Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ЗНАЧИМОСТЬ КРУИЗНОГО СООБЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРНОМОРСКИХ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ЗНАЧИМОСТЬ КРУИЗНОГО СООБЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРНОМОРСКИХ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
178
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
круизный туризм / порт / круизный флот / инфраструктура / cruise tourism / port / cruise fleet / infrastructure

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Салеева Татьяна Васильевна, Бугаец Наталья Алексеевна, Тихонова Елизавета Викторовна

Туризм - одна из динамично развивающихся отраслей экономики, оказывающих непосредственное воздействие на развитие транспортного обеспечения, связи, строительства, гостиничного и ресторанного бизнеса, сельского хозяйства и т.д., и выступающая катализатором социально-экономического развития регионов. Круизный туризм рассматривается как сфера, вносящая значительный вклад в экономику России, развивая такие отрасли как судостроение, приборо- и машиностроение, металлургия, смежные виды транспорта, торговля и сфера услуг, а также многие другие. Круизный туризм в России относится к отдельным видам туризма, для которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятия административных и социально-экономических ограничений развития. Перспективными направлениями в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года указаны комбинированные морские и речные круизы в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийских бассейнах. В границах Краснодарского края функционируют 9 морских портов: Новороссийск, Сочи, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Анапа, Геленджик. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути. В статье приведены данные о состоянии портов и круизного флота Краснодарского края; обозначены проблемы, препятствующие развитию круизного туризма в регионе; рассмотрены факторы, влияющие на дальнейшее развитие морского туризма; представлены мероприятия, направленные на формирование нового вида туризма: утверждение Концепции развития инфраструктуры водного туризма на АзовоЧерноморском побережье Краснодарского края; реализация российского туристического проекта «Золотое кольцо Боспорского царства»; создание и развитие инфраструктуры для туристов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS, PROBLEMS AND SIGNIFICANCE OF CRUISES FOR THE DEVELOPING THE RUSSIAN BLACK SEA TOURIST CENTERS

Tourism is one of the dynamically developing sectors of the economy that has a direct impact on the development of transport, communications, construction, hotel and restaurant business, agriculture, and so on, and acts as a catalyst for the socio-economic development of regions. Cruise tourism is considered as a sphere that makes a significant contribution to the Russian economy, developing such industries as shipbuilding, instrument and machine building, metallurgy, related modes of transport, trade and services, as well as many others. Cruise tourism in Russia refers to certain types of tourism, which require the formation of special measures of state support, the removal of administrative and socio-economic restrictions on development. Promising areas in the Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation until 2035 include combined sea and river cruises in the Azov-Black Sea, Caspian and Baltic basins. Within the boundaries of the Krasnodar Krai, there are 9 seaports: Novorossiysk, Sochi, Yeysk, Temryuk, Kavkaz, Taman, Anapa, Gelendzhik. The seaports of the region provide direct access through the Azov and Black Seas to international foreign trade routes. The article presents data on the state of the ports and the cruise fleet of the Krasnodar Krai, identifies problems hindering the cruise tourism development in the region, considers the factors influencing the further development of sea tourism. Among activities aimed at the formation of a new type of tourism the most important are: approval of the Concept for the development of water tourism infrastructure on the Azov-Black Sea coast of the Krasnodar Krai, implementation of the Russian tourism project "Golden Ring of the Bosporan Kingdom", creation and development of infrastructure for tourists and others.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ЗНАЧИМОСТЬ КРУИЗНОГО СООБЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРНОМОРСКИХ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 379.857 EDN: RXBEEG DOI: 10.5281/zenodo.8151244

САЛЕЕВА Татьяна Васильевна

Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (Краснодар, РФ)

начальник отдела экономики и прогнозирования; e-mail: [email protected] БУГАЕЦ Наталья Алексеевна

Кубанский государственный технологический университет (Краснодар, РФ) кандидат технических наук, доцент; e-mail: [email protected] ТИХОНОВА Елизавета Викторовна

Кубанский государственный технологический университет (Краснодар, РФ)

магистрант; e-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ЗНАЧИМОСТЬ КРУИЗНОГО СООБЩЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРНОМОРСКИХ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Туризм - одна из динамично развивающихся отраслей экономики, оказывающих непосредственное воздействие на развитие транспортного обеспечения, связи, строительства, гостиничного и ресторанного бизнеса, сельского хозяйства и т.д., и выступающая катализатором социально-экономического развития регионов. Круизный туризм рассматривается как сфера, вносящая значительный вклад в экономику России, развивая такие отрасли как судостроение, приборо- и машиностроение, металлургия, смежные виды транспорта, торговля и сфера услуг, а также многие другие. Круизный туризм в России относится к отдельным видам туризма, для которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятия административных и социально-экономических ограничений развития. Перспективными направлениями в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года указаны комбинированные морские и речные круизы в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийских бассейнах. В границах Краснодарского края функционируют 9 морских портов: Новороссийск, Сочи, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Анапа, Геленджик. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути. В статье приведены данные о состоянии портов и круизного флота Краснодарского края; обозначены проблемы, препятствующие развитию круизного туризма в регионе; рассмотрены факторы, влияющие на дальнейшее развитие морского туризма; представлены мероприятия, направленные на формирование нового вида туризма: утверждение Концепции развития инфраструктуры водного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края; реализация российского туристического проекта «Золотое кольцо Боспорского царства»; создание и развитие инфраструктуры для туристов и др.

Ключевые слова: круизный туризм, порт, круизный флот, инфраструктура

Для цитирования: Салеева Т.В., Бугаец Н.А., Тихонова Е.В. Перспективы, проблемы и значимость круизного сообщения для развития черноморских туристских центров Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т.17. №3. С. 114-128. DOI: 10.5281/zenodo.8151244.

Дата поступления в редакцию: 15 мая 2023 г. Дата утверждения в печать: 15 июня 2023 г.

