Научная статья на тему 'Особенности и проблемы развития предпринимательства на российском рынке ценных бумаг'

Особенности и проблемы развития предпринимательства на российском рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
971
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горловская Ирина Георгиевна

В статье раскрыты особенности предпринимательства на рынке ценных бумаг, исследованы четыре этапа в развитии предпринимательства на рынке ценных бумаг России, выявлены проблемы и предложены пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы развития предпринимательства на российском рынке ценных бумаг»

• проанализировать внутренние связи между функциями процесса.

После оценки организации системы управления предпринимательской структурой необходимо разработать функциональную модель в режиме ТО BE («как должно быть»), что позволит определить ряд конкретных действий, направленных на повышение эффективности предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.

2. Дубейковский В.И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. -М.: Диалог-МИФИ, 2004. - 464 с.

3. Р 50.1.028 - 2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.

FUNCTIONAL MODELING OF BUSINESS PROCESSES OF ENTERPRISE ACTIVITY.

D.N.Korotaev

In work the technique of functional modeling (FM) is presented to notations IDEF0 on an example of management by business processes. The analysis of functional model allows revealing effective control paths business processes that promotes approach to the optimum form of the organization of enterprise structures.

Коротаев Дмитрий Николаевич - д-р техн. наук, профессор кафедры «Экономика и управление дорожным хозяйством» СибАДИ. Основные направления научной деятельности - материаловедение, трибология, стандартизация, управление качеством. Общее количество опубликованных работ - 79.

УДК 338.22

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

И.Г. Горловская

Аннотация. В статье раскрыты особенности предпринимательства на рынке ценных бумаг, исследованы четыре этапа в развитии предпринимательства на рынке ценных бумаг России, выявлены проблемы и предложены пути их решения

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, рынок ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг

Введение

Предпринимательство на финансовых рынках представляет собой самостоятельную экономическую деятельность, осуществляемую предпринимательскими структурами на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли за счет предоставления финансовых услуг и/или торговли финансовыми инструментами. В дореволюционной России предпринимательство на рынке ценных бумаг (РЦБ), как одном из видов финансовых рынков, было развито слабо: например, в то время не функционировало ни одной специализированной российской фондовой биржи. Пред-

принимательство на российском рынке ценных бумаг стало развиваться лишь с конца 80-х годов ХХ века, что было связано с признанием частной собственности, развитием рыночных отношений, отменой экономикоидеологических барьеров для развития частной инициативы.

Особенности предпринимательства на рынке ценных бумаг. Специализированная (профессиональная) предпринимательская деятельность является системным элементом рынка ценных бумаг. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна учитывать функции самого РЦБ, его особенности по сравнению с другими сег-

ментами рынка [1]. Наложение принципов и функций предпринимательства на функции рынка ценных бумаг позволяет выделить следующие особенности предпринимательства на РЦБ:

- наличие коммерческой идеи, которая воплощается в организации предприятий сферы финансовых услуг, позволяющих перераспределять временно свободные средства инвесторов путем обмена на обязательства эмитента в форме ценных бумаг;

- диверсификацию ресурсов по разным направлениям деятельности на РЦБ, что проявляется в совмещении родственных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, сочетании посреднической деятельности от имени и за счет клиента и деятельности от своего имени и за свой счет;

- получение прибыли от предложения финансовых услуг или осуществления сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами. При этом следует различать действия предпринимательских структур, направленные на получение собственного дохода (прибыли) и действия, направленные на обеспечение доходом (прибылью) потребителей;

- наличие общих и специфических рисков деятельности. Наличие специфических рисков в предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг обусловлено особенностями ценной бумаги, как системообразующего элемента РЦБ (к таким риска относятся, например, риск неперерегистрации права собственности на ценную бумагу, риск снижения ликвидности ценной бумаги, риск неполучения доходов по ценной бумаге). Однако особенностью предпринимательской деятельности на РЦБ является то, что сами предпринимательские структуры призваны снимать риски с эмитентов и инвесторов, связанные с владением ценными бумагами, эмиссией, заключением и исполнением сделок с ценными бумагами;

