Научная статья на тему 'Влияние внешней среды на предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг'

Влияние внешней среды на предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SECURITY MARKET / PROFESSIONAL PLAYERS OF SECURITY MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горловская Ирина Георгиевна

В статье выделены четыре этапа в развитии предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг России. Анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на становление и развитие предпринимательской деятельности на каждом этапе. Показано, что государство является главным фактором, определяющим условия развития предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY MARKET BUSINESS: EXTERNAL FACTORS

The paper defines four stages in security market business activity. Studying external factors of the business activity advance at each stage, the paper considers the government to be the crucial factor of security market development.

Текст научной работы на тему «Влияние внешней среды на предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг»

Тема номера:

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1. С. 5-13.

УДК 334.012.23+336.012.23

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

SECURITY MARKET BUSINESS: EXTERNAL FACTORS

И.Г. Г орловская

I.G. Gorlovskaya

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье выделены четыре этапа в развитии предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг России. Анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на становление и развитие предпринимательской деятельности на каждом этапе. Показано, что государство является главным фактором, определяющим условия развития предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг.

The paper defines four stages in security market business activity. Studying external factors of the business activity advance at each stage, the paper considers the government to be the crucial factor of security market development.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, рынок ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Key words: entrepreneurial activity, security market, professional players of security market.

Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг (РЦБ) Российской Федерации начала формироваться в начале 1990-х гг. Под предпринимательской деятельностью на РЦБ следует понимать инициативную самостоятельную деятельность профессиональных субъектов, осуществляемую на свой страх и риск, направленную на получение прибыли от предоставления специализированных услуг на рынке ценных бумаг (РЦБ-услуг). Становление и развитие предпринимательской деятельности на российском РЦБ происходит под воздействием внешней среды, которая подразделяется на среду прямого и среду косвенного воздействия [1]. В отношении предпринимательской структуры на РЦБ под средой прямого воздействия будем понимать потребителей услуг на РЦБ, поставщиков трудовых ресурсов и капитала предпринимательским структурам, конкурентов, законодательные и исполнительные органы государственной власти, саморегули-руемые организации. К среде косвенного воздействия отнесем состояние национальной экономики, тенденции и события мировых финансовых рынков, политические факторы, науч-

© И.Г. Горловская, 2011

но-технический прогресс, социо-культурные факторы.

В отсутствии объективных предпосылок для эволюционного развития российского предпринимательства в указанной области профессиональные субъекты РЦБ в качестве предпринимательских структур начали свой жизненный цикл под влиянием уже накопленного зарубежного опыта в финансовой сфере. В развитии предпринимательской деятельности на российском РЦБ следует выделить следующие этапы:

- этап стихийного формирования предпринимательской деятельности (конец 1980-х гг. -1992 г.);

- этап становления предпринимательской деятельности на базе субъектного регулирования (1992-1996 гг.);

- этап развития предпринимательской деятельности на базе функционального регулирования (1996-2004 гг.);

- этап перехода к мегарегулированию предпринимательской деятельности (2004 г. -по настоящее время).

На каждом этапе наблюдается свой набор факторов внешней среды, оказавших наибольшее значение в развитии предпринимательст-

ва на РЦБ. Рассмотрим поэтапно воздействие факторов среды прямого воздействия на формирование предпринимательской деятельности на российском РЦБ.

1. Этап стихийного формирования предпринимательской деятельности РЦБ (конец 1980-х гг. - 1992 г.)

В качестве решающего фактора формирования предпринимательских структур в этот период следует указать на признание частной собственности, как основы для предпринимательской деятельности.

Потребители РЦБ-услуг на данном этапе не оказывали существенное воздействие на предпринимательские структуры исходя из того, что РЦБ в СССР не существовало, а следовательно, население, хозяйствующие субъекты и само государство имели смутное представление о потенциальном предложении услуг, связанных с ценными бумагами. Предпринимательские структуры, образованные в то время, сами формировали у потребителя образ РЦБ-услуг.

