Научная статья на тему 'Развитие институциональной структуры российского рынка ценных бумаг'

Развитие институциональной структуры российского рынка ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1207
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ИНСТИТУТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ / ЭМИТЕНТЫ / ИНВЕСТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярева И.В., Марьина А.В.

В данной статье авторами рассматривается развитие российского рынка ценных бумаг с позиции институциональной теории. Предлагается уточненное определение институциональной структуры российского фондового рынка, на основе анализа которой выделяются этапы его развития. Анализируется современное состояние российского фондового рынка и выделяются его особенности. По элементам выделенной институциональной структуры определены проблемы рынка и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие институциональной структуры российского рынка ценных бумаг»

1 (385) - 2010

Рынок ценных бумаг

развитие институциональной структуры российского рынка ценных бумаг

В данной статье авторами рассматривается развитие российского рынка ценных бумаг с позиции институциональной теории. Предлагается уточненное определение институциональной структуры российского фондового рынка, на основе анализа которой выделяются этапы его развития. Анализируется современное состояние российского фондового рынка и выделяются его особенности. По элементам выделенной институциональной структуры определены проблемы рынка и предложены пути их решения.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, институциональная структура, институты, инфраструктура рынка ценных бумаг, эмитенты, инвесторы.

Современные условия мирового финансового кризиса анализируют проблему обеспечения стабильности финансовых рынков, которая в долгосрочной перспективе зависит от существующего набора формальных и неформальных правил его функционирования. Это вызывает потребность в исследованиях институционального развития и совершенствования российского рынка ценных бумаг.

Задачами статьи являются: рассмотрение институциональной структуры российского рынка ценных бумаг, выявление этапов и основных про-

И. В. ДЕГТЯРЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории E-mail: degtjareva@mailrb.ru Уфимский государственный авиационный технический университет

А. В. МАРЬИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики E-mail: alemar08@mail.ru Уфимская государственная академия экономики и сервиса

блем развития, а также разработка мер, нацеленных на решение обозначенных проблем путем его институционального совершенствования.

Углубленный анализ фондового рынка России невозможен без использования основных положений институционально-эволюционной теории. Авторы проанализировали роль институтов в формировании рынка ценных бумаг и исследовали понятийно-терминологический аппарат, в частности такие понятия, как «институты», «институции», «институциональная структура», которые используются в ходе дальнейшего изучения обозначенной проблемы.

Определения институций, институтов и институциональной структуры изначально многозначны настолько, что требуют дальнейшей конкретизации.

С опорой на имеющиеся по данной проблематике труды российских и зарубежных ученых авторами предлагается применительно к рынку ценных бумаг выделять в структуре институтов организации и институции, которые в свою очередь можно разбить на следующие категории:

— институции 1 -го порядка — это формальные нормы, к которым относятся законы, подзаконные

акты и другие нормативно-правовые документы (О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3, Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ и др.);

— институции 2-го порядка — это неформальные правила, к которым относятся система традиций, обычаев, деловой этикет, кодекс поведения участников и доверие инвесторов.

Соответственно, организации подразделяются на следующие категории:

— организации 1-го порядка — это государственные органы, которые контролируют соблюдение институций 1-го порядка, а также их создание и в свою очередь могут осуществлять инфорсмент институций 2-го порядка (применительно к российскому рынку ценных бумаг — это ФСФР России, Банк России, Минфин России);

— организации 2-го порядка — это саморегулируемые организации (СРО), которые учитывают, контролируют и являются инициаторами создания институций 2-го порядка, а также могут осуществлять инфорсмент институций 1-го порядка.

Взаимодействие выделенных категорий институций и организаций показано на рис. 1.

Профессиональные участники (брокеры, дилеры, депозитарии, регистраторы и т. д.), эмитенты, инвесторы могут относиться как к организациям 1-го, так и 2-го порядка, так как осуществляют свою деятельность на основе формальных норм и неформальных правил (институции 1-го и 2-го порядка) и их деятельность регулируется организациями 1-го и 2-го порядка.

