donetsk/photo-of-donecka-after-a-fire/77868-kak-vyglyadit-poselok-peski-letom-2017-goda-foto.html (Дата обращения: 23.05.2019).

нецкой земле таких людей было предостаточно: Иоанн затворник из Святогорской Свято-Успенской Лавры, который исцелял людей и предвидел будущее; Игнатий Мариупольский, внесший существенный вклад в заселение Донецкого региона выходцами из Крыма в XVIII веке и другие.

Для развития религиозного туризма в регионе значима личность Преподобного Илии Макеевского (Илья Яковлевич Ганжа), родившегося в 1837 г. в поселке Макеевка Миусского округа Области Войска Донского.

Рис. 3 - Храм на территории монастыря Иверской Иконы Божьей Матери5

Fig. 3 - Temple on the territory of the St. Iversky monastery

Схематично рассмотрим его биографию. В пятнадцатилетнем возрасте он, по его собственным словам, «пошел искать святые места» [9]. О последующих годах его жизни известно очень мало. Предположительно жил на Афоне в Ильинском ските, затем в Киево-Печерской лавре. Во время гонений большевиков на православную церковь, в 1927 г. вернулся в Макеевку, посещал Свято-Троицкий храм села Калиново (г. Макеевка), а после его закрытия молился в домах горожан, дававших ему приют. Несмотря на угрозу ареста, люди принимали у себя Илию. Он почитался как молитвенник, обладал даром провидца и целителя. В годы Великой Отечественной войны старец ободрял жителей Макеевки, вселяя в них уверенность, что сильных разрушений в городе не будет. Действительно, город сильно не пострадал. Также Илия давал советы по ведению сельского хозяйства, предсказывал судьбы людей

5 Донецкое агентство новостей. URL: https:// dan-news.info/obschestvo/svyashhennosluzhiteli-doneckoj-eparxii-proveli-liturgiyu-v-razrushennom-vojnoj-svyato-iverskom-monastyre. html (Дата обращения: 11.05.2019).

и городов. После освобождения Донбасса в 1943 г. он стал инициатором сбора средств для помощи Красной Армии. Умер в 1946 г. в возрасте 109 лет. Похоронен в Макеевке (п. Путь Ильича). Даже во времена Советского Союза на его могилу приезжали паломники просить исцеления от болезней. Сегодня его мощи находятся в Свято-Георгиевском соборе г. Макеевки, но на могилу, над которой сооружен навес от непогоды, приходят люди. Частицы мощей Преподобного Илии Макеевского есть в Свято-Преображенском кафедральном соборе г. Донецка и в ряде других храмов, где его имя упоминается в ряду местночтимых святых.

Инициатором канонизации Илии был схиархимандрит Зосима, который собирал свидетельства очевидцев и материалы о его жизни. В 2012 г., через 66 лет после смерти, Илия был причислен к лику святых. День памяти святого церковь отмечает 17 апреля, а 28 мая - обретение его мощей.

Свято-Троицкий храм, который посещался Илией сохранился (рис. 4). Храм также может выступать объектом для религиозного туризма и паломничества. Он имеет длинную историю, которая началась в 1875 г. В храме сохранились деревянный иконостас и настенные росписи. Нет никакой информации о подлинности данной иконописи. К сожалению, в храме отсутствуют мощи Преподобного Илии Макеевского [21].

Рис. 4 - Свято-Троицкий храм в п. Калиново (г. Макеевка)

Fig. 4 - Svyato-Troitskiy temple in the Kalinovo village (Makeevka)

Перечисленные выше объекты далеко не исчерпывают весь спектр потенциала Донецкого региона для развития религиозного туризма. В крае имеются и другие религи-

озные сооружения, имеющие архитектурно-градостроительную и художественную ценность, храмы с интересной историей и преданиями, сакральные уголки. Были и есть подвижники, внесшие лепту в развитие православия, чья биография будет интересна туристам и послужит примером для воспитания подрастающего поколения.

