Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗОВ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОЙ ДЕСТИНАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗОВ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОЙ ДЕСТИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильная туристская дестинация / круизный туризм / инфраструктура круизов / классификация круизов / круизные транспортные средства / круизный менеджмент / mobile tourist destination / cruise tourism / cruise infrastructure / cruise classification / cruise vehicles / cruise management

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ивашкин М. В.

В данной статье рассматриваются сущность, особенности и специфические социально-экономические проблемы, возникающие при организации круизного туризма, а также его важнейшие конкурентные преимущества. В частности рассматриваются отличия круизов от «стационарных» мест размещения туристов, для чего вводится понятие «мобильная дестинация». Классификация круизных услуг проведена по двум классификационным признакам: по виду используемого транспорта и региону посещения. В зависимости от используемого транспорта, выделяется четыре основных вида круизных туров: морские, речные, железнодорожные и смешанные; а в зависимости от района посещения внутригосударственные, межгосударственные, оффшорные. Основные проблемы круизного туризма рассматриваются по трем основным направлениям организация проживания, организация питания и организация досуга туристов. В конце статьи формулируются наиболее перспективные направления развития услуг круизного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and Problems of the Development of Cruises as a Specific Mobile Destination

In this article, the author examines the essence, features and specific socioeconomic problems arising in the organization of cruise tourism, as well as its most important competitive advantages. In particular, the differences between cruises and "stationary" tourist accommodation are considered, for which the concept of "mobile destination" is introduced. The classification of cruise services is carried out according to two classification criteria: by the type of transport used and the region of visit. Depending on the transport used, there are four main types of cruise tours: sea, river, rail and mixed; and depending on the area of visit domestic, interstate, offshore. The main problems of cruise tourism are considered in three main areas organization of accommodation, catering and leisure of tourists. At the end of the article, the most promising directions for the development of cruise tourism in Russia are formulated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗОВ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОЙ ДЕСТИНАЦИИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. №3 (70)

иг

УДК 338.48 М. В. Ивашкин

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗОВ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОЙ ДЕСТИНАЦИИ

Ивашкин М. В. - д-р экон. наук, профессор Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса», e-mail: ivashkin62@mail.ru (ТОГУ)

В данной статье рассматриваются сущность, особенности и специфические социально-экономические проблемы, возникающие при организации круиз-ного туризма, а также его важнейшие конкурентные преимущества. В частности рассматриваются отличия круизов от «стационарных» мест размещения туристов, для чего вводится понятие «мобильная дестинация». Классификация круизных услуг проведена по двум классификационным признакам: по виду используемого транспорта и региону посещения. В зависимости от используемого транспорта, выделяется четыре основных вида круиз-ных туров: морские, речные, железнодорожные и смешанные; а в зависимости от района посещения - внутригосударственные, межгосударственные, оффшорные. Основные проблемы круизного туризма рассматриваются по трем основным направлениям - организация проживания, организация питания и организация досуга туристов. В конце статьи формулируются наиболее перспективные направления развития услуг круизного туризма.

Ключевые слова: мобильная туристская дестинация, круизный туризм, инфраструктура круизов, классификация круизов, круизные транспортные средства, круизный менеджмент

Первоначально термин «круиз» (произошедший от английского слова -cruise) обозначал - исключительно морское путешествие. Его появление относят к середине XIX века, именно тогда первые туристы смогли оценить положительные и отрицательные стороны данного достаточно специфического вида отдыха на море. Позднее использование данного термина распространилось и на путешествия другими видами транспорта, способными обеспечить соответствующий уровень комфорта для пользователей (об этом подробнее будет сказано ниже). Сущность и основное конкурентное преимущества круиза как услуги и отдельного вида отдыха (туризма) заключается в органичном

© Ивашкин М. В., 2023

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

сочетании туроператором мобильной (внутренней) и стационарной (внешней) дестинаций, применительно к конкретному целевому потребителю (рынку).

Сегодня под дестинациями принято понимать географическое пространство (местность, регион, страну или иное жизненное пространство), составляющее цель путешествий клиента (или группы клиентов), обладающее необходимой инфраструктурой для размещения, питания, развлечений, познавательной, оздоровительной и иной рекреационной деятельности [1].

