Мероприятия по профилактике лесных пожаров, осуществляемые органами государственной власти. Участие органов внутренних дел в проводимой работе
ДАВЫДОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Forest Fire Prevention Measures Carried Out By State Authorities. Participation of Internal Affairs Bodies
in the Ongoing Work
DAVYDOV EVGENY ALEXANDROVICH,
Listener of the 2nd Faculty
(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профилактики лесных пожаров, роль органов внутренних дел в проводимых профилактических мероприятиях, последствия несоблюдения требований правовых норм в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие пожаров.
Ключевые слова и словосочетания: органы государственной власти; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; профилактика; лесные пожары; органы внутренних дел; чрезвычайная ситуация.
УДК 351.74
Annotation. The article deals with the issues of prevention of forest fires, the role of internal affairs bodies in ongoing preventive measures, the consequences of non-compliance with the requirements of legal norms in the conditions of a special fire regime, an emergency situation in the forests that arose as a result of fires.
Keywords and phrases: public authorities; unified state system of prevention and elimination of emergency situations of natural and man-made nature; prevention; forest fires; internal affairs bodies; emergency situation.
Ежегодно в Российской Федерации сохраняется как высокая степень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и тенденция к увеличению роста количества и масштабов их последствий, что, несомненно, затруд-
няет государственное управление чрезвычайными ситуациями и вынуждает находить совершенно иные, более эффективные, пути решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, прогнозировать будущие угрозы, риски
и опасности, развивать методы их предупреждения.
Для обеспечения режима чрезвычайной ситуации в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС)1. Главной ее задачей является осуществление заблаговременно такого комплекса мер, который будет направлен на предупреждение и максимально возможное снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение состояния здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде. РСЧС существует для того, чтобы решать такие задачи, как спасение населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Сегодня все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.
К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся природные пожары. Лесные пожары — одна из серьезнейших проблем. В последнее время общая площадь лесов заметно сокращается. И одна из причин такого сокращения — лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются и катастрофические вспышки лесных и торфяных пожаров. Вред, который они приносят человечеству, огромен, особенно если учитывать не только прямой, но и косвенный ущерб.
Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности»2 в Федеральный закон «О пожарной безопасности»3 внесены изменения и, в частности, дано определение ландшафтному и лесному пожарам:
— ландшафтный (природный) пожар — неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в при-
1 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 454-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федераль-
ный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
родной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;
— лесной пожар — разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.
В понятие «природные пожары» входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. К наиболее распространенным природным явлениям, приводящим к уничтожению лесных массивов и других материальных ценностей, а порой и человеческим жертвам, относятся лесные пожары. Статистика показывает, что они возникают в 8—10 % случаев стихийно, а в 90 % случаев — по вине человека.
Человеческий фактор возникновения лесных пожаров выражается в несоблюдении правил пожарной безопасности в лесах: непо-тушенный костер, брошенная сигарета, проведение сельскохозяйственных палов (выжигание прошлогодней травы), оставленное в лесу стекло, масленые тряпки или ветошь, сжигание мусора и др.
Зачастую природные пожары становятся следствием умышленного поджога, что характерно для так называемых черных лесозаготовителей. Объясняется это тем, что цена на заготовку леса после пожаров снижается, т. к. он в любом случае подлежит вырубке, что не особо влияет на стоимость некоторых конечных продуктов лесозаготовки, в том числе массово импортируемых за рубеж.
Огромную роль в предотвращении возникновения лесных пожаров играют профилактические мероприятия, проводимые органами государственной власти, входящими в РСЧС.
Рассмотрим организацию данной работы на примере Республики Бурятия, которая вошла в число пожароопасных территорий Российской Федерации.
В 2022 г. с начала пожароопасного сезона зарегистрировано 335 лесных пожаров общей площадью 5 519,75 га, в том числе 2 пожара, возникших в зоне контроля, тушение которых прекращено решением комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС на площади 255 га4.
Причиной прекращения тушения пожаров является труднодоступность лесной местности, где произошло возгорание. Тушение таких пожаров возможно лишь с применением авиационных средств пожаротушения, в чем регионы испытывают острый дефицит, и задействованием сил и средств парашютно-десантной пожарной службы Автономного учреждения
4 Статистика предоставлена Республиканским агентством лесного хозяйства.
Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов».
Оперативность тушения в первые сутки в 2022 г. составила 86,5 % при плановой — 69,4 %. Данный показатель достигнут за счет своевременного введения особого противопожарного режима, раннего обнаружения пожаров на незначительных площадях и своевременного наращивания сил и средств пожаротушения, своевременного выполнения противопожарного обустройства лесов, ограничения пребывания граждан в лесах, контроля за исполнением ограничения.
Обеспечена согласованность действий органов местного самоуправления с органами исполнительной власти республики и организациями при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации лесных пожаров. Усилено взаимодействие между всеми заинтересованными ведомствами, налажен постоянный обмен информацией о возникших лесных пожарах, что, безусловно, влияет на оперативность их тушения. Общее руководство выполнения мероприятий осуществляется оперативным штабом по охране лесов от пожаров Агентства лесного хозяйства.
В качестве профилактических мер возникновения лесных пожаров можно выделить такие как:
— авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
— наземный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
— обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов;
— прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами;
— меры противопожарного обустройства лесов.
К последним мерам можно отнести:
— устройство противопожарных минерализованных полос;
— прочистка уже имеющихся минерализованных полос;
— проведение контролируемого профилактического выжигания;
— установка шлагбаумов;
— установка стендов (аншлагов), содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Всеми членами РСЧС проводится активная противопожарная пропаганда по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности. Распространяются листовки и плакаты в местах массового посещения, проводятся профилактические беседы. С начала пожароопасного сезона во всех районах республики проходит оповещение населения об особом противопожарном режиме с помощью громкоговорящих устройств.
В целях предупреждения возникновения пожаров в 2022 г. проведено более 23 тыс. рейдовых мероприятий. Составлено 3 567 протоколов. Отделом административной практики и возмещения ущерба Агентства рассмотрено более 1,7 тыс. протоколов, сумма наложенных штрафов составила более 8,1 млн рублей.
На этих мерах профилактики хотелось бы отдельно остановиться в рамках рассмотрения роли органов внутренних дел, и в частности МВД по Республике Бурятия, в деятельности РСЧС.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МВД России создает функциональную подсистему охраны общественного порядка.
В рамках реализации требований распоряжения Правительства Республики Бурятия от 27 января 2022 г. № 42-р в целях подготовки к прохождению пожароопасного сезона 2022 г. с учетом анализа пожароопасных периодов прошлых лет в МВД по Республике Бурятия был разработан приказ от 4 марта 2022 г. № 147 «О мерах по профилактике и раскрытию преступлений и административных правонарушений, связанных с лесными пожарами в 2022 году», направленный на обеспечение координации деятельности подразделений и территориальных органов министерства, осуществление профилактических мероприятий, взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, обеспечение контроля за организацией и проведением мероприятий по предупреждению возникновения лесных пожаров, а также установление лиц, причастных к возникновению лесных пожаров.
Работа подразделений полиции организована в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными субъектами профилактики.
Ежесуточно осуществлялся непрерывный мониторинг очагов новых возгораний и принимаемых мер реагирования со стороны всех
заинтересованных служб и ведомств и в первую очередь задействованных сил и средств на локализацию и ликвидацию каждого из пожаров.
Чтобы своевременно оценивать реальность угрозообразующих факторов для проживающего населения и принятия своевременных мер реагирования по каждому возгоранию, особое внимание уделялось информации о расстоянии от очага возгорания до ближайшего населенного пункта.
МВД по Республике Бурятия на постоянной основе принимало участие в рассмотрении вопросов по данному направлению деятельности, разработке и реализации соответствующих решений на федеральном и региональном уровнях в рамках работы:
— Комиссии при Правительстве Республики Бурятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Бурятия;
— межведомственной рабочей группы по охране лесов от пожаров, созданной из числа работников прокуратуры Республики Бурятия, МВД по Республике Бурятия, ГУ МЧС России по Республике Бурятия, Следственного управления СК России по Республике Бурятия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия, Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Республиканского агентства лесного хозяйства (далее - РАЛХ);
— оперативного штаба, созданного ГУ МЧС России по Республике Бурятия на базе Центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС).
Для осуществления ежедневного мониторинга состояния обстановки, связанной с лесными пожарами, координации и обобщения результатов деятельности сотрудников полиции, направленной на предупреждение правонарушений, связанных с лесными пожарами, до начала пожароопасного периода приказом МВД по Республике Бурятия была создана рабочая группа.
