ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ
О.И. АРЕСТОВ
аспирант кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Финакадемии
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве характеризуются тем обстоятельством, что внешняя политика бывших советских республик направлена в первую очередь на утверждение государственной независимости и сохранения полученного в 1991 году суверенитета. Таким образом, существенные различия и особенности проводимых социально-экономических преобразований, отражающие специфику национальных интересов недавно образованных государств, придают трансформационным процессам в странах Содружества своеобразную исключительность. Такая специфика во многом объясняет нетипичные для международных интеграционных процессов трудности и противоречия, затянутость и неравномерность ре формационных процессов, что негативно отражается на экономическом сотрудничестве между странами СНГ 1.
Анализ степени соответствия интеграционных экономических процессов в СНГ моделям международной экономической интеграции показывает, что наиболее значительными и трудно преодолимыми барьерами на пути полномасштабной экономической интеграции являются:
- значительный разрыв в уровнях развития экономик стр а н - у ч аст н и ц;
- ориентация ряда государств СНГ на развитые страны, в первую очередь ЕС и США;
- существенные различия в системах хозяйствования, принципах организации и управления экономикой и её реформирования.
Для нивелирования этих расхождений потребуется длительный период времени. Серьёзным сдерживающим фактором субъективного характера служит неготовность, а в ряде случаев и неспособность политического руководства многих стран-партнёров делегировать отдельные полномочия на наднациональный уровень, что ставит под сомнение перспективность полномасштабного интеграционного процесса на пространстве СНГ. Вместе с тем, как показывает мировой опыт экономической интеграции, избежать противоречий в интеграционных процессах невозможно, тем более в странах СНГ2.
При заметной активизации в последние годы взаимовыгодных связей в рамках СНГ и наличии центростремительных сил, в них по-прежнему превалируют на данном этапе центробежные тенденции. Если после распада СССР главную роль играли внутристрановые экономические и политические факторы, то в настоящее время большое влияние оказывают и внешние факторы (расширение и усиление позиций ЕС, переговоры о вступлении в НАТО и в ЕС Украины и Грузии и т.п.)
В настоящее время в СНГ фактически существует ряд субинтеграционных объединений, внешняя политика которых имеет значительные отличия: это в первую очередь ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), которое включает в себя Союзное государство России и Беларуси, и ГУЛ VI, Кроме этих объединений действует Соглашение ЕЭП. Различия в концепциях внешне-
1 . Ь/чино/: Н.М. Процессы региональной интеграции в Европе и на постсоветском пространстве: интересы России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2006.
2 МихаТтенко А.И. СНГ: быть или не быть? СПб, М.:АВОК Северо-Запад, 2007. С.9
политической деятельности накладывают существенные ограничения на характер и динамику экономической интеграции в странах СНГ.
Основа ЕврАзЭС была заложена ещё в начале 1995 г., когда Беларусь, Россия и Казахстан договорились о создании таможенного союза. В 2000 г., с подписанием пятью странами, включая Кыргызстан и Таджикистан, Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, была создана международная организация региональной интеграции, зарегистрированная в Секретариате ООН, имеющая свои постоянно действующие органы (штаб-квартиру, баланс и др.).
В 2006 г. к Сообществу присоединился Узбекистан, который вышел из объединения ГУУ-АМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). В настоящее время в рамках ЕврАзЭС с той или иной эффективностью действует почти 90 международных договоров, регулирующих различные аспекты экономической интеграции и гуманитарного сотрудничества. В нём создаются механизмы, в том числе финансовые, для проведения крупных совместных экономических проектов в энергетике (включая атомную), микроэлектронике, биотехнологии, сельскохозяйственном машиностроении1.
ЕЭП не является организацией, а представляет собой базовое соглашение между Казахстаном, Россией и Украиной, подписанное 23 сентября 2003 г. в г. Ялте. Украина ратифицировала Соглашение о формировании Единого экономического пространства с условием, что она «будет принимать участие в формировании и функционировании ЕЭП в пределах, соответствующих Конституции Украины». Это означает, что она не намерена присоединяться к соглашениям, предполагающим передачу государствами-участниками части своих национальных полномочий по выработке и осуществлению экономической политики единому регулирующему органу - Комиссии ЕЭП, которую предполагается создать по подобию Комиссии Евросоюза. Без такого межгосударственного органа, в котором назначаемые сторонами международные чиновники с учётом мнений правительств государств-участников и на основе их общих интересов формируют единую торговую политику, создать эффективное экономическое объединение невозможно2. Кроме того, после «оранжевой революции» Украина определила приоритетом своей внешней политики вступление в НАТО и ЕС и это фактически означает, что далее создания
зоны свободной торговли без изъятий и ограничений в рамках ЕЭП Украина двигаться не будет.
Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ была учреждена как консультативный совет 10 октября 1997 г. в Страсбурге во время Саммита Совета Европы. Главы государств Грузии, Украины Азербайджана и Молдовы приняли решение о необходимости развития четырёхстороннего сотрудничества с целью укрепления стабильности и безопасности в Европе на основе принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, незыблемости государственных границ, демократии, верховенства закона и соблюдения прав человека. Первые буквы названий стран и сформировали аббревиатуру ГУАМ. 24 апреля 1999 г. в Вашингтоне состоялась встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана, на которой была достигнута договоренность о приёме Узбекистана в данное объединение (после присоединения Узбекистана оно было трансформировано в ГУУАМ). В 2002 г. Узбекистан заявил о приостановлении своего участия в работе ГУУАМ, а в 2005 г. - о выходе из объединения, в связи с чем его участники договорились в дальнейшем именовать объединение ГУАМ3. Современное название - «Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ» было принято 23 мая 2006 г. на Киевском саммите ГУАМ, в ходе которого был подписан устав организации.
Данное объединение стран СНГ фактически было создано под патронажем США и ЕС. В его рамках действует Рамочная программа ГУАМ-США и осуществляется ряд совместных проектов со странами Центральной и Восточной Европы, входящими в ЕС. Реальная политика данных стран направлена на противодействие интеграционным процессам в СНГ с участием России и, в конечном счёте, она входит в противоречие с экономическими интересами России на постсоветском пространстве.
Значительное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказывает участие стран СНГ -России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана в деятельности ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), созданной в 1996 г. с участием Китая. Узбекистан присоединился к этой организации в 2001 г. Монголия, Пакистан, Индия, Иран являются наблюдателями в данной организации. В сентябре 2003 г. главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического со-
1 См. подробнее: Файзуллаев Д.А. Тенденции и перспективы формирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). // Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: 2008.
2 Интеграционные процессы в СНГ и экономические интересы Беларуси //Экономическая газета № 44(962) от 09.06.2006.
3 Официальный сайт ГУАМ // http: //www. guam. org .ua/history.phtml
трудничества на 20 лет, что предполагает создание зоны свободной торговли, как первого этапа международной экономической интеграции. В настоящее время идут дискуссии о возможной трансформации данной организации и включении в неё новых членов.
Общей особенностью интеграционных экономических процессов в СНГ является решение сторон о переводе взаимного разделения труда на новый уровень при расширении международной производственной кооперации с мировыми экономическими лидерами и быстроразвивающимися экономиками: ЕС, США, Китаем, Индией и др. Вместе с тем, объективная оценка экономического потенциала государств бывшего Советского Союза показывает, что, кроме России, они не располагают в настоящее время возможностями, которые позволили бы им рассчитывать на достаточно высокое место в глобальной экономике вследствие низкого уровня развития техники и технологий. Поэтому процессы экономической интеграции в рамках СНГ, которые определят в конечном итоге место Содружества в международном разделении труда и мировой экономике в целом, во многом будут зависеть от выбора экономической стратегии со стороны России. Потенциал современной России позволяет выполнять функции одного из мировых экономических, социальных, культурных, политических полюсов (центров), для чего необходим ускоренный переход к инновационной модели развития, преодоление тенденции превращения страны в сырьевую базу для развитых стран и повышение конкурентоспособности национальной экономики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, разработанной Правительством России, поставлена задача обеспечения специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий» по 4-5 товарам с долей в мире не менее 10%. В качестве отраслей, выбранных для приоритетного развития определены такие отрасли, как авиационная, судостроительная, электронная, атомная энергетика, информационно-коммуникационные технологии1.
На XII Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в июне 2008 г. первый вице-премьер Правительства России И.Шувалов отметил, что «Россия стала полноправным членом клуба крупнейших экономик мира. Мы начинаем забывать о тяжёлом кризисе прошлого десятилетия и поставили перед собой новые цели - стать
страной с развитыми институтами современной демократии, с постиндустриальной структурой экономики, создать один из мировых финансовых центров»2.
