Научная статья на тему 'Особенности и проблемы внедрения системы "электронного правительства" на территории Республики Крым'

Особенности и проблемы внедрения системы "электронного правительства" на территории Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ УСЛУГА / ОТКРЫТОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Остовская Анастасия Андреевна, Муслядинова Эдие

В статье обосновывается необходимость создания управляющей системы, основанной прежде всего на информационно-коммуникационных технологиях, что является важной составляющей для повышения качества государственного управления. Также рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий электронного правительства в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Остовская Анастасия Андреевна, Муслядинова Эдие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы внедрения системы "электронного правительства" на территории Республики Крым»

УДК 369. 032

Остовская Анастасия Андреевна,

к.н.г.у., доцент,

кафедра государственного и муниципального управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь. Муслядинова Эдие,

магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Ostovskaya Anastasia Andreevna,

Ph.D. in State administration, associate professor,

Department of the State and Municipal Administration,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Muslyadinova Ediye,

Master's degree student of specialization «State and Municipal Administration»,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

FEATURES AND PROBLEMS OF INTRODUCTION THE «ELECTRONIC GOVERNMENT» SYSTEM IN THE TERRITORY OFTHE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье обосновывается необходимость создания управляющей системы, основанной прежде всего на информационно-коммуникационных технологиях, что является важной составляющей для повышения качества государственного управления. Также рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения технологий электронного правительства в Республике Крым.

Ключевые слова: электронное правительство, государственное управление, государственная и муниципальная услуга, открытость, прозрачность.

The article grounds the need of creating the operating system which is based on the information and communication technologies that is an important component for improvement of public administration quality. Also the issues of relevance, application specifics and the problem of introducing the electronic government technologies in the Republic of Crimea are considered.

Keywords: electronic government, public administration, state and municipal service, openness, transparency.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная политика любого государства в условиях глобализации немыслима без внедрения современных и эффективных управленческих технологий, которые в том числе обеспечивали бы реализацию ряда принципов государственного управления, в частности открытости, гласности, и подотчетности правительства, тем более в Российской Федерации существует общественный запрос на повышение открытости власти, что предполагает освещение её деятельности в средствах массовой информации и на интернет ресурсах, а также доступности информации. Вместе с тем, современная действительность диктует острую необходимость взаимодействия власти с населением, институтами гражданского общества в процессе принятия своевременных и эффективных решений, а также оказания государственных услуг органами власти всех уровней, что прежде всего должно быть направлено на повышение уровня и качества жизни населения. Следует подчеркнуть, что качество и эффективность принимаемых решений прежде всего напрямую зависит от степени вовлеченности общества в процесс принятия решения. Прежде всего, для повышения качества и эффективности взаимодействия правительства с потребителями государственных услуг разрабатываются и внедряются новые принципы управления — программы электронного правительства. На территории РФ с 2002 года идет активное внедрение федеральной

117

целевой программы «Электронная Россия», и в соответствии с данной программой, все услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти до 2020 года должны быть переведены в электронный вид, ведь система электронного правительства — это новая ступень в организации государственной власти на территории Российской Федерации, приобретающая всё большее значение с каждым днём. В современном, компьютеризированном мире, задача государственного управления — использовать все возможные ресурсы и возможности для упрощения, ускорения и улучшения качества оказываемых государством услуг. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является анализ текущего состояния системы электронного правительства на территории Республики Крым и выявление основных особенностей и проблем внедрения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В РФ концепция развития электронного правительства с 2002г. законодательно регулировалась федеральной целевой программой «Электронная Россия». Главная цель данной концепции состояла в создании инфраструктуры электронного правительства. Следует подчеркнуть, что общий объем финансирования данной программы составил 26964,213 млн руб. Конкретные шаги по разработке эффективного механизма функционирования «электронного правительства» в контексте проводимой административной реформы были связаны с принятием ряда нормативных документов. Так, 7 февраля 2008г. Президентом РФ была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». Важнейшим направлением, утвержденным в данной стратегии, является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет создания «электронного правительства» [1].

