Научная статья на тему 'Предварительные итоги лесопожарного сезона 2015 г. На территории республики Бурятия'

Предварительные итоги лесопожарного сезона 2015 г. На территории республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ ПОЖАР / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY / ОПЕРАТИВНОСТЬ ТУШЕНИЯ / EFFICIENCY OF FIRE-FIGHTING / ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРОВ / WILDFIRE / FIREFIGHTING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Урбазаев Чингиз Баирович

В статье описаны предварительные итоги лесопожарного сезона 2015 г., причины возникновения пожаров, организация реагирования сил и средств защиты лесов от пожаров и даны рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов охраны лесных ресурсов в Российской Федерации применительно к территории Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRELIMINARY RESULTS OF THE FOREST FIRE SEASON IN 2015 IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

This article describes the preliminary results of the forest fire season in 2015, the causes of forest fires, organization of forces and means in the Republic of Buryatia and provides recommendations for improving the legal and regulatory issues of protection of the forest fund in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Предварительные итоги лесопожарного сезона 2015 г. На территории республики Бурятия»

УДК 614.842

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ЛЕСОПОЖАРНОГО СЕЗОНА 2015 г. НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

© Урбазаев Чингиз Баирович

заместитель начальника отдела предупреждения ЧС ГКУ РБ по делам ГО, ЧС и обеспечения пожарной безопасности, аспирант кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]

В статье описаны предварительные итоги лесопожарного сезона 2015 г., причины возникновения пожаров, организация реагирования сил и средств защиты лесов от пожаров и даны рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов охраны лесных ресурсов в Российской Федерации применительно к территории Республики Бурятия. Ключевые слова: лесной пожар, чрезвычайная ситуация, оперативность тушения, ликвидация пожаров.

PRELIMINARY RESULTS OF THE FOREST FIRE SEASON IN 2015 IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

Chingiz B. Urbazaev

deputy head of emergency prevention, Government agency of the Republic of Buryatia for Civil Defence, Emergencies and Fire Safety, post-graduate student, department of ecology and safety of life activity, East-Siberian State University of Technology and Management 40V Klychevskaya st., Ulan-Ude 670013, Russia

This article describes the preliminary results of the forest fire season in 2015, the causes of forest fires, organization of forces and means in the Republic of Buryatia and provides recommendations for improving the legal and regulatory issues of protection of the forest fund in the Russian Federation. Keywords: wildfire, emergency, efficiency of fire-fighting, firefighting.

Леса Республики Бурятия занимают площадь 29639,0 тыс. га (84,3 %) от общей земельной площади территории. Из них хвойные леса занимают 75,2 % покрытой лесной растительностью площади и являются наиболее опасными в пожарном отношении. При этом средний класс природной пожарной опасности равен показателю 2,5, что свидетельствует о высокой пожарной опасности в лесах республики.

Экстремальные климатические условия, связанные с малоснежными зимами, ранним наступлением теплой, сухой и ветреной погоды, а также быстрым сходом снежного покрова, приводят к частым пожароопасным ситуациям в лесах республики начиная с апреля по ноябрь.

Сезон 2015 г. в Бурятии был исключительно неблагоприятным в климатическом отношении, связанным с отсутствием осадков, аномально высокими температурами воздуха, сильными ураганными ветрами. Такое редкое сочетание аномальных природных явлений (отсутствие осадков и аномальная жара) привело к гибели урожая сельскохозяйственных культур и введению режима ЧС по почвенной засухе.

Основной причиной возникновения лесных пожаров в Бурятии, прежде всего, явился человеческий фактор (неосторожное обращение с огнем), приведший к лесным пожарам в более чем 84,0 % случаев. Пожары возникали также и в труднодоступных горных районах из-за сухих гроз, которые привели к их распространению на больших площадях горной местности (в среднем 16 % случаев лесных пожаров). При этом пожаром в горах было охвачено в июле 36 %, августе 62 % общего количества лесных возгораний. К сожалению, для организации тушения лесных пожаров, возникших от грозовых разрядов, из-за их отдаленности и недоступности для применения тяжелой техники в республике не оказалось в достаточном количестве подготовленных специалистов десантно-пожарной службы (всего 114 человек).

С начала пожароопасного сезона в республике зарегистрировано 1 516 лесных пожаров общей площадью свыше 739 тыс. га (739 863,32 га) (за аналогичный период 2014 г. зарегистрировано 1 166 лесных пожаров общей площадью 102,1 тыс. га). При росте количества лесных пожаров на 30 % площадь, пройденная пожарами, возросла в 6,9 раз. Из общего количества лесных пожаров на землях лесного фонда зарегистрировано 1 384 лесных пожара на площади 702,1 тыс. га (702 070,23 га), на землях ООПТ — 52 на площади 30 тыс. га (30 013,18 га), на землях обороны — 22 на площади 7,6 тыс. га (7 616,5 га) [1].

