Научная статья на тему 'Особенности и противоречия торгово-обменной сферы современной России. Социологический аспект'

Особенности и противоречия торгово-обменной сферы современной России. Социологический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
216
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ОБМЕННАЯ СФЕРА / СОЦИОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТОРГОВО-ОБМЕННЫХ ПРАКТИК / TRADE-EXCHANGE SPHERE / SOCIOLOGY OF TRADE / GLOBALIZATION TENDENCIES / TRANSFORMATIONS OF TRADE-EXCHANGE PRACTICES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лобецкий Александр Сергеевич

Дан социологический анализ процессов торгово-обменной сферы современной России. Исследуются особенности и противоречия современной торговли, различия торгово-потребительских практик в Москве и регионах, технологизация торговли, развитие и трансформации различных торговых форматов как институциональных форм торговли. Данные особенности и противоречия рассматриваются в контексте глобализационных процессов и в контексте трансформации торговли постсоветского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological analysis of processes of trade-exchange sphere of Russia is given in the article. The author researches features and contradictions of modern trade, such as differences trade-consumer practices in Moscow and regions, modernization of trade, development and transformation of different trade formats as institutional forms of trade and others. Those features and contradictions are investigated in the context of globalization processes and in the context of transformation of trade of post soviet period.

Текст научной работы на тему «Особенности и противоречия торгово-обменной сферы современной России. Социологический аспект»

УДК 316.334.2

А.С. Лобецкий

ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ТОРГОВО-ОБМЕННОЙ СФЕРЫ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Дан социологический анализ процессов торгово-обменной сферы современной России. Исследуются особенности и противоречия современной торговли, различия торгово-потребительских практик в Москве и регионах, технологизация торговли, развитие и трансформации различных торговых форматов как институциональных форм торговли. Данные особенности и противоречия рассматриваются в контексте глобализационных процессов и в контексте трансформации торговли постсоветского периода.

Торгово-обменная сфера, социология торговли, глобализационные тенденции, трансформация торгово-обменных практик.

A.S. Lobetsky

TRADE-EXCHANGE SPHERE FEATURES AND CONTRADICTIONS OF MODERN RUSSIA. SOCIOLOGICAL ASPECT

The sociological analysis of processes of trade-exchange sphere of Russia is given in the article. The author researches features and contradictions of modern trade, such as differences trade-consumer practices in Moscow and regions, modernization of trade, development and transformation of different trade formats as institutional forms of trade and others. Those features and contradictions are investigated in the context of globalization processes and in the context of transformation of trade of post soviet period.

Trade-exchange sphere, sociology of trade, globalization tendencies, transformations of trade-exchange practices.

Современная торгово-обменная сфера России отличается особенностями, часть из которых можно обозначить как противоречивые моменты, социологический аспект которых мы и рассмотрим в данной статье, выделив «отрицательное» и «положительное», показав социальные «победы» и «поражения» и с точки зрения покупателей и с точки зрения тенденций развития самой обменной сферы. Одним из ключевых вопросов в функционировании и развитии торгово-обменной сферы является соотношение крупного/малого - вопрос сосуществования и «конкуренции» разных форматов как институциональных форм торговли, их преимуществ и недостатков для покупателя. «Институциональные формы - конкретные установленные образцы, способы, организации, в которых проявляется порядок взаимодействия социальных субъектов. Развитие социальной среды представляет собой процесс модернизации и совершенствования институциональных форм, в которых реализуются основные взаимодействия в разных типах обществ. Институциональные формы мобильны, пластичны, изменчивы» [1, c.185]. Подробнее рассмотрим сосуществование «маленьких» форматов (лоток на базарчике

