Ьв
Ci
и
s *
Уголовное право, ^
уголовно-исполнительное право, уголовный процесс ^
съ
I
Л.Б. Смирнов* И.В. Гудзовская** X
S оь
Особенности и проблемы регулирования r
правового статуса осужденных к наказаниям, S
не связанным с лишением свободы, §
в уголовно-исполнительном законодательстве
Статья посвящена проблемам правового регулирования юридического статуса осужденных к J35
наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества. В статье содержится критический анализ сущности наказаний, не связанных с лишением свободы, вытекающих из них правоограничений и особенностей l
правовых статусов осужденных, а также показаны особенности и проблемы их правового регулирования. |
The article is devoted to problems of legal regulation of the legal status condemned to punishments not connected Ц
with isolation condemned from a society. In article the critical analysis of essence of punishments not connected with g
the imprisonment, following of them low-restrictions and features of legal statuses condemned contains, and also features and problems of their legal regulation are shown. 1 ^
3
Наказания, не связанные с лишением свободы, играют важную роль в осуществлении уголовной ^
политики контроля над преступностью. Эта роль определяется прежде всего сущностью демократического правового государства, присущими ему методами сдерживания преступности, ^
осуществления исправительного воздействия лиц, признанных виновными в совершении ^
преступлений.
* Профессор кафедры правоохранительных органов и уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.
** Соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета внешнеэкономических связей экономики и права.
Именно в демократическом правовом обществе наказания без лишения свободы приобретают особое значение, поскольку всемирно-исторический поворот от тоталитаризма к демократии, господство демократических общественных отношений позволяют без применения излишней репрессии добиваться цели ре социализации преступника. Границы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, неразрывно связаны с сущностью государства, с развитием демократического строительства.
В условиях построения в России демократического правового государства возможности эффективного контроля над преступностью на основе широкого использования наказаний, не связанных с лишением свободы, еще более возрастают. Развитое демократическое общество, основанное на началах демократии, законности, гуманизма, уважения прав и свобод личности располагает большими возможностями по улучшению нравственного воспитания граждан, в т.ч. и тех, которые осуждены за совершение преступления.
Эффективность наказаний, не связанных с лишением свободы, обосновано ставится новейшим законодательством в прямую зависимость от назначения этих наказаний на основе углубления дифференцированного подхода к оценке свойств преступного деяния и личности виновного.
Уголовно-правовая политика демократических государств в последние десятилетия склонялась в пользу альтернатив лишению свободы. Большинство специалистов в сфере уголовного правосудия высказалось против широкого применения тюремного заключения. Во многих странах широкое применение альтернативных наказаний помимо гуманитарных соображений основано на прагматических аргументах экономии затрат на тюремное заключение и его последствий.
Таким образом, сущность наказаний, альтернативных лишению свободы, отбываемых в рамках общества, заключается в возможности претерпеть меры уголовно-правового принуждения, находясь в условиях свободы. Наказания, не связанные с лишением свободы, отражают более здравый и умеренный подход к уголовным наказаниям по сравнению с наказаниями, связанными с изоляцией осужденных от общества.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации отводит большее место правовому регулированию юридического статуса осужденных к лишению свободы, нежели осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Представляется что такое положение не совсем оправданно, т.к. наказания, не связанные с изоляцией от общества, в особенности такие, как ограничение свободы, исправительные работы и обязательные работы, довольно существенно ограничивают осужденных в правах и свободах и поэтому нуждаются в более тщательном правовом регулировании.
Одним из наказаний, не связанных с лишением свободы, но существенно ограничивающим правовой статус личности, является наказание в виде ограничения свободы.
Названный вид наказания лишен ряда негативных качеств, присущих полной изоляции осужденного в исправительной колонии, тюрьме или арестном доме. В то же время оно обладает значительным карательным потенциалом и позволяет осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие в течение весьма длительного срока1.
Данный вид наказания заключается в содержании осужденного в специальном учреждении, а именно в исправительном центре, без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ними надзора и с обязательным привлечением к труду.
Осужденные к ограничению свободы обладают всеми правами и свободами, гарантированными гражданам России Конституцией РФ, кроме тех, которые ограничены приговором суда на основе уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ч. 1 ст. 10 УИК РФ). Как справедливо указывает М.П. Мелентьев, «в отношении осужденных конституционные нормы действуют опосредованно в исправительно-трудовом (ныне уголовно-исполнительном. - Авт.) законодательстве»2. Применительно к лицам, отбывающим наказание, круг норм права сужается, т.к. уголовно-исполнительное законодательство в силу своего социального назначения интегрирует в специфической плоскости разноотраслевой нормативный материал.