Поставщики трудовых ресурсов и капитала. Специализированных образовательных учреждений, готовивших кадры для предпринимательских структур РЦБ, не было по объективным причинам. Основной персонал профессиональных субъектов РЦБ формировался под влиянием изученного зарубежного опыта функционирования РЦБ, преимущественно, американского. Капитал формировался в основном за счет выпуска ценных бумаг (акций и суррогратных ценных бумаг).

Конкуренты. В отсутствие специальных ограничений на деятельность профессиональных субъектов РЦБ, инициативная деятельность получила стремительное развитие, что создавало условия конкуренции между предпринимательскими структурами. В ноябре 1990 г. были созданы две первые специализированные фондовые биржи - Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ) и Московская международная фондовая биржа (ММФБ); в 1990-1991 гг. были открыты первые депозитарии (например, «РИНАКО»), брокерские компании. В отсутствии государственного регулирования, профессиональные субъекты РЦБ использовали зарубежный опыт деятельности подобных институтов.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти. Специальные органы, регулирующие РЦБ и предпринимательскую деятельность отсутствовали, правовые акты ограничивались нормами гражданского законодательства, нормативная база от-

сутствовала. В этот период государство только делало наметки последующего регулирования профессиональной деятельности на РЦБ. Так, в соответствие с Положением об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 акционерное общество могло выпускать только именные акции, держатели которых должны регистрироваться в специальном реестре, который ведется в акционерном обществе. Регистрацию акционеров могло вести само акционерное общество или поручить это банкам и другим специализированным организациям. Однако непосредственно предпринимательская деятельность на РЦБ не регулировалась.

Саморегулируемых организаций в этот период не было создано.

Таким образом, на первом этапе формирование предпринимательских структур на РЦБ происходило стихийно, под воздействием изменения отношений собственности и зарубежного опыта развития РЦБ.

2. Этап становления предпринимательской деятельности на РЦБ на базе субъектного регулирования (1992-1996 гг.)

Основными факторами, под влиянием которых формировался РЦБ, явились распад СССР и выделение Российской Федерации как самостоятельного государства, принятие Конституции Российской Федерации с закреплением частной собственности, развитие рыночных отношений, приватизация государственных и муниципальных предприятий.

Потребители РЦБ-услуг. Потребность в РЦБ-услугах формировалась под влиянием приватизации, в ходе которой выпускались ценные бумаги: приватизационные чеки, акции акционерных обществ, преобразованных из государственных и муниципальных предприятий. Потребителями РЦБ-услуг становится все население Российской Федерации. Основными востребованными услугами становятся услуги по купле-продаже ценных бумаг (торговое посредничество), услуги по предоставлению места и созданию регламентированных условий торговли ценными бумагами (услуги по организации торговли ценными бумагами, услуги фондовых бирж), услуги по доверительному управлению пакетами ценных бумаг, услуги по регистрации сделок с ценными бумагами, услуги по учету прав на ценные бумаги. В Указе Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» впервые в качестве самостоя-

тельных видов предпринимательской деятельности на РЦБ указана депозитарная деятельность и деятельность по ведению и хранению реестра акционеров.

Поставщики трудовых ресурсов и капитала. В образовательных учреждениях организуются курсы по подготовке персонала для работы в предпринимательских структурах РЦБ, курсы для сдачи экзамена для получения квалификационного аттестата на право работы на РЦБ. Капитал предпринимательских структур продолжает формироваться преимущественно за счет выпуска ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг. Последнее связано с несовершенством законодательной базы.

Конкуренты. В этот период нормативными актами Минфина Российской Федерации были четко определены возможные виды и формы предпринимательской деятельности на РЦБ. Предпринимательские структуры, созданные на легитимной основе, назывались инвестиционными институтами. К ним были отнесены инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, финансовые брокеры. Их функции могли выполнять юридические лица, образованные в определенных Минфином Российской Федерации организационно-правовых формах и индивидуальные предприниматели. Конкуренция, по сравнению с первым этапом, ограничивалась наличием требуемого уставного или собственного капитала, наличием персонала, отвечающего требованиям нормативных документов исполнительных органов власти.