При анализе определения «институциональная структура» авторы приходят к выводу, что оно также требует уточнения применительно к исследуемой проблеме рынка ценных бумаг. Основываясь на определении, данном Дж. Р. Коммонсом, согласно которому институциональная структура рынка — это совокупность институтов, выполняющих определенные функции и обеспечивающих эффективное взаимодействие экономических субъектов [6, с. 25], авторы предлагают внести следующее уточнение: институциональная структура рынка — это совокупность организаций 1-го и 2-го порядка, взаимодействующих через инфраструктуру рынка и осуществляющих свою деятельность на основе институций 1-го и 2-го порядка для обеспечения эффективного

функционирования экономических субъектов. Данное определение авторы применяют к российскому рынку ценных бумаг (рис. 2).

Таким образом, отсутствие или бездействие одного из элементов институциональной структуры может привести к дисбалансу на рынке ценных бумаг.

В целом по данным проведенного исследования авторы приходят к выводу, что институты являются теми элементами, без которых невозможно дальнейшее развитие современного российского фондового рынка. Более того, институтам принадлежит определяющая роль в формировании рынка. Именно они предопределяют характер отношений между субъектами рынка и позволяют им реализовывать свои интересы и функции.

Отталкиваясь от сформулированного положения и прослеживая эволюцию институтов, были выделены основные этапы формирования российского рынка ценных бумаг в эпоху экономических преобразований с позиций институциональных изменений. Определенные стадии формирования российского рынка ценных бумаг рассмотрены мно -гими учеными, такими как А. Архипов, Я. Миркин, Б. Рубцов, Б. Ческидов и другими, но каждый из них рассматривал становление фондового рынка с позиции развития экономической системы в целом. В статье предлагается проследить этапы развития российского рынка ценных бумаг с позиции становления и развития его институциональной структуры.

В результате проведенных исследований авторами выделяются пять этапов формирования российского рынка ценных бумаг с позиций произошедших институциональных изменений, которые указаны в табл. 1. Институциональный подход помогает проследить, насколько копируемые западные институты прижились в условиях российского рынка ценных бумаг и смогут ли они эффективно работать.

Институции 2-го порядка

Рис. 1. Взаимодействие организаций и институций 1-го и 2-го порядка

Организации

Организации 1-го порядка

ФСФР России

ЦБ РФ

Министерство финансов РФ

Организации 2-го порядка

СРО

НАУФОР

НПНЛУ

НФА

ПАРТАЛ

ПУФРУР

НПНАПФ

среди стран с развивающимся рынком. Россия отстает по развитию финансового сектора, в политике стимулирования конкуренции, в реформировании предприятий, в корпоративном управлении, в обеспечении прав собственности, в управлении ' государственным сектором (прозрачность, * отчетность, снижение уровня коррупции). Таким образом, в условиях экономических преобразований институциональные изменения на рынке ценных бумаг являются

I I 1

Эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг

1 _1 I I

А

Инфраструктура рынка

Регистраторы

Центральный депозитарий

Коммерческие банки

Пенсионные фонды

Страховые фонды

Инвестиционные фонды

Биржи

Брокерские фирмы

Дилерские сети

'ейтинговые агентства

Инвестиционные консультанты

Институции

Институции 1-го порядка

(формальные нормы - законы, нормативные и правовые акты, регулирующие РЦБ)

Закон об акционерных обществах

Закон о защите прав инвесторов

Закон о рынке ценных бумаг

Другие законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность РЦБ

Институции 2-го порядка

(неформальные правила)

Обычаи делового оборота на рынке ценных бумаг

Доверие инвесторов

Система традиций

Рис. 2. Институциональная структура российского рынка ценных бумаг:

НАУФОР — Национальная ассоциация участников фондового рынка; НП НЛУ — Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих»; НФА — Национальная фондовая ассоциация; ПАРТАД — Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев; ПУФРУР — Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона; НП НАПФ — Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов»

По проведенной Всемирным банком оценке, результаты институционального развития российского фондового рынка находятся на среднем уровне

насущной необходимостью.