- профессионализм, привлечение и использование квалифицированных кадров (аттестованных специалистов финансового рынка). Специфичность рынка ценных бумаг, как сферы перераспределения денежных средств между экономическими субъектами, требует особых теоретических знаний и практических навыков от предпринимателя, управляющего и наемных работников. Государство устанавливает требования к количественному составу и квалификации работающих на рынке ценных бумаг. Для

получения аттестата специалиста финансового рынка необходима сдача двух экзаменов (базового и специализированного);

- государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности на РЦБ. Государственное регулирование предполагает использование экономических (косвенных) и рестрикционных (прямых) методов воздействия на предпринимательские структуры. Основным методом прямого регулирования является лицензирование (ведение бизнеса на основе лицензии). Самрорегулирование призвано дополнить государственное регулирование в области методической помощи, разработки и контроля за соблюдением норм, добровольно признанных предпринимательским сообществом;

- необходимость раскрытия информации о предпринимательской деятельности перед потребителями, государством и обществом в целом (транспарентность). Эта особенность также обусловлена свойствами ценной бумаг: принятие управленческих решений эмитентов и инвесторов в условиях высоких рисков требует прозрачности рынка в вопросах ценообразования на ценные бумаги, условий заключения и исполнения массовых сделок с ценными бумагами, финансового состояния эмитентов ценных бумаг, соблюдения прав инвесторов. Кроме того, предпринимательские структуры обязаны раскрывать перед государственным регулирующим органом информацию, касающуюся соблюдения лицензионных требований;

- ответственность перед потребителями, государством, обществом. Эта особенность вытекает из того, что рынок ценных бумаг в экономике должен выполнять инвестиционную, а не спекулятивную функцию. Предпринимательские структуры на рынке ценных бумаг должны учитывать это условие при разработке своих стратегических и тактических целей и задач. При этом важнейшим фактором развития предпринимательства на рынке ценных бумаг является доступ к рынку и состояние конкуренции.

Вышеуказанные особенности предпринимательства на российском рынке ценных бумаг вариативны, и их формирование происходит под влиянием преимущественно факторов внешней среды. Представляется логичным проследить формирование этих особенностей в историческом аспекте. Для этого автором выделены четыре основных этапа развития предпринимательской деятельности на РЦБ в России:

- этап стихийного формирования предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг (конец 80-х гг. - 1992 г.);

- этап становления предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг на базе субъектного регулирования (19921996 гг.);

- этап развития предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг на базе функционального регулирования (1996 -2004 гг.);

- этап перехода к мегарегулированию предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг (2004 г. - по наст. вр.).

Характеристика этапов развития предпринимательства на российском рынке ценных бумаг. На первом этапе особенности предпринимательской деятельности на РЦБ формировались на основе отечественного законодательства, снявшего ограничения на частную инициативу, зарубежного опыта, открытого доступа к рынку финансовых услуг. Новая сфера приложения предпринимательских способностей, до 1992 года нерегулируемая государством, оказалась привлекательна для бизнеса. С функциональной точки зрения предпринимательские структуры подразделялись на структуры, предлагающие услуги по инвестиционному и финансовому консультированию, по организации торговли ценными бумагами, занимающиеся посреднической торговой деятельности, депозитарной деятельности. С организационно-правовой точки зрения предпринимательская деятельность включала деятельность индивидуальных (частных) предпринимателей и деятельность юридических лиц, преимущественно в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Для организации собственного бизнеса на рынке ценных бумаг не требовался значительный собственный капитал, квалификационные требования к предпринимателям на рынке ценных бумаг были введены в 1992 году. Государственное регулирование предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг было не значительным, саморегулирование - отсутствовало. В целом организацию бизнеса на РЦБ можно охарактеризовать как инициативно-стихийную, а саму предпринимательскую деятельность -как не отвечающую признакам ответственности и транспарентности.