UDC 379.857 EDN: RXBEEG DOI: 10.5281/zenodo.8151244

Tatyana V. SALEEVA

Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory (Krasnodar, Russia) Head of the Department of Economics and Forecasting; e-mail: [email protected]

Natalya A. BUGAETS

Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia) PhD in Technical, Associate Professor; e-mail: [email protected]

Elizaveta V. TIKHONOVA

Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia) Master Student; e-mail: [email protected]

PROSPECTS, PROBLEMS AND SIGNIFICANCE OF CRUISES FOR THE DEVELOPING THE RUSSIAN BLACK SEA TOURIST CENTERS

Abstract. Tourism is one of the dynamically developing sectors of the economy that has a direct impact on the development of transport, communications, construction, hotel and restaurant business, agriculture, and so on, and acts as a catalyst for the socio-economic development of regions. Cruise tourism is considered as a sphere that makes a significant contribution to the Russian economy, developing such industries as shipbuilding, instrument and machine building, metallurgy, related modes of transport, trade and services, as well as many others. Cruise tourism in Russia refers to certain types of tourism, which require the formation of special measures of state support, the removal of administrative and socio-economic restrictions on development. Promising areas in the Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation until 2035 include combined sea and river cruises in the Azov-Black Sea, Caspian and Baltic basins. Within the boundaries of the Krasnodar Krai, there are 9 seaports: Novorossiysk, Sochi, Yeysk, Temryuk, Kavkaz, Taman, Anapa, Gelendzhik. The seaports of the region provide direct access through the Azov and Black Seas to international foreign trade routes. The article presents data on the state of the ports and the cruise fleet of the Krasnodar Krai, identifies problems hindering the cruise tourism development in the region, considers the factors influencing the further development of sea tourism. Among activities aimed at the formation of a new type of tourism the most important are: approval of the Concept for the development of water tourism infrastructure on the Azov-Black Sea coast of the Krasnodar Krai, implementation of the Russian tourism project "Golden Ring of the Bosporan Kingdom", creation and development of infrastructure for tourists and others.

Keywords: cruise tourism, port, cruise fleet, infrastructure

Citation: Saleeva, T. V., Bugaets, N. A., & Tikhonova, E. V. (2023). Prospects, problems and significance of cruises for the developing the Russian Black Sea tourist centers. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 17(3), 114-128. doi: 10.5281/zenodo.8151244. (In Russ.).

Article History

Received 15 May 2023 Accepted 15 June 2023

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2023 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Развитие туризма даёт многим странам мира возможность привлекать капитал и финансовые ресурсы в общий государственный бюджет, тем самым повышая денежные поступления в стратегических секторах страны, благодаря эффекту мультипликатора туризма, который в сочетании с государственной политикой и программами устойчивого развития способствует развитию туристического бизнеса, созданию и расширению возможностей туристических центров, улучшению инфраструктуры туристических направлений, а также повышению уровня жизни населения [1, 2].

Исследования круизного туризма остаются довольно фрагментарными, и, в большинстве своём, основаны на исследованиях экономического влияния развития круизного туризма в стране/регионе/городе. Дебаты об основных положительных и отрицательных последствиях круизного туризма до сих пор не достигли консенсуса в экологическом, социокультурном и экономическом направлениях. Как исследования, так и средства массовой информации демонстрируют противоположные взгляды на социально-экономические преимущества круизов в целом, согласно которым преимущества круизного туризма географически сосредоточены в местах, привлекательных для экскурсий и туристских прогулок.

Круизный туризм может быть важным драйвером развития портовых городов, в зависимости от возможности и желания портов входить в круизную сетку маршрутов.

Сегодня самыми популярными круиз-ными направлениями являются Карибские острова и Багамы, Средиземное море, острова Атлантического океана и Северная Европа. Многие портовые города Средиземноморья пользуются преимуществами круизного туризма, что определяет их стратегическое положение в качестве «туристских портов» и побуждает некоторых из них вкладывать значительные средства в строительство или реконструкцию круизных терминалов. Несмотря на положительную оценку отраслевых ассоциаций и

отчёты Европейской комиссии, существует обеспокоенность по поводу потери аутентичности исторических городов и перегруженности, особенно в наиболее густонаселённых городах. Ярким примеров «круизного оверту-ризма» являются порты Барселоны, Венеции, Лиссабона, Флоренция (порт Ливорно), Марсель и др. [3, 4].

В последние несколько лет наблюдается тенденция увеличения количества круизных лайнеров, что свидетельствует о глобализаци-онном характере круизной индустрии. В научной литературе выделяется восприятие круиз-ного лайнера как «плавучего отеля», а также все чаще возникает понятие «туристского пузыря», где круизеры наслаждаются спокойствием и пребыванием в безопасной среде. Каждое судно принимает пассажиров разных национальностей и обладает широким спектром услуг, включая размещения в каютах, развлечения и аттракции, которые проходят как на борту (концерты, театральные представления, различные анимационные мероприятия, казино, зона для покупок по системе «дьюти фри» и т.д.), так и на суше (экскурсии, шопинг, посещение исторических мест, музеев и т.д.). Тем не менее, большинство пассажиров желает открыть для себя различные возможности, которые могут быть предложены и в портах назначения, а не только на борту. Круизные компании строят своё конкурентоспособное предложение, объединяя туристские потребности пассажиров и привлекательность бренда портовых городов, достопримечательностей и внутренних активов лайнера посредством отношений, налаженных с несколькими заинтересованными сторонами (администрацией порта, логистическими компаниями, туроператорами и т.д.) [5, 6].

Круизный туризм является наиболее стабильно развивающимся видом туризма. Согласно статистике Международной ассоциации круизных компаний (CruiseLines International Association), в 2010-2018 гг. прирост пассажиропотока в мировой круизной индустрии составил 9,4 млн чел. В 2020 г. общий

объем пассажиропотока ожидался на уровне 32 млн чел., также было запланировано введение в эксплуатацию 19 океанических лайнеров, однако пандемия COVID-19 не позволила осуществиться прогнозу ассоциации. По состоянию на 20 апреля 2020 г. всеми странами мира были введены мероприятия, ограничивающие туристическую активность и международное транспортное сообщение [7, 8].

В 1-м квартале 2020 г. сфера морских круизов понесла наиболее серьёзные имиджевые потери в результате выявления случаев массового заболевания на круизных лайнерах Diamond Princess, Costa Atlantica, Ruby Princess и др. С апреля 2020 г. во всем мире временно были полностью прекращены круизные перевозки. Таким образом, круизный туризм стал первым видом туризма, пострадавшим в результате мировой пандемии. Серьёзные имиджевые потери круизной сферы подтверждаются результатами исследования образа мышления туриста в отношении планирования и приобретения туров в условиях COVID-19, которое было проведено Amadeus среди 8,5 тыс. туристов из различных стран мира посредством приложения CheckMyTrip [9].