или ларек около дома и др.) и «больших» форматов (супермаркеты, гипермаркеты). Одним из важных направлений нашего анализа является вопрос уживаемости рядом, практически на одной улице маленького магазинчика «У дома» и сетевого магазина. Являясь одновременно востребованными и успешными, эти форматы на практике занимают свою особую нишу. Отметим, что большой сетевой магазин является более удобным для покупателя со многих конкурентных позиций - большие площади, которые позволяют свободно ходить между прилавками, огромный по сравнению с прилавочными магазинами ассортимент, во многих случаях возможность парковки автомобиля, возможность расплатиться кредитной карточкой и т.д. Но есть и минусы, которые касаются, например, больших очередей не только в выходные и предпраздничные дни, но в покупательский час пик, обман покупателей с ценниками, просроченный и некачественный товар. К вышеизложенному следует отнести также декларирование руководителями предприятий удовлетворения интересов потребителей, с одной стороны, а с другой - частый обман покупателей - обвес, обсчет, пробитие на кассе товаров, которые не были куплены, что характерно при покупке товаров на большую сумму, просрочка товаров. С одной стороны, представители торговых компаний говорят о приоритете интересов потребителя и о низких ценах в торговых сетях, а с другой стороны - например, в Саратове во многих «экономных сетях» цены на некоторые товары выше, чем на базарах или в «неэкономных» прилавочных магазинах. Следует отметить также некоторые особенности форматов торговли. Это, например, различия в ассортименте товара. При рассмотрении преимуществ больших и маленьких магазинов мы можем отметить, что маленький магазинчик « У дома» иногда может предложить в некоторой степени эксклюзив по сравнению с сетевыми «монстрами» (например, сорт кофе или шоколада, которого может не быть в ближайшем супермаркете). Это говорит о большей «обратной» связи прилавочных магазинов «У дома» с покупателями. (Сети самообслуживания в большинстве случаев имеют централизованное управление ассортиментом и директора магазинов не могут повлиять на ассортиментную политику - она определяется централизованно и зависит от общей ассортиментной направленности торговой сети и приоритета работы с тем или иным поставщиком). Это одно из тех конкурентных преимуществ, которое позволяет малой торговле конкурировать и оставаться на плаву. Также стоит отметить, что многие покупатели любят общение, которое не всегда может дать большой гипермаркет, потому что функция продавца иная в магазинах самообслуживания и заключается она в большей степени в правильной выкладке товаров (мерчандайзинге), а на консультирование покупателей и «общение» просто не остается времени. Совсем другую картину в большинстве случаев мы наблюдаем в прилавочных магазинах «У дома». Там присутствует элемент общения, теплоты, потому что покупателей знают в лицо и продавцы заинтересованы в покупателях, т.к. чем больше выручка в магазине, тем больше они смогут обвесить, обсчитать. Для многих людей, с одной стороны, «поход» в магазин является процессом рутинных действий, т.е. каждый день домохозяйка ходит за макаронами или хлебом, а, с другой стороны, особенно для пенсионеров является «праздником» или событием, где можно пообщаться, почувствовать некоторую заботу и хорошее к себе отношение. Продолжая тему снижения важности общения между продавцом и покупателем в повседневном взаимодействии по поводу купли/продажи товаров в больших магазинах, приведем высказывания экспертов в вопросах торговли. (Здесь и далее по тексту статьи приведены отрывки из интервью исследования, которое автор проводит по теме своей диссертационной работы):

У нас покупатель... мы тут стоим давно, 12 лет. Покупателей знаем и по имени-отчеству, и очень большое количество покупателей мы знаем в лицо и даже знаем, что им надо.

Общение...

Общение. У нас как бы общение происходит ежедневно с этими покупателями. Ежечасно. Когда они приходят.

Они знают продавцов.

Они знают продавцов.

Продавцы их знают.

Продавцы их знают. У нас одни и те же продавцы. Вот ты заметь - вот эти большие магазины - Гроздь, В яблочко, Смарткауфф - не знаю - немецкое название, хотя у нас своих Иван-да-Марья полно. Там постоянная текучесть. А у нас одни и те же - как они со мной работают 12 лет. Они пришли - ни единый не ушел и зарплата на ахти большая... (Эксперт по торговле 1, владелец мини-маркета в Саратове).

Приведем также отрывок из другого интервью:

Что сейчас в нашей торговле есть хорошего и плохого из торговли советской?

Советская торговля - был порядок. если кто-то заходил и видел грязь. торги за этим следили. было запрещено носить маникюр, носить золотые вещи, - это было запрещено уставом торговли. Все ходили в белых халатах. Та торговля была другая - более приближенной к людям, то сейчас торговля - сейчас продавец уже другой - это рабочая лошадка...

Сейчас сети борются — они приближенные к людям....

