Научная статья на тему 'Электронное правительство в системе информационных механизмов государственного управления: опыт Алтайского края'

Электронное правительство в системе информационных механизмов государственного управления: опыт Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
357
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / INFORMATION TECHNOLOGY / GOVERNMENT / COMMUNICATION / ELECTRONIC GOVERNMENT / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Е. В.

В статье раскрыты нормативно-правовые и организационные основы формирования электронного правительства в России, особенности внедрения информационных технологий в управлении на уровне субъекта Российской Федерации на примере Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тарасова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE E-GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF THE GOVERNANCE INFORMATION MECHANISMS: THE ALTAI REGION EXPERIENCE

The article reveals regulatory and organizational basis of the electronic government formation in Russia, peculiarities of practical implementation of information technology in management at the level of regions of the Russian Federation on the example of the Altai Region.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство в системе информационных механизмов государственного управления: опыт Алтайского края»

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

■ ■ ■ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОПЫТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Автор: ТАРАСОВА Е.В.

ТАРАСОВА Елена Владимировна, кандидат исторических наук, научный сотрудник ООС

НИОКТР Алтайского государственного университета.

Адрес: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, тел. E-mail: gmu_pr_2012@mail.ru.

Аннотация: в статье раскрыты нормативно-правовые и организационные основы формирования электронного правительства в России, особенности внедрения информационных технологий в управлении на уровне субъекта Российской Федерации на примере Алтайского края.

Ключевые слова: информационные технологии, управление, коммуникация, электронное правительство, государственные услуги.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Усложнение задач, стоящих перед органами власти, обусловило необходимость совершенствования информационных механизмов управления (системы источников информации, информационных ресурсов и технологий, целенаправленно используемых в управлении). Основным направлением развития информационного общества в Российской Федерации является повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет создания электронного правительства. На сегодняшний день благодаря широкому развитию информационно-коммуникационных сетей возникли необходимые предпосылки для повышения результативности, качества и транспарентности деятельности органов государственной власти.

Электронное правительство является важнейшим компонентом информационных механизмов управления. В настоящей работе под электронным правительством понимается форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень эффективности государственного управления и местного самоуправления, межведомственного взаимодействия органов власти, предоставления информации о деятельности государственных органов, оказания гражданам и организациям государственных услуг, в том числе с юридически значимыми последствиями.

Реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» в части создания электронного правительства в субъектах Российской Федерации имеет региональные особенности, которые определяются множеством факторов: особенностями административно-территориального устройства, финансовыми возможностями региона, уровнем информатизации субъектов государственного и муниципального управления, сложившимися стереотипами взаимодействия и др. В настоящей статье

предпринята попытка анализа этапов и достигнутых результатов развития электронного правительства в системе информационных механизмов управления в Алтайском крае.

Предпосылки для реализации в Алтайском крае мероприятий по созданию электронного правительства были созданы в ходе реализации мер по информатизации органов власти региона. Основы этого процесса были заложены с принятием Концепции информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края [1]. На момент принятия Концепции органы государственной власти были недостаточно оснащены компьютерной техникой и лицензионными программами, органы местного самоуправления не располагали собственными компьютерами, что предопределило преимущественно материально-техническую направленность всех предусмотренных Концепцией мероприятий.

Во исполнение Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации была разработана Концепция использования и развития информационно-коммуникационных технологий в Администрации края и органах исполнительной власти Алтайского края на период до 2015 года [2]. В план реализации концепции были заложены мероприятия по совершенствованию правовой базы информатизации, развитию корпоративной сети передачи данных, внедрению систем электронного документооборота, реализации портальных решений для различных государственных функций (государственных закупок, государственных услуг, применению информационно-коммуникационных технологий во всех управляемых сферах). В настоящее время реализация мероприятий настоящей концепции продолжается.

Основой для реализации в крае концепции электронного правительства стал План мероприятия по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Алтайском крае на 2011-2012 годы [3]. В настоящее время действует принятый в апреле текущего года План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Алтайском крае на 20132014 годы [4]. Из семи направлений деятельности, закрепленных данными планами, развитию информационных механизмов управления посвящены два:

- формирование электронного правительства;

- управление развитием информационного общества и формированием электронного правительства.

Большое значение для успешной реализации механизмов электронного правительства в субъектах РФ является готовность муниципальных образований к активному использованию информационных технологий и переводу муниципальных услуг в электронный вид. В краевом центре г. Барнауле принята долгосрочная целевая программа «Электронный Барнаул», которая предусматривает к 2015 г. обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления города, предоставление муниципальных услуг в электронном виде на основе широкого применения информационных и телекоммуникационных технологий [5]. Однако большинство муниципальных образований региона не приняли аналогичных нормативных актов, прежде всего из-за нехватки финансовых и кадровых ресурсов для выполнения этих обязательств.