Применительно для российских граждан, круизные туры остаются популярным туристическим направлением круглый год. В зимнее время россияне отправляются чаще всего в ОАЭ и Юго-Восточную Азию, а в летнее - в Скандинавию и страны Балтийского бассейна полюбоваться красотой северных стран.

Рынок круизов опережает по росту другие виды транспортных путешествий, так как он неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм увеличивает вклад индустрии гостеприимства в экономику региона [10].

Россия омывается 12 морями, по её

территории проходит более 100 тыс. км внутренних водных путей, и, таким образом, потенциал для развития круизного судоходства огромен и на сегодняшний день недооценён. Круизная отрасль страны испытывает ряд серьёзных и фундаментальных проблем, препятствующих её развитию, поэтому важным условием реализации потенциала круизного туризма является формирование единого механизма развития круизного туризма и поддержки российских круизных компаний [11, 12].

В России круизный туризм не носит массового характера ввиду ряда причин, затрудняющих рост объёма круизных перевозок [13]:

- ограниченность провозных способностей круизного флота и его стремительное устаревание;

- ограниченность пропускной способности судовых гидротехнических сооружений;

- достаточно высокая стоимость отдыха на круизном судне, по сравнению с другими типами рекреационного туризма, в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения с 2014 г.

Одним из важных перспективных направлений развития внутреннего туризма в России является возрождение некогда массового и популярного в советские годы рынка круизов -как морских каботажных, так и речных. В связи с этим в сентябре 2021 г. вице-премьер Д. Чер-нышенко дал поручение Ростуризму разработать проект концепции развития круизного туризма в стране1 [14, 15].

Круизный туризм отнесён к наиболее перспективным видам туризма действующей Стратегией развития туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)2 [16] и обозначен Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)»3 как один из

1 Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2022 №117-р (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://static.government.ru/media/ files/uXXZ3AvF4jE0Zq3f7xBCP9gL9Rj BfaRH.pdf

2 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». URL: http://static.government.ru/media/ files/uXXZ3AvF4jE0Zq3f7xBCP9gL9RjBfaRH.pdf

самых популярных и динамично развивающихся сегментов туристского рынка [17].

В России среди мероприятий, направленных на поддержание туристской отрасли крупного бизнеса, в том числе сферы круизов и кру-изных компаний, относящихся к предприятиям крупного бизнеса, можно выделить4:

- беспроцентные кредиты на выплату зарплат;

- мораторий на банкротство;

- мораторий на налоговые санкции;

- мораторий на проверки (таможенные, налоговые, выездные);

- исчисление сроков в целях применения законодательства о налогах и сборах;

- исполнение обязательств по кредитам и займам в связи с днями, объявленными нерабочими;

- субсидии на возобновление деятельности, из них 4,7 млрд руб. были выделены морским и речным круизным компаниям.

В настоящее время в России ведётся государственная поддержка круизного туризма и круизных компаний по следующим направлениям:

1) обновление круизного флота;

2) формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей судоходство по внутренним водным путям и оказание туристских услуг;

3) улучшение состояния водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;

4) развитие портовой и береговой инфраструктуры.

Одна из тенденций российского круизного рынка - это расширение целевой аудитории за счёт менее состоятельных туристов. Круизы стали интересны людям зрелого возраста. Средний возраст целевой аудитории круизных туров в настоящий момент лежит в диапазоне

от 18 до 50 лет. А это значит, что ранее распространённое мнение о том, что круиз - дорогостоящий отдых для состоятельных возрастных пар, ценящих комфорт, в настоящий момент является в корне неверным [18].

На данный момент, перспективными направлениями для дальнейшего развития международного круизного сообщения на Черном море могла бы стать разработка смешанного морского - речного круиза [19].

Цель исследования - проанализировать современное состояние портов, проблемы развития, инфраструктуру и дать рекомендации по развитию круизного туризма в Краснодарском крае.

Методы исследования

При написании статьи использовались различные методы исследования, в частности: синтез, сравнение, и другие. Общая стратегия исследования строится преимущественно на анализе. В работе проанализированы тенденции развития круизного рынка в Краснодарском крае.

Основная часть

Особое место в туризме Краснодарского Края наряду с культурно-познавательным, деловым, художественным, историческим и др. занимает морской туризм. При должном внимании со стороны правительства можно будет ожидать развитие отрасли и соответственно развитие экономики Краснодарского Края. Задачи эффективного использования существующего флота, его реновации и строительства новых судов, проблем незадействованного потенциала, возможно, решить с помощью создания точек роста - центров развития круиз-ного рынка.

В стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 г. приводится определение «круизного туризма», который рассмат-

3 Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 №872-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)"» (с изм. на 11.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 21, 21.05.2018, ст.3035.

4 Актуальные и принятые меры поддержки для предприятий туристской отрасли крупного бизнеса // Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/contents/covid-19/mery-podderzhky/aktualnye-i-prinyatye-mery-podderzhki-dlya-predpriyatiy-turistskoy-otrasli-krupnogo-biznesa/.

ривается как «путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных и других целях».

Круиз - комплексный туристский продукт, перевозка пассажиров по заранее согласованному туристскому маршруту по морским или внутренним водным путям. В зависимости от акватории круизы делятся на морские и речные. Круизы могут начинаться и заканчиваться как в одном порту (кольцевой маршрут), так и в разных портах (линейный маршрут), а также носить различную тематическую направленность. Круизный туризм вносит значительный вклад в экономику, создавая мультипликативный эффект, даёт возможность развития смежным отраслям [10].

Несмотря на то, что влияние сезонности на морской туризм высоко, развитие данного вида туризма может способствовать не только укреплению привлекательного имиджа Краснодарского Края, но и способствовать появлению новых рабочих мест, аккумуляции денежных потоков, формированию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

Вопросы развития водного туризма в Краснодарском крае невозможно решать без учёта социокультурных, экономических, инфраструктурных, политических и социальных аспектов. Способствовать поиску оптимальных решений может изучение российского и европейского подходов к развитию водного туризма.