Ты меня неправильно понял - приближенные к людям - душевно. Потому что человек, зайдя в магазин - ходили в магазин возле своего дома - все друг друга знали, все здоровались - «каку тебя жена, как дети» и т.д., было душевно все - вот в чем приближенность была - то на данный момент это все исчезает полностью. Мы говорили об этом. Да, есть покупатели, которые постоянные, которые знают и меня и продавцов. Есть определенный круг - но это уже не так, потому что продавцы - это простые рабочие лошади, которые занимаются только расстановкой товара и следят за порядком. Не более того, потому что иначе у них времени нет, чтобы с кем-то разговаривать и по нашему распорядку - ты не имеешь право это делать. Разговаривать со знакомыми ты не имеешь права. Это наш устав. Ты можешь только поздороваться и не более того, - просто отойти и разговаривать на какие-то душевные темы - это ты не имеешь права. У него есть работа - а вот поговорить «за жизнь» - он уже не может.

Поговорить «за жизнь» ты можешь в прилавочном...

Совершенно верно, когда нет очереди. Зашел - «Маша, здравствуй... как дела...» и т.д. Душевность исчезает - это я без шуток говорю - я ведь все-таки начинал с ученика продавца в торговле. Я знал своих всех покупателей на лицо, я знал, кто у них дети, где работают и чего. Потому что любой покупатель, заходящий в магазин в советской торговле - он заискивал перед продавцом, потому что в результате знакомства он имел свой маленький «Гешефт» - он мог знать, что будет свежее молочко, что сметанка будет такая (Эксперт по торговле 2, - на момент интервью - директор одного из магазинов торговой сети города Саратова).

Данные отрывки из интервью свидетельствуют о том, что в сетевых магазинах практически отсутствует элемент общения, а в традиционных (по сравнению с магазинами самообслуживания) элементу общения отдается одна из определяющих ролей, как владельцами и управляющими самих магазинов, так и покупателями. Общение остается тем фактором, который оставляет покупателя верным своему близкому и «домашнему» магазину, даже если цены в прилавочном магазине или ларьке около дома будут выше, а ассортимент меньше.

Другой особенностью торгово-обменной сферы является вопрос эффективности и «потерь» для потребителя по сравнению с советской торговлей, с одной стороны, и «надвигающимися» глобализационными тенденциями в торговле, среди которых следует отметить выход на российский рынок мировых торговых операторов, все большей унификацией потребления, одинаковости товаров в большинстве стран и регионов. Эти тенденции характеризуются появлением в России гипермаркетов, формата Cash&Carry, который изменил привычки некоторых категорий покупателей в сторону еженедельного или ежемесячного посещения огромных супермаркетов типа Metro или Ашана.

Но в то же время сохраняется своя региональная специфика, которая испытывает влияние со стороны региональной и федеральной политики властей по отношению к торгов-

ле, региональным особенностям функционирования торговли, соблюдению правил дислокации предприятий торгово-обменной сферы.

Что принципиально другого сейчас по сравнению с постсоветской торговлей.

Сегодня торговля очень отличается.

Чем именно?

Технологически. Идет убыстрение пропускной способности.

Но часто бывают очереди, например, в Москве...

И у нас бывают. С одной стороны идет убыстрение, а с другой - замедление. Т.е., например, может не проходить через сканер товар. И начинается - нужно посмотреть номер, ввести. А это требует времени. Или зависает система...

Это бывает часто?

Не часто, но бывает. И это бывает именно когда много людей стоит на кассах. Или свет отключают.

Форс-мажор.

Форс-мажор. Но бывает. в прилавочном магазине продавец может взять деньги и выписать рукой чек, а здесь ты этого сделать не можешь (Эксперт по торговле 2, Саратов).

При всех технологических положительных моментах современной торгово-обменной сферы, кажущегося убыстрения процессов покупки, современный покупатель является заложником технологий торговли, которые применяются в современных супермаркетах и часто отнимают у него время, делая неоплачиваемым работником магазина [см. подробнее в 2, 3].

Как особенность современной торговли отметим также некоторое «рассогласование» между «декларированными» требованиями к пропускной способности касс в супермаркете, минимизации очередей и дрдругим параметрам - и их несоблюдением во многих случаях в реальной жизни и в провинции (пример Саратова) и в Москве - случаи долгих , а иногда и часовых очередей в магазинах сети Ашан (Франция) или в магазине отечественной сети Мосмарт являются привычным делом в выходные или предпраздничные дни.