Для инвестиционных институтов были определены лицензионные и квалификационные требования: финансовые (требование к минимальному уставному фонду); к персоналу (качественные требования - наличие соответствующих квалификационных аттестатов, количественные требования к аттестованному персоналу); к совмещению деятельности; к организации системы учета и отчетности, точно и полно отражающей операции с ценными бумагами.

Отдельно от инвестиционных институтов был определен статус фондовой биржи как организации, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен, отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги) и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

В связи с приватизацией круг профессиональных субъектов-услугодателей расширился. Во-первых, Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» частично легализовал услуги по доверительному управлению пакетами акций. В этом документе было рекомендовано государственным органам приватизации передавать на договорной основе находящиеся в их владении пакеты акций до момента их продажи в соответствии с планами приватизации предприятий физическим и юридическим лицам, которые отвечали требованиям ст. 9 Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1992 г. № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» на российском рынке ценных бумаг оказались востребованы услуги управляющего и депозитария инвестиционного фонда и чекового инвестиционного фонда. Во-вторых, в связи с активизацией вторичного рынка ценных бумаг стихийно стали создаваться депозитарии, предлагающие свои услуги по хранению и регистрации акций.

Особенностями периода становления отечественного рынка ценных бумаг являлось то, что государство регламентировало услуги по регистрации сделок с ценными бумагами, специально сертифицировало консультационные услуги в составе деятельности консультационных фирм и индивидуальных консультантов в ходе приватизации. Консультационные услуги подразумевали услуги по подготовке планов приватизации в форме проспектов эмиссии акционерных обществ.

В 1993 г. начал функционировать рынок государственных и муниципальных ценных бумаг. Первыми государственными ценными бумагами, для которых был создан рынок, явились государственные краткосрочные беску-понные облигации (ГКО), а затем облигации федеральных займов (ОФЗ). Регулированием этого сегмента рынка, в отличие от уже рассмотренных сегментов, занималось Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк России. Изначально он создавался на иных принципах, чем рынок корпоративных ценных бумаг: основные государственные ценные бумаги, сначала ГКО, а потом

и ОФЗ, размещались и обращались исключительно на организованном рынке. Для совершения обмена активами на данном сегменте эмитент государственных ценных бумаг в лице Минфина и инвесторы обязаны были обращаться к профессиональным субъектам для получения РЦБ-услуг. В целях обслуживания рынка государственных ценных бумаг была создана инфраструктура: торговая, депозитарная, расчетная системы. Сделки с государственными ценными бумагами непосредственно могли заключать только профессиональные посредники, которые назывались дилерами, сделки заключались исключительно в торговой системе ММВБ, а затем и на региональных валютных биржах, право собственности и переход прав собственности подтверждала депозитарная система. Государственные облигации чаще всего выпускались в документарной форме - в форме глобального сертификата. Облигации, принадлежащие отдельным инвесторам, в обязательном порядке учитывались на счетах депо. Переход права собственности на эти облигации от одного владельца к другому наступал в момент их перевода на счет депо нового владельца. Регулирование этого сегмента рынка предусматривало установление требований ко всем перечисленным профессиональным субъектам.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти. В этот период определились первые субъекты регулирования отдельных сегментов рынка ценных бумаг на федеральном уровне:

- Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Федеральный фонд имущества регулировали сферу ценных бумаг, выпущенных в ходе приватизации (акции приватизированных предприятий, приватизационные чеки) и сферу деятельности профессиональных субъектов, обслуживающих этот сегмент (специализированные чековые фонды приватизации (ЧИФы); управляющие ЧИФами; специализированные депозитарии ЧИФов);

- Центральный банк России регулировал выпуск и обращение ценных бумаг коммерческими банками и деятельность коммерческих банков как профессиональных субъектов (депозитарную деятельность, брокерскую и дилерскую деятельность на рынке государственных ценных бумаг);

- Минфин Российской Федерации регулировал сегмент рынка ценных бумаг, на котором выпускались и обращались корпоративные ценные бумаги, действовали в качестве профес-

сиональных субъектов инвестиционные институты фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, а также специализированные депозитарии инвестиционных фондов (ИФов) и управляющие ИФами.