Одним из главных достижений программы стало создание 15 декабря 2009г. единого государственного портала www.gosuslugi.ru, а также многочисленных региональных порталов. Портал gosuslugi является инновационным проектом, предлагающим единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, соответственно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам [2].

Следует отметить, что усилия и финансовые средства, которые применяет Российская Федерация в области развития и внедрения электронного правительства, а также повышения доступности информационно-коммуникационных технологий гражданам, дают значительные результаты.

С момента включения в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, в рамках государственной программы «Информационное общество», на территории республики началась активная работа по внедрению электронного правительства. Согласно предложенной стратегии развития 70 процентов услуг, предоставляемых государственными учреждениями, к 2018 году уже должны быть предоставлены в электронном виде [3]. По состоянию на сегодняшний день, можно подвести некоторые «промежуточные итоги», прежде всего работает официальный сайт Правительства Республики Крым [4]. Запущен региональный портал электронных государственных услуг по электронному адресу gosuslugi82.ru. Портал предполагает возможность зарегистрироваться для гражданина. Регистрация делает доступными не только те услуги, которые есть на региональном портале, но и услуги федеральных органов власти на федеральном портале по адресу gosuslugi.ru. Всего сейчас на портале 50 услуг, это количество меняется по мере того, как новые органы власти с новыми сервисами будут подключаться к этой системе. Среди наиболее популярных сервисов, которые сейчас можно получить на портале, приём заявлений на запись ребёнка в детский сад, приём заявок на запись на приём к врачу, назначение выплат пособий при рождении ребёнка, постановка от граждан на учёт в качестве нуждающихся [4].

Власти республики признают, что трудностей много. Среди них инфраструктурные проблемы, традиционная закрытость бюрократического аппарата, несогласованность разрозненных и многочисленных баз данных государственных учреждений с постоянно меняющимся документооборотом. РК постепенно внедряет отдельные элементы электронного управления. По нашему мнению, необходимо выделить несколько основных проблем внедрения электронного правительства на территории Республики Крым:

118

1. Проблемы технического характера.

2. Проблемы готовности социума.

3. Проблемы компетенции кадрового состава государственных учреждений.

Проблемы технического характера наиболее остро ощущаются на территории Республики Крым. Техническое оснащение государственных учреждений, в большинстве случаев, устарело. Оно не подлежит модернизации и конечно на таком оборудовании невозможно внедрять новейшие технологии.Так в Министерстве культуры Республики Крым, Министерстве здравоохранения Республики Крым, Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым, муниципальных образованиях Бахчисарайского района, Белогорского района, Красногвардейского района, Первомайского района, Раздольненского района, Сакского района, Черноморского района; Джанкойском, Керченском, Симферопольском городских округах используется более 50% компьютерного парка устаревшего типа (произведены более 10 лет назад)[3]. Если говорить об информатизации полуострова, то можно сказать, что в первую очередь это процесс разработки информационной инфраструктуры Республики Крым. На сегодняшнем этапе происходит плавное внедрение и постепенное развитие электронного правительства во всех социально значимых отраслях. В первую очередь необходимо масштабное применение современных технологий, методов, средств аналитико-синтетической обработки информационных данных. Главная задача информатизации состоит в создании условий для эффективного развития информационного общества, социально-экономического развития Республики Крым. Для реализации этих целей необходимо применение новой компьютерной техники на территории всех районов Крымского полуострова.

Начиная с 2014 года можно заметить положительную динамику по компьютеризации (обновлению компьютерной техники) в государственных учреждениях Республики Крым. В первую очередь модернизация коснулась городов Симферополь и Севастополь. В отличии от всех остальных регионов республики в этих городах налажена система электронного документооборота с Федеральными органами и с крымскими учреждениями. Активно развивается система электронно-цифровой подписи.