Ситуация с лесными пожарами резко осложнилась в конце июля — в начале августа, когда основное количество лесных пожаров возникало и распространялось в отдаленных лесных массивах, в зоне авиационного мониторинга, где тушение возможно только ручным способом и подготовленными специалистами, которых оказалось недостаточное количество. Тогда правительство Республики Бурятия обратилось за помощью в федеральные структуры. Несмотря на всю сложность пожарной обстановки в лесах, органами власти Республики Бурятия, местного самоуправления, органам лесного хозяйства, МЧС, МВД удалось не допустить нанесения ущерба населенным пунктам и объектам экономики.

Для тушения вновь возникающих лесных пожаров в районах республики были созданы резервные мобильные лесопожарные формирования, состоящие из специалистов парашютно-десантной пожарной службы (далее — ПДПС), лесной охраны и местного населения, что позволило оперативно ликвидировать лесные пожары. Всего в течение пожароопасного сезона 2015 г. в тушении лесных пожаров было задействовано свыше 31 тыс. человек (31 470), более 5,0 тыс. единиц техники, из них по линии МЧС — 460 человек,12 воздушных судов, по линии Минобороны — 4 самолета ИЛ-76 и другая техника.

Рослесхозом направлены силы ПДПС федерального резерва ФБУ «Авиалесоохрана» и специализированных предприятий других субъектов в количестве 1 300 человек. В тушении лесных пожаров принимали участие свыше 12 тыс. человек местного населения.

Для стабилизации лесопожарной обстановки в Бурятии были приняты следующие дополнительные меры:

- сложная лесопожарная ситуация, вызванная неблагоприятным метеорологическим прогнозом и большим количеством зарегистрированных лесных пожаров в республике, привела к вводу дважды режима «Чрезвычайной ситуации» (с 15.04.2015 по 15.06.2015 г., с 19.06.2015 по 23.09.2015 г.) [6; 7; 8];

- введен запрет на все лесозаготовительные и охотничье-промысловые работы до снятия режима «ЧС», продолжалась активная работа с населением по доведению требований пожарной безопасности в условиях «Чрезвычайной ситуации»;

- постоянно работали межведомственные оперативные группы в составе представителей Росле-схоза, МВД по Республике Бурятия, МЧС России, прокуратуры, правительства республики и органов местного самоуправления;

- были перекрыты все въезды в лес искусственными заграждениями с предупреждающими знаками, установлен тесный контакт МВД с казачеством, принято решение о совместном патрулировании лесных массивов;

- организовано проведение мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, выявлено 1 809 нарушений правил пожарной безопасности, к административной ответственности привлечено 826 лиц (сумма наложенных штрафов составила 2,5 млн р.), возбуждено 235 уголовных дел в отношении виновных лиц по ст. 261 УК РФ.

Принятие дополнительных мер позволило сократить количество вновь возникающих лесных пожаров и повысить оперативность их ликвидации.

Сложность возникшей ситуации с лесными пожарами в Республики Бурятия помимо природно-климатических факторов связана с постоянным недофинансированием начиная с 2007 г., с момента принятия нового Лесного кодекса, когда Российская Федерация свои полномочия в области лесных отношений возложила на регионы [4; 5]. Так, например, на обеспечение пожарной безопасности в лесах республики по расчетным данным необходимо на год 1337,3 млн р., а фактически на 2015 г. было запланировано 189,7 млн р., т. е. обеспеченность составила 14,1 %, в том числе:

- на предупреждение и профилактику лесных пожаров было выделено всего из федерального бюджета 9,3 млн р. (необходимо 371 млн р.);

- на функционирование сил и средств пожаротушения (авиабазы и пожарно-химических станций) было выделено в 2015 г. 106,1 млн р., (обеспеченность — 19,8 %), а необходимо 535,8 млн р.;

- на организацию авиационного патрулирования выделено всего лишь 30 млн р., или 13,2 % от потребности в год (всего требуется 228 млн р.);

- на содержание нормативной численности квалифицированных специалистов ПДПС необходимо иметь 500 чел., а на базе авиационной охраны лесов в штате состоят 114 чел., которые вообще не финансируются из федерального бюджета;

- на обновление лесопожарной техники, снаряжения и оборудования ежегодно требуется 296 млн р., фактически выделяется порядка 12 млн р. (4 %), а имеющаяся в распоряжении органов лесного хозяйства республики техника имеет износ 88 %;

- на долю одного работника лесного хозяйства Республики Бурятия приходится более 100 тыс. га лесов, а их численность 241 чел. Так, например, до принятия Лесного кодекса [5] численность специалистов, представляющих государственную лесную охрану, составляла 2 744 человека, на долю одного лесника приходилось в среднем 10 тыс. га леса.