Как показывает характеристика выделенных авторами этапов формирования рынка ценных бумаг, заимствование институциональной структуры далеко не всегда приводит к лучшим и оптималь-1м вариантам. Напротив, оно может укрепить такие институты, которые противоречат интересам общества.

Исследование текущего состояния российского рынка ценных бумаг с позиции ранее предложенной институциональной структуры позволило выявить особенности его формирования и развития. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время нормативно-правовая база (институции 1-го порядка) в области регулирования рынка ценных бумаг в основном сформирована. Она основывается на нескольких специальных законах (О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3, О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ, О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг (принят ГД ФС РФ 12.02.1999), Об ипотечных ценных бумагах: Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.10.2003), которые определяют общие правила, действующие на фондовом рынке, и многочисленными подзаконными нормативными актами (главным образом, постановлениями Правительства РФ и приказами ФСФР), устанав-

Таблица 1

Периодизация формирования российского рынка ценных бумаг

Этап Характеристика

«Стартовый» (1990-1995 гг.) Проводится формирование законодательной базы, появляются первые акционерные общества. Отсутствует адекватная система регулирования и стимулирования деятельности иностранных и внутренних инвесторов. Существует зависимость российского корпоративного фондового рынка от спекулятивных операций зарубежных портфельных инвестиционных фондов. Образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ (распоряжение Президента РФ от 09.03.1993 № 163-П)

«Накопления» (1996-1999 гг.) Приняты и вступили в силу основополагающие для фондового рынка законы. Происходит накопление опыта в сфере спекулятивной торговли на рынке ценных бумаг, накопление собственности в финансовых пирамидах, активизация деятельности СРО. Правовая основа рынка фрагментарна и неспособна обеспечить адекватную защиту прав инвесторов. Преобразование Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1009 (ред. от 29.11.2004) «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»

«Обеспечения» (1999-2003гг.) Наблюдается рост реинвестирования капиталов, принят закон о приватизации, происходит реорганизация акционерных обществ. Идет активная внешняя экспансия «базового» предприятия и концентрация собственности в руках вертикально-интегрированных структур. Фактически происходит «сборка» прежних советских концернов и объединений, но уже на основе частной собственности и с освобождением от лишних звеньев

«Контроля» (2004-2007 гг.) Реорганизация Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и создание Федеральной службы по финансовым рынкам. Нарушаются права иностранных инвесторов. Нет прогресса в сфере применения Международных стандартов финансовой отчетности. Все эти факты свидетельствуют о необходимости усиления контроля со стороны государства и СРО

«Управления» (2008 г.) Данный этап характеризует современное состояние фондового рынка, название которому дает важная проблема, стоящая перед государством, а именно: грамотное управление государственной собственностью и предприятиями, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству

ливающими специальные правила и нормы. Что же касается системы традиций, доверия инвесторов, обычаев делового оборота на рынке ценных бумаг (институции 2-го порядка), то в данной области изменения незначительные. Система традиций отсутствует, так как многие институции на российском рынке ценных бумаг являются заимствованными, а не сформированными в ходе исторического развития рынка. Доверие инвесторов после кризиса 1998 г. и краха многочисленных финансовых пирамид было сильно подорвано, компании не хотят осуществлять IPO, и все это приводит к низкой капитализации рынка ценных бумаг. Вместе с тем индекс доверия инвесторов (AB-ICI) растет, что со временем может привести к росту инициативности частного сектора, а соответственно и к росту капитализации фондового рынка.

В целях выявления особенностей и определения направлений развития российского рынка ценных бумаг в работе проведен анализ современного состояния фондового рынка с позиции его главных участников, а именно эмитентов, инвесторов и профессиональных участников.