Совместно с РАЛХ, территориальными подразделениями ГУ МЧС России по Республике Бурятия, лесхозами проводилась профилактическая работа с гражданами по информированию о состоянии лесопожарной обстановки, доведению правил пожарной безопасности и ответственности за их нарушение, соблюдению мер противопожарной безопасности в жилом секторе, на дачных участках, местах массового отдыха граждан, а также распространению среди населения республики памяток по профилактике лесных пожаров. Данная работа также проводилась в ходе подворных обходов, высту-
плений участковых уполномоченных полиции на сельских сходах граждан, общешкольных собраний.
Полицией Бурятии большое значение уделяется профилактической работе, а именно патрулированию лесных массивов, предупреждению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах.
На территории каждого муниципального образования республики ежедневно создаются и эффективно функционируют группы по патрулированию лесных массивов.
Сотрудниками полиции в 2022 г. в ходе реализации указанных мероприятий выявлено 755 лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что составляет почти 40 % всех административных правонарушений по ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленных сотрудниками полиции по Российской Федерации, и более 85 % — по субъектам Дальневосточного федерального округа.
На протяжении уже нескольких лет на уровне субъектов Российской Федерации полицейские республики занимают лидирующие позиции по выявлению нарушений в лесной отрасли. Из 1 965 правонарушений, задокументированных сотрудниками МВД России, 38,4 %, или более 1/3, правонарушений приходится на долю МВД по Республике Бурятия, что неоднократно отмечалось на федеральном уровне.
По мнению Н. В. Поляковой, «основная цель административной ответственности в данной сфере — это обеспечение безопасности в неординарных условиях, которые связаны с возникновением чрезвычайных ситуаций различного характера, а также введением режима чрезвычайного положения, предполагающего введение комплекса административно-правовых мер с целью создания механизма устранения чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий» [1]. Следует согласиться с данным мнением, т. к. соблюдение требований норм и правил административного законодательства в чрезвычайных ситуациях особенно важно, а их невыполнение может привести к неблагоприятным последствиям, в связи с чем целью административной ответственности в первую очередь должно быть обеспечение безопасности.
Участие в проведении профилактических рейдовых мероприятий позволило вскрыть ряд проблемных вопросов, связанных с привлечением населения к административной ответственности за нарушение требований противопожарного режима. Запрет на вхождение в лес распространялся абсолютно на все категории
жителей Республики, кроме специально указанных в Постановлении лесозаготовителей и др. Но как же быть с людьми, для которых сбор сезонных дикоросов является средством к существованию? Данный вопрос был обсужден на Комиссии со всеми субъектами профилактики, и внесены предложения о дополнениях в постановления Правительства Республики Бурятия. Так, были определены конкретные места и сроки сбора сезонных дикоросов, разрешен сбор валежника, определены и оборудованы зоны отдыха для населения.
Принятые меры позволили решить не только ряд социальных проблем, но и упорядочить контроль за поведением людей в лесах и снизить количество лесных пожаров, причинами которых в ежесуточных отчетных документах обозначается как «местное население».
Статистика чрезвычайных ситуаций показывает, что в России доля природных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных ситуаций со-
ставляет более 20 % от общего числа чрезвычайных ситуаций природного характера. Таким образом, проблема природных пожаров является одной из серьезных и требующих особого внимания. Для решения этой проблемы необходимо улучшить технику и оборудование для тушения природных пожаров. Должна быть создана эффективная система мониторинга пожаров, и самое главное — должна эффективно работать система профилактики лесных пожаров.
В завершение хотелось бы привести цитату выдающегося китайского стратега и мыслителя Сунь-цзы из его трактата «Искусство войны»: «Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина» [2].
Это же применимо к чрезвычайным ситуациям, вызванным лесными пожарами, когда их предупреждение и ликвидация на ранней стадии, позволят избежать более серьезных последствий.
Список литературы:
1. Полякова Н. В. Особенности административной ответственности за нарушения в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 1-2 (5).
2. 7 афоризмов из трактата «Искусство войны» Сунь-цзы. URL: https://eksmo.ru/book/ iskusstvo-voyny-ITD632961/ (дата обращения: 20.11.2022).