Осужденные к рассматриваемому виду наказания наряду с исполнением закона должны следовать правилам внутреннего распорядка, утверждаемым Министерством юстиции РФ3 по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В частности, они обязаны:
а) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
б) постоянно находиться в пределах территории центра;
в) проживать, как правило, в специально назначенных общежитиях и не покидать их в ночное
время;
г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время, продолжительностью не более двух часов в неделю;
д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность. Выполнение осужденными к ограничению свободы Правил внутреннего распорядка
исправительного центра является основной обязанностью. Однако, юридический анализ данной I Ьв обязанности крайне затруднен ввиду отсутствия самого нормативного акта, устанавливающего свод ^
соответствующих правил.
Вместе с тем очевидно, что правила внутреннего распорядка исправительного центра должны ^
быть ориентированы прежде всего на регламентирование требований, отражающих саму сущность $5
ограничения свободы, а именно - порядок реализации надзора за осужденными. Принцип ^
юридической и содержательной соподчиненности нормативных актов предполагает, что Правила ^
будут детализировать положения данной главы, представят механизм реализации правовых ^
установлений, содержащихся в ст. 47-60 УИК РФ, объединенных в рамках главы. ^
Некоторые вопросы, которые должны будут найти отражение в Правилах внутреннего распорядка исправительных центров, уже сегодня зафиксированы в УИК РФ и отражают обязанности осужденных, связанные с соблюдением запретов.
К специальному запрету пользования в соответствии с действующими в исправительных центах Правилами внутреннего распорядка могут быть отнесены предметы, изделия и вещества, владение которыми противоречит порядку и условиям отбывания наказания в виде ограничения свободы. В случае обнаружения таких предметов у осужденных они по постановлению начальника ^
исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение, или уничтожаются, или ^
реализуются. В том же порядке передаются на хранение или уничтожаются изъятые вещества. К таким ^
предметам и веществам, по нашему мнению, следует отнести все виды оружия, боеприпасов, ^
взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств, психотропных, ядовитых и ^
сильнодействующих веществ, одежду военного образца, спиртные напитки и т.п. ^
Осужденные размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются ЭИ
индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. При этом норма жилой площади в
расчете на одного осужденного в исправительном центре не должна быть менее 4 квадратных метров. ^ Помещения должны быть сухими, вентилируемыми, с естественным и электрическим освещением. ^
Осужденные, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные Я
средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все незапрещенные _
предметы и изделия. ^
Специфика ограничения свободы позволяет, на наш взгляд, иметь осужденным не только деньги, но и ценные вещи, ценные бумаги, оптические приборы, наручные и карманные часы, духи и одеколоны, бытовую аудио- и видеотехнику, цветные карандаши, краски, копировальную бумагу, ^ продукты питания, в т.ч. требующие тепловой обработки, и многие другие предметы.
В целом же перечень запрещенных предметов в рамках отбывания ограничения свободы должен соответствовать кругу предметов, полностью или частично изъятых из свободного гражданского ^
оборота, т.е. таких предметов, за незаконный оборот которых установлена уголовная ответственность ^
на общих основаниях. Вместе с тем мы не исключаем, что этот перечень может быть дополнен и ^
иными предметами, запрет на оборот которых призван обеспечить не только общественную, но и 5!
личную безопасность осужденных.
Порядок отбывания ограничения свободы связан и с выполнением работ, определяемых ^
исправительным центром. Однако ни УК РФ, ни УИК РФ прямо не говорят об обязательности ^
привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы. Лишь некоторые положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства приводят к выводу, что труд входит в содержание данного наказания, что мы уже отмечали выше. При этом параметры требований, предъявляемых законом к статусу осужденных, приводят к единственному выводу: ограничение I ^ свободы может применяться только к трудоспособным гражданам.
Пункт «б» ч. 3 ст. 50 УИК указывает на обязанность осужденных «работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра». По нашему мнению, акцент в данной формулировке сделан не на обязанности осужденного трудиться, а на обязательности выполнения требований администрации относительно места труда и сферы его применения. Такая постановка вопроса представляется нам не совсем точной. По- видимому, следует прямо указать на обязанность
осужденного трудиться хотя бы потому, что одним из условий содержания в исправительном центре является элемент его трудоспособности. Обязанность трудиться должна входить в число элементов определяющих правовой статус лица, осужденного к ограничению свободы. Эта обязанность должна быть более отчетливо закреплена в положениях ч. 3. ст. 50 УК РФ.
Однако ограничение свободы и обязательные работы по своему назначению и содержанию противоречат букве Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция (ст. 4) предусматривает возможность принудительного труда только в отношении лиц, находящихся в заключении или условно освобожденных от такого заключения4. Под «заключением» применительно к российскому уголовному праву могут пониматься и лишение свободы, и арест, и содержание в ^ дисциплинарной воинской части, т.е. наказания, связанные с изоляцией осужденных от общества.