Превращению России в одну из крупнейших экономик мира должно способствовать и ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Необходимо отметить, что при анализе специфики интеграционных процессов и причин низкой эффективности функционирования СНГ, позиции исследователей и экспертов существенно отличаются. Некоторые из них указывают на то, что единственной задачей этой группировки было создание условий для относительно мирного «развода» и раздела имущества бывшего СССР. Объединение же независимых государств было невозможно при прежних связях, поскольку существовала опасность сохранения существенной зависимости от России, что не устраивало многие развитые страны, в первую очередь США. Другие аналитики полагают, что развитие интеграции в рамках СНГ происходит поэтапно: центробежные тенденции сменяются центростремительными. При этом их чередование обусловливается конкретной геополитической и геоэкономической ситуацией, как в самих государствах СНГ, так и в мире в целом. Вместе с тем необходимо отметить, что Россия длительное время дотировала и продолжает дотировать некоторые страны СНГ в форме скрытых ценовых дотаций3.
По нашему мнению, дальнейшее развитие интеграционных процессов в СНГ будет всё больше зависеть от России только в том случае, если ей удастся обеспечить переход экономики на инновационный путь развития и, соответственно, обеспечить высокотехнологичными товарами рынки стран СНГ. Определённые сдвиги в данном направлении уже имеются: так по некоторым оценкам, к концу 2005 г. российский бизнес контролировал не менее 76% рынка мобильной связи постсоветского пространства. За последние 10 лет в мобильную связь стран СНГ российские инвесторы вложили почти 1,5 млрд долларов. Усиливается присутствие крупных российских банков и компаний в финансовой сфере, торговле, легкой и пищевой промышленности, строительстве и производстве строительных материалов.
Развитию экономических связей России с государствами СНГ, прежде всего, со странами, входящими в проект Единого экономического пространства, во многом способствует межрегиональное сотрудничество. С Белоруссией взаимо-
1 Бесов А. На кого будет работать российская экономика? Некоторые итоги XI Санкт-Петербургского экономического форума // Промышленные ведомости №5-6 июнь 2007 г.
2 Итоги XII Санкт-Петербургского международного экономического форума. http://www.mfoshos.ru/7idrF2442.
3 См. подробнее: Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. - М.: Логос, 2001. С. 96.
действуют 80 субъектов России, с Украиной - 75, Казахстаном - 72. Объём связей с этими странами Приволжского (32,6%) и Южного (20,4%) федеральных округов превышает средний по России уровень (18,2%)1.
Всё больший размах получают валютные переводы трудовых мигрантов из России в страны СНГ, которые только в 2005 г. через банковскую систему и Почту России составили, по оценке ЦБ РФ, 3.2 млрд долл. (почти 91% общего объема трансграничных переводов физических лиц)2. Кроме того, используется много неофициальных каналов и «серых» схем, которые по своим масштабам значительно превосходят официальные потоки (по некоторым оценкам - от 5 до 15 млрд долл.). В Таджикистане и Молдавии, например, объём денежных переводов из России сопоставим с их годовыми бюджетами. Таким образом, денежные трансферты, которые сопровождают трудовую миграцию, становятся одним из важнейших финансовых потоков на постсоветском пространстве и главным рычагом экономического роста в государствах-реципиентах.
В целом множество точек зрения по перспективам дальнейшего развития интеграционных процессов на пространстве СНГ можно свести к двум позициям. Первая состоит в том, что углубление интеграции в рамках СНГ окажет стимулирующее влияние на дальнейшее развитие экономик стран-членов Содружества, в частности, России. Сторонники другой точки зрения, наоборот, полагают, что СНГ служит тормозом на пути более быстрого развития.
При оценке реальных перспектив региональной интеграции в рамках СНГ представляется необходимым, прежде всего, определить соотношение сил, предъявляющих спрос и предложение на интеграцию. В качестве таких основных сил выступают, с одной стороны, государственные структуры и правительства, с другой стороны - хозяйствующие субъекты, деловые круги, субрегиональные административные единицы и неправительственные организации.
Главными субъектами, предъявляющими как спрос, так и предложение на региональную межгосударственную интеграцию на постсоветском пространстве, остаются государственные структуры и правительства ряда стран СНГ. При этом экономические соображения диктуют целесообразность сосредоточить усилия на формировании межгосударственного интеграционного ядра в составе наиболее развитых в СНГ стран: России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Производствен-
ный потенциал и уровень торгово-экономических отношений этих государств (на долю «четвёрки» приходится около 90 % торговли стран СНГ) свидетельствует о том, что объективно они предъявляют наибольший спрос на интеграцию.