Потребитель данной услуги, с одной стороны находится в относительно стабильной обстановке «внутренней дестинации» (на борту круизного судна или поезда), а с другой - имеет возможность знакомиться с различными внешними дестинациями, территориально удаленными друг от друга на многие километры. Причем условия посещения достопримечательностей, расположенных в тех или иных «внешних» дестинациях, могут быть весьма далеки от высоких стандартов обслуживания. Однако это вполне компенсируется комфортом «внутренней» дестинации, в состав которой включается не только собственно место непосредственного нахождения туриста (купе поезда или каюта круизного лайнера), но и сам круизный лайнер или поезд со всеми своими местами общего пользования (ресторанами, соляриями и другими местами отдыха и развлечений).

Данная специфическая особенность круизов, является их важнейшим конкурентным преимуществом и помимо всего прочего, позволяет:

- вовлекать в глобальный туристический бизнес дестинации со слабо развитой инфраструктурой без значительных предварительных инвестиций, а также объективно не имеющих значительного потенциала роста, способного обеспечить стабильный турпоток достаточный для самоокупаемости региона в обозримом будущем;

- успешно осваивать туристические направления с легко ранимой природной и социокультурной составляющей, не допускающей серьезного вмешательства извне (поселения малых народов, заказники, особо охраняемые природные и исторические объекты и т.д.).

Последнее особенно важно при развитии различных видов экологического и этнографического туризма.

Сегодня, в зависимости от используемого вида транспорта, выделяют следующие виды круизов:

- морские;

- речные;

- железнодорожные;

- смешанные или мультимодальные (предполагают использование в рамках одного тура сразу нескольких видов транспорта).

Традиционные морские круизы наиболее распространены по всему миру.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

Они охватывают самые разные страны и регионы: от жарких экваториальных морей до ледяных просторов Арктики и Антарктики. В частности, в последние годы большой популярностью пользуются весьма не дешевые туры (начиная от двух миллионов рублей) на атомных ледоколах к Северному Полюсу. Однако популярность морских круизов объясняется не только широчайшей географией предложения, но и наилучшим соотношением «цена-качество». Поскольку сегодня только огромные океанские лайнеры, за счет большого числа пассажиров, могут за относительно умеренную цену предложить высочайший уровень комфорта.

Речные круизы менее популярны, зато позволяют вовлекать в круизный бизнес внутренние регионы различных стран и континентов. Наиболее широко речные круизы распространены в Европе, обладающей развитой инфраструктурой, как с точки зрения транспортных путей, так и возможных мест посещения. В Советском Союзе, при практически полном отсутствии доступа большей части населения к морским круизам, бюджетные речные круизы по Волге, Москве реке, Оке и другим рекам европейской части страны были весьма популярны.

К сожалению, в 90-е годы тотальный кризис не обошел стороной и этот вид туристических услуг. И без того немногочисленный круизный флот страны Советов либо остался в бывших союзных республиках, либо был продан за рубеж на металлолом, либо приходил в полный упадок в ожидании капитального ремонта и модернизации. Ни о каком новом строительстве речных и морских пассажирских судов в условиях «дикого рынка» и тотальной неопределенности речи быть не могло. Колоссальные первоначальные вложения со сроками окупаемости не менее 10-15 лет автоматически делали данный вид бизнеса абсолютно непривлекательным для большинства предпринимательских структур.

К счастью времена изменились, и сегодня снова возрождаются речные круизы уже на современной технологической базе. Отремонтированы и уже активно используются на внутренних линиях десятки судов еще советской постройки, строятся новые, отвечающие всем современным техническим и экологическим требованиям («Мустай Карим», «Петр Великий», «Золотое кольцо», «Карелия», «Михаил Жванецкий» и др.).

Особо позитивным является тот факт, что появляются речные круизы и в азиатской части России на крупных сибирских реках. Данная тенденция выводит развитие внутреннего туризма на качественно иной уровень, делая его привлекательным не только для жителей России, но и для зарубежных туристов. К сожалению, крупнейшая река Дальнего Востока России Амур до настоящего времени не попала в число рек, предлагающих полноценные круизные туры.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

Это особенно странно потому, что она является на сегодняшний день единственной крупной трансграничной рекой, причем граничащей с дружественной страной, а следовательно не попадающей под какие-либо санкционные ограничения [2]. В целом для России, как самой большой страны в мире, развитие речного туризма (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке) позволит вовлечь в коммерческий оборот огромные депрессивные территории, единственным доступным видом транспорта для которых на сегодняшний день является - речной.

Основным сдерживающим фактором при формировании и развитии сети речных круизов является отсутствие судоходных рек и каналов вблизи многих исторических и природных достопримечательностей, а также трудности со своевременным пополнением запасов топлива и особенно качественного продовольствия в труднодоступных регионах российского Севера и Дальнего Востока.