Начиная со второго этапа, решающим фактором развития предпринимательства на РЦБ становится государственное регули-

рование деятельности профессиональных субъектов на РЦБ, поскольку оно задает координаты легитимной предпринимательской деятельности. В это время начинает формироваться нормативная база регулирования деятельности предпринимательских структур на основе субъектного подхода. Государственное регулирование предпринимательства на рынке ценных бумаг предполагало установление перечня лицензируемой деятельности; установление требований к минимальному собственному капиталу; требований к квалификации руководителей и персонала предпринимательских структур. К особенностям субъектного подхода к регулированию следует отнести:

1. наличие нескольких регулирующих органов (Министерство финансов, Государственный комитет по управлению имуществом, Центральный банк России, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) с пересекающимися предметами ведения, использующих разные формы и методы регулирования;

2. исчерпывающий перечень профессиональных предпринимательских структур, чья деятельность регулировалась (деятельность финансового брокера, инвестиционного консультанта, деятельность инвестиционной компании, инвестиционного фонда, фондовых бирж, специализированных депозитариев, независимых регистраторов). По данным Я. Миркина с 1990 по 1995 гг. в России сформировалось более 3 тысяч предпринимательских структур, регулируемых государством [2]. При этом наличие «пробелов» в регулировании на основе субъектного создало условия для развития нерегулируемых предпринимательских структур в форме «финансовых пирамид», не отвечающих признаку ответственности. По данным Ала-бердеева Р.Р. и Латова Ю.В. количество пострадавших вкладчиков от действия трёх крупнейших предпринимательских пирамидальных структур «МММ», «Хопер-Инвест», «Русский Дом Селенга» оценивается в 16-21 млн. человек, а величина причиненного ущерба - до 5,8 трл. руб. [3].

Несовершенство субъектного подхода к регулированию предпринимательской деятельности на РЦБ обусловило необходимость разработки новых целей и принципов государственного прямого регулирования на основе функционального подхода. В то же время для второго этапа характерны: диверсификация ресурсов предпринимательских структур в целях достижения макси-

мально возможной прибыли; создание системы государственной аттестации персонала предпринимательских структур на РЦБ.

На третьем этапе развития предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг существенно изменилась законодательная и нормативная база функционирования и регулирования рынка ценных бумаг, в связи с чем возросли объективные риски предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг и сместились её функциональные акценты. К целевым установкам государственного регулирования были отнесены: создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия; финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов; создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения; предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов; создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов; борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

Перечень лицензируемой предпринимательской деятельности принципиально изменился. Он стал включать брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра, деятельность по организации торговли ценными бумагами, клиринговую деятельность, деятельность инвестиционных фондов, деятельность управляющих компаний, деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов. Это потребовало от предпринимательских структур пройти новую процедуру лицензирования, изменить технологии, сформировать новую внутреннюю нормативную базу для осуществления предпринимательской деятельности. Начиная с 1996 г. на российском рынке ценных бумаг

запрещена деятельность индивидуальных предпринимателей в качестве профессиональных участников РЦБ. На этом появился новый сегмент для предпринимательства

- рынок государственных и муниципальных ценных бумаг.

В период с 1996 по 2004 гг. в России произошло деление предпринимательских структур на профессиональных участников, осуществляющих виды деятельности, регламентируемые законодательством, и профессиональных субъектов, не относящихся к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Кроме того, именно на этом этапе развития российского рынка ценных бумаг сложились три блока предпринимательских структур:

1. предпринимательские структуры, регулируемые государством и принимающие на себя полностью или частично ответственность перед потребителями, государством, обществом (профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие согласно Федеральному закону № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» семь видов деятельности; управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, регулируемые Федеральным законом № 58-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);

2. предпринимательские структуры, нерегулируемые государством, но принимающие на себя полностью или частично ответственность перед потребителями, государством, обществом (инвестиционные консультанты, специализированные информационные и рейтинговые агентства, андеррайтеры, маркет-мейкеры);

3. предпринимательские структуры, нерегулируемые государством и не принимающие на себя ответственность перед потребителями, государством, обществом (предпринимательские структуры типа «финансовых пирамид»; предпринимательские структуры - участники рынка FOREX, часть инвестиционных консультантов).

