Научная статья на тему 'Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве'

Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
592
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Л. Б., Гудзовская И. В.

Статья посвящена проблемам правового регулирования юридического статуса осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества. В статье содержится критический анализ сущности наказаний, не связанных с лишением свободы, вытекающих из них правоограничений и особенностей правовых статусов осужденных, а также показаны особенности и проблемы их правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Л. Б., Гудзовская И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to problems of legal regulation of the legal status condemned to punishments not connected with isolation condemned from a society. In article the critical analysis of essence of punishments not connected with the imprisonment, following of them low-restrictions and features of legal statuses condemned contains, and also features and problems of their legal regulation are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы регулирования правового статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в уголовно-исполнительном законодательстве»

Ьв

Ci

и

s *

Уголовное право, ^

уголовно-исполнительное право, уголовный процесс ^

съ

I

Л.Б. Смирнов* И.В. Гудзовская** X

S оь

Особенности и проблемы регулирования r

правового статуса осужденных к наказаниям, S

не связанным с лишением свободы, §

в уголовно-исполнительном законодательстве

Статья посвящена проблемам правового регулирования юридического статуса осужденных к J35

наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества. В статье содержится критический анализ сущности наказаний, не связанных с лишением свободы, вытекающих из них правоограничений и особенностей l

правовых статусов осужденных, а также показаны особенности и проблемы их правового регулирования. |

The article is devoted to problems of legal regulation of the legal status condemned to punishments not connected Ц

with isolation condemned from a society. In article the critical analysis of essence of punishments not connected with g

the imprisonment, following of them low-restrictions and features of legal statuses condemned contains, and also features and problems of their legal regulation are shown. 1 ^

3

Наказания, не связанные с лишением свободы, играют важную роль в осуществлении уголовной ^

политики контроля над преступностью. Эта роль определяется прежде всего сущностью демократического правового государства, присущими ему методами сдерживания преступности, ^

осуществления исправительного воздействия лиц, признанных виновными в совершении ^

преступлений.

* Профессор кафедры правоохранительных органов и уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.

** Соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета внешнеэкономических связей экономики и права.

Именно в демократическом правовом обществе наказания без лишения свободы приобретают особое значение, поскольку всемирно-исторический поворот от тоталитаризма к демократии, господство демократических общественных отношений позволяют без применения излишней репрессии добиваться цели ре социализации преступника. Границы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, неразрывно связаны с сущностью государства, с развитием демократического строительства.

В условиях построения в России демократического правового государства возможности эффективного контроля над преступностью на основе широкого использования наказаний, не связанных с лишением свободы, еще более возрастают. Развитое демократическое общество, основанное на началах демократии, законности, гуманизма, уважения прав и свобод личности располагает большими возможностями по улучшению нравственного воспитания граждан, в т.ч. и тех, которые осуждены за совершение преступления.

Эффективность наказаний, не связанных с лишением свободы, обосновано ставится новейшим законодательством в прямую зависимость от назначения этих наказаний на основе углубления дифференцированного подхода к оценке свойств преступного деяния и личности виновного.

Уголовно-правовая политика демократических государств в последние десятилетия склонялась в пользу альтернатив лишению свободы. Большинство специалистов в сфере уголовного правосудия высказалось против широкого применения тюремного заключения. Во многих странах широкое применение альтернативных наказаний помимо гуманитарных соображений основано на прагматических аргументах экономии затрат на тюремное заключение и его последствий.

Таким образом, сущность наказаний, альтернативных лишению свободы, отбываемых в рамках общества, заключается в возможности претерпеть меры уголовно-правового принуждения, находясь в условиях свободы. Наказания, не связанные с лишением свободы, отражают более здравый и умеренный подход к уголовным наказаниям по сравнению с наказаниями, связанными с изоляцией осужденных от общества.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации отводит большее место правовому регулированию юридического статуса осужденных к лишению свободы, нежели осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Представляется что такое положение не совсем оправданно, т.к. наказания, не связанные с изоляцией от общества, в особенности такие, как ограничение свободы, исправительные работы и обязательные работы, довольно существенно ограничивают осужденных в правах и свободах и поэтому нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Одним из наказаний, не связанных с лишением свободы, но существенно ограничивающим правовой статус личности, является наказание в виде ограничения свободы.