В 1994 г. в Российской Федерации был создан специализированный орган регулирования рынка ценных бумаг - Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Правительстве Российской Федерации.

Регулирование деятельности субъектов -инвестиционных институтов, имевшее место в 1991-1994 гг. на российском рынке ценных бумаг, нельзя признать удовлетворительным. Поскольку сам перечень субъектов был исчерпывающим и не учитывал многообразия участников рынка, работавших на профессиональной основе. В то время на рынке ценных бумаг появилось множество структур, сознательно не вписывавшихся в систему государственного регулирования. Переход к регулированию профессиональной деятельности был более прогрессивным. В 1994 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» было определено, что предоставление услуг по размещению, купле и продаже ценных бумаг осуществляется исключительно профессиональными участниками на основе лицензий. Впервые в нормативном акте были перечислены виды деятельности, которые определили ареал регулируемых РЦБ-услуг, который был уточнен в законодательстве Российской Федерации в 1996 г.

В целом субъектный подход к лицензированию, характерный для периода становления отечественного рынка ценных бумаг, давал возможность предпринимательским структурам фактически оказывать профессиональные услуги без лицензий. Классическим примером для России стали компании «МММ», АОЗТ «Русский дом Селенга».

Саморегулируемые организации начинают создаваться в этот период. В 1994 г. была создана Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). В 1994 г. была учреждена Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), объединившая 15 компаний, на базе которой в 1995 г. была создана система внебиржевой торговли Российская торговая система (РТС). В 1996 г. была создана общероссийская саморегулируемая организация Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). В 1996 г. сфор-

мировалась Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ, которая в дальнейшем трансформировалась в Национальную фондовую ассоциацию (НФА)).

Таким образом, на втором этапе решающим фактором внешней среды предпринимательской деятельности стало государство. Однако регламентирование предпринимательской деятельности на различных сегментах рынка ценных бумаг осуществлялось разными регулирующими органами, слабо координирующими свою деятельность.

3. Этап развития предпринимательской деятельности РЦБ на базе функционального регулирования (1996-2004 гг.)

С окончанием приватизации в Российской Федерации начался третий этап развития предпринимательской деятельности на РЦБ. Этот этап характеризуется совершенствованием регулирования предпринимательской деятельности на РЦБ, началом формирования его законодательной базы, изменением подхода ее регулирования (произошел переход от субъектного к функциональному регулированию).

Потребители РЦБ-услуг. По мере развития отечественного РЦБ перечень потребителей профессиональных РЦБ-услуг расширился. Это связано с организацией паевых инвестиционных фондов. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) как отдельный институт финансового посредничества может функционировать исключительно при наличии взаимосвязанных с ним предпринимательских структур - услу-годателей: управляющей компании, специализированного депозитария, регистратора, независимого оценщика. Особенностью профессиональных услуг является то, что их получателями являются не только инвесторы, но и профессиональные субъекты, включенные в состав инфраструктуры ПИФа. Так, например, специализированный депозитарий оказывает услуги управляющей компании по хранения и учету прав на ценные бумаги, составляющие имущество ПИФа, имеет право оказывать услуги инвесторам-владельцам инвестиционных паев при выполнении функций регистратора.

Поставщики трудовых ресурсов и капитала. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования в рамках специальности «Финансы и кредит» начинается подготовка специалистов с высшим образованием для работы в предпринимательских структурах рынка ценных бумаг. Повсеместно действуют специализированные курсы для повышения квалификации в области РЦБ,

для сдачи экзамена для получения квалификационного аттестата на право работы на РЦБ. Выпуск суррогатных ценных бумаг для формирования капитала предпринимательских структур запрещен, поэтому основной акцент делается на формировании капитала за счет внутренних источников и за счет выпуска разрешенных законодательством ценных бумаг.

