ВДР [email protected]
УДК 338.45:662
Наталья Петровна Коноваленко,
кандидат экономических наук, соискатель кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Внедрение современного стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса, являющихся своеобразными локомотивами роста российской экономики, требует развития его теоретических и методологических основ, являющихся в настоящее время наименее проработанными.
В статье рассмотрены сущность, особенности и проанализированы общие и специфические принципы стратегического планирования как ключевой функции стратегического управления на предприятиях нефтегазового комплекса. Углубленное изучение данной проблематики обусловливает возможность самосохранения и устойчивого развития предприятий нефтегазового комплекса в длительной перспективе.
Ключевые слова: стратегическое планирование, принципы стратегического планирования, нефтегазовый комплекс.
N.P. Konovalenko
FEATURES AND PRINCIPLES OF STRATEGIC PLANNING AT OIL AND GAS SECTOR ENTERPRISES
The paper states that introduction of modern strategic planning at oil and gas companies that are considered to be engines of growth for the Russian economy requires the development of its theoretical and methodological foundations that are currently less well developed. The paper describes the essence and features of strategic planning and analyzes the general and specific principles of strategic planning as a key function of strategic management at oil and gas companies. The author notes that an in-depth study of this problem will contribute to its self-preservation and ensure sustainable development of oil and gas companies in the long run.
Keywords: strategic planning, principles of strategic planning, oil and gas industry.
Зарубежная и отечественная практика хозяйствования в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, трансформирует ранее существовавшие подходы к планированию, адаптируя их к новым условиям. В новых условиях оказались и предприятия нефтегазового комплекса России, когда система отношений в отрасли с преимущественным сосредоточением государственной собственности трансформировалась в систему, основанную на действии рыночных сил и регуляторов с изменением системы отношений собственности - появлением негосударственных форм собственности на активы нефтегазодобывающих компаний, но при сохранении недр в собственности государства. Подобная ситуация актуализирует изменение принципов управления и подходов к этому процессу в соответствии с объективными условиями экономического развития и в комплексе с другими средствами и методами управления. Вместе с тем особую роль, обусловленную гиперконкуренцией, высоким уровнем неустойчивости, увеличением объема знаний и усложнением решаемых проблем в современной российской хозяйственной системе, приобретает именно стратегический аспект управления и планирования на предприятиях нефтегазового комплекса. В этой
связи особую актуальность для предприятий нефтегазового комплекса приобретают исследования, направленные на совершенствование теоретико-методологических основ процесса стратегического управления и планирования как одного из основополагающих этапов этого процесса.
Характер и содержание стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса определяют принципы, устанавливающие общие правила его разработки и эффективного функционирования. Основополагающие принципы, которыми нужно руководствоваться при осуществлении стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса, отражены в таблице.
Кроме представленных в таблице принципов есть и другие предложения по поводу их обоснованного набора. В частности, А.Р. Байгузин отмечает такие основополагающие принципы стратегического планирования, как маржинальность, первичность планирования, единство централизма и самостоятельности [2, с. 38], а М.И. Бухалков выделяет принцип риска, принцип самостоятельности, принцип равнонапряженности, принцип занятости, принцип динамичности, принцип приоритетности [3, с. 33], однако данные авторы не раскрывают содержания вышеуказанных принципов.
