УДК 614.84 Байкала В.В., Новиков А.М.
Бачкала В.В.
магистрант
Академия государственной противопожарной службы МЧС России
(г. Москва, Россия)
Новиков А.М.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры пожарной тактики и службы в составе УНК «Пожаротушения»
Академия государственной противопожарной службы МЧС России
(г. Москва, Россия)
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К ЛЕТНЕМУ ПОЖАРООПАСНОМУ СЕЗОНУ НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: взаимодействие функциональных подсистем РСЧС в период подготовки к прохождению летнего пожароопасного сезона, выработка и реализация совместных организационных и технических мер по ограничению распространения ландшафтных (природных) пожаров, установление межведомственного контроля и оперативного обмена информацией является основой успешной реализации полномочий в области обеспечения пожарной безопасности населения и территории субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: МЧС России, ландшафтные пожары, координационные действия, РСЧС, лесной пожар.
Ландшафтный (природный) пожар — это одно из наиболее опасных и разрушительных природных явлений, которые встречаются по всему миру. Причины возникновения таких пожаров могут быть различными. Одной из
основных причин является небрежность людей при обращении с огнем, особенно в лесных и торфяных угодьях.
Последствия ландшафтных природных пожаров могут быть катастрофическими. Они приводят к уничтожению лесов, растительности и животного мира, загрязнению воздуха и почвы, а также разрушению и повреждению инфраструктуры. Отсутствие контроля над пожарами может привести к потере жизней людей и животных, а также к экономическим потерям. По своей сути ландшафтный пожар представляет собой стихийно распространяющееся горение, в результате которого уничтожаются леса, кустарники, запасы торфа и различные виды растительности, находящейся на его пути. Ландшафтные пожары чаще всего возникают в наиболее «благоприятное» для этого летнее время года, которое называют пожароопасным сезоном.
До 2020 года законодательство не определяло понятие ландшафтного пожара, из-за чего существовали противоречия в установлении полномочий по подготовке территорий к пожароопасному периоду, контролю за их содержанием, ответственности за возникающие пожары.
В 2020 году Федеральным законом от 22.12.2020 N 454 были внесены изменения в 1 статью Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 «О пожарной безопасности», а именно добавлены определения:
ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта,
лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.
Также Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69 «О пожарной безопасности» определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Деятельность Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) основана на Федеральном законе от 21.12. 1994 N° 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В преамбуле закона прописаны общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Под защитой закона находится все земельное, водное, воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его части, объекты производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Закон оптимизировал полномочия органов Федеральной государственной власти, субъектов, входящих в состав России и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также установил права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
РСЧС, включает в состав функциональные и территориальные подсистемы, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Цель исследования посвящена анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих полномочия федеральных органов исполнительной власти и создаваемых ими функциональных подсистем РСЧС, по подготовке, находящихся в их ведении территорий к пожароопасному сезону, выявлении противоречий в между существующими подходами к управлению подсистемами РСЧС и реальным процессом управления при подготовке к пожароопасному периоду.
Областным законом Ростовской области № Э40-ЗС от 25.07.2005 утвержден Реестр административно-территориальных образований, административно-территориальных единиц и населенных пунктов Ростовской области, в соответствие с которым Ростовская область включает в себя 463 муниципальных образований, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 17 городских поселений, 391 сельского поселения. Административным центром Ростовской области является город Ростов-на-
Дону с населением 1 147 000.человек - крупный промышленный, культурный и научный центр, важный транспортный узел. Крупными городами области являются: Таганрог - с численностью населения 245,6 тыс. человек, Шахты -226,3 тыс. человек, Волгодонск - 168,3 тыс. человек и Новошахтинск - 103,4 тыс. человек (данные Ростовстат на 01.01.2022).
За весь 2023 год подразделения всех видов пожарной охраны в Ростовской области реагировали на 890 ландшафтных пожара, что на 351 раз меньше чем за 2022 год - 1241 раз. При этом тушение ландшафтных пожаров ведет к серьезным финансовым затратам. Значительные средства тратятся на расходы, связанные с тушением пожара, еще большие на восстановление уничтоженного огнем. Часто огонь переходит на сельскохозяйственные угодья, что приводит к потере урожая, но и просто ландшафтный пожар наносит непоправимый ущерб экосистеме, уничтожает редкие, зачастую находящиеся на грани вымирания виды растений, снижает популяцию диких животных.
Одно из главных негативных экологических последствий пожаров — задымление и загрязнение атмосферы. Животные и люди чаще всего гибнут не от огня, а из-за отравления дымом. Дым от крупных пожаров может распространяться на сотни километров. Задымление нижних слоев атмосферы негативно влияет на здоровье людей, в особенности детей, пожилых, беременных женщин, тех, кто имеет проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдающих аллергией и заболеваниями дыхательных путей.
Важным аспектом в борьбе с ландшафтными (природными) пожарами является заблаговременная подготовка территорий к прохождению пожароопасного сезона. На этом этапе необходимо реализовать комплекс организационных и технических мероприятий, которые в дальнейшем снизят вероятность возникновения пожара, не позволят огню стихийно и бесконтрольно распространяться на значительные площади, обеспечат невозможность перехода на сельскохозяйственные угодья, объекты транспортной и производственной инфраструктуры, защитят от огня населенные пункты.
Областным законом Ростовской области от 25.11.2004 № 202-ЗС «О пожарной безопасности» (ст. 4.) установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются Правительством Ростовской области и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Очевидно, что прерогатива органов местного самоуправления - не тушение пожара, а создание условий для осуществления самых необходимых начальных мер по его предотвращению.
Между тем на землях, входящих в состав муниципальных образований размещаются участки, находящиеся в собственности федеральных органов исполнительной власти, федеральных агентств и ведомств, государственных корпораций, которые в свою очередь, так же уполномочены на проведение превентивных мероприятий на своей территории.
В настоящее время контроль оценки подготовленности субъекта к прохождению пожароопасного сезона ограничивается подготовкой акта о готовности к пожароопасному сезону его в целом и всех входящих в него муниципальных образований. При этом планы подготовки к пожароопасному сезону территориальных органов исполнительной власти ФОИВ, федеральных агентств и ведомств, государственных корпораций нигде не учитываются, сведения о их реализации не аккумулируются, оценка подготовленности не производится.
Таким образом, существующее правовое обеспечение процесса подготовки к пожароопасному периоду не отвечает требованиям всеобщей заинтересованности, солидарной ответственности за его результаты и требует совершенствования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
2. Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»;
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
4. Областной закон Ростовской области от 25 ноября 2004 № 202-ЗС «О Пожарной безопасности»;
5. Методика тушения ландшафтных пожаров (утв. МЧС России 14 сентября 2015 г. N 2-4-87-32-ЛБ);
6. Постановление от 5 июля 2012 № 602 «О реализации мер пожарной безопасности в Ростовской области»
Bachkala V.V., Novikov A.M.
Bachkala V.V.
Academy of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia (Moscow, Russia)
Novikov A.M.
Academy of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia (Moscow, Russia)
FEATURES AND PROBLEMATIC ISSUES PREPARATION FOR SUMMER
FIRE HAZARD SEASON ON EXAMPLE OF ROSTOV REGION
Abstract: interaction of functional subsystems of the Emergency management System during the preparation for the summer fire season, the development and implementation of joint organizational and technical measures to limit the spread of landscape (natural) fires, the establishment of interdepartmental control and operational information exchange is the basis for the successful implementation of powers in the field of fire safety of the population and the territory of the subject of the Russian Federation.
Keywords: Ministry of Emergency Situations, landscape fires, coordination actions, investigation methods, forest fire.