Конкуренты. В этот период произошло ужесточение требований к профессиональным субъектам, в полной мере введен механизм лицензирования предпринимательской деятельности. Однако следует отметить, что индивидуальная предпринимательская деятельность на РЦБ с этого момента запрещена. Для юридических лиц установлено требование к организационно-правовой форме. В дальнейшем это требование обрело форму обычая делового оборота для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Для лицензируемых видов деятельности, связанных с рынком коллективных инвестиций, это требование остается в силе до сих пор.

На этом этапе сложились два блока предпринимательских структур. Во-первых, это профессиональные участники, осуществляющие виды деятельности, регламентируемые законодательством. Они оказывают РЦБ-услуги, регулируемые государством. Во-вторых, услу-годателями являются профессиональные субъекты, не относящиеся законодательством к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Их состав включает субъектов (видов деятельности), регулируемых государством и нерегулируемых.

Количество предпринимательских структур на рынке ценных бумаг резко уменьшается в начале периода, что связано с принятием Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», который зафиксировал виды профессиональной предпринимательской деятельности на РЦБ в 1998 г., что связано с финансовым кризисом.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти.

С принятием в 1996 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг» Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Правительстве Российской Федерации была преобразована Федеральную комиссию по ценным бумагам. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1009 от 1 июля 1996 г. «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» ее функции включали: осуществление разработки основных направлений развития РЦБ и координацию деятельности

федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования РЦБ; разработку и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на РЦБ и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов; контроль за соблюдением профессиональными участниками РЦБ, саморегулируемыми организациями профессиональных участников РЦБ требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России; обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на РЦБ; утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций.

Однако сегментарная раздробленность как самого рынка ценных бумаг, так и его регулирования остается неизменной до 2004 г. На РЦБ Российской Федерации в этот период существовали следующие сегменты:

- сегмент корпоративных ценных бумаг (акции, облигации);

- сегмент государственных и муниципальных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и т. д.);

- сегмент банковских ценных бумаг (акций, облигаций, банковских веселей);

- сегмент ценных бумаг инвестиционных фондов.

Законодательную базу в этот период пополнили Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 11-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Саморегулируемые организации. Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» был введен институт саморегулирования на РЦБ. Саморегулируе-мые организации (СРО) в России стали создаваться в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, объединяющего субъектов предпринимательской деятельности на основании членства по отраслевому признаку. СРО на РЦБ начали создавать профессиональные участники по видам профессиональной деятельности. Однако самим СРО было запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Целями деятельности СРО на РЦБ являются: развитие и совершенствование системы функционального регулирования РЦБ; установление правил и стандартов проведения

операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на РЦБ осуществление контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников РЦБ; защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников РЦБ, являющихся членами СРО; повышение стандартов профессиональной деятельности на РЦБ, включая стандарты профессиональной этики на РЦБ; обеспечение условий профессиональной деятельности на РЦБ. Однако на данном этапе деятельность СРО была формальной в силу своей неразвитости. Для повышения статуса СРО в лицензионные требования был внесен пункт, требовавший от профессиональных участников обязательного членства в одной из СРО.

Таким образом, на третьем этапе влияние государства на развитие предпринимательской деятельности усиливается, При этом другие факторы внешней среды становятся производными от системы регулирования предпринимательской деятельности на РЦБ.

4. Этап перехода к мегарегулированию предпринимательской деятельности на РЦБ (2004 г. - по настоящее время).

Федеральная комиссия по ценным бумагам была преобразована в Федеральную службу по финансовым рынкам, что означает концентрацию в последней полномочий по регулированию большинства сегментов отечественного рынка ценных бумаг.