Выводы и предложения. Таким образом, Донецкий регион обладает значительным потенциалом для развития религиозного туризма. Наиболее яркими примерами могут служить монастыри Касперовской иконы Божьей Матери, Иверской иконы Божьей Матери, Богородичный источник в с. Коньково Тельмановского района, источник Целителя Пантелеймона в п. Ремовка (г. Снежное), места, связанные с жизнью и деятельностью Преподобного Илии Макеевского.

В условиях непростой военно-политической ситуации многократно возрастает интерес местных жителей к духовно-религиозным святыням региона, увеличивается количество приходов, строятся новые религиозные сооружения. Наиболее четко данные тенденции просматриваются на примере г. Донецка.

К сожалению, указанный потенциал используется далеко не в полную силу, отдельные религиозные объекты полностью разрушены, другие находятся на линии военного соприкосновения. Исходя из этого, первым шагом к активизации развития религиозного туризма является прекращение военных действий.

Следующей по приоритетности мерой должно стать введение туристской деятельности в законодательное поле, принятие Закона «О туристской деятельности», соответствующих нормативно-правовых актов.

С целью координации развития туризма в крае, следует объединить усилия всех заинтересованных сторон: Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики, представителей турпредприятий и церковных епархий, ученых-туризмологов. Убеждены, что развитие религиозного туризма нуждается в более весомой государственной поддержке, привлечении молодежи к мероприятиям, представляющим богатое историко-культурное наследие края, в том числе духовно-религиозную составляющую.

Еще одним препятствием является слабое рекламно-информационное обеспечение, проще говоря, слабая осведомленность местных жителей о потенциале края. В этом плане хорошим примером, способствующим популяризации религиозного туризма, может служить Федеральный телепроект «Святыни России» - совместное детище Ростуризма и Обще-

ственного совета при Федеральном агентстве по туризму при поддержке Патриаршего совета по культуре, старт которого был дан в июне 2018 г.

По нашему мнению, одним из ближайших шагов может стать разработка турмаршрута «Святыни Донецкого края», включающего в себя наиболее значимые религиозные объекты региона.

Список источников

1. Байнова М.С. Религиозный туризм как ресурс развития российских городов: социологическая оценка // Социальная политика и социология. 2017. Т.16. №4(123). С. 51-58.

2. Глушкова В.Г. Путешествие по храмам и монастырям Санкт-Петербурга. Исторический путеводитель. Санкт-Петербург: Вече, 2013. 432 с.

3. Голубничая С.Н., Мишечкин Г.В. Формирование туристской дестинации в Донецке: проблемы и перспективы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. №2. С. 118-124. DOI: 10.22412/19950411-2017-11-2-118-124.

4. Голубничая С.Н., Мишечкин Г.В. Развитие туризма в Приазовском регионе: опыт, проблемы и перспективы // Туризм в современном мире. Проблемы и перспективы: сб. работ по мат. IV междунар. заоч. науч.-практ. конф. Тула: ТулГУ, 2016. С. 81-86.

5. Грабовый В.В., Мишечкин Г.В. Религиозный туризм в ДНР: потенциал, значение, перспективы // Современные тенденции развития туризма и индустрии гостеприимства: Мат. I Междунар. науч.-практ. конф. Донецк: Минмолспорттуризма, ГО ВПО «ДонНУЭТ», 2017. С. 136-139.

6. Гусенова Д.А. Антиномия сакрального и профанного в философском дискурсе: турист или паломник? // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2016. Т.17. С. 105-112.

7. Житенёв С. Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Журнал Института Наследия. 2016. №1(4).

8. Житенёв С. Ю. Современные культурно-познавательные путешествия // Вопросы культурологии. 2014. №4. С. 19-23.

9. Колябина Г.С. Козицкий И.А. Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая. Макеевка: ЧП «Полипресс», 2006. С. 15.

10. Косова Л.С., Буркин С.Ю. Некоторые аспекты формирования турпотоков религиозного туризма // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2015. С. 59-62.

11. Лагусева Н.Н. Паломничество и религиозный туризм: грани различия (размышления в рамках круглого стола) // Вестник РМАТ. 2017. №1. С. 95-101.

12. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Культурно-религиозный туризм в Тульском регионе: современное состояние, проблемы и перспективы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2016. №3(19). С. 72-83.