В более отдаленных от центра районах Республики Крым, а также во многих муниципальных образованиях сельского типа, ситуация с технических обновлением плачевная. Но согласно «Концепции информатизации Республики Крым» до 2018 года вся территория полуострова будет на равном уровне оснащена необходимой техникой для функционирования электронного правительства.

Проблем готовности социума по-разному ощущаются в разных районах республики. В некоторых районах остро ощущается низкий уровень компьютерной грамотности населения. Люди пожилого возраста зачастую не хотят пользоваться новшествами техники, и игнорируют нововведения. Так же отдельный дисбаланс возникает между городским и сельским населением, это обусловлено неравномерностью доступности граждан к компьютерным или телекоммуникационным средствам. За 2014-2015 годы на территории Крыма возникла «информационная неровность» между отдельными районами и слоями населения. Для помощи населению введена электронная приемная Правительства Республики Крым. Предполагается, что запуск «интернет-приемной» позволит увеличить эффективность работы с гражданами, а также уменьшит время рассмотрения каждого обращения в виду исключения бумажного документооборота.

Одной из основных проблем, актуальных и на сегодняшний день, является квалификация кадрового состава государственных учреждений на территории Республики Крым. Резкий переход из правового поля одного государства в правовое поле другого — трудный, требующий высокого профессионализма и компетенции. А на фоне грядущих изменений и нововведений специалистам приходится совсем не просто. Так же наблюдается недостаточный уровень компьютерной грамотности у государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления. Правительство Республики Крым проводит обучающие семинары и конференции, разрабатывает и вводит концепции по обучению кадрового состава государственных учреждений, но на сегодняшний день эта работа продвигается очень медленно, к тому же отсутствуют новейшие методики обучения специалистов с применением новых компьютерно-информационных технологий. Остро ощущается недофинансирование сферы образования государственных служащих.

ВЫВОДЫ

Для более эффективного развития системы «электронного правительства» на территории Республики Крым, по нашему мнению следует:

1. Проводить постоянную обучающую работу с кадрами государственных учреждений. Зачастую не хватает именно практических навыков. Теорию преподносят сжато, и узкому кругу спе-

119

циалистов. Для улучшения этой ситуации необходимо разработать систему образовательных мероприятий для обучения специалистов. Так же необходимо охватывать структурные подразделения всех районов республики.

2. Необходимо проводить разъяснительную работу с населением и бизнес структурами. Население республики необходимо информировать всеми возможными способами (статьи в газетах, реклама по местным теле и радио каналам, объявления и т.д.) о нововведениях в данной отрасли. Объяснять всем и каждому новые возможности. В государственных учреждениях создать информационные стенды со всеми необходимыми данными. Привлечь социальные службы, для разъяснения вопросов пенсионерам и инвалидам. Для бизнес структур целесообразно проводить образовательные семинары. Так же активно освящать информацию всеми доступными методами. Возможна информационная рассылка на сайты крымских компаний. Необходимо уделить особое внимание системе «электронно-цифровой подписи», без которой полноценное функционирование межведомственного электронного документооборота просто невозможно.

3. В муниципальных образованиях необходимо использовать местные бюджетные средства, для компьютеризации местных учреждений. В бюджете Крыма естественно выделяются средства на компьютеризацию республики (согласно Концепции информатизации) но как показывает практика этого недостаточно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Электронная Россия (2002-2010 годы): ФЦП [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minsvyaz.rU/ru/activity/programs/6/#section-finance (дата обращения 14.01.2016).

2. Стратегия развития информационного общества в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rg.ru/ 2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения 14.01.2016).

3. Концепция информатизации Республики Крым на период 2018 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rk.gov.ru/rus/info.php?id=622504 (дата обращения 14.01.2016).

4. Сайт правительства Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rk.gov.ru/ (дата обращения 14.01.2016).

Статья поступила в редакцию 29 января 2016 года

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.