Потребители РЦБ-услуг. Исследования, проведенные компанией Begin Group, показали, что 67 % частных инвесторов - мужчины, 33 % - женщины. По возрастному признаку инвесторы 18-23 лет составляют 19 % от числа обследованных, 24-30 лет - 43 %, 31-40 лет

- 23 %, 41-50 лет - 10 %, старше 50 лет - 5 %. 78 % опрошенных инвесторов работает, 20 % работает и учится, 2 % учатся в вузе. Среди работающих инвесторов 22 % составляют менеджеры высшего и среднего звена, 19 % -линейные менеджеры, 34 % - специалисты. 39 % имеют стаж работы от 4 до 10 лет, 25 %

- от 11 до 20 лет, 24 % - от 1 года до 3 лет, более 20 лет стажа имеют 10 % опрошенных. Работающие инвесторы распределены по сферам деятельности своих компаний следующим образом: в сфере финансов трудится 31 %, в сфере производства 20 %, в сфере услуг 20 %, в торговле 15 %. В остальных отраслях - 6 %. 95 % имеют высшее образование, в том числе 43 % - высшее экономическое. Из числа опрошенных по 8 % респондентов продолжает образование в аспирантуре, по программам МВА, в магистратуре, докторантуре и на про-

фессиональных курсах. 6 % респондентов начали инвестировать свои средства в ценные бумаги в 1992-1995 гг., т. е. в период становления отечественного рынка ценных бумаг. Массовый инвестор пришел на рынок в 20042007 гг. (40 %). В качестве целей инвестирования 59 % указали приумножение накоплений, 26 % - сохранение и приумножение накоплений и 15 % - сохранение накоплений [2]. В то же время исследования, проведенные НАУФОР, позволяют выделить особенности российских инвесторов: низкий уровень доходов населения, территориальная ограниченность возможностей получения услуг, низкая инвестиционная грамотность, традиционность инвестиционного поведения, что проявляется в предпочтении банковских депозитов инвестированию в ценные бумаги [3].

Поставщики трудовых ресурсов и капитала. Переход к образовательным стандартам

В конкуренции на РЦБ наблюдаются две тенденции. Первая тенденция связана с ужесточением требований к собственному капиталу предпринимательских структур на РЦБ, что ограничивает предпринимательскую деятельность. Это демонстрируют данные таблицы: увеличение минимального собственного капитала в условиях финансового кризиса 20082009 гг. привело к существенному сокращению количества предпринимательских структур на РЦБ. Вторая тенденция заключается в том, что профессиональные структуры концентрируются в центральных регионах Российской Федерации. Анализ, проведенный автором статьи, свидетельствует о том, что из десяти крупней-

второго поколения и учет требований, предъявляемых государством к персоналу профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, позволили сформировать устойчивую систему подготовки кадров для предпринимательских структур в высших учебных заведениях страны. Изменения в системе аттестации персонала, связанные с введением понятия «специалист финансового рынка», повлекли за собой содержательные изменения в образовательных программах вузов и специализированных курсов повышения квалификации в области рынка ценных бумаг. Особенностью этого этапа является использование производных финансовых инструментов для формирования капитала, необходимого для осуществления отдельных финансовых операций.

Конкуренты. Изменение общего количества профессиональных субъектов российского рынка ценных бумаг представлено в таблице.

ших инвестиционных компаний в 2009 г. девять зарегистрированы в Москве и только одна - в Новосибирске. При этом, на первых десять инвестиционных компаний приходится более 90 % биржевого оборота ценных бумаг и около 95 % внебиржевого оборота. Объем брокерских операций с ценными бумагами этих компаний составил около 65 % от оборотов 38 крупнейших российских компаний - профессиональных участников, объем оборотов по доверительным операциям - около 75 % [4]. Таким образом, конкурентная среда на рынке РЦБ -услуг сужается.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти. В соответствии

Количество действующих лицензий профессиональных субъектов рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 (ноябрь)