13. Мраморнов А.И. Иоанн // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. Т. XXIII. С. 271-275.

14. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Религиозный туризм как механизм поддержания духовно-культурных процессов на уровне регионального социума // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. Вып.9(70). С. 107-117.

15. Осадзе В.В. Теоретические аспекты проблемы религиозного туризма // Вестник ЛНУ им. Т. Шевченко. 2018. №3(17). С. 27-31.

16. Родионова Д.Д., Насонов А.А. Религиозный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма (на примере Кемеровской области) // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015. №2. С. 21-25.

17. Семичастный И.Л. Сакральные ресурсы Донецкой области // Сакральный туризм: природные, культурные, духовные феномены как способ повышения туристской аттрактивности региона: Мат. XV Междунар. науч.-практ. конф. Донецк: ДИТБ, 2013. С. 6-8.

18. Федорова М.В. Религиозный туризм в современном глобальном мире // Успехи современной науки. 2017. Т.8. №3. С. 112-115.

19. Халапурдина В.В. Культовые сооружения как фактор развития религиозного туризма в городе Луганске // Современные тенденции развития науки и технологий. Периодический научный сборник по мат. XX Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 30 ноября 2016 г.). 2016. №11, ч.4. С. 117-121.

20. Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Развитие религиозного туризма в Новосибирской области как туристской дестинации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т.7. №2(62). С. 265-267.

21. Чернухина Е. У Макеевки заступник - святой Илия // Макеевский рабочий. 2012 №104 (18243). С.1.

22. Якунин В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе // Вестник СГТУ. 2011. №4(60). Вып.2. С. 280-286.

23. Griffin K., Raj R. The Importance of Religious Tourism and Pilgrimage: reflecting on definitions, motives and data // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2017. Vol.5. Iss.3. Pp. I-IX.

24. Smith V.L. The Quest in Guest // Annals of Tourism Research. 1992. Vol.19. Pp. 1-17.

Gennady V. MISHECHKIN a Svetlana N. GOLUBNICHAYA b

a-b M. Tugan-Baranovsky Donetsk National University of Economics and Trade (Donetsk, Ukraine)

a PhD in History, Associate Professor; e-mail: [email protected] b PhD in Biology, Associate Professor; e-mail: [email protected]

RELIGIOUS TOURISM IN DONETSK REGION: POTENTIAL, PROBLEMS AND PROSPECTS

The article analyzes issues of religious tourism development in Donetsk region (DPR). Pointing to the significant potential for the religious tourism development in the region as a whole, the authors pay special attention to the Orthodox Christian direction, as it prevails in Donetsk region.

The authors explore the history of the mentioned issues. The article analyzes various theoretical interpretations and approaches to definition of "religious tourism". Religious tourism is a travel with a religious-cognitive purpose, when tourist is more interested in external side of religion, a religious object or phenomenon. The authors emphasize enduring relevance of the religious tourism development to enhance the spiritual and moral level of society. On the wide factual material, it is proved that Donetsk region has a solid base for development of this type of tourism. In Donetsk region and Donetsk 247 certificates of legalization of parishes of the Ukrainian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate have been issued (as of 01. 01.2019). In the region there are a large number of orthodox temples, which have a significant attraction for tourists.

Of particular potential interest are the places connected with St. Ilya Makeevsky, sources in Konkovo, Telmanovsky district, in the village Removka (Snezhnoe), the monastery of the Kasperovskoy icon of the Mother of God in the village of Gruzsko-Lomovka (Makeevka), Monastery of Iverskaya icon of the Mother of God (Donetsk).

This potential is largely nullified by the complex military-political and socio-economic situation, despite the increase in the number of religious sites in the region. This fact contributes to an increase in the number of tourists traveling with religious and cognitive purposes, not only domestic, but also international.

The solution of acute social and political issues should become the basis for the development of stable growth of all kinds of tourism, including religious tourism.

Keywords: Religious tourism, Donetsk region, the city of Donetsk, Orthodoxy, temple, church, monastery, diocese.

