Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПЕРИФЕРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПЕРИФЕРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / экономическая периферия / конкурентная среда / сельские территории / small and medium-sized enterprises / economic periphery / competitive environment / rural areas

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штырева Ирина Вадимовна, Шваков Евгений Евгеньевич

Малое и среднее предпринимательство имеет ключевое значение в социально-экономическом развитии районов Алтайского края. По сравнению с крупными предприятиями, малый и средний бизнес имеет неоспоримое преимущество. Малый бизнес мобилен и способен не только подстраиваться под предпочтения потребителей, но и изменяться в соответствии с условиями, диктуемыми окружающей средой. Средний же бизнес создает рабочие места, способствует развитию здоровых конкурентных отношений в экономике и, как и малый бизнес, влияет на изменения структуры валового внутреннего, соответственно, регионального продукта, а также на темп экономического роста. В статье исследуются показатели количества субъектов малого и среднего предпринимательства, динамика численности населения районов дальней периферии Алтайского края. Цель исследования — выделить основные проблемы малого и среднего предпринимательства районов дальней периферии Алтайского края, предложить возможные методы решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC PERIPHERY OF THE ALTAI TERRITORY

Small and medium-sized enterprises are of key importance in the socio-economic development of the districts of the Altai Territory. Compared with large enterprises, small and medium-sized businesses have an undeniable advantage. Small businesses are mobile and able not only to adapt to consumer preferences, but also to change in accordance with the conditions dictated by the environment. Medium-sized businesses create jobs, promote healthy competitive relations the development of in the economy and, like small businesses, influence changes in the structure of gross domestic product, respectively regionally, as well as the rate of economic growth. The article examines the indicators of the number of small and medium-sized businesses, the dynamics of the population of the districts of the far periphery of the Altai Territory. The purpose of the study is to identify the main problems of small and medium-sized businesses in the far periphery of the Altai Territory, to propose possible methods for solving these problems.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПЕРИФЕРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

УДК 332.12 (571.150) DOI 10.14258/epb202431

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПЕРИФЕРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

И. В. Штырёва, Е. Е. Шваков

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Малое и среднее предпринимательство имеет ключевое значение в социально-экономическом развитии районов Алтайского края. По сравнению с крупными предприятиями, малый и средний бизнес имеет неоспоримое преимущество. Малый бизнес мобилен и способен не только подстраиваться под предпочтения потребителей, но и изменяться в соответствии с условиями, диктуемыми окружающей средой. Средний же бизнес создает рабочие места, способствует развитию здоровых конкурентных отношений в экономике и, как и малый бизнес, влияет на изменения структуры валового внутреннего, соответственно, регионального продукта, а также на темп экономического роста.

В статье исследуются показатели количества субъектов малого и среднего предпринимательства, динамика численности населения районов дальней периферии Алтайского края.

Цель исследования — выделить основные проблемы малого и среднего предпринимательства районов дальней периферии Алтайского края, предложить возможные методы решения этих проблем.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономическая периферия, конкурентная среда, сельские территории.

FEATURES AND PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMIC PERIPHERY OF THE ALTAI TERRITORY

I. V. Shtyreva, E. E. Shvakov

Altai State University (Barnaul, Russia)

Small and medium-sized enterprises are of key importance in the socio-economic development of the districts of the Altai Territory. Compared with large enterprises, small and medium-sized businesses have an undeniable advantage. Small businesses are mobile and able not only to adapt to consumer preferences, but also to change in accordance with the conditions dictated by the environment. Medium-sized businesses create jobs, promote healthy competitive relations the development of in the economy and, like small businesses, influence changes in the structure of gross domestic product, respectively regionally, as well as the rate of economic growth.

The article examines the indicators of the number of small and medium-sized businesses, the dynamics of the population of the districts of the far periphery of the Altai Territory.

The purpose of the study is to identify the main problems of small and medium-sized businesses in the far periphery of the Altai Territory, to propose possible methods for solving these problems.

Keywords: small and medium-sized enterprises, economic periphery, competitive environment, rural areas.

Введение. На экономику любой страны малое предпринимательство оказывает весомое влияние. Сфера малого предпринимательства формирует конкурентную среду, организует дополнительные рабочие места, осваивает новые

виды продукции и рыночные «ниши», непривлекательные для крупного бизнеса [1].