Эмитенты. В России отсутствует четкая статистика в отношении эмитентов ценных бумаг. В принципе любое акционерное общество, по определению, является эмитентом, так как уже при

своем учреждении оно неизбежно размещает акции (и формально обязано их зарегистрировать). По данным Единого государственного реестра юридических лиц, на 01.08.2006 в России зарегистрировано 193 651 акционерных обществ (открытых и закрытых). Однако значительная часть этих организаций не регистрировала своих акций. Характерной особенностью российского рынка акций является высокая доля государства в общей структуре капитализации. Пять из десяти наиболее капитализированных компаний, составляющих около 47 % общей капитализации российского фондового рынка, находятся прямо или косвенно (в том числе с учетом перекрестного владения акциями) под контролем государства: «Газпром», «Роснефть», «Сбербанк», РАО «ЕЭС России» и ВТБ [7, с. 21].

По данным информационных агентств, доля государства в общей капитализации российского фондового рынка составляла на начало 2006 г. 29,6 %, а к началу 2007г. она поднялась до 35,1 %. Но вряд ли данный факт следует рассматривать как негативный, так как на рынок выходит все большее число компаний, и объем акций в свободном обращении будет только расти. Выход госкомпаний на IPO ведет одно -временно и к росту капитализации принадлежащих государству акций, и к росту стоимости портфеля миноритариев. Однако исходя из опыта развитых

стран, для того чтобы российский рынок ценных бумаг считался развитым, необходимо поддерживать долю государства в капитализации, не превышающей 40 %. Для сравнения: на развитых рынках, по данным Thomson Financial на начало 2007 г., из 100 компаний, входящих в главный британский индекс FTSE 100, правительство имеет долю лишь в одной компании, в Японии доля государства в структуре акционерного капитала составляет 0,3 %, в Германии — 9 %, в Италии - 20 %.

В настоящее время выход эмитентов на российский рынок ценных бумаг сопровождается высокими трансакционными издержками, которые условно можно разделить на стоимостные и временные издержки. Сейчас размер стоимостных издержек составляет до 20 % от привлеченных средств, временных - от полугода до года. Для сравнения: в США стоимостные трансакционные издержки составляют 6-7 % от объема привлеченных средств, а временные — от 4 мес. до года [1, с. 7].

инвесторы. Официальные систематизированные данные о структуре и количественных характеристиках инвесторской базы российского рынка ценных бумаг отсутствуют, в связи с чем в контексте нашего исследования рассмотрим следующие группы: частные инвесторы (физические лица, которые осознанно самостоятельно либо через посредников работают на рынке ценных бумаг); институциональные инвесторы (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, коммерческие банки). Международные сопоставления роли населения на фондовом рынке сильно затруднены из-за различий в методиках расчетов и отсутствия единого источника по данному показателю. Особенности российского фондового рынка показаны в табл. 2.

В настоящее время инвестиционная активность населения на фондовом рынке зависит от трех групп факторов:

Таблица 2

Показатели инвестиционной активности населения и привлекательности рынков США, Германии, Великобритании и России [7, с. 67].

инвес- доля откры- Отношение капитализации рынка акций к ВВП

торы в тых инвес-

страна* акции (население), % тиционных фондов в ВВП, %*

США 11,3 56,9 121,95

Германия 5,7 19,8 40,86

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Великобритания 21,6 8,6 141,58

Россия 0,4 0,1 42,53

* Среднее значение за период 1992—2006 гг.

— доходов и благосостояния (стоимости накопления инвестиционных активов) населения; степени развития частной пенсионной системы, предусматривающей возложение на население ответственности за инвестирование на рынке собственных пенсионных накоплений;

— готовности домохозяйств вкладывать в ценные бумаги по сравнению с другими альтернативными объектами инвестирования.

Для успешного функционирования российского рынка ценных бумаг доля частных инвесторов, согласно мнению экспертов СРО «НАУФОР», должна составлять от 10 до 20 %, институциональных инвесторов — 80 %, а именно: страховых компаний — 10 %, негосударственных пенсионных фондов — 20 %, инвестиционных фондов — 15 %, иностранных инвесторов — 20 %, рынок коллективных инвестиций — 15 % от общего объема [7, с. 170].

Брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами. По состоянию на 01.01.2008, по данным ФСФР России, было выдано 1 445 лицензий на осуществление брокерской деятельности, 1 422 — на осуществление дилерской деятельности, а также 1 169 — на осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами. При этом большинство лицензиатов совмещало все три вида деятельности или какие-либо два из них, так что общее количество лицензированных профессиональных посредников составило 1 691 ед. Предполагается создание широкой посреднической базы как национальной, так и иностранной (в виде дочерних компаний) [3, с. 12]. Динамика развития основных видов профессиональной деятельности на российском рынке ценных бумаг за 2005—2007 гг. приведена на рис. 3.

Для современного этапа развития российского фондового рынка характерна универсализация финансового посредничества. Коммерческие банки все более активно вовлекаются в операции на фондовом рынке, включая брокерские услуги. В то же время небанковские брокеры все более активно создают финансовые холдинги, включающие банки, страховые организации и других посредников.

Важная роль в формировании и развитии институциональной структуры рынка ценных бумаг отводится его инфраструктуре, так как ее правильная организация позволит создать условия для наиболее эффективного и своевременного осуществления операций с ценными бумагами. Современная инфраструктура российского фондового рынка состоит:

1 600 ед.

1 400

1 200

1 000

1433

1445 1422

800

600

400

200

I Брокерская детятельность

I Дилерская деятельность

¡Доверительное управление

2005 г.

2006 г.

2007 г.

рис. 3. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ед.

из торгово-расчетной инфраструктуры, которая в результате рыночной конкуренции и объективных интеграционных процессов фактически сложилась в два ведущих инфраструктурных центра — Группы ММВБ и Группы РТС, чья деятельность не всегда понятна иностранным инвесторам, что усиливается нестандартностью организационной структуры рынка и высоким уровнем фрагментарности ее элементов; из учетной системы (депозитарии и регистраторы);

из организаций, оказывающих информационные и консультационные услуги участникам

фондового рынка (деятельность данных организаций не регулируется) [6].

К основным проблемам, которые мешают эффективной работе инфраструктуры рынка ценных бумаг, могут быть отнесены такие как:

— недостаточное развитие рынка производных инструментов;

— невозможность открыть счет номинального держателя иностранному депозитарию;

— отсутствие законов о Центральном депозитарии и клиринге, а также норм, регулирующих организованный рынок;

— необходимость адаптации внутреннего формата ценных бумаг к международным стандартам.

В связи с перечисленными особенностями и проблемами российской инфраструктуры рынка ценных бумаг появляется потребность в ее совершенствовании в направлении построения единой модели.

Согласно предложениям ФСФР России при выборе российской модели инфраструктуры следует учитывать:

— сложившиеся связи и расстановку сил на российском рынке;

— наличие достаточно мощных и вполне эффективных крупных инфраструктурных институтов — регистраторов, депозитариев, в том числе расчетных депозитариев, клиринговых организаций;

— сложившиеся схемы контроля и управления инфраструктурой.

В связи с этим наиболее выраженной тенденцией является укрепление модели вертикальной интеграции инфраструктурных организаций, которые должны работать на общую цель — повышение капитализации рынка и его ликвидности. Для этого нужен единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг в России, находящийся в тесной связи с ответственным государственным органом. Таким образом, ФСФР России предлагает создание вертикально интегрированной финансовой инфраструктуры, предполагающей встроенность расчетно-депозитарных, клиринговых институтов в структуру биржевой группы [4, с. 16].