Транспортный комплекс Краснодарского края обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне Черноморского и Средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны5.

Анализ текущего состояния

Круизный туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и среди

российских туристов. Российские порты имеют необходимые предпосылки, чтобы стать новыми центрами мировой круизной индустрии. К ключевым факторам определения портов для захода круизных судов можно отнести: портовую инфраструктуру, культурно-историческое наследие, географическое положение порта, уровень портовых сборов, топливную составляющую, туристическую инфраструктуру, объекты, представляющие туристическую ценность, а также узнаваемость региона среди круизных пассажиров [20].

В границах Краснодарского края успешно функционируют 9 морских портов Российской Федерации: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Анапа, Геленджик. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути. Порты Сочи, Анапа, Геленджик - специализируются на обслуживании пассажирских перевозок. В рамках развития яхтенного и круизного туризма в крае формируется современная инфраструктура для развития, в том числе уже функционируют 5 специализированных морских яхтенных марин в городах Сочи, Анапа, Геленджик, Новороссийск и Туапсинском районе.

В Новороссийском порту проведена работа по внесению изменений в паспорт гидротехнического сооружения в целях обеспечения условий для приёма пассажирских судов больших размеров.

В период курортного сезона в морском порту Геленджика осуществляются пассажирские перевозки в туристических целях в пределах акватории морского порта Геленджик и на подходе к морскому порту. В морском порту Геленджик расположен Пассажирский пирс, технические характеристики которого, позволяют принимать круизные суда. Кроме того, в настоящее время в морском порту Геленджик реализуется инвестиционный проект «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в

5 Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года // Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия. URL: https://kurort.krasnodar.ru/activity/informatsiya/ kontseptsiya-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-do-2030-god

морском порту Геленджик», который включён в федеральный проект «Морские порты России» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. Данный проект позволит принимать круизные лайнеры в г. Геленджик.

В морском порту Анапа на участке от пос. Витязево до острова Большой Утриш имеется 3 причала - базы стоянки маломерных судов, которые могут быть определены как яхтенные марины. На базах-стоянок маломерных судов имеется развитая инфраструктура: вода, электроэнергия, подъездные пути, организованы снятие судовых отходов, охрана. Причалы надёжно защищены от неблагоприятных погодных условий от всех направлений, имеют достаточные глубины для большинства маломерных судов и яхт.

В порту Кавказ имеются два причала, способные принимать пассажирские суда.

Олимпийская реконструкция Сочинского морского порта в 2013 г. превратила Сочи в крупный международный центр морских пассажирских перевозок. Круизная гавань позволила принимать одновременно до пяти круиз-ных пассажирских судов, в том числе два лайнера длиной более 300 м, рассчитанных на 3,5 тыс. пассажиров. Сочинский морской порт способен принимать более 20 000 туристов в год. Город Сочи полностью готов к приёму иностранных лайнеров: сохранена портовая и пограничная инфраструктура, для иностранных туристов специально разработаны 30 новых ту-ристско-экскурсионных маршрутов, в которые включены более 100 культурно-познавательных, природных, спортивных, исторических развлекательных объектов показа, 35 турком-паний имеют опыт приёма иностранных групп.

Сочи, Геленджик и Новороссийск - популярнейшие туристические дестинации на юге России. В г. Сочи расположено более 130 объектов туристского показа, в г. Геленджике - 45, в г. Новороссийске 20 объектов. Также здесь расположены объекты нового перспективного

межрегионального туристического маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства»6, связанного с античной историей Северного Причерноморья.

В период с 2012 по 2015 гг. наблюдался рост судозаходов и количества круизных пассажиров, Сочинский морской порт принял 156 круизных лайнеров с более 90 000 туристов из Америки, Канады, Германии, Великобритания, Австралии, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на судах всемирно известных компаний, таких как: Royal Caribbean Cruise line, Aida aura, MSC cruises и Holand American line. Кроме Сочи круизы включали посещение черноморских портов: Ялты, Одессы, Варны, Батуми, Трабзона, Стамбула.

Однако к 2016 г. ситуация изменилась, после введения политических и экономических санкций против Российской Федерации круизные компании практически полностью отменили заходы в российскую акваторию Черного моря. Это негативно отразилось на количестве судозаходов в Сочи. К 2017 г. круиз-ное сообщение в Черном море практически остановилось.

По информации оператора круизной линии ООО «Черноморские круизы» в настоящее время может снова наблюдать рост популярности круизного туризма у отдыхающих. В 2019 г. выполнено 23 рейса, перевезено порядка 7776 пассажиров. В 2020 г. круизный лайнер «Князь Владимир» совершил 35 рейсов с заходом в порты: Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь. В период с 2017 г. по август 2021 г. лайнер «Князь Владимир» перевёз более 17 000 туристов.

В настоящее время в связи с определёнными политическими санкциями американские и европейские круизные компании не могут осуществлять круизы по Черному морю с заходом в российские порты, что негативным образом сказывается на развитии круизного туризма.

До 2022 г. предлагались круизы на лай-

6 «Золотое кольцо Боспорского царства». - URL: https://www.russian-bospor.ru/ 120 ~1-

нерах «Astoria Grande» и «Князь Владимир».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комфортабельный лайнер Astoria Grande ранее назывался AIDAcara и принадлежал немецкой компании AIDA Cruises. После 25-летней службы лайнер был куплен частной компанией в России. Сегодня «Астория Гранде» выполняет морские круизы из Сочи по Средиземному морю. Для путешествия необходимо иметь загранпаспорт, виза не требуется. Туристов ожидают: комфортабельные каюты, отдых в формате «все включено», 4-разо-вое питание, русскоязычный персонал.

ООО «Черноморские круизы» является судовладельцем и Туроператором лайнера «Князь Владимир». 9-палубный, 142-метровый лайнер является полноценным «плавучим» отелем, оборудованным 3 бассейнами, 2 ресторанами, кинотеатром, барами, дискотечной и концертной площадками. Максимально комфортная загрузка лайнера составляет 500 пассажиров.