Во многих странах сфера малого и среднего предпринимательства на сельских территориях как отдельный объект развития находится в фоку-

се политики и исследований. Но область предпринимательства в сельской местности недостаточно изучена в России: не рассматривается выделение данной области в качестве объекта мониторинга результатов статистического учета, не имеется данных о поддержке, демографии, характеристиках субъектов малого и среднего бизнеса. Меры поддержки могут оказаться неэффективными, также возможны ошибки в связи с нехваткой данных и понимания объекта развития и воздействия аграрной и территориальной политики. Поэтому актуальность изучения проблем малого и среднего предпринимательства в сельской местности имеет большое практическое значение [2, 3]. Малые и средние предприятия благодаря более свободному размещению по сравнению с крупными компаниями связывают и заполняют экономическое пространство, сглаживают диспропорции внутри территорий, тем самым играя важную роль в развитии сельских территорий [4]. Предпринимательство развивается в неоднородных условиях, то есть его необходимо рассматривать применительно к тому экономическому пространству, в котором оно существует, а наиболее оптимальным подходом здесь является деление экономического пространства на области дальней, средней и ближней периферии.

Для дальних районов (экономической периферии) характерен высокий миграционный отток и естественная убыль населения, высокая скрытая безработица, а также низкий уровень развития социальной инфраструктуры, инвестиционной активности и сельхозпроизводства [5].

Для районов экономической периферии, удаленных от больших городов, в которых зачастую

Однако если проводить анализ с точки зрения расчета относительных изменений, то наибольшее снижение количества малых предприятий выявлено в районах дальней периферии — 20,6%, а наименьшее — в районах средней периферии — 10,6%.

отсутствуют крупные предприятия, являющиеся вектором развития и экономического роста, увеличения занятости населения и обеспечения потребности населения сельских территорий в услугах, необходимых для комфортного проживания, развитие малого и среднего предпринимательства является жизненно необходимым.

Краткая характеристика и особенности малого и среднего предпринимательства районов экономической периферии Алтайского края. Почти 90 % территории Алтайского края занимают сельские районы. В них проживает более 1,0 млн человек, или 44,5% населения региона.

На территории Алтайского края по состоянию на 10.01.2023 зарегистрировано 73,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, это почти 83,9 % всех субъектов экономической деятельности региона. Количество микро-, малых и средних предприятий составило 70,89; 2,64 и 0,24 тыс. единиц соответственно.

Совокупная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, рассчитанная в соответствии с методикой Минэкономразвития России на основе данных Единого реестра СМСП, на начало 2023 года оценивается на уровне 352,8 тыс. человек.

По количеству субъектов МСП и занятых предпринимательством Алтайский край занимает 4-е место в СФО и 20-е место в Российской Федерации [6].

Если рассматривать малые и средние предприятия на территории ближней, средней и дальней периферии в динамике, то можно видеть тенденцию к их количественному уменьшению, что наглядно показано в таблице 1 [7].

Динамика же количества средних предприятий в районах дальней периферии положительная — прирост в 2023 году составляет 2,3 % по отношению к 2019 году.

Таблица 1

Количество малых и средних предприятий районов ближней, средней и дальней периферии

Район Количество предприятий

На 10.11.2019 На 10.11.2020 На 10.11.2021 На 10.11.2022 На 10.11.2023

малые средние малые средние малые средние малые средние малые средние

Районы ближней периферии 249 34 242 35 226 29 216 26 216 30

Районы средней периферии 179 34 179 37 163 33 163 33 160 34

Районы дальней периферии 262 43 244 49 232 46 223 45 208 44

Таблица 2

Анализ процентного соотношения малых и средних предприятий

Район Процентное соотношение малых предприятий Процентное соотношение средних предприятий

Районы ближней периферии + 13,3 + 11,8

Районы средней периферии + 10,6 Без изменений

Районы дальней периферии + 20,6 t2,33

В районах экономической периферии количество малых предприятий с годами снижается, а средних — незначительно возрастает (рис. 1), что обусловлено следующими особенностями развития.

Демографические особенности — в районах дальней периферии наблюдается отток местного населения в города или другие районы (рис. 2).