Инфраструктура электронного правительства в Алтайском крае. На уровне субъектов Российской Федерации вопросы координации формирования электронного правительства возлагаются на региональную комиссию по административной реформе. Решением руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ ответственность за реализацию программы формирования электронного правительства в регионе закрепляется за одним из его заместителей.

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюйу

В Алтайском крае полномочия по координации создания электронного правительства в регионе возложены на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края М.П. Щетинина. Он является членом Совета по региональной информатизации при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и руководителем постоянно действующей рабочей группы по развитию информационных и коммуникационных технологий Алтайского края.

В целях координации работ по переводу оказания государственных и муниципальных услуг в электронный вид в интересах граждан, общества и государства в 2011 г. было создано краевое государственное бюджетное учреждение «Оператор электронного правительства Алтайского края» [6].

Предоставление государственных и муниципальных услуг реализовано на портале государственных услуг Алтайского края [7]. В настоящее время на нем доступно описание 1461 услуги, в том числе 466 федеральных, 202 региональных, 793 муниципальных.

До недавнего времени в регионе отсутствовал специализированный орган исполнительной власти, ответственный за информатизацию, эти функции выполняло одно из структурных подразделений Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края - управление информационных систем в экономике. Указом Губернатора Алтайского края от 17.10.2013 №51 образовано управление информационных технологий и связи Алтайского края, которое будет осуществлять дальнейшую работу по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в регионе.

Результаты реализации концепции электронного правительства в Алтайском крае.

За годы реализации в регионе мероприятий по развитию электронного правительства как информационного механизма управления существенно изменились как технологическая основа взаимодействия органов власти с гражданами, так и формы этого взаимодействия.

В органах исполнительной власти Алтайского края в результате реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия» проведена модернизация парка технических средств, развивается система государственных информационных ресурсов. В системе государственного управления в целом достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями. В целях обеспечения открытости и доступности в сети Интернет для граждан и организаций полной и объективной информации о деятельности органов исполнительной власти края органы исполнительной власти размещают информацию о своей деятельности на собственных официальных сайтах в сети Интернет, либо, в случае их отсутствия, на официальном сайте Алтайского края. Постоянно действует краевая комиссия по внедрению информационных технологий в системе государственного и муниципального управления, координирующая комплексную реализацию мероприятий по формированию в крае информационного общества и электронного правительства.

В настоящее время в крае функционируют следующие элементы электронного правительства:

- защищенная корпоративная сеть передачи данных, объединяющая все органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

- электронная система государственных закупок для государственных и муниципальных нужд Алтайского края с использованием средств криптографической защиты и электронной цифровой подписи;

- система электронного документооборота в органах исполнительной власти Алтайского края;

- банк данных социально-экономического развития Алтайского края в составе автоматизированной системы мониторинга и оценки результативности деятельности органов государственной власти Алтайского края;

- портал государственных услуг Алтайского края и реестр государственных услуг Алтайского края. Согласно существующей классификации Алтайский край находится на втором из пяти этапов перехода на предоставление услуг в электронном виде;

- система сайтов органов исполнительной власти Алтайского края. По методике ООН, Интернет-присутствие органов исполнительной власти Алтайского края оценивается как продвинутое с элементами сетевого присутствия: на официальных сайтах органов исполнительной власти Алтайского края присутствуют архивы нормативно-правовых документов, статистическая и аналитическая информация, новостные разделы, Интернет-приемные, разделы часто задаваемых вопросов, веб-формы для опросов населения;

- краевой инновационный банк данных и реестр приоритетных инновационных проектов Алтайского края.

Тем не менее, результаты формирования электронного правительства в регионе далеко не однозначны. Развитие информационно-коммуника-ционных сетей по-прежнему осуществляется крайне неравномерно, как на территориях, так и в отношении отраслей. Одной из причин такой неравномерности является значительное количество муниципальных образований (11 городских округов и 59 муниципальных районов), что обусловливает значительные расходы бюджетных средств на цели информатизации.

Сеть филиалов Многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) охватывает в настоящее время лишь 3 из 69 муниципальных образований Алтайского края (краевой центр г. Барнаул, второй по численности населения в регионе г. Бийск и райцентр в селе Бла-говещенка). На 2013-2015 гг. запланировано расширение сети МФЦ в Алтайском крае и охват к концу 2015 г. всех муниципальных образований региона. Однако деятельность этих центров пока не привела к заметному улучшению качества предоставления государственных услуг. Анализ содержания размещенных на сайте МФЦ отзывов посетителей позволяет сделать вывод, что бюрократические практики были успешно перенесены и на эту почву [8]. Нельзя не согласиться с тем, что главной задачей при внедрении технологий электронного правительства является смещение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества [9, с.135]. Более того, в управлении данными процессами следует смещать акцент в сторону «раскрепощения потенциала самоорганизации российских граждан, активного вовлечения в общественную жизнь с целью повышения позитивно направленной организованности граждан и открытости, транспарентности государственного управления» [10, с.48].