References

1. Baynova, M. S. (2017). Religioznyiy turizm kak resurs razvitiya rossiyskih gorodov: sotsiologicheskaya otsenka [Religious tourism as a resource for the development of Russian cities: A sociological assessment]. Sotsialnaya politika i sotsiologiya [Social Policy and Sociology], 16-4(123), 51-58. (In Russ.).

2. Glushkova, V. G. (2013). Puteshestvie po hramam i monastyiryam Sankt-Peterburga. Istoricheskiy putevoditel [Visiting the temples and monasteries of St. Petersburg. Historical guide]. St.-Petersburg: Veche. (In Russ.).

3. Golubnichaya, S. N., & Mishechkin, G. V. (2017). Formirovanie turistskoy destinatsii v Donetske: problemyi i perspektivyi [Forming tourist destinations in Donetsk: Problems and prospects]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2(11), 118-124. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-2-118124. (In Russ.).

4. Golubnichaya, S. N., & Mishechkin, G. V. (2016). Razvitie turizma v Priazovskom regione: opyit, problemyi i perspektivyi [Tourism development in Azov region: The experience, problems and prospects]. Turizm vsovremennom mire. Problemyi i perspektivyi [Tourism in the modern world. Challenges and Prospects]: A collection of works on the materials of the fourth international correspondence scientific-practical conference. Tula: TulSU, 81-86. (In Russ.).

5. Grabovyiy, V. V., & Mishechkin, G. V. (2017). Religioznyiy turizm v DNR: potentsial, znachenie, perspektivyi [Religious tourism in the DPR: potential, importance, prospects]. Sovremennyie tendentsii razvitiya turizma i industrii gostepriimstva [Current development trends of tourism and hospitality industry]: Materials I Intern. scientific and practical conferences. Donetsk, 136-139. (In Russ.).

6. Gusenova, D. A. (2016). Antinomiya sakralnogo i profannogo v filosofskom diskurse: turist ili palomnik? [The antinomy of the sacred and the profane in philosophical discourse: a tourist or a pilgrim?]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie [Bulletin of Irkutsk State University. Series "Political Science. Religious studies] 17, 105-112. (In Russ.).

7. Zhitenev, S. Yu. (2016). Religioznyj turizm i palomnichestvo v Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Religious tourism and pilgrimage in the Russian Federation: the current state and prospects of development]. Zhurnal Instituta Nasledija [Journal of the Institute of Heritage], 1(4). (In Russ.).

8. Zhitenyov, S. Yu.(2014). Sovremennyie kulturno-poznavatelnyie puteshestviya [Modern cultural and educational travels]. Voprosyi kulturologii [Cultural Studies], 4, 19-23. (In Russ.).

9. Kolyabina, G. S., & Kozitskiy, I. A. (2006). Nemoschnaya mira izbra Bog, da posramit krepkaya [But God chose the foolish things of the world to shame the wise; God chose the weak things of the world to shame the strong]. Makeevka: Polipress, 15. (In Russ.).

10. Kosova, L. S., & Burkin, S. Yu. (2015). Nekotoryie aspektyi formirovaniya turpotokov religioznogo turizma [Some aspects of the formation of tourist flows of religious tourism]. Vozmozhnosti razvitiya kraevedeniya i turizma Sibirskogo regiona i sopredelnyih territoriy [Opportunities for the local history and tourism development of Siberian region and adjacent territories]: Materials of the fifteenth int. scientific-practical conf. Tomsk, 59-62. (In Russ.).

11. Laguseva, N. N. (2017). Palomnichestvo i religioznyiy turizm: grani razlichiya (razmyishleniya v ramkah kruglogo stola) [Pilgrimage and Religious: Borders of Difference (Roundtable Thoughts)]. Vestnik RMAT [Vestnik RIAT], 1, 95-101. (In Russ.).

12. Martyanova, E. G., & Chesnova, E. N. (2016). Kulturno-religioznyiy turizm v Tulskom regione: sovremennoe sostoyanie, problemyi i perspektivyi [Cultural and religious tourism in the Tula region: current status, problems and prospects]. Gumanitarnyie vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo [Humanitarian Bulletin of L.N. Tolstoy TSPU], 3(19), 72-83. (In Russ.).