Названный вид наказания лишен ряда негативных качеств, присущих полной изоляции осужденного в исправительной колонии, тюрьме или арестном доме. В то же время оно обладает значительным карательным потенциалом и позволяет осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие в течение весьма длительного срока1.

Данный вид наказания заключается в содержании осужденного в специальном учреждении, а именно в исправительном центре, без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ними надзора и с обязательным привлечением к труду.

Осужденные к ограничению свободы обладают всеми правами и свободами, гарантированными гражданам России Конституцией РФ, кроме тех, которые ограничены приговором суда на основе уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ч. 1 ст. 10 УИК РФ). Как справедливо указывает М.П. Мелентьев, «в отношении осужденных конституционные нормы действуют опосредованно в исправительно-трудовом (ныне уголовно-исполнительном. - Авт.) законодательстве»2. Применительно к лицам, отбывающим наказание, круг норм права сужается, т.к. уголовно-исполнительное законодательство в силу своего социального назначения интегрирует в специфической плоскости разноотраслевой нормативный материал.

Осужденные к рассматриваемому виду наказания наряду с исполнением закона должны следовать правилам внутреннего распорядка, утверждаемым Министерством юстиции РФ3 по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ. В частности, они обязаны:

а) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;

б) постоянно находиться в пределах территории центра;

в) проживать, как правило, в специально назначенных общежитиях и не покидать их в ночное

время;

г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время, продолжительностью не более двух часов в неделю;

д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность. Выполнение осужденными к ограничению свободы Правил внутреннего распорядка

исправительного центра является основной обязанностью. Однако, юридический анализ данной I Ьв обязанности крайне затруднен ввиду отсутствия самого нормативного акта, устанавливающего свод ^

соответствующих правил.

Вместе с тем очевидно, что правила внутреннего распорядка исправительного центра должны ^

быть ориентированы прежде всего на регламентирование требований, отражающих саму сущность $5

ограничения свободы, а именно - порядок реализации надзора за осужденными. Принцип ^

юридической и содержательной соподчиненности нормативных актов предполагает, что Правила ^

будут детализировать положения данной главы, представят механизм реализации правовых ^

установлений, содержащихся в ст. 47-60 УИК РФ, объединенных в рамках главы. ^

Некоторые вопросы, которые должны будут найти отражение в Правилах внутреннего распорядка исправительных центров, уже сегодня зафиксированы в УИК РФ и отражают обязанности осужденных, связанные с соблюдением запретов.

К специальному запрету пользования в соответствии с действующими в исправительных центах Правилами внутреннего распорядка могут быть отнесены предметы, изделия и вещества, владение которыми противоречит порядку и условиям отбывания наказания в виде ограничения свободы. В случае обнаружения таких предметов у осужденных они по постановлению начальника ^

исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение, или уничтожаются, или ^

реализуются. В том же порядке передаются на хранение или уничтожаются изъятые вещества. К таким ^

предметам и веществам, по нашему мнению, следует отнести все виды оружия, боеприпасов, ^

взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств, психотропных, ядовитых и ^

сильнодействующих веществ, одежду военного образца, спиртные напитки и т.п. ^

Осужденные размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются ЭИ

индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. При этом норма жилой площади в

расчете на одного осужденного в исправительном центре не должна быть менее 4 квадратных метров. ^ Помещения должны быть сухими, вентилируемыми, с естественным и электрическим освещением. ^

Осужденные, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные Я

средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все незапрещенные _

предметы и изделия. ^

Специфика ограничения свободы позволяет, на наш взгляд, иметь осужденным не только деньги, но и ценные вещи, ценные бумаги, оптические приборы, наручные и карманные часы, духи и одеколоны, бытовую аудио- и видеотехнику, цветные карандаши, краски, копировальную бумагу, ^ продукты питания, в т.ч. требующие тепловой обработки, и многие другие предметы.