Количество лицензий профессиональных участников

Брокерская деятельность 565 1 379 1 433 1 445 1 475 1 467 1 270

Дилерская деятельность 908 1 398 1 394 1 422 1 470 1 466 1 027

Деятельность по управлению ценными бумагами 176 1 022 1 100 1 069 1 286 1 286 929

Деятельность по организации торговли ценными бумагами 12 11 11 12 9 9 8

Клиринговая деятельность 6 9 9 9 10 13 13

Деятельность по ведению реестра 109 82 73 66 59 59 48

Депозитарная деятельность 134 743 831 787 789 773 738

Количество лицензий непрофессиональных участников

Управляющие компании 237 339 496 578 444

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специализированные депозитарии 55 58 60 69 71 52

Составлено автором по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, http://www.fcsm.ru.

с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» Федеральная служба по финансовым рынкам выполняет следующие функции: во-первых, утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; обязательные для профессиональных участников РЦБ, за исключением кредитных организаций, нормативы достаточности собственных средств и иные требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на РЦБ, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг; нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; требования к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов; порядок регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов; во-вторых, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; в-третьих, проводит проверки профессиональных участников РЦБ, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также их са-морегулируемых организаций. Однако переход к мегарегулированию еще не завершен: помимо Федеральной службы по финансовым рынкам предпринимательскую деятельность регулируют Минфин Российской Федерации, Рос-финмониторинг и Центральный банк России.

В настоящее время законодательная база регулирования РЦБ включает: Гражданский ко-

декс; Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от

26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»; Федеральный закон от

27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Между ними существуют некоторые противоречия, которые требуют устранения в целях унификации норм и технологий регулирования. К противоречиям относятся: противоречие, связанное с определением ценных бумаг; противоречие, связанное с формой выпуска ценных бумаг; противоречие, связанное с правилами совмещения видов деятельности.

Саморегулируемые организации. В 2010 г. в Российской Федерации действует шесть признанных СРО, объединяющих профессиональных субъектов РЦБ по функциональному признаку. К ним относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная фондовая ассоциация (НФА); Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД); Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР); Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НЛУ). Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НАПФ). Кроме того, на рынке ценных бумаг практическую деятельность ведут такие объединения, как АУВЕР, Ассоциация саморегулируемых организаций по финансовому оздоровлению и инвестициям. На данном этапе саморегулируемые организации постепенно превращаются из формально созданных структур в координирующие, консалтинговые центры. Кроме того, им делегированы некоторые контрольные функции (например, аттестация специалистов финансового рынка), поэтому их влияние на предпринимательскую деятельность усиливается.

В конце первого десятилетия ХХ1 в. перед Российской Федерацией стоит задача в кратко-

срочном периоде добиться превращения российского финансового рынка в конкурентоспособный самостоятельный финансовый центр, являющийся одним из главных механизмов финансирования корпоративного сектора и одновременно эффективным механизмом инвестирования частных накоплений. Однако эта задача может быть решена при условии снижения степени неопределенности влияния внешней среды на предпринимательские структуры, особенно степени неопределенности правового поля. Развивающемуся финансовому рынку нужна правовая база, которая должна отвечать следующим характеристикам: быть эволюци-онно развивающейся, непротиворечивой, гармонизированной с законодательной базой зарубежных стран. Это очень важно еще и потому, что остальные проанализированные факторы внешней среды зависят от деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти: законодательная и пра-

вовая база определяет потребности потребителей РЦБ-услуг, правила и условия привлечения капитала, возможности поставщиков квалифицированного персонала, параметры конкурентной среды, функции СРО.

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 1992.- С. 116.

2. Социальный портрет современного частного инвестора // Биржевое обозрение. -2008. - № 4. - С. 13-14.

3. Идеальная модель фондового рынка России на среднесрочную перспективу (до 2015 года) / авт. кол. А.Е. Абрамов, Л.В. Азимова, Ю.А. Данилов и др. - М.: НАУФОР, 2007. -С. 17.

4. Горловская И.Г. Теория и методология исследования РЦБ-услуг: монография. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009. - С. 62-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.