На основе анализа мирового опыта создания и функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг авторы выделяют следующие основные ее составляющие:

операционная инфраструктура, т. е. совокупность органов, необходимых для осуществления операций с ценными бумагами (фондовые, фьючерсные, электронные биржи, брокерские фирмы, ассоциации владельцев ценных бумаг, дилерские сети и т. п.);

мобилизационная инфраструктура, т. е. совокупность органов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных средств (инвестиционных ресурсов фондового рынка) в целях их последующего вложения в ценные бумаги. Несмотря на кажущуюся схожесть, данные органы имеют существенные различия на рынках США и Западной Европы. В США мобилизацию инвестиционных ресурсов осуществляют преимущественно специализированные органы — инвестиционные и институциональные, прежде всего пенсионные и страховые фонды. Впрочем, ресурсы для рынка государственных ценных бумаг мобилизуют и банки. А в Западной Европе главную роль играют банки, несмотря на наличие подобных фондов. К мобилизационной инфраструктуре фондо-

0

Операционная

^ Биржи

^ Брокерские фирмы ^ Дилерские сети

Г Качественная

\ Рейтинговые агентства

\|-1/ ^ Инвестиционные

консультанты

Инфраструктура рынка ценных бумаг

Мобилизационная

^ Пенсионные фонды ^ Страховые фонды ^ Банки

^ Инвестиционные компании (фонды) ^ Центральный депозитарий

Рис. 4. Модель единой инфраструктуры рынка ценных бумаг

Таблица 3

Классификация особенностей институциональной структуры российского рынка ценных бумаг

Элементы институциональной структуры Характеристика особенностей

Институции 1-го порядка Развитие нормативно-правовой базы идет вдогонку за развитием фондового рынка

Институции 2-го порядка Отсутствует система традиций торгов на рынке. Низкий уровень доверия инвесторов. Система обычаев делового оборота несовершенна

Инфраструктура Расчетная инфраструктура децентрализована, фактически каждая торговая площадка имеет свою собственную инфраструктуру. Работа на фондовом рынке сопровождается высокими трансакционными издержками

Эмитенты, инвесторы, профессиональные участники Высокая доля участия государства в общей структуре капитализации. Низкая доля участия частных инвесторов. Зависимость фондового рынка от процесса приватизации

Организации 1-го порядка Фондовый рынок России представляет собой сочетание моделей рынков США и Западной Европы, что выражается в контроле со стороны как ФСФР России, так и Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ

Организации 2-го порядка Саморегулируемые организации имеют статус присутствия, но не в полной мере выполняют свои функции

вого рынка относятся также те организации, которые обеспечивают хранение, перемещение, регистрацию ценных бумаг и сделок с ними, а также предоставляют информацию об эмитенте. В основном эти функции осуществляют депозитарии и специализированные фирмы — реестродержатели;

качественная инфраструктура, т. е. органы, оценивающие качество ценных бумаг и предо-

ставляющие консультационные услуги инвесторам.

Таким образом, модель единой инфраструктуры рынка ценных бумаг может быть организована следующим образом (рис. 4)

Анализ формирования и текущего состояния институциональной структуры российского фондового рынка позволил выявить ее особенности, которые систематизированы в соответствии с ранее выделенными элементами институциональной структуры и представлены в табл. 3.

В процессе исследования выявлены институциональные проблемы современного российского рынка ценных бумаг, связанные с особенностями его формирования и развития и структурированные авторами в соответствии с элементами ранее выделенной институциональной структуры (рис. 5).

Таким образом, по итогам проведенного анализа, можно сформулировать основные направления институционального совершенствования рынка ценных бумаг Российской Федерации:

1) модернизация и восстановление неформальных институций, таких как: инвестиционная культура в части повышения доверия населения и хозяйствующих субъектов к инвестиционным, управляющим компаниям путем развития механизмов страхования инвестиций и формирования действенной системы защиты прав инвесторов; повышение финансовой ответственности субъектов инвестиционного бизнеса;

2) преодоление институциональных барьеров, т. е. способов ограничения конкуренции на рынке ценных бумаг, обусловленных существующими формальными нормами и неформальными правилами участников конкурентного процесса, включающими административные и неформальные барьеры;

