Научная статья на тему 'О ПАРАМЕТРАХ И ПРОБЛЕМАХ ЛАНДШАФТНЫХ ПОЖАРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

О ПАРАМЕТРАХ И ПРОБЛЕМАХ ЛАНДШАФТНЫХ ПОЖАРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РСЧС / МЧС России / пожарно-спасательный гарнизон / муниципальное образование / функциональные подсистемы / ландшафтные пожары / warning system / Ministry of Emergency Situations / fire rescue garrison / municipality / functional subsystems / landscape fires

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Олейников Д. М., Новиков А. М.

В статье изучаются параметры ландшафтных (природных) пожаров на территории Ростовской области, принимаемые меры по защите населения региона и объектов экономики, нормативные документы регламентирующие вопросы управления взаимодействием органов местного самоуправления и местных пожарно-спасательных гарнизонов при тушении ландшафтных пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PARAMETERS AND PROBLEMS OF LANDSCAPE FIRES IN MUNICIPALITIES OF THE ROSTOV REGION

The article examines the parameters of landscape (natural) fires in the Rostov region, the measures taken to protect the population of the region and economic facilities, regulatory documents regulating the issues of managing the interaction of local governments and local fire and rescue garrisons when extinguishing landscape fires.

Текст научной работы на тему «О ПАРАМЕТРАХ И ПРОБЛЕМАХ ЛАНДШАФТНЫХ ПОЖАРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 614.84 Олейников Д.М., Новиков А.М.

Олейников Д.М.

магистрант

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

(г. Москва, Россия)

Новиков А.М.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры пожарной тактики и службы в составе УНК «Пожаротушения»

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

(г. Москва, Россия)

О ПАРАМЕТРАХ И ПРОБЛЕМАХ ЛАНДШАФТНЫХ ПОЖАРОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в статье изучаются параметры ландшафтных (природных) пожаров на территории Ростовской области, принимаемые меры по защите населения региона и объектов экономики, нормативные документы регламентирующие вопросы управления взаимодействием органов местного самоуправления и местных пожарно-спасательных гарнизонов при тушении ландшафтных пожаров.

Ключевые слова: РСЧС, МЧС России, пожарно-спасательный гарнизон, муниципальное образование, функциональные подсистемы, ландшафтные пожары.

Проблема ландшафтных (природных) пожаров в России уже продолжительное время занимает особую роль в обеспечении безопасности населения и территории, защите законных интересов граждан [1]. Для Ростовской области вопрос ландшафтных (природных) пожаров и горения камышовых зарослей ежегодно остро стоит не только в период летнего пожароопасного сезона, но, из-за особенностей климата, и в течение всего года,

отмечаются многочисленные загорания травы, камыша в устьях рек и мусора на открытой территории. Средний срок пожароопасного сезона составляет 235 дней, который начинается, как правило, в первой половине апреля и заканчивается в первой декаде ноября.

Указанные пожары обусловлены жизнедеятельностью человека, погодными условиями ранней весны и аномально высоким температурным режимом.

Ростовская область находится в южной части Восточно-Европейской равнины и частично в Северо-Кавказском регионе, занимая обширную территорию в речном бассейне Нижнего Дона. По характеру поверхности территория области представляет собой равнину, расчлененную долинами рек и балками. Область занимает площадь 100,8 тыс. км2, что составляет 0,6 % территории России, имеет протяжённость 470 км с севера на юг, 455 км с запада на восток.

На территории Ростовской области имеется 2 295 населенных пунктов, численностью населения 4 млн. 233 тыс. 207 человек.

Территория области лежит в пределах степной зоны, лишь крайний юго-восток является переходным районом от степей к полупустыням. Лесами и кустарниками покрыты 5,6 % земельного фонда, в то время как большая часть области занята сельхозугодьями. [2]

Область имеет благоприятный умеренно-континентальный климат. Средняя температура воздуха в январе - (-7С), в июле - (+ 23С). Продолжительность солнечного сияния равна 2050-2150 часам в год. С июня по сентябрь среднемесячные показатели продолжительности солнечного сияния в Ростове-на-Дону и Сочи мало отличаются друг от друга.

Среднегодовое количество осадков составляет 424 мм. Выпадают преимущественно на атмосферных фронтах циклонов. Их количество уменьшается в направлении с запада (650 мм) на восток (до 400 мм).

Угрозе лесных пожаров подвержены 55 населенных пунктов, 43 территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для

собственных нужд, 14 территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных пожаров, а также 375 населенных пунктов подверженных угрозе ландшафтных (природных) пожаров [3]

По данным государственного лесного реестра площадь лесов на территории Ростовской области по состоянию на 01.01.2024 г. составляет 375,2 тыс. га, в том числе:

- леса, расположенные на землях лесного фонда - 360,5 тыс. га, в том числе покрытая лесом 237,2 тыс. га,

- леса, расположенные на землях городских поселений - 14,7 тыс. га,

Кроме того, площадь защитных лесных насаждений, расположенных на

землях сельскохозяйственного назначения, составляет 240,2 тыс. га.