Следовательно, такой вид наказания, как ограничение свободы, не подпадает по понятие «заключение». ^ Тем не менее проблему такого противоречия можно решить, если применить договорные начала назначения ^ наказания. В данном случае назначение наказания в виде ограничения свободы и обязательных работ ^ могло бы назначаться с согласия осужденного, что, по нашему мнению, усиливает исправительный эффект ^ от наказания. К решению вопросов назначения таких наказаний целесообразно привлекать адвокатов, ^ представителей уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров.
^ Правоограничения для осужденных к ограничению свободы касаются, во- первых, права выбора
^ места жительства и передвижения, во-вторых, права на труд.
к^- Ограничения в праве выбора места жительства и передвижения выражаются в том, что
осужденные обязаны проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и ^ не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. Осужденные обязаны выполнять установленные правила внутреннего распорядка исправительного центра.
Законным интересом и средством стимулирования осужденных к исправлению является норма, предусматривающая возможность для осужденных, которые не допускают нарушений внутреннего распорядка и имеют семьи, проживать, на основании вынесенного начальником исправительного ^ центра постановления, на арендованной или собственной жилой площади. Они должны постоянно ^ находиться на территории исправительного центра, иметь при себе удостоверение личности ^ установленного образца. Представляется целесообразным разрешать проживание за пределами ^ исправительного центра и осужденным, не имеющим семей, при позитивной направленности ^ жилищно-бытовой микросреды.
^ Самостоятельную обязанность осужденных образует их регистрация в исправительном центре.
^ Фактически данное требование относится к режиму отбывания наказания. Эта обязанность касается ^ лишь осужденных, проживающих с семьей на арендованной или собственной жилой площади. ^ Осужденный в данном случае обязан являться в исправительный центр для регистрации до четырех ^ раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника ^ исправительного центра.
Ограничения в реализации права на труд выражаются в том, что осужденные обязаны работать в тех организациях, куда они направлены администрацией исправительного центра, и на таком рабочем месте, которое определит руководство организации, независимо от желания осужденных. Кроме того, осужденные обязаны принимать участие в хозяйственных работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра.
Нормы, регулирующие ограничение свободы, в отдельных случаях не соответствуют требованиям Конвенции № 29 о принудительном или обязательном труде.
^ В соответствии со ст. 2 Конвенции, должно учитываться условие, при котором указанное лицо
^ не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Практически ^ повсеместно признается недопустимость использования труда осужденных в коммерческих целях.
^ Ст. 53 УИК РФ содержит норму, согласно которой осужденные к ограничению свободы
^ привлекаются к труду в организациях различных форм собственности, причем содержатся осужденные ^ за счет собственных средств. Сочетание этих требований закона неизбежно приводит к использованию ^ труда осужденных в коммерческих организациях. Избежать такой коллизии между международными нормами и нормами национального законодательства можно, если осуществлять исполнение наказания в виде ограничения свободы в колониях-поселениях с собственной производственной базой.
Осужденным к ограничению свободы разрешается заочно обучаться в учреждениях среднего, профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах субъекта РФ по месту отбывания наказания.
Уголовный кодекс РФ в качестве наказания, не связанного с лишением свободы, предусматривает также наказание в виде обязательных работ.
Будучи новой для российского законодателя мерой воздействия, обязательные работы хорошо известны зарубежному уголовному праву. Нидерландский ученый Антон М. Ван Калмтаут в своем докладе, представленном на 11-м международном конгрессе по криминологии, проходившем в августе 1993 г. в Будапеште (Венгрия), счел необходимым констатировать: «Из всех альтернатив наказаниям, I Ьв связанным с лишением свободы, которые были разработаны в последнее время во многих ^
западноевропейских странах, только отбывание наказания с выполнением общественно-полезных работ применяется в широком масштабе »5. ^
Обязательные работы представляют собой самостоятельный вид уголовного наказания и $5
заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных —
общественно-полезных работ при сохранении привычных ему условий жизнедеятельности. ^
Хотелось бы обратить внимание на карательные свойства данного наказания, предусмотренные ^
ст. 49 УК РФ 1996 г. Указание на то, что они должны выполняться в свободное от основной работы ^
или учебы время, потребует в отдельных случаях заключения медицинской комиссии, т.к. назначение этого наказания нежелательно лицам, занятым на условиях полного рабочего дня, поскольку это противоречит ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, предусматривающей право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Дело в том, что выполнение данных работ потребует от человека в отдельных случаях значительного напряжения сил. Видимо, не всякий осужденный с учетом его психического и
физического состояния, характера и особенностей основной работы может без вреда для своего ^
здоровья дополнительно бесплатно трудиться на пользу общества. Следует отменить ч. 2 ст. 28 УИК ^
РФ, предусматривающую платное выполнение обязательных работ, т.к. она находится в противоречии ^
с ч. 1 ст. 49 УК РФ. §
Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда §
осужденный не занят на основной работе, службе или учебе. В рамках совершенствования ^
законодательства об обязательных работах целесообразно предоставить возможность осужденному в %
свободное от основной работы или учебы время по его желанию выполнять обязательные работы и ^
более четырех часов в день. ^
Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка ^
учреждений, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду, Я
работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. ^
Закон в данном случае говорит о соблюдении правил внутреннего распорядка, а не о подчинении им. Это связано с особым положением осужденных: они не являются штатными работниками предприятия, не состоят с ним трудовых отношениях, их работа им не оплачивается, но в той мере, в какой это связано с участием в трудовом процессе, они должны следовать установленному на предприятии порядку.