В период крайне сложной ситуации с лесными пожарами (июль - август), когда леса горели в отдаленных, труднодоступных горно-лесных массивах, по просьбе правительства Республики Бурятия Рослесхозом был направлен Федеральный резерв ПДПС, который подключился для ликвидации уже распространившихся на большие площади пожаров. При наличии нормативной численности ПДПС или наличия на территории республики федерального резерва работников ПДПС заранее их работа была бы направлена на упреждение распространения лесных пожаров и эффект был бы другим (практика Республики Якутия) [9].

Для ликвидации последствий лесных пожаров в Республике Бурятия в целях обеспечения пожарной безопасности в будущем и повышения эффективности ведения лесного хозяйства необходимо принятие ряда мер:

1. Разработать нормативы численности лесной охраны в зависимости от охраняемой площади лесов и интенсивности ведения лесного хозяйства и нормативы по ее финансовому обеспечению; базовые нормативы расходов средств субвенций на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; норматив наличия сил и средств специализированных учреждений по тушению лесных пожаров, необходимых для обеспечения пожарной безопасности в лесах.

2. Просить правительство Российской Федерации рассмотреть возможность продолжения практики 2012-2013 гг. по выделению субъектам средств на закупку лесопожарной техники и противопожарного оборудования для оснащения специализированных учреждений по борьбе с лесными пожарами.

3. Исходя из того, что лесные пожары легче предупредить или ликвидировать в самом начале их возникновения, считаем целесообразным с 2016 г. применять опыт Рослесхоза по Республике Якутия и размещать часть федерального резерва ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» в субъектах с наибольшей пожарной опасностью до возникновения массовых лесных пожаров, обеспечив их необходимым количеством летательных аппаратов.

4. Внести в лесное законодательство дополнения, предусматривающие обязанность лиц, использующих леса (арендаторов), принимать меры по тушению лесных пожаров на арендованных участках.

5. Рассмотреть вопрос о внесении дополнения в «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и стихийных бедствий», утвержденные постановлением правительства РФ от 15.02.2014 № 110 [3], в части финансирования мероприятий по ликвидации ЧС, обусловленных лесными пожарами.

6. Рассмотреть вопрос о выделении Республики Бурятия финансовых средств на ликвидацию последствий массовых лесных пожаров 2015 г., восстановление лесов, учитывая, что значительная часть лесных пожаров произошла на территории Центральной экологической зоны оз. Байкал.

7. Учитывая, что значительные площади лесных пожаров в 2015 г. произошли на территории Центральной экологической зоны оз. Байкал, а согласно федеральному закону от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и ст. 104 Лесного кодекса РФ сплошные рубки, в том числе и сплошные

санитарные рубки, на этой территории запрещены, рассмотреть вопрос о возможности проведения сплошных санитарных рубок на лесных участках, погибших от верховых и интенсивных низовых пожаров на этой территории. В противном случае на этих площадях произойдет вспышка очагов вредителей леса, от которых пострадают здоровые насаждения.

Пожароопасный сезон 2015 г. показал, что ранее на территории Республики Бурятия не наблюдалось настолько сильных природных пожаров, за исключением лесных пожаров в Прибайкалье в 1915 г. (площадь пожаров 14 225 778 га), в 1986 г. на территории Прибайкалья отмечено 1 565 пожаров, леса выгорели на площади 5 554 800 га [11]. Однако данные отдельно по территории Республики Бурятия неизвестны, например, в том же 1986 г. в Республике Бурятия было зарегистрировано 682 пожара на площади 3 128 га.

Ущерб, нанесенный природе, требует тщательного подсчета, но уже сейчас можно прогнозировать последствия катастрофичных пожаров 2015 г. [10]:

- в последующих 2016-2017 гг. отпад поврежденной древесины составит около 80 % на площадях леса пройденных огнем;

- до 5-10 % прогоревших площадей утратили свою лесопригодность на ближайшие 20-30 лет;

- потенциал биопродуцирования земель снизится до 30 % в границах суммарной площади гарей;

- увеличение горючего материала вследствие отпада поврежденной древесины и развития травя-но-кустарниковой растительности и подроста резко усилит пожарную опасность последующих лет;

- снижение облесенности водосборных бассейнов вкупе с имеющимися низкими уровнями воды приведет к трансформации гидрологического и гидротермического режимов водосборов с резким ухудшением нерестовых угодий;

- изменилась вследствие лесных пожаров устойчивая кормовая база животного мира, что приведет к резким колебаниям численности многих популяций животных;

Столь значительное увеличение площади лесных пожаров на территории республики может, вероятно, говорить о накопившихся изменениях в экосистемах республики, значительной антропогенной нагрузке и изменениях в климате, которые уже в ближайшем и различимом будущем грозят более серьёзными и неразрешимыми чрезвычайными ситуациями, что усиливает необходимость в смене подходов к природопользованию и его нормативно-правовому регулированию.