3) снижение трансакционных издержек при заключении договора инвестирования путем формирования информационно-аналитической системы, ориентированной на удовлетворение нужд инвесторов, развитие института типовых (стандартных) правил инвестирования, повышение эффективности систем лицензирования, а также стимулирование развития инфраструктуры рынка ценных бумаг;

4) повышение эффективности инвестиционной деятельности за счет применения механизмов стандартизации и сертификации на рынке ценных бумаг, реформирования налогообложения инвестиционной деятельности; активизации включения

Проблемы рынка ценных бумаг

Проблемы институций

Законодательство отстает от темпов развития рынка. Недостаточная защищенность прав собственности. Отсутствие

инвестиционной культуры. Нет доверия частных инвесторов к рынку. Информационный голод населения.

Недостаточное правовое регулировании пенсионных накоплений и инвестиционных фондов. Высокие правовые барьеры входа на рынок ценных бумаг для российских компаний. Высокий уровень инвестиционного риска на российском фондовом рынке.

Отсутствие правового регулирования процессов поглощений и реорганизаций

Проблемы инфраструктуры рынка ценных бумаг

Высокие риски переучета прав собственности. Неэффективное депозитарное обслуживание. Отсутствие хорошо технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации. Недостаточное развитие страховой инвестиционной деятельности. Неэффективная работа пенсионных и инвестиционных фондов. Выраженная конкуренция между двумя крупными торговыми площадками, что мешает приходу иностранных инвесторов. Отсутствие инфраструктуры первичных размещений. Высокие трансакционные издержки

Проблемы организаций 1-го и 2-го порядка

Неэффективное и коррумпированное государственное управление.

Недостаточно отлаженный государственный инфорсмент. Наличие опасности реприватизации в России. Непредсказуемость действий на фондовом рынке органов власти, включая Правительство РФ и ЦБ РФ. Недостаточное взаимодействие государственных и саморегулирующих организаций в принятии решений

Рис. 5. Систематизация проблем рынка ценных бумаг

рынка ценных бумаг России в процессы глобализации экономики;

5) повышение надежности функционирования биржевой торговой системы, снижение рисков и затрат участников. Создание консолидированной инфраструктуры рынка ценных бумаг, которая будет отвечать международным стандартам;

6) жесткий контроль и тесное взаимодействие регулирующих, надзирательных и исполнительных органов. Принятие закона о коррупции. Прозрачная процедура государственного контроля и правоприменения. Включение СРО в систему регулирования рынком ценных бумаг и четкое обозначение их сферы деятельности;

7) осуществление процесса реприватизации только в тех случаях, когда судом доказана незаконность каких-то сделок по приватизации. Данный процесс должен быть прозрачным, предсказуемым и укладывающимся в рамки закона либо касаться тех предприятий, которые работают плохо и неэффективно (для вывода их из кризиса);

8) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области формирова-

ния рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка, а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг, создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т. п.).

Следует отметить, что институциональное развитие рынка ценных бумаг направлено на совершенствование его институциональной структуры в течение длительного времени и не может дать сиюминутных ощутимых количественных и качественных результатов. Институциональное развитие фондового рынка является ключевым фактором обеспечения устойчивого роста и необходимым условием для реализации функций профессиональных участников рынка, эмитентов и инвесторов в интересах всего общества.

список литературы

1.

2.

3.

4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.

6.

7.

Данилов Ю, Якушин А. IPO в России: итоги 2007 г. / Фонд «Центр развития фондового рынка». М., 2008. Данилов Ю. Оазис будущего // Эксперт. 2008. № 21. С. 44-50.

Доклад ФСФР России: «Об итогах работы за 2006 г». М., 2007.

Доклад ФСФР России: «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 гг. и на долгосрочную перспективу». М., 2008. Лебедева Н. Н. Институциональная экономика: материалы к спецкурсу. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 1999. 76 с. Модель инфраструктуры рынка ценных бумаг в Российской Федерации: исследования Thomas Murray // Биржевое обозрение. 2008. № 1, 2. Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 г.) / НАУФОР. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.