В целом же перечень запрещенных предметов в рамках отбывания ограничения свободы должен соответствовать кругу предметов, полностью или частично изъятых из свободного гражданского ^

оборота, т.е. таких предметов, за незаконный оборот которых установлена уголовная ответственность ^

на общих основаниях. Вместе с тем мы не исключаем, что этот перечень может быть дополнен и ^

иными предметами, запрет на оборот которых призван обеспечить не только общественную, но и 5!

личную безопасность осужденных.

Порядок отбывания ограничения свободы связан и с выполнением работ, определяемых ^

исправительным центром. Однако ни УК РФ, ни УИК РФ прямо не говорят об обязательности ^

привлечения к труду лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы. Лишь некоторые положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства приводят к выводу, что труд входит в содержание данного наказания, что мы уже отмечали выше. При этом параметры требований, предъявляемых законом к статусу осужденных, приводят к единственному выводу: ограничение I ^ свободы может применяться только к трудоспособным гражданам.

Пункт «б» ч. 3 ст. 50 УИК указывает на обязанность осужденных «работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра». По нашему мнению, акцент в данной формулировке сделан не на обязанности осужденного трудиться, а на обязательности выполнения требований администрации относительно места труда и сферы его применения. Такая постановка вопроса представляется нам не совсем точной. По- видимому, следует прямо указать на обязанность

осужденного трудиться хотя бы потому, что одним из условий содержания в исправительном центре является элемент его трудоспособности. Обязанность трудиться должна входить в число элементов определяющих правовой статус лица, осужденного к ограничению свободы. Эта обязанность должна быть более отчетливо закреплена в положениях ч. 3. ст. 50 УК РФ.

Однако ограничение свободы и обязательные работы по своему назначению и содержанию противоречат букве Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция (ст. 4) предусматривает возможность принудительного труда только в отношении лиц, находящихся в заключении или условно освобожденных от такого заключения4. Под «заключением» применительно к российскому уголовному праву могут пониматься и лишение свободы, и арест, и содержание в ^ дисциплинарной воинской части, т.е. наказания, связанные с изоляцией осужденных от общества.

Следовательно, такой вид наказания, как ограничение свободы, не подпадает по понятие «заключение». ^ Тем не менее проблему такого противоречия можно решить, если применить договорные начала назначения ^ наказания. В данном случае назначение наказания в виде ограничения свободы и обязательных работ ^ могло бы назначаться с согласия осужденного, что, по нашему мнению, усиливает исправительный эффект ^ от наказания. К решению вопросов назначения таких наказаний целесообразно привлекать адвокатов, ^ представителей уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров.

^ Правоограничения для осужденных к ограничению свободы касаются, во- первых, права выбора

^ места жительства и передвижения, во-вторых, права на труд.

к^- Ограничения в праве выбора места жительства и передвижения выражаются в том, что

осужденные обязаны проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и ^ не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. Осужденные обязаны выполнять установленные правила внутреннего распорядка исправительного центра.

Законным интересом и средством стимулирования осужденных к исправлению является норма, предусматривающая возможность для осужденных, которые не допускают нарушений внутреннего распорядка и имеют семьи, проживать, на основании вынесенного начальником исправительного ^ центра постановления, на арендованной или собственной жилой площади. Они должны постоянно ^ находиться на территории исправительного центра, иметь при себе удостоверение личности ^ установленного образца. Представляется целесообразным разрешать проживание за пределами ^ исправительного центра и осужденным, не имеющим семей, при позитивной направленности ^ жилищно-бытовой микросреды.

^ Самостоятельную обязанность осужденных образует их регистрация в исправительном центре.