Маршрут круизного лайнера «Князь Владимир» проходил по маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь - Сочи и предусматривал заходы и стоянки в городах следования, также для пассажиров была предусмотрена возможность начинать и заканчивать круиз в городах Новороссийск, Ялта, Севастополь.

Программа круиза обычно включает шоу-программы, познавательные и развлекательные мероприятия, ориентированные на пассажиров любого возраста. Во время стоянок пассажирам предлагались разнообразные экскурсионные программы.

По городу Сочи предлагались экскурсионные маршруты:

- «Обзорная экскурсия по городу-курорту Сочи с посещением Олимпийского парка и СкайПарка»;

- «Обзорная экскурсия по городу-курорту Сочи с посещением смотровой башни на горе «Ахун»;

- «Обзорная экскурсия по олимпийским объектам»;

- «По святым местам».

По городу Новороссийску предлагались 3 экскурсионных маршрута:

- «Обзорная экскурсия по г. Новороссийску»;

- «Центр винного туризма «Абрау-Дюрсо»;

- «Виноделие и виноградарство».

В акватории Черного моря только 4 российских порта - Сочи, Новороссийск, Ялта и Севастополь - способны принять круизный лайнер длиной более 140 метров. Однако, только порт Сочи оборудован комфортным пассажирским терминалом с залом ожидания, камерой хранения и инфраструктурой для временного пребывания туристов.

Для привлечения круизных компаний в регион необходимо плотное взаимодействие с их представителями, в том числе на федеральном уровне с привлечением к переговорам региональных, городских властей и представителей местного бизнеса с целью преодоления политических и иных барьеров и выстраивания экономических связей.

Проблемы

К основным проблемам, препятствующим развитию круизного туризма, относятся:

1. Нестабильная политическая ситуация. Введение санкций в отношении России резко сократило количество туристов на круизных лайнерах.

2. Высокая стоимость ставок и сборов на обслуживание и стоянку в морском порту.

3. Для развития круизного туризма на Черном море и в целом, необходимо обновление пассажирского круизного флота. Несмотря на положительные характеристики, пассажирские суда не соответствует конкурентным реалиям:

- средний возраст пассажирских лайнеров на Средиземном море составляет не более 20 лет;

- средний возраст лайнеров итальянской компании MSC - 6 лет;

- средний возраст европейской компании Costa - 9 лет;

- возраст лайнера «Князь Владимир» - 50 лет;

- средний возраст пассажирского флота в России - 37 лет.

Устаревшие пассажирские суда - это один из сдерживающих факторов для развития круизного туризма в России. С каждым годом туристы становятся требовательней к объектам размещения (каютам), уровню обслуживания и развлекательной инфраструктуре. В этих критериях российский пассажирский флот отстаёт от европейских компаний.

Одним из предпочтений по обновлению пассажирского флота, может быть, государственное субсидирование покупки по лизинговой схеме круизных среднемагистральных лайнеров пассажировместимостью 250-300 чел. и до 1500 чел. в возрасте не более 15 лет для организации внутренних и международных поездок в ближайшие сопряжённые государства.

Строительство морского пассажирского лайнера - это долгосрочная перспектива для развития круизной индустрии в Российской Федерации. Практика в строительстве новейших речных теплоходов «Мустай Карим» на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде и теплохода «Пётр Великий» на заводе «Лотос» в Астрахани показала острый дефицит кадров в российском судостроении и длительный срок строительства.

4. Круизный туризм в России является популярным, но дорогостоящим видом отдыха, в связи с чем, отдельной проблемой остаётся возможность судовладельцам круизных лайнеров снизить себестоимость перевозки. Для уменьшения средней стоимости путёвок кру-изным компаниям необходима дотационная государственная поддержка на организацию и проведение пассажирской навигации применительно к затратной части бюджета.

За 2022 г. стоимость круизов выросла минимум на 15%. В 2022 г. путёвки приобрели около 15-20 тыс. россиян. До пандемии продаж было в 5 раз больше. Как подчеркнул

гендиректор компании "Инфофлот" Андрей Михайловский, в России рынок морских круизов в целом пока развит плохо. До сих пор не существует ни одной российской компании -судовладельца или же оператора, - которая организовала бы именно морские круизы. Участники рынка отмечают, что от более сильного подорожания морские круизы в 2022 г. удерживала их низкая импортозависимость. В основном рост цен произошёл за счёт топлива, это до 40% стоимости путёвки7.

5. Одновременно снижает привлекательность и сдерживает развитие существующий пропускной режим в зонах пограничного и таможенного контроля, который предусматривает посадку и высадку пассажиров и не предполагает другие виды коммерческого использования судна при длительной стоянке, что делает нерентабельным нахождения круизных лайнеров в портах следования. В связи с чем возникает необходимость на правительственном уровне рассмотреть возможность создания специальных коридоров с упрощённым доступом граждан Российской Федерации в зоны транспортной безопасности, пограничного и таможенного контроля в портах с высокой привлекательностью для туристов.

6. Вместе с тем, сдерживающим фактором развития круизного туризма на Черноморском побережье России являются сложности с добавлением новых портов в маршрут следования, связанные с санкционной политикой ряда зарубежных стран.

7. Низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России (в т.ч. стереотипы "небезопасность", "языковой барьер", "негативный геополитический образ". Среди основных проблем эксперты выделяют необходимость, во-первых, предоставлять информацию о России: как технически организовать путешествие, что можно увидеть на маршруте, что посетить, где остановиться, какие службы оказывают

7 Из-за чего упал спрос на морские круизы? URL: https://www.korabel.ru/news/comments/iz-za_chego_upal_spros_ na_morskie_kruizy.html

поддержку, обеспечивают безопасность, какие есть на маршруте яхтенные стоянки, клубы и т.д. Выпустить специальный англо-русский разговорник для поддержки иностранных туристов.

9. С точки зрения въездного туризма для развития морского круизного туризма, главным из факторов, препятствующих увеличению турпотока, является визовая проблема.

10. Сезонность: из-за климатических особенностей, продолжительность круизного сезона составляет всего десять недель. Для водного туризма характерна ярко выраженная сезонность и необходимость в оставшиеся месяцы заработать на весь год, что вынуждает судовладельцев держать высокие цены на круизы.