Расширению и углублению интеграционного взаимодействия на микроуровне призваны способствовать набирающие силу в последние годы именно в этих странах хозяйствующие субъекты (динамично развивающиеся компании и финансово-промышленные группы). И третьим важным субъектом, оказывающим существенное влияние на формирование и реальное состояние экономических и политических связей, являются субрегиональные административные единицы.
По мнению многих экспертов в качестве интеграционного «ядра» и центра притяжения на пространстве СНГ могут быть Россия, Белоруссия и Казахстан, завершающие формирование зоны свободной торговли на взаимоприемлемых условиях, готовые в то же время к последующей поэтапной и синхронной передаче полномочий на наднациональный уровень, а также гармонизации законодательной базы.
При таком интеграционном строительстве национальным интересам России отвечает объединение вокруг базовой группировки и других стран СНГ, реально заинтересованных в интеграционном развитии и отработке механизмов дальнейшего сближения. Таким образом, к первоначально образованной полноценной и эффективной зоне свободной торговли на пути к формированию единого экономического пространства постепенно, на добровольной основе и по мере готовности могут присоединяться затем и другие страны, расширяя радиус её действия. Принимая во внимание инерционность этих процессов и существующие трудности, связанные с полномасштабной интеграцией в настоящее время, развитие сотрудничества с другими странами СНГ должно происходить пока посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений.
В процессе интеграционного строительства, особенно на первоначальных этапах, представляется необходимым в максимальной степени использовать положительный международный опыт успешно развивающихся региональных группировок. Односторонняя ориентация на практику Евросоюза в данном случае не представляется эффективной: слишком велики различия между странами ЕС и СНГ в уровнях развития, принципах формирования наднациональных органов, структурах производства, в управлении и регулирова-
1 Барковский А.Н., Алабян С.С. Прогноз внешнеторгового оборота РФ до 2025 года //Панорама Содружества. 2004. № 6.
2 Cм.:http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?ffle=Remittances.html.
нии хозяйственной деятельности, в политической воле к объединению и готовности поступиться частью национального суверенитета. В то же время положительный опыт ЕС представляется необходимым учитывать применительно к специфике СНГ, особенно при разрешении противоречий в интеграционных процессах.
Как и в странах МЕРКОСУР, основным интеграционным фактором на постсоветском пространстве может стать энергетика1. При формировании интеграционной группировки странам СНГ можно заимствовать опыт используемой НАФТА2 «зонтичной» структуры, в которой в качестве основного центра на пространстве СНГ будет выступать Россия (по аналогии с НАФТА - где цен-
тром притяжения являются США). Определённый интерес для Содружества также представляет и практика интеграционного строительства в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Таким образом, интеграционные процессы на территории СНГ достаточно сложны и противоречивы и их дальнейшее развитие во многом зависит от позиции России, от её экономических, политических и военных возможностей. России необходимо последовательно отстаивать свои экономические и политические интересы на пространстве СНГ, что позволит создать полноценное интеграционное объединение в интересах всех членов СНГ и их народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алчинов В.М. Процессы региональной интеграции в Европе и на постсоветском пространстве: интересы России //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. -М., 2006.
2. Бесов А. На кого будет работать российская экономика? Некоторые итоги XI Санкт-Петербургского экономического форума // Промышленные ведомости №5-6 июнь 2007 г.
3. Баркоеский А.Н., Алабян С. С. Прогноз внешнеторгового оборота РФ до 2025 года //Панорама Содружества. 2004. № 6.
4. Итоги XII Санкт-Петербургского международного экономического форума 2008 г. 11йр://\¥\¥\¥. infoshos.ru/7idrF2442
5. Интеграционные процессы в СНГ и экономические интересы Беларуси //Экономическая газета № 44(962) от 09.06.2006.
6. Михайленко А.Н. СНГ: быть или не быть? СПб, М.:АВОК Северо-Запад, 2007.
7. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. - М.: Логос, 2001.
8. Файзуллаев Д.А. Тенденции и перспективы формирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): Автореф. дис. докт. экон. наук. - М.: 2008.
1 Название организации в переводе с испанского означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию общего рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к данному соглашению присоединились Парагвай и Уругвай. В настоящее время в него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
2 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, вступившее в силу с 1 января 1994 г.