Частично эти проблемы были учтены при разработке долгосрочной целевой программы «Совершенствование государственного и муниципального управления в Алтайском крае» на 2013-2018 годы [11]. Она стала первым для региона программным документом, связавшим задачи повышения эффективности управления не только с ис-

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

пользованием информационно-коммуникационных технологий, но и с совершенствованием кадрового обеспечения государственной и муниципальной службы.

Таким образом, в силу множества причин электронное правительство для Алтайского края пока остается скорее ориентиром развития, чем повседневной формой взаимодействия власти и общества. Развитие электронного правительства требует не только существенного изменения принципов взаимодействия государственных и муниципальных служащих с населением, построения современных коммуникаций между властью и обществом [12], но и формирования у граждан активной жизненной позиции и навыков использования информационно-коммуникационных технологий для реализации своих прав. Для достижения значимых результатов в сфере совершенствования механизмов управления и повышения доверия населения к власти необходимо отказаться от узко технологической трактовки электронного правительства и культивировать системный подход к информационным механизмам управления.

Список литературы

1. Постановление Администрации Алтайского края от 12.05.1998 №299 «Об утверждении Концепции информатизации органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края» // Справочно-правовая система «Гарант».

2. Распоряжение Администрации Алтайского края от 12.05.2009 №154-р «Об утверждении Концепции использования и развития информационно-коммуникационных технологий в Администрации края и органах исполнительной власти Алтайского края на период до 2015 года» // Справочно-правовая система «Гарант».

3. Постановление Администрации Алтайского края от 16.11.2011 №661 «Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Алтайском крае на 2011-2012 годы» // Справочно-правовая система «Гарант».

4. Постановление Администрации Алтайского края от 08.04.2013 №195 «Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Алтайском крае на 2013-2014 годы» // Справочно-правовая система «Гарант».

5. Постановление Администрации города Барнаула от 21.10.2010 №3204 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Электронный Барнаул» на 2011-2015 годы» // Справочно-правовая система «Гарант».

6. Официальный сайт краевого государственного бюджетного учреждения «Оператор электронного правительства Алтайского края». Интернет ресурс: http://oepak22.org/infa/

7. Портал государственных услуг Алтайского края. Интенет ресурс: http://gosuslugi22.ru/ web/guest/main

8. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края. Интернет ресурс: http://www.mfc22.ru/

9. Рожков Ю.В. Электронное правительство - перспектива внедрения новых информационно-коммуникационных сервисов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №4.

10. Василенко Л.А., Губернова М.В. Гражданские коммуникации и распределение социальных ролей в управлении социально-эпидемическими процессами // Коммуникология. Том 1. № 1. 2013. С. 44-51.

11. Постановление Администрации Алтайского края от 27.09.2013 №507 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Совершенствование государственного и муниципального управления в Алтайском крае» на 2013-2018 годы // Справочно-правовая система «Гарант».

12. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2012.

13. Castells, M. (2008) 'The new public sphere: Global civil society, communication networks, and global governance', Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 616, no. 1, pp. 78-93.

14. Teles, F, (2012), Freedom of Information: Local Government and Accountability, Political studies review, vol. 10, pp. 273-274.

15. Dadic, J, (2012), Developing a multifaceted model for scaffolding information management in e-govern-ment systems, Metalurgia international, vol. 17, pp. 140-146.

16. Belanger, F , Carter, L, (2012), Digitizing Government Interactions with Constituents: An Historical Review of E-Government Research in Information Systems, Journal of the association for information systems, Vol.13, pp. 363-394.

■ ■ ■ THE E-GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF THE GOVERNANCE INFORMATION MECHANISMS: THE ALTAI REGION EXPERIENCE

Author: TARASOVA E.V.

TARASOVA Elena Vladimirovna, Candidate of Historical Sciences, research associate in the OOS NIOKR of the Altai State University (OOS NIOKR - Department of organization and support of research and development work)

Address: 656049, Barnaul, Lenin Avenue, 61, E-mail: gmu_pr_2012@mail.ru.

Annotation. The article reveals regulatory and organizational basis of the electronic government formation in Russia, peculiarities of practical implementation of information technology in management at the level of regions of the Russian Federation on the example of the Altai Region.

Keywords: Information technology, government, communication, electronic government, public services.

References

1. Postanovlenie Administratsii Altaiskogo kraya ot 12.05.1998 №299 «Ob utverzhdenii Konzeptsii informatisatsii organov gosudarstvennoi vlasty I organov mestnogo samoupravleniya Altayskogo kraya» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» [Altai Region Administration Act №299 "On approval of the Concept of informatization of public authorities and local governments of the Altai region" , 12.05.1998 //"'Garant" legal reference system.]