12. Проблемы в области маркетинга требуют меньше затрат и могут быть вписаны уже в существующие маркетинговые проекты Комитета по туризму. Проблемы маркетинга связаны с информированностью туристов, в основном иностранных.

С учётом вышеизложенного можно отметить, что развитие круизного туризма требует дополнительных мер государственной поддержки и совершенствование законодательства Российской Федерации.

Создание благоприятных условий для привлечения в Россию круизных туристов из-за рубежа имеет важный экономический аспект.

Перспективы

В июне 2021 г. администрацией Краснодарского края утверждена Концепция развития инфраструктуры водного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края8. В разработке Концепции принимали участие представители органов исполнительной власти, Законодательного собрания края, органы местного самоуправления муниципальных образований края, а также экспертные организации. На основании анализа фактических условий естественного режима

8 Концепция развития инфраструктуры яхтенного туризма - URL: https://альянсмарин.рф/koncept

береговой зоны, с учётом текущей и перспективной урбанизации береговой зоны Азово-Черноморского побережья России, а также международного опыта создания районов интенсивного водного туризма на Азово-Черно-морском побережье Краснодарского края Концепцией предусматривается функционирование 23 марин, общей вместимостью более 7000 стояночных мест. Из них Марина «Порт Геленджик» и «Русское море» в Туапсинском районе - в стадии строительства.

Строительство указанных объектов на территории Краснодарского края повысит конкурентоспособность Черноморского побережья России на международном туристском рынке в качестве единого туристско-рекреаци-онного кластера, а бюджеты всех уровней получат дополнительные доходы от их функционирования, так как одно стояночное место для яхты создаёт два новых дополнительных рабочих места в смежных отраслях.

В рамках развития культурно-познавательного туризма, по инициативе министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края начата реализация российского туристического проекта "Золотое кольцо Боспорского царства". Проект направлен на продвижение санаторно-курортного и туристского потенциала, создание межрегионального туристского маршрута. Маршрут включает посещение достопримечательностей, памятников архитектуры и истории, а также современных объектов туристского показа, тематически связанных с античной историей Черноморского побережья. В настоящее время в проект включены сведения об 11 городах и территориях юга России, а также 33 объекта культурно-исторического наследия (музейные комплексы, археологические площадки, современные объекты туристского показа античной тематики). Во взаимодействии с туроператорскими компаниями созданы первые комплексные турпродукты и экскур-

на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края.

сионные предложения по "Золотому кольцу Боспорского царства»", а также разработана тематическая программа круизного тура на лайнере "Князь Владимир".

Реализация проекта способствует созданию новых туристских маршрутов, развитию внутреннего культурно познавательного туризма в Краснодарском крае.

С запуском Программы поддержки внутреннего туризма от Ростуризма, совместно с платёжной системой «МИР», значительно увеличилось количество турпотока на те рейсы, которые попадают под действие Программы. В июне 2021 г. более 1500 человек воспользовались Программой «кэшбек» от Ростуризма и платёжной системы «Мир» при покупке круиза на лайнере «Князь Владимир».

Для развития круизного туризма необходимо учесть следующие факторы:

1. Важность планирования развития туристских территорий:

- создание и реализация планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя концепцию развития туристской территории, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации плана развития туристской территории;

- государственная поддержка плана развития туристской территории.

2. Развитие магистральной инфраструктуры и транспорта:

- строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры;

- государственная поддержка лизинга туристского оборудования, в том числе транспортных средств.

3. Развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры:

- создание и развитие инфраструктуры для туристов с ограниченными возможностями;

- развитие народных художественных промыслов;

- импортозамещение при производстве туристского инвентаря и оборудования.

4. Кадры и образование:

- создание единой системы подготовки кадров для круизной индустрии (включая центры подготовки кадров и оценки квалификаций для круизной индустрии с учётом их удалённости от основных центров развития круизного туризма);

- разработка в рамках образовательного стандарта "Туризм" программ подготовки (переподготовки) и повышения квалификации "Экспедиционный лидер" для обеспечения комплексного развития экспедиционного круизного туризма;

- создание и внедрение в регионах Российской Федерации системы профессионально-общественной аккредитации основных и дополнительных образовательных программ учебных заведений высшего и среднеспециального образования для круизной индустрии на базе профессиональных общественных организаций.

5. Повышение инвестиционной привлекательности

- меры стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию туризма;

- по отдельным видам туристской деятельности - возможность субсидирования процентных ставок по кредитам на некоторые виды инвестиций, связанные с развитием объектов показа или размещения;

- грантовая поддержка отдельных проектов на конкурсной основе на территориях, где не будут сформированы и утверждены планы развития туристских территорий.

6. Совершенствование визового режима

- упрощение оснований для выдачи обычной туристической визы;

- заключение межправительственных соглашений о безвизовых поездках.

7. Развитие системы продвижения и повышение узнаваемости туристского продукта:

- создание эффективной системы продвижения туристского продукта;

- модернизация и развитие пользовательских интерфейсов и функций националь-

ного туристского портала в сочетании с цифровизацией инструментов продвижения;

- продвижение с использованием маркетинговых стратегий, построенных на технологиях изучения и предсказания потребительских предпочтений.

8.Развитие устойчивого спроса и повышение доступности туристского продукта:

- поддержание и стимулирование прироста потока в периоды "низкого сезона" (проведение конгрессно-выставочных мероприятий, событийных мероприятий, создание тематических парков, спортивных и тематических фестивалей, развитие новых видов туризма на базе имеющейся инфраструктуры);

- развитие системы субсидирования перевозок отдельных категорий граждан;

- поддержка работодателей, участвующих в развитии социального туризма;

- содействие внедрению международных молодёжных дисконтных систем на туристские услуги.

9. Обеспечение безопасности в сфере туризма:

- обеспечение комплексной безопасности туристов и объектов туристской деятельности для всех участников туристской отрасли;

- обеспечения экологической безопасности и сохранения окружающей среды.

Продвижение круизов в Российской Федерации ведётся посредством таргетирован-ной рекламы на онлайн-площадках, наружной рекламы, продажи круизов через специализированные агентства, имеющие фиксированную или динамическую комиссии (в среднем 10%), и напрямую круизными операторами.