13. Mramornov, A. I. (2010). Ioann. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow: Church Scientific Center «Orthodox Encyclopedia», XXIII, 271-275. (In Russ.).

14. Ovsyannikov, V. P., & Yakunin, V. N. (2016). Religioznyiy turizm kak mehanizm podderzhaniya duhovno-kulturnyih protsessov na urovne regionalnogo sotsiuma [Religious tourism as a mechanism for maintaining spiritual and cultural processes at the level of regional society]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(9), 107-117. (In Russ.).

15. Osadze, V. V. (2018). Teoreticheskie aspektyi problemyi religioznogo turizma [Theoretical aspects of the problem of religious tourism]. Vestnik LNU imeni Tarasa Shevchenko [Bulletin of Luhansk Taras Shevchenko National University], 3(17), 27-31. (In Russ.).

16. Rodionova, D. D., & Nasonov, A. A. (2015). Religioznyiy turizm kak perspektivnoe napravlenie razvitiya vnutrennego turizma (na primere Kemerovskoy oblasti) [Religious tourism as a promising direction for the domestic tourism development (the case-study of Kemerovo region)]. Uchenyie zapiski muzeya-zapovednika "Tomskaya Pisanitsa" [Scientific notes of Tomsk Pisanitsa Museum-Reserve], 2, 21-25. (In Russ.).

17. Semichastnyiy, I. L. (2013). Sakralnyie resursyi Donetskoy oblasti [Sacred resources of Donetsk region]. Sakralnyiy turizm: prirodnyie, kulturnyie, duhovnyie fenomenyi kak sposob povyisheniya turistskoy attraktivnosti regiona [Sacred tourism: natural, cultural, spiritual phenomena as a way to increase the tourist attraction of the region]: Materials of the XV International Scientific and Practical Conference. Donetsk, 6-8. (In Russ.).

18. Fedorova, M. V. (2017). Religioznyiy turizm v sovremennom globalnom mire [Religious tourism in the modern global world]. Uspehisovremennoy nauki [Advances in Modern Science], 8(3), 112-115. (In Russ.).

19. Khalapurdina, V. V. (2016). Kultovyie sooruzheniya kak faktor razvitiya religioznogo turizma v gorode Luganske [Religious buildings as a driver of religious tourism in the city of Lugansk]. Sovremennyie tendentsii razvitiya nauki i tehnologiy [Modern development trends of science and technology]. Periodic scientific collection based on the materials of the XX International Scientific and Practical Conference, 11(4), 117-121. (In Russ.).

20. Tsoy, M. E., & Schekoldin, V. Yu. (2015). Razvitie religioznogo turizma v Novosibirskoy oblasti kak turistskoy destinatsii [The development of religious tourism in Novosibirsk region as a tourist destination]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2(62), 7, 265-267. (In Russ.).

21. Chernuhina, E. U. (2012). Makeevki zastupnik - svyatoy Iliya [St. Elijah - the protector of Makeevka]. Makeevskiy rabochiy [Makeevsky Worker], 104(18243), 1. (In Russ.).

22. Yakunin, V. N. (2011). Razvitie religioznogo turizma kak sostavlyayuschey chasti istoriko-kulturnogo naslediya na sovremennom etape [The religious tourism development as an integral part of the historical and cultural heritage at the present stage]. Vestnik SGTU [Bulletin of SSTU], 4(60), 2, 280-286. (In Russ.).

23. Griffin, K., & Raj, R. (2017). The Importance of Religious Tourism and Pilgrimage: reflecting on definitions, motives and data. International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage, 5(3), I-IX.

24. Smith, V. L. (1992). The Quest in Guest. Annals of Tourism Research, 19, 1-17.

Мишечкин Г.В., Голубничая С.Н. Религиозный туризм в Донецком регионе: потенциал, проблемы и перспективы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №3. С. 108-119. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10309.

Дата поступления статьи: 30 мая 2019 г.

Mishechkin, G. V., & Golubnichaya, S. N. (2019). Religious tourism in Donetsk region: potential, problems and prospects. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(3), 108-119. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10309. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received May 30, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.