^ Фактически данное требование относится к режиму отбывания наказания. Эта обязанность касается ^ лишь осужденных, проживающих с семьей на арендованной или собственной жилой площади. ^ Осужденный в данном случае обязан являться в исправительный центр для регистрации до четырех ^ раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника ^ исправительного центра.

Ограничения в реализации права на труд выражаются в том, что осужденные обязаны работать в тех организациях, куда они направлены администрацией исправительного центра, и на таком рабочем месте, которое определит руководство организации, независимо от желания осужденных. Кроме того, осужденные обязаны принимать участие в хозяйственных работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра.

Нормы, регулирующие ограничение свободы, в отдельных случаях не соответствуют требованиям Конвенции № 29 о принудительном или обязательном труде.

^ В соответствии со ст. 2 Конвенции, должно учитываться условие, при котором указанное лицо

^ не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Практически ^ повсеместно признается недопустимость использования труда осужденных в коммерческих целях.

^ Ст. 53 УИК РФ содержит норму, согласно которой осужденные к ограничению свободы

^ привлекаются к труду в организациях различных форм собственности, причем содержатся осужденные ^ за счет собственных средств. Сочетание этих требований закона неизбежно приводит к использованию ^ труда осужденных в коммерческих организациях. Избежать такой коллизии между международными нормами и нормами национального законодательства можно, если осуществлять исполнение наказания в виде ограничения свободы в колониях-поселениях с собственной производственной базой.

Осужденным к ограничению свободы разрешается заочно обучаться в учреждениях среднего, профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах субъекта РФ по месту отбывания наказания.

Уголовный кодекс РФ в качестве наказания, не связанного с лишением свободы, предусматривает также наказание в виде обязательных работ.

Будучи новой для российского законодателя мерой воздействия, обязательные работы хорошо известны зарубежному уголовному праву. Нидерландский ученый Антон М. Ван Калмтаут в своем докладе, представленном на 11-м международном конгрессе по криминологии, проходившем в августе 1993 г. в Будапеште (Венгрия), счел необходимым констатировать: «Из всех альтернатив наказаниям, I Ьв связанным с лишением свободы, которые были разработаны в последнее время во многих ^

западноевропейских странах, только отбывание наказания с выполнением общественно-полезных работ применяется в широком масштабе »5. ^

Обязательные работы представляют собой самостоятельный вид уголовного наказания и $5

заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных —

общественно-полезных работ при сохранении привычных ему условий жизнедеятельности. ^

Хотелось бы обратить внимание на карательные свойства данного наказания, предусмотренные ^

ст. 49 УК РФ 1996 г. Указание на то, что они должны выполняться в свободное от основной работы ^

или учебы время, потребует в отдельных случаях заключения медицинской комиссии, т.к. назначение этого наказания нежелательно лицам, занятым на условиях полного рабочего дня, поскольку это противоречит ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, предусматривающей право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дело в том, что выполнение данных работ потребует от человека в отдельных случаях значительного напряжения сил. Видимо, не всякий осужденный с учетом его психического и

физического состояния, характера и особенностей основной работы может без вреда для своего ^

здоровья дополнительно бесплатно трудиться на пользу общества. Следует отменить ч. 2 ст. 28 УИК ^

РФ, предусматривающую платное выполнение обязательных работ, т.к. она находится в противоречии ^

с ч. 1 ст. 49 УК РФ. §

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда §

осужденный не занят на основной работе, службе или учебе. В рамках совершенствования ^

законодательства об обязательных работах целесообразно предоставить возможность осужденному в %

свободное от основной работы или учебы время по его желанию выполнять обязательные работы и ^

более четырех часов в день. ^

Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка ^

учреждений, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду, Я

работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. ^

Закон в данном случае говорит о соблюдении правил внутреннего распорядка, а не о подчинении им. Это связано с особым положением осужденных: они не являются штатными работниками предприятия, не состоят с ним трудовых отношениях, их работа им не оплачивается, но в той мере, в какой это связано с участием в трудовом процессе, они должны следовать установленному на предприятии порядку.