Общие принципы стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса
Принцип Содержание
Единство (холизм) Используемые в стратегическом планировании показатели требуют обоснования в их единстве с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Заключает в себе необходимость системного подхода к стратегическому планированию. Принцип единства во взаимосвязях горизонтального уровня осуществляется путем координации, а на вертикальном уровне - путем интеграции. Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Принцип интеграции определяет, что стратегическое планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки стратегического плана на всех уровнях
Непрерывность Процесс стратегического планирования должен осуществляться постоянно: на смену одному выполненному плану должен приходить другой новый план, а на смену второму - третий и т.д. Постоянное осуществление плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Стратегическое планирование превращается в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов
Точность Определенная степень конкретизации и детализации стратегических планов. Определяется как внутрифирменными факторами, так и внешним окружением. Чем больше временной горизонт, тем ниже степень достоверности исходной информации. Стратегический план должен быть сформулирован так, чтобы не допускать разночтений. Это помогает лучше усвоить требования стратегического плана и является залогом его успешной реализации
Участие (партисипативность) Прямая вовлеченность в процесс стратегического планирования всех тех, кого оно непосредственно затрагивает, предполагается активное воздействие персонала на процесс стратегического планирования. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности
Целенаправленность Предполагает ориентированность процесса стратегического планирования на достижение определенных целей. Цели верхнего уровня предприятия - исходный пункт всего процесса стратегического планирования, а также его результат
Директивность После утверждения стратегические планы являются обязательными к исполнению, т.е. приобретают силу закона
Измеримость Стратегические планы должны содержать не только качественные характеристики, но и количественные показатели, чтобы иметь представление о степени реализации целей по сравнению с фактическими данными
Непротиворечивость (согласованность) Следует различать внутреннюю непротиворечивость, под которой понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов стратегического планирования, и непротиворечивость внешнюю - преемственность стратегического планирования, его соответствие стратегии, целям предприятия и ранее принятым планам (действия по реализации одного плана не должны мешать выполнению других)
Научность (научная обоснованность) В процессе стратегического планирования нужно ставить лишь реальные цели и задачи, иметь реальные ресурсы для их выполнения. Подразумевает учет законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия нефтегазового комплекса. Необходимо использовать научные методы изучения рынка, научно обоснованные нормы и нормативы, экономико-математические модели, мировой опыт стратегического планирования. Основой стратегического планирования должна быть достоверная информация и оценка рисков, которые могут иметь место в планируемом периоде. Соблюдение этого важного требования обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных
Объективность Соответствие процесса стратегического планирования объективной действительности, беспристрастности и непредвзятости
Адекватность Экономико-математические модели, используемые в процессе стратегического планирования должны отражать реальные процессы. Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается: увеличением при прогнозировании альтернативных плановых показателей количества учтенных факторов, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов
Оптимальность Необходимость разработки нескольких вариантов планов, которые различаются комбинацией ресурсов и учитывают возможность измерения внешней и внутренней среды. Из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный. Принцип оптимальности непосредственно связан с принципом экономического обоснования
Экономическое обоснование Обязательность экономического обоснования альтернатив. Этот принцип связан с определением планового эффекта, который показывает степень достижения заданного результата
Ранжирование объектов Необходимо осуществлять ранжирование объектов стратегического планирования по их важности для рационального распределения имеющихся ресурсов
Согласованность с параметрами внешней среды Обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды и исследованием влияния этих факторов на стратегические плановые показатели
Сбалансированность Заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения
В таблице не представлены принцип полноты и принцип целеориентированной интеграции разделов плана (частных планов) Д. Хана, вследствие того что первый, по нашему мнению, является синтезом принципов комплексности и системности, а второй - объединением принципа интеграции и принципа целенаправленности, отраженных в таблице [20, с. 47].
Не представлен принцип конкретности М.И. Бухал-кова из-за того, что он является более узким по отношению к принципу точности, который уже предполагает конкретизацию, детализацию и ясность формулировки стратегического плана [3, с. 33].
В таблице также отсутствуют принцип эффективности, который выделяют М.И. Бухалков и Д. Хан, и принцип экономичности В. В. Суворовой, которые, как нам представляется, по своему содержанию являются синтезом принципов оптимальности и экономического обоснования [3, с. 33; 20, с. 47; 16, с. 37].
Выделенный в таблице принцип объективности А. Р. Байгузин называет принципом реалистичности, а принцип оптимальности Р.А. Фатхутдинов именует как вариантность [2, с. 38; 19, с. 17].
А.Р. Байгузин, М.И. Бухалков, Л.П. Владимирова, П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели, В.В. Суворова, А. Файоль, Д. Хан [2; 3; 4; 10; 16; 19] считают, что принципы гибкости, комплексности и системности следует отнести к общим, однако мы склонны определять указанные принципы как специфические, так как именно в них проявляются особенности стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса.
В состав принципа научной обоснованности, как нам представляется, необходимо включить ряд принципов, которые являются частными по отношению к первому: объективность, адекватность, оптимальность, экономическое обоснование, ранжирование объектов, согласованность с параметрами внешней среды, сбалансированность.