На четвертом этапе, начавшемся в 2004 году, происходит переход к мегарегулированию предпринимательской деятельности на РЦБ. Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), была преобразована в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), что означало концентрацию в ФСФР полномочий по регулированию большинства сегментов отечественного рынка ценных бумаг. Цель государственного регу-

лирования определена как формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра в России. Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач: повышение емкости и прозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке

Между тем, условия реализации предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг не являются стабильными, что подтверждает анализ нормативных документов регулятора рынка ценных бумаг (ФКЦБ, а затем ФСФР): лицензионные требования и условия постоянно изменяются, что свидетельствует о высоких системных рисках предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг [подробно см. 4]. Экономические методы регулирования не используются. Не всегда обосновано ужесточаются требования к собственному капиталу предпринимательских структур (изменения представлены в таблице 1). С 1 июля 2011 г. ФСФР предполагала установить новые нормативы достаточности собственных, о чем предпринимательские структуры были оповещены в 2009 году. Между тем, в 2009 году требование к минимальному размеру собственных средств для российских брокерских компаний в 4 раза превышало аналогичное требование для брокерских компаний ЕС, и в 6,3 раза - для брокерских компаний в США [4, с 134], что свидетельствует о более комфортных условиях ведения бизнеса на зарубежных рынках ценных бумаг. В связи с планируемым повышением норматива достаточности собственных средств в начале 2011 года произошёл добровольный отказ российских профессиональных участников от лицензий. В мае 2011 года ФСФР отказалась от повышения норматива достаточности, что было зафиксировано в Приказе ФСФР № 11-23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», однако 20% предпринимательских структур к этому времени отказалась от ведения бизнеса на рынке ценных бумаг (таблица 2). В России территориальное размещение предпринимательских структур является асимметрич-

ным: анализ показателей деятельности

крупнейших профессиональных субъектов российского рынка ценных бумаг, аналитических записок саморегулируемых организаций свидетельствует, что на долю 20 компаний приходится около 90% рынка брокерских услуг, при этом 90% профессиональных участников зарегистрировано в Центральном федеральном округе [4 с. 129, 143]. Эти тенденции влекут за собой усиление монополизации рынка услуг на РЦБ, усиление концентрации предпринимательских структур в центральном регионе России, и, в результате, снижение степени защиты интересов инвесторов на финансовом рынке, что противоречит целевым установкам государства.

Расчеты, сделанные автором на основе данных РосБизнесКонсалтинга (РБК) по состоянию на 30 июня 2011 года показали, что с точки зрения структуры объема торговли четырех крупнейших предпринимательских структур российского РЦБ на брокерские операции приходится: 100% оборота компаний «Открытие» и « Финам», 99% оборота ГК «Алор» и «Брокеркредитсервис». Это что свидетельствует о функциональной направленности профессиональных участников на посредническую деятельность. Однако высокая концентрация предпринимательских структур и монополизация рынка услуг на РЦБ не сопровождается улучшением качественного состава персонала профессиональных субъектов РЦБ: доля квалифицированного персонала составляет в этих компаниях: 25,3% («Брокеркредитсервис»), 8,4% («Финам»), 30% (ГК «Алор»), 44% («Открытие»). Таким образом, на одного квалифицированного работника приходится обслуживание 251 клиента («Брокеркредитсервис»), 209 клиентов («Финам»), 191 клиента (ГК «Алор»), 156 клиентов («Открытие»), что косвенно свидетельствует о качестве предоставляемых услуг и гарантий квалифицированного обслуживания.

Особо следует отметить рост степени монополизации рынка услуг по ведению реестров владельцев ценных бумаг. С 2004 года количество регистраторов уменьшилось на 62%. Количество клиентов (эмитентов ценных бумаг) за этот период возросло незначительно. Следовательно, конкуренция на этом сегменте профессиональных услуг сводится к переделу клиентской базы, что не способствует развитию предпринимательства в этой сфере.

Таблица 1 - Изменения требований к нормативам достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг [4, с.191]

Вид деятельности Требования к минимальному собственному капиталу, тыс. руб.

с 07.2000 г. по 07.2001 г. с 07.2001 г. по 04.2007 г. с 04.2007 г. по 07.2010 г. с 07. 2010 г. по наст. время Предполагалось с 01.07.11 г.