В соответствии с ч. 2. ст. 26 УИК РФ, предоставление осужденному очередного отпуска по ^
основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ. ^
Это положение не следует понимать буквально: осужденный имеет право на все виды отпусков ^
(дополнительные, учебные и т.д.), но они так же, как и очередной ежегодный, не освобождают его на 2!
это время от обязательных работ. Осужденный может использовать свой отпуск или отпуска, но при этом должен отбывать обязательные работы и не имеет права покидать места проживания (если это ^
становится препятствием к явке на работу). Данное положение могло бы дополнить выше указанную ^
норму УИК РФ.
Наказанием, не связанным с лишением свободы и обладающим достаточно большим объемом 3
кары, является наказание в виде исправительных работ.
Содержание правого статуса осужденного к исправительным работам заключается:
- в обязанности отбыть наказание, установленное приговором суда, в пределах от двух месяцев до двух лет;
- в удержании части заработной платы в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов;
- в запрете увольнения осужденного с работы по собственному желанию, без разрешения уголовно-исполнительной инспекции в письменной форме;
—
- в обязанности осужденного трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости;
- в удержании части пособия по безработице осужденных, состоящих на учете в органах службы занятости;
- в удержании части ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- в исчислении пособия по временной нетрудоспособности из заработной платы осужденного за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда;
- в предоставлении осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска длительностью 18 рабочих
дней;
- в установлении обязанностей и запретов, предусмотренных ст. 41 Уголовно-исполнительного кодекса РФ;
- в запрете осужденному призываться на военную службу;
- в наличии состояния судимости в течении 1 года после отбывания наказания.
Таким образом, объем правоограничений, возлагаемых на осужденного, достаточно значителен. Вместе с тем в нормах, регулирующих данный вид наказания, практически отсутствуют нормы, устанавливающие права осужденных. Несмотря на то, что осужденные к исправительным работам проживают в условиях свободы и пользуются большинством прав свободных людей, целесообразно продублировать в уголовно-исполнительном законодательстве вопросы обеспечения прав осужденных и предусмотреть конкретные правовые механизмы их юридических гарантий.
Среди наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, наименьшим карательным потенциалом обладают наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Ст. 47 УК РФ предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сущность данного наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
На осужденных к данному виду наказания возлагаются обязанности исполнять требования приговора, представлять по требованию инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
В том случае, если осужденный к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью поступит на работу, выполнение которой ему запрещено приговором, уголовно-исполнительная инспекция вносит администрации соответствующей организации представление о необходимости прекращения с осужденным трудового договора.
Существенным недостатком уголовного и уголовно-исполнительного законодательства является отсутствие ответственности осужденных, нарушающих предписания приговора, лишающего права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ответственность осужденных пока возможна лишь в форме невключения периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.
Таким образом, в правовом регулировании статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, существуют определенные проблемы, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства с учетом норм международного права и правоприменительной практики.
Большое значение в правом регулировании статуса осужденных имеет четкое законодательное обоснование и социально оправданное соотношение содержания наказания и существующих правоограничений.
1 См.: Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство. Опыт критического анализа: Монография. СПб., 2000. С. 181.
2 Мелентьев М.П. Функции советского исправительно-трудового права: Учебное пособие. Рязань, 1984. С. 25.
3 См.: О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1988. № 30.
4 См.: Мелентьев М.П. Пенитенциарная политика на рубеже двух веков и проблема обеспечения правового статуса осужденных // Человек: преступление и наказание (Вестник Рязанского института права и экономики Минюста России). 2000. № 1. С. 33.
5 Kalmthout A.M. van. Alternative sanctions in Europe: their counter-productive effects and their impact on prison conditions // Tilburg foreign law review. Vol. 3. 1994. № 4. P 335-344.