Кроме общих принципов можно выделить специфические, в которых проявляется суть стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса: принцип гибкости, принцип комплексности, принцип системности, принцип автоматизации системы планирования.
Исследуя процесс стратегического планирования, теоретики менеджмента П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели рассматривают принцип гибкости как обязательное условие существования рассматриваемого феномена и подчеркивают, что оно должно быть обусловлено соответствующими процедурами подготовки и принятия решений [10, с. 189]. Данный принцип, как справедливо отмечают ученые, характеризует способность стратегических планов реагировать на проявление случайных факторов в деятельности предприятий нефтегазового комплекса, учитывать слабые и сильные стороны предприятия, а также способность отражать риски и шансы, свойственные условиям рыночной экономики. В связи с этим нельзя не согласиться с Л.П. Владимировой, которая указывает на необходимость наличия определенных резервов или «надбавок на безопасность», которые в случае непредвиденных ситуаций могут «сгладить» положение предприятия [4, с. 134]. Необходимо особо отметить верный, на наш взгляд,
вывод Б. Твисса: рассматриваемый нами принцип гибкости должен обеспечить готовность предприятий нефтегазового комплекса воспринимать некоторую деятельность, не нацеленную непосредственно на исполнение четко определенных целей [17, с. 66]. Поэтому, как справедливо отмечает С. Чоудхари, первоклассные всемирно известные компании, следуя рассматриваемому нами принципу, «готовы к нововведениям в любое время и повсеместно» [13, с. 426].
Ряд ученых выделяют принцип комплексности как залог успешного стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса. Данный принцип требует учета, с одной стороны, всех факторов, оказывающих воздействие на решение поставленной задачи, а с другой - всех последствий влияния полученных результатов на окружающие объекты. К сожалению, вместе с С.В. Терентьевым приходится констатировать, что принцип комплексности соблюдается далеко не на всех предприятиях [18, с. 23]. Так, менеджмент предприятий нефтегазового комплекса нередко «делает явно выраженный акцент на технической стороне дела... тогда как организационные и кадровые аспекты нередко или игнорируются, или признаются второстепенными...». С учетом вышесказанного к принципу комплексности следует отнести выделяемый П.Н. Завлиным, А.К. Казанцевым, Л.Э. Миндели принцип единства научно-технических, социальных и экономических задач развития [10, с. 189].
Изучение специальной экономической литературы позволило определить, что применение в стратегическом планировании принципа системности предполагает учет множества связанных между собой планов как целостного образования, единства, системы, а также рассмотрение самих предприятий нефтегазового комплекса в качестве сложной системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.
В.К. Марков устанавливает основные системные принципы развития сложных производственных систем, наличие которых позволяет обоснованно формировать стратегию развития, обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности, целенаправленно мотивировать всех участников бизнес-процессов. Речь идет о таких принципах, как принцип подвижности и стабильности элементов, принцип смены поколений активных элементов, принцип рационального сочетания свойств целостности и обособленности развивающихся систем, принцип накрытия множества потребителей множеством средств, принцип единства количества и качества продукции при приоритете последнего и др. [12, с. 63].
Авторы энциклопедического справочника, исследуя современное управление, отмечают огромную роль информации для любого вида деятельности и утверждают, что любое предприятие, в том числе и нефтегазового комплекса, «просто тонет в информации». Вместе с тем главным параметром успешной деятельности предприятия становится «время, а не издержки», так как выигрывает на рынке тот, кто обладает способностью «создавать новые продукты и услуги, а также находить новые способы производства и доставки их потребителю быстрее конкурентов» [15, с. 46]. Принимая во внимание сказанное, нетрудно заметить, что от скорости и качества обработки информации зависит успех самого процесса стратегического планирования на предприятиях нефте-
газового комплекса. В связи с этим нельзя не согласиться с Р.А. Фатхутдиновым, который выделяет принцип автоматизации как особенно значимый для стратегического планирования и подчеркивает, что рассматриваемый принцип «требует применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение» [19, с. 17].