Из наиболее значимых выставочных мероприятий следует отметить международные туристские выставки (в гг. Берлине, Мадриде, Милане, Лондоне, московские международные выставки, специализированные выставочные мероприятия "Seatrade Cruise Global Miami" (г. Майами, Соединённые Штаты

Америки), "Seatrade Med" (в гг. Генуе и Неаполе, Италия), а также известные специализированные салоны "Boat-show" (в гг. Лондоне, Париже и Дюссельдорфе).

Кроме того, продвижению круизных продуктов способствуют совместные действия органов исполнительной власти в сфере туризма на региональном и федеральном уровнях и круизного операторского сообщества.

К перспективным морским круизным маршрутам можно отнести: кольцевой маршрут из порта г. Сочи по водам 5 морей, включая Черное, Эгейское, Адриатическое, Ионическое и Мраморное моря, с заходами в г. Пирей и на остров Санторини (Греция), г. Венецию (Италия), г. Стамбул (Турция), порты Румынии и Хорватии и возвращение в порт г. Сочи (Российская Федерация).

Выводы

Предложения по развитию круизного сообщения:

1. Совершенствование федерального законодательства, так как в настоящий момент даже перемещение между российскими портами требует полного соблюдения таможенных и пограничных процедур при выходе из российского порта и входе в другой российский порт.

2. Проведение эффективной маркетинговой и рекламной политики, участие в международных выставках морских путешествий в Майами, Гамбурге, Берлине и многих др.

3. Привлечение круизных компаний, для формирования круизов из г. Сочи в города Европы и Азии. Однако для создания международных транспортных коридоров необходимо решить большой и сложный комплекс проблем.

4. Снижение ставок и сборов на обслуживание и стоянку в морском порту.

5. Рассмотрение круизов, ориентированных на наличие среди туристов лиц с ограниченными возможностями, предложив сервис с учётом потребностей данной категории туристов.

6. Рассмотрение формирования круизов на будние дни, адаптированные для туристов

третьего возраста (пенсионеров).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В план мероприятий (дорожную карту) на перспективу вошли следующие мероприятия:

- разработка туристических маршрутов для пассажиров круизных лайнеров;

- подготовка презентационных материалов;

- обеспечение прохождения пассажирами круизных лайнеров организованного пограничного контроля;

- приведение объектов туристического показа к единому облику в соответствии с требованиями для приёма иностранных туристов и другие.

Для полноценного функционирования

Черноморского побережья России в качестве единого туристического кластера и создания оптимальной инфраструктуры морского туризма и транспорта на побережье необходим программный подход по строительству новых и реконструкции существующих объектов: базовых марин, портов-убежищ, причальных комплексов и т.п.

Для повышения туристской привлекательности российских регионов и развития внутреннего и въездного туризма большое значение имеет выполнение мероприятий, направленных на развитие новых видов туризма.

Список источников

1. Диего Б.Э., Хуан Т.П., Королева И.С. Альтернативный туризм как вид устойчивого туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. №2. С. 3-19.

2. Мухер Н. Особенности развития круизного рынка в современных условиях // Актуальные исследования. 2022. №41(120). С. 70-75. DOI: 10.51635/27131513_2022_41_70.

3. Pugliano G., Benassai G., Benassai E. Integrating urban and port planning policies in asustainable perspective: The case study of Naples historic harbour area // Planning Perspectives. 2018. Vol.5, Pp. 827-847. DOI: 10.1080/02665433.2018.1455068.

4. Галимова Л.И., Галимов Ш.Ш. Морские круизы в России: современное состояние и проблемы развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 30-38. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-30-38.

5. Стахова Л.В. Категории портов и их роль в развитии круизных направлений // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. №3. С. 12-20. DOI: 10.24412/1995-042X-2022-3-12-20.

6. Стахова Л.В. Возможности сотрудничества туристских компаний с круизными туроператорами // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №2(63). С. 111-124. DOI: 10.12737/19726.

7. Войт М.Н. Особенности и проблемы развития сферы круизного туризма в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Российского нового ун-та. Сер.: Человек и общество. 2021. №1. С. 116-122.

8. Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А. Обзор влияния COVID-19 на круизную индустрию // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 19-29. DOI: 10.24412/1995-04112021-3-19-29.

9. Fact Sheet: The Cruise Community and COVID-19 / Cruise Lines International Association - Official Site. URL: https://cruising.org/en-gb/cruise-industry-covid-19-facts-and-resources.

10. Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С. Актуальные проблемы правового регулирования внутреннего круизного туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. 2022. №3. С. 9-11. DOI: 10.18572/1813-1212-2022-3-9-11.

11.Логунова Н.А. Формирование стратегии эффективного развития круизного туризма // Бизнес информ. 2014. №3. C. 207-212.

12. Гомилевская Г.А., Зайцева В.С. Развитие продаж на круизном рынке на основе мирового и отечественного опыта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т.10. №4(37). С. 89-92. DOI: 10.26140/anie-2021-1004-0019.

13. Ржепка Э.А., Головченко Т.П., Новичкова Т.Р. К вопросу об истории и современном состоянии круизного туризма на Байкале // Baikal Research Journal. 2022. Т.13. №3. C. 16. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).16.

14.Афанасьев О.Е. Круизный туризм: мировые кейсы и перспективы в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 5-6.

15.Афанасьева А.В. Круизный туризм в Антарктике: состояние и актуальные тренды // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 126-148. DOI: 10.24412/1995-04112021-3-126-148.

16. Бушуева И.В. Новые стратегические приоритеты развития туризма в России // Сервис plus. 2019. Т.13. №4. С. 25-33. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10404.

17. Войт М.Н. Механизмы государственной поддержки круизного туризма // Вестник Российского нового ун-та. Сер.: Человек и общество. 2019. №1. С. 89-95.

18. Полякова О.Е. Круизный туризм как популярное направление 2020 года // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Юга России: Сб. науч. тр. по мат. VI Всерос. науч.-практ. конф., 20.11.2019. Майкоп: ООО "Электронные издательские технологии", 2020. С. 415-419.

19.Дорофеева А.А., Селиванов В.В., Пономаренко Е.А. Исследование новых направлений развития международных круизов Республики Крым // Herald of the University of the Russian Academy of Education. 2021. №4. С. 101-111. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10095.