Рис. 1. Динамика численности малых и средних предприятий районов дальней периферии Алтайского края

Рис. 2. Динамика численности сельского населения районов дальней периферии Алтайского края

Немаловажной демографической особенностью также является отрицательная миграция сельского населения, которая преобладает в районах дальней периферии. С годами объемы миграции сельского населения уменьшаются, но динамика в 2022 году все еще остается отрицательной.

Экономические особенности, в частности отсутствие условий для развития малого и среднего предпринимательства в рассматриваемых районах из-за недостаточно развитой инфраструктуры, в частности, по территории не всех районов проходят федеральные трассы (Немецкий, Баевский,

Краснощековский, Кытмановский, Тюменцевский, Суетский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Чарышский, Благовещенский, Михайловский, Завьяловский, Курьинский, Панкрушихинский, Третьяковский, Хабарский, Тогульский, Ельцов-ский, Бурлинский — районы, по которым прохо-

дят дороги регионального или муниципального значения), недостаточное обеспечение высокоскоростным интернетом и расположением на значительном расстоянии от устойчивых рынков сбыта, и как следствие, возникновение проблем с инвестициями.

Рис. 3. Миграционный прирост (убыль) населения районов дальней периферии Алтайского края

Проблемы малого и среднего предпринимательства районов экономической периферии Алтайского края. Малый и средний бизнес в сельских районах способен решить ряд социально-экономических вопросов, прежде всего в сфере занятости и увеличения доходов населения. Развитие данной сферы в современных условиях, на наш взгляд, является пока единственно возможным вариантом развития таких районов и сокращения уровня бедности населения [8, 9, 10].

Однако в отдаленных районах от регионального центра Алтайского края малое и среднее предпринимательство сталкивается со следующими проблемами:

— недостаточные возможности доступа к источникам капитала и объектам инфраструктуры — например, к услугам связи, транспортного сообщения, широкополосному Интернету;

— отсутствие средств для стартового капитала и развития существующей деятельности;

— ограниченный доступ сельского населения к рынкам реализации своей продукции;

— слаборазвитая инфраструктура поддержки малого бизнеса, особенно в небольших муниципальных образованиях;

— недостаточное развитие механизмов кредитования малого бизнеса, недоступность кредитных и финансовых ресурсов на приемлемых для малого бизнеса условиях;

— недостаточное продвижение продукции на внутренний и межрегиональные рын-

ки в связи с низким уровнем конкуренции товаров малых предприятий по сравнению с продукцией крупных отечественных предприятий.

Перспективы и направления решения проблем малого и среднего бизнеса в районах дальней периферии. Проблема инфраструктуры, к которой относятся транспорт, связь, телекоммуникации, энерго- и водоснабжение, играет определяющую роль для сельских территорий. Низкий уровень инфраструктурного обеспечения районов дальней периферии замедляет темпы экономического роста, снижает конкурентоспособность, деловую активность, сдерживает инвестиционную деятельность. Поэтому в районах дальней периферии необходимо:

— проведение телекоммуникационных сетей, обеспечение энерго- и водоснабжением;

— грамотное развитие транспортного и логистического сообщения;

— субсидирование затрат на транспортировку продукции на внешние рынки;

— предоставление финансовой поддержки малому бизнесу, в том числе в рамках программы импортозамещения;

— расширение географии рынков сбыта продукции, что возможно через инвестиции в логистику (например, дотации на перевозку), инфраструктуру дистрибуции, или за счет партнерства с компаниями, которые уже обладают возможностью для более обширного продвижения товаров и услуг. Примером может быть заполнение

позиций на рынке, игнорируемых крупных бизнесом;

обеспечение доступа малым предприятиям к получению в любое время консультационной поддержки по защите интересов, вопросам открытия, функционирования и других;

упрощение механизма кредитования малого бизнеса с разработкой специальных кредитных продуктов и программ для малого бизнеса, например, беззалогового кредитования для стартап-проектов (примером могут выступать государственные гарантии, выдающиеся по часть кредита негарантированную залогом);

поддержка малых форм предпринимательства путем снижения налогов, повышения доступности кредитов в рамках повышения привлекательности сельскохозяйственных поселений. Так, например, новым интерес-

ным направлением деятельности для малого бизнеса здесь может быть сельский туризм.

Все эти меры должны привести к формированию стабильной экономики периферийных районов региона, уменьшению оттока населения.