Железнодорожные круизы не столь популярны как морские или речные, однако занимают свою специфическую рыночную нишу. Техническая возможность превращения железнодорожного транспорта из средства передвижения в средство отдыха появилась одновременно с появлением «Восточного экспресса» в 1883 г., который не просто предоставил пассажирам возможность относительно быстро и без пересадки доехать от Парижа до Константинополя, но и позволил сделать это в комфортных и даже шикарных по тем временам условиях.

С появлением самолетов актуальность железных дорог для перемещения на расстояния свыше 1000 км. резко снизилась, но сохранилась рекреационно-познавательная функция.

И хотя в 2009 г. «Восточный экспресс» был фактически ликвидирован, железнодорожные круизы продолжают существовать и даже развиваться. Низкая востребованность железнодорожных круизов объясняется крайне неблагоприятным для клиента соотношением «цена-качество» тура. Например, стоимость периодически запускаемого круизного тура на поезде «Золотой орел» из Москвы во Владивосток обойдется от 17 тыс. до 36 тыс. долл. (1,36-2,88 млн руб.) за двухместное купе. Очевидно, что желающих воспользоваться данным туром не может быть слишком много.

Смешанные или мультимодальные круизы предполагают использование в рамках одного тура сразу нескольких видов транспорта. Например, речной круиз по Дунаю, Рейну или Волге, может быть продолжен по Балтийскому, Черному или Каспийскому морю соответственно. Кроме того, комплексные круизы могут предполагать спорадическое использование изначально не приспособленных для круизов видов транспорта - например, автомобильного (и

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

даже гужевого), для посещения отдельных достопримечательностей, расположенных в глубине дестинации далеко от порта или железнодорожной станции.

По району посещения круизы бывают:

- внутригосударственные;

- межгосударственные;

- оффшорные.

К внутригосударственным относят, прежде всего, речные или железнодорожные круизы. Это вполне логично, поскольку они в большей мере привязаны к существующей (речной или железнодорожной) транспортной сети, которая объективно не может быть изменена по желанию оператора тура. Как уже отмечалось выше, такая привязка резко снижает привлекательность данных видов круизов, что, в свою очередь, заставляет организаторов ориентироваться, прежде всего, на «бюджетные» сегменты рынка.

С речными круизами это получается в целом неплохо, с железнодорожными - гораздо хуже.

Морские круизы, как правило, относятся к межгосударственным круизам. В этом их главное конкурентное преимущество. Возможность посмотреть сразу несколько стран в рамках одного тура и, при этом, избежать изнурительных переездов с необходимостью соблюдения таможенных формальностей -формирует достаточно многочисленную аудиторию целевых покупателей, а высочайший уровень комфорта только усиливает привлекательность подобных туров. Сейчас популярны круизы на гигантских океанских лайнерах, которые представляют собой целые плавучие города.

Получившие широкое распространение оффшорные круизы, по своей сути, являются разновидностью межгосударственных круизов. Главное их отличие - нахождение пассажира вне рамок законодательства какой-либо конкретной страны. Данная практика позволяет задействовать все преимущества экстерриториальности. Например, использование беспошлинной торговли или несоблюдение правил, обязательных для граждан той или иной страны (например, «сухой закон» или азартные игры).

В качестве оффшорных транспортно-рекреационных средств чаще всего используются морские паромы, курсирующие по «маятниковой» схеме между двумя или несколькими портами различных стран. Наибольшей популярностью пользуются паромы, курсирующие в Балтийском море между различными скандинавскими странами (Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Нидерланды и др.).

Ключевым фактором успеха и главной проблемой при организации любого круизного тура является необходимость обеспечить «соответствующий современным требованиям уровень комфорта», сопоставимый с уровнем проживания в стационарных гостиничных номерах различного класса.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

Причем уровень комфорта здесь, по нашему мнению, следует рассматривать по следующим стратегическим направлениям:

- организация проживания;

- организация питания;

- организация развлечения.

Начнем с организации проживания. Это, пожалуй, наиболее дорогостоящий и наиболее трудно реализуемый, как с технической, так и экономической точек зрения аспект круизного туризма. Проблема заключается в том, что только корабельные и железнодорожные виды транспорта на сегодняшний день могут обеспечить комфортное, в соответствие с современными требованиями, мобильное проживание достаточно больших групп людей (от 100 человек и более) на срок от 10-ти до 30-ти дней.