20. Оборин М.С. Тенденции и особенности развития круизного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №3. С. 7-18. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-3-7-18.

References

1. Diego, B. E., Huan, T. P., & Koroleva, I. S. (2020). Al'ternativnyj turizm kak vid ustojchivogo turizma [Alternative tourism as a type of sustainable tourism]. Nauchnyj rezul'tat. Tehnologii biznesa i servisa [Scientific result. Business and service technologies], 6(2), 3-19. (In Russ.).

2. Muher, N. (2022). Оsobennosti razvitija kruiznogo rynka v sovremennyh uslovijah [Features of the development of the cruise market in modern conditions]. Aktual'nye issledovanija [Actual Research], 41(120), 70-75. doi: 10.51635/27131513_2022_41_70. (In Russ.).

3. Pugliano, G., Benassai, G., & Benassai, E. (2018). Integrating urban and port planning policies in asustainable perspective: The case study of Naples historic harbour area. Planning Perspectives, 5, 827-847. doi: 10.1080/02665433.2018.1455068.

4. Galimova, L. I., & Galimov, Sh. Sh. (2021). Morskie kruizy v Rossii: sovremennoe sostojanie i prob-lemy razvitija [Sea cruises in Russia: current state and development problems]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 15(3), 30-38. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-30-38. (In Russ.).

5. Stahova, L. V. (2022). Kategorii portov i ih rol' v razvitii kruiznyh napravlenij [Categories of ports and their role in the development of cruise destinations]. Servis v Rossii iza rubezhom [Service in Russia and Abroad], 16(3/100), 12-20. doi: 10.24412/1995-042X-2022-3-12-20. (In Russ.).

6. Stahova, L. V. (2016). Vozmozhnosti sotrudnichestva turistskih kompanij s kruiznymi turoperato-rami [Travel companies and cruise tour operators: The opportunities for cooperation]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 10(2/63), 111-124. (In Russ.).

7. Vojt, M. N. (2021). Osobennosti i problemy razvitija sfery kruiznogo turizma v uslovijah pandemii COVID-19 [Peculiarities and problems of cruise tourism development in the context of the COVID-19 pandemic]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Serija: Chelovek i obshhestvo [Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society], 1, 116-122. (In Russ.).

8. Sarafanova, A. G., & Sarafanov, A. A. (2021). Obzor vlijanija COVID-19 na kruiznuju industriju [Overview of the Impact of COVID-19 on the Cruise Industry]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 15(3), 19-29. doi: 10.24412/1995-0411-20213-19-29.

СЕРВИС

Т. 17, No. 3 (105)

2023

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

9. Fact Sheet: The Cruise Community and COVID-19 / Cruise Lines International Association - Official Site. URL: https://cruising.org/en-gb/cruise-industry-covid-19-facts-and-resources

10. Shevchenko, O. A., Morozov, P. E., & Sljusarev, D. S. (2022). Aktual'nye problemy pravovogo reg-ulirovanija vnutrennego kruiznogo turizma v Rossijskoj Federacii [Actual problems of legal regulation of domestic cruise tourism in the Russian Federation]. Turizm: pravo i ekonomika [Tourism: Law and Economics], 3, 9-11. doi: 10.18572/1813-1212-2022-3-9-11. (In Russ.).

11. Logunova, N. A. (2014). Formirovanie strategii effektivnogo razvitija kruiznogo turizma [Formation of a strategy for the effective development of cruise tourism]. Biznes inform [Business inform], 3, 207-212. (In Russ.).

12. Gomilevskaja, G. A., & Zaytseva, V. S. (2021). Razvitie prodazh na kruiznom rynke na osnove mi-rovogo i otechestvennogo opyta [Development of sales in the cruise market based on global and domestic experience]. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management], 10(4/37), 89-92. DOI: 10.26140/anie-2021-1004-0019. (In Russ.).

13. Rzhepka, Ye. A., Golovchenko, T. P., & Novichkova, T. R. (2022). K voprosu ob istorii i sovremen-nom sostojanii kruiznogo turizma na Bajkale [To the question of the history and current state of cruise tourism on Baikal]. Baikal Research Journal, 13(3), 16. doi: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).16. (In Russ.).

14.Afanasiev, O. E. (2021). Kruiznyj turizm: mirovye kejsy i perspektivy v Rossii [Cruise tourism: world cases and prospects in Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 15(3), 5-6. (In Russ.).

15.Afanasieva, A. V. (2021). Kruiznyj turizm v Antarktike: sostojanie i aktual'nye trendy [Cruise tourism: world cases and prospects in Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 15(3), 126-148. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-126-148. (In Russ.).

16. Bushueva, I. V. (2019). Novye strategicheskie prioritety razvitija turizma v Rossii [New strategic priorities for tourism development in Russia]. Service Plus, 13(4), 25-33. doi: 10.24411/2413-693X-2019-10404. (In Russ.).

17.Vojt, M. N. (2019). Mehanizmy gosudarstvennoj podderzhki kruiznogo turizma [Mechanisms of state support for cruise tourism]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Serija: Chelovek i ob-shhestvo [Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society], 1, 89-95. (In Russ.).

18. Poljakova, O. E. (2020). Kruiznyj turizm kak populjarnoe napravlenie 2020 goda [Cruise tourism as a popular destination in 2020]. In: Problemy iperspektivy social'no-ekonomicheskogo razvitija re-gionov Yuga Rossii [Problems and prospects of socio-economic development of the regions of the South of Russia]: Collection of scientific papers based on the materials of the VI All-Russian scientific and practical conference, Maikop, November 20, 2019. Maykop: LLC "Electronic Publishing Technologies", 415-419. (In Russ.).

19. Dorofeeva, A. A., Selivanov, V. V., & Ponomarenko, E. A. (2021). Issledovanie novyh napravlenij razvitija mezhdunarodnyh kruizov Respubliki Krym [Study of new directions for the development of international cruises of the Republic of Crimea]. Herald of the University of the Russian Academy of Education, 4, 101-111. doi: 10.24411/2072-5833-2020-10095. (In Russ.).

20. Oborin, M. S. (2021). Tendencii i osobennosti razvitija kruiznogo turizma [Trends and features of the development of cruise tourism]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 15(3), 7-18. doi: 10.24412/1995-0411-2021-3-7-18. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.