Литература

1. Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства. URL: http:// www.nffc.aviales.ru

2. Об охране озера Байкал: федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ.

3. О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий: постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110.

4. Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 13.07.2015).

5. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (отменен).

6. О введении на территории Республики Бурятия особого противопожарного режима: постановление Правительства РБ от 10.04.2015 № 169.

7. О введении в лесах Республики Бурятия режима чрезвычайной ситуации: указ Главы РБ от 15.04.2015 № 52.

8. О введении в лесах Республики Бурятия режима чрезвычайной ситуации: указ Главы РБ от 16.06.2015 № 98.

9. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2013 год. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

10. Шешуков М. А., Голдаммер Й. Г. Северо-Восточная Азия: вклад в глобальный лесопожарный цикл. Хабаровск: Тихоокеанский лесной форум, 2006. 415 с.

11. Современная геодинамика и гелиодинамика. 500-летняя хронология аномальных явлений в природе и социуме Сибири и Монголии: учеб. пособие для вузов / К. Г. Леви [и др.]. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. Кн. II. 383 с.

References

1. Informatsionnaia sistema distantsionnogo monitoringa Federal'nogo agentstva lesnogo khoziaistva [Information system for remote monitoring of Federal forestry agency]. URL: http:// www.nffc.aviales.ru

2. Ob okhrane ozera Baikal: federal'nyi zakon ot 01.05.1999 № 94-FZ [Russian Federation Federal Law No. 94-FZ "On protection of lake Baikal" May 01, 1999].

3. O vydelenii biudzhetnykh assignovanii iz rezervnogo fonda Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii po preduprezhdeniiu i likvidatsii chrezvychainykh situatsii i posledstvii stikhiinykh bedstvii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.02.2014 № 110 [Ruling of the Russian Federation Government No. 110 "On budget allocations from the reserve fund of the Government of the Russian Federation for emergency management and consequences of natural disasters" of February 15, 2014].

4. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii (s izmeneniiami na 13.07.2015) [Forestry Code of Russian Federation (with the Amendments and Additions of July 13, 2015)].

5. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.01.1997 (otmenen) [Forestry Code of Russian Federation of January 29, 1997 (canceled)].

6. O vvedenii na territorii Respubliki Buriatiia osobogo protivopozharnogo rezhima: postanovlenie Pravitel'stva RB ot 10.04.2015 № 169 [Ruling of the Republic of Buryatia No. 169 "About introduction in the territory of the Republic of Buryatia special fire safety conditions" of April 10, 2015].

7. O vvedenii v lesakh Respubliki Buriatiia rezhima chrezvychainoi situatsii: ukaz Glavy RB ot 15.04.2015 № 52 [Decree of the Head of the Republic of Buryatia No. 52 "On the introduction of state of emergency in the forests of the Republic of Buryatia" of April 15, 2015].

8. O vvedenii v lesakh Respubliki Buriatiia rezhima chrezvychainoi situatsii: ukaz Glavy RB ot 16.06.2015 № 98 [Decree of the Head of the Republic of Buryatia No. 98 "On the introduction of state of emergency in the forests of the Republic of Buryatia" of June 16, 2015].

9. Gosudarstvennyi doklad o sostoianii zashchity naseleniia i territorii Rossiiskoi Federatsii ot chrez-vychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera za 2013 god. M.: MChS Rossii; FGBU VNII GOChS (FTs). [State report on the state of protection of the population and territory of the Russian Federation from emergency situations of natural and man-made disasters in 2013] Moscow. 2014.

10. Sheshukov M. A., Goldammer I. G. Severo-Vostochnaia Aziia: vklad v global'nyi lesopozharnyi tsikl [NorthEastern Asia: contribution to the global forest fire cycle]. Khabarovsk. 2006. 415 p.

11. Sovremennaia geodinamika i geliodinamika. 500-letniaia khronologiia anomal'nykh iavlenii v prirode i sotsiume Sibiri i Mongolii: ucheb. posobie dlia vuzov [Modern geodynamics and heliodynamics. 500-th chronology of anomalous phenomena in nature and society of Siberia and Mongolia]. Irkutsk: 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.