В соответствии с ч. 2. ст. 26 УИК РФ, предоставление осужденному очередного отпуска по ^

основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ. ^

Это положение не следует понимать буквально: осужденный имеет право на все виды отпусков ^

(дополнительные, учебные и т.д.), но они так же, как и очередной ежегодный, не освобождают его на 2!

это время от обязательных работ. Осужденный может использовать свой отпуск или отпуска, но при этом должен отбывать обязательные работы и не имеет права покидать места проживания (если это ^

становится препятствием к явке на работу). Данное положение могло бы дополнить выше указанную ^

норму УИК РФ.

Наказанием, не связанным с лишением свободы и обладающим достаточно большим объемом 3

кары, является наказание в виде исправительных работ.

Содержание правого статуса осужденного к исправительным работам заключается:

- в обязанности отбыть наказание, установленное приговором суда, в пределах от двух месяцев до двух лет;

- в удержании части заработной платы в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов;

- в запрете увольнения осужденного с работы по собственному желанию, без разрешения уголовно-исполнительной инспекции в письменной форме;

- в обязанности осужденного трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости;

- в удержании части пособия по безработице осужденных, состоящих на учете в органах службы занятости;

- в удержании части ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- в исчислении пособия по временной нетрудоспособности из заработной платы осужденного за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда;

- в предоставлении осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска длительностью 18 рабочих

дней;

- в установлении обязанностей и запретов, предусмотренных ст. 41 Уголовно-исполнительного кодекса РФ;

- в запрете осужденному призываться на военную службу;

- в наличии состояния судимости в течении 1 года после отбывания наказания.

Таким образом, объем правоограничений, возлагаемых на осужденного, достаточно значителен. Вместе с тем в нормах, регулирующих данный вид наказания, практически отсутствуют нормы, устанавливающие права осужденных. Несмотря на то, что осужденные к исправительным работам проживают в условиях свободы и пользуются большинством прав свободных людей, целесообразно продублировать в уголовно-исполнительном законодательстве вопросы обеспечения прав осужденных и предусмотреть конкретные правовые механизмы их юридических гарантий.

Среди наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, наименьшим карательным потенциалом обладают наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Ст. 47 УК РФ предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сущность данного наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

На осужденных к данному виду наказания возлагаются обязанности исполнять требования приговора, представлять по требованию инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

В том случае, если осужденный к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью поступит на работу, выполнение которой ему запрещено приговором, уголовно-исполнительная инспекция вносит администрации соответствующей организации представление о необходимости прекращения с осужденным трудового договора.

Существенным недостатком уголовного и уголовно-исполнительного законодательства является отсутствие ответственности осужденных, нарушающих предписания приговора, лишающего права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ответственность осужденных пока возможна лишь в форме невключения периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Таким образом, в правовом регулировании статуса осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, существуют определенные проблемы, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства с учетом норм международного права и правоприменительной практики.

Большое значение в правом регулировании статуса осужденных имеет четкое законодательное обоснование и социально оправданное соотношение содержания наказания и существующих правоограничений.

1 См.: Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство. Опыт критического анализа: Монография. СПб., 2000. С. 181.

2 Мелентьев М.П. Функции советского исправительно-трудового права: Учебное пособие. Рязань, 1984. С. 25.

3 См.: О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1988. № 30.

4 См.: Мелентьев М.П. Пенитенциарная политика на рубеже двух веков и проблема обеспечения правового статуса осужденных // Человек: преступление и наказание (Вестник Рязанского института права и экономики Минюста России). 2000. № 1. С. 33.

5 Kalmthout A.M. van. Alternative sanctions in Europe: their counter-productive effects and their impact on prison conditions // Tilburg foreign law review. Vol. 3. 1994. № 4. P 335-344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.