Можно также выделить ряд особенностей процесса стратегического планирования в силу специфики деятельности на предприятиях нефтегазового комплекса:
- полное или частичное отсутствие информации о возможных состояниях нефтегазового комплекса или его внешней среды при осуществлении стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса. Наш вывод подтверждают исследования таких ученых, как Г. И. Жиц, Л. А. Давыдова, Р. А. Фатхутдинов и др. [9; 7; 19]. Действительно, с точки зрения обыденного опыта непонятно, как же возможно стратегическое планирование, если практически отсутствует информация о ситуации. В условиях неопределенности планирование носит исключительно гипотетический характер и, возможно, истинный. Как было отмечено нами ранее в работе «Стратегическое планирование на газодобывающем предприятии: основы теории и методологии», процесс стратегического планирования на газодобывающем предприятии характеризуется трехкратной неопределенностью, которая охватывает неопределенность природы (подсистемы управления), неопределенность внешней среды (макросреды) и неопределенность целей [11, с. 45]. Первый вид неопределенности связан с невозможностью наблюдения ряда необходимых для управления добычей газа параметров объекта и происходящих в нем процессов (не могут быть достоверно определены коллекторские свойства продуктивного пласта между скважинами, пластовые давления, положения газоводяного контакта и конденсатонасыщенность в зонах отсутствия скважин; к труднопрогнозируемым процессам относится также реакция водонапорного бассейна, окружающего месторождение, на его разработку). Второй вид неопределенности обусловлен невозможностью достоверно прогнозировать на далекую перспективу изменений цен на газ (в связи с открытием новых месторождений в регионе, разработкой более прогрессивных технологических процессов и ряда других), потребности в газе и конденсате. Третий вид неопределенности обусловлен наличием нескольких целей, часть из которых бывает противоречивой;
- высокая степень риска, которая является следствием первой особенности стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса - большой неопределенности. При неудачном стратегическом планировании на предприятиях нефтегазового комплекса, может сложиться ситуация, приводящая к огромным убыткам, которые приведут к банкротству;
- ориентированность на реализацию принципиально новых технологий в производственном и функциональном процессах в нефтегазовом комплексе. На данной особенности справедливо концентрируют свое внимание Т.П. Воронина, В.Д. Грибов, Р.А. Фатхутдинов и др.
[5; 6; 19]. Действительно, например, «Газпром» для повышения эффективности работы газодобывающих предприятий применяет современные технологические установки в блочно-комплектном исполнении для объектов добычи;
- сложность стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса, выделяемая рядом ученых, в том числе И.С. Никоненко, В.Я. Горфинкелем, В.А. Швандаром, Р. А. Фатхутдиновым [13; 14; 19]. Данная особенность определяется тем, что процесс стратегического планирования на нефтегазовых предприятиях слабо структурирован и трудно формализуем, требует значительного опыта и интуиции экспертов, обработки большого объема количественной и качественной информации и усугубляется совокупностью специфических особенностей, выделенных нами выше;
- направленность на достижение синергетического эффекта в процессе стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса. Синергетиче-ский эффект является совокупным результатом эффектов, возникающих в результате взаимодействия подсистем или при временном объединении рассматриваемой системы с другими системами для достижения общих целей. Его появление на предприятиях нефтегазового комплекса может быть связано с возникновением следующих экономических эффектов: масштаба, интеграции, диверсификации, кооперации и др. Следовательно, при формировании бизнес-портфеля топ-менеджеры предприятий нефтегазового комплекса должны стремиться составить его таким образом, чтобы увеличить синергетический эффект. В случае если между бизнес-единицами или компаниями отсутствуют связи, то синергетический эффект не возникает.
По мнению Т.А. Андреевой, представляет интерес содержательная сторона синергетического эффекта, который применительно к компаниям подразумевает интеграцию или координацию множества функций и отраслей корпораций, являясь предпосылкой для устойчивого развития диверсифицированных (многопрофильных, многоотраслевых) структур. Если до слияния стратегия разных бизнесов формировалась на основе самостоятельных условий, то при разработке интегрированной стратегии появляется необходимость учета множества дополнительных факторов, наиболее важными из которых являются:
- многоуровневость системы, которая заключается в создании нескольких уровней управления, например государственный, корпоративный, отраслевой, уровень технологической цепочки, уровень отдельного предприятия;
- многопотоковость системы, заключающаяся в том, что деятельность организации разбивается на потоки, каждый из которых является объектом управления. В частности, в рамках корпорации могут действовать производственный поток, финансовый поток, информационный поток, кадровый поток;
- синергизм системы проявляется в многокритериальном управлении всеми уровнями и потоками объекта управления для достижения запланированных общих целей организации;
- диверсифицированность системы, которая подразумевает развитие в рамках общей стратегии распространение хозяйственной деятельности на новые сферы
(расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг, освоение новых рынков и т. п.) [1, с. 24].