В соответствии со ст. 14,16 [4] использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, обеспечивается органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В целях минимизации пожаров сухой растительности в пожароопасный сезон 2024 года на территории области главам городских округов и муниципальных районов Ростовской области направлены рекомендации о необходимости продолжить комплекс мероприятий по ликвидации камышовой растительности и иной сухой растительности в пределах городских округов, городских и сельских поселений.

В 20 февраля текущего года принято участие в заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области, по итогам которого определены и поставлены задачи руководителям городских округов и муниципальных районов, заинтересованным министерствам и ведомствам для обеспечения пожарной безопасности в период прохождения весенне-летнего пожароопасного сезона 2024 года.

В порядке исполнения протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу, утвержденного Президентом

Российской Федерации [5], а также в целях подготовки объектов и территорий к летнему пожароопасному сезону 2024 года в марте - апреле текущего года организовано проведение:

- внеплановых выездных проверок населенных пунктов (реализации органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности), подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также внеплановые проверки объектов организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводств или огородничеств и иных объектов, подверженных угрозе лесных пожаров,

- выездных обследований территорий объектов социальной инфраструктуры, энергетики и транспорта, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них ландшафтных (природных) пожаров, в части реализации мер, направленных на недопущение перехода лесных пожаров,

- совместных с органами лесного контроля (надзора), органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля выездных обследований в целях контроля очистки территорий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделения леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером, а также принятия собственниками сельскохозяйственных угодий мер по их защите от зарастания сорной растительностью, деревьями и кустарниками, своевременному проведению сенокошения на сенокосах, уделив особое внимание содержанию противопожарных минерализованных полос, а также противопожарных расстояний до леса,

- совместных с органами внутренних дел, органами лесного контроля (надзора), органами местного самоуправления выездных обследований в части соблюдения порядка выжигания сухой травянистой растительности, порядка использования открытого огня и разведения костров, а также оперативной проверки термических точек, обнаруженных средствами космического

мониторинга.

Сведения о ландшафтных (природных) пожарах на территории Ростовской области за последние 3 года:

- 2021 год зарегистрировано 703 ландшафтных (природных) пожара общей площадью 63,039 Га, из них 5 лесных пожаров общей площадью горения 47,80 Га.

- 2022 год зарегистрировано 1186 ландшафтных (природных) пожаров общей площадью 1 388,40 Га, из них 18 лесных пожаров общей площадью горения 1 187,734 Га.

- 2023 год зарегистрировано 910 ландшафтных (природных) пожаров общей площадью 396,61 Га, из них 20 лесных пожаров общей площадью горения 265,9 Га.

Со 2 апреля текущего года на территории Ростовской области постановлением Правительства был установлен пожароопасный сезон, по итогам прохождения которого отмечается отрицательная динамика, связанная с ландшафтными (природных) пожарами в 2024 году [6].

Так, по состоянию на 31.10.2024 на территории Ростовской области зарегистрировано 2 470 ландшафтных (природных) пожаров, увеличение в 3 раза (2,9), на общей площади 1 005,5 Га (АППГ-308,4 Га), увеличение более чем в 3 раз, из них лесных пожаров зафиксировано 42 (АППГ-20), увеличение более чем в 2 раза, площадь лесных пожаров составила 841,1 Га (АППГ - 266,7 Га), увеличение более чем в 3 раза.

Основными причинами возникновения указанных пожаров послужили неосторожное обращение с огнем, порывы линий электропередач, вызванные ветром, падения обломков беспилотных летательных аппаратов.

Развитию пожаров до значительных площадей способствовала ветровая нагрузка, высокий класс пожароопасной на территории Ростовской области.

23 августа в западной окраине г. Пролетарска Пролетарского (с) района произошел ландшафтный (природный) пожар по рангу № 3. Под воздействием сильного порывистого ветра огонь распространился на территорию населенного

пункта. В результате пожара повреждены 4 жилых дома и 21 надворная постройка.

15 сентября пожар сухой растительности в районе южной окраины СНТ «Задонье», Аксайского района. Под воздействием сильного порывистого ветра огонь распространился на дачные участки СНТ «Задонье», «Донское», «Южтехмонтаж-2», где огнем повреждено 6 дачных домов, 7 надворных построек, 1 автомобиль, пожару был присвоен ранг № 4, максимальный для Ростовской области.

Также, 15 сентября осуществлялось тушение пожара сухой растительности в районе южной окраины п. Морской Чулек Неклиновского района по рангу № 2. Под воздействием сильного порывистого ветра огнем повреждено 3 частных домовладения.

К реагированию на тушение ландшафтных (природных) пожаров привлекались силы и средства территориальной и функциональных подсистем РСЧС Ростовской области, а также авиация МЧС России (13 привлечений, АППГ: 2 привлечения) и других ведомств.

Для контроля за обстановкой, связанной с пожарами, ежедневно ЕДДС муниципальных образований проводился мониторинг по выявлению термических точек, что позволяло оперативно, в случае подтверждения сведений, принимать соответствующие меры по их ликвидации. В 2024 году в рамках мониторинга пожароопасной обстановки выявлено 3945 термических точек, из них подтверждены и ликвидированы 3523 термические точки.