Из интервью эксперта по советской и постсоветской торговле:

«Для чего создан сетевой магазин? Он сделан для удобства, чтобы человек мог сразу все купить, имея определенные удобства, т.е., пройдя спокойно по магазину, выбрать товар, не стоять нигде, спокойно ходить. А что происходит у нас - магазин площадью 300,400,500 квадратных метров имеет две кассы, допустим. Это же глупость полная...

И: А может быть и одна...

Р: А может быть, еще и одна.Существуют расчетные данные.В основном здесь все нарушено (в сетевых магазинах - Л.А.). Сокращение затрат, это понятно... Но если это выливается на людях - это неправильно. Эти магазины надо просто закрывать...

Если у тебя есть 5-6 касс, не обязательно, чтобы они все у тебя работали, но, когда, существует наплыв - они должны работать все. В любую сеть зайди - или кассир спит, или курит где-то. И это начинает людей раздражать и меня в том числе. Я трачу определенное время, у меня его просто нет., да и в прилавочной системе может быть то же самое, но здесь оно как-то меньше» (Эксперт по торговле 2, Саратов).

Отметим, что социальная полиморфность и унификация торговли и товаров - одно из основных противоречий современной торгово-обменной сферы нашей страны. С одной стороны, мы видим все большую поляризацию, во-первых, богатых и бедных и все увеличивающийся разрыв между ними. А, во-вторых, разрыв между развитыми регионами (в первую очередь Москвой), и развивающимися (пример Саратова). С другой стороны, при указанном разрыве в доходах и уровне жизни потребителей торговля и магазины доступны гражданам в одинаковой степени, если говорить о продуктах питания и не затрагивать очень элитные и роскошные магазины. Если рассматривать не только продукты питания, но и другие группы товаров (например, технику и электронику, недорогую одежду), то на

сегодняшний день с развитием института потребительского кредита доступ практически к любому товару имеет любой гражданин.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Современные процессы в торговле, с одной стороны, предлагают много возможностей потребителю - выбор мест покупки, ассортимента, простор для фантазии и индивидуального стиля потребления, а с другой - в торгово-обменной сфере идет унификация процессов, которая отражает, в том числе и глобализационные тенденции,такие как продолжающийся приход на рынок России мировых операторов, дальнейшее распространение гипермаркетов и торговых центров, а также и продолжающаяся борьба, с одной стороны, между торговыми форматами как институциональными формами торгово-обменной сферы за предпочтения покупателей, а с другой - между «сильными» сетями между собой.

Малые и большие форматы «уживаются» в торгово-обменном пространстве, занимая свои особые ниши, нацеленные на определенные сегменты и группы покупателей, в то же время конкурируя и соревнуясь между собой технологическими и материальными факторами (сетевые магазины самообслуживания) и «духовной» составляющей торговли (общение, свойственное магазинам «У дома» и базарам, которое сохраняет и привлекает постоянных покупателей).

Современная торговля «тянет» за собой хвост торговли советской, о чем свидетельствуют приведенные выше высказывания экспертов. С другой стороны, можно наблюдать принципиальное отличие современных торгово-обменных практик, характеризующихся снижением и в большей степени элиминированием блата и дефицита.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. М.: ТЕИС, 2000. 286 с.

2. Лобецкий А. С. Торгово-обменная сфера России через теоретические линзы концепции Макдоналдизации Дж. Ритцера / А. С. Лобецкий // Векторы развития современной России: наука и общество: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. М.: Университетская книга, 2008. С. 124-130.

3. Ritzer G. The McDonaldization of society: An investigation into the changing character of contemporary social life / G. Ritzer. Newbury Park, CA, USA: Pine Forge Press, 1993. 313 р.

Лобецкий Александр Сергеевич

магистр социологии Манчестерского университета, аспирант кафедры «Социология» Саратовского государственного технического университета

Lobetsky Alexander Sergeevich -

Master of Arts in Sociology of Manchester University, Post-graduate student of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 06.05.09, принята к опубликованию 17.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.