2. Rasporyazhenie Administratsii Altayskogo kraya ot 12.05.2009 №154-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii ispolzo-vaniya i razvitiya informatsionno-kommunikatsionnyih tehnologiy v Administratsii kraya i organah ispolnitelnoy vlasti Altayskogo kraya na period do 2015 goda» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» [Altai Region Administration Act №154-r "On approval of the Concept of the use and development of information and communication technologies in the region administration and the executive branch of the Altai Region for the period up to 2015", 12.05.2009 //"Garant" legal reference system.]

3. Postanovlenie Administratzii Altaiskogo kraya ot 16.11.2011 №661 «Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy po razvitiyu informatsionnogo obschestva i formirovaniyu elektronnogo pravitelstva v Altayskom krae na 2011-2012 godyi» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» [Altai Region Administration Act №661 "On approval of the Action Plan for the development of the information society and electronic government in the Altai region in 2011-2012" , 16.11.2011//"Garant" legal reference system.]

4. Postanovlenie Administratsii Altayskogo kraya ot 08.04.2013 №195 «Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy po razvitiyu informatsionnogo obschestva i formirovaniyu elektronnogo pravitelstva v Altayskom krae na 2013-2014 godyi» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» Altai Region Administration Act №195 "On approval of the Action Plan for the development of the information society and electronic government in the Altai region in 2013-2014", 08.04.2013 //"Garant" legal reference system.

5. Postanovlenie Administratsii goroda Barnaula ot 21.10.2010 №3204 «Ob utverzhdenii dolgosrochnoy tselevoy programmyi «Elektronnyiy Barnaul» na 2011-2015 godyi» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant». [The Barnaul City Administration Act "On approval of the long-term target program "Electronic Barnaul" for 2011-2015 " //"'Garant"' legal reference system.]

6. Ofitsialnyiy sayt kraevogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya «Operator elektronnogo pravitelstva Altayskogo kraya» http://oepak22.org/infa/ [The regional public organization "The operator of electronic government of the Altai Region" official website. Available: http://oepak22.org/infa/]

7. Portal gosudarstvennyih uslug Altayskogo kraya http://gosuslugi22.ru/web/guest/main [The Altai Region Portal of public services. Available: http://gosuslugi22.ru/web/guest/main]

8. Mnogofunktsionalnyi tsentr predostavleniya gosudarstvennyih i munitsipalnyih uslug Altayskogo kraya http://www.mfc22.ru/ [Multifunctional center of public and municipal services of the Altai Territory. Available: http://www.mfc22.ru/ ]

KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY

9. Rojkov y.V.Elektronnoe pravitelstvo - perspektiva vnedreniya novyh informazionno-kommunikazionnyh servisov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Jurnalistika. 2010. - №4. [Rojkov Y.V. (2010). The e-government -prospect of introduction of the new information and communication services // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Jurnalistika. №4.].

10. Vasilenko LА., Gubernova M.V. Grazhdanskiye kommunikatsii i raspredeleniye sotsialnykh roley v upravlenii sotsialno-epidemicheskimi protsessami // Kommunikologiya. Tom 1, №1.2013. [Vasilenko L.A., Gubernova M.V. (2013) Civil communications and distribution of social roles in the management of socio-epidemic processes // Com-municology, 2013, vol. 1, no. 1. pp. 44-51].

11. Postanovlenie Administratzii Altaiskogo kraya ot 27.09.2013 №507 «Ob utverzhdenii dolgosrochnoy celevoy programmy 'Sovershenstvovaniye gosudarstvennogo I munizipalnogo upravleniya v Altajskom kraye» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» [Altai Region Administration Act № 507 "On approval of the long-term target program "Improvement of the public and municipal administration in the Altai region" , 27.09.2013 //"Garant" legal reference system.]

12. Sharkov, F.I. Kommunikologiya: osnovy teorii kommunikatsii. M., 2012. [Sharkov, F.I. (2012) Communicology: the foundation of communication theory, Moscow].

13. Castells, M. (2008) 'The new public sphere: Global civil society, communication networks, and global governance', Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 616, no. 1, pp. 78-93.

14. Teles, F, (2012), Freedom of Information: Local Government and Accountability, Political studies review, vol. 10, pp. 273-274.

15. Dadic, J, (2012), Developing a multifaceted model for scaffolding information management in e-government systems, Metalurgia international, vol. 17, pp. 140-146.

16. Belanger, F , Carter, L, (2012), Digitizing Government Interactions with Constituents: An Historical Review of E-Government Research in Information Systems, Journal of the association for information systems, Vol.13, pp. 363-394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.