Брокерская деятельность 420 5 000 10 000 35 000 50 000

Дилерская деятельность 670 500 5 000 35 000 50 000

Деятельность по управлению ценными бумагами 2 920 5 000 10 000 35 000 50 000

Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг). 8 350 10 000 30 000 80 000 100 000

Депозитарная деятельность 6 260 15 000 40 000 60 000 80 000

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг 200 000 ЭКЮ (ЕВРО) 10 000 60 000 100 000 150 000

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг 16 700 25 000 60 000 (100 000 для фондовой биржи) 150 000 (для фондовой биржи) 200 000 (для фондовой биржи)

Таблица 2- Количество действующих лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг в Российской Федерации [Составлено по данным ФСФР за период 2004-2011 г. Источник: Профессиональные участники: Участники финансовых рынков: ФСФР. URL: http://www.fcsm.ru.]

Виды профессиональной деятельности 2004 2005 2007 2009 15.09. 2011

Брокерская деятельность 565 1379 1445 1467 1117

Дилерская деятельность 908 1398 1422 1466 1116

Деятельность по управлению ценными бумагами 176 1022 1069 1286 1014

Деятельность по организации торговли ценными бумагами 12 11 12 9 7

Клиринговая деятельность 6 9 9 13 11

Деятельность по ведению реестра 109 82 66 59 42

Депозитарная деятельность 134 743 787 773 690

Предпринимательские структуры на рынке ценных бумаг должны обеспечивать эффективное функционирование рынка в качестве финансово-инвестиционного механизма. Однако, как показывают расчеты, деятельность предпринимательских структур - профессиональных участников РЦБ до сих пор не имеет четкой инвестиционной направленности. Например, в 2010 г. российскими эмитентами было осуществлено 25 IPO на общую сумму 6689,7 млн. долл. Однако только половина IPO прошла на российских фондовых биржах, что составило немногим более 20% от общего объема размещения [5]. В то же время по данным ОАО «Фондовая биржа РТС» объемы торговли производными финансовыми инструментами на РТС в октябре 2011 достигли 8-9 млрд. долл. в день. По данным РО ФСФР в Сибирском федеральном округе в 2010 году на отечественном рынке ценных бумаг было выявлено 52 предпринимательских структуры, содержащих признаки финансовой пирамиды, однако в отношении 36,6 % этих структур уголовные дела не были возбуждены.

Безусловно, государство как носитель внешнего воздействия определяет качественные и количественные требования и условия для легитимного предпринимательства на рынке ценных бумаг России. Однако нестабильность и противоречивость регулирующих норм способствует неустойчивости бизнеса на рынке ценных бумаг, высоким рискам предпринимательской деятельности, свертыванию конкуренции и монополизации рынка услуг на РЦБ. Высокие барьеры для вхождения в рынок новых предпринимательских структур, вынуждают предпринимателей находить суррогатные формы ведения бизнеса.

Проблемы развития предпринимательства на российском рынке ценных бумаг и пути их решения

Таким образом, можно выделить следующие проблемы:

- проблема нестабильности лицензионных требований и условий для профессиональных субъектов рынка ценных бумаг. Проблема связана с тем, что в России нет чёткого разграничения нормотворчества и правоприменения (контроля) в отношении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг. Представляется, что закрепление нормотворческой функции за законодательными органами власти, а правоприменительной функции за органами исполнительной власти (ФСФР) позволит стабилизировать базисные условия предпринимательства на РЦБ;

- проблема высоких входных барьеров в бизнес на рынке ценных бумаг в качестве профессиональных предпринимательских структур. Проблема может быть решена путем дифференциации входных условий для разных видов деятельности и сегментов рынка ценных бумаг. Например, входные условия для посреднической брокерской деятельности и дилерской деятельности, осуществляемой за счет средств предпринимателя с учетом рисков, должны отличаться;