Дополнительно, на территории области органами местного самоуправления в населенных пунктах, наиболее подверженных угрозе ландшафтных (природных) пожаров, с учетом характеристик транспортных магистралей, удаленности, а также наиболее оптимального географического расположения, проводилась работа по формированию 112 временных пожарных постов из числа добровольных пожарных. В состав данных временных пожарных постов вошли 527 человек и 181 единица техники, которые принимали участие в тушении 203 пожаров.

Вместе с тем, в целях подготовки к прохождению пожароопасного сезона, Главным управлением совместно с Правительством Ростовской области, проведен комплекс мероприятий:

- на территории муниципальных образований в профилактических целях и для тушения ландшафтных (природных) пожаров рекомендовалось использовать концентраты огнетушащих составов, обладающих антипиренными и пламезамедлительными свойствами длительного действия для обработки жилых домов,

- определены списки социальных объектов и жилых домов, наиболее подверженных переходу ландшафтного (природного) пожара на них, и рассмотрена возможность по защите таких объектов путем создания противопожарных разрывов, еженедельного патрулирования маневренными (патрульными) группами, установкой дополнительных временных пожарных постов,

- обеспечено привлечение приспособленной техники и тракторов для тушения ландшафтных (природных) пожаров, а также для проведения превентивных мероприятий, закупленных Правительством региона.

Так с начала года вышеуказанная техника использовалась при тушении 122 пожаров, а также проведены следующие превентивные мероприятия:

в 129 населённых пунктах обустроены противопожарные полосы, протяжённостью 675,2 км,

в 215 населённых пунктах обновлены противопожарные полосы протяжённостью 1117,5 км,

площадь участков территории сельских населённых пунктов, очищенных от сухой растительности, составила 215 Га,

обеспечен доступ к 303 водоисточникам, используемым для целей пожаротушения,

- актуализированы Планы тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами муниципальных звеньев РСЧС, расположенных на территории муниципального образования.

В период с января по апрель текущего года, до установления особого противопожарного режима, органами местного самоуправления и организациями проведено 7913 профилактических выжиганий сухой растительности и порубочных остатков, т.е. в 2,5 раза больше, чем в 2023 году и даже это не позволило в значительной степени качественно подготовиться к пожароопасному сезону.

Таким образом, в Ростовской области осуществлялся необходимый комплекс мероприятий, направленных на недопущение возникновения ландшафтных (природных) пожаров, а также их тушение, однако статистика говорит о необходимости дополнительной проработки комплекса управленческих решений по управлению взаимодействием органов местного самоуправления и местных пожарно - спасательных гарнизонов, а также функциональных подсистем РСЧС с целью обеспечения безопасности населения и объектов экономики, а также снижения экологического ущерба от ландшафтных пожаров.

Принятый в 2020 году федеральный закон определяет ландшафтный пожар как «неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта». Ранее закрепленного законодательно такого понятия не существовало. Также документом определено, что организация тушения ландшафтных пожаров в регионах будет производиться силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации [7].

Хотелось бы отметить еще один важный документ, непосредственно регламентирующий вопросы тушения ландшафтных пожаров и организации взаимодействия органов власти при борьбе с ними. Правительство РФ утвердило уровни реагирования на ландшафтные пожары. Теперь регламентировано, как, в зависимости от времени, прошедшего с момента обнаружения пожара, организация его тушения и ответственность будет передаваться органам власти от уровня муниципалитета к региональным, а в последствии и к федеральным

властям [8]. Выработкой оптимального алгоритма взаимодействия всех звеньев РСЧС и является проблемный вопрос, который предлагается к решению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Официальный портал правительства Ростовской области ШрБ: /М. ёоп1апё. га/ас1:ш1у/146/;

3. Постановление Правительства Ростовской области от 25.03.2024 № 172;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5. Перечень поручений протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2024 году» от 15.02.2024 № Пр-273;

6. Постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2024 № 284 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Ростовской области";

7. Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2020 № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности»;

8. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2023 г. N 2263 «Об утверждении уровней реагирования на ландшафтные (природные) пожары»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (80) Том 3. НОЯБРЬ 2024 г. Oleynikov D.M., Novikov A.M.

Oleynikov D.M.

Academy of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia (Moscow, Russia)

Novikov A.M.

Academy of State Fire Service of Ministry of Emergency Situations of Russia (Moscow, Russia)

ABOUT PARAMETERS AND PROBLEMS OF LANDSCAPE FIRES IN MUNICIPALITIES OF THE ROSTOV REGION

Abstract: the article examines the parameters of landscape (natural) fires in the Rostov region, the measures taken to protect the population of the region and economic facilities, regulatory documents regulating the issues of managing the interaction of local governments and local fire and rescue garrisons when extinguishing landscape fires.

Keywords: warning system, Ministry of Emergency Situations, fire rescue garrison, municipality, functional subsystems, landscape fires.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.