Именно поэтому на сегодняшний день трудно представить использование для организации круизных туров авиационного или автомобильного транспорта. Авиационные и автомобильные индивидуальные туры сверхвысокой комфортности относятся, скорее, к области экзотики, чем к экономически обоснованным массовым направлениям туристического бизнеса.

Из проблем с обеспечением комфортного жизненного пространства для путешественника логично вытекают и проблемы с организацией питания, которое должно быть не просто регулярным (не реже трех раз в день) и калорийным, но также вкусным и внешне привлекательным, желательно отражающим особенности мест посещения. С другой стороны, экономически может быть обоснованным только коллективное питание достаточно больших групп людей. И наконец, приготовление и раздача пищи в пути требует не только специального оборудования, но и дополнительного пространства на борту транспортного средства. Частично эту проблему можно было бы решить за счет регулярных поставок новых партий готовой к употреблению продукции в каждом пункте остановки. Однако это крайне сложно осуществить как в организационном, так и в техническом плане, особенно в местах со слабо развитой инфраструктурой (а именно такие места, как уже было сказано выше, являются приоритетными для данного вида туризма).

Наименее существенной, в рассматриваемом ряду, проблемой является организация досуга туристов в периоды между посещениями внешних дести-наций. Сразу следует отметить, что данная проблема возникает только в случае больших интервалов между остановками (как правило, свыше двух-трех дней). Если тур спланирован таким образом, что перемещения осуществляются только в ночное время суток - проблема автоматически снимается. Именно поэтому она актуальна только для традиционных морских круизов, при которых перемещение между плановыми стоянками может занимать от нескольких дней, до одной недели. Для решения данной проблемы на круизных лайнерах

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 3 (70)

предусмотрены бассейны, кинозалы, рестораны и бары на любой вкус, тренажёрные залы, зимние сады с настоящими деревьями и многое другое.

Среди наиболее перспективных направлений развития круизного туризма, применительно к современному российскому рынку, нам хотелось бы выделить следующие:

- эколого-этнографические круизы по крупнейшим рекам Сибири и Дальнего Востока (возможно, с заходом порты Северного Ледовитого океана);

- развитие мультимодальных (река-море) круизных туров по Волге с заходом в порты стран, расположенных на побережье Каспийского моря (Азербайджан, Иран, Туркменистан, Казахстан);

- реанимация классических морских круизов из Севастополя и Новороссийска в страны Черного и Средиземного морей;

- сверх дорогие железнодорожные (транссибирский экспресс) и морские (в Арктику на атомных ледоколах) круизы.

Реализация двух первых направлений вполне возможна на базе уже строящихся на российских верфях и эксплуатируемых судов проекта РУ-300 («Му-стай Карим») и 00840 («Карелия», «Михаил Жванецкий»). Что же касается третьего направления, к сожалению, его реализация целиком возможна только за счет закупки зарубежных судов океанского класса. Во всяком случае, в ближайшие 10-15 лет.

Четвертое направление однозначно останется скорее эксклюзивным сервисом, доступным крайне ограниченному (как правило, зарубежному) контингенту покупателей со сверхвысокими доходами. Тем не менее, как «визитная карточка» именно российского туризма оно имеет право на существование и дальнейшее развитие.

Библиографические ссылки:

1 . Ивашкин М. В., Кузнецов В. В. Туристская дестинация как элемент региональной инфраструктурной системы // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2023. № 2.

2 . Ивашкин М. В., Кузнецова Н. С. Оценка рынка туристских услуг в Дальневосточном федеральном округе // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 3.

$

HBamKHH M. B.

BECTHHK Tory. 2023. № 3 (70)

Title: Features and Problems of the Development of Cruises as a Specific Mobile Destination

Authors' affiliation:

Ivashkin M.V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: In this article, the author examines the essence, features and specific socioeconomic problems arising in the organization of cruise tourism, as well as its most important competitive advantages. In particular, the differences between cruises and "stationary" tourist accommodation are considered, for which the concept of "mobile destination" is introduced. The classification of cruise services is carried out according to two classification criteria: by the type of transport used and the region of visit. Depending on the transport used, there are four main types of cruise tours: sea, river, rail and mixed; and depending on the area of visit - domestic, interstate, offshore. The main problems of cruise tourism are considered in three main areas - organization of accommodation, catering and leisure of tourists. At the end of the article, the most promising directions for the development of cruise tourism in Russia are formulated.

Keywords: mobile tourist destination, cruise tourism, cruise infrastructure, cruise classification, cruise vehicles, cruise management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.