- проблемы квалифицированных кадров. Первая проблема (количественная) связана с тем, что нормативными документами ФСФР установлено формальное требование к количеству работников профессионального участника РЦБ с квалификацией специалиста финансового рынка без учета числа клиентов, обслуживающихся в предпринимательской структуре. Аттестат специалиста финансового рынка должны иметь: руководитель предпринимательской структуры, контролер и минимум по одному работнику на каждый вид деятельности при их совмещении. Для депозитарной деятельности требуется минимум два работника с аттестатами ФСФР. Представляется, что данное лицензионное требование должно устанавливаться исходя числа клиентов, приходящегося на одного квалифицированного работника и быть дифференцированным в отношении предпринимательских структур, обслуживающих значительное число клиентов и имеющих разветвленную филиальную сеть. Вторая проблема заключается в организации контроля за уровнем квалификации работающих в предпринимательских структурах на РЦБ. Для получения квалификационного аттестата необходимо сдать два экзамена -базовый и специализированный. Однако программа базового экзамена не позволяет сформировать у специалистов, не имеющих базового экономического или юридического образования, цельное представление о системе рынка ценных бумаг и роли предпринимательских структур как профессиональных субъектов РЦБ. При этом сдача экзамена не гарантирует реальной высокой квалификации работника. Представляется, что программа базового экзамена нуждается в корректировке, а сама процедура должна предполагать последующие повышение квалификации и контроль со стороны саморегулируемых организаций рынка ценных бумаг;

- проблема неприменения экономических методов регулирования к предпринимательской деятельности на РЦБ. Несмотря на то, что в целевых установках России указано на необ-

ходимость использования экономических методов, эти методы не используются. Между тем отдельные направления деятельности предпринимательских структур требуют поддержки с точки зрения налогообложения. Налоговые льготы для предпринимателей, осуществляющих деятельность по гарантированию размещения ценных бумаг (андеррайтинг), деятельность по поддержанию ликвидности ценных бумаг (маркет-мейкерство) позволили бы активизировать первичный рынок ценных бумаг, уменьшить его спекулятивное значение и усилить инвестиционную направленность;

- проблемы недостаточной транспарентности РЦБ и ответственности предпринимательских структур перед потребителями, государством, обществом представляются взаимосвязанными: пока государство не определит эффективную методологию регулирования предпринимательской деятельности на РЦБ, на рынке ценных бумаг будут появляться мошеннические структуры, цели которых противоречат целям рынка ценных бумаг, экономики в целом и государства.

Представляется, что рынок ценных бумаг следует считать эффективным не тогда, когда его количественные показатели (капитализация рынка акций, облигаций, обороты торговли базовыми и производными финансовыми инструментами, количество инвесторов и т.д.) достигнут определенных значений, а когда вектор инвестиционной функции рынка ценных бумаг совпадет с вектором развития предпринимательства.

Библиографический список

1. Горловская И. Г. Теория и методология исследования РЦБ-услуг: монография / И. Г.

Горловская. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ. 2009. С 14-17.

2. Институты рынка ценных бумаг в России. 1997: Справочник / Я.М. Миркин, А.Г. Кучин-ская, Л.Н. Андрианова. - 2-е изд. - М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», Московское агентство ценных бумаг, 1997. С. 12.

3. Алабердеев Р.Р. Финансовые пирамиды как форма непроизводительного предпринимательства / Р.Р. Алабердеев, Ю.В. Латов // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 2. С. 35-43.

4. Горловская И. Г. Регулирование услуг профессиональных субъектов рынка ценных бумаг: монография / И. Г. Горловская, А.Е. Миллер. Омск: Изд-во ОмГУ. 2010.- 339 с.

5. Публичные размещения в России: Переза-

грузка: Обзор российского рынка публичных размещения акций (январь-декабрь 2010) / ReDeal Groop, 2011. URL:

http://www.offerings.ru/market/placement/review/ (дата обращения 28.10.2011).

^ARACTERISTICS AND PROBLEMS OF BUSINESS ON THE SECURITIES MARKET OF RUSSIA

I. G. Gorlovskaya

In the article the characteristics of entrepreneurship in the securities market, investigated four stages in the development of entrepreneurship in the securities market in Russia, to identify

Горловская Ирина Георгиевна - доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Основное направление научных исследований - предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг. Общее количество публикаций - 101.

E-mail: gig99@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.