Выводы. Перед малым и средним предпринимательством сельских районов региона стоит немало проблем, большинство из которых могут быть решены только при условии взаимодействия малого бизнеса с крупным, местными органами власти и финансовыми институтами.

В своей текущей деятельности малое и среднее предпринимательство должно опираться на экономическую обстановку в своем регионе. Политику по его развитию следует проводить в региональном разрезе, в многовекторном контексте, опираясь на поддержку не только на федеральном, но и на региональном уровне с учетом естественных природно-климатических отличий и большой протяженности территории России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лесовых С. В. Вклад малого предпринимательства в экономику Алтайского края // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, 21-25 декабря 2017 года. Саратов, 2018 С. 33-36.

2. Freshwater D. Business development and the growth of rural SMEs. OECD Regional Development Working Papers. 2019. № 7. P. 33.

3. Гатаулина Е. А., Потапова А. А., Терновский Д. С. Идентификация и характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства на сельских территориях России // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2022. № 2. С. 117-130.

4. Рогова К. В. Современные представления о взаимосвязи деятельности малых и средних предприятий с региональным экономическим развитием // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: политические, социологические и экономические науки. 2022. № 3. С. 378-394.

5. Троцковский А. Я., Мищенко И. В., Мищенко О. А. Пространственное развитие сельской периферии: методология и основные результаты исследования // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 45. С. 2-16.

6. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. URL: https://altsmb.ru/index.php/working/razvitie?ysclid=lrha2bw9os621192086 (дата обращения: 18.12.2023).

7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/index. html (дата обращения: 18.12.2023).

8. Torre A., Mole K. F., Hart M., Roper S., Saal D. S. Rural development policies at stake: structural changes and target evolutions during the last 50 years // Springer Handbook of Regional Science. 2019. Pp. 1-25.

9. Agupusi P. Small business development and poverty alleviation in Alexandra, South Africa // Paper prepared for the second meeting of the society for the study of economic inequality. 2007. 18 р.

10. Lopez M., Cazorla А., Panta М. P. Rural entrepreneurship strategies: empirical experience in the Northern Sub-Plateau of Spain // Sustainability. 2019. № 11. Рр. 12-43.

REFERENCES

1. Lesovykh S. V. The contribution of small business to the economy of the Altai Territory. Actual problems and prospects of development of state statistics in modern conditions: collection of materials of the IV International Scientific and Practical Conference (December 21-25, 2017). Saratov, 2018. Pp. 33-36.

2. Freshwater D. Business development and the growth of rural SMEs. OECD Regional Development Working Papers. 2019. No. 7. Р. 33.

3. Gataulina E. A., Potapova A. A., Ternovsky D. S. Identification and characteristics of small and medium-sized businesses in rural areas of Russia. Proceedings of the Timiryazev Agricultural Academy. 2022. No. 2. Pp. 117-130.

4. Rogova K. V. Modern ideas about the relationship between the activities of small and medium-sized enterprises with regional economic development. Bulletin of Kemerovo State University. Series: political, sociological and economic sciences. 2022. No. 3. Pp. 378-394.

5. Trotskysky A. Ya., Mishchenko I. V., Mishchenko O. A. Spatial development of rural periphery: methodology and main research results. Regional economy: theory and practice. 2014. No. 45. Pp. 2-16.

6. Department of the Altai Territory for the development of entrepreneurship and market infrastructure URL: https://altsmb.ru/index.php/working/razvitie?ysclid=lrha2bw9os621192086 (date of access: 18.12.2023).

7. Unified Register of small and medium — sized businesses. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (date of access: 18.11.2023).

8. Torre A., Mole K. F., Hart M., Roper S., Saal D. S. Rural development policies at stake: structural changes and target evolutions during the last 50 years. Springer Handbook of Regional Science. 2019. Pp. 1-25.

9. Agupusi P. Small business development and poverty allowance in Alexandra, South Africa. Paper prepared for the second meeting of the society for the study of economic inequality. 2007. 18 p.

10. Lopez M., Cazorla A., Panta M. R. Rural entrepreneurship strategies: empirical experience in the Northern Sub-Plateau of Spain. Sustainability. 2019. No. 11 (5). Pp. 12-43.

Поступила в редакцию: 08.02.2024.

Принята к печати: 11.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.