Таким образом, детальная проработка принципов и особенностей стратегического планирования предприятий нефтегазового комплекса России позволила сделать вывод о том, что для эффективного функционирования этого процесса необходимо наладить действие следующих поддерживающих элементов, обеспечивающих в конечном итоге кумулятивный эффект всей системе стратегического управления нефтегазовым комплексом России:
- стратегическая гибкость - способность системы стратегического управления нефтегазовым комплексом России адекватно меняться в ответ на происходящие трансформации во внешней и внутренней средах;
- стратегическое мышление - процесс активного перспективного отражения объективной реальности нефтегазового комплекса России, состоящий в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании существенных связей и отношений в его внутренней и внешней средах, реализующийся в постановке и решении практических и теоретических проблем стратегического управления нефтегазовым комплексом РФ, направленный преимущественно на перспективу и имеющий целью созидание новых идей;
- стратегическая информация - данные, прошедшие аналитическую обработку и подготовленные для конкретного и определенного использования для принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития нефтегазового комплекса России в процессе стратегического управления.
1. Андреева Т.А. Интегрированная система процессов стратегического управления газовой корпорацией // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1 (45). С. 22 - 28.
2. Байгузин А.Р. Диспозитивное внутрифирменное планирование: теория и методология. Саратов, 2001.
3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2001.
5. Воронина Т.П., Молчанова О.П. Особенности управления инновационной организацией. // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2004. № 2.
6. Грибов В.Д. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Давыдова Л.А. Экономика и управление предприятием: Основы немецкой теории Betriebswirtschaftslehre, адаптированной для применения в России: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Данников В.В. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление. М.: ЭЛВОЙС-М, 2004.
9. ЖицГ.И. Инновационный потенциал. Саратов: СГТУ, 1999.
10. Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. СПб.: Наука, 1997.
11. Коноваленко Н.П. Стратегическое планирование на газодобывающем предприятии: основы теории и методологии. Саратов: СГСЭУ, 2009.
12. Марков В.К. Системный подход к управлению корпорациями в российской экономике // Вестник СГСЭУ. 2008. № 5 (24). С. 65 - 68.
13. Менеджмент XXI в. / под ред. С. Чоудхари. М.: ИНФРА-М, 2002.
14. Никоненко И.С., Васильев Ю.Н. Газодобывающее предприятие как сложная система. М.: Недра, 1998.
15. Современное управление: энциклопедический справочник. М.: Издатцентр, 1997. Т. 1.
16. Суворова В.В. Планирование деятельности промышленных предприятий в условиях рынка: учеб. пособие. Саратов, 2002.
17. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
18. Терентьев С.В. Управление процессом освоения продуктовых инноваций на промышленном предприятии: дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2002.
19. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2000.
20. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997.
21. Экономика фирмы: учебник / В.А. Швандар, В.Я. Гор-финкель. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Айна-Жан Ербулатовна Махметова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССНОГО КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В статье исследованы проблемы внедрения и реализации процессного контроллинга в деятельности организации. Выявлены ключевые элементы организации, содержательно структурирующие концепцию контроллинга на основе процессного управления. Обоснована целесообразность конвергентного подхода к реализации концепции процессного контроллинга и внедрению системы менеджмента качества. Представлены результаты эмпирических исследований в области критичности бизнес-процессов организаций, на основе которых показана взаимосвязь инструментария процессного контроллинга и СМК, позволяющая обеспечить синергетический эффект при условии конкретизации объектов управления и оценки интегрированного критерия эффективности.
Ключевые слова: процессное управление, контроллинг, организация, система